Министерство образования Ставропольского края
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального района Ставропольского края
Программа рассмотрена и утверждена
на методическом совете МКОУ ДОД «РСЮТ»
«___»___________________ 2011 г.
Директор МКОУ ДОД «РСЮТ»
_____________ И.К. Дубина
ПРОГРАММА
«Развитие одаренных детей «ТВОЙ УСПЕХ»
Детского объединения
«КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ «ОРИГАМИ»
Автор-составитель:
Чвалун Ирина Ивановна
педагог дополнительного
образования
1 квалификационной категории
с. Старомарьевка
Год разработки программы 2011гг.
Нормативно - правовая база:
-
Конвенция о правах ребенка;
-
Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ;
-
Рабочая концепция одаренности, 2003г.;
-
Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 г.;
-
Закон Ставропольского края Об образовании, 1998г.
-
Устав Учреждения.
Пояснительная записка
В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Творчески одаренный ребенок, это ребенок который:
-
проявляет большой интерес к визуальной информации;
-
увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать.
-
в мельчайших деталях запоминает увиденное;
-
проводит много времени за лепкой, рисованием и, с помощью рисунка или лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;
-
демонстрирует опережающую возраст умелость;
-
умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом;
-
экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных» материалов, может создать из них оригинальное произведение;
-
любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;
-
его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
-
работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”.
С детьми, отличающимися повышенными возможностями, необходимо вести специальную работу. Работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных или творческих возможностей, так как каждый ребёнок должен уметь ориентироваться в социуме. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе идет целенаправленное развитие индивидуальных способностей.
Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования детей, позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решить одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Признание коллективом педагогов и руководством нашего учреждения того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, меня побудило разработать программу работы с одарёнными детьми в детском объединении «Конструирование из бумаги «Оригами».
Программа «Развитие одаренных детей «Твой Успех» тесно взаимосвязана с Программой развития, программой воспитания учреждения и дополнительной общеобразовательной программой «Конструирование из бумаги «Оригами». В последней, для этой категории детей предусмотрены творческие задания повышенной сложности.
Цель данной программы:
Выявление одарённых детей и создание условий, стимулирующих развитие их креативного мышления, творческих способностей.
Задачи:
- выявление творчески одарённых детей с использованием различных методик и диагностик;
- использование на занятии дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков,
творчества;
- организация разнообразной деятельности.
- разработка модели личностного «Портфолио» учащегося.
Сроки реализации программы: 2011-2015 гг. Программа рассчитана на 3 года обучения и воспитания согласно общеобразовательной программе «Конструирование из бумаги «Оригами».
Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарёнными детьми:
-
Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
-
Развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).
-
Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
-
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Организация воспитательной работы в рамках программы:
- Воспитание учащихся по принципам общечеловеческих ценностей;
- Формирование духовной культуры, общекультурной компетенции;
- Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одарённых детей.
Семейные аспекты развития одарённого ребенка:
создание условий для освоения родителями способов формирования и развития одарённых детей;
учёт личностных особенностей одарённых детей;
оказание педагогической помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата.
Предполагаемые результаты:
увеличение количества детей, проявляющих свои творческие или иные способности;
повышение качества образования и воспитания учащихся в целом;
положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, выставок, олимпиад, конференций различного уровня;
повышение социального престижа детского объединения и Учреждения в целом на муниципальном уровне.
Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и способствовать развитию творческих способностей на занятиях детского объединения, настоящая программа основывается на следующих 4 главных принципах:
Раскрой себя! |
Все учащиеся – звезды, близкие и далекие. Маленькие и большие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одной он длинный, у других… Главное – это хотеть сиять. |
Найди себя! Твой выбор – твои возможности. |
Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в этом мире. Весы/качели – это символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения, умение сделать правильный выбор в жизни. |
|
У каждого своя программа развития, свои цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях. |
Реализуй себя! |
Ситуация успеха. Главное – почувствовать вкус победы! Педагог равноправный партнер и консультант, который учитывает интересы ученика, индивидуальные способности и потребности. |
Структура программы «Твой Успех» включает в себя 5 взаимосвязанных блоков, удерживающих целостность целенаправленного развития учащихся в достижении успеха. Каждый из блоков отражает
отдельный этап работы, для которого специально формулируются цели и выбираются средства их достижения.
Содержание работы по разделам представляет собой систему практических заданий, раскрывающих внутренние возможности учащегося и развивающих личностные качества успешного одаренного ребенка.
Первый блок. Развитие мотивации к личностному росту. Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: декоративно-прикладной, технической. Но, главное назначение заданий этого блока - сфокусировать внимание учащегося на том, что такое «успешная личность», и повысить внутреннюю мотивацию к саморазвитию. Выполняя разные задания, учащиеся строят свою «лестницу успеха» - план роста, знакомятся с философией успеха известных всему миру творческих людей, выводят свою формулу успеха в жизни.
Второй блок. Самопознание и управление саморазвитием. Главная задача данного блока - помочь учащемуся создать образ своего «я», сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Этот блок заданий включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие внутренних возможностей и развитие умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки. В фокусе данного блока находится также планирование своего будущего, повышение мотивации учения и саморазвития. Дети учатся делать выбор, ставить цель, планировать свои дела и выполнять их.
Третий блок. Развитие личностных качеств. Главная цель - развитие характера. Работа начинается с обзора личностных качеств, которыми должен обладать успешный человек, и представляет собой главную ступень сознательного, целенаправленного процесса воспитания личности одаренного ребенка. В центре внимания - работа над своим характером. Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие креативных способностей, целеустремленности, ответственности, уверенности в себе, уважительному отношению к людям, умению управлять эмоциями и временем, самообладанию и стрессоустойчивости. В этом блоке содержатся советы, как стать более организованным и ответственным, как повысить свою самооценку.
Четвертый блок. Развитие эффективной коммуникации. Главная задача этого раздела состоит в анализе и развитии позитивных взаимоотношений с другими людьми. Задания этого блока способствуют развитию социально важных качеств человека - коммуникативных умений, учатся строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления.
Пятый блок. Оценка достижений. Задача последнего раздела - осуществление самоанализа успехов и достижений. Учащиеся оценивают свои умения, личностные качества, насколько им удалось измениться в процессе работы над собой и своим «Портфолио».
План мероприятий по реализации цели и задач:
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
|
1. |
Выявление одаренных, талантливых детей. |
сентябрь |
|
2. |
Составление базы данных детского объединения ОД, ее пополнение. |
Сентябрь-октябрь |
|
3. |
Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности. |
1-й обучения по программе «Конструирование из бумаги «Оригами» |
|
4. |
Подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.) |
В течении всего периода |
|
5. |
Диагностика родителей и индивидуальные беседы. |
Октябрь, апрель |
|
6. |
Выявление и оказание помощи способным детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. |
постоянно |
|
7. |
Создание банка творческих работ учащихся. |
По необходимости |
|
8. |
Организация творческих отчетов, персональных выставок. |
Согласно программе «Конструирование из бумаги «Оригами» |
|
9. |
Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление. |
2-3- й год обучения по программе «Конструирование из бумаги «Оригами» |
|
10. |
Обеспечение участия в муниципальных, краевых, Всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, выставках, научно –практических конференциях. |
Постоянно |
|
11. |
Проведение коммуникативных тренингов, тренингов личностного роста |
ежемесячно |
|
12. |
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей согласно общеобразовательной программе «Конструирование из бумаги «Оригами» |
Постоянно |
|
13. |
Мониторинг результативности работы с одаренными детьми. |
Май |
Условие успешной работы - соблюдение принципов педагогической
деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии педагога.
Ожидаемые результаты:
1. Увеличение числа детей с творческой одарённостью.
2. Овладение современными методиками работы с одаренными детьми.
3. Разработка и апробация новых образовательных технологий для работы с
одаренными детьми.
4. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих
способностей учащихся.
5. Организация проектно-исследовательских работ учащихся.
6. Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
Материально – техническое обеспечение:
Пополнение методического фонда кабинета справочной, научно-популярной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями;
Взаимодействие с администрацией Учреждения, родителями, спонсорами для обеспечения необходимым оборудованием и материалами для организации работы детского объединения.
Список литературы.
|
Информационные источники
-
Богданова Н.В. Статья "Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми" http://pedsovet.su/load/138-1-0-8323
-
Хорбатова М.В. Организация работы с одаренными детьми http://www.school220.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=71:2009-11-05-00-49-42&catid=23:2009-11-05-00-26-35&Itemid=22
-
Шамрина М.А. Педагогический проект «Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании»
http://pedsovet.su/load/253-1-0-19206
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей