Тематическое планирование
1 класс
(33 часа)
№ урока |
Тема урока |
Базовые категории |
Содержание |
Раздел I: «Мир» (12 часов) |
|||
1. |
Солнышко, мама и папа |
Мама. Папа. Родители. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Благодарность |
Жизнь каждого человека наполнена сердечным теплом родителей. Мама и папа – самые светлые люди на Земле. Родительское благословение чудо творит. Благодарность родителям развивает благочестие. |
2. |
Поле и лес. Поле и школа. |
Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Уважение. Добрый плод. |
Доброе семя добрый плод дает. Добрая семья добрыми делами славится. Не живет школа без истоков. Не живет семья без любви. |
3. |
Поле и семья. Школа и семья. |
||
4. |
Истоки и школа. |
Колокол. Язык. Книга. Школа. |
Колокольный звон - язык русской культуры. Колокольчик - символ истоковской школы. |
5. |
Истоковская школа. |
Истоки. Живительная сила. Родная земля. |
Истоки - начало всего живого на земле. Начало человека - его истоки. Истоки соединяют живительную силу всего лучшего, что накоплено многими поколениями. |
6. |
Бесценный дар. (Рождество) |
Праздничное слово. Слово- поздравление. Слово- приветствие. |
Благодаря Истокам мир преображается, наполняется глубоким смыслом каждое слово, пробуждаются добрые и искренние чувства к ближнему , открываются святыни родной земли. |
7. |
Истоки и радуга. |
Родное слово. Родной очаг. Радуга. Сияние Истоков. |
Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - светлое и яркое чудо. |
8. |
Сказки А.С.Пушкина. |
Мир сказок. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. |
Создание Пушкиным мира сказок. Добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и завить. Образный мир сказок Пушкина благотворит душе каждого человека, пробуждает добрые, искренние чувства благодарности. Сказки Пушкина передают из века в век народную мудрость. |
9. |
Родной край |
Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня. |
Нет прекрасней земли родной, где родился и вырос, где живут родители и первые друзья. В народной песне воспето все то, за что мы любим родной край. Песни- душа народ. Красивые у нас песни и красивый народ. |
10. |
Святыни России. Щит и герб. |
Герб. Щит. Щит- совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. |
Образ святого Георгия Победоносца на государственном гербе. Россия по праву признана щитом – совестью матушки-земли. Святой Георгий Победоносец – духовный защитник нашего Отечества. |
11. |
Святыни России. Флаг. |
Богатырь. Добро. Храбрость. Родная земля. Мир. |
Флаг- знак воинской чести. Цвета российского флага: белый – святой, светлый, чистый; красный – цвет красоты, земного жизнелюбия, Пасхи; синий – небесный, неземной. Защита родной земли чудо- богатырями. Добрый молодец Илья Муромец. |
12. |
Илья Муромец |
||
Раздел II: «Слово» (10 часов) |
|||
13. |
«Вначале было Слово» |
Слово. Бесценный дар. Свет. Добро. Слово и дело. |
Человек получает живительную силу любви через Слово. Слово наполняет душу человека светом. Слово - бесценный дар. Слово проверяется делом. |
14. |
Весна и Слово. |
Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение. |
В душе каждого человека есть замечательный сад добродетелей. Слов пробуждает в душе человека сад добродетелей. Душа творит мир. Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова. |
15. |
Золотое сердечко. |
Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. |
Золотое сердечко имеет пять талантов. Доброе слово душу лечит. Честное слово честь рода бережет. Слово о родителях мир укрепляет. Труд и подвиг характер закаляют. Святое слово мир спасает. |
16. |
Серебряное копытце. |
Добро. Доброе слово. Доброе дело. |
С добрым словом жить в радость. Доброе дело два века живет. |
17. |
Честное слово. Добрыня Никитич. |
Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. |
Честное слово делу основа. Родительское благословение чудо творит. Светлая душа подвигом жива. |
18. |
Слово о родителях. |
Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. |
Почитание родителей - главное достояние русского народа. Материнская любовь- душа семьи. Отеческая любовь- мудрость семьи. Мир и лад - доброй семьи клад. |
19. |
Русские богатыри. Труд и подвиг. |
Святое слово. Богатырская доблесть. Честь |
Труд и подвиг характер закаляют. Святое слово мир спасает. Береги честь смолоду. |
20. |
Алеша Попович. |
||
21. |
Жизни цель. |
Жизнь. Любовь. Добрые дела. |
Беседа о смысле жизни. Жить - значит быть добрым и красивым человеком , помогать родителям. Построить дом, посадить дерево, вырастить детей. |
22. |
Чаша жизни. |
||
Раздел III: «Образ» (5 часов) |
|||
23. |
Образ родника. |
Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. |
Родник - начало жизни. Родник сохраняет чистоту сердца. Почитание русским народом святых источников. |
24 |
Образ Родины. |
Родина. Родня земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. |
Образ Родины запечатлен в гимне. Большое счастье родиться и жить в России. Вся Российская земля святая. |
25. |
Образ защитника Отечества. (Благоверный князь Александр Невский.) |
Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Подвиг. |
Сильный духом, могучий богатырь с ясным, мудрым взором. Защитник Отечества- это гордость и слава России. |
26. |
Образ праздника. (День Победы) |
Образ праздника. Великая Победа. Святая память. |
День Великой Победы сплотил Васе народы нашей страны. Во все века россияне будут помнить тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину. |
27. |
Георгиевская скала. |
Мудрое слово. Предание. Святые образы Отечества. |
Предание о Георгиевской скале. |
Раздел IV: «Книга» (6 часов) |
|||
28. |
Книга. |
Книга- живое существо. Добро и красота. Творец. |
Книга соединяет людей, их мысли, чувства и добрые устремления. Книга- это творение души. В каждом человеке живет Творец. |
29. |
Книга книг. |
Книга книг. Библия. Библиотека. Собирание библиотеки. Связь поколений. |
Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Особое место среди книг занимает Книга книг - Библия. |
30. |
Живое слово книги. |
Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. |
Чтение – сердечный дар. Живое слово книги находит путь к живой душе читателя. |
31. |
Первая книга. |
Слово. Образ. Мир. Добро. Дом. Книга. Истоки. |
Первая книга – это светлый и добрый мир любимых слов и образов, мир Истоков. Первая книга - дар добра и любви. Открытие мира книг. Слова благодарности книге. |
32. |
Мир книги |
||
33. |
Обобщающий урок |
Тематическое планирование
2 класс
(35 часов)
№ п/п |
Тема урока |
Базовые категории |
Содержание |
АФО |
Раздел I: «Родной очаг» (9 часов) |
||||
1. |
Имя. |
Имя. Смысл имени. Родовое имя. Месяцеслов. Именины. |
Выбор, смысл имени (филологический перевод, освящение). Триединство имени, отчества, фамилии (человек в непрерывной цепочке поколений) |
Р.К. «Имя и доброе качество» |
2. |
Семья. |
Семья. Согласие. Почитание родителей. Добрая молва. |
Семья – мир дорогих людей. Родители- творцы семьи. Главные начала семьи - любовь и согласие. Почитание родителей - залог чистой совести. |
Работа в паре «Семья» |
3. |
Семья. |
Р.К. «За что я благодарен своим родителям» |
||
4. |
Род. |
Род. Родные. Предки. Потомки. Поколения. Память о роде. |
Связь с прошлым и будущим. Три формы родства: кровная, по свойству, кумовство. Механизмы сохранения памяти о прошлом рода. |
Работа в паре «Родовое дерево» |
5. |
Дом. |
Дом. Родительский дом. Святыни и реликвии дома. Домашние праздники. |
Мир людей и мир вещей. Основа, начало дома - порядок. Бережное хранение реликвий дома. |
Р.К.«Дом» |
6. |
Дом |
Работа в паре «Родственные вещи» ( оценивающий.) |
||
7. |
Деревня. |
Деревня-кормилица. Земледельцы. Сход. Взаимовыручка. |
Единство с природой. Мир-община. Мирское милосердие. |
Работа в паре «Занятия жителей деревни» |
8. |
Город. |
Город. Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. |
Промышленное производство. Историческая память. Храмы. Памятники. Милосердие. |
Р.К. «Город» |
9. |
Обобщающий урок |
Понимание важнейших ценностей человека в ближайшей окружающей среде. |
Забота, любовь, согласие, ответственности за престиж семьи, рода , деревни, города. |
Работа в паре «Вечные ценности» ( оценивающий) |
Раздел II: «Родные просторы» (9 часов) |
||||
10. |
Нива и поле. |
Поле. Нива. Жатва. Поле битвы. Воля вольная. |
Образ необъятного пространства. Русское ощущение воли. Открытость. Место честной битвы. Образ золотой нивы. Трудолюбие- мерило человеческих добродетелей. |
Работа в паре «Поле и школа». |
11. |
Нива и поле. |
Р.К. «Чем похожи поле и школа?». |
||
12. |
Лес. |
Лес-зеленый друг. Царство природы. Дары леса. Тайны леса. |
Палитра красок. Ощущение защищенности. Царство сказок. Дерево жизни. |
Р.К. «Лес» |
13. |
Река. |
Река. Название реки. Живая вода. Святая вода. |
Течение реки - задумчивость, лирика, откровенность. Образ времени, постоянного обновления. Способность воды очищать и освещать. |
Работа в паре «Вода - Живая вода, Святая вода». |
14. |
Река. |
Р.К. «Река» |
||
15. |
Море. |
Море-океан. Соловецкие острова. Поморы. Мореходы. |
Завершение обжитой земли. Непредсказуемая стихия. Освоение и освещение моря. Преображение. |
Работа в паре «Человек и море». ( оценивающий) Р.К. «Как море воспитывает человека ?. |
16. |
Путь-дорога. |
Дорога. Путь. Путники. Паломники. Гостеприимство. Дорога жизни. |
Гамма переживаний. Разлуки и встречи. Раздумье и созерцательность. Особая культура дороги. Свобода выбора. Выбор пути. Святыни дороги. |
Работа в паре « Путь-дорога». |
17. |
Путь-дорога. |
Р.К. « Значимые цели жизни». |
||
18. |
Обобщающий урок. |
Родные просторы помогают человеку стать добрым, заботливым, трудолюбивым, мудрым. Успокаивают и лечат душу. |
Работа в паре « Почему родные просторы значимы для человека?» (оценивающий) |
|
Раздел III: «Труд земной» (8 часов) |
||||
19. |
Сев и жатва. |
Пахота и пашня. Сев и жатва. Пахарь и сеятель. Страда. Народные приметы. |
Устойчивость приемов и навыков земледелия. Большая наблюдательность, высокая ответственность за результаты труда. Возрождение жизни. |
Работа в паре. « Полевые работы», «Пословицы и приметы». |
20. |
Братья меньшие. |
Домашние животные. Забота о животных. Любовь к живому. |
Устойчивость приемов и навыков животноводства. Забота и любовь к животным. |
Работа в паре « Про кого так говорят?» Р.К. «Кто важнее?» |
21. |
Ткачихи-рукодельницы |
Прясть. Ткать. Лен. Полотно. Кружево. Вышивка. Беседы и посиделки. Терпение. Сноровка. |
Удивительное терпение ткачих. Традиция домашних посиделок. Нить пряхи напоминает о вечности. |
Работа в четверках « Как рубашка в поле выросла». |
22. |
Ткачихи-рукодельницы |
|
||
23. |
Мастера –плотники. |
Плотницкое дело. Артель. Рубить дом. Добросовестность. Рассудительность. |
Дело каждого мужчины. Умение работать артельно. Забота о репутации. |
Работа в четверках « Инструменты плотника» . Р.К. «Мастера-плотники». |
24. |
Кузнецы-умельцы. |
Кузнец. Горн. молот. Наковальня. Сила и ловкость. |
Специальные знания, умения, навыки. Профессиональные секреты. Династии мастеров. Преображение. |
Работа в тройках « Подкуем лошадку». (Оценивающий) Р.к. «Кузница» |
25. |
Ярмарка. |
Ярмарка. Купец. Покупатель. Товар. Честная торговля. |
Праздник плодов труда земного. Живая газета. Секреты торговли. Средства коммуникации. |
Р.К. «Ярмарка». |
26. |
Обобщающий урок. |
Осмысление видов человеческой деятельности, которые содержат аналоги вечных, непреходящих ценностей. |
Работа в четверках. «Труд земной и орудия труда» Р.К. «Ценности труда земного». |
|
Раздел IV: « Труд души» (9 часов) |
||||
27. |
Слово. |
Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слово покаяния. Молитва. |
Слово - великий дар. В слове разум, сердце и душа. Умение вовремя сказать нужное слово. |
Работа в четверках «Какое бывает слово?» Р.К. «Подари доброе слово». |
28. |
Сказка. |
Сказка. Сказочник. Житейская мудрость |
Сказка- учебник житейской мудрости. Народные сказители. |
Работа в четверках «Уроки сказки». Р.К. «Любимый сказочный герой». |
29. |
Песня. |
Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. |
Песня созвучная сердцу и душе. Многожанровость русских песен. |
Работа в четверках «Праздничная песня» Р.К. «Душа поет» |
30. |
Праздник. |
Праздник. Смысл праздника. Радостный труд души. |
Соединение слова, песни, действия, сказки. Духовный смысл-родство людей между собой и единение с богом. Чествование и поминовение. |
Работа в четверках «Смысл праздников» ( оценивающий) Р.К. «любимый праздник» |
31. |
Книга. |
Книга книг. Книга рукописная. Книга печатная. Книжное слово. Читатели и книголюбы. |
Книга-хранитель правил и воспитатель чувств. |
Р.К. «Любимая книга». |
32. |
Икона. |
Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. |
Икона-хранитель и спутник человека во всех жизненно важных обстоятельствах. Ощущение душевного равновесия . |
Р.К. «Икона» Работа в четверках «Иконописный образ». |
33. |
Храм. |
Храм. Крест. Купол. Храм в жизни человека. |
Итог общего труда, таланта и душевной щедрости многих людей. Вмещает в себя молитву, пение, зрительные образы. |
Работа в четверках «Храм души» ( оценивающий) Р.К. «Храм души». |
34. 35. |
Обобщающий урок. |
Осмысление истоков интеллектуальной, нравственной и духовной жизни человека в обществе. Слово как результат действия разума, души и духа. |
Р.К. «Мир, в котором мы живем». |
Тематическое планирование
3 класс
(35 часов)
№ п/п |
Тема урока |
Базовые категории |
Содержание |
АФО |
Раздел I: «Вера» (9 часов) |
||||
1. |
Вводный урок. |
Четыре основные категории третьего класса : Вера, Надежда, Любовь, София. |
Вера – полное признание, убеждение. Надежда - твердая уверенность. Любовь- сердечная привязанность. София - высшая мудрость. |
Р.К. «Какие знания дает предмет «Истоки». |
2. |
Вера. |
Вера. Доверие. Уверенность. Признание. Православная вера. Заповеди. Нравственность |
Вера лежит в основе всего. Нет человека без веры. Вера Разума знаниям. Вера Сердца добрым нравам. Вера Души Богу, идеалам. Вера без дел мертва. |
Работа в парах « Что соединяет вера?» |
3. |
Вера. |
Работа в парах «Правила нравственности». |
||
4. |
Верность. |
Верность. Присяга. Клятва. Чувство долга. |
Верность-знак веры. Верность Отечеству, Слову, Делу. Знаки верности - присяга, клятва, выполнение обещания, долг памяти. Вера живет в верности. |
Р.К. «Верность Родине». |
5. |
Верность. |
|
Работа в парах «Что помогает нам хранить верность ?» ( оценивающий) |
|
6. |
Правда. |
Правда. Жить по правде. Праведный труд. Правдивое слово. Путеводный образ. Справедливость. Правосудие. |
Правда в деле, образе, слове. Правда-путь, веры, верный путь. Жить по Правде трудно, но к этом у всегда стремились самые достойные из наших предков. |
Работа в парах «Пословицы о правде» |
7. |
Правда. |
|
Р.К. «Какой образ является путеводным для тебя?» |
|
8. |
Честь. |
Честь. Репутация. Честность. Почести. Береги честь смолоду. |
Признание и благодарность людей. Честь- награда за веру и верность, следование правде. Достойные награды на земле. |
Работа в парах «Честь». Р.К. «Береги честь смолоду». |
9. |
Обобщающий урок. |
Вера- убеждение, полное признание. Иметь Веру- значит доверять, вполне верить, твердо веровать. Верность- знак веры. Правда-путь Веры. Честь – награда за веру. |
Работа в парах «Честь по заслугам». (оценивающий.) |
|
Раздел II: «Надежда» (8 часов) |
||||
10 . |
Надежда |
Надежда на опыт предыдущих поколений. Надежда на свои силы. |
Надежда – непреклонное стремление к доброму исходу дела, которому доверяем и в которое верим. Доверие к опыту предков становилось правилом жизни. |
Р.К. Как в жизни человеку помогает надежда? (развивающий) |
11 . |
Надежда |
Надежда на правду. Надежда на Бога. |
Надежда устремлена к доброму исходу дела. Стоящее на правде дело обязательно завершится добрыми плодами. |
Работа в четверке. Что укрепляет надежду? (развивающий) |
12. |
Согласие |
Согласие в слове (единомыслие) Согласие в чувствах (единодушие). Согласие в деле (внешнее согласие). |
Согласие – главное условие доброй надежды. Следование добрым советам старших. |
Р.К. Строительство моста (развивающий) |
13. |
Согласие |
Согласие разума, воли, чувств (внутреннее согласие) |
Духовная красота рождается из согласия разума, воли, чувств. Это согласие строится на вере, надежде, любви и Софии. |
Работа в четверке. Согласие в деле. (развивающий) |
14. |
Терпение |
Терпение. Без терпения нет умения |
Терпение – умение надеяться и ждать, стойкое перенесение испытаний и трудностей. Терпение – ключ к успеху в любом деле. |
Работа в четверке. В каких делах необходимо терпение. (оценивающий) |
15. |
Терпение |
Терпение и надежда рядом идут. Сострадание. |
Терпение – высший подвиг человека, ежедневное внутреннее движение от зла к добру, великий труд души. Терпение делает человека сильным, выносливым. |
Р.К. Самый терпеливый человек (развивающий) |
16. |
Послушание |
Послушание совести. Послушание людям. Родительское наставление. Послушание власти и закону. |
Послушание – опора терпения и надежды, опыту предков. Послушание в качестве твердости характера, силы воли. |
Работа в четверке. Послушание (развивающий) |
17. |
Обобщающий урок |
Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Законопослушание. |
Общая надежда достигается при общем согласии, терпении, послушании. |
Работа в четверке. Надежда – устремление к доброму исходу дела (оценивающий) |
Раздел III: «Любовь» (9 часов) |
||||
18. |
Любовь |
Любовь к ближнему. Дружба. |
Любовь – доброе отношение и забота, созидательный труд души и тела. |
Работа в четверке В чем проявляется любовь к ближнему? (развивающий) |
19. |
Любовь |
Любовь – сердечная привязанность. Святая любовь. |
Мир семейной любви. Супружеское, родительское, братское единение. Отеческая любовь Бога к человеку. |
Р.К. Почему любовь – это труд души? (развивающий) |
20. |
Милосердие |
Милосердие в деле. Благотворительность. Сострадательность. |
Милосердие – дела любви. Милость сердца. Милость – желание добра кому-либо, щедрость |
Р.К. Милосердие (развивающий) |
21. |
Милосердие |
Милосердие в слове. Сердечное утешение. |
Искреннее и доброе слово утешения. Сестры милосердия. |
Работа в четверке. Слово о милосердном человеке (развивающий) Р.К. В чем проявляется твое милосердие? Р.К. |
22. |
Доброта |
Доброта истинная. Добрые слова. |
Доброта – образ любви. Природная склонность человека к добру и благу, добросердечию. |
Работа в четверке. Доброта истинная и ложная (развивающий) |
23. |
Доброта |
Доброжелательность и добрые дела |
Добрый человек в добре проживает век. Жизнь дана на добрые дела. |
Работа в четверке. Добрые дела (оценивающий) |
24. |
Покаяние |
Покаяние. Чувство вины. Стыд. Раскаяние. |
Покаяние – вершина любви, подвиг очищения и отречения от зла. |
Работа в четверке. Покаяние (развивающий) |
25. |
Покаяние |
Покаяние и любовь. Притча (рассказ со скрытым смыслом) |
Путь Покаяния .Ступени Покаяния. Прощеное воскресение. |
Работа в четверке. На пути покаяния (развивающий) |
26. |
Обобщающий урок по теме |
Вера. Надежда. Любовь. |
Взращивание сада добродетелей в душе человека – нелегкий, но благородный труд и подвиг. |
Работа в четверке. Сад добродетелей. (оценивающий) |
Раздел IV: «София» (9 часов) |
||||
27. |
Ум да разум |
Ум. Разум. |
Ум хранит, наблюдает, постигает. Разум смысл постигает. Ум без разума беда. |
Работа в четверке. Ум да разум (развивающий) |
28. |
Ум да разум |
Ум да разум. Святые Кирилл и Мефодий. |
Ум в ладу с сердцем – большая радость. Ум сердечный слышит голос совести. |
Р.К. Святые Кирилл и Мефодий. (развивающий) |
29. |
Истина |
Истина. Истина в слове. |
Истина – подлинное, неложное знание. Истина живет в мудром ученом, священном слове. |
Работа в четверке. Истина в деле (развивающий) |
30. |
Истина |
Истина. Истина в образе. Истина в деле. |
Истина в художественном образе, символе, условном рисунке, цвете, жесте, святом образе. Истовое дело. |
Работа в четверке. Истина в слове (развивающий) |
31. |
Знание и мудрость |
Знания. Верные знания. Мудрость, знание в слове. |
Знание – плод учения. Грамотность – второе рождение человека. Мудрость – плод любви и сердца |
Р.К. Как предмет “Истоки” помогает постигать истину (развивающий) |
32. |
Знание и мудрость |
Знание в образе, символе. Знание в деле. Мудрость. |
Отрасли в науке. Предназначение их в общем деле обустройства земли и человеческом сообществе. София – высшая мудрость. |
Работа в четверке. Мудрые советы Владимира Мономаха (оценивающий) |
33 . 34. |
Почему Вера, надежда и любовь – родные сестры |
Истоки веры, надежды, любви. |
Вечное устремление человека к доброму исходу своих дел. Доверие к опыту предыдущих поколений. |
Работа в четверке. Истоки победителя (развивающий) Работа в четверке. Что помогает идти тебе по дороге веры, надежды, любви? (оценивающий) |
35. |
Обобщающий урок за год |
Вера, Надежда, Любовь – истоки Мудрости. |
Никакие соблазны не в силах сокрушить Веру. Никакие угрозы не устрашают Надежду. Все испытания преодолеет любовь. Их никогда не оставит сердце. Премудрость Божья. |
Р.К. Чему ты научился на уроках по предмету Истоки? (Итоговый) |
Тематическое планирование
4 класс
(35 часов)
№ п/п |
Тема |
Базовые категории |
Содержание |
АФО |
Раздел I: «Традиции Образа» (9 часов) |
||||
|
Введение в тему. Первые образы. Отец. Мать. |
Традиции образа, слова, дела, праздника. Первые образы. Отец. Мать. Родословие. Родоначальник. |
Традиции – свод взглядов, обычаев и норм поведения, определенный порядок (уклад) жизни. Роль и место отца и матери в семье. |
Р.К. развивающий Что я жду от уроков Истоки Работа в паре. Развивающий. Традиции семьи |
|
Отечество – земля отцов. |
Отечество. родные просторы. Памятники истории. Связь времен. Щит и меч. |
Отечество-Россия-малая родина. Разнообразие, богатство красок и звуков Отечества. Защита Родины |
Работа в паре. Развивающий. Основы семьи Р.К. развивающий Моя будущая семья |
|
Мир |
Мир – вселенная Мир – согласие Мир - сообщество |
Троичность образа |
Работа в паре. Оценивающий Мир – сообщество |
|
Священные образы. Спаситель |
Образ Спасителя |
Спас Нерукотворный. Господь вседержитель |
Работа в паре. Развивающий. Традиции образа |
|
Священные образы. Пресвятая Богородица |
Богородица. Умиление. Одигитрия (путеводительница). Орана (молящаяся). Покров Богородицы. |
Богородица – заступница за весь мир, утешительница, хранительница. |
Работа в паре. Развивающий. Богородица – заступница, утешительница, хранительница. |
|
Священные образы. Ангел-хранитель. |
Ангел-хранитель. Имянаречение. Молитва. Архангел Михаил. |
Образ ангела в иконографии. Ангел – вестник, посланник, служитель Бога, духовный друг и покровитель человека. |
Р.К. развивающий Почему иконы дороги русскому человеку? |
|
Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы |
Добро и свет. Просвещение. Свеча. Лампада. Мудрость. Праведность. Святость. |
Свет – знак истины. Просветители распространяют веру, истинные знания, добрые нравы. Праведная жизнь. |
Работа в паре. Развивающий. Путь праведности. |
8. 9. |
Обобщающий урок по теме “Традиции Образа”. |
Светлые образы. Образы – знаки: Крест, Купол, Конь, Птица, Дерево. |
Крест – знак бессмертия, символ вечной жизни. Купол – свод небесный. Птица – образ Святого Духа, знак весны, пробуждения природы. Конь – первый помощник земледельца. Древо жизни |
Работа в паре. Оценивающий Образы-знаки Р.К. развивающий Традиции Образа |
Раздел II: «Традиции Слова» (9 часов) |
||||
10. 11. |
Священные слова |
Заповеди и заветы. Молитва. |
Священные тексты неизменны и вечны. Заповеди, заветы – тысячелетиями отстоявшаяся правда, истина. Молитва соборная и частная. |
Работа в четверке Развивающий. Заповеди и заветы Р.К. развивающий В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу? |
12. |
Сердечные слова |
Родительское благословение. Сердечные слова |
Слова благословения, приветствия, прощания, благодарения, пожелания и поздравления, раскаяния и любви. Благословить – произнести благое слово, доброе, полезное. |
Р.К. развивающий На какие дела необходимо родительское благословение? |
13. |
Благословение. |
Родительское благословение. Благословенные иконы. Письменное благословение (духовная грамота) |
Благословение – пожелание добра, покоя, счастья, жизни в любви и согласии. Жизнь в согласии с родительским благословением придает человеку уверенность, успокаивает совесть. |
Работа в четверке Оценивающий Родительское благословение. |
14. |
Сердце сердцу весть подает |
Доброе слово. Праздничное поздравление, пожелание. |
Сердце любовью согревается. Любовь рождает в человеке сердечные слова. |
Работа в четверке Развивающий. Сердечные слова |
15. |
Сердце сердцу весть подает |
Благодарное слово. Памятное слово. Слова любви и совести. |
На добро принято отвечать добром. признание. Признание заслуг другого подающего пример праведного слова и дела. |
Р.К. развивающий Может ли сердечное слово примирить людей? |
16. 17. |
Честные слова |
Правила честного слова. Договор и уговор. Присяга. Обет. |
В честном слове раскрывается внутренне благородство человека. Договор и уговор и укрепляют доверие между людьми. |
Работа в четверке Развивающий. Традиции честного слова Р.К. развивающий Образ честного слова |
18. |
Обобщающий урок по теме “Традиции слова” |
Традиции священного, сердечного, честного слова. |
Благодаря словам происходит осознание единства с тысячелетним духовным и нравственным наследием русского народа. |
Работа в четверке Оценивающий Доброе слово Р.К. развивающий Как слово помогает человеку? |
Раздел III: «Традиции Дела» (10 часов) |
||||
19. |
Труд. Земледельцы. |
Трудовые праздники крестьянства. |
Крестьяне – сердцевина свято-русской земли. Следование опыту предков – надежный жизненный образец. |
Работа в четверке Развивающий. Традиции земледельцев |
20. |
Труд. Ремесленники |
Традиции ремесленников. |
Хорошее знание материала, безупречное владение инструментом, добросовестность – традиции ремесленников |
Работа в четверке Развивающий. Каково полотно – такова и строчка Р.К. развивающий Люби дело – мастером будешь |
21. |
Труд. Купцы и предприниматели. |
Традиции деловых людей. Меценатство (благотворительность). |
Острый, дальновидный ум, расторопность и проворство, смелость – традиции деловых людей. |
Работа в четверке Оценивающий Дерево ценят по корням а человека по делам. |
22. |
Служение. Воинство. |
Воинское служение. Воинские традиции. Возведение храмов-памятников. |
Воинское служение – борьба с видимым врагом. Воинские традиции: принятие присяги, верность приказу, святой долг (защита веры) |
Работа в четверке Развивающий. Защита отечества – священный долг. |
23. |
Служение. Священство. |
Священническое служение. Духовенство. |
Священническое служение – борьба с невидимым врагом. |
Р.К. развивающий Духовные воины России |
24. |
Служение. Суд и управление. |
Государственное служение. Суд и управление. Праведный суд. |
Традиции государственного служения: соблюдение порядка и справедливости В любом правителе особо цены добросовестность, рассудительность, строгость в сочетании с любовью. |
Работа в четверке Развивающий. Мудрые правители Земли Русской |
25. 26. |
Творчество. Искусники. |
Иконописцы. Художники. Вышивальщицы и золотошвейки (мастера художественных промыслов) |
Талант – способность к творчеству. поддержка таланта – добрая традиция. Талантливый человек – терпеливый и примерный труженик. |
Р.К. развивающий В мастерской художника Работа в паре. Развивающий Рождение иконы. |
27. |
Творчество. Книжники |
Ученые – книжники. Научное исследование. традиции научного творчества. |
Наука – один из видов творчества, открывающих знание о мире. Ученый должен иметь пытливый ум, доброе сердце и большое терпение. Подлинное научное творчество, верно, служит народу и отечеству. |
Работа в четверке Развивающий Испокон веков книга растит человека |
28. |
Обобщающий урок по теме “Традиции праведного дела” |
Традиции праведного дела |
Давняя традиция праведного дела – жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. |
Работа в четверке Оценивающий Праведное дело подвигу сродни |
Раздел IV: «Традиции Праздника» (7часов) |
||||
29. |
Праздники, связанные с земледельческим календарем. |
Календарные народные праздники(Святцы, День Урожая, Масленица, Семик, братчина) |
Гулянье всем миром сближает людей – они делятся душевным теплом, сердечным словом, помогают ближнему. |
Работа в четверке Развивающий Древние праздники Руси Р.К. развивающий Почему праздники сближают людей? |
30. |
Семейные праздники |
Крестины. Именины. Дни рождения. Памятные события и даты. |
Радость всей семьи – теплые и сердечные праздники взаимной любви и доброжелательности, близких друг другу людей, их духовного единения. |
Р.К. развивающий Любимый семейный праздник Работа в четверке Оценивающий Кума и кум, наставляй на ум. |
31. |
Государственные и гражданские праздники |
День победы. Новый год. День города. День села. |
Традиции дня победы – возложение венков, минута молчания, воинский парад. Осознание долга перед Отечеством. День Города – торжественное богослужение в городском храме, ярмарки, народные гуляния. |
Мнемотехника развивающий Праздник памяти и славы Р.К. развивающий День рождения Города. |
32. |
Православные праздники. |
Пасха – Воскресение Христово. Светлая Седмица. Рождество Христово. Праздники поклонения спасителю. |
Православные праздники приносят людям большую духовную радость. Они помогают хранить веру и надежду, учиться любви и мудрости. Медовый Спас. Яблочный Спас. (Преображение). Ореховый Спас |
Работа в четверке Развивающий Православные праздники |
33. |
Традиции праздника |
Праздник – труд души. |
Традиции праздника – духовный настрой (благодарение, очищение, просвещение, поминание, почитание), уважение друг к другу, подготовка, законы гостеприимства. |
Работа в четверке Оценивающий Традиции праздника Р.К. развивающий Жизнь без праздника, что еда без хлеба |
34. 35. |
Обобщающий урок за год. Традиции Отечества. |
Традиции Отечества (Слова, Образа, Дела, Праздника) |
Обзор наиболее важных отечественных традиций. Важность познания жизненных ценностей, из века в век передающихся в нашем народе |
Р.К. Итоговый Традиции моего Отечества |
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Рисование цветными мелками как нетрадиционный вид художественно-творческой деятельности дошкольников»
- Вебинар «Библиопсихология и библиотерапия в работе с детьми и взрослыми»