В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Построение графика квадратичной функции

Файл прикреплен к материалу: Построение графика квадратичной функции
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Конспект урока по алгебре в 8 классе


Бояринова Татьяна Вячеславовна,

учитель математики

первой категории

МБОУ Берендеевская СОШ
Лысковского района Нижегородской области

Тема урока: «Построение графиков квадратичных функций».





























Тема урока: «Построение графиков квадратичных функций»

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель урока: повторить, систематизировать, обобщить изученный материал

Задачи урока:

Образовательные:

  • отработать умение строить графики функций у = ах 2, у=а(х–x0)2, у=ах2+y0, у=а(х–x0)2+ y0, применяя правила преобразования графиков.

  • проверить степень усвоения учащимися изученного материала;

Развивающие:

  • развитие математической культуры, логического мышления, внимания, памяти, речи учащихся;

  • развитие самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценке.

Воспитательные:

  • воспитание стремления достигать поставленную цель;

  • воспитание чувства ответственности, уверенности в себе, умения работать в коллективе;

  • воспитание интереса к предмету.

План урока.

    1. Оргмомент.

    2. Проверка домашнего задания.

    3. Выступления учащихся.

    4. Элементарные преобразования графиков квадратичной функции. Работа с программой «Математика 5-11кл. Практикум»

    5. Решение тестовых заданий.

    6. Подведение итогов урока.

    7. Сообщение домашнего задания

    Ход урока.

    1. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

    2. Консультанты (дежурные) докладывают о готовности учащихся к уроку.

    3. При работе используется мультимедийный проектор и презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint.

    Тема сегодняшнего урока «Построение графика квадратичной функции». Слайд№1. Тема для вас не новая, но на прошлых уроках мы учились строить графики по пяти характеристическим точкам, а ещё раньше говорили о том, что график квадратичной функции можно строить с помощью преобразований растяжения, сжатия, сдвига (параллельного переноса) и симметрии. Сегодня мы должны всё вспомнить, привести полученные знания в систему. Вначале мы послушаем ребят, которые выполняли индивидуальные задания. Слушая их, вы проверите правильность выполнения своей домашней работы. Затем потренируемся в преобразовании графиков. В конце урока разберём тестовые задания.

    Сейчас я предоставляю слово Алексейчук Ксении, она напомнит нам, как построить график квадратичной функции по пяти характеристическим точкам.

    Выступление 1 ученика.

    Задание. Построить график функции (Приложение 1). Слайд №2













    Следующий выступающий Бойчук Юрий расскажет о построении графика квадратичной функции сжатием и растяжением вдоль оси ординат. Слайд №3

    Выступление 2 ученика.

    Задание. В одной координатной плоскости построить графики функций . (Приложение 2)


    Теперь послушаем Бученкову Юлю, она расскажет, как построить график функции . Слайд №4

    Выступление 3 ученика.

    Задание. Построить график функции у=3(х+2)2 –4 (Приложение 3)











    слайд № 3 слайд № 4

    Орлова Влада расскажет, как построить график функции сдвигом вдоль оси абсцисс

    Выступление 4 ученика. Слайд №5

    Задание. В одной координатной плоскости построить графики функций ; . (Приложение 4)


    Андреева Надя расскажет, как построить график функции сдвигом вдоль оси ординат. Слайд № 6

    Выступление 5 ученика.

    Задание. В одной координатной плоскости построить графики функций ; . (Приложение 5)






    слайд № 5 слайд № 6

    Ребята рассказали о построении графика квадратичной функции с помощью преобразований сжатия, растяжения, сдвига (параллельного переноса) и симметрии. Все преобразования можно оформить в виде таблицы, которую желательно записать в тетрадь и запомнить, потому что этот материал пригодится вам при изучении алгебры в старших классах и построении более сложных графиков. Слайд №7.

    Преобразования графика квадратичной функции


    у = ах2, а > 1

    Растяжение графика функции у = х2вдоль оси ординат в а раз

    у = ах2, 0<а<1

    Сжатие графика функции у = х2вдоль оси ординат в а раз

    у = ах2

    Симметрия графика функции у = ах2относительно оси абсцисс

    у = а(х – х0)2

    Сдвиг (параллельный перенос) графика функции у=ах2 вправо (если х0>0) или влево (еслих0 <0) вдоль оси абсцисс на |а| единиц

    у = ах2 + у0

    Сдвиг (параллельный перенос) графика функции у = ах2 вверх (если у0>0) или вниз (если у0 <0) вдоль оси ординат на |а| единиц

    у = а(х – х0)2+ у0

    Сдвиг (параллельный перенос) графика функции у=ах2 вдоль координатных осей

    1. Далее учащимся предлагается поработать с программой «Математика 5-11кл. Практикум». Работая с этой программой ребята отрабатывают навыки преобразований графиков и написания формул квадратичной функции.

    Ребята, сейчас мы с вами потренируемся выполнять преобразования графиков квадратичной функции. Вам необходимо совместить синюю параболу с красной, выполняя указанные действия. Синяя парабола задаётся формулой у = х2. Следуя тем преобразованиям которые вы выполняете нужно записать формулу, которой задаётся красная парабола. Помните, что вы должны выполнить наименьшее количество действий.

    Выполнение заданий.

    1. Подошло время проверить ваши умения. Слайд №8.






    слайд №7 слайд №8

    ТЕСТ Слайды 9 - 16

    1) Какая линия является графиком функции у =(х+2)2 – 4

    1. Прямая, проходящая через начало координат.

    2. Прямая, не проходящая через начало координат.

    3. Парабола.

    4. Гипербола

    2) В каких координатных четвертях расположен график функции у = -3,2 х2 -1,8

    1. 1 и 2

    2. 3 и 4

    3. 1,2,3,4

    3) Парабола получена их графика функции у = 2,5х2 с помощью двух параллельных переносов: сдвига на 3 единицы влево вдоль оси х и сдвига на 6 единиц вверх вдоль оси у. Графиком какой функции является парабола?

    1. у = 2,5 (х -3)2 +6

    2. у = 2,5 (х +3)2 - 6

    3. у = 2,5 (х +3)2 +6

    4. у = 2,5 (х -3)2 - 6

    4) На рисунке построены графики функций: а) у = 1,6х2 +2, б) у = - 1,6х2 +2, в)у=1,6(х-2)2, г) у = 1,6(х+2)2 . Каждый график соотнесите с соответствующей ему формулой.

    5) На рисунке изображен график одной из указанных функций. Выберите соответствующую формулу.

    1. у = (х-2)2 – 4

    2. у = 0,5(х-2)2 – 2

    3. у = 0,5(х+2)2 – 2






    6) График функции у = 3х2 – 2 получается из графика функции у = 3х2 сдвигом на 2 единицы масштаба:

    1. Вправо

    2. Влево

    3. Вверх

    4. Вниз

    7) Какая из перечисленных функций является ограниченной снизу?

    1. у = 3х2 – 1

    2. у = 2х +2

    3. у = –0,5(х–1)2

    4. у = 5–2(х+1)2

    8) Уравнение оси симметрии параболы у=2(х+1)2-8 имеет вид:

    1. х = -8

    2. х = -1

    3. х = 2

    4. х = 1






    слайд № 9 слайд № 10







    слайд № 11 слайд № 12






    слайд № 13 слайд № 14






    слайд № 15 слайд № 16

    Все задания теста разбираются с классом. Наиболее активным учащимся можно поставит оценки.

    6. На этом наш урок подходит к концу. Вы не должны забывать о том, что не всегда удобно использовать построение графика квадратичной функции по пяти характеристическим свойствам. Графики функций вида у = –ах2, у = а(х – х0)2 , у = ах2 + у0 , у = а(х – х0)2+ у0 удобно строить с помощью преобразований сжатия, растяжения, сдвига (параллельного переноса) и симметрии. На следующем уроке мы готовимся к контрольной работе, которая покажет на сколько хорошо вы поработали в течении месяца. А сегодня на уроке хотелось бы отметить следующих учащихся …

    7. Домашнее задание. Слайд № 17.

    Постройте графики, применяя правила преобразования графиков функций:

    у = 3х2 – 2;

    у = (х+2)2 – 4;

    у= –0,5(х–1)2 ;

    у=5–(х+1)2





    слайд № 17















    Приложение 1.









    Приложение 2.













    Приложение 3.








    Приложение 4.






    Приложение 5.

























    Список использованной литературы


    1. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова, М.И.Шабунин Алгебра. 8класс.-М.: Просвещение, 2007



    2. Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова, М.И.Шабунин

    Изучение алгебры в 7-9 классах. -М.: Просвещение, 2002



    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    1. festival.1september.ru

    2. http://konsaltmaster.ru/images/stories/sovi/22.jpg

    3. http://www.123rf.com/photo_7554190_pile-of-four-old-books.html





    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    Образовательные вебинары
    Подписаться на новые Расписание вебинаров
    Задать вопрос