МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова»
«Согласовано» Руководитель МО _______ /Горьковец А.Г./ Протокол № 1 от «23» августа 2011 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ________ /Щетинина Л.А./ «30» августа 2011г. |
«Утверждаю» Директор школы: ________ /Билецкая Т.Д./ Приказ № 281 от «29» августа 2011г. |
Рабочая программа
по русскому языку
2 класс
(базовый уровень)
Разработчик:
учитель начальных классов
Горьковец А. Г.
2011г
2. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (2 класс) составлена на основе авторской программы «Русский язык» /автор Иванов С.В., (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой. Москва.: Издательский центр «Вентана Граф» 2009г - с.28)
Учебный предмет «Русский язык» реализует основные цели обучения:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
• формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
• развитие устной и письменной речи учащихся;
• развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
Для реализации первой цели является:
-
нахождение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение;
-
следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
-
грамотное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных способностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
-
навык грамотного письма может быть сформирован при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
-
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и самоконтроль ученика;
Работа над третьей целью строится с учётом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи – это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект
-
Иванов СВ., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И «Русский язык» учебник для 2 класса 2 части. Москва., Издательский центр «Вентана Граф» 2009г
-
Программы начальной школы «Русский язык» /автор Иванов С.В., (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой. Москва., Издательский центр «Вентана Граф» 2009г.
-
Рабочие тетради:. Кузнецова М.И «Пишем грамотно » 2 класс в 2 х частях. - М: «Вентана -Граф» 2011г.
Кузнецова М.И «Учусь писать без ошибок» 2 класс - М: «Вентана-Граф» 2011г.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования. В программу внесены изменения при распределении резерва учебного времени.
Программа рассчитана на 170 часов в год (154ч + 16ч резервных) (34 рабочих недели по 5 часов в неделю)
В том числе на проведение:
-
контрольных работ - 4 ,
-
контрольное списывание - 1,
-
тестов - 1,
-
диктантов - 4,
-
словарных диктантов - 4.
Распределение времени по разделам и темам программы
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
«Как устроен наш язык» ( основы лингвистических знаний |
57 |
1.1 |
Фонетика |
10 |
1.2 |
Слово и предложение |
6 |
1.3 |
Состав слова |
19 |
1.4 |
Лексика |
22 |
2 |
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) |
58 |
3 |
«Развитие речи» |
34 |
4 |
Повторение |
5 |
5. |
Резервные уроки |
16 |
|
Итого |
170 |
Раздел |
Кол – во уроков |
Тема резервного урока |
Контрольные работы «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) |
14 2 |
Упражнение в правописании частей слова |
3. Требование к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
различать:
-
звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
-
слово и предложение;
-
слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
-
предложения по цели высказывания
-
предлоги и приставки1 (на уровне правописания);
выделять, находить:
-
корень, суффикс, приставку, окончание;
-
лексическое значение слова в толковом словаре;
-
многозначные слова, синонимы, антонимы;
-
основную мысль текста;
решать практические задачи:
-
составлять слово по заданной словообразовательной модели;
-
подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный тест, определять по заголовкам содержание текста;
-
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей)
применять правила правописания:
-
гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);
-
заглавной буквы в изученных случаях;
-
безударных проверяемых гласных в корнях;
-
звонких и глухих согласных в корне;
-
словарных слов, определённых программой;
-
разделительного мягкого знака.
К концу обучения во 2 классе у обучающихся должны быть сформированы УУД:
-
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
-
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
4. Календарно-тематическое планирование курса
№ уроков |
Тема урока |
Дата |
Характеристика деятельности учащегося |
||||||||
План |
факкт |
||||||||||
1 |
Звуки и буквы |
|
|
Наблюдать за звуками в словах замена одного звука другим. |
|||||||
2 |
Гласные и согласные звуки и буквы |
|
|
Сравнивать звуков в словах. Применять Артикуляционные приемы распознавания гласных звуков. Упражнения в обозначении мягкости-твердости звуков |
|||||||
3 |
Обозначение звуков на письме |
|
|
Сопоставлять: звуковую и буквенную запись слов |
|||||||
4 |
Ударные и безударные гласные |
|
|
Сравнивать слова типа «хлопок-хлопок». Участвовать в обсуждении смыслоразличительной функции ударения |
|||||||
5 |
Согласные звуки |
|
|
Подбирать упраж-я на артикуляцию согласных звуков. Обобщение известных способов обозначения звука |
|||||||
6 |
Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие |
|
|
Сравнивать пары слов по звонкости-глухости; твердости-мягкости |
|||||||
7 |
Звонкие согласные звуки в конце слова |
|
|
Наблюдать над языковым явлением звон-глух согл-ые. Упр-я на опре-е звон-ти-глух-ти звуков. |
|||||||
8 |
Правописание сочетаний жи-ши |
|
|
Обсуждать вопрос: есть ли мягкая пара у звуков ж-ш. |
|||||||
9 |
Правописание сочетаний ча-ща |
|
|
Обсуждать вопрос: есть ли твердые пары у зв-в [ч'] [щ'] решать лингв-кие задачи: как объяснить написание буквы «а» после [ч] [щ] |
|||||||
10 |
Правописание сочетаний чу-щу |
|
|
Решать лингв-ие задачи: как объяснить написание буквы «у» после [ч] [щ] |
|||||||
11 |
Разделительный мягкий знак |
|
|
Наблюдать над функциями мягкого знака |
|||||||
12 |
Слог. Перенос слова |
|
|
Применять : правила переноса слов; способы определения ударения |
|||||||
13 |
Правила переноса слова. |
|
|
Наблюдать над способами переноса слов. Упр-ия: перенос слова с «й» |
|||||||
14 |
Правила переноса слова. |
|
|
Упражнения: правила переноса слов |
|||||||
15 |
Диктант по теме: «Правописание сочетаний жи-ши, ча –ща, чу – щу; перенос слов» |
|
|
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности |
|||||||
16 |
Работа над ошибками. Ударение. |
|
|
Обсуждать вопрос: смыслоразличительное значение ударений. |
|||||||
17 |
Слово |
|
|
Наблюдать над знач-м слова. Участвовать в обсуждении значений слов. |
|||||||
18 |
Слова, которые называют предметы |
|
|
Наблюдать над словами, отвечающими на вопрос «что?». Обсуждать правила, работы ;с таблицей |
|||||||
19 |
Слова, которые называют признаки и действия предметов |
|
|
Наблюдать над : словами , не отв-е на вопрос «кто? что?». |
|||||||
20 |
Слова в предложение. |
|
|
Наблюдать над : отдельными словами и предложениями. |
|||||||
21 |
Слово и предложение. |
|
|
Срав-е: звук- слово-предолжение. Обсуж-ние правила. Набл-е: цель высказывания. Фронтальная работа. |
|||||||
22 |
Восклицательные и невосклицательные предложения. |
|
|
Обсуждать правила. Сравнивать воскл. и невоскл. предложения |
|||||||
23 |
Списывание Тема «Правописание сочетаний жи-ши, ча –ща, чу – щу; перенос слов» |
|
|
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности |
|||||||
24 |
Работа над ошибками Окончание. |
|
|
Обсуждать и применять правила. |
|||||||
25 |
Изменение формы слова с помощью окончания |
|
|
Наблюдать за изменением формы слова. |
|||||||
26 |
Неизменяемые слова |
|
|
Обсужать правила. Наблюдать над неизменяемыми словами. Сравнивать : неизм-е слова и слова с нулевым окончанием. |
|||||||
27 |
Повторение правил написания большой буквы. |
|
|
Анализировать слова применять правила. |
|||||||
28 |
Повторение правил написания большой буквы |
|
|
Сопоставлять составленные диалоги. Применять правила правописания заглавной буквы в изученных случаях. |
|||||||
29 |
Корень слова |
|
|
Наблюдать над значением и составом родственных слов. Участвовать в формулировании правила |
|||||||
30 |
Правописание гласных в корне слова |
|
|
Наблюдать над способом обозначения безударных гласных в корне слова. Сравнивать обозначение буквами ударных и безударных гласных, |
|||||||
31 |
Правописание гласных в корне слова |
|
|
Наблюдать над способом обозначения безударных гласных в корне слова. |
|||||||
32 |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
|
|
Сравнивать звуковые модели слов. Применять правила правописания безударных проверяемых гласных в корне. |
|||||||
33 |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
|
|
Анализировать слова с целью выявления безуд-го гласного . |
|||||||
34 |
Корень слова |
|
|
Анализировать слова и выделять корень слова |
|||||||
35 |
Корень слова |
|
|
Наблюдать над языковым материалом, принимать участие в формулировании правила. |
|||||||
36 |
Корень слова |
|
|
||||||||
37 |
Корень слова |
|
|
||||||||
38 |
Правописание безударных гласных |
|
|
Разграничивать звуки, вызывающие трудности, и звуки не вызывающи; трудности. |
|||||||
39 |
Однокоренные слова |
|
|
Различать однокоренные слова, обсуждать алгоритм нахождения корня. |
|||||||
41 |
Контрольная работа Тема: «Фонетика, слово и предложение; слова изменяемые и неизменяемые; окончание |
|
|
Контролировать собственные действия. Принимать участие в выработке критериев для оценивания написанного |
|||||||
41 |
Работа над ошибками Правописание согласных в корне слова. |
|
|
Классифицировать звуки. Применять правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова |
|||||||
42 |
Правописание согласных в корне слова: закрепление |
|
|
Наблюдать над выделением орфограммы в корне, анализировать звуковой состав слов. |
|||||||
43 |
Корень слова |
|
|
Наблюдать чередование согл-х в корне слова. Обсуждать виды чередования согл-х в корне слова |
|||||||
44 |
Правописание слов с согласными в корне слова. |
|
|
Сопоставлять способы проверки безударных глас, и парн. соглас. по звонкости-глухости в корне слова. |
|||||||
45 |
Правописание слов с согласными в корне слова. |
|
|
Применять правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова |
|||||||
46 |
Повторение: обозначение гласных и согласных в корне слова. |
|
|
Сопоставлять формы слова. Применять правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова |
|||||||
47 |
Правописание согласные в корне слова. |
|
|
.Применять правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова |
|||||||
48 |
Суффикс. |
|
|
Наблюдать над языковым мат-м (функция, знач-е и местонахождение суф-са в слове), формулировать выводы. |
|||||||
49 |
Суффикс (закрепление) |
|
|
Наблюдать над значением суффикса |
|||||||
50 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками |
|
|
Сопоставлять звуковую и Буквенную записи слов, решать орфограф – ие задачи. |
|||||||
51 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками |
|
|
Обсуждать правила: письмо слов с непроизми согл. Анализировать языковой материал, определять принципа классификации слов. |
|||||||
52 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками |
|
|
Решать орфографические задачи. |
|||||||
53 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками |
|
|
||||||||
54 |
Правописание слов с суффиксами -ёнок, -онок,. |
|
|
Наблюдать над языковым материалом: выведение правила написания слов суф-ми -еноек, -онок. |
|||||||
55 |
Правописание слов с суффиксами -ёнок, -онок,. |
|
|
Участвовать в осуждении алгоритма выполнения правила. Сопоставлять звук и буквенной записи слов. |
|||||||
56 |
Правописание слов с суффиксами -ик, -ек. |
|
|
Наблюдать над языковым мат-м: выведение правила написания слов уф. -ик, -ек. Объяснять выбора суф-са. Конструировать слова с использованием правила |
|||||||
57 |
Суффикс. |
|
|
Анализировать языковой материал. Наблюдать за : значением суф-ов. решение пробл. задачи. Набл-е над амонимичными суф-ми. |
|||||||
58 |
Правописание слов с суффиксом -ость |
|
|
Выделять суффикса определять его знач., сопоставлять пары слов, противоположных по значению. |
|||||||
59 |
Образование слов при помощи суффиксов |
|
|
Наблюдать над образов-е слов суф-м способом. Обсуждать правила. |
|||||||
60 |
Правописание суффиксов имен прилагательных. |
|
|
Наблюдать над язык-м мат-м. участвовать в. коллективном выведение правила, его обсуждении. Составлять слов по заданной модели. . |
|||||||
61 |
Правописание корней и суффиксов в словах |
|
|
Находить и выделять суффиксы. Уметь правильно писать суффиксы. |
|||||||
62 |
Контрольная работа Тема: «Фонетика; слово и предложение, корень слова; суффикс». |
|
|
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности |
|||||||
63 |
Работа над ошибками Приставка. |
|
|
Наблюдать над язык-м мат-ом: значение и место приставки в слове |
|||||||
64 |
Приставка. |
|
|
Обсуждать правила и формулировать выводы. |
|||||||
65 |
Правописание слов с приставками. |
|
|
Участвовать в коллективном обсуждение правила, алгоритма его применения. Классифицировать слова. |
|||||||
66 |
Правописание слов с приставками с буквами о и а |
|
|
Диф-вать правила написания пристав. с буквами а и о . |
|||||||
67 |
Приставка. |
|
|
Наблюдать над языковым мат-ом анализ слов, образованных приставочным способом. Формулир. выводы. |
|||||||
68 |
Правописание слов с разделительным твердым знаком. |
|
|
Анализировать языковой материал Конструирование и выявление соотношения звуковой буквенной записи слов. |
|||||||
69 |
Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками. |
|
|
Наблюдать над языковым мат- Выделять признака диф-ции, Объяснять выбор знака. |
|||||||
70 |
Образование слов. |
|
|
Анализировать слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Наб-дать над язык-м мат- (слова, образованные способо* сложения). |
|||||||
71 |
Различение разделительных ь и ъ |
|
|
Сопоставлять случаи употребления твердого и мягког знаков.. |
|||||||
72 |
Диктант Тема: «Правописание сочетаний жи-ши, , ча-ща, чу-щу; перенос слова; непроизносимые безударные гласные в корне слов; согласные в корне; правописание изученных суффиксов». |
|
|
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности |
|||||||
73 |
Работа над ошибками Основа слова. |
|
|
Обсуждать правила. |
|||||||
74 |
Различение предлогов и приставок. |
|
|
Наблюдать над языковым мат-ом выведение правила, обсуждение алгоритма диф-и. |
|||||||
75 |
Различение предлогов и приставок. |
|
|
||||||||
76 |
Контрольная работа Тема: «Приставки; состав слова; образование слов» |
|
|
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности |
|||||||
77 |
Работа над ошибками Повторение: состав слова. |
|
|
Класснф-ать слова по способам образования. |
|||||||
78 |
Повторение: правописание частей слова. |
|
|
Диф- вать приставки , обсуждать алгоритм написания различных групп приставок. |
|||||||
79 |
Повторение по теме: Правописание частей слова». |
|
|
Применять правила написания безударных гласных в корне |
|||||||
80 |
Повторение по теме: Правописание частей слова |
|
|
Применять правила написания безударных гласных в корне |
|||||||
81 |
Повторение по теме: Правописание частей слова |
|
|
Применять правила написания безударных гласных в корне |
|||||||
82 |
Повторение по теме: Правописание частей слова |
|
|
||||||||
83 |
Слово и его значение. |
|
|
Наблюдать над значением слова. Сопоставлять слово и его значение Решать кроссворды |
|||||||
84 |
Значение слова. |
|
|
Наблюдать над словом: значение слова. Классифицировать по значению. |
|||||||
85 |
Повторение по теме: «Правописание безударных гласных в корне». |
|
|
Применять правила написания безударных гласных в корне |
|||||||
86 |
Текст. |
|
|
Сравнивать звуки, части слова, предложения и текст. Различать текст и не текст. Обсуждать правила: выявление признаков текста. |
|||||||
87 |
Заголовок текста. |
|
|
Наблюдать над смысловой целостностью текста. Анализировать текст и его заглавия. |
|||||||
88 |
Как сочетаются слова. |
|
|
Наблюдать над языковой ед-ей слова, его значением, сочетаемостью слов . Обсуждать правила: связь лексических значений слов. |
|||||||
89 |
Слово в словаре и тексте. |
|
|
Находить лексическое значение слова в толковом словаре. |
|||||||
90 |
Повторение по теме: «Правописание орфограмм в корне слова» |
|
|
Составлять слово по заданной словообразовательной модели. |
|||||||
91 |
Заголовок и текст. |
|
|
Анализировать содержания учебника как пример заглавий текстов. |
|||||||
92 |
Оглавление текста. |
|
|
Выделять основную мысль текста. Уметь подбирать заголовок к данному тексту. |
|||||||
93 |
Слово в словаре и тексте. |
|
|
Обсуждать правила: знакомство с толковыми словарями.. |
|||||||
94 |
Слова однозначные и многозначные |
|
|
Участвовать в обсуждении правила: однозначность и многозначность слова». |
|||||||
95 |
Повторение по теме: Правописание орфограмм в корне». |
|
|
Выделять и находить части слова: корень, суффикс, приставку, окончание. Уметь применять изученные правила. |
|||||||
96 |
Озаглавливание текста. |
|
|
Исправлять неправильных заголовки. Списывать текст со своим заголовком. |
|||||||
97 |
Текст. Окончание текста. |
|
|
Наблюдать над незавершенным текстом. Обсуждать подходящий по смыслу окончание текста. |
|||||||
98 |
Многозначные слова. |
|
|
Обсуждать правила: условия появления нескольких значений |
|||||||
99 |
Как определить значение многозначного слова |
|
|
слова. Анализировать языковые единицы: многозначные слова. Работать с толковым словариком учебника. |
|||||||
100 |
Повторение по теме: «Правописание орфограмм в корне». |
|
|
Находить в словах изученные орфограммы. |
|||||||
101 |
Словарный диктант Повторение по теме: «Правописание орфограмм в корне |
|
|
Находить в словах изученные орфограммы. |
|||||||
102 |
Составление текста. |
|
|
Выделять основную мысль текста и подбирать заголовок к данному тексту. |
|||||||
103 |
Синонимы. |
|
|
Наблюдать над языковым явлением синонимия. |
|||||||
104 |
Использование слов -синонимов |
|
|
Обсуждать правила: ряды синонимов Наблюдать над сочетаемостью слов |
|||||||
105 |
Повторение по теме: «Правописание орфограмм в корне». |
|
|
Применять изученные правила орфографии. |
|||||||
106 |
Начало текста |
|
|
Участвовать в осуждении текста. Наблюдать над началом текстов. |
|||||||
107 |
Начало текста |
|
|
Наблюдать над различным началом текстов в зависимости от заглавия \ основной мысли |
|||||||
108 |
Использование слов -синонимов |
|
|
Наблюдать над языковым явлением: синонимия; значением слова (сочетаемость). Сопоставлять однокоренные слова и синонимы (фронтальная работа) |
|||||||
109 |
Использование слов -синонимов |
|
|
Наблюдать над языковым явлением синонимия. Участвовать в корректировки текста. текста. |
|||||||
110 |
Повторение по теме : «Правописание орфограмм в корне». |
|
|
Применять изученные правила орфографии. |
|||||||
111 |
Составление текста. |
|
|
Составлять текст по заданному заголовку и началу |
|||||||
112 |
Последовательность предложений в тексте. |
|
|
Наблюдать над последовательностью предложений в тексте. Анализировать и кор-е тек-в. поиск нарушения послед-ти |
|||||||
113 |
Антонимы. |
|
|
Наблюдать над языковым явл-м, антонимия. |
|||||||
114 |
Антонимы. |
|
|
Сопоставлять синонимы и антонимы. |
|||||||
115 |
Повторение по теме: «Правописание разделительных ъ и ь знаков, орфограмм в корне». |
|
|
Применять изученные правила орфографии. |
|||||||
116 |
Словарный диктант Повторение по теме: «Правописание разделительных ъ и ь знаков, орфограмм в корне». |
|
|
Применять изученные правила орфографии. |
|||||||
117 |
Связь предложений с тексте |
|
|
Анализировать текст с нарушениями. |
|||||||
118 |
Омонимы. |
|
|
Наблюдать над омонимами.. |
|||||||
119 |
Слова исконные и заимствованные. |
|
|
Сравнивать -е заимствованные слов с исконно русскими оборотами. |
|||||||
120 |
Повторение по теме: «Правописание приставок» . |
|
|
Применять изученные правила орфографии |
|||||||
121 |
Абзац |
|
|
Наблюдать над текстами, записанными с абзацным делением и без него. Участвовать в обсуждение правила. |
|||||||
122 |
Абзац |
|
|
Делить текст на абзацы |
|||||||
123 |
Заимствованные слова. |
|
|
Наблюдать над заимствованными частями слов: корнями, суф-ми, приставками. Участвовать в поиске заимствованных слов. Анализировать значения заимствованных слов. |
|||||||
124 |
Повторение по теме: «Правописание изученных орфограмм». |
|
|
Применять изученные правила орфографии |
|||||||
125 |
Последовательность абзацев |
|
|
Составлять текст по зад-м хар-м. |
|||||||
126 |
Составление текста. |
|
|
Составлять текст по зад-м хар-м. |
|||||||
127 . |
Контрольный диктант по теме: «Правописание изученных орфограмм» |
|
|
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности |
|||||||
128 |
Работа над ошибками Устаревшие слова. |
|
|
Участвовать в обсуждении правила: «Знакомство с устар. словами». Анализировать изменения значения слов. |
|||||||
129 |
Устаревшие слова, слова синонимы. Новые слова |
|
|
Наблюдать над значением соврем. слов признании их историч. родствен-в. |
|||||||
130 |
Повторение по теме: «Правописание изученных орфограмм». |
|
|
Применять изученные правила орфографии |
|||||||
131 |
Составление текста. |
|
|
|
|||||||
132 |
Составление текста. |
|
|
Составлять текст по заданным характеристикам. |
|||||||
133 |
Повторение по теме:«Лексическое значение слова» |
|
|
Наблюдать над заимствованными суффиксами. |
|||||||
|
Повторение по теме: Правописание изученных орфограмм». |
|
|
Применять изученные правила орфографии |
|||||||
135 |
План текста. |
|
|
Наблюдать над послед-тью абзацев. Исправлять нарушение порядка абзацев в тексте |
|||||||
136 |
План текста. |
|
|
Участвовать в составлении плана текста. |
|||||||
137 |
Фразеологизм. Фразеологизм и слово. |
|
|
Обсуждать правила. Наблюдать над значением слова в составе словосоч-я. |
|||||||
138 |
Повторение по теме: «Правописание изученных орфограмм». |
|
|
Применять изученные правила орфографии |
|||||||
139 |
Тест Тема: Правописание изученных орфограмм»
|
|
|
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности |
|||||||
140 |
Работа над ошибками Составление текста по плану. |
|
|
Использовать форзац учебника. |
|||||||
141 |
Составление текста по плану. |
|
|
Участвовать в составлении плана текста. |
|||||||
142 |
Использование фразеологизмов. |
|
|
Наблюдать за языковым явл-м: фразеология. |
|||||||
143 |
Повторение по теме: «Правописание изученных орфограмм». |
|
|
Применять изученные правила орфографии |
|||||||
144 |
Составление текста по плану |
|
|
Участвовать в составлении плана текста. |
|||||||
145 |
Текст - описание. |
|
|
Наблюдать над текстом. Обсуждать правила: текст-описание. Анализировать описания природы в стих-и С.Есенина «Ночь» |
|||||||
146 |
Повторение по теме «Правописание изученных орфограмм». |
|
|
Применять изученные правила орфографии |
|||||||
147 |
Словарный диктант Повторение по теме «Правописание изученных орфограмм». |
|
|
Применять изученные правила орфографии |
|||||||
148 |
Текс-описание. Работа над ошибками, допущенными при списывании |
|
|
Анализировать тексты. |
|||||||
149 |
Текст-описание |
|
|
Участвовать в анализе текста - описания |
|||||||
150 |
Повторение по теме: «Правописание изученных орфограмм». |
|
|
Применять изученные правила орфографии |
|||||||
151 |
Текст-описание. |
|
|
Анализировать работы уч-ся. Участвовать в выборе понравившихся сравнений при описании из стих-я А.С. Пушкина. |
|||||||
152 |
Текст-повествование. |
|
|
Участвовать в поиске тек-в. описаний |
|||||||
153 |
Текст-повествование. |
|
|
Обсуждать правила текста-повествования.. |
|||||||
154 |
Итоговый диктант Тема: «Правописание изученных орфограмм» |
|
|
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности |
|||||||
155 |
Работа над ошибками Повторение по теме: «Правописание изученных орфограмм». |
|
|
Применять изученные правила орфографии |
|||||||
156 |
Текст-повествование. |
|
|
Обсуждать правила составления текста -повествование. |
|||||||
157 |
Описание и повествование в тексте. |
|
|
Анализировать тексты и выявление в них признаков описания и Повествования. |
|||||||
158 |
Текст-рассуждение |
|
|
Обсуждать правила составления текста- рассужд-я. |
|||||||
159 |
Текст-рассуждение |
|
|
Обсуждать правила: составления текста- рассужд-я. |
|||||||
160 |
Описание. Повествование. Рассуждение. |
|
|
Обсуждать правила составления текста -повествование. |
|||||||
161 |
Итоговая контрольная работа Тема: «Состав слова; слова, называющие предметы и признаки, лексика
|
|
|
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
|
|||||||
162 |
Работа над ошибками Повторение по теме: «Правописание и развитие речи. |
|
|
Применять изученные правила орфографии |
|||||||
163 |
Повторение по теме: «Развитие речи и лексика». |
|
|
Анализировать значения слов, типов, текстов, правописаний слов. |
|||||||
164 |
Повторение по теме: «Правописание изученных орфограмм». |
|
|
Применять изученные правила орфографии |
|||||||
165-166-167 |
Повторение по теме: «Развитие речи, лексика и правописание». |
|
|
Анализировать значения слов, типов, текстов, правописаний слов. |
|||||||
168 169 170 |
Повторение по теме: «Развитие речи, лексика и правописание |
|
|
Применять изученные правила орфографии |
5. Содержание программы учебного курса.
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) – 57 часов:
Фонетика – 10 часов
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Слово и предложение – 6 часов
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.
Состав слова
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Лексика
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и в тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) – 58 часов
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов.
Правописание заглавной буквы.
Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня – башенка).
Правописание суффиксов имён существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост (ь)-.
Правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.
Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-.
Правописание разделительных твёрдого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
«Развитие речи»
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текстов.
Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, - их особенности.
6. Формы и средства контроля
Основными формами и средствами входного, текущего, и итогового контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы, контрольные работы, тестовые задания; диктанты; устный опрос, словарные диктанты.
1. Диктант. Тема: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу,; перенос слов» Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. –М.: Вентана _Граф, 2007г с 31
2. Списывание. Тема: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу,; перенос слов». Русский язык в шчаль,ной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/ Под ред. СВ. Иванова. – М.: Вентана _Граф, 2007г с 30
3. Контрольная работа. Тема: «Фонетика, слово и предложение; слова изменяемые и неизменяемые; окончание» Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. - М.: Вентана _Граф, 2007г .- с. 28;
4. Словарный диктант. Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Вентана – Граф 2007 г с. 43;
5. Контрольная работа. Тема: «Фонетика; слово и предложение, корень слова; суффикс». Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. - М.: Вентана – Граф 2007- с. 34;
6. Диктант. Тема: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слова; безударные гласные в корне слов; согласные в корне слова; непроизносимые согласные; правописание изученных суффиксов». Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. – М.; Вентана – Граф 2007с. 39-40;
7. Контрольная работа. Тема: Приставки; состав слова; образование слов». Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. – М.; . Вентана – Граф с 43;
8. Словарный диктант. Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Вентана - Граф, 2007г- с. 44;
9. Словарный диктант. Русский язык: Сборник проверочныхи контрольных работ: 1-4 классы. - 2-е изд., испр. И доп. - М: Вентана - Граф, 2007г с. 48;
10. Итоговый диктант. Тема: «Правописание изученных орфограмм». Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. - М.:
Вентана - Граф, 2009с. 56;
11. Тест. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. - М.: Вентана - Граф, 2007г с. 49-52;
12. Словарный диктант>Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Вентана - Граф,2007 - с. 48;
13. Итоговый контрольный диктант. Тема: «Правописание изученных орфограмм». Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/Под ред. СВ. Иванова. - М.: Вентана - Граф,2007 с. 57
14. Итоговая контрольная работа. Тема: «Состав слова; слова, называющие предметы и признаки, лексика». Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты/ Под ред. СВ. Иванова. М: 2007/с. 64-69
Критерии оценивания работ:
-
Диктант
За диктант выставляется одна оценка
«5» - если в диктанте нет ошибок;
«4» - если допущено не более двух ошибок;
«3» - если допущено не более четырех ошибок;
«2» - если допущено пять и более ошибок
Учёт ошибок в диктанте:
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку.
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.
Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (словарные слова).
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой. Отсутствие точки в конце предложения не считается ошибкой, если следующее предложение написано с большой буквы.
Грамматическое задание
«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;
«4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке;.
«3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;
«2» - за невыполненное задание.
Примечание: за исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы.
2 Списывание.
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - за работу, в которой одно – два исправления или одна ошибка;
«3» - за работу, в которой две - три ошибки;
«2» - за работу, в которой четыре ошибки более;
3.Словарный диктант. В него включены слова с непроверяемыми написаниями. Количество слов в словарных диктантах во 2 классе не должно быть менее 8 слов и превышать 10 слов.
Оценки:
«5» - за работу без ошибок.
«4» - за работу, в которой одна ошибка;
«3» - за работу, в которой две ошибки;
«2» - за работу, в которой три- пять ошибок.
4.Тест
«5» - если ученик набрал 13-14 баллов;.
«4» - если ученик набрал 10-12 баллов;.
«3» - если ученик набрал 7-9 баллов;.
«2» - если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6 ) баллов.
5. Контрольная работа
«5» - за безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий;
«3» - если ученик выполнил не менее 1/2 всех заданий;
«2» - если ученик не справился с большинством заданий.
6. Изложение.
В изложении оцениваются:
-
Полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
-
построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
-
построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).
Изложение оценивается по пятибалльной системе.
«5»-правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
-
нет фактических ошибок;
-
правильно построены предложения и употреблены слова( допускается не более одной речевой неточности);
«4»-содержание передано правильно и достаточно точно;
-
в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
-
имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
-
имеются отдельные фактические и речевые неточности ( допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3»- допущено существенное отклонение от авторского текста;
-
допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
-
есть недочеты в построении предложений и употребление слов( допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста);
«2»- допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствие главная часть);
-
много фактических неточностей
-
нарушена последовательность изложений мыслей;
-
имеет место употребление слов в не свойственном им значении;
-
допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
7. Перечень учебно-методических средств и обучения
Для обеспечения эффективности образовательного процесса по русскому языку используются
-
информационные стенды по всем разделам предмета русский язык
1. Комплект таблиц "Словарные слова (5 таблиц)
-
Основные правила и понятия 1-4 класс" (7 таблиц).
-
технические средства обучения
1. Персональный компьютер,
2. Мультимедийный проектор,
3. Экран
4. МФУ.
-
учебно-методическая литература:
-
Книга для учителя, пособие «Оценка знаний» по русскому языку (авторы В.Ю. Романова, Л.В. Петленко Москва., Издательский центр «Вентана Граф» 2007г
-
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.-176 с.
-
Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф,2007. -320 с.- (Начальная школа XXI века).
-
Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс. - М.: Вентана – Граф, 2008. -448 с. - (Начальная школа XXI века).
-
Привалова СА..Русский язык 2 класс: поурочные планы по учебнику
С.В.Иванова и др. Волгоград: Учитель,2007.
-
Шукейло В.А. Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4
классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 360 с. – (Начальная
школа результаты обучения).
Электронные образовательные ресурсы
Название сайта |
Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ |
http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал |
http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области |
|
Белгородский региональный институт ПКППС |
|
Федеральный российский общеобразовательный портал |
|
Федеральный портал «Российское образование» |
|
Портал компании «Кирилл и Мефодий» |
|
Образовательный портал «Учеба» |
|
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») |
http://festival.1september.ru |
-
электронные образовательные ресурсы
1. Демонстрационные таблицы по русскому языку, 1-4 класс, Изд. «Учитель», 2011 г.
2. «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия».
-
учебное оборудование
-
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
-
Стол учительский
-
Стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
- Вебинар «Современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (путешествия по карте, квест, фотокросс, геокешинг, метод кейсов), особенности их использования в практике ДОО»
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Международный вебинар «Государственные приоритеты в подходах к развитию читательской грамотности обучающихся»
- Международный вебинар «Профессионально-этический кодекс ассистента (помощника) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Игровые здоровьесберегающие технологии для дошкольников: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки»