В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок с теоретическим обоснованием этапов "Последовательное соединение проводников" (8 класс)

Автор: учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16 города Балашова Саратовской области» Тарасенко Елена Юрьевна.

Конспект урока по физике в 8 классе с теоретическим обоснованием этапов урока.

Тема урока: «Последовательное соединение проводников»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

  • изучить последовательное соединение проводников; исследовать распределение токов и напряжений при последовательном соединении проводников, вычислить общее сопротивление цепи;

  • развивать навык работы учащихся с лабораторным оборудованием, умение правильно включать в электрическую цепь амперметр и вольтметр;

  • воспитывать умение самостоятельно производить измерения силы тока и напряжения; обобщать полученные результаты, делать вывод.


Задачи урока:

  • Образовательные: продолжить формирование умений применять закон Ома для расчета сопротивления проводников, собирать электрическую цепь, измерять силу тока и напряжения на различных участках цепи, правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи.

  • Развивающие: развитие аналитического мышления и творческой самостоятельности учащихся (наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты эксперимента).

  • Воспитательные: продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.) и воспитание отношения к физике как экспериментальной науке.


Литература:

  1. Окслед К. и др. Физика. Школьный иллюстрированный справочник. Copyright 1995

  2. Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике 8 класс. М. «Просвещение» 1999

  3. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. М. «Просвещение» 2002

  4. Пёрышкин А.В. Физика: Учеб.для 7 класса сред.шк.- М: Дрофа, 2011

  5. Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике 8 класс. М. «Просвещение» 1999

  6. Чеботарев А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике 8 класс. М. «Просвещение» 1998


Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором; интерактивная доска; телевизор, DVD-плеер, приборы для демонстрации экспериментов (источник тока, два проводника, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода)-4 комплекта, мультимедийное приложение к уроку, выполненное в Microsoft Power Point; ЦОР: лабораторный практикум по физике, ЛИЕН, Саратов, 2004; сборник демонстрационных опытов для средних образовательных школ, ООО « Телекомпания СГУ ТВ», 2005; виртуальная школа, ООО « Кирилла и Мефодия», Москва, 2006.

Приборы и материалы (на одну группу): источник питания (4В); амперметр лабораторный (2); вольтметр лабораторный (2); ключ; лампочки от карманного фонарика (2 шт.); резисторы, сопротивлением 1 (1 шт.); резистор, сопротивлением 2 (1 шт.); провода соединительные.

Ход урока

Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность ученика

УУД


Теоретическое обоснование этапов урока

1.Организационный этап (задача: создание психологического настроя)

Нацеливание учащихся на работу.

Здравствуйте. Без физических знаний человек не может сформироваться как гармоническая личность. Поэтому давайте продолжим осваивать физику, каждый раз добывая новые и новые знания, которые помогут в изучении других предметов и в нашей практической жизни. Прежде чем мы начнем наш урок, я хочу узнать вашу готовность к уроку. Посмотрите на экран и выберите тот цвет, который подходит вашему настроению. О значении каждого цвета я расскажу вам в конце урока.




Подготовка к уроку.




Регулятивные УУД.

















Личностные УУД.




Кратковременная организация учебного процесса: полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей.

2.Подготовительный этап



(задача: актуализация опорных знаний и умений)

Учитель проводит фронтальный опрос ранее изученного материала по теме «Сила тока. Электрическое напряжение и сопротивление»:

  • Назовите единицы измерения физических величин (силы тока, напряжения, сопротивления).

  • Какие ошибки допущены в нарисованных схемах?

  • На каких приборах вольтметр измеряет напряжение?

  • Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, сопровождая свои ответы пояснениями.

Работают на интерактивной доске.

Коммуникативные УУД



Регулятивные УУД

Актуализация имеющихся знаний и представлений по теме «Сила тока. Электрическое напряжение и сопротивление».

3.Изучение нового материала

(задачи: изучить последовательное соединение проводников)

А)Мотивационно – целевой этап

























Б)Ориентировочный этап



































В) Проблемно -исследовательский этап

А) Учитель ставит перед учащимися проблему: Елочная гирлянда, включенная в сеть с напряжением 220 В, состоит из одинаковых ламп, рассчитанных на напряжение 4 В каждая. Если лампа перегорает, количество ламп в гирлянде уменьшают. При каком наименьшем количестве ламп гирлянду можно безопасно эксплуатировать, если напряжение на лампе не должно превышать 5 В?

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока: Чтобы ответить на поставленный вопрос, нам необходимо изучить последовательное соединение проводников.

Цель урока: Установить закономерности, которые выполняются в цепи с последовательным соединением проводников.

Б) Некоторые понятия вам уже хорошо знакомы. Что-то придется еще узнать.

Вам необходимо заполнить таблицу:
«Знаю – Хочу узнать – Узнал –(З-Х-У)»

Посмотрите видеосюжет «Исследование силы тока при последовательном соединении проводников». Сделайте вывод.

В этом заключается 1 закон последовательного соединения проводников. Запишем закон в буквенном виде.

(Формулы, распечатанные на листах размером А4, прикрепляются к магнитной доске)











В) Разделимся на 3 группы (А,В,С) и проведем эксперимент.

Внимание! При работе с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности.

Групповая работа:

Класс делится на 3 группы (А, В,С), перед каждой из которых ставится задача по исследованию последовательного соединения проводников (приложение 1).

Учитель корректирует выводы учащихся (Регулирующая деятельность учителя).



















Один из учеников выходит к доске и проводит с учащимися физкультминутку:

Закроем все сейчас глаза

Представим, что мы провода

Открой глаза и посмотри,

По проводам бегут ручьи.

Несет ручей поток зарядов

То вверх, то вниз

И упорядочить должны мы их,

Чтоб текли от «+» к «-» они

Соединим же провода

последовательно, параллельно,

Последовательно, параллельно



Задача: Как найти общее сопротивление цепи, зная сопротивление отдельных проводников, при последовательном соединении?

Ответ на вопрос вы найдете в учебнике на стр.112




Учащиеся пытаются высказывать свои предположения по данной проблеме.













Формулируют тему.









Учащиеся записывают в тетради тему урока.





Заполняют таблицу:
«Знаю – Хочу узнать – Узнал –(З-Х-У)»

Смотрят видеосюжет.



Формулируют вывод: сила тока на различных участках цепи при последовательном соединении проводников одинакова.

Io=I1=I2=…





Работа в группах, каждая группа получает карточку заданием. Учащиеся проводят опыты и записывают выводы.

Формулируют вывод: Общее напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на различных участках цепи.

Uo=U1+U2+…



Выполняют физкультминутку



































Работают с учебником и в тетрадь записывают вывод: Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников.

Ro=R1+R2+…




Познавательные УУД















Регулятивные УУД























Коммуникативные УУД



























Познавательные УУД

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся, подвести учащихся к формулировке темы и цели урока.



Дать учащимся возможность получить конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях посредством создания проблемы и проведения исследования.



Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация













Общеучебные:

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование


3.Первичное закрепление нового материала (задача: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся).



А) практический этап.







































Б) рефлексия

Внимание на экран.

Устная работа. Видеозадача.

Учитель корректирует выводы учащихся (Регулирующая деятельность учителя).



Индивидуальная работа. Необходимо выполнить тестовые задания, работая на интерактивной доске.





Остальные работают по карточкам.

(приложение 2).



Закончили работу по карточкам. Сравните значения величин в таблице с соседом по парте. Поднимите руку у кого совпали все значения. Поставьте себе оценку 5. Остальные сдайте работы.





Вернемся к проблеме урока.

При каком наименьшем количестве ламп гирлянду еще можно безопасно эксплуатировать, если напряжение на лампе не должно превышать 5 В?

Запишем формулу расчета общего сопротивления и напряжения в цепи с N одинаковыми проводниками, соединенными последовательно.



Обратитесь к таблице «З-Х-У» и ответьте на вопросы:

Что вы нового узнали на уроке?

Что вам понравилось?

Что хотите нового узнать?

Отвечают на вопрос видеозадачи.



Один ученик работает с тестовым заданием на интерактивной доске.



Остальные учащиеся работают индивидуально по карточкам.

Сравнивают значения величин в таблице с соседом по парте.







Отвечают на поставленный вопрос.

Ответ: наименьшее количество ламп в гирлянде 11.



Ro=NR 1

U0=NU1.







Ученики отвечают на вопрос, обращаясь к таблице «З-Х-У».

Регулятивные УУД



















Коммуникативные

УУД





Личностные УУД



























Регулятивные УУД












Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.



Выработка умений оперировать полученными знаниями.



Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.











Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

4.Домашнее задание (задачи: разъяснить методику выполнения домашнего задания, мотивировать обязательность выполнения, цель: усвоить особенности последовательного соединения проводников).

I. Уровень знания: § 48, отвечать на вопросы 1-4 (стр. 113).

II. Уровень понимания: упражнение 22(1,3)

III. Уровень применения: Пользуясь законом Ома, убедиться, что R1+R2=R0.


Учащиеся слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные УУД

Сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения. Необходимо объяснить содержание домашней работы, приемов и последовательности ее выполнения, дать короткие указания и порядок выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этого этапа в границах урока.

5. Подведение итогов урока.



(Задачи: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее).

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за урок.

А сейчас давайте вернемся к нашей цветовой схеме. Посмотрите на нее и подумайте, не изменились ли ваши предпочтения за время урока. Выберите тот цвет, который подходит вашему настроению (зеленый – равнодушие, синий – серьезность, готовность к работе, красный – положительный настрой, энергичность. пурпурный – новые идеи).






Выставление оценок в дневник.

Регулятивные УУД

Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.













ИЗУЧЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО СОЕДИНЕНИЯ ПРОВОДНИКОВ Приложение 1.

II. Задача: измерить напряжение на различных участках цепи и общее напряжение. Сравнить общее напряжение с суммой напряжений на каждом проводнике.

1. Соберите электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа и двух ламп накаливания. Замыкаем цепь.

2. Подключаем вольтметр к 1 лампе, учитывая правило подключения вольтметра. В чем оно заключается?

Напряжение

Подгруппа A

Подгруппа B

Подгруппа C

U0

 

 

 

U1

 

 

 

U2

 

 

 

U 1+ U 2

 

 

 

3.Измерьте напряжение U1 и результат запишите в таблицу.

4. Измерьте напряжение U2 на 2 лампе и результат запишите в таблицу.

5. Измерьте общее напряжение U0 и результат запишите в таблицу.

6. Сравните сумму U 1+ U 2 с U 0.
7. Сделайте вывод: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ Приложение 2.

Вычислите значение неизвестных величин в таблице по указанным данным

R1 Ом

R2 Ом

R Ом

I1 A

I2 A

I A

U1 B

U2 B

U B

2




0,3




3,6

КАРТОЧКА № 1


R1 Ом

R2 Ом

R Ом

I1 A

I2 A

I A

U1 B

U2 B

U B



12

0,3




3


КАРТОЧКА № 2



R1 Ом

R2 Ом

R Ом

I1 A

I2 A

I A

U1 B

U2 B

U B



6

2




4


КАРТОЧКА № 3



R1 Ом

R2 Ом

R Ом

I1 A

I2 A

I A

U1 B

U2 B

U B

4




2




12

КАРТОЧКА № 4



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос