МОБУ Никольская СОШ Межевского муниципального района Костромской области
На Всероссийский конкурс
методических разработок «Виват, Россия»
педагогических работников образовательных учреждений
номинация:
За веру и верность!
Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию победы России над Наполеоном в 1912 году, - Турнир смекалистых
Методическая разработка
Голубевой Галины Алексеевны,
учителя истории,
руководителя школьного комплексно-краеведческого музея
МОБУ Никольская СОШ
Межевского муниципального района
Костромской области
Никола 2012
Пояснительная записка
Автор: Голубева Галина Алексеевна
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Никольская средняя общеобразовательная школа Межевского муниципального района Костромской области, учитель истории и обществознания, руководитель школьного комплексно-краеведческого музея
Название конкурсной разработки: «За веру и верность», внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию победы России над Наполеоном в 1912 году в форме «Турнира смекалистых»
Данная разработка была создана в ходе участия команды школы в областном конкурсе-викторине «Дорогами 1812 года», 2-ой этап которой прошел 14 февраля 2012 года в городе Кострома. Во время поиска ответов на краеведческою викторину, предложенную областным центром детского и юношеского туризма «Чудь», были задействованы учащиеся 7-11 классов. Выход в финал областного конкурса «Дорогами 1812 года» заставил учащихся белее внимательно перечитать историю войны 1812 года, особенно краеведческую литературу, вернуться к роману Л.Н.Толстого «Война и мир», виртуально посетить выставку картин Николаева Андрея Владимировича, совершить экскурсию в Интернете по выставочному комплексу «Бородинская панорама». Подготовка к финалу заставила искать новые нестандартные формы и методы изучения событий 1812 года, чтобы адаптировать команду к предстоящим конкурсным испытаниям.
Цель: Вызвать чувство гордости за героев Отечественной войны 1812 года
Задачи:
-
Привлечь внимание учащихся к историческому событию – войне 1812 года, как героическому подвигу всего народа в Отечественной войне
-
Вызвать чувство гордости за костромичей, в том числе и межаков, героев войны с Наполеоном
-
Разбудить интерес к поиску ответов на вопросы об Отечественной войне как в исторической, художественной литературе, так и в Интернете
-
Воспитывать чувство патриотизма, готовности защищать свою Родину
-
Привлечь внимание учащихся к историческому событию – войне 1812 года, как героическому подвигу всего народа в Отечественной войне
-
Разбудить интерес к поиску ответов на вопросы об Отечественной войне как в исторической, художественной литературе, так и в Интернете
-
Воспитывать чувство патриотизма, готовности защищать свою Родину
Наш край богат историческими личностями, имеющими отношение к Отечественной войне 1812 года, поэтому значительную часть вопросов я отвожу к теме краеведения. В каждом населенном пункте есть свои герои 1812 года и будет уместно вспомнить их имена в ходе проведения игры. Соответственно вопросы могут быть более разнообразны, с использование текстов документов, иллюстраций, портретов, карты боевых действий.
Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой:
-
Текст выступления команды
-
Презентация «За веру и верность»
Методика подготовки к турниру смекалистых
-
Составить разработку проведения игры
-
Определить список литературы, с которой участники могут познакомиться в ходе подготовки к игре
-
Вывесить объявление о времени и месте проведения игры
-
Сформировать команды. Состав может быть от 4 до 6 человек. Желательно из разных классов, чтобы создать особый микроклимат в команде, где старшие могут проявить себя как организаторы работы команды. Выбрать командира команды. Каждая команда заранее придумывает себе название и девиз. Дать задание командам – отразить в форме одежды или каких то других атрибутах выбранное название.
-
Определить судейскую команду. Ведущий может взять на себя функции судьи. Лучше, если это будут учащиеся школы. Они получат опыт объективного судейства.
-
Продумать оформление кабинета, где проходит игра. Можно повесить настенную карту «Отечественная война 1812 года», разместить на стенде картины, отражающие события того времени, портреты героев 1812 года.
-
Если позволяет время из числа учащихся школы подготовить выступления в промежутках между этапами игры. Это могут быть стихи о событиях Отечественной войны 1812 года, выступление танцевальной группы, исполнение патриотических песен о Родине, о любви к родительскому дому.
План проведения турнира смекалистых
-
Вступительное слово учителя о важности победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, прошедшего 200 лет назад
-
Разъяснение условий турнира смекалистых
-
Представление команд и защита их названия и девиза, выполненное в форме презентации (вариант презентации и защиты команды «Русь» представлен в разработке)
-
Первый этап - вопросы и ответы по теме «Отечественная война 1812 года и наш край»
-
Второй этап – вопросы и ответы по теме «Герои Отечественной войны – защитники Родины»
-
Третий этап – вопросы и ответы по теме «Народ - победитель»
-
Подведение итогов. Награждение
Ресурсы:
1.Презентация «За веру и верность!»
2.Примерные вопросы для турнира смекалистых
Турнир смекалистых
Ход проведения
1 этап. «Отечественная война 1812 года и наш край»
-
Имя Героя Отечественной войны 1812 года, родовое именье которого находилось в селе Марьинское Кологривского уезда?
Ответ: Александр Фигнер. Сельцо Марьинское ныне поселок
Первомайский Межевского района
-
Какую память о войне 1812 года оставил на Межевской земле брат Александра Фигнера?
Ответ:Храм Святого Георгия в селе Георгиевское,
построенный в честь победы над Наполеоном
3.В составе Костромского ополчения были и наши предки. Где находился ближайший пункт формирования ополчения, в которое вступали наши земляки?
Ответ: Город Кологрив, уездный центр
4.В честь какого события в нашем селе Никола поставлен каменный храм Святого Николая?
Ответ: В честь победы над Наполеоном.
5.Кто из графской семьи Толстых участвовал в Отечественной войне?
Ответ: Трое сыновей графа Ивана Андреевича Толстого
участвовали в военных событиях: Федор, Петр, Януарий
6.Кто из братьев графов Толстых входил в состав Московского ополчения?
Ответ: Федор Толстой Американец
2 этап «Герои Отечественной войны – защитники Родины»
1. Герой Отечественной войны 1812 года, отличившийся в военных действиях на Кавказе, отбывал ссылку в Костроме?
Ответ: Генерал Ермолов
2.Генерал, дважды возглавлявший русскую армию в ходе войны в должности главнокомандующего?
Ответ: Барклай де Толли
3.Где находится выставка портретов Героев Отечественной войны? Кто автор этих портретов?
Ответ: Эрмитаж в Санкт-Петербурге, художник Джордж Доу
4.Назовите имя кавалер девицы, защитницы Отечества
Ответ: Надежда Дурова
5.Имя фельдмаршала, народного героя, ученика А.В.Суворова
Ответ: Михаил Илларионович Кутузов
6.Имя генерала, чьи батареи первыми приняли огонь на себя на Бородинском поле
Ответ: генерал Раевский
3 этап «Народ - победитель»
1.Численность Костромского народного ополчения Ответ:
Ответ: 11 тысяч
2.Женщина, возглавившая партизанский отряд из женщин, стариков и подростков
Ответ: Василиса Кожина
3.Назовите имя офицера, известного руководителя партизанского отряда
Ответ: Денис Давыдов
4.Дата Бородинского сражения
Ответ: 26 августа 1812 года
5.Первое крупное сражение, данное русской армией Наполеону на территории России
Ответ: Смоленское сражение
6.В каком литературном произведении дана полное представление о народе –победителе?
Ответ: Л.Н.Толстой «Война и мир»
Вывод: Данная разработка может быть использована в ходе проведения внеклассных мероприятий, уроков, сценариев выступлений, посвященных 200-летию победы России над Наполеоном. Презентация может быть использована как самостоятельная композиция по теме Отечественная война 1812 года.
Список используемых информационных ресурсов (литература, Интернет-ресурсы
-
100 великих героев 1812 года / А.В. Шишов – М.: Вече, 2010. (Сто великих).
-
Андроников П. Освящение знамен (Костромской и буйский Дружин Костромского ополчения) // Костромская старина 1995 №7.
-
Бочков В.Н. Скажи: которая Татьяна? – Москва, 1990.
-
Виноградова С. Боевой путь костромского народного ополчения 1812-1815 // Костромская старина, Кострома, 1995, № 7.
-
Григоров А. Из истории Костромского дворянства. – Кострома, 1993.
Интернет ресурсы:
2.1812panorama.ru›museum.html Москва.
3. ru.wikipedia.org›wiki/Отечественная_война_1812
4. images.yandex.ru›Отечественная война 1812
Текст представления команды «Русь»
Выступление иллюстрируется презентацией «За веру и верность!»
1-й Команда Никольской средней школы Межевского района Костромской области…
Все: «Русь»
представляет Межевской район и наше родное село Никола. Наш Девиз:
Все: За веру и верность!
Звучит мелодия песни «Я люблю тебя, Россия». На фоне песни идет показ презентации.
2-ой
Холмы, перелески,
Луга и поля
—
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля,
где я сделал
Свой первый шажок,
Где
вышел когда-то
К развилке дорог.
И
понял, что это
Раздолье полей —
Частица
великой
Отчизны моей.
3-ий
И красива и богата
Наша Родина,
ребята.
Долго ехать от столицы
До
любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы,
степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые
небеса.
Каждый город
Сердцу
дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все
в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
4-ый
Я люблю свою Родину светлую,
Я
ей вечную славу пою,
Доверяю ей думы
заветные,
Посвящаю ей душу свою.
И с
отвагой, вовек неизменною,
Я в атаку
готов хоть сейчас,
За Россию мою
несравненную,
За обиды её и печаль
5-ый
В небывалых сражениях выстояв,
Всё
с нуля начиная порой,
Сохранила своё
бескорыстие,
Непонятное миру добро.
За
весь свет сокрушаясь и ахая,
Всем
вокруг чем могла - помогла,
Поделилась
последней рубахою
И последний кусок
– пополам
6-ый
Найдите россиянина такого,
Кто
б с Родиной себя не обвенчал,
В ком не
звенело поле Куликово,
В ком Пётр
Великий эхом не звучал.
Пропитаны мы
удалью московской,
Воспитаны российской
красотой,
Бушует в нас Рахманинов с
Чайковским,
Дерзает в нас и Пушкин и
Толстой!
1-й
Вспомним, братцы, россов славу
И
пойдем врагов разить!
Защитим свою
державу:
Лучше смерть—чем в рабстве
жить.
Мы вперед, вперед, ребята,
С
богом, верой и штыком!
Вера нам и
верность свята:
Победим или умрем!
Под смоленскими стенами,
Здесь,
России у дверей,
Стать и биться нам с
врагами!..
Не пропустим злых зверей!
Вот рыдают наши жены,
Девы,
старцы вопиют,
Что злодеи разъяренны
Меч
и пламень к ним несут.
Враг строптивый мещет громы,
Храмов
божьих не щадит;
Топчет нивы, палит
домы,
Змеем лютым в Русь летит!
Русь святую разоряет!..
Нет уж
сил владеть собой:
Бранный жар в крови
пылает,
Сердце просится на бой!
Мы вперед, вперед, ребята,
С
богом, верой и штыком!
Вера нам и
верность свята:
Победим или умрем!
