Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
Каменского муниципального района
Воронежской области
Утверждено: Утверждаю:
на заседании педагогического совета Директор МОУДОД ЦРТДиЮ
Протокол № 1 от …………………В.А.Терских « 08 » сентября 2011г. Приказ № ………….от
« 08 » сентября 2011г.
Согласовано:
Председатель профкома
……………О.С.Гребенникова
Образовательная программа
дополнительного образования детей
детское объединение
«Школа хороших привычек»
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории - Новикова А.П.
Возраст детей: от 7до 10 лет
Срок реализации программы: 2 года
Каменка
2011г.
-
Пояснительная записка.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здорового и культурного образа жизни способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культурно-правильного, здорового образа жизни.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки поведения в школе, общественных местах, навыки гигиенической культуры, однако для осуществления преемственности в формировании хороших привычек необходима совместная работа педагогов и родителей.
Данная программа по форме реализации является авторской, по целевому обеспечению потребностей творческого развития – образовательно-развивающей. Она основывается не только на усвоении ребенком знаний и представлений, но и на становлении его мотивационной сферы гигиенического поведения и реализации усвоенных навыков в реальном поведении.
Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия, осуществляется акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждение их к творческому отношению при выполнении работы. Занятия программы содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими упражнениями, этюдами, творческими заданиями и конкурсами. Проведение занятий сопровождается игрой-драматизацией, театрализованными представлениями, что значительно помогает в осуществлении намеченной цели:
-
прививать правила хорошего поведения, вежливого обращения и общения в общественных местах
и задач
в развитии:
-
развивать способности сотрудничества с товарищами, коммуникативные способности
-
развивать речь, внимание, память, мышление, пластику сценического движения
-
развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
-
развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения
в обучении:
-
научить оценивать сценические события;
-
познакомить с законами выстраивания простейшего сценического действия.
в воспитании:
-
воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других воспитанников;
-
привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам;
-
воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
К концу первого года обучения воспитанник должен знать:
- понятия: «органика», «этюд», «оценка», «органическое молчание», «реквизит», «сценическое событие», «декорации», «действие», «предлагаемые обстоятельства», «если бы я ...»;
- индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;
- 5-10 упражнений психофизического тренинга;
- приемы разминки и разогрева тела;
- 5-7 новых скороговорок на проблемные звуки;
- 5-10 упражнений речевого тренинга.
Уметь:
- построить на основании заданной темы простой сюжетный рассказ с
завязкой, событием и развязкой;
- целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в одиночном этюде;
- обнаружить и самостоятельно снять мышечные зажимы;
- направлять звук в основные резонаторы трех регистров;
- создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ;
- участвовать в воплощении пластического образа в этюде;
- подключать заданные педагогом предлагаемые обстоятельства в создание этюда;
- построить простейшее сценическое действие собственного персонажа в небольшом отрезке сценического времени.
К концу второго года обучения воспитанник должен знать:
- приемы освобождения мышц;
- правила орфоэпии и уметь самостоятельно применять их в работе
с текстом;
- законы логического построения речи;
- как развивать свой психофизический аппарат;
- комплекс упражнений речевого и пластического тренинга;
- 5-7 новых скороговорок;
- текст и канву сценического действия своей роли;
- понятия: «пантомима», «сюжет», «сценическое действие», «монолог», «диалог», «пристройка», «сценическая задача», «логика поведения», «конфликт»
- правила хорошего поведения в школе, дома, в общественных местах, правила вежливого обращения и общения.
Уметь:
- тактично и адекватно анализировать работу свою и товарищей;
- устанавливать и удерживать дыхательную опору звука;
- организовывать коллективную работу над этюдами и воплощать свой замысел, подключая к работе партнеров;
- находить элементы характерного поведения персонажа;
- давать краткое словесное описание внешнего портрета и основных черт характера персонажа пьесы;
- самостоятельно проводить групповую разминку;
- сочинить и воплотить пластический образ в этюде;
- объяснять условия задания группе и организовывать его выполнение;
- произносить скороговорки в разных темпах и при нагрузках.
Программа «Школа хороших привычек» включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы здоровья духовного, культуры поведения в семье, в школе, в общественных местах, ведь так необходимо с раннего возраста научить ребенка любви не только к себе, но и к окружающим его людям, к жизни.
Отличительной особенностью данной программы является деятельный подход к воспитанию, развитию и образованию детей средствами театрального искусства. Вторая особенность программы состоит в особом акценте на общее развитие личности, включая ее физическое и культурное совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по технике речи, выразительному чтению, дикции, пластике сценического движения. Третьей отличительной особенностью является профориентационная направленность программы - дети, завершив обучение в объединении «Школа хороших привычек», становятся в дальнейшем воспитанниками театральных объединений («Кукольный театр», «Вдохновение»).
Набор воспитанников в группы первого года обучения - свободный, по желанию; возрастная категория – школьники 7-10 лет (1-4-е классы). Основная часть занятий проходит на базе школы, а на базе МОУДОД ЦРТДиЮ проводятся показы подготовленных спектаклей, воспитательные мероприятия культурно-просветительного характера.
Программа рассчитана на 72 часа( 1-й и 2-й год обучения), занятия проводятся по группам 2 раза в неделю по 1часу в каждой группе. Для большей эффективности по овладению знаниями по образовательному курсу предусмотрены индивидуальные и индивидуально-групповые занятия.
Срок реализации программы: 2 года,
-
Cодержание программы
Учебно-тематический план по годам обучения.
I год обучения:
№ |
Тема занятия |
Подготовительная работа |
Проведение мероприятия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего |
ИЗ |
ИГЗ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули?» |
9 ч. |
3 |
6 |
1 ч. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Сказка «В гостях у дедушки Этикета» |
9 ч. |
4 |
5 |
1 ч. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
«Сказка о вредных привычках» |
9 ч. |
5 |
4 |
1 ч. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
«Царевна-Гигиена и ее друзья» |
9ч. |
4 |
5 |
1 ч. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Викторина «Этикет не для графинь» |
9ч. |
5 |
4 |
1 ч. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Праздник вежливости и доброты |
10 ч. |
5 |
5 |
1 ч. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Игра-путешествие «Звездный час вежливости» |
10ч. |
5 |
5 |
1 ч. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 |
31 |
34 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого: |
72часа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II год обучения:
|
Программа «Школа хороших привычек выполняет познавательную, воспитательную и развивающую задачу, в связи с чем, предполагает использование следующих приемов обучения:
-
Обсуждение
-
Анализ
-
Самоанализ
-
коллективный анализ.
Программа подразумевает использование активных методов обучения:
-
занятий-бесед
-
занятий-путешествий
-
занятий-спектаклей
-
занятий-конкурсов
-
занятий-соревнований
-
занятий-праздников
-
игр-драматизаций и т.д.
В процессе свободной творческой игры проявляются индивидуальные особенности поведения ребенка в той или иной ситуации, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определенные морально-нравственные ценности в русле культурных традиций.
-
Управление программой
Обучение по данной программе предполагает кроме всего вышеперечисленного еще одну немаловажную задачу: профориентационную. Содержание дополнительного образования по программе «Школа хороших привычек» задается стремлением детей установить в своих играх удобный для них «очеловеченный» порядок в сложившемся мире вещей, событий и явлений, а также «приспособить» вещи, организовать ситуацию «под себя», под свою индивидуальность. Важно, что на каждом этапе педагогического действия четко различаются решаемые педагогические задачи, которые могут состоять в «порождении новых ситуаций», в «запуске» воображения- мышления- памяти, «включении» процесса формирования личного отношения обучающихся к чему или кому-либо. В этом случае игра превращается в средство созидания своего «я», в средство гармонизации личного и коллективного самосознания и саморазвития.
Именно в младшем школьном возрасте дети наиболее восприимчивы к игровой деятельности, как интересному и захватывающему процессу, в котором каждому участнику приходится реагировать на то, как складывается ситуация на том или ином этапе развития игры. При этом каждый участник имеет право на ошибку, которая не фиксируется в форме оценки. Воспитанники получают удовольствие от самого процесса работы, а не от оценочного уровня, что и позволяет привлекать их в ряды театральных творческих объединений.
-
Методическое обеспечение программы
В целях успешной работы по программе осуществляется использование методических и дидактических материалов блок-темы «Школа хороших привычек», в которую входят:
-
Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули?»
-
Беседа-путешествие «В гостях у дедушки Этикета»
-
Занятие-спектакль «Сказка о вредных привычках»
-
Занятие-спектакль «Царевна-Гигиена и ее друзья»
-
Занятие-спектакль «Сказка о вреде курения»
-
Беседа-путешествие «Сказка про то, как добро и зло боролись»
-
Праздник вежливости и доброты
-
Викторина «Этикет не для графинь»
-
Игра-путешествие «Звездный час вежливости»
-
Беседа-представление «У меня зазвонил телефон»
-
Беседа-спектакль «Неправда-ложь…»
-
Беседа-путешествие «Будем делать хорошо и не будем плохо»
-
Сказочный праздник «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
-
Беседа «Расскажи мне обо мне»
-
Занятие-соревнование «Культура здорового образа жизни».
Методическое обеспечение образовательной программы |
||
Год обучения |
Разделы и темы занятий |
Методические и дидактические материалы |
1-й 2-й |
1.«Сказка про то, как добро и зло боролись» 2.Беседа-представление «У меня зазвонил телефон» 3. Беседа-спектакль «Неправда – ложь» 4. «Сказка о вреде курения» 5. Беседа-путешествие «Будем делать хорошо и не будем плохо» 6. Сказочный праздник «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
|
/Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр.214/
/»Дополнительное образование» №6-2003,стр.44-46/
/»Педсовет» №5-2005, стр.6/
/»Педсовет» №2-2007/
/Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр. 131; 135;137/
/»Педсовет» №12-2005, стр.14/
/»Воспитание школьников» №10-2002, стр.62/
Беседа-представление «У меня зазвонил телефон» /Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр. 143/
/Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр. 112/
/»Последний звонок» №6-2006, стр.12-13/
Беседа-путешествие «Будем делать хорошо и не будем плохо» /Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр. 220/
Занятие – конкурс «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» /Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр. 228/
/Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр.109; 141/
Занятие-соревнование «Культура здорового образа жизни» /Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» - М.,2004,стр.235/
|
-
Список литературы для педагогов:
-
Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Спб.,1997.
-
Лаптохина Л.И. Творим здоровье души и тела. Спб., 1997.
-
Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 1991.
-
Николаева А.П. Уроки профилактики наркомании в школе. М.,2003.
-
Обухова Л.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М., 2004.
-
Дошкольное воспитание.№2-2000.
-
Дошкольное воспитание.№4-2001.
-
Классный руководитель. №5-2004.
-
Классный руководитель.№8-2005.
-
Педсовет .№1-1999.
-
Педсовет. №3-2000.
-
Педсовет .№10-2003.
-
Последний звонок.№8-1998.
-
Последний звонок. №2-2001.
-
Последний звонок.№11-2006.
-
Календарь школьника.№5-1997.
-
Список литературы для детей:
-
Дошкольное воспитание.№2-2000.
-
Дошкольное воспитание.№4-2001.
-
Педсовет .№1-1999.
-
Педсовет. №3-2000.
-
Педсовет .№10-2003.
-
Последний звонок.№8-1998.
-
Последний звонок. №2-2001.
-
Последний звонок.№11-2006.
-
Календарь школьника.№5-1997.
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Маршрут непрерывного образования педагога: нормативно-правовые основы и эффективные технологии»
- Аттестация педагогов: новые правила. Какие изменения внесены в порядок проведения аттестации
- Мастер-класс как эффективная педагогическая технология успешной аттестации и повышения профессиональной компетентности