Общая
характеристика
Эта
методика создана на основе методики
Хаана и Каффа. Она отличается от
методики вышеназванных авторов тем,
что для обработки результатов было
"выброшено" несколько вопросов
по каждому разделу, а также в целях
облегчения подведения итогов был
введен "лист опроса", позволяющий
сравнительно легко систематизировать
полученную информацию. Методика
адресована родителям и также может
применяться педагогами. Возрастной
диапазон, в котором она может применяться,
от 5 до 10 лет. Инструкция Перед
вами 80 вопросов, систематизированных
по десяти относительно самостоятельным
областям поведения и деятельности
ребенка. Внимательно изучите их и
дайте оценку вашему ребенку по каждому
параметру, пользуясь следующей
шкалой: (++) - если оцениваемое свойство
личности развито хорошо, четко выражено,
проявляется часто; (+) - свойство
заметно выражено, но проявляется
непостоянно; (0) - оцениваемое и
противоположное свойства личности
выражены нечетко, в проявлениях редки,
в поведении и деятельности уравновешивают
друг друга; (-) - более ярко выражено
и чаще проявляется свойство личности,
противоположное оцениваемому. Оценки
ставьте на листе ответов. Оценку по
первому утверждению помещаем в первую
клетку листа ответов, оценку по второму
— во вторую и т.д. Всего на это должно
уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь
дать оценку, потому что у вас нет
достаточных для этого сведений,
оставьте соответствующую клетку
пустой, но понаблюдайте за этой стороной
деятельности ребенка. Попросите
других взрослых, хорошо знающих
ребенка, например бабушек и дедушек,
дать свои оценки по этой методике.
Потом можно легко вычислить средние
показатели, что сделает результаты
более объективными.
Лист
вопросов
-
Склонен
к логическим рассуждениям, способен
оперировать абстрактными понятиями.
-
Нестандартно
мыслит и часто предлагает неожиданные,
оригинальные решения.
-
Учится
новым знаниям очень быстро, все
"схватывает на лету".
-
В
рисунках нет однообразия. Оригинален
в выборе сюжетов. Обычно изображает
много разных предметов, людей, ситуаций.
-
Проявляет
большой интерес к музыкальным занятиям.
-
Любит
сочинять (писать) рассказы или стихи.
-
Легко
входит в роль какого либо персонажа:
человека, животного и других.
-
Интересуется
механизмами и машинами.
-
Инициативен
в общении со сверстниками.
-
Энергичен,
производит впечатление ребенка,
нуждающегося в большом объеме движений.
-
Проявляет
большой интерес и исключительные
способности к классификации.
-
Не
боится новых попыток, стремится всегда
проверить новую идею.
-
Быстро
запоминает услышанное и прочитанное
без специального заучивания, не тратит
много времени на то, что нужно запомнить.
-
Становится
вдумчивым и очень серьезным, когда
видит хорошую картину, слышит музыку,
видит необычную скульптуру, красивую
(художественно выполненную) вещь.
-
Чутко
реагирует на характер и настроение
музыки.
-
Может
легко построить рассказ, начиная от
завязки сюжета и кончая разрешением
какого либо конфликта.
-
Интересуется
актерской игрой.
-
Может
легко чинить испорченные приборы,
использовать старые детали для
создания новых поделок, игрушек,
приборов.
-
Сохраняет
уверенность в окружении незнакомых
людей.
-
Любит
участвовать в спортивных играх и
состязаниях.
-
Умеет
хорошо излагать свои мысли, имеет
большой словарный запас.
-
Изобретателен
в выборе и использовании различных
предметов (например, использует в
играх не только игрушки, но и мебель,
предметы быта и другие средства).
-
Знает
много о таких событиях и проблемах,
о которых его сверстники обычно не
знают.
-
Способен
составлять оригинальные композиции
из цветов, рисунков, камней, марок,
открыток и т.д.
-
Хорошо
поет.
-
Рассказывая
о чем-то, умеет хорошо придерживаться
выбранного сюжета, не теряет основную
мысль.
-
Меняет
тональность и выражение голоса, когда
изображает другого человека.
-
Любит
разбираться в причинах неисправности
механизмов, любит загадочные поломки.
-
Легко
общается с детьми и взрослыми.
-
Часто
выигрывает в разных спортивных играх
у сверстников.
-
Хорошо
улавливает связь между одним событием
и другим, между причиной и следствием.
-
Способен
увлечься, уйти "с головой" в
интересующее его занятие.
-
Обгоняет
своих сверстников по учебе на год или
на два, то есть реально должен бы
учиться в более старшем классе, чем
учится сейчас.
-
Любит
использовать какой либо новый материал
для изготовления игрушек, коллажей,
рисунков, в строительстве детских
домиков на игровой площадке.
-
В
игру на инструменте, в песню или танец
вкладывает много энергии и чувств.
-
Придерживается
только необходимых деталей в рассказах
о событиях, все несущественное
отбрасывает, оставляет главное,
наиболее характерное.
-
Разыгрывая
драматическую сцену, способен понять
и изобразить конфликт.
-
Любит
рисовать чертежи и схемы механизмов.
-
Улавливает
причины поступков других людей, мотивы
их поведения. Хорошо понимает
недосказанное.
-
Бегает
быстрее всех в детском саду, в классе.
-
Любит
решать сложные задачи, требующие
умственного усилия.
-
Способен
по разному подойти к одной и той же
проблеме.
-
Проявляет
ярко выраженную, разностороннюю
любознательность.
-
Охотно
рисует, лепит, создает композиции,
имеющие художественное назначение
(украшения для дома, одежды и т.д.) в
свободное время, без побуждения
взрослых.
-
Любит
музыкальные записи. Стремится пойти
на концерт или туда, где можно слушать
музыку.
-
Выбирает
в своих рассказах такие слова, которые
хорошо передают эмоциональные
состояния героев, их переживания и
чувства.
-
Склонен
передавать чувства через мимику,
жесты, движения.
-
Читает
(любит, когда ему читают) журналы и
статьи о создании новых приборов,
машин, механизмов.
-
Часто
руководит играми и занятиями других
детей.
-
Движется
легко, грациозно. Имеет хорошую
координацию движений.
-
Наблюдателен,
любит анализировать события и явления.
-
Способен
не только предлагать, но и разрабатывать
собственные и чужие идеи.
-
Читает
книги, статьи, научно-популярные
издания с опережением своих сверстников
на год или на два.
-
Обращается
к рисунку или лепке для того, чтобы
выразить свои чувства и настроение.
-
Хорошо
играет на каком-нибудь инструменте.
-
Умеет
передавать в рассказах такие детали,
которые важны для понимания события
(что обычно не умеют делать его
сверстники), и в то же время не упускает
основной линии событий, о которых
рассказывает.
-
Стремится
вызывать эмоциональные реакции у
других людей, когда о чем то с увлечением
рассказывает.
-
Любит
обсуждать изобретения, часто
задумывается об этом.
-
Склонен
принимать на себя ответственность,
выходящую за рамки, характерные для
его возраста.
-
Любит
ходить в походы, играть на открытых
спортивных площадках.
-
Способен
долго удерживать в памяти символы,
буквы, слова.
-
Любит
пробовать новые способы решения
жизненных задач, не любит уже испытанных
вариантов.
-
Умеет
делать выводы и обобщения.
-
Любит
создавать объемные изображения,
работать с глиной, пластилином, бумагой
и клеем.
-
В
пении и музыке стремится выразить
свои чувства и настроение.
-
Склонен
фантазировать, старается добавить
что-то новое и необычное, когда
рассказывает о чем-то уже знакомом и
известном всем.
-
С
большой легкостью драматизирует,
передает чувства и эмоциональные
переживания.
-
Проводит
много времени над конструированием
и воплощением собственных "проектов"
(модели летательных аппаратов,
автомобилей, кораблей).
-
Другие
дети предпочитают выбирать его в
качестве партнера по играм и занятиям.
-
Предпочитает
проводить свободное время в подвижных
играх (хоккей, баскетбол, футбол и
т.д.).
-
Имеет
широкий круг интересов, задает много
вопросов о происхождении и функциях
предметов.
-
Способен
предложить большое количество самых
разных идей и решений.
-
В
свободное время любит читать научно
популярные издания (детские энциклопедии
и справочники), делает это, как правило,
с большим интересом, чем читает
художественные книги (сказки и др.)
-
Может
высказать свою собственную оценку
произведениям искусства, пытается
воспроизвести то, что ему понравилось,
в своем собственном рисунке или
созданной игрушке, скульптуре.
-
Сочиняет
собственные, оригинальные мелодии.
-
Умеет
в рассказе изобразить своих героев
очень живыми, передает их характер,
чувства, настроения.
-
Любит
игры драматизации.
-
Быстро
и легко осваивает компьютер.
-
Обладает
даром убеждения, способен внушать
свои идеи другим.
-
Физически
выносливее сверстников.
Методика
рассчитана на выполнение основных
функций: Первая и основная функция
— диагностическая. С помощью
данной методики вы можете количественно
оценить степень выраженности у ребенка
различных видов одаренности и
определить, какой вид у него преобладает
в настоящее время. Сопоставление всех
десяти полученных оценок позволит
вам увидеть индивидуальный, свойственный
только вашему ребенку "портрет"
развития его дарований. Вторая
функция — развивающая. Утверждения,
по которым вам придется оценивать
ребенка, можно рассматривать как
программу его дальнейшего развития.
Вы сможете обратить внимание на то,
чего, может быть, раньше не замечали,
усилить внимание к тем сторонам,
которые вам представляются наиболее
ценными. Конечно, эта методика не
охватывает всех возможных проявлений
детской одаренности. Но она и не
претендует на роль единственной. Ее
следует рассматривать как одну из
составных частей общего комплекта
методик диагностики детской одаренности.
Обработка
результатов
Сосчитайте
количество плюсов и минусов по вертикали
(плюс и минус взаимно сокращаются).
Результаты подсчетов напишите внизу,
под каждым столбцом. Полученные суммы
баллов характеризуют вашу оценку
степени развития у ребенка следующих
видов одаренности: •интеллектуальная
(1-й столбец листа ответов); •творческая
(2-й столбец листа ответов); •академическая
(3-й столбец листа ответов); •художественно
изобразительная (4-й столбец листа
ответов); •музыкальная (5-й столбец
листа ответов); •литературная
(6-й столбец листа ответов); •артистическая
(7-й столбец листа ответов); •техническая
(8-й столбец листа ответов); •лидерская
(9-й столбец листа ответов); •спортивная
(10-й столбец листа ответов).
Лист
ответов
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
41
|
42
|
43
|
44
|
45
|
46
|
47
|
48
|
49
|
50
|
51
|
52
|
53
|
54
|
55
|
56
|
57
|
58
|
59
|
60
|
61
|
62
|
63
|
64
|
65
|
66
|
67
|
68
|
69
|
70
|
71
|
72
|
73
|
74
|
75
|
76
|
77
|
78
|
79
|
80
|
|