Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Уксянский детский сад «Рябинушка»
Рассмотрено на Согласовано Утверждено
Педсовете «____»_________20__г. Специалист УДОКМС Заведующая МДОУ
____________В.А.Кузнецова «Уксянский детский сад «Рябинушка»
______________Т.В.Паршукова
«____»___________20____г.
Мониторинг
освоения основной общеобразовательной программы развития детей дошкольного возраста
2010-2011 г.
Пояснительная записка.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволяет осуществить оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности мониторинга. Полученные результаты помогают осознанно планировать образовательный процесс с детьми и отслеживать динамику развития каждого ребёнка и группы в целом.
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребёнка; освоение содержания образовательных областей по основной общеобразовательной программе ДОУ.
Целью педагогического изучения является выявление уровня знаний и представлений об окружающем мире, их соответствие содержанию основных разделов Образовательной программы дошкольного учреждения, а также определение педагогических условий, необходимых каждому воспитаннику для реализации потенциальных возможностей.
Критерии и показатели педагогической оценки на прямую связаны с реализуемой в дошкольном учреждении программы Т.Н.Дороновой «Радуга», парциальными программами С.Николаевой «Юный эколог», Е.В.Колесникова «Математические ступеньки», М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду», Л.И.Пензулаевой «Физическое развитие в детском саду», Л.В. Куцакова «Конструирование в детском саду», О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина «Я, ТЫ, МЫ», Т.А.Тарасовой «Я и моё здоровье», К.Ю.Белой «Как обеспечить безопасность детей дошкольного возраста» и объёмом минимально допустимых знаний для каждой возрастной группы. Объём образовательного содержания отбирается на основании ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МО и Н № 655 от 23 ноября 2009 г.)
Мониторинг психического развития детей подготовительной проводит педагог-психолог 2 раза в год, основанный на формировании интегративных качеств ребёнка 7 лет.
Воспитатели проводят педагогический мониторинг в основном в виде педагогических наблюдений и дидактических упражнений 2 раза в год: в начале и в конце учебного года. Педагогические наблюдения проводятся по следующим направлениям развития ребёнка: физическому, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному. Мониторинг предусматривает проведение контрольно-оценочных занятий в течении месяца (май).
В графике Образовательной программы определены сроки, периодичность, этапы педагогического обследования.
I этап. Цель – определить исходный уровень «обученности», т.е. владение знаниями, умениями, навыками в объёме образовательной программы.
II этап. Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенности динамики развития каждого ребёнка в специально организованных условиях. Диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания образовательной работы с каждым ребёнком и группы в целом. В содержание образовательного процесса вносятся коррективы, определяются цели и задачи дифференцированного взаимодействия в совместной деятельности педагога с детьми в следующем полугодии.
III этап. Цель – определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.
Результаты педагогического обследования фиксируются в оценочных листах и картах развития, что обеспечивает процесс сбора, анализа и принятия управленческого решения по результатам мониторинга. Сравнительный анализ результатов обследования на начало и конец года позволяет установить степень сформированности интегративных качеств дошкольника. Групповые результаты представляются в наглядной форме ( в виде гистограмм). Гистограммы отражают средний уровень достижений группы по каждому разделу программы. По общему виду гистограмм можно достаточно судить об уровне психического развития детей в группе и об уровне освоения знаний в группе. Сравнительный анализ гистограмм, построенных в начале и конце года, позволяет легко проследить динамику развития детей в группе и усвоения знаний в целом. Наглядный метод представления результатов позволяет сравнивать эффективность применения различных методик обучения, следовательно, определяет целесообразность применения тех или иных образовательных методик.
Таким образом, педагогический мониторинг является важнейшим источником информации для каждого участника образовательного процесса, обеспечивает обратную связь между педагогом и детьми, позволяет оценить и скорректировать условия, процесс и результаты педагогического взаимодействия.
Мониторинг результатов освоения ООП ДО
Направления развития |
Образовательная область |
Занятия |
Диагностические методики |
Сроки |
Ответственные |
Физическое развитие |
Физическая культура |
Физкультурное |
Мониторинг физической подготовленности детей дошкольного возраста Л.И.Пензулаева |
Сентябрь –январь-май |
Воспитатели, М/С |
Здоровье |
В быту и природе |
Т.А.Тарасовой «Я и моё здоровье», |
Сентябрь –январь-май |
Воспитатели |
|
Безопасность |
В быту и природе |
К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность детей» |
Сентябрь –январь-май |
Воспитатели |
|
Познавательно-речевое развитие |
Познание |
Познаю мир |
Т.И.Гризик «Познаю мир» |
Сентябрь –январь-май |
Воспитатели |
Конструирование и ручной труд |
Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд» В.М.Кошелёв «Художественный и ручной труд в детском саду» З.В.Лиштван «Конструирование в детском саду» |
Сентябрь –январь-май |
Воспитатели |
||
Экологическое воспитание |
С.А.Николаева «Юный эколог» |
Сентябрь –январь-май |
Воспитатели |
||
Математика |
Е.В.Колесникова «Математические ступеньки» |
Сентябрь –январь-май |
Воспитатели |
||
Труд |
Самообслуживание Труд в быту и природе |
Наблюдения |
Сентябрь –январь-май |
Воспитатели |
|
Коммуникация |
Развитие речи Обучение грамоте |
В.В.Гербова «Учусь говорить» |
Сентябрь –январь-май |
Воспитатели |
|
Чтение художественной литературы |
Чтение художественной литературы |
З.А.Гриценко «Пришли мне доброго чтения».. .Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
Сентябрь –январь-май |
Воспитатели |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Музыка |
Музыкальное |
М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» |
Сентябрь –январь-май |
Музыкальный руководитель |
Художественное творчество |
Рисование Лепка |
Т.Н.Доронова «Природа, исскуство и изобразительная деятельность для детей» |
Сентябрь -май |
Воспитатели |
|
Социально-личностное развитие |
Социализация |
Игровая деятельность |
О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина «Я,ТЫ, МЫ» |
Сентябрь-январь-май |
Воспитатели |
Диагностика
освоения основной образовательной программы
развития детей дошкольного возраста
(3-4 года)
Пояснительная записка
Диагностический пакет образовательного процесса во второй младшей группе разработан: по комплексной программе Т.Н.Дороновой «Радуга», С.А.Николаева «Юный эколог», Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд», З.В.Лиштван «Конструирование в детском саду», М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду», Л.И.Пензулаева «Физическая подготовленность детей дошкольного возраста», Т.А.Тарасовой «Я и моё здоровье», О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина «Я, ТЫ, МЫ», Е.В.Колесникова «Математические ступеньки».
Знакомство с ребенком проходит естественно, непринужденно, не формально, ни в коем случае не походя на экзамен.
Цель педагогического обследования – выявить уровень освоения основной образовательной программы детей дошкольного возраста.
Во время педагогического обследования учитываем особенности поведения ребенка и его работоспособность. Нарушение работоспособности и отклонения в поведении могут скрыть интеллектуальные возможности ребенка или создать превратное о них представление.
Работу с ребенком строим в форме наблюдения и выполнения практического задания. Если у ребенка возникли трудности, ему может быть оказана помощь: в виде общей стимуляции, организации его деятельности, наводящих вопросов, прямой подсказки, показа.
Во время анализа полученных результатов отмечаем: какой вид помощи и в какой мере был оказан ребенку, и насколько эта помощь помогла ему справиться с заданием.
Все методики проводятся с ребенком в форме игры, при этом учитываем его желание и эмоциональный настрой.
Подбор методик соответствует возрастным особенностям детей.
Для полного и глубокого изучения индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка организуем наблюдения его в разных видах деятельности, беседы с родителями, изучаем работы продуктивной деятельности, данные медицинских обследований состояния здоровья и физического развития, данные других специалистов( музыкального работника и др.).
№ |
Направ ление |
Образовательная область |
Автор диаг-ой методики |
Критерии (объект диагностики) |
Показатели (уровневые характер-ки) |
Метод. инструментарий |
1. |
Физическое развитие |
Физическая культура |
Л.И.Пензулаева |
- Быстрота (бег на 30 м.) -Динамометрия: сила кисти правой руки: - Скоростно-силовые качества: Прыжок в длину с места. Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (см). Метание мешочка с песком правой рукой (м.) Метание мешочка с песком левой рукой |
М.-11-8 сек, Д.-12-8 сек. М.-3-6 кг, Д.-2-5 кг; левой руки М.-3-5 кг, Д.-2-4 кг); мальчики 40-60 см девочки….. мальчики 2м.-2,5м. девочки 1м.-1,5м. мальчики 2,5м.-3м девочки 1,5м.-2м мальчики 2м.-2,5м. девочки 1м.-1,5м. |
Быстрота - д/у «Добеги до флажка». Прыжок в длину - д/у «Перепрыгни ручеёк». Бросание набивного мяча - д\у «Добрось до флажка» Метание правой и левой рукой - д/у «Сбей кеглю» |
Здоровье |
Т.А.Тарасовой «Я и моё здоровье», |
-умение выполнять основные культурно-гигиенические ритуалы; -умения и навыки самообслуживания; |
Высокий уровень – сформированность действий, направленных на охрану своего здоровья и окружающих. Средний –выполняет ряд действий под руководством взрослого. Низкий –отсутствуют умения и навыки в самообслуживании. |
Д/и «Правильно-неправильно»; «Делай, как я!» |
||
Безопасность |
К.Ю.Белая |
Выявить: -сформированность представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях; -сформированность осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуаций. |
Высокий уровень – сформированность действий, направленных на охрану своего здоровья и окружающих. Средний –выполняет ряд действий под руководством взрослого. Низкий –отсутствуют умения и навыки безопасного поведения в быту и природе. |
д/и «Можно-нельзя» |
||
2. |
Познавательно-речевое |
Познание |
Т.И.Гризик |
Выявить запас знаний по познавательному развитию. 1) Как тебя зовут? 2)Как зовут твою маму? Как зовут твоего папу? 3) Как зовут твоих воспитателей? 4) Какая у тебя есть одежда? Обувь? 5) Какие ты знаешь деревья? Цветы? Посуду? |
Высокий уровень -5 «+»; Средний уровень – 3-4 «+»; Низкий уровень- 1-2 «+». |
д/и «Давайте познакомимся», «Моя семья», «Под зонтом», «Волшебный кубик» |
|
|
Выявить экологические знания: -классификация живых объектов по значимым признакам -понимание первоначальных связей в природе Отношение: -поступки (наблюдение); -высказывания (наблюдение); - эмоции (беседа, наблюдение). |
Высокий уровень - самостоятельно называет комнатные растения, деревья и кустарники на участке (3-4); птиц (зимующие и перелётные); 1-2 условия, необходимые для роста живых объектов (свет, вода, тепло, уход); у ребёнка присутствуют положительные поступки, эмоции и высказывания. Средний уровень – при помощи наводящих вопросов ребёнок рассуждает о развитии живых объектов; исправляет свои ошибки при помощи взрослого. Низкий уровень – неадекватное поведение по отношению к живым объектам. |
(д/и «Цветы», «Птицы», «Деревья»); (ежемесячные наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря - картинок-пиктограм и одеванием куклы); д/и «Четвёртый лишний», «На прогулку», «Дорисуй». |
||
|
Математика |
Е.В.Колесникова «Математические ступеньки» |
. Выявить: -умение сравнивать количество предметов: один-много; -умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов; -умение называть числительные по порядку в пределах 5; -умение называть геометрические тела: шар, (куб, цилиндр); -умение называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник; - приёмы обследования зрительно-двигательным путём; -умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; -умение сравнивать контрастные и одинаковые предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине; -умение различать и называть части суток; -умение различать и называть времена года; -умение различать понятия: вчера, сегодня, завтра; -умение различать правую и левую руку; -умение двигаться в заданных направлениях: налево, направо; -умение решать логические задачи: а) на классификацию б) установление последовательности событий в) анализ и синтез. |
Высокий уровень – правильно выполняет задания , не допускает ошибок. Средний – допущены ошибки в выполнении 1-2 заданий. Низкий – допущены ошибки в выполнении 5-ти и более заданий. |
д/у «Сколько братьев…», «Хватит ли белочкам шишек?», «Кто за кем?», «Обведи по контуру», «На какую фигуру похоже?», «Найди и назови», «Когда это бывает?» |
|
|
|
Конструирование |
Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд» |
Выявить: -устойчивый интерес к различным видам конструирования; - умение свободно действовать с различными материалами и инструментами; -владение простейшими навыками работы, развитость ручной умелости; -способность добивается результатов в продуктивной деятельности, использовать их в игре; -способность занять себя практической деятельностью в свободное время; -стремление расширить свои знания и практические возможности, общаясь со взрослыми, сверстниками. Контрольное занятие «Что мы умеем и любим строить?» Наблюдения в свободной деятельности. |
Высокий уровень – ребёнок самостоятельно способен развёртывать систему вытекающих друг из друга целей. Средний уровень – ребёнок прибегает к помощи взрослых и сверстников. Низкий уровень – проявляет пассивное отношение к деятельности |
Контрольное занятие «Что мы умеем и любим строить?» Наблюдения в свободной деятельности. Инструментарий: «Заборчик вокруг домика» |
|
Коммуникация |
В.В.Гризик «Учусь говорить» |
1 серия.Фонематическое восприятие Словесная инструкция: « Сейчас я назову тебе слова, ты их запомни, потом мне скажешь, какие слова ты запомнил». |
Высокий уровень -5-6 слов. Средний уровень – 3-4 слова. Низкий уровень- 1-2 слова. |
Дается 6 слов: машина, собака, лес, кукла, дерево, конфета |
|
|
|
|
2.серия.Рассматривание сюжетной картинки. Выявить: - умение согласовать существительное с прилагательным; - умение согласовать существительное с числительным; - умение составлять рассказ по сюжетной картинке |
Высокий уровень- рассказывание без наводящих вопросов и без опоры на жесты, согласуя существительное с прилагательным. Средний уровень- рассказывание по наводящим вопросам, с использованием жестов, искажая согласование существительное с прилагательными. Низкий уровень– перечисление по наводящим вопросам, с опорой на жесты. |
д/и « Закончи предложение», картина «Дети играют в кубики» |
|
|
Чтение художественной литературы |
В.В.Гербова «Учусь говорить» О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
Выявить индивидуальные особенности приобщения детей к книге. а) называет малые формы фольклора; б) знает и понимает народные (авторские) небылицы; в) читает стихи наизусть; г) имеет представления о добре и зле. |
Высокий уровень- рассказывает без наводящих вопросов, используя жесты и мимику. Средний уровень- рассказывание по наводящим вопросам, без жестов и мимики. Низкий уровень– перечисление по наводящим вопросам, отсутствует жесты и мимика. |
д/у «Закончи стихотворение», «Так бывает или нет?», «Волшебные превращения» |
|
3. |
Художественно-эстетическое |
Художественное творчество |
|
Выявить: -сформированность эстетического отношения к предметам, явлениям; -способность рисовать и лепить по замыслу; -умение передать личное отношение к объекту изображения; -умение подчинить средства, способы изображения соответствующему замыслу, поставленной изобразительной задаче; -отсутствие изобразительных штампов. |
Высокий уровень – ребёнок самостоятельно стремится расширить свои знания и практические возможности; Средний уровень– ребёнок требует поддержки со стороны взрослого; Низкий уровень– отсутствует интерес к продуктивной деятельности, ребёнок неспособен действовать с различными материалами. |
Контрольное занятие «Что мы умеем и любим рисовать?» «Что мы умеем и любим лепить?» Д/у «Мячики на дорожке» |
|
|
Музыка |
М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» |
1. Раздел - Слушание: - Умение слушать музыкальное -Умение узнавать знакомые песни -Умение различать звуки по высоте (в пределах октавы) -Замечать изменения в звучании (тихо-громко) (хлопки) |
Низкий уровень - слушает музыку внимательно, не всегда может назвать знакомые произведения; высокие и низкие звуки различить не может, не замечает изменения в звучании (тихо-громко). Средний уровень - узнает некоторые знакомые песни и пьесы, слушает заинтересованно. Различает высокие и низкие звуки с поправками педагога. На изменения музыки (тихо - громко) реагирует Высокий уровень - активно проявляет свое отношение при слушании музыки, эмоционально откликается на контрастный характер. Различает звуки по высоте и реагирует на динамические изменения в музыке, отмечает хлопками. |
(наблюдение на занятиях и в свободной деятельности) (Прослушивать песни, выбирать игрушки или картинки, соответствующие их содержанию) (м.д.и. «Птица и птенчик» - карточки) (тихо-громко) (хлопки) |
|
|
|
|
2. Раздел - Пение: - Диапазон ре (ми) - ля(си), - Умение петь, не отставая и не опережая друг друга |
Низкий уровень - поет неточно, отставая или опережая товарищей. Средний уровень - песни поет с помощью педагога и с сопровождением, Высокий уровень - поет без помощи педагога, правильно передавая мелодию и интонацию, четко проговаривая слова. |
( пение знакомой песенки по выбору ребенка, кол-во 3-4 ребенка) (наблюдение в процессе пения по подгруппам) |
|
|
|
|
3.Раздел - Музыкально-ритмические движения: -Умение менять движение, соответственно 2-х частной форме музыки и силе звучания, самостоятельно начинать и заканчивать движение под музыку. - Выполнение прямого галопа, кружение в парах, притопы одной и двумя ногами - Выполнение движений с предметами |
Низкий уровень - двигается не согласованно с музыкой, неверно выполняет упражнения. Средний уровень - двигается согласованно с музыкой в простейших движениях. Высокий уровень - проявляет эмоциональную активность, двигается согласованно с музыкой, легко, подвижно, правильно выполняя движения. |
(Исполнение знакомой двухчастной пляски небольшими группами) -Умение маршировать (наблюдение соответствия движений рук и ног в упражнении «Мы солдаты») (Упражнения «Лошадка», «Покружились и остановились», «Топни, ножка моя») (листочками, платочками, колечками, игрушками и т.д.) |
|
|
|
|
4.Раздел - Игра на детских музыкальных инструментах: - Умение различать и называть детские музыкальные инструменты - умение подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах. |
Низкий уровень - плохо различает д.м.и., не может подыграть на ударных инструментах, т.к. не слышит изменения в музыке, либо не согласовывает игру с музыкой. Средний уровень - различает и называет детские музыкальные инструменты, иногда с поправками педагога, справляется с заданием подыгрывания с помощью. Высокий уровень - самостоятельно справляется с заданиями, правильно называет инструменты, различает по звуку и по виду. |
(барабан, бубен, погремушки, колокольчик, музыкальный молоточек, и др.) (Упражнение «Большие ноги идут по дороге» игра на музыкальных молоточках, «Назови и покажи музыкальный инструмент») |
|
|
|
|
5.Раздел - Песенное творчество: - Умение допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю», И веселых мелодий на слог «ля-ля». |
Низкий уровень - не изъявляет желания допевать песни Средний уровень - пытается допевать с помощью педагога. Высокий уровень - самостоятельно справляется с заданиями, проявляет творчество в повседневной игровой деятельности. |
( Кукла хочет спать, но никак не может уснуть, спой ей колыбельную песенку и она непременно уснет; Кукле очень скучно, она сидит в уголке и грустит. Развесели ее, напой ей, пожалуйста, веселую мелодию, чтобы ей захотелось танцевать!) |
|
|
|
|
6.Раздел - Танцевально-игровое творчество: - умение выполнять движения с куклой; -умение передавать образ изображаемых животных через движения под характерную музыку |
Низкий уровень - не изъявляет желания выполнять задание с куклой, не может передать характер животного через движения. Средний уровень - пытается выполнить задание с помощью педагога или по образцу детей. Высокий уровень - самостоятельно справляется с заданиями с куклой, проявляет творчество и фантазию в передаче образа того или иного животного. Использует опыт в повседневной игровой деятельности. |
(укачивание и пляска); (упражнения: «зайчик», «козлик», «медведь», «кошечка», «петушок» и т.д.). |
|
|
Труд |
Т.Н.Доронова |
Выявить: -основы созидательного отношения к миру; -готовность совершать трудовые усилия; -умение выполнять простейшие хозяйственно-бытовые поручения; -сформированность положительного отношения к труду других людей, и его результатам. |
Высокий уровень – проявляет созидательное отношение к миру; Средний уровень– поведение ребёнка требует поддержки со стороны взрослого; Низкий уровень – отсутствуют потребности совершать трудовые усилия. |
д/у «Поручения» |
|
Социально-личностное |
Социализация |
|
Выявить: -способность воспроизводить отношения между людьми: через сюжетно-ролевые игры; -моя внешность; -вкусы и предпочтения; -эмоциональная отзывчивость; -представления о взаимопомощи, проблемы |
Высокий уровень – устойчивое поведение по отношению к себе и сверстникам; Средний уровень– поведение ребёнка требует поддержки со стороны взрослого; Низкий уровень – отсутствуют потребности в взаимопомощи, преобладает одиночество.
|
д/и «Отражение в зеркале»; д/и «Вкусы бывают разные», наблюдения сюжетно-ролевой игры. |
Автор:
Таланова Светлана Михайловна – старший воспитатель.
Ковалёва Ольга Юрьевна –воспитатель
Чадова Наталия Александровна – музыкальный руководитель
Диагностика
освоения основной образовательной программы
развития детей дошкольного возраста
(4-5 лет)
Пояснительная записка
Диагностический пакет образовательного процесса в средней группе разработан на основании: комплексная программа Т.Н.Дороновой «Радуга», С.А.Николаева «Юный эколог», Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд», З.В.Лиштван «Конструирование в детском саду», М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду», Л.И.Пензулаева «Физическая подготовленность детей дошкольного возраста», Т.А.Тарасовой «Я и моё здоровье», О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина «Я, ТЫ, МЫ», Е.В.Колесникова «Математические ступеньки», К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность детей»
Знакомство с ребенком должно проходить естественно, непринужденно, не формально, ни в коем случае не походя на экзамен.
Цель педагогического обследования – выявить уровень освоения основной образовательной программы детей дошкольного возраста.
Во время педагогического обследования учитываем особенности поведения ребенка и его работоспособность. Нарушение работоспособности и отклонения в поведении могут скрыть интеллектуальные возможности ребенка или создать превратное о них представление.
Работу с ребенком строим в форме наблюдения и выполнения практического задания. Если у ребенка возникли трудности, ему может быть оказана помощь; в виде общей стимуляции, организации его деятельности, наводящих вопросов, прямой подсказки, показа.
Во время анализа полученных результатов отмечаем, какой вид помощи и в какой мере был оказан ребенку, и насколько эта помощь помогла ему справиться с заданием.
Все методики проводятся с ребенком в форме игры, при этом учитываем его желание и эмоциональный настрой.
Подбор методик должен соответствовать возрастным особенностям детей.
Для полного и глубокого изучения индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка учитываем наблюдения его в разных видах деятельности, беседы с воспитателем и родителями, изучение работ продуктивной деятельности, данные медицинских обследований состояния здоровья и физического развития, данные других специалистов (музыкального работника и др.).
№ |
Направ ление |
Образовательная область |
Автор диаг-ой методики |
Критерии (объект диагностики) |
Показатели (уровневые характер-ки) |
Метод. инструментарий |
1. |
Физическое развитие |
Физическая культура |
Л.И.Пензулаева |
- Быстрота (бег на 30 м.) -Динамометрия: сила кисти правой руки: левой руки: - Скоростно-силовые качества: Прыжок в длину с места. Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (см). Метание мешочка с песком правой рукой (м.) Метание мешочка с песком левой рукой Гибкость Ловкость Равновесие |
М.- 10-9 сек , Д.- 11-10 сек М.- 3-6 кг Д. 2-5 кг
М.- 3-5 кг Д. 2-4 кг мальчики 55-80 см девочки…..50-70см мальчики 1,8-2,7 м. девочки 1.3-2 м. мальчики 4-6 м. девочки 3-4 м. мальчики 2-4м. девочки 2-3м. мальчики 3 см-6 см девочки 5 см.-7см. мальчики 8-7сек. девочки 9-8 сек. мальчики 4-6 сек. девочки 7-13 сек. |
Быстрота- ф/у «Перебежки»; Прыжок в длину- ф/у «Лягушки»; Прыжок в высоту- ф/у «Зайчики»»; Бросание набивного мяча- ф/у «Кто сильнее?»; Метание правой и левой рукой- ф/у «Точно в цель»; Гибкость- ф/у « Достань
погремушку»; Равновесие- ф/у «Аист». |
Здоровье |
Т.А.Тарасовой «Я и моё здоровье», |
Выявить: -сформированность представлений о своём теле, его проблемах и взаимодействии с внешним миром; -умение осмысленно и правильно заботиться о своём теле. |
Высокий уровень – сформированность действий, направленных на охрану своего здоровья и окружающих. Средний уровень - выполняет ряд действий под руководством взрослого. Низкий уровень - отсутствуют умения и навыки в самообслуживании. |
д/у «Что для чего?», д/у «Неболейка» |
||
Безопасность |
К.Ю.Белая |
Выявить: -сформированность представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях; -сформированность осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуаций. |
Высокий уровень – сформированность действий, направленных на охрану своего здоровья и окружающих. Средний –выполняет ряд действий под руководством взрослого. Низкий –отсутствуют умения и навыки безопасного поведения в быту и природе. |
д/у «Это можно или нет?», игровая деятельность. |
||
2. |
Познавательно-речевое |
Познание |
Т.И.Гризик |
Выявить запас знаний по познавательному развитию: 1.Как тебя зовут? Сколько тебе лет? 2.Как зовут твоих родителей? 3.Какие бывают профессии? 4.Какие знаешь игрушки? 5. Какие знаешь овощи и фрукты? 6. Каких знаешь домашних и диких животных? 7. Какое сейчас время года? Как ты определил? |
Высокий уровень 6-7 « плюсов»; Средний уровень 4 - 6 «плюсов»; Низкий уровень 2 –3 « плюсов». |
Беседа |
|
С.Николаева |
Выявить экологические знания: -классификация живых объектов по значимым признакам -понимание первоначальных связей в природе Отношение: -поступки (наблюдение); -высказывания (наблюдение); - эмоции (беседа, наблюдение). |
Высокий уровень - самостоятельно называет комнатные растения, деревья и кустарники на участке (3-4); птиц (зимующие и перелётные); 1-2 условия, необходимые для роста живых объектов (свет, вода, тепло, уход); у ребёнка присутствуют положительные поступки, эмоции и высказывания. Средний уровень – при помощи наводящих вопросов ребёнок рассуждает о развитии живых объектов; исправляет свои ошибки при помощи взрослого. Низкий уровень – неадекватное поведение по отношению к живым объектам. |
д/и «Когда это бывает?», д/и «Четвёртый лишний» |
||
|
Математика |
Е.В.Колесникова «Математические ступеньки» |
. Выявить: -умение считать в пределах 5; -умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и по форме; -знать геометрические тела: шар, куб, цилиндр; -умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов; -умение сравнивать контрастных и одинаковых предметов по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров); -умение различать и называть части суток; -умение различать и называть времена года; -умение различать понятия : вчера, сегодня, завтра; -умение различать понятия: быстро, медленно. -умение решать логические задачи: а) на классификацию б)установление последовательности событий в) анализ и синтез |
Высокий уровень – ребёнок самостоятельно способен выполнить задание. Средний уровень – ребёнок прибегает к помощи взрослых и сверстников. Низкий уровень – проявляет пассивное отношение к деятельности |
д/и «Чудесный мешочек» |
|
|
|
Конструирование |
Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд» |
Выявить: 1. Предпосылки трудовой деятельности: -интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество -способность постепенно развёртывать систему вытекающих друг из друга целей -разнообразные способы с различными материалами и инструментами 2. Появление элементов сотрудничества со взрослыми и сверстниками 3.Способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек |
Высокий уровень – ребёнок самостоятельно способен развёртывать систему вытекающих друг из друга целей. Средний уровень – ребёнок прибегает к помощи взрослых и сверстников. Низкий уровень – проявляет пассивное отношение к деятельности |
Контрольное занятие «Что мы умеем и любим строить?» Наблюдения в свободной деятельности, строительные игры «Дом», «Автопарк». |
|
Коммуникация |
В.В.Гризик «Учусь говорить» |
1 серия.Фонематическое восприятие -умение слышать звуки и правильно произносить слова . «с» санки; «3» зима; «ц» цапля; «ш» шапка; «ж» жук; «ч» часы; «щ» щётка, «л» ложка; «р» рыба. |
Высокий уровень – слышит и правильно произносит слова. Средний уровень – 4-5 слов. Низкий уровень- 1-2 слова. |
|
|
|
|
|
2.серия. Развитие речи Выявить: -умение преобразовывать слова по образцу взрослого: любит петь – певунья, шалить – шалунья…… -умение составлять описательный рассказ по образцу взрослого (В.В.Гербова стр.153) картина «Собака со щенятами» -умение читать любимое стихотворение. |
Высокий уровень- рассказывание без наводящих вопросов, преобразовывая слова по образцу. Средний уровень- рассказывание по наводящим вопросам, затрудняется в преобразовании слов Низкий уровень– перечисление по наводящим вопросам. |
д/и « Закончи предложение», картина «Собака со щенятами», чтение стихотворения д/и « Закончи предложение», картина «Собака со щенятами», чтение стихотворения |
|
|
Чтение художественной литературы |
В.В.Гербова «Учусь говорить» |
Выявить индивидуальные особенности приобщения детей к книге. а) называет малые формы фольклора; б) знает и понимает народные (авторские) небылицы; в) читает стихи наизусть; г) имеет представления о добре и зле. |
Высокий уровень- рассказывает без наводящих вопросов, используя жесты и мимику. Средний уровень- рассказывание по наводящим вопросам, без жестов и мимики. Низкий уровень– перечисление по наводящим вопросам, отсутствует жесты и мимика. |
д/у «Закончи стихотворение», К.И.Чуковский «Путаница», р.н.сказка «Крошечка-Хаврошечка». |
|
3. |
Художественно-эстетическое |
Художественное творчество |
Т.Н.Доронова |
Цель. Выявить интерес и ЗУН изобразительной деятельности. 1 серия. Восприятие цветных предметов. -умение называть цвет и цветовые оттенки основных цветов. 2 серия. -сформированность эстетического отношения к предметам, явлениям; -способность рисовать и лепить по замыслу; -умение передать личное отношение к объекту изображения; -умение подчинить средства, способы изображения соответствующему замыслу, поставленной изобразительной задаче; -отсутствие изобразительных штампов. |
1 серия Высокий уровень- верно названы все цвета и их оттенки. Средний уровень – допущены ошибки в назывании 1-2 оттенка цвета, знание всех цветов. Низкий уровень– допущены ошибки в назывании цвета и его оттенка. 2 серия. Высокий уровень – ребёнок самостоятельно стремится расширить свои знания и практические возможности; Средний уровень– ребёнок требует поддержки со стороны взрослого; Низкий уровень– отсутствует интерес к продуктивной деятельности, ребёнок неспособен действовать с различными материалами |
Ребенку предлагается таблица с разноцветными кружками ( 4 разных цвета, количество кружков одного цвета 4-6 штук) 2 серия. Контрольное занятие «Что мы умеем и любим рисовать?» «Что мы умеем и любим лепить?» «Поздравительная открытка», «Красивая тарелочка» |
|
|
Музыка |
М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» |
1. Раздел - Слушание: - Умение внимательно слушать и эмоционально откликаться на музыкальное произведение (наблюдение в процессе слушания музыки на музыкальном занятии) -Умение выражать свои чувства словами, рисунком, движением. (Упражнения «расскажи, о чем тебе рассказала музыка?», «Нарисуй то, о чем ты услышал в этой песне, в этом произведении», «Выбери предмет, с которым бы тебе хотелось потанцевать под такую музыку»). -Умение узнавать песни по мелодии; различать звуки в пределах сексты-септимы. |
Низкий уровень - внимательно слушает музыку, но не высказывает предпочтения к каким-либо произведениям, не может выразить чувства. Часто ошибается в определении песен по мелодии, путает низкие и высокие звуки. Средний уровень - достаточно хорошо ориентируется в знакомых произведениях, по мелодии узнает их почти всегда. Различает высокие и низкие звуки в пределах двух октав. Высокий уровень - эмоционально откликается на музыку, узнает все знакомые произведения, узнает мелодии, высказывается о них, различает контрастный характер музыки. Различает звуки по высоте в пределах сексты, различает тихое, громкое звучание. |
(Игра «Угадай-ка», узнать песню по мелодии и назвать ее или выбрать соответствующую картинку). |
|
|
|
|
2. Раздел - Пение: - Умение петь протяжно, напевно, без крика (в пределах ре-си). -Умение четко произносить слова. -Умение вместе начинать и заканчивать пение. |
Низкий уровень - поет не активно, вяло артикулируя, с неточной интонацией, может отставать или опережать общее пение. Средний уровень - поет, чисто интонируя, с частичной помощью педагога, старается начинать и заканчивать пение вместе с детьми, четко произносит слова в песне. Высокий уровень - поет простейшие песни без сопровождения, пытается выразительно их исполнять с сопровождением, четко произносит слова, слушает во время пения музыку и товарищей. |
(Пение знакомой программной песни по выбору ребенка). (Индивидуальное пение попевки) (Наблюдение в процессе пения на музыкальных занятиях в подгруппах) |
|
|
|
|
3.Раздел - Музыкально-ритмические движения: -Умение выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. -Навыки выполнения танцевальных движений:
|
Низкий уровень - двигается под музыку неточно, запаздывает менять движения при смене частей произведения. Танцевальные движения выполняет неправильно или неточно. Средний уровень - двигается согласованно с музыкой в основных движениях, но иногда прибегает к помощи взрослого или партнера. Высокий уровень - может двигаться под знакомую и незнакомую музыку, передавая ее основное настроение, точно и с удовольствием выполняет плясовые движения. |
( Танец «Полечка», выполнение в паре). ( Качество выполнения движений проверяется в процессе упражнений по подгруппам 3-4 ребенка, и в общих танцевальных композициях.) |
|
|
|
|
4.Раздел - Игра на детских музыкальных инструментах: - Проявление интереса к данному виду деятельности. - Навыки владения простейшими приемами игры на детских музыкальных инструментах. |
Низкий уровень - не изъявляет желания играть на музыкальных инструментах, играет только по показу воспитателя. Средний уровень - исполняет простейший ритмический рисунок на ударных инструментах, допуская неточности. Высокий уровень - самостоятельно справляется с заданиями, чисто воспроизводит простой ритмический рисунок на ударных инструментах. |
(Наблюдение в свободной деятельности и на индивидуальных и подгрупповых занятиях) (Наблюдение в игре «На чем играю, не скажу, я вам лучше покажу!») |
|
|
|
|
5.Раздел - Песенное творчество: - Умение допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю», и веселых мелодий на слог «ля-ля». |
Низкий уровень - не может допеть мелодию даже с помощью педагога. Средний уровень - пытается выполнить задание, но мелодии немного отличаются. Высокий уровень - самостоятельно справляется с заданиями, проявляет творчество в придумывании песен, использует пение в свободной игровой деятельности. |
(Творческие задания) |
|
|
|
|
6.Раздел - Танцевально-игровое творчество: - умение выполнять движения с куклой -умение передавать характер изображаемых животных через движения под музыку. |
Низкий уровень - вяло, неритмично выполняет движения с куклой; невнимательно слушает музыку, не может передать образ животного через движения, мимику и жесты. Средний уровень - достаточно ритмично выполняет движения с куклой, а в передаче образа ориентируется на товарищей. Высокий уровень - самостоятельно справляется с заданиями, проявляет творчество и оригинальность в передаче образа. |
(укачивание и пляска); (Упражнения: «зайчик», «козлик», «медведь», «кошечка», «петушок» и т.д.) |
|
|
Труд |
Т.Н.Доронова |
Выявить: -основы созидательного отношения к миру; -готовность совершать трудовые усилия; -умение выполнять простейшие хозяйственно-бытовые поручения; -сформированность положительного отношения к труду других людей, и его результатам. |
Высокий уровень – проявляет созидательное отношение к миру; Средний уровень– поведение ребёнка требует поддержки со стороны взрослого; Низкий уровень – отсутствуют потребности совершать трудовые усилия. |
д/у «Поручения»; д/и Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» |
|
Социально-личностное |
Социализация |
|
Выявить: -способность воспроизводить отношения между людьми: через сюжетно-ролевые игры; -моя внешность; -вкусы и предпочтения; -эмоциональная отзывчивость; -представления о взаимопомощи, проблемы |
Высокий уровень – устойчивое поведение по отношению к себе и сверстникам; Средний уровень– поведение ребёнка требует поддержки со стороны взрослого; Низкий уровень – отсутствуют потребности в взаимопомощи, преобладает одиночество.
|
д/и «Что тебе нравится?», наблюдение, беседа; |
Авторы:
Таланова Светлана Михайловна – старший воспитатель.
Ковалёва Ольга Юрьевна –воспитатель
Чадова Наталия Александровна – музыкальный руководитель
Диагностика
освоения основной образовательной программы
развития детей дошкольного возраста
(5-7 лет)
Пояснительная записка
Диагностический пакет образовательного процесса в подготовительной группе разработан на основании: комплексная программа Т.Н.Дороновой «Радуга», С.А.Николаева «Юный эколог», Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд», З.В.Лиштван «Конструирование в детском саду», М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду», Л.И.Пензулаева «Физическая подготовленность детей дошкольного возраста», О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина «Я, ТЫ, МЫ», Е.В.Колесникова «Математические ступеньки».
Знакомство с ребенком проходит естественно, непринужденно, не формально, ни в коем случае не походя на экзамен.
Цель педагогического обследования – выявить уровень освоения основной образовательной программы детей дошкольного возраста
Во время педагогического обследования учитываем особенности поведения ребенка и его работоспособность. Нарушение работоспособности и отклонения в поведении могут скрыть интеллектуальные возможности ребенка или создать превратное о них представление.
Работу с ребенком строим в форме наблюдения и выполнения практического задания. Если у ребенка возникли трудности, ему может быть оказана помощь; в виде общей стимуляции, организации его деятельности, наводящих вопросов, прямой подсказки, показа.
Во время анализа полученных результатов отмечаем, какой вид помощи и в какой мере был оказан ребенку, и насколько эта помощь помогла ему справиться с заданием.
Все методики проводятся с ребенком в форме игры, при этом учитываем его желание и эмоциональный настрой.
Подбор методик должен соответствовать возрастным особенностям детей.
Для полного и глубокого изучения индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка учитываем наблюдения его в разных видах деятельности, беседы с воспитателем и родителями, изучение работ продуктивной деятельности, данные медицинских обследований состояния здоровья и физического развития, данные других специалистов (музыкального работника и др.)
№ |
Направ ление |
Образовательная область |
Автор диаг-ой методики |
Критерии (объект диагностики) |
Показатели (уровневые характер-ки) |
Метод. инструментарий |
1. |
Физическое развитие |
Физическая культура |
Л.И.Пензулаева |
- Быстрота (бег на 30 м.) -Динамометрия: сила кисти правой руки: - Скоростно-силовые качества: Прыжок в длину с места. Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (см). Метание мешочка с песком правой рукой (м.) Метание мешочка с песком левой рукой |
м: 8 сек-7 сек.; д: 9сек.-8 сек м. 10-14 д. 8-12 кг.; левой кисти м.9-13; д. 7-11кг м: 85см-1м; д: 75см.-1м. м: 2 м-3 м; д: 1,5м.-2,5м. м: 4 м-7 м; д: 3м.-4 м. :м: 3 м-5 м; д: 3м.-4 м. |
Быстрота - «Кто вперёд?», «Автогонки». Прыжок в длину - «Через речку», «Кто дальше?» Прыжок в высоту - прыжок чрез верёвочку, скакалку Бросание набивного мяча - «перебрось через дорожку» Метание правой и левой рукой - попади в цель Гибкость - «Достань
предмет» Равновесие - «Оловянный солдатик» |
Здоровье |
Т.А.Тарасовой «Я и моё здоровье», |
-сформированность представлений о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих. - сформированность привычки к здоровому образу жизни. -сформированность самоконтроля при выполнении правил и норм личной гигиены; |
Высокий уровень – сформированность действий, направленных на охрану своего здоровья и окружающих. Средний –выполняет ряд действий под руководством взрослого. Низкий –отсутствуют умения и навыки в самоконтроле. |
д/у «Если хочешь быть здоров», «Что полезно, что вредно?», «Здоровым быть лучше, чем больным |
||
Безопасность |
К.Ю.Белая |
Выявить: -сформированность представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях; -сформированность осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуаций. |
Высокий уровень – сформированность действий, направленных на охрану своего здоровья и окружающих. Средний –выполняет ряд действий под руководством взрослого. Низкий –отсутствуют умения и навыки безопасного поведения в быту и природе. |
д/у «Как бы ты поступил?» ( проблемные ситуации из цикла «Безопасность» |
||
2. |
Познавательно-речевое |
Познание |
Т.И.Гризик |
Выявить уровень освоения программного содержания детей. 1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? 2. Назови свой адрес? Как называется наше село? 3. Назови страну, в которой ты живёшь? Главный город нашей страны? Назови символы нашей страны. 4.Из кого состоит твоя семья? а) Как зовут твою маму? б) Где и кем работает мама? в)Как зовут твоего папу? г) где и кем он работает? 5.Какие бывают «знаки»? 7.Какие ты знаешь материалы и инструменты?? 8.Каких ты знаешь животных? Какие ты знаешь растения? 9.Как измерить «время»? 10.Какие бывают профессии человека? Архитектор- это ……….. . |
Итоговый уровень определяется на основе подсчета числа « плюсов»: Высокий – 8-9 « плюсов» Средний – 5-6 « плюса». Низкий – 1-3 « плюса». |
Беседа |
|
|
Выявить экологические знания: -сформированность представлений детей о неживой природе: небесных телах, камнях, сезонных и атмосферных явлениях; -умение определять взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы, времен года, их ритмичность и цикличность; -умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека. -сформированность позиции созидателя, помощника, друга представителей животного и растительного мира. Отношение: -поступки (наблюдение); -высказывания (наблюдение); - эмоции (беседа, наблюдение). |
Высокий уровень -сформированность позиции созидателя, помощника, друга представителей животного и растительного мира; у ребёнка присутствуют положительные поступки, эмоции и высказывания. Средний уровень – при помощи наводящих вопросов ребёнок рассуждает о развитии живых объектов; исправляет свои ошибки при помощи взрослого. Низкий уровень – неадекватное поведение по отношению к живым объектам. |
«Что и как влияет на живую природу», «Живая цепочка». |
||
|
Математика |
Е.В.Колесникова «Математические ступеньки» |
Выявить: -умение называть и писать цифры от 1 до 10; -умение оперировать математическими знаками: +, -, =, <, >; -умение называть геометрические фигуры – трапеция; -умение преобразовывать одни фигуры в другие (путём складывания, разрезания, выкладывания из палочек); -умение работать в тетради в клетку; -умение располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, используя соответствующие определения; -умение делить предмет на 2, 4 и более частей; -умение ориентироваться во времени. |
Высокий уровень – ребёнок самостоятельно способен выполнить задание. Средний уровень – ребёнок прибегает к помощи взрослых и сверстников. Низкий уровень – проявляет пассивное отношение к деятельности |
д/у «Продолжи орнамент», «Чудесный мешочек». |
|
|
|
Конструирование |
Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд» |
Выявить: -умение использовать различные материалы и инструменты. -умение преобразовывать поверхность листа бумаги и объёмных форм; - способность воспроизводить образцы поделок и построек; -способность конструировать небольшими подгруппами по единому замыслу; |
Высокий уровень – ребёнок самостоятельно способен развёртывать систему вытекающих друг из друга целей. Средний уровень – ребёнок прибегает к помощи взрослых и сверстников. Низкий уровень – проявляет пассивное отношение к деятельности |
Строительство на тему «Моя улица» Контрольное занятие «Что мы умеем и любим строить?» Наблюдения в свободной деятельности. |
|
Коммуникация |
В.В.Гризик «Учусь говорить» |
1 серия.Фонематическое восприятие Выявить кол-во слов, которые запомнил |
Высокий уровень – 9-10слов. Средний уровень – 5-6 слов. Низкий уровень 1-2 слова. . |
Дается 10слов: волк, бочка, коньки, самовар, пила, весло, загадка, прогулка, свеча, трактор |
|
|
|
|
2. Обучение грамоте и развитие речи Выявить: -умение дифференцировать звуки русского языка; -умение анализировать слоговую структуру слова (кол-во и последовательность слогов); -умение составлять описательные рассказы (составлять план: смысловую последовательность собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания); -умение употреблять лексические средства выразительности. |
Высокий уровень- определяет звук в слове, рассказывает по картине, подбирая синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски содержания. Средний уровень- делает ошибки при определения звука в слове, рассказывает по наводящим вопросам, используя жесты. Низкий уровень– затрудняется в дифференциации звуков, составление рассказа. |
д/и « Угадай –ка!», картина «Утро в сосновом бору» д/у «Угадай-ка», «Секреты слов» |
|
|
Чтение художественной литературы |
В.В.Гербова «Учусь говорить» |
Выявить индивидуальные особенности приобщения детей к книге. -умение назвать различия сказки, рассказа, стихотворения; - художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях произведений; -умение назвать писателей, книги которых читали в ДОУ; -умение назвать художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам. |
Высокий уровень- рассказывает без наводящих вопросов, используя жесты и мимику. Средний уровень- рассказывание по наводящим вопросам, без жестов и мимики. Низкий уровень– перечисление по наводящим вопросам, отсутствует жесты и мимика. |
д/и «Литературный калейдоскоп» |
|
3. |
Художественно-эстетическое |
Художественное творчество |
|
Выявить интерес и ЗУН изобразительной деятельности: -сформированность эстетического отношения к предметам, явлениям; -способность рисовать и лепить по замыслу; -умение передать личное отношение к объекту изображения; -умение подчинить средства, способы изображения соответствующему замыслу, поставленной изобразительной задаче; -отсутствие изобразительных штампов. |
Высокий уровень – ребёнок самостоятельно стремится расширить свои знания и практические возможности; Средний уровень– ребёнок требует поддержки со стороны взрослого; Низкий уровень– отсутствует интерес к продуктивной деятельности, ребёнок неспособен действовать с различными материалами. |
Контрольное занятие «Что мы умеем и любим рисовать?» «Что мы умеем и любим лепить?» Инструментарий: тема «Моя улица» |
|
|
Музыка |
М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» |
1. Раздел - Слушание: 1.Умение эмоционально отзываться на музыку разного характера, выражать свое отношение к произведению, отвечать на вопросы по прослушанному произведению, сравнивать, выделять средства выразительности 2.Умение определять музыкальный жанр (марш, песня, танец: пляска, полька, вальс). 3.Умение различать вокальную и инструментальную музыку, звучание отдельных инструментов (фортепиано, скрипка, гитара и т.д.) и оркестра. 4. Способность осознанно воспринимать форму музыкального произведения (части, вступление, заключение, фразы; припев, запев). |
Низкий уровень - проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость, называет знакомые произведения, узнает их, но в определении характера музыки затрудняется. Различает звуковысотные, ритмические соотношения, тембровые, динамические оттенки. С ошибками различает двух- , трехчастную форму. Ошибается в определении музыкального жанра, в различении музыкальных инструментов, инструментальной и вокальной музыки. Средний уровень - слушает музыку сосредоточенно, проявляет эмоциональное отношение к некоторым произведениям и отличает характер знакомых произведений, иногда ошибаясь. Определяет жанр музыкального произведения, различает звучание отдельных инструментов. Различает звуковысотные, тембровые, ритмические соотношения, динамические оттенки в пределах программных требований. Высокий уровень - очень эмоционально воспринимает музыкальные произведения, определяет характер и жанры незнакомых произведений, узнает знакомые по вступлению мелодии, высказывает о них свое суждение. Определяет двух- , трехчастную форму, вступление, заключение и музыкальные фразы, выделяет выразительные средства музыки, перечисляет знакомые произведения композиторов. Безошибочно различает инструментальную и вокальную музыку, а также звучание отдельных инструментов. |
1.(особенности мелодии, темп, тембр, динамику и т.д.) Прослушивание двух произведений, одинаковых по названию, но различных по характеру; разных по названию, но похожих по настроению; контрастных по содержанию, но одного автора, и т.д.) 2.(Карточки; ленточки, бубен, платочек, картуз). 3. (Слушание произведений, карточки, показ руками способа игры на данном инструменте). 4. (Выкладывание формы музыкального произведения на столе из разных геометрических фигур. Например, припев - круг, запев - квадрат; вступление - треугольник, части - прямоугольники, |
|
|
|
|
2. Раздел: Пение 1. Умение выразительно петь, без напряжения, плавно, легким звуком, передавая мелодию (ускоряя - замедляя, усиливая - ослабляя звучание). 2. Умение отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, правильно распределяя дыхание. 3. Способность чисто интонировать индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. |
Низкий уровень - поет, неточно интонируя, с помощью педагога, звучание голоса напряженное. Средний уровень - поет уверенно знакомые песни, пытаясь выразительно передать их содержание, но, не всегда чисто интонируя, с сопровождением. Отчетливо произносит слова, своевременно начинает и заканчивает песню. Высокий уровень - поет выразительно несложные песни, точно интонируя, естественным звуком, с сопровождением и без сопровождения. Внимательно слушает музыкальное вступление или проигрыш и самостоятельно, своевременно начинает и заканчивает пение, четко произносит слова песни, правильно распределяет дыхание при пении. . |
3.(сольное, подгрупповое и коллективное исполнение песен) |
|
|
|
|
3. Раздел: Музыкально-ритмические движения. 1. Умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки. 2. Способность самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами. 3. Навыки выполнения танцевальных движений:
|
Низкий уровень - двигается, не всегда точно согласуя движения с музыкой. Танцевальные движения выполняет без желания, неточно не выразительно. Детальные изменения отметить самостоятельно не может. Средний уровень - двигается согласованно с музыкой, но недостаточно выразительно, иногда ошибаясь в выполнении танцевальных движений. Высокий уровень - точно выполняет танцевальные движения, ритмично двигается, проявляет самостоятельность, выразительно передавая музыкально-игровой образ и танцевальные движения под музыку как знакомых, так и не знакомых музыкальных произведений разного характера.
|
2. (Упражнения с предметами). 3. (Выполнение движений в упражнениях и в танцах индивидуально и по подгруппам) |
|
|
|
|
4.Раздел - Игра на детских музыкальных инструментах: - Проявление интереса к данному виду деятельности. - Навыки владения приемами игры на разных детских музыкальных инструментах. - Умение исполнять сольно и в ансамбле несложные песни и мелодии на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах. |
Низкий уровень - исполняет простейшие мелодии на ударных и мелодических музыкальных инструментах, но допускает ошибки. Средний уровень - правильно исполняет простейшие мелодии, достаточно хорошо владеет приемами игры на детских музыкальных инструментах. Высокий уровень - ритмично, эмоционально, правильно и выразительно выполняет задания, проявляет интерес к игре на детских музыкальных инструментах в свободной деятельности.
|
(Наблюдение за детьми в свободной игровой деятельности, в индивидуальной работе и работе по подгруппам; исполнение несложных песен и попевок на детских музыкальных инструментах). |
|
|
|
|
5.Раздел - Песенное творчество: - Умение дать музыкальный ответ на музыкальный вопрос. -Способность сочинения простейших мелодий на заданный текст соответствующего характера: ласковую колыбельную, бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую. |
Низкий уровень - затрудняется с выполнением творческих заданий. Средний уровень - выполняет творческие задания увлеченно, с удовольствием, но качество его импровизаций недостаточно. Высокий уровень - самостоятельно справляется с заданиями, проявляет индивидуальное своеобразие и выдумку в творческих заданиях.
|
(Творческие задания) |
|
|
|
|
6.Раздел - Музыкально-игровое и танцевальное творчество: - Проявление творческого воображения, фантазии в передаче игровых образов. - Проявление самостоятельности в выборе способов действий (походка, жест, мимика, движения) в играх и инсценировании песен, хороводов. - Способность придумывать движения к танцу, пляске и составлять небольшую композицию (Творческие задания по усмотрению педагога). |
Низкий уровень - не проявляет активности в передаче игровых образов, подражает соседям или педагогу, не может самостоятельно придумать движения, жесты к песне или игре. Средний уровень - пытается выполнить задание, но не проявляет особой выдумки и фантазии в передаче содержания песни или хоровода. Высокий уровень - активно проявляет интерес к творческим заданиям, самостоятельно справляется с ними, использует выразительность, яркость движений, точно передает тот или иной образ. |
(Творческие задания по усмотрению педагога). |
|
|
Труд |
Т.Н.Доронова |
Выявить: -основы созидательного отношения к миру; -готовность самостоятельно совершать трудовые усилия; -умение выполнять простейшие хозяйственно-бытовые поручения; -сформированность положительного отношения к труду других людей, и его результатам. |
Высокий уровень – проявляет созидательное отношение к миру; Средний уровень– поведение ребёнка требует поддержки со стороны взрослого; Низкий уровень – отсутствуют потребности самостоятельно совершать трудовые усилия. |
объясни пословицу «Терпенье и труд всё перетрут», д/у «Мы дежурим», «Помогаю другу». |
|
Социально-личностное |
Социализация |
|
Выявить: -самостоятельность в организации игры и взаимодействия со сверстниками; -сформированность моральной самооценки; -эмоциональная отзывчивость |
Высокий уровень – преобладает эмоционально-положительный опыт участия в морально-одобряемых действиях. Средний уровень– поведение ребёнка требует поддержки со стороны взрослого; Низкий уровень – отсутствуют потребности во взаимодействии, преобладает одиночество.
|
сюжетно – ролевые игры, д/у по методу ТРИЗа «Хорошо – плохо». |
Авторы:
Таланова Светлана Михайловна – старший воспитатель.
Ковалёва Ольга Юрьевна –воспитатель
Чадова Наталия Александровна – музыкальный руководитель
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через сказки народов России в условиях реализации ФОП ДО»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"