В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Программа «Формирование потребности здорового образа жизни у слабослышащих детей» программа Формирование потребности здорового образа жизни

Войдите для скачивания файлов



КОУ Омской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 15 II вида»



Согласовано _____________ Утверждаю____________

МО воспитателей Директор школы

________________________









Программа

«Формирование потребности

здорового образа жизни у слабослышащих детей»


срок реализации 3 года

возраст детей 7 – 10 лет



Составитель:

Карташева Н.А.

воспитатель высшей

квалификационной

категории






Омск 2010 г.


Содержание


  1. Программа

«Формирование у детей потребности здорового образа жизни»

  1. Приложение № 1

Игровая диагностика «Помоги Мойдодыру»

  1. Приложение № 2

«Оздоровительные минутки»

  1. Приложение № 3

Советы - памятки

  1. Приложение № 4

Пословицы и поговорки

  1. Приложение № 5

Сценарии открытых мероприятий

Пояснительная записка

Воспитание – важнейшее явление духовной жизни общества для всех народов и времен. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, развитие человека.

Воспитание – это непосредственное прямое или косвенное, целенаправленное педагогическое воздействие на воспитанника посредством создания определенных условий, способствующих получению знаний, его актуализации и социализации. В условиях современной социально - экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли специального обучения и воспитания в подготовке учащихся к самостоятельной жизни, в решении проблем социализации детей с проблемами слуха. Слабослышащие дети имеют свои психологические особенности. У них рассеянное внимание, плохо развита память, абстрактное мышление. У некоторых учеников есть нарушения в координации движений и у большинства детей выраженное нарушение речи. Что же необходимо воспитывать у современного школьника, чтобы он в полной мере мог проявить себя в этих условиях.

Одним из актуальных аспектов формирования личности ребенка школьного возраста является гигиеническое обучение и воспитание бережного, осознанного отношения к своему здоровью. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации ребенка к жизни в обществе.

Изучая методические пособия, педагогическую и специальную литературу для коррекционных школ, проводя игровую диагностику (см. приложение 1), появилась необходимость в составлении специальной программы «Формирование у детей потребности здорового образа жизни».

В условиях школы – интерната есть все условия и возможности для наиболее успешного формирования не только понятий, но и привычек у детей. Добиться этого возможно только при планомерной и систематической работе.

Так, наметившаяся во всей образовательной системе тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья, явилась необходимостью создания образовательно – оздоровительной программы по валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» - наука), начиная с младшего школьного возраста, т.е. с 1 класса. Данная программа по валеологии ориентирована на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей необходима совместная работа педагогов и родителей.

Взаимосвязь с окружающим миром в данной программе предполагает созерцательно – познавательную позицию ребенка на начальном этапе. Активное взаимодействие осуществляется через организацию всех видов деятельности: познавательную, трудовую, художественную, спортивно – оздоровительную.

Данная программа включает в себя обучение детей и имеет практическую направленность. Коррекционная направленность обучения и воспитания у детей гигиенических навыков в данной программе прослеживается в подборе форм и методов, информационного материала, дидактических пособий, специально адаптированных для восприятия слабослышащих детей с учетом их психических особенностей.


Цель программы

  1. Сформировать навыки личной гигиены, переходящие в привычку.

  2. Помочь в социально – бытовой адаптации слабослышащего ребенка, начиная с младшего школьного возраста.


Общие и коррекционные задачи.

  1. Привитие детям навыков личной гигиены и обучение их самообслуживанию.

  2. Формирование и закрепление гигиенических требований к телу, одежде, жилищу и осознанное выполнение этих правил.

  3. Познакомить учащихся со строением и функциями организма человека.

  4. Создать условия для формирования у слабослышащих детей потребности в здоровом образе жизни.

  5. Развитие речи и навыков общения, обеспечивающих усвоение школьниками норм коммуникативного поведения согласно возрастной норме.

Отличительной способностью данной программы является комплексный характер ее содержания. Также программа предусматривает и сферу общения, включающую в себя формирование и развитие детского коллектива, межличностных отношений, помощь друг другу.

Сфера сознания включает познание мира, себя и предусматривает индивидуальную, творческую работу с воспитанниками, формирование у них положительных качеств личности. Работа в сферах: учебной, практической, творческой деятельности и общения – тесно взаимосвязана и подчинена общей цели – социальной адаптации и готовит к непосредственному включению в жизнь.

Структура программы разработана с учетом психологии слабослышащих детей и их интересов. Программа рассчитана на 3 года обучения в количестве 30 часов в год, по 2 часа в месяц. Занятия по 30 минут.

Первый год обучения: построен с учетом знаний и умений детей. Они знакомятся с предметами и правилами личной гигиены, а именно: даются знания, вырабатываются умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия в конфликтных ситуациях. Активным ребятам самим предоставляется возможность проводить со сверстниками оздоровительные минутки. Ребята учатся общению (см. Приложение 2).

Второй год обучения: уделять внимание познавательной активности слабослышащих детей с использованием ТСО (технических средств обучения). Научить детей самостоятельно выполнять правила личной гигиены. Следить за чистотой классной комнаты и спальни.

Третий год обучения: ребята должны самостоятельно знать и пользоваться предметами личной гигиены. Уметь оказывать первую помощь при небольших ранах, ссадинах, ушибах, укусах насекомых. Педагог должен уделять внимание и вопросам нравственности слабослышащих учащихся.

В конце каждого года обучения необходимо проводить диагностику достижений учащихся. Занятия на данных этапах проходят по принципу первого с усвоением нового материала и практическим закреплением навыков предыдущих этапов в режимных моментах. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минуты, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, деловые игры, вопрос – ответы «Доктора – природы»), необходимые для развития навыков ребенка.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить преемственность специфики дошкольного и младшего школьного возраста. Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строение человека, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений. Особое внимание надо уделять беседам по актуальной теме «Вредные привычки и их преодоление». Необходимо ставить перед учениками проблемные вопросы, уметь вовремя дать указание, пояснение или дополнение к ответу. Совместный поиск решения проблемы негативного влияния на здоровье нужно разнообразить заданиями, примерами, чтобы поддерживать интерес детей к данной проблеме. Хороший результат дают ситуационные игры:

  • «Спаси зуб от кариеса»

  • «Как настроение?»

  • «Парикмахерская» и т.д.

Из каждого тематического дня вытекают правила «Утром, после сна, мой глаза и руки», «Не читай лежа», «Не ковыряй в носу», «От курения желтеют зубы».

Эти правила необходимо оформлять наглядно, использовать в словарной работе и закреплять в повседневной жизни слабослышащих детей. Для положительного результата в работе по программе необходимо привлекать в помощь родителей. В работе с родителями используются заметки – памятки (см. Приложение №3).

Я, как автор данной программы, считаю, что такая работа помогает детям в самопознании, в умении помочь самому себе и ощутить себя счастливым и здоровым, т.е. занятия должны приносить детям чувство удовлетворенности, легкости и желание прийти снова. Беседы, игры, праздники не только расширяют знания и словарный запас слабослышащих детей, но и учат правильно выражать свои мысли, строить предложения, осмысленно применять в своей речи полученные знания. Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность.


Методы и формы образовательного процесса.

В ходе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

  • объяснительно – иллюстрационные, наглядные, словесные, игровые;

  • самопроверка, самооценка, вовлечение и привлечение к творчеству;

  • стимулирование деятельности, поручение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

  • метод контроля и управления образовательно – воспитательным процессом, самоанализ.

В процессе обучения используются различные формы организации познавательного процесса. Это – творческие занятия, беседы, речевые и ситуационные игры, праздники, конкурсы, экскурсии, индивидуальные консультации. Все это помогает слабослышащим детям приобрести уверенность в своих способностях.


Программа основана на следующих принципах

обучения и воспитания:

  1. Основной принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленного на развитие личности и индивидуальности ребенка;

  2. Принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности учащихся при руководящей роли воспитателя;

  3. Систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности;

  4. Наглядности и доступности обучения;

  5. Принцип связи обучения с жизнью;

  6. Принцип прочности знаний;

  7. Принцип коллективности.


Средства обучения

  1. Учебно – методическая литература, картинки, плакаты;

  2. Дидактический материал: карточки задания, таблицы, лото и т.д.;

  3. ТСО – видео, диапроектор, телевидение, радио;

  4. Образцы средств гигиены.


Организация образовательно-воспитательного процесса:

Программа рассчитана на 3 года обучения для 1-3 классов коррекционной школы – интерната. Продолжительность одного занятия 30 минут, занятия проводятся 2 раза в неделю. Первый день – беседа; 2 день - закрепление и повторение материала с практическим применением. На этих занятиях оценок нет.


Содержание программы

На занятиях используются теоретический и практический методы обучения.

Теоретический метод включает в себя рассказ педагога с использованием наглядности: картин, образцов, средств гигиены, рисунков, плакатов, таблиц и т.д. При помощи этого демонстрационного материала поясняются задачи стоящие перед учеником.

Практический метод:

  1. Выбор темы;

  2. Введение игровых моментов;

  3. Театрализованность в занятиях;

  4. Оздоровительные минутки.

Содержание реализуется по направлениям: организация воспитательной деятельности, развитие коллектива, воспитание личности.

Организация воспитательной деятельности реализуется в следующих видах:

  1. спортивно – оздоровительная;

  2. познавательная, коррекционно – развивающая деятельность, включает в себя развитие кругозора, пополнение словарного запаса слабослышащего ребенка, улучшение моторики движений;

  3. общественно – полезная работа (оформление уголка класса, школы, столовой, спальни, помощь в организации мероприятий).

Формирование и развитие коллектива включает в себя коллективную творческую деятельность, развитие самоуправления, свободное разновозрастное общение, создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.

Искусство общения – является одной из проблемных сфер слабослышащих детей. Программа способствует адаптации слабослышащего ребенка в социуме, через общение со слышащими сверстниками, с которыми встречаются на праздниках, спортивно – оздоровительных играх. Формируют навыки общения.


Тематический план.

Тематический план, предложенный в программе, очень объемный и дает возможность педагогу варьировать темы в зависимости от поставленных целей, уровня подготовленности учащихся и материально - технических возможностей.

1 год обучения – 30 часов (15 – теории, 15 – практики)

2 год обучения – 30 часов (15 – теории, 15 – практики)

3 год обучения – 30 часов (15 – теории, 15 – практики)

Примерное распределение часов представлено в тематическом плане.

Т – теория; П – практика; В – всего. с – сентябрь, о – октябрь и т.д.

1класс

п/п

Темы

1 класс

месяц

Т

П

В


Беседы





1

Вводное занятие

1


1

с

2

В здоровом теле здоровый дух

1

1

2

с

3

Оформление уголка «Мойдодыр»

1

1

2

с

4

Советы доктора Воды и Мыла


1

1

о

5

Друзья Вода и Мыло

1

1

2

о

6

Да здравствует мыло душистое

1

1

2

н

7

«Чтобы зубы не болели»

1

1

2

н

8

«Зубная паста – здоровое дыхание»

1

1

2

д

9

«Микробы и здоровье»

1

1

2

д

10

Волосы и уход за ними

1

1

2

д

11

Конкурс «Волшебная расческа»

1

1

2

я

12

Уход за руками и ногами

1


1

ф

13

Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»


1

1

ф

14

Постельное белье и вечерний туалет

1

1

2

м

15

Сон – лучшее лекарство

1


1

м

16

«Мой внешний вид»

1


1

а

17

Игровой праздник «Доктора природы»


1

1

а

18

Спортивная эстафета «Кто лучше и быстрее»


1

1

м

19

Праздник «Доктора природы»

1

1

1

м

Итого

15

15

30



2 класс

п/п

Темы

1 класс

месяц

Т

П

В

1

Режим школьника – закон для меня

1


1

с

2

Одежда школьника. Мои вещи

1

1

2

с

3

«Рабочие инструменты» человека

1

1

2

о

4

Уход за руками и ногами

1

1

2

о

5

«Чтобы уши слышали»

1

1

2

н

6

Гигиена полости рта

1

1

2

н

7

Игра «Спасите зуб от кариеса»


1

1

д

8

Глаза – главные помощники человека

1

1

2

д

9

Здоровая пища для всей семьи

1

1

2

я

10

Уборка классной комнаты

1

1

2

я

11

Гигиена сна

1


1

ф

12

«Сон – лучшее лекарство»

1

1

2

ф

13

«Будем вежливы»

1

1

2

м

14

Краткое знакомство с организмом человека

1

1

2

м

15

Осанка – стройная спина

1

1

2

а

16

Как закаляться. Обтирание и обливание

1

1

2

а

17

Праздник «Друзья Мойдодыра»


1

1

м

Итого

15

15

30



З класс

п/п

Темы

1 класс

месяц

Т

П

В

1

«Дружи с водой»

1

1

2

с

2

Как следует питаться

1

1

2

с

3

Гигиена жилища

1

1

2

о

4

Я учусь дежурить в спальне

1

1

2

о

5

Я знаю как научить другого дежурить

1

1

2

н

6

Беседа «Я – ученик»

1


1

н

7

Огонек здоровья (Викторина)


1

1

д

8

«Дружная семья» (спортивный праздник)


1

1

д

9

Как защититься от простуды и гриппа

1


1

я

10

Как не простудиться

1

1

2

я

11

Воды холодной не бойся, ежедневно мойся

1

1

2

ф

12

Вредные привычки и их преодоление

1


1

ф

13

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу

1

1

2

м

14

Если кожа повреждена

1

1

2

м

15

Травмоопасные участки в школе и первая помощь

1

1

2

а

16

Предупреждение дорожно-транспортных происшествий

1

1

2

а

17

Первая помощь при укусах насекомых

1

1

2

м

18

Игра по станциям «Будь здоров»


1

1

м

Итого

15

15

30



Содержание занятий

1 класс

Тема: «В здоровом теле – здоровый дух».

Цели:

  • разъяснить учащемуся понятие «здоровое тело»;

  • познакомить с основными правилами личной гигиены;

  • воспитывать желание быть чистоплотным, аккуратным.

Содержание:

  1. прослушивание аудиозаписи песни «Если хочешь быть здоров»;

  2. приглашение Мойдодыра поиграть (подвижные игры на улице);

  3. работа со стихотворением С. Маршака «Пожелания друзьям»;

  4. итог.

1 класс

Тема: «Советы доктора Воды и Мыла».

Цели:

  • познакомить детей с правилами личной гигиены;

  • развивать навыки пользования предметами личной гигиены;

  • воспитывать аккуратность.

Примерное содержание:

  1. Вводная беседа «Пришла в гости кукла». Научим ее правилам личной гигиены;

  2. Стихотворение Ю.Тувима «Как же надо умываться»;

  3. Оздоровительная минутка «Этюд души»;

  4. Вывод правил (советы доктора Воды);

  5. Практическая работа (в умывальнике);

  6. Игра «Угадай действие».

1 класс

Тема: «Чтобы зубы не болели».

Цели:

привести знание детей по уходу за зубами в систему;

формировать навыки личной гигиены;

воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Примерное содержание:

  1. Беседа по теме;

  2. Советы доктора «Неболейки»;

  3. Оздоровительная минутка этюд души;

  4. Работа по сказке «Королева – зубная щетка»;

  5. Практикум. Чистка зубов;

  6. Итог

1 класс

Тема: «Микробы и здоровье».

Цели:

  • познакомить детей с понятиями «микробы», работать над пониманием смысла этого слова;

  • закрепить санитарно – гигиенические навыки;

  • воспитывать желание и потребность в положительных привычках поведения.

Примерное содержание:

  1. Опыт (рассматривание через микроскоп капли грязной и чистой воды);

  2. Чтение «Сказки о микробах»;

  3. Оздоровительная минутка «Осьминог»;

  4. Полезные советы;

  5. Практическая деятельность (правильное мытье рук);

  6. Итог.

1 класс

Тема: Конкурс «Волшебная расческа».

Цели:

  • Показать приемы и способы ухода за волосами;

  • развивать мелкую моторику пальцев;

  • воспитывать аккуратность, желание следить за своим внешним видом.

Примерное содержание:

  1. Загадки;

  2. Сценки по стихотворению А.Барто «Ленивые куклы»;

  3. Игры – задание «Причеши куклу»;

  4. Итог.


1 класс

Тема: Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская».

Цели:

  • познакомить учащихся с профессией парикмахера;

  • развивать умение причесываться, ухаживать за волосами;

  • воспитывать навыки личной культуры.

Примерное содержание:

  1. Угадайка (загадки о предметах личной гигиены);

  2. Игра «Выбери меня» (предметы для ухода за волосами);

  3. Знай и выполняй (повторение правил поведения в общественных местах);

  4. Практическое занятие;

  5. Итог.


2 класс

Тема: «Глаза – главные помощники человека».

Цель: расширять знания детей о значимости органов зрения.

Задачи:

  • Дать понять о назначении органа зрения;

  • Воспитывать бережное отношение к глазам.

Примерное содержание:

  1. Повторение. Как правильно мыть руки, лицо?;

  2. Отгадывание загадок (органы слуха, зрения, осязания, обоняния);

  3. Беседа по теме;

  4. Опыт (дети наблюдают);

  5. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»;

  6. Игра «Полезно – вредно»;

  7. Правила бережного отношения к зрению;

  8. Итог. Что для глаз полезно, а что вредно? (Можно дать задание нарисовать, что полезно для глаз).


3 класс

Тема: «Я учусь дежурить в спальне» (практическое занятие).

Цели:

  • познакомить детей с правилами дежурства по спальне;

  • формировать правильное отношение к своим трудовым обязанностям;

  • воспитывать стремление преодолевать трудности.

Примерное содержание:

  1. Игра «Что? Зачем? Как?»

  2. Сюжетно – ролевая игра «Будем делать хорошо и не будем плохо»;

  3. Итог.

3 класс

Тема: «Как защититься от простуды и гриппа?»

Цели:

  • Сформировать у детей представление о причинах и признаках простудных заболеваний;

  • Развивать познавательную активность, способность самостоятельно мыслить;

  • Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Примерное содержание:

  1. Беседа по теме (от чего зависит здоровье человека?);

  2. Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в небе»;

  3. Чтение стихотворения С. Михалкова «Грипп»;

  4. Игра «Кто больше ?»;

  5. Помоги себе сам (составление правил по профилактике простудных заболеваний);

  6. Итог.

3 класс

Тема: «Травмоопасные участки в школе»

Цели:

  • Закрепить знания о травмоопасных участках в школе, правила по технике безопасности;

  • Формировать у учащихся понятие «опасность», «безопасность», «опасная ситуация»;

  • Воспитывать мотивацию к соблюдению правил безопасного поведения.

Примерное содержание:

  1. Справка медицинского работника;

  2. Игра – задача «Мы помним эти правила»;

  3. Просмотр видеосюжета «Когда опасность рядом»;

  4. Кроссворд (Ключевое слово «Безопасность»);

  5. Итог.



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения по программе, дети должны знать:

  • правила личной гигиены;

  • навыки самообслуживания;

  • строение и функции своего организма;

  • о вреде вредных привычек и важности здорового образа жизни;

  • знать новые слова и расширять свой тематический словарный запас;

  • правила безопасного поведения дома, на улице, в школе

  • правила оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

  • пользоваться предметами личной гигиены;

  • самостоятельно обслуживать себя в повседневной жизни;

  • уметь противостоять влиянию вредных привычек;

  • использовать новые слова в обиходной речи и в конкретных ситуациях;

  • правильно реагировать;

  • оказывать первичную помощь при незначительных ссадинах, порезах, травмах, укусах насекомых.

Представленная образовательно – воспитательная программа «Формирование у детей потребности здорового образа жизни» является апробированной и реализуется воспитателями школы - интерната №15 и школы – интерната №7.


Список литературы:

    1. Азаров Ю.П. «Искусство воспитывать» - М., 1987.

    2. Королев Н.Б. «Воспитание здорового школьника» - М.: Просвещение, 1986.

    3. Лаптев А.П., Полиевский С.А. «Гигиена» - М.: Физкультура и спорт, 1990.

    4. «Психогигиена учащихся» - М.: Мин. здравоохранения, 1990.

    5. Урбановская О.Н. «Режим школьника в семье» - М.: Медицина, 1993.

    6. Примерный объем знаний по вопросам гигиены и охраны здоровья. – М.: Мин. здравоохранение, 1995.

    7. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» - М.: ВАКО, 2004.

    Приложение №1

    Игровая диагностика «Помоги Мойдодыру».

    Это серия игровых заданий и вопросов о здоровом образе жизни, познании ребенком своего тела, взаимосвязи человека с окружающей средой, т.е. педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

    Вопросы и задания6

    • Объясните, для чего нужна еда?

    • Для чего нужно мыть руки?

    • Какие упражнения нужно делать, чтобы были сильные крепкие ноги?

    • Почему ребята делают зарядку?

    • Помоги Мойдодыру стать чистым

    Игра «Кто лучше и быстрее»

    Детальный анализ ответов позволил сделать вывод, что знания у детей почти отсутствуют или недостаточные, а по некоторым вопросам неверные. Отсюда сделала вывод о необходимости воспитания здорового образа жизни и формирования состояния гармонии между человеком и окружающей средой.

    Приложение №2

    «Оздоровительные минутки»

    1. «Сотвори солнце в себе».

    «Грубых слов не говорите,

    Только добрые дарите».

    - Постарайтесь 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.

    • Какая ты сегодня веселая, улыбаешься, как солнышко;

    • Ты сегодня особенно красивая, добрая;

    • Ты хороший друг, с тобой интересно;

    • Какая у тебя красивая заколка и т.д.


    1. «Этюд души»

    - Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!»

    - Вытяните руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Вода!»

    - Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!»

    - Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!»

    3. «Упражнения животных».

    1. «Жираф» - голова вверх – вниз, круговые движения вправо - влево.

    2. «Осьминог» - круговые движения плечами назад – вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).

    3. «Обезьянка» - наклон вперед, круговые движения туловищем вправо – влево.

    4. «Лошадь» - поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.

    Приложение № 3

    Советы – памятки

    1. Бережное отношение к зрению:

    • Умываться по утрам;

    • Смотреть телевизор не более 1 – 1,5 часов в день;

    • Сидеть не ближе 3 м от телевизора;

    • Не читать лежа;

    • Не читать в транспорте;

    • Делать гимнастику для глаз:

    1.Зажмурь глаза, а потом открой их. Повторить 5 раз.

    2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. 10 раз.

    3. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.


    1. К органам слуха:

    • Зашищать уши от ветра;

    • Не ковырять в ушах;

    • Не допускать попадания воды в уши;

    • Правильно чистить уши – намыленным пальцем;

    • Мыть уши каждый день;

    • Каждое утро разминать ушную раковину;

    • Если уши заболели, обратиться к врачу.

    Приложение № 4

    Пословицы и поговорки.

    1. «От простой воды и мыла

    У микробов тают силы»;

    1. «Кто чист, тот здоров»;

    2. «Чистота и уют – здоровье берегут»;

    3. «Грязные руки грозят бедой»;

    4. «Сладостей тысяча, а здоровье одно»;

    5. «Я здоровье сберегу,

    Сам себе я помогу»;

    1. «В путь – дорогу собирайся,

    За здоровьем отправляйся!»;

    1. «Грубых слов не говорите,

    Только теплые дарите»;

    1. «Сон – лучшее лекарство для человека»;

    2. «Прежде чем за стол мне сесть,

    Я подумаю, что съесть»;

    1. «Овощи и фрукты – полезные продукты».















    Приложение №5









    Сценарии открытых мероприятий


    на базе

    КОУ «Специальная (коррекционная)

    общеобразовательная

    школа – интернат № 15 II вида



    КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 15 II вида


    Берегите здоровье



    Воспитатель Н.А. Карташева















    Омск 2009

    ..ДА

    ЗДРАВСТВУЕТ

    МЫЛО

    ДУШИСТОЕ……


    «Друзья Мойдодыра»

    Цель: Проверить усвоение приобретенных санитарно – гигиенических навыков у детей.

    Задачи:

    • Развивать санитарно – гигиенические и профилактические умения;

    • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

    • Обогатить словарный запас детей;

    • Развлекательная.


    СТАНЦИИ:

    1. Санитарная

    2. Спортивная

    3. Чистюля


    ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА:

    Плакаты с пословицами и поговорками:

    • «Кто чист, тот здоров»;

    • «Чистота и уют – здоровье берегут»;

    • «Мой руки с мылом – будешь здоровым»;

    • «Грязные руки грозят бедой»;

    Уголок «Мойдодыра»

    СЛОВАРЬ:

    Мойдодыр, чистюля, неряха, уют, письмецо, колодец, ключевая вода, путешествие, рейд, комиссия.

    1. Звучит песня В.Высоцкого «Утренняя гимнастика».

    (дети по классам входят в зал).

    ВЕДУЩИЙ: Ребята, сегодня у нас праздник. Давайте подумаем, как называется наш праздник?

    Ребята кричат из зала: «Друзья Мойдодыра».

    ВЕДУЩИЙ: Правильно, ребята, наш праздник так и называется. (раздается стук).

    • Кто там? Заходите.

    • Молчите, молчите.

    • Ребята, помогите мне отгадать гостей.

    • Буратино, Мальвина, ученик, ученица, незнайка, доктор Айболит, санитар, парикмахер. (опять стук в дверь).

    ВЕДУЩИЙ: Ребята, опять к нам гости, это пришел почтальон, давайте послушаем его.

    ПОЧТАЛЬОН: Здравствуйте, ребята и взрослые, я принес Вам посылку от Мойдодыра.

    ВЕДУЩИЙ: Давайте, ребята, посмотрим, что нам прислал Мойдодыр. (достаю из посылки письмо).

    Письмо ко всем детям по очень важному делу.


    Письмо

    - Дорогие мои дети!

    Я пишу Вам письмецо,

    Я прошу Вас, мойте чаще ваши руки и лицо

    Все равно, какой водою: кипяченой, ключевой,

    Из реки, или из колодца или просто дождевой.

    Нужно мыться непременно утром, вечером и днем –

    Перед каждою едою, после сна и перед сном!

    - Дорогие мои дети!

    Очень, очень вас прошу!

    Мойтесь чище, мойтесь чаще,

    Я грязнуль не выношу.

    Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним!

    Сам я моюсь очень часто,

    До свидания, Мойдодыр.


    ВЕДУЩИЙ: Вот, ребята, мы и узнали, что написал нам Мойдодыр. А еще в посылке есть записка.

    - дорогие ребята!

    Вместе с письмом я посылаю Вам посылку. В ней находятся интересные загадки, кто их правильно отгадает, тот получит приз. До свидания, Мойдодыр! (на цветных пакетиках загадки, а внутри лежат подарки – отгадки).


    1.Гладко и душисто, моет чисто, чисто. (Мыло)

    2. Костяная спинка,

    На брюшке щетинка,

    По частоколу попрыгала

    Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка)

    1. Белый, белый порошок

    Меж зубами скок, поскок.

    Заблестели зубки,

    Раскраснелись губки. (Зубной порошок).

    1. Целых 25 зубков, для кудрей и хохолков,

    И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (Расческа)

    5. Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю.

    Им утру потоки слез,

    Не забуду и про нос. (Носовой платок).

    1. Мои милые друзья,

    Каждый день худею я

    Зовут «тюбик» меня. (Зубная паста).


    ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребятки, хорошо знаете санитарно – гигиенические принадлежности.

    - А сейчас, наши юные друзья, Мойдодыр предлагает вам отправиться в путешествие в страну «Мойдодырию».


    1. Медицинский кабинет

    (ребят встречает медработник)

    1. Санитарно – гигиенические требования

    2. Оказание первой медицинской помощи

    3. Читаем названия лекарств и первых необходимых средств.


    1. Спортивная

    Плакаты

    «В здоровом теле – здоровый дух»

    «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

    «Кто жить умеет по часам и ценит каждый час, того не надо по утрам будить по 10 раз»

    (проводятся эстафеты для команд)


    1. Чистюля

    Словарь:

    Чистюля, грязнуля, фигура

    Плакат «Надо, надо умываться

    По утрам и вечерам

    А нечистым трубочистам

    Стыд и срам! Стыд и срам!

    (Вбегает грязный, растрепанный Незнайка)

    - Незнайка, ты, почему такой грязный?

    (ребята рассказывают и помогают Незнайке, как надо одеваться, чистить зубы, расчесываться).

    Игра «Кто быстрее соберет фигурку «Мойдодыра»».


    Звучит музыка и все ребята со станции возвращаются в зал.


    ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, хорошо поработали. (Стук в дверь).

    Входит Мойдодыр:

    - Здравствуйте, ребята! Я прислал вам письмо и посылку. Вы довольны?

    Проверяет у детей санитарное состояние.

    - теперь Вас можно назвать друзьями Мойдодыра.


    - Да здравствует мыло душистое

    И полотенце пушистое,

    И зубной порошок,

    И густой гребешок.


    САНИТАР: - Я санитар. Слежу за чистотой рук и лица.

    ПАРИКМАХЕР: - Я парикмахер. Брею, стригу, делаю прически.

    ВЕДУЩИЙ: Ребята, а сейчас мы посмотрим, какие вы ловкие и умелые.


    ИГРЫ: «Кто быстрее заплетет косички девочкам»;

    «Мамины помощники»;

    «Кто быстрее пришьет пуговицы».


    Мойдодыр вручает подарки и дипломы за конкурсы.


    ВЕДУЩИЙ: Вот и закончился наш праздник. Читаем вместе плакаты на стенах, на сцене. Звучит музыка и ребята делают гимнастические упражнения.

    Беседа: «Друзья Вода и Мыло».


    Цель: Сформировать навыки личной гигиены, переходящие в привычку.

    Задачи:

    • Формирование и закрепление гигиенических требований к телу, одежде и осознанное выполнение этих правил;

    • Развитие речи и навыков общения, обеспечивающих усвоение школьниками норм коммуникативного поведения.

    Оборудование: плакаты, карточки, картинки, ватман, фломастеры, два таза с водой, мыло, полотенце, мочалка.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    2. Словарная работа:

    • Микробы – разносчики разных болезней;

    • Помойка – мусорная яма;

    • Раздолье – свобода;

    • Вымысел – фантазия человека;

    • Продемонстрировать – показать всем;

    • Чистюля – очень чистоплотный человек;

    • Грязнуля - грязный, выпачкавшийся в грязи человек.

    1. Повторение правил доктора Воды:

    • Раз в неделю мойся основательно;

    • Утром, после сна, мойте руки, лицо, шею, уши;

    • Каждый день мойте ноги и руки перед сном;

    • Обязательно мойте руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.

    1. Беседа по теме.

    - Послушайте «Сказку о микробах».

    Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любят грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

    Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

    • Подумайте, что в этой сказке правда, а что вымысел?

    • Что помогает нам победить микробы? (Вода.) С водой надо дружить. Вода – доктор. Без воды не может жить человек.

    • Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной?

    • Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце.)

    • Да, Вода и Мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

    • Когда следует мыть руки?

    • Как надо правильно мыть руки? (при обсуждении этого вопроса прикрепите большой лист бумаги и отметьте фломастером каждый шаг.):

    • Сильно намочите руки;

    • Пользуйтесь мылом;

    • Намыливайте руки с обеих сторон;

    • Намыливайте руки между пальцев;

    • Полощите руки чистой водой;

    • Вытирайте руки насухо полотенцем.

    Практическая работа: (Попросить некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук.) Полотенце расправить и положить на одну руку; тщательно вытирать полотенцем каждый палец второй руки. То же повторить с первой рукой.


    1. Заучивание слов:

    От простой воды и мыла

    У микробов тают силы.


    1. Анализ ситуации.


    Я под краном руки мыла,

    А лицо помыть забыла.

    Увидал меня Трезор,

    Зарычал: «Какой…(позор)».

    - Как же не быть грязнулей?


    1. Вывод. Нужно самому научиться умываться, купаться, чтобы получать от этого удовольствие.






















    Тема «Будь здоров!»


    Цель: Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.

    Задачи:

    • Привитие навыков личной гигиены, переходящих в привычку;

    • Понимание необходимости и роли движений в физическом развитии.

    Оборудование: наглядность, (плакаты, фотографии, рисунки, поделки), корзина, овощи, фрукты, хлеб, рыба, муха с микробами.


    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    1. «Оздоровительная минутка»

    «Грубых слов не говорите,

    Только добрые дарите».

    Ребята, давайте просто похвалим друг друга с улыбкой и скажем добрые слова, ведь каждое доброе слово несет силу, энергию тому человеку, кто сказал его, а затем тому, кому они были сказаны.

    • какая ты сегодня веселая, улыбаешься, как солнышко;

    • ты сегодня красивая, добрая;

    • ты сильный и ловкий;

    • ты хороший друг, с тобой интересно;

    • ты сегодня веселый, у тебя красивая улыбка;

    • какая у тебя красивая заколка.

    Ребята, посмотрите друг на друга, все улыбаются, у всех хорошее, доброе настроение. У нас в классе сияет солнышко.


    1. Словарная работа:

    • Оздоровительная минутка;

    • Настроение;

    • Характер;

    • Организм;

    • Закаляйся;

    • Микробы – разносчики разных болезней;

    • Личинки;

    • Долгожитель – человек, который долго живет.

    1. Театрализованное представление (об инфекционных заболеваниях и борьбе с ними, как уберечься).

    Действующие лица: хозяйка, дети, учитель.

    Однажды хозяйка с базара пришла, в корзинке с базара она принесла: картошку, морковку, грушу, селедку и хлеб (хозяйка выложила все на стол, подошла к зеркалу, тем временем муха стала лазить по продуктам. (Огромная муха (макет) тянет за собой несколько грязных микробов, прикалываю белые личинки). Хозяйка прогнала муху, взяла грушу и хотела её съесть.)

    Ученик: - Постойте, нельзя!

    Хозяйка: - Почему нельзя?

    Ученик: -На лапках мух пришла беда

    - Увы, испорчена еда!

    Учитель: -Ребята, а почему нельзя кушать эту грушу?

    Дети: - Потому, что на ней сидела муха.

    Хозяйка: - Ну и что?

    Дети: - Она оставила на груше микробы и личинки. (демонстрируют личинки на груше.)

    Хозяйка: - Ну и что?

    Дети: - Микробы – разносчики разных болезней.

    Хозяйка: - Ну и что?

    Дети: - Микробы попадают в организм и человек может заболеть.

    Учитель: - А как они попадают?

    Дети: - Если человек не моет руки перед едой.

    - Не моет овощи и фрукты;

    - Пользуется чужим полотенцем, платочком, расческой;

    - При чихании и кашле не прикрывает рот и нос.

    Учитель: - Молодцы. Значит, чтобы быть здоровым:

    1. Мыть руки с мылом;

    2. Обязательно мойте овощи и фрукты перед едой;

    3. Пользуйся только своим полотенцем, платочком, расческой;

    4. При чихании и кашле прикрывать рот и нос;

    Учитель: - Запомните ребята пословицу: От простой воды и мыла у микробов тают силы.

    Хозяйка: - Спасибо Вам, ребята, за «науку!». Теперь я тоже буду знать и выполнять эти правила.


    1. Ребята, а почему одни люди часто простывают (кашель, горло болит, насморк), а другие нет?

    - Потому, что они закаляются.

    - А как они это делают?

    (Делают утром зарядку, моют руки и ноги прохладной водой, летом бегают босиком по земле, купаются, загорают, занимаются спортом, много гуляют.)

    Хорошо, молодцы!

    Пословица: «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

    1. Физминутка:

    • «Осьминог» - круговые движения плечами назад - вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди.)

    • «Аист» - подняться на носки, опустить, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).

    1. Ребята, у нас в словаре есть слово долгожитель , это кто такой?

    Ответы детей

    • Сколько должен прожить человек, чтобы его называли долгожителем? (больше 90 лет)

    • А вы знаете такого человека? (дедушку, бабушку)

    • В нашем городе тоже есть долгожители (показываю фотографии и рассказываю о них).

    • Как вы думаете:

    1. Отчего зависит здоровье человека?

    2. Что надо делать, чтобы стать долгожителем?

    Ответы детей.

    Правильно ребята и молодцы. Нужно помнить и выполнять эти правила (советы):

    • Закаляться;

    • Иметь хороший, добрый характер;

    • Выполнять режим дня и правильно питаться;

    • Ежедневно выполнять физическую работу.

    Стихотворение: Ты должен знать свое тело,

    Знать и любить.

    Самое первое дело –

    В мире с ним жить.

    Каждую клеточку тела

    Нужно понять,

    Пользоваться умело и охранять.

    1. Игра: «Характеристика здорового человека».

    (Ловкий, крепкий, сутулый, худой, толстый, стройный, неуклюжий, сильный, румяный, бледный).

    Выбираем слова для характеристики.

    Вот таким мы представляем здорового человека.

    Чтобы быть похожим на него, надо знать и выполнять эти простые правила (правила 1,2,3 читаем).

    И пусть вашим девизом будут слова:

    «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

    Каждый человек должен заботиться о себе и своем здоровье, потому что никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

    Итог: Сегодня мы хорошо с вами поработали, много узнали, хорошо говорили звуки и отвечали на вопросы, молодцы!


    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
    @mail.ru