2-й
В центре нашего села Никола стоит храм Святого Николая. Он построен в 1827 году графиней Анной Федоровной Толстой в честь победы России над Наполеоном в 1812 году. Ведь не даром все трое сыновей графа Бригадира майора Ивана Андреевича Толстого: всемирно известный Федор Американец, Петр и Януарий были участниками Бородинского сражения, получили высокие награды за мужество и героизм, проявленные в сражении. В подвале церкви расположен склеп главы графского семейства Ивана Андреевича Толстого, родственника великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
В нашем селе выросла Мария (Толстая) Лопухина, чей портрет кисти Владимира Лукича Боровиковского украшает Третьяковскую галерею
3-ий
Существует легенда, что в 1904 году Лев Николаевич Толстой побывал в нашем селе в графской усадьбе. Вековые липы и лиственницы украшают до сих пор село Никола. Ежегодно мы, учащиеся школы проводим уборку Парка Победы, графского и церковного парков, сохраняя память о защитниках Родины. Наши прадеды участвовали в Великой Отечественной войне, прошли все испытания, выпавшие на долю русского народа.
Выпускник нашей школы Николай Пластов погиб в Афганистане выполняя интернациональный долг.
4-й
В Межевском районе, входившем ранее в Кологривский уезд, в сельце Марьинское провел свое детство герой 1812 года Александр Самойлович Фигнер. От усадьбы Фигнеров до нашего времени сохранилась липовая аллея в поселке Первомайский. Брат Александра Фигнера – Владимир, прошедший с Александром испытания Отечественной войны 1812 года, в 1820 году в честь победы над Наполеоном построил в селе Георгиевском храм святого Георгия Победоносца.
Сценка - Заседание в Филях
Барклай: Бородинская битва не проиграна нами. Предлагаю – продолжить сражение. Нельзя отдать Наполеону Москву.
Кутузов: Главное для нас сейчас – сохранить армию. Сохраним армию, сохраним и Москву и Россию. Приказываю армии отступить, Москву оставить. Населению объявите об отходе армии.
Сценка Отступление населения из Москвы
Прислуга: Господа! Лошади готовы. Еле нашел, всех разобрали. Что в городе-то творится. Будто все уходят. Разрешите грузить вещи.
Наташа Ростова: Нет! Нет! Я отдала всех лошадей для эвакуации раненых. Они не могут сами идти. А мы и пешком уйдем. Вещи придется оставить. Спасти раненных важнее.
Сценка награждения гусара (девушки) Кутузовым
Кутузов: Благодарю за храбрость и мужество в бою. Награждаю Владимирским крестом. (Протягивает руку с наградой и тут же отдергивает)
А что корнет, ты и впрямь девица?
Гусар: Правда.
Кутузов подает награду в руку и уходит.
Гусар в след: Служу России!.
5-ый
Россия, наша вера и надежда,
Опора
наша и любовь,
Была могущественна
прежде,
Великой стань, Россия,
вновь.
Неповторима в этом мире,
Нигде
страны подобной нет,
Сформировалась
в новой стиле,
Как евроазиатский свет.
6-й
Если крикнет рать святая:
«Кинь
ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо
рая,
Дайте родину мою».
Все: За веру и верность!
Песня: Живи страна, ненаглядная моя Россия
Нам того что было зачеркнуть
нельзя
Что б ни говорили
новые князья
Будет жить на
свете вечная страна
Никуда
не денется она
Живи
страна, необъятная моя Россия
Живи
страна, где встречала с мамой я рассвет
Живи страна, где влюблялась
я под небом синим
Живи
страна, и не слушайте, кто скажет "нет"
Живет страна,
необъятная моя Россия
Живи
страна, где встречала с мамой я рассвет
Живи страна, где влюблялась
я под небом
Живи страна, и
не слушайте, кто скажет "нет"
И
не слушайте, кто скажет "нет"
Все: За веру и верность!
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Вариативные формы организации музыкально-творческой деятельности детей раннего возраста на музыкальных занятиях в ДОО»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Нейропсихологическое обследование как эффективный дифференциально-диагностический, профилактический и коррекционный инструмент анализа психической деятельности у детей: ориентиры, методы, схемы»