ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ СИСТЕМНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
«В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ РОССИИ»
«Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков»
А. С. Пушкин
«История – не политика, опрокинутая в прошлое; а прошлое, погруженное в кон
текст современности. Родная старина. Современникам никак не помешает знать, сколько было смут, реформ и контрреформ в истории страны, как и в результате каких усилий она выбиралась из кризисов, чтобы свободно вздохнуть и продолжить свой многовековой путь.
История подобна помутневшему зеркалу, которое всегда сначала отражает того,
кто в него смотрится, и только затем – прошлое. Банальные размышления о бесполезности этого созерцания нынче вдруг сменились особым интересом всего общества к родной старине. У нынешнего молодого поколения россиян вполне устойчивый интерес к истории, связанный с явным стремлением посмотреть в историческое зеркало, увидеть себя, разглядеть черты предков и предшественников, обнаружить сходство и различия прошлого и настоящего» (Е. А. Князев)
Согласимся с Е. А. Князевым. Согласимся и тоже попытаемся заглянуть в «Истори-
ческое зеркало», чтобы лучше узнать и понять себя и своих предков. При этом будем объективны и правдивы по отношению к историческому прошлому своей страны. Посмотрим на это прошлое с помощью разных концепций его толкования. Посмотрим с уважением. Да, как сказал поэт, «Было две страны у нас»: одна, которой надобно гордиться, другая, за деяния некоторых власть придержащих и устыдиться. Но не для того, чтобы возненавидеть ее, а для того, чтобы никогда не повторять ошибок прошлого. Повторим вслед за писателем В. Личутиным: «Я не пытаюсь навести сусальной позолоты на все минувшее, да и далек от мысли видеть в пережитом одну лишь прелесть, но верно, что утрата исторической объективности и уважения, взгляд на прошлое лишь через нынешнее субъективное чувство, неминуемо влекут за собою нигилизм, скепсис, пошлость и неуважение к отечеству».
Великий русский поэт А.С. Пушкин говорил: «Клянусь честью, ни за что на
свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А еще поэт говорил: «Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости».
Не уподобимся же дикарям! Поднимем свой уровень знаний об истории Роди-
ны своей по имени Россия до высокого!
Будем помнить: «Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить
по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее. Историческая память – великая сила, нравственная, культурная. Нынешнее поколение россиян должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками» (В. Личутин). И пусть нам в деле овладения исторической памятью поможет целевая системная историческая игра «В Зеркале истории России». Особенность игры заключается в том, что она обращена к каждому из нас, а значит, и готовиться к ней мы будем сообща: каждый по желанию запишется в ту или иную подготовительную творческую группу и будет выполнять то задания, которое выбрал сам.
Содержание игры можно построить
по следующим направлениям:
-
«Исторический календарь» (капитаны команд берут со стола «экзаменационные» билеты в виде календарных листочков, на которых напечатаны даты того исторического периода, который изучали дети по программе курса истории, или за рамки которого они выходят. Должны сказать, какое историческое событие произошло в том или ином году).
-
«Найдите правильный ответ» (конверты с вопроса ми по истории и готовыми ответами правильными и неправильными изготавливаются на количество команд, участвующих в игре).
-
Конкурс «Что? Где? Когда?».
Задание командам: по описанным историческим событиям и картинам, которые про-
ектируются на экран, угадать, что это за события и коротко рассказать о них.
-
«Этот день в истории России».
Необходимо уметь рассказать о том или ином памятном дне в историческом прошлом России.
-
Открываем галерею исторических портретов «Отечества достойные сыны и дочери», или «История в лицах».
Команды заранее выбирают ту или иную историческую личность, изучают ее жизнь и
деяния. А на игре доказывают, почему портрет именно этого человека они предлагают поместить в галерее.
-
Исторические баталии.
Задание командам: подготовить для команды соперников вопросы по тому или иному
историческому периоду, рассматриваемому на исторической игре.
-
Исторический кроссворд.
Каждая команда для команды соперников составляет свой кроссворд.
Организаторы игры могут составить свой и дать командам одинаковый кроссворд.
Учитывается скорость и правильность ответов.
Добавьте свои идеи.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ ЮНЫХ ЗНАТОКОВ ИСТОРИИ РОССИИ.
Подготовила Ерицева Любовь Ивановна – учитель нач. кл. ГБОУ ООШ с. Заплавного Борского района Самарской области.
Цель игры: проверить знания учащихся начальной школы по истории России.
Сценарий исторической игры:
1 ведущий: Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней большой игре юных знатоков истории нашей Родины России. В игре принимают участие две команды: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценивать успехи команд будет наше уважаемое жюри в составе: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итак, мы начинаем состязания юных знатоков истории России!
2 ведущий:
История
не терпит суесловья,
В ней только
факты, даты, имена.
За ними чья-то
непростая доля,
Великие свершенья и
дела.
1 ведущий:
В
потоке времени, в сплетении дорог
Бывало
всё: и взлёты и паденья,
И слава подвига,
и тяжкий плен тревог,
Война и мир,
победы, пораженья
2 ведущий:
И
вот миновали те годы,
Столетия вслед
протекли.
Народы сменили народы,
Лицо
изменилось Земли.
1 ведущий:
Но
нити времён не порвались,
Мы дети всё
той же Земли.
Нам предки страну
завещали
Беречь, защищать и любить.
1 ведущий:
Поля,
равнины, города, селенья
Поведают
историю кипевших здесь страстей…
2 ведущий: Первый тур нашей игры предлагает вам совершить путешествие по историческим местам нашей Родины.
1 тур - “По историческим местам”
-
Какой древнерусский город называли “матерью городов русских” (Киев)
-
Какой древнерусский город называли “Господином Великим..” (Новгород)
-
Почему селение, на месте которого появилась Москва, называли Кучково? (оно принадлежало боярину Степану Кучке)
-
Монахом какого монастыря был древний летописец Нестор? (Киево-Печерского)
-
Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск)
(Жюри подводит итоги первого тура)
1 ведущий: Итак, дорогие участники, боевое крещение вы прошли, но вся борьба еще впереди. Состязание продолжается.
2 ведущий: Вам предстоит по стихотворному отрывку узнать событие или историческую личность.
-
тур - “История в стихотворных строчках”
1. О каком неудачном для русских сражении говорится в этом поэтическом отрывке:
О,
кто в то мгновение ведал –
Жгла очи
метельная мгла,
Что дальней предтечей
победы
Контузия эта была. (Сражение
под Нарвой в Северной войне).
-
Где происходило сражение, о котором говорит поэт:
По
льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым
гривам наклоняясь,
И первым на коне
огромном
В немецкий строй врубился
князь. (Ледовое побоище).
-
О ком говорится в этих строчках:
Куда ты ведешь нас?...Не видно ни зги!
–
Мы вязнем и тонем в сугробинах
снега;
Нам, знать, не добраться с тобой
до ночлега.
Ты сбился, брат, видно,
нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не
спасти! (Иван Сусанин)
-
О каком событии говорится:
Черной тучей конница Мамая
Затянула
весь простор степной,
Но её удары
принимая,
Выстроились русичи стеной.
(Битва на Куликовом поле)
-
О каком событии говорится:
С вождём покой в объятьях сна
Дружина
храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь
одна
На их погибель не дремала.
Страшась
вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам
, как тать презренный
Прокрался тайною
тропой,
Татар толпою окруженный.
(Смерть Ермака)
-
О каком событии говорится:
И думал он:
Отсель грозить мы будем
шведу,
Здесь будет город заложён
Назло
надменному соседу. (Строительство
Петербурга)
-
О ком эта эпиграмма А. С. Пушкина:
Он мало царствовал, но много начудесил:
Сто
двадцать пять в Сибирь сослал
И пятерых
– повесил! (Николай Первый)
(Жюри подводит итоги второго тура)
1 ведущий:
Судьба России, боль её и слава
В сердцах
великих отклик свой нашли.
Они поведали
потомкам правду
О временах, что в
прошлое ушли!
3 тур - “Голоса из прошлого”
2 ведущий: Девиз нашего третьего конкурса “Имеющий уши да услышит, имеющий разум да поймет!”. Вы должны определить, кому принадлежат слова:
-
“Дотоле моей ноги в Москве не будет, покуда бояре там всем заправляют. А что до народа московского, то зла на него моего царского нету”. (Ивану Грозному).
-
“Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская Земля!” (Александру Невскому).
-
“Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”. (Наполеону).
-
“Вселенная не имеет края, но безмерна и бесконечна”. (Джордано Бруно).
-
“Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением”. (Александру Суворову).
-
“Государство – это я!” (Людовику XIV)
-
“Весело слушать, когда подданные открыто говорят государю правду. Вот чему надо учиться у господ англичан”. (Петру Первому).
-
“Врагов тьма тьмущая, многая множество бесчисленно, воскликнул князь, - но лучше честная смерть, чем позорная жизнь!” (Дмитрию Донскому).
(Жюри подводит итоги третьего тура)
1 ведущий: А теперь мы предлагаем вам немного отдохнуть от трудов умственных. Пусть сейчас поработают ваши руки.
2 ведущий: “Что нам стоит дом построить! Нарисуем – будем жить” - таков девиз нашего следующего “строительного конкурса” .
1 ведущий: Последуем обычаям наших предков, которые строили свои жилища сообща.
4 тур - “Под крышей дома наших предков…”
Каждый игрок команды с завязанными глазами должен нарисовать определенную часть дома (ведущий показывает изображение в готовом виде отдельные части, которые должен отобразить каждый из игроков)
(Жюри подводит итоги четвертого тура)
5 тур - “Русская кухня 13-го века”
1 ведущий: Мы переходим к следующему игровому туру - “Русская кухня 13-го века”. Ваша задача исключить из предложенных продуктов те, которых не могло быть в рационе жителей России того времени.
2 ведущий раздает разносы с продуктами.
5 тур - “Русская кухня 13-го века”
Предлагается следующий набор продуктов:
-
напитки: чай, квас, кофе;
-
крупа: гречневая, пшенная, рисовая;
-
овощи: помидоры, огурцы, картофель, лук, редька, свекла;
-
фрукты: апельсин, яблоко, киви, банан, виноград.
(Жюри подводит итог пятого тура)
6 тур - “Живописная мозаика”
1 ведущий: Наш следующий конкурс называется “Живописная мозаика”.
2 ведущий: Вам предлагается репродукция известной картины, но в разрезанном виде. Вы должны её сложить, определить её название и автора. Дополнительный балл получит команда, сложившая картинку раньше.. Значит, максимальный балл в этом конкурсе - 3 балла.
Предлагаются пакеты с разрезанными репродукциями картин, изучаемыми в курсе истории России (“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Тройка”, “Девочка с персиками”, “Иван Грозный и сын его Иван”)
( Жюри подводит итоги шестого тура)
1 ведущий:
Театр
уж полон, ложи блещут.
Партер и кресла
– всё кипит.
В райке нетерпеливо
плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
2 ведущий: Вы уже поняли, что наш следующий конкурс будет связан с театром. Но театр наш необычный. Это – театр одного актера, да к тому же ещё немого. Игрок – актер должен без слов, только мимикой и жестами раскрыть смысл известной пословицы или поговорки. А команда должна угадать.
7 тур – “История в бронзе и камне”
1 ведущий: А сейчас вам предстоит проверить свои знания в области изобразительного искусства.
2 ведущий: Это заключительный тур нашей большой игры. Он называется “История в бронзе и камне”
Игрокам предлагаются изображения различных памятников. Общий балл за информацию о памятнике 6 баллов: 1балл – за ответ, кому или какому событию посвящен; 3 балла – если указан автор; 2 балла – если указано местонахождение памятника.
(Жюри подводит итоги 8 тура)
Подведение итогов викторины и награждение победителей.
Литература
-
Трофимов А.Я. Новости из прошлого. Сборник очерков. Смядынь, 2002 г.
-
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М.: Современник, 1995 г.
-
История России в лицах: Биографический словарь / под.ред.проф.В.В. Каргалова.- М.: Русское слово, 1997 г.
-
Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников.- Тула, 1995 г.
-
Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIIIвв. М., 1995 г.
-
Российская школьная хрестоматия: в трех сериях. Интербук, 1995 г.
-
Роберт Рождественский. Семь поэм.М.: Молодая гвардия,1982 г.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИГРА «В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ РОССИИ»
Тема: «Древняя Русь»
для учащихся 3-4 классов
Составила Д. Н. Долгих - учитель истории ГБОУ ООШ
с. Заплавное Борского района Самарской области.
«Два чувства близки
нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь
к родному пепелищу,
Любовь к отеческим
гробам».
(А.С.Пушкин)
Цель: обобщить и закрепить в игровой форме знаний учащихся по разделу «Древняя Русь».
Задачи:
-
Образовательная:
-
создание условий для углубления и систематизации знаний учащихся по истории древней Руси, расширение кругозора.
-
-
Воспитательная:
-
способствовать развитию интереса к истории своих предков;
-
продолжить формирование чувства коллективизма и сотрудничества при работе в группах.
-
-
Развивающая:
-
создание условий для развития интеллектуальных умений и навыков;
-
формирование у детей умения осмысливать исторические факты, грамотно и логически их излагать;
-
развитие творческого мышления.
-
Оборудование: мультимедиа установка, раздаточный материал, экран.
Ход игры:
(Звучит музыка из оперы М. Глинки “Иван Сусанин”)
Ведущий: Каждый человек, любящий Родину, должен знать её историю. Сегодня на игре мы откроем книгу Истории государства Российского на страничке «Древняя Русь ». На сцену приглашаются 2 команды.
Напоминаем правила нашей игры:
Правила игры: за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Если команда не может ответить на вопрос, ответить может команда соперников. Оценивать игру будет жюри (представление жюри).
Определяем лидеров команд: __________________________________________________
Разминка:
Вопросы первой команде:
-
Бог грома и молнии у древних славян. (Перун)
-
Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий)
-
Год принятия христианства на Руси. (988 год)
-
Имя первого князя на Руси. (Рюрик)
-
Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины)
Вопросы второй команде:
-
Имена первых святых на Руси. (Борис и Глеб)
-
Бог солнца в древней Руси. (Ярило)
-
Основатель Киева. (Кий)
-
Назовите дату образования Древнерусского государства. (882 год)
-
Торжественное обещание, обязательство в древней Руси. (Обет)
I . Конкурс «Вопрос-ответ»
(ведущий поочерёдно каждой команде задаёт вопрос участники отвечают. В случае если команда не знает ответ, сопернику можно заработать лишний балл)
1. Вопрос: Потомки восточных славян — русские, украинцы и белорусы. Где расселялись восточно-славянские племена?
Предполагаемый ответ: по берегам реки Днепр, но постепенно расселялись, занимая всё новые и новые земли. Начиная с VI (6) века восточные славяне осваивали огромную территорию между тремя морями — Чёрным, Белым и Балтийским и селились по берегам рек — Волги, Оки, Западной Двины, Десны и др.
2.Вопрос: В то далёкое время наши предки жили большими племенами, которые могли объединять до ста мелких племён. Почему славяне стали объединяться?
Предполагаемый ответ: Большим племенем легче было жить и трудиться, защищать свои земли от врагов. Но племена не могли жить в мире между собой. В летописи об этом говорится так: «И воевати почаша сами на ся».
3. Вопрос: Постепенно возникали небольшие независимые, самостоятельные княжества (союзы племён). Образование княжеств историки относят к VIII-IX векам. Как называлось общее название всех княжеств?
Предполагаемый ответ: Древняя Русь
4. Вопрос: Откуда пошло название «Русь»?
Предполагаемый ответ: Многие считают, что название «Русь» связано с внешним видом славян — большинство из них были светловолосые и светлоглазые. Их называли «русы» или «русины». Есть и другое мнение учёных: будто название «Русь» произошло от названия реки Рось, притока Днепра, где жили древние славяне — земледельцы. науке точно не известно
5. Вопрос: Как выглядело жильё древних славян?
Предполагаемый ответ:
Жильем
служили землянки, выкопанные в земле.
В домах древних славян пол был на метр
углублен в землю, стены сложены из тонких
слоев деревьев-жердей, очищенных от
веток. Крыша тоже была из жердей, а на
ней толстые слои соломы. Внутри такого
дома всегда было прохладно, темно и
сыро.
Окна, прорубленные в стенах на
ночь и в холода, закрывали досками или
соломой - ведь стекол тогда не было. В
углу находилась, сложенная из камня
печь - она обогревала дом, на ней же
готовили еду.
Печь топилась по-черному
это значит, что дымовой трубы не было,
и печной дым выходил через дверь или
отверстие в потолке. Это помогло сохранить
тепло в помеще-нии, но от этого все стены
были в копоти и саже.
В доме свободное
место занимали стол и две-три деревянные
лавки. В углу лежало несколько охапок
сена, покрытых звериными шкурами - это
постели.
Как ни просто устроено жилье,
в нем можно укрыться от непогоды и дикого
зверя, согреться у печи и сварить
еду.
Жили славяне племенами, как
правило, это были родственники, которые
вели совме-стное хозяйство. Жилище
древних славян. (слайд № )
6. Вопрос: Расскажите об особенность одежды славян.
Предполагаемый
ответ:
Одежда
славян-мужчин состояла из длинной
рубахи, сотканной из льна и украшен-ной
вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви.
Последняя представляла собой нечто
вро-де сапожек на мягкой кожаной подошве
или просто куска кожи, обернутого вокруг
ноги и укрепленного веревкой. Разумеется,
летом обходились вовсе без обуви. Одежда
женщин включала длинное платье из
льняной материи, также изукрашенное
вышивками. Украше-ния из металлов,
стекла, янтаря и полудрагоценных камней
(височные кольца, перстни, гривны, бусы,
привески, о которых шла речь выше)
одевались только в торжественных случаях
во время праздников и свадебных обрядов.
Эти же украшения одевались на по-койника
во время похорон.
7.Вопрос: Почему именно Киев в те далёкие времена стал центром Руси?
Предполагаемый ответ:
Киев - богатый город, в котором было более четырёхсот церквей и соборов, восьми рынков, большое количество улиц, а въезд в город украшали прекрасные Золотые ворота. Всё это было возможно потому, что воины киевского князя собирали с завоёванных земель дань: серебро, золото, мёд, мех, пеньку и др. Кроме этого Киев был центром большой торговли, он торговал с разными странами. На рынках Киева можно было купить даже восточные сладости и фрукты, перец и орехи.
8. Вопрос (общий для двух команд даётся заранее, дети самостоятельно ищут информацию):
Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней.- Как вы думаете, какие это праздники? И в чём их смысл? (Можно на слайде предложить фото, где ребята угадывают, что за праздник и рассказывают о нём)
Предполагаемые
ответы:
Масленица. Это
праздник проводов зимы и встречи весны.
Сначала провожали зиму: делали из соломы
чучело, наряжали в женскую одежду и
ставили на сани. Вокруг чучела водили
хороводы, а потом сжигали его на костре.
Встречая весну, славяне молили бога об
урожае. До наших дней дошел обычай печь
на масленицу блины символ Солнца.
Праздник
Иван-Купала или Иванов день. Иванов
день, или Иван Купала, проходил в ночь
с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались
у реки, надевали на голову венки, водили
хороводы, пели песни в честь Солнца.
Ночью прыгали через костры славяне
верили, что огонь очищает. Затем все
бросали в воду свои венки, с песнями
входили в реку и купались.
Троица.
(Слайд № 25,26) Девичьим праздником
назывался семик неделя перед Троицей.
Этот праздник в древности посвящался
богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного
согласия. В это время убирали лентами
молодую березку священное дерево Лады
и украшали березовыми ветками дома.
Девушки шли в лес плести венки из цветов,
водить хороводы и петь обрядовые песни.
В четверг семицкой недели, после обеда,
в разгар праздника, проходил смотр
невест. По вечерам молодежь гоняла
русалок играла в горелки со стеблями
полыни или лютика в руках. По поверью,
эти травы предохраняли от козней нечистой
силы. В последний день праздника березу
срубали, а девичьи венки пускали по
реке. У кого венок уплывет далеко той
скоро замуж. За веселье и гадания семицкую
неделю, которую праздновали еще в прошлом
веке, называют зелеными святками.
II. «О чем рассказала карта»?
(на столе разложены конверты в каждый из которых вложена карта. Участники игры выбирают конверт. Через минуту после совещания в команде отвечают на вопрос: «О чём рассказала карта?»)
Вопрос: О чём рассказала карта?
Предполагаемый ответ:
Карта
рассказывает о племенах восточных
славян, по берегам каких рек расселялись
восточные славяне. Между какими морями
они расселялись: чёрным и каспийским
1.
Это карта Древнерусского государства
IX-XI веков,
столица – Киев,
2. Города, расположенные на территории государства(Псков, Новгород, Суздаль, Чернигов, Смоленск и др.)
3. С какими странами (Польша, Венгрия) и племенами ( мордва, половцы, печенеги, эсты и др.) граничило Древнерусское государство.
4. Видим, как расширялась территория Древнерусского государства
III. Картинная галерея:
(На слайде или в печатном варианте предлагается картина или фото. Нужно сказать как называется картина, кто ее автор и что на ней изображено).
Картина . фото |
Название , предполагаемый ответ |
Картина В.М. Васнецова «Богатыри» Три могучих князя на конях-исполинах. Васнецову хотелось передать на холсте те характерные черты в своих героях, которые воспевались в былинах и сказках. Богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович на богатырском выезде примечают, нет ли где врага, не обижают ли кого. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец. По правую руку от Муромца – побратим Добрыня Никитич, не менее известный и любимый народом богатырь. Третий богатырь – Алеша Попович, сын ростовского попа Леонтия. За холмами к северу– Русь, та широкая раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от врагов. |
|
Суриков " Взятие снежного городка" изображена одна из старинных народных игр, которые проводились на масленицу. «Городок» строился на реке, или на площади города, селения. Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» — значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. |
|
|
В.М. Васнецов «Крещение Руси» Показано
становления христианства на территории
Древней Руси, момент принятия православия
жителями Киевской Руси в водах Днепра.
В центре композиции расположена фигура
Владимира Святославовича. |
Венецианов А.Г. Гумно.В картине изображено гумно — сарай для сжатого хлеба, где его складывали в скирды и молотили. На картине показаны работающие и отдыхающие крестьяне, лошади, повозки, нехитрые сельские орудия. Показан труд крестьянина |
|
|
К.А. Трутовский «Колядки в Малороссии»Изображены святки, которые проходят от Рождества до Крещения. Молодежь небольшими группами ходили по домам, стучали в окно пели колядки, рождественские поздравительные песни. Главная особенность святок – это ряженые. |
Софийский соборВ 2011 году отмечалось тысячелетие со дня основания одной из величественных святынь Киевской Руси - Софийского собора |
|
Софийский
собор в Новгороде.
|
V. Что изображено на картине
(Картина закрыта 6 прямоугольниками. Участники угадывают, что изображено, открывая их в любой последовательности. Если с первой попытки присуждается 6 очков, со второй -5 очков и т.д. Право открывать первым часть картинки предоставляется команде, набравшей в игре наибольшее количество очков)
1 2 3 4 5 6
В.М. Васнецов «Нестор»
«В монастырской келье узкой,
В четырёх
глухих стенах,
О земле, о древнерусской
Быль записывал монах».
(летописец Нестор, монах Киево-Печерского монастыря)
IV. История в лицах
По описанию отгадать о какой исторической личности идет речь.
1. Именно этот человек провел первую в истории России налоговую реформу. Установив размеры дани и места ее сборов. Соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощренно отомстил за гибель близкого человека. Управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним. Этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии. Это первый факт в истории России, когда на престоле сидела женщина
Ответ: Княгиня Ольга
2. Великий князь был внуком княгини Ольги. Он защищал русскую землю от врагов, которые приходили из южных степей, и приказывал строить на Руси города, был добрым и справедливым человеком. Он помогал бедным, заботился о старых и больных. В годы правления князя развивались ремёсла и торговля. В это же время на Руси было принято христианство.
Ответ: Владимир Красное Солнышко
3.Великий князь был сыном Владимира Красное Солнышко. Он правил русским государством более тридцати лет. Князь продолжил дело отца по укреплению русского государства. Он был грамотным и образованным человеком, любил читать и часто проводил ночи за чтением книг. Его называли просветителем: он повелевал открывать школы «для людей всякого состояния», вести запись происходящих событий — летописи. В период его правления появилось больше книг. Их переводили с греческого языка и переписывали специальные люди — писцы.В период его правления было открыто училище, где обучалось более трёхсот мальчиков – служителей церкви, продолжалось строительство городов.
4. Время его княжения было недолгим, но спокойным и мирным. Его мать была греческой царевной, а дед, — греческим государем.
Он завещал своим детям и всем людям быть добрыми, трудолюбивыми и заботливыми: «Не ленитесь, не обижайте никого, заботьтесь о больных и бедных, защищайте обиженных».
О каких исторических деятелях говорится в «Повести временных лет»?
-
«Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул…»
«В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса…, не имел шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах».
(Святослав) -
«Когда пришёл в Киев он, то повелел опрокинуть кумиры – одних велел изрубить, а других предать огню». (Владимир I)
-
«И любил он книги, читая их часто и ночью и днём». (Ярослав Мудрый)
-
«И ступил он ногою на череп, и поползла змея из черепа и ужалила его в ногу». (Олег)
Былинная
Вопросы к зрителям:
Что такое былина? Кто её герои? Что мы узнаём из былин?
Задание командам: разгадать кроссворд
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Имя одного из богатырей с картины В. М. Васнецова «Три богатыря».
2. Богатырь, положивший Илью Муромца в карман.
3. Старинный музыкальный инструмент, под звуки которого сказывались былины.
4. Боевая дубина.
5. Натянутая часть лука
6. Правдивое повествование
7. Прозвище богатыря, который в результате своей болезни просидел на печке в избе ровно 30 лет и 3 года
8. Киевский князь времен Ильи Муромца.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
у |
с |
л |
и |
|
|
|
|
п |
а |
Л |
и |
ц |
а |
|
|
|
|
|
т |
Е |
т |
и |
в |
а |
|
|
|
б |
ы |
Л |
ь |
|
|
|
|
|
м |
у |
р |
О |
м |
е |
ц |
|
в |
л |
а |
д |
и |
М |
и |
р |
|
|
VI. Портрет – имя
Командам раздаются изображения князей и имена. Нужно соотнести портрет князя с его именем и разложить в хронологической последовательности их правления
Первые
русские князья
Рюрик, Олег, Игорь,
великая княгиня киевская Ольга, Святослав
, Владимир Святославич , Святополк
Владимирович, Ярослав Мудрый
Рюрик |
|
Олег |
|
Игорь |
|
Ольга |
|
Святослав |
|
Владимир |
|
Святополк |
|
Ярослав Мудрый |
|
Владимир Мономах |
|
VII. Открываем галерею исторических портретов «Отечества достойные сыны и дочери»
Конкурс-домашнее задание. Учащиеся заранее получают путём жеребьёвки или по желанию какую-либо историческую личность, изучают ее жизнь деяния, заслуги, а на игре доказывают значимость личности в истории страны
Вопросы болельщикам:
-
Кто сказал: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут!» (Святослав)
-
Этому князю во сне явилась Богородица, повелевшая основать церковь на месте видения. Кто этот князь? (Андрей Боголюбский)
-
О каком событии идёт речь: «…и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их семь верст по льду» (Ледовое побоище,1242г.)
-
За что Александр Ярославич получил прозвище «Невский»? (За победу на реке Неве 15 июля 1240 года)
-
Почему на Руси началась феодальная раздробленность? (Нет четкого порядка наследования престола, усобицы князей)
-
Этот князь построил Софийский собор и Золотые ворота в Киеве. (Ярослав Мудрый)
-
Как называли человека, который заключил «ряд» (договор) на выполнение работ? (Рядович)
-
Кто из русских князей оказался на московском престоле в 9-летнем возрасте? (Дмитрий Иванович)
-
Этот князь свое прозвище получил за богатство и кошель с деньгами, который носил на поясе. (Иван Калита)
-
Когда начинался год у славян? (в декабре)
-
Изображение божества, изготовленное преимущественно из камня или дерева, предмет поклонения. (Идол)
Подведение итогов игры и награждение победителей
Дополнительные вопросы:
-
Кем был открыты первые школы на Руси? (Ярославом Мудрым)
-
Воинственный кочевой народ, совершавший набеги на древнюю Русь. (Печенеги)
-
Дух – покровитель леса. (Леший)
-
Какой князь объединил Киевскую и Новгородскую Русь? (Олег)
-
Правившая на Руси династия берёт начало от ……… (Рюрика)
-
Наследственное земельное владение, передаваемое от отца к сыну. (Вотчина)
-
Она установила уроки и погосты, первой приняла крещение. (Ольга)
-
Магический предмет, оберегающий своего владельца от зла и бед. (Амулет)
-
В древней Руси сбор дани с подвластных земель. (Полюдье)
-
В этот год Рюрик был призван на Новгородский престол. (862 год)
-
Грамота, выдаваемая монголами на великое княжение. (Ярлык)
-
Название зерна у восточных славян. (Жито)
-
Дух, покровитель водоемов, рек, озёр, обитающий в омутах. (Водяной)
-
Как звали братьев Рюрика, пришедших с ним на Русь согласно летописи. (Синеус и Трувор)
-
Основное орудие труда у восточнославянских племен, обитавших в лесной полосе. (Соха)
-
Главный собор древнего Киева (Софийский)
-
Описание событий по годам. (Летопись)
-
Первое упоминание о Москве относится к …. (1147 году)
-
Богиня любви у восточных славян (Леда)
Используемые ресурсы:
1. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях.-М.: Вентана-Граф, 2008
2. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях.-М.: Вентана-Граф, 2008
www.proshkolu.ru/gofile/563543-a249398/
www.proshkolu.ru/gofile/122878-a44013/
http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/story0.html
http://artcyclopedia.ru/nestor-letopisec_1885-1893-vasnecov_viktor_mihajlovich.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E7%FF%F2%E8%E5_%F1%ED%E5%E6%ED%EE%E3%EE_%E3%EE%F0%EE%E4%EA%E0
http://www.nearyou.ru/venetsian/r21gumno.html
http://www.detskiysad.ru/art/kartina157.html
http://ugabuga.ru/view_drev_mif.php?id=4785
http://festival.1september.ru/articles/538465/
http://pedsovet.su/load/298-1-0-13154
- Вебинар «Игровые здоровьесберегающие технологии для дошкольников: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Профессионально-этический кодекс ассистента (помощника) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»
- Международный вебинар «Государственные приоритеты в подходах к развитию читательской грамотности обучающихся»
- Вебинар «Современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (путешествия по карте, квест, фотокросс, геокешинг, метод кейсов), особенности их использования в практике ДОО»