В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Мастер-класс "Виды методической продукции" (методические рекомендации по организации и проведению)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида

Киселёвского городского округа Кемеровской области









Методические рекомендации

по организации и проведению


мастер-класса

«Виды методической продукции»


Автор:

Савельева Ольга Владимировна,

заместитель заведующей по методической работе, высшей квалификационной категории











Киселёвск, 2011

Пояснительная записка

Представляемый материал:

        • Текстовый документ «Мастер-класс «Виды методической продукции»


Список использованных источников:

  • Гин А.А. Традиции урока //Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

  • ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения»

  • Покровская М.Б. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины:сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005. – С.49-62


Комментарии о возможностях использования и результативности данного материала:

Предлагаемый мастер-класс «Виды методической продукции» один из цикла мастер-классов в рамках работы «Школы молодого педагога». Его цель - повысить компетентность педагогов в области учебно-методического обеспечения образовательной программы.

Вареативность и мобильность предлагаемого материала очевидна. Содержание данного мастер-класса рассчитано на молодых педагогов. Но с успехом был проведен и с молодыми методистами, и с педагогами со стажем. Кроме того, данным материалом может воспользоваться любой методист, руководитель структурного подразделения или педагог-стажист, для организации работы с педагогами.

Сильной стороной данной разработки является предлагаемые методические комментарии и пояснения к этапам работы. Они

  • позволяют лучше понять содержание мастер-класса и конкретной работы во время его проведения;

  • дают возможность варьировать содержание этапов в зависимости от особенностей конкретной группы педагогов, имеющихся методических материалов для демонстрации;

  • экономят время при подготовке;

  • снижают трудозатраты методиста для достижения результативности обучения.

Данный мастер-класс результативен. Он был проведен:

  • в рамках городского семинара-практикума для руководителей и зам. руководителей учреждений дополнительного образования «Программно-методическое обеспечение образовательного процесса УДО», г. Киселевск, 2007 г. (присутствовало 52 чел.);

  • в рамках областного семинара для методистов учреждений дополнительного образования «Формы методической работы с педагогическим коллективом» (стаж работы не более 5 лет), г. Кемерово, 2008 г. (присутствовало 38 чел.);

  • в рамках областного конкурса «Лучший методист многопрофильного учреждения дополнительного образования» - III место, 2009 г. (присутствовало: 32 чел.)

Кроме того, данный методический материал отмечен дипломом лауреата II степени областного конкурса методических материалов (2010 г.) и опубликован на страницах журнала «Директор школы» № 11, 2011 г.


Из отзывов коллег: «Мастер-класс динамичен, насыщен информационно и практически. Рационален в применении методов и средств обучения. Содержание информации научно, доступно для понимания».

По результатам рефлексии (122 чел.)

  • «Материал мастер-класса полезен. Буду использовать в своей деятельности» - 97,3% участников

  • «Информация полезна. Нужно время для осмысления» - 2,7% участников (молодые педагоги)


Мастер-класс


Тема: Виды методической продукции.


Цель: повысить компетентность педагогов в области учебно-методического обеспечения образовательной программы.


Задачи:

Конкретизировать понятие УМК. Показать сходство и различия учебно-методического комплекта и учебно-методического комплекса. Познакомить с классификацией УМК и его составляющими.

Формировать умение планировать содержание УМК (отдельного занятия, раздела образовательной программы).


Площадка проведения: МАДОУ детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида и МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»


Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, столы и стулья по количеству приглашенных на мастер-класс, листы белой бумаги (20-30 шт.), шариковые ручки (10 шт.), лист ватмана для рефлексии, маркеры (5-6 шт.)


Видеоряд: презентация в программе Microsoft Power Point, методическая выставка «Виды методической продукции», учебно-методические комплекты и учебно-методические комплексы опытных педагогов учреждения


Список использованных источников:

  • Гин А.А. Традиции урока // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

  • ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения»

  • Покровская М.Б. Справочник издателя и автора:Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины:сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005. – С.49-62


Ход:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на нашем мастер-классе, посвященном трем таинственным буквам УМК (СЛАЙД).

Сначала мы вместе вспомним прошедший смотр-конкурс учебных кабинетов и проведем его краткий анализ. Потом попробуем ответить на вопрос «Что такое УМК?» (Методический комментарий: Звучит тема мастер-класса в вопросной форме). Затем потренируем мозги — классифицируем УМК. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное - составим содержание отдельных УМК.


Все вы знаете, что в период осенних каникул в ДОУ и Центре прошел смотр-конкурс учебных кабинетов по следующим критериям (СЛАЙД).

Особое внимание в этом смотре-конкурсе было уделено методическому оснащению кабинетов, а точнее - выявлению опыта педагогов по формированию УМК к образовательным программам. Из материалов, представленных педагогами видно, что работа ведется, но существует некоторое недопонимание, что же такое УМК и его содержимое.

Давайте попробуем разобраться.

(СЛАЙД) Аббревиатура УМК – расшифровывается как учебно-методический…

А вот здесь возникает еще один вопрос К - комплекс или комплект? (педагоги высказывают свое мнение)

(Методический комментарий: в ходе ответов методисту необходимо добиваться аргументации педагогами своего высказывания. Как правило, группа делиться на два «лагеря», в зависимости от высказанной точки зрения на заданный вопрос. Методисту при этом необходимо придерживаться нейтральной точки зрения, чтобы сохранить интригу до конца мастер-класса)


Мнения разделились… Предлагаю вернуться к этому вопросу в конце мастер-класса.

(СЛАЙД) Любой УМК имеет несколько так называемых уровней (Методическое пояснение: Для лучшего понимания необходимо продемонстрировать уровни УМК на примере папки «УМК к образовательной программе» одного из опытных педагогов высшей квалификационной категории)

1-ый уровень – УМК отдельно взятого занятия.

2-ой уровень – УМК к разделу образовательной программы.

3-ий уровень – УМК образовательной программы.


Что же входит в УМК?.. (ответы педагогов)

Каждый здесь сидящий давал открытые занятия. Вспомните и назовите методическую продукцию, которая была подготовлена вами к этим занятиям (Ответы: конспект или сценарий занятия, наглядный материал, карточки для обучающихся, творческие задания, карты…). Все вами перечисленное и составляет УМК отдельного занятия. Но при этом необходимо отметить, что необязательно вся эта методическая продукция должна быть разработана к каждому занятию! Необходимо дифференцировать наполняемость УМК занятия в зависимости от его целей, состава группы обучающихся, имеющихся возможностей (технических, интеллектуальных, ресурсных и т.д.)


УМК к разделу образовательной программы состоит из УМК отдельных занятий по данному разделу (показать).

И соответственно УМК образовательной программы составляют УМК к разделам программы (показать).

Конечно же, вы понимаете, что такой объем работы качественно выполнить невозможно в короткий срок. Такая работа ведется напротяжении всей педагогической деятельности: меняются группы обучающихся, требования времени, технические средства и т.д. Вам продемонстрирован опыт оформления УМК к которому необходимо стремиться. Ежедневная добросовестная подготовка к занятию, ваша заинтересованность в разработке новых методических идей постепенно поможет собрать свой уникальный УМК к программе.


Уровни УМК теперь понятны. Но возникает вопрос, какая методическая продукция может составлять УМК занятия или раздела? (Методическое пояснение:

Вариант 1. Методистом выслушиваются и конкретизируются ответы. После обсуждения методист, опираясь на содержание слайдов, рассказывает о составляющих УМК и показывает лучшие материалы из опыта работы педагогов учреждения, тем самым презентуя их. Материалы лучше оформить в виде выставки на специальном выставочном стенде (стойке)

Вариант 2: Группа делиться на несколько подгрупп (по желанию) и сортируют материалы в соответствии с предлагаемой классификацией.

Вариант 3: Группа делиться на 7 подгрупп. Представители групп получают жетоны, на которых написаны группы методических материалов согласно предлагаемой классификации. Каждая подгруппа получает задание: выбрать из предложенных материалов, только те, которые относятся к указанной в жетоне группе, например, «Программно-методические материалы». На выполнение задания дается 5-7 минут. Затем каждая группа презентует свои материалы и аргументирует свой выбор. Для презентации дается 2-3 мин. Если возникает необходимость в обсуждении мнения группы, методист руководит прениями и завершает их демонстрацией слайда, на котором указан обсуждаемый список материалов.)

Разрешите вам представить классификацию методической продукции, которая может составлять УМК:

  1. (СЛАЙД) Программные материалы. Сюда относятся… (образовательная программа и тематическое планирование, КТП)

  2. Практические материалы. Какие?

  • сборники (задач, упражнений, контрольных материалов, лабораторных работ и пр.);

  • рабочие тетради для обучающихся;

  • хрестоматии.

  1. Теоретические материалы:

  • информационный материал (газетные, журнальные статьи, информация с интернет-сайтов и пр.);

  • курс лекций;

  • учебное пособие;

  • тематическая подборка (стихов к празднику, игр, динамических пауз и пр.).

  1. Самая известная методическая продукция - наглядные материалы:

  • таблицы;

  • схемы;

  • атласы;

  • альбомы;

  • аудио-, видеоматериалы;

  • графики;

  • плакаты;

  • диаграммы;

  • листовки;

  • дидактические материалы (карточки, перфокарты и т.д.);

  • бюллетень;

  • газета;

  • учебно-наглядное пособие;

  1. Справочные материалы:

  • словари терминов;

  • энциклопедии;

  • дополнительная информация по теме;

  1. Библиографические материалы:

  • картотека

  • аннотированный указатель;

  • каталог;

  1. И непосредственно методические материалы:

  • методические пособия;

  • методические рекомендации;

  • методические разработки (сценарии занятий);

  • методические записки;

  • памятки;

  • положения.

Кроме УМК в ходе работы можно формировать тематические папки. Например, по видам деятельности, как это сделано у педагога художественно-прикладной направленности Максимовой Н.А. (ПОКАЗАТЬ), или к отдельно созданной коллекции костюмов, как у руководителя детского образцового коллектива театра моды Максимовой Т.В.

Предлагаю составить приблизительный перечень методической продукции УМК. Для этого разделимся на команды:

«Молодой педагог» (стаж работы 0-4 года)

«Педагог-мастер» (стаж работы 5-10 лет)

«Педагог-профессионал» (стаж работы 11-20 лет)

(Методические пояснения: Группы больше 6-7 чел. можно разделить на подгруппы для улучшения комфорта во время работы. Каждой группе выдается конкретный материал (конспект занятия, определяется раздел всем знакомой образовательной программы и т.д.). Обязательно оговаривается время работы, время презентации результатов)

Время работы над заданием 10 минут. Для презентации итогов работы группы – 1 - 2 мин. К презентации своей работы подойдите творчески!

(Методические пояснения: Группы выполняют задание. По окончании работы проходит презентация.)


Каждый из видов методической продукции может стать мультимедиа продуктом – переведен в электронный вариант для удобства использования на занятии. Об этом мы поговорим на следующем мастер-классе «Технология разработки мультимедиапродукта»

Работа была плодотворной и «жаркой». Но настало время вернуться к загадочной букве К в аббревиатуре УМК. Что же она обозначает: комплекс или комплект (Методическое пояснение: выслушиваются ответы педагогов. Дальнейший разговор ведется с демонстрацией реальных комплектов и комплексов различной методической продукции)

Комплект – одинаковый носитель информации –

  • электронный (комплект дисков);

  • печатный (комплект печатной продукции);

  • аудиокомплект;

  • видеокомплект;

  • комплект фотоматериалов и т.д.

Комплекс – 2 и более носителей информации, материал на них разный , но дополняющий друг друга (Например, СД-диск с информационными и учебно-наглядными материалами и тетрадь для обучающихся).

Предлагаю проверить, умеете ли вы отличать учебно-методический комплекс от учебно-методического комплекта.

Игра «ДА – НЕТ»

Задание: Я показываю вам набор предметов, методической продукции и задаю вопрос: «Это комплект?». Если вы согласны, что пред вами комплект, отвечаете «Да», если не согласны – «Нет». Попробуем (Методический комментарий: Необходимо «порепетировать» игру 2-3 раза, а затем играть).

(Методическое пояснение: Для игры можно использовать 6-7 наборов предметов (дисков, книг, аудиокассет, открыток и т.д.) или методической продукции. Это внесет в игру некоторое разнообразие и поможет методисту понять, осознанно ли педагоги делают свой выбор между «комплектом» и «комплексом»)


Еще раз обращаю ваше внимание на то, что в УМК отдельного занятия или даже раздела не обязательно должна входить вся перечисленная методическая продукция, а лишь та, которая помогает педагогу - наиболее полно раскрыть материал, обучающемуся – с интересом его усвоить. От этого зависит качество обучения.

Отрадно видеть, что УМК к открытым занятиям имеются у каждого педагога, уже сформированы УМК к отдельным разделам программы у молодых педагогов и активно пополняются педагогами, имеющими стаж педагогической работы.

Работа ведется большая и имеет свою перспективу – УМК к каждой образовательной программе, реализующейся в нашем Центре.

Подводя итоги, хочется сказать большое спасибо всем за активную работу. До новых встреч на мастер-классе «Технология разработки мультимедиапродукта». Покидая аудиторию на листе ватмана оставьте ваш автограф в одной из граф: «Материал мастер-класса полезен. Буду использовать в своей деятельности», «Информация полезна. Нужно время для осмысления», «Ничего нового и полезного не услышано» (Методическое пояснение: Можно огласить время и место проведения следующего мастер-класса и предложить заполнить анкету. Результаты анкетирования помогу методисту более качественно подготовить и провести предстоящий мастер-класс)



АНКЕТА


Цель: выявить причины недостаточного употребления на занятиях медиасредств.

Выберите один или несколько приемлемых для Вас ответов на вопрос:


Почему Вы не используете (или редко используете) мультимедийные средства обучения в своей педагогической практике?

  • В обращении с техникой и программами я чувствую себя неуверенно.

  • Я боюсь технических поломок, которые нарушают ход занятия.

  • Использование медиасредств на занятии предполагает очень высокие расходы.

  • Я не обладаю методической подготовкой для применения медиасредств.

  • Я очень мало знакома с имеющимися ресурсами.

  • Я считаю эффективность медиазанятий незначительной.

  • Другие причины (укажите) _____________________________________

Приложение 1.



Методические рекомендации

по организации предварительной работы



  1. Побеседовать или провести предварительное анкетирование. Цель данной работы: выявить категорию педагогических работников, участвующих в мастер-классе, их возраст, стаж педагогической работы, определить уровень знаний по теме.

  2. Подготовить необходимую теоретическую информацию (ориентируясь на данные опроса или анализа анкет).

  3. Разработать практические задания.

  4. Придумать и написать сценарный ход мастер-класса.

  5. Разработать мультимедийную презентацию в программе Microsoft Power Point.

  6. Приготовить таблицу для рефлексии.

  7. Подобрать музыкальное сопровождение практической работы.

  8. Непосредственно перед мастер-классом подготовить мультимедийное оборудование и аудиторию: поставить столы и вокруг них количество стульев равное количеству участников, разложить листы белой бумаги, ручки для работы, закрепить «Лист рефлексии», рядом разместить маркеры.




Если мастер-класс проводится для педагогических работников своего образовательного учреждения (т.е. аудитория знакома ведущему), то п.1 можно пропустить при подготовке или заменить смотром-конкурсом УМК, учебных кабинетов и т.д.




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос