В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Международный конкурс методических разработок «Педагогическая мастерская» Номинация: «Методическая разработка урока» (авторская программа «Развитие логического мышления дошкольников посредством развивающих игр»)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №25 «Сказка»













Международный конкурс методических разработок

«Педагогическая мастерская»

Номинация:

«Методическая разработка урока» (авторская программа

«Развитие логического мышления дошкольников

посредством развивающих игр»)

срок реализации 2017 – 2018 учебный год











Автор: Суханаева Лейсан Хамисовна

должность: воспитатель

без категории

89600602599

leisanka-86@mail.ru







Г. Наб.Челны

2017

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

Пояснительная записка…………………………………………….3

Личный план педагога……………………………………………...4

Работа с детьми……………………………………………………..6

Работа с родителями………………………………………………11

Список использованной литературы…………………………….12






































«Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                   В.А.Сухомлинский        

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет логическое мышление. Оно способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Логическое мышление, прежде всего, необходимо для овладения азами математики. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Значит, задача педагога  – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать развитию логического мышления дошкольников.

Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу: развитие логического мышления у дошкольников посредством развивающих игр  будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Объект исследования – логическое мышление дошкольников;

Предмет исследования – развивающие игры, используемые при развитии логического мышления дошкольников;

Цель программы - развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.

Основными задачами являются

1. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

2. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)

3. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

4. Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).

В контексте познавательного развития решаются также задачи математического образования детей дошкольного возраста:

1.Углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.

2.Закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях.

3.Закрепление детьми математической терминологии.


Пояснительная записка

Программа самообразования  «Развитие логического мышления дошкольников посредством развивающих игр»  составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. Настоящая программа является авторской программой и реализуется в детском саду №25 «Сказка» с учётом образовательной программы дошкольного образования. Название программы отражает основное направление деятельности на нём - развитие логического мышления дошкольников с использованием кубиками Никитина, блоками Дьенеша, цветными палочками Х, Кюизенера и других развивающих игр.

Характеристика данных развивающих игр:

Многофункциональность

Широкий возрастной диапазон участников

Творческий потенциал

Конструктивные элементы

Образность и универсальность

Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.

В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал  включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на  вопросы.  В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.



Актуальность.

Программа направлена на развитие творческих способностей, на создание условий вырабатывать у ребёнка общие способности познавательной деятельности, умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать потребность получить новые знания, мыслительные умения.



Новизна.

Новизна программы заключается в выборе игрового материала, моделирующего творческий процесс и создающая свой микроклимат, где появляется возможность для развития творческой стороны интеллекта.



Предполагаемый результат:

-развитие познавательных процессов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности, к сотрудничеству.

Формы и методы занятий.


В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр, физ. пауз.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).


- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).


- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).


-исследовательский (самостоятельная творческая работа).


Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:


- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).


- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).


- групповой (работа в парах).


- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).





План работы на год

Тема занятия

месяц

1

Изучение методической литературы. Анна Белошистая: «Развитие логического мышления у дошкольников»;

«Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие» Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая;

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста»

Сентябрь – май

2

Подборка развивающих игр по развитию логического мышления дошкольников. Оформление уголка логических и развивающих игр.

сентябрь

3

Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Кулачок»

«Цвет, классификация по одному признаку».

«Какой это цвет?»

Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый. «Что нам привёз Мишутка?»

Цель: способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета.

Соединение разрезных картинок. Формировать у детей представление о целостном образе предмета.

Октябрь

4

Игра «Волшебный мешочек» - формировать умение узнавать на ощупь геометрические предметы.

«Разноцветная улица» («Большие и маленькие домики») – различение и называние цвета палочек. Различение палочек по цвету.

«Вверх – вниз». Сравнение по высоте. Знакомство с фиолетовым цветом.

«Что лежит в корзинке» - способствовать развитию умения выделять два признака формы; различать и называть основные геометрические фигуры

Ноябрь

5

Игра «Укрась елки игрушками»Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу.

Лото «Мои первые предметы» - умение находить такую же картину, что и на фишке.

Игра на внимание «Найди пару» Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета

«Лесенка» Выкладывание изображения на цветную схему 

«Поможем щенку найти маму» Закреплять умение сравнивать 2 предмета по длине, высоте, использовать слова: длиннее, короче, выше, ниже.

Декабрь

6

«Что нам привёз Зайчишка?»Цель: способствовать развитию умения выделять в признак формы различать и называть основные геометрические фигуры.

«Магазин игрушек» - закреплять понятия один, много, ни одного;

«Мы идем в лес» - закреплять знания и умения при работе с кубиками Никитина;

Собираем макси – пазлы. Формировать умение собирать целостную картину, сопоставляя детали.

Январь

7

Игра «Продолжи дорожку» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу.

«Игры со счетными палочками» - забор, лодка, грибочек. Закреплять представления о геометрических фигурах; овладеть конструктивными навыками.

«Цвет и форма, классификация по двум признакам».

«Какого цвета и формы?»

Цель: Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы.

Разложи фигуры по образцу - продолжать закреплять умение раскладывать фигуры по образцу.


Февраль

8

«Бусы для мамы» Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу.

«К зайцу на новоселье» Развитие сюжетно-игрового замысла; повторить геометрические фигуры

«Подбери заплатки к коврикам» - продолжать формировать умение подбирать подходящий кубик.

«Волшебный сундучок» - продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, основные признаки.

Март

9

Игры со счетными палочками –«Машинка»,«Человек»,«Дорога». Формировать умение выкладывания рисунков с помощью палочек.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с двумя обручами)».

«Угадай фигуру» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

«Выбери фигуры» - Находить фигуры не такого цвета, как данная. Закрепить отличительные признаки квадрата 

«Составь цепочку» -выкладывание фигур по цепочке, не ставя рядом одинаковые по форме.


Апрель

10

«Продолжи ряд». Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Величине, толщине.

«Хоровод» - способствовать развитию наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойставх предметов по их по их знаково-символическим обозначениям.

«Выбери, что хочешь» - блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина. Выявить, насколько интересны для детей подобные дидактические игры.

«Что лишнее» - способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам.

Май



Показатели результативности реализации программы

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:

1. Развитие внимания

Удерживает внимание на 10 - 15 мин:

Задание оценивается по трехбалльной системе:

1 балл - критерий не проявляется;

2 балла – критерий проявляется частично;

3 балла – критерий проявляется (согласно норме)

2. Развитие памяти.

Ребенку предлагается рассмотреть 10-15 картинок или предметов. А затем назвать 3-4 из них:

Задание оценивается по трехбалльной системе:

1 балл - задание не выполнено, 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого; 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

  1. Развитие восприятия.

Оценивается знание ребенком формы, цвета и размера в соответствии с возрастом.

Задание оценивается по трехбалльной системе:

1 балл - критерий не проявляется;

2 балла – критерий проявляется частично;

3 балла – критерий проявляется (согласно норме).

  1. Развитие воображения.

Ребенку предлагается выполнить задание «Преврати кружочек»

Задание оценивается по трехбалльной системе:

1 балл - задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

5. Развитие мышления.

Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:

1. «Чего не хватает на рисунке?»

2. «Что лишнее на рисунке?»

3. «Раздели на группы и назови одним словом»

4. «Сложи картинку»

5. «Что перепутал художник?»

6. «Продолжи ряд»

7. «Заплатки к коврикам»

8. «Что сначала, что потом?»

9. «Так бывает или нет?»

Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников.

Оценивание проходит по трехбалльной системе:

1 балл - задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно

Общий уровень усвоения программы:

2,45 – 3 балла – высокий уровень

1,9 – 2,4 – средний уровень

1,85 и ниже – низкий уровень




Анализ педагогической диагностики

уровня освоения программного материала

детьми второй младшей группы

на начало 2017-2018 учебного года.


На начало года детей составляло 21 человек.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

На начало учебного года знание детей составляло:

Высокий уровень - 29%

Средний уровень - 54%

Низкий уровень - 17%


Образовательная область «Познавательное развитие»

На начало учебного года знание программного материала :

Высокий уровень - 42%

Средний - 39%

Низкий - 19%


Образовательная область «Речевое развитие»

На начало учебного года знание детей составило :

Высокий уровень - 20%

Средний - 47%

Низкий - 33%


Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

На начало учебного года :

Высокий уровень – 23%

Средний – 42%

Низкий – 35%



Образовательная область «Физическое развитие»

На начало учебного года знание детей составило:

Высокий уровень – 46%

Средний – 31%

Низкий – 23%











Работа с родителями:

Месяц

Тема



Сентябрь

Консультация и материал для родительского уголка «Игры для развития логического мышления детей: блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, кубики Никитина »

Октябрь

Консультация «Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения»

Ноябрь

Консультация и материал для родительского уголка «Развитие у детей словесно-логического мышления»

Декабрь

Консультация для родителей: «Как организовать игры детей дома с использованием развивающего материала»

Январь

Папка-передвижка «Азы математики»

Февраль

Буклет «Занимательные игры»

Март

Консультация и материал для родительского уголка «Роль развивающих игр для детей 3- 4 лет»

Апрель

Изготовление дидактических игр «Чудесные превращения», «Четвертая картинка», «Что для кого?»

Май

Фото – выставка «Мы  занимаемся, играем – математику мы знаем»











Список использованной литературы

  1. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. - СПб: ООО Корвет,2002


  1. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. В 2 ч. / Авторы – сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. – СПб: Детство-Пресс, 2006.



  1. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «логика и математика для дошкольников».-СПб «Детство- Пресс», 2004 год;

  2. Смоленцова А.А., Суворова О.В. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей».- СПб «Детство-Пресс», 2004 год

  3. Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце… Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера».-СПб, 2003 год;

  4. Финкельштейн Б.Б. «Страна блоков и палочек»

  5. Финкельштейн Б.Б. «Лепим нелепицы»;

  6. Финкельштейн Б.Б. «Вместе весело играть»;

  7. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 год;

  8. Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель- Ехевич Н.М.,1990 год.







Анкета для родителей

Уважаемые родители!



1. Сколько лет вашему ребенку?



2. В течении какого периода он посещает дошкольное учреждение?



3.Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны для ребенка?



4. Какие виды логических развивающих игр для детей вы знали до прихода в детский сад?



5.Какие виды новых развивающих игр вы узнали благодаря занятиям в детском саду?



6. Посещает ли ваш ребенок кружки, занятия по развитию логического мышления у детей?

А) нет;

Б) пока нет, но хотели бы в будущем;

В) не считаю нужным;

Г) не задумывалась



6)Носит ли предметно-игровая среда вашей группы развивающий характер?


7)Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку?


А) помучится, но самому найти ответ



Б) когда как



В) получить готовый ответ от других



8. В каких формах у ребенка в семье проявляется активный интерес

к развивающим играм?



А) Делится ли он своими впечатлениями о занятиях математикой, развивающими играми,

проводимых в детском саду?



Б) Вызывают ли эмоциональный отклик у него проведенные логические игры?



В) Есть ли у него дома любимые детские развивающие игры ?



Г) Зовет ли ребенок дома вас к совместным играм?



Д) Организуете ли вы в семье совместные настольные, развивающие игры по возрасту?

9. Посещаете ли вы родительские собрания в детском саду?

А) регулярно посещаю;

Б) посещаю, но редко;

В) не посещаю;



10. Какие консультации хотели бы получить от воспитателя по теме развития логического мышления?



11.Удовлетворены ли вы качеством воспитания вашего ребенка в ДОУ?



















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 12100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос