В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Как бывало в старину на Ставрополье

Файл прикреплен к материалу: Как бывало в старину на Ставрополье
Войдите для скачивания файлов

ГБОУ СПО «Региональный многопрофильный колледж»











Как бывало в старину казачество на Ставрополье.

Внеклассное мероприятие











Гриценко Анна Валериевна,

Региональный многопрофильный колледж,

преподаватель













г. Ставрополь

Пояснительная записка

Гриценко Анна Валериевна

ГБОУ СПО «Региональный многопрофильный колледж», преподаватель биологии и химии.

Как бывало в старину казачество на Ставрополье.

Основным направлением работы изначально стало возрождение казачьих обычаев, традиций казачьей культуры, патриотизма среди населения и особенно среди казачьей молодежи города.

Вместе с разработкой представлены дополнительные материалы: презентация, тесты, буклет.































Классный час

«Как бывало в старину казачество на Ставрополье»

Цели:

- дать представление о быте казаков, их традициях, обычаях, обрядах;

- развить творческие способности учащихся;

- воспитать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Задачи:

- развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края,

- воспитание любви к родному краю, через познание его истории;

- формирование чувства патриотизма, уважения к прошлому края.

Слово «казак» - тюркское, оно встречается в нескольких вариантах, чаще всего в формах «казак» и «козак». Так называли людей независимых, свободных лично или порвавших со своей социальной средой.

Казаки́  — этносоциальная группа смешанного этногенеза, первоначально проживавшая в южных степях Восточной Европы, в частности, на территории современной России и Украины, расселившаяся впоследствии на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. В широком смысле, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. В более узком смысле казаки — часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижний чин казачьих войск.

Возрождение казачества.

Союз казаков России был образован 28—30 июня 1990 года на учредительном Большом казачьем круге в Москве. Первым Атаманом назначен Александр Мартынов. В 2000 году на очередном Большом круге казаков России было принято решение о создании общественно-политического движения «Казаки России».

Союз казачеств Юга России был организован 17 ноября 1991 года на Большом Совете атаманов Донского казачьего войска и некоторых других южнороссийских казачьих сообществ. Атаманом Союза назначен атаман Донского казачьего войска Сергей Мещеряков.

В 19902000 гг. было воссоздано и создано около двух десятков казачьих войск, в основном объединённых в Союз казаков России (кроме Донского казачьего войска).

Во время парада суверенитетов и распада СССР осенью 1991 были самопровозглашены несколько казачьих «государственных» образований. 20 ноября 1991 на созванном Союзом казачеств Юга России Большом казачьем круге Юга России в Новочеркасске было провозглашено объединение этих республик в Союз Казачьих Республик Юга России со столицей в Новочеркасске и со статусом союзной республики в предполагавшемся новом союзном государстве (ССГ). Однако вскоре Советский Союз прекратил существование, а в составе Российской Федерации казачьи республики не были организованы.

К началу первой мировой войны существовало одиннадцать казачьих войск.

Во время распада Российской империи и гражданской войны были провозглашены несколько казачьих государственных образований:

Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров, шаровар и лампасов с околышами фуражек:

  1. Амурские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем

  2. Астраханские казаки — синие мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтым околышем

  3. Волжские казаки — синие мундиры, красные лампасы, погон красный с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем

  4. Донские казаки — синие мундиры, красные лампасы, погон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем

  5. Енисейские казаки — мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем

  6. Забайкальские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем

  7. Кубанские казаки — чёрная или так называемая сиреневая черкеска с газырями, чёрные шаровары с малиновым полулампасом, папаха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малиновые погоны и башлык. То же у терских казаков, только цвета светло-синие

  8. Оренбургские казаки — тёмно-зелёные мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки тёмно-зелёная со светло-синим кантом и околышем

  9. Сибирские казаки — мундир защитного цвета, алые лампасы, погон алый, фуражка защитного цвета с алым околышем

  10. Терские казаки — чёрный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка чёрная со светло-синим околышем

  11. Уральские казаки — синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем

  12. Уссурийские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый с зелёным кантом, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем









Казачество на Ставрополье

Исторически казачество на Северном Кавказе с 60-х годов XIX в. состоит из Терского и Кубанского казачеств, объединявшихся до революции в территориально-административное понятие «Войска». В современно время понятие «Терское казачье Войско» и «Кубанское казачье войско» используется только различными казачьими организациями, которых набольшими являются «реестровые» казачества – прогосударственные структуры, берущие обязательство нести государственную службу, и «общественники» - провозглашающие независимость от государства.

Наибольшее количество членов имеют финансируемые государством «реестровики». «Общественники» имеют некоторый авторитет и влияние среди этнического кубанского казачества, среди терского они авторитета практически не имеют, являясь маргинальной структурой.

«Реестровое Казачество», являясь госструктурой, взяло на себя обязательство нести «государственную службу», но в каких формах она должна осуществляться, до сих пор не определено. Практическое применение казачеству не найдено и не ищется. Со времен воевавшего два месяца в Первую Чеченскую войну «батальона имени Ермолова» военных подразделений из казаков не создавалось. Несмотря на многолетние обещания, не созданы казачьи подразделения в армии, не созданы казачьи отряды самообороны в местностях с повышенной этнокриминальной обстановкой. Функции «реестровых войск» сводятся к проведению «кругов», парадам, «строевым смотрам» и застольям. Организационная работа сведена к минимуму.

Кроме них существует множество мелких организаций, претендующих на представление интересов казачества. В редких случаях (станица Павлодольская Моздокского района РСО-А), низовые территориальные объединения казаков регистрируют себя как независимое юридическое лицо.

Казаки старших поколений выработали целую школу обретения моральной устойчивости, сформулированную в 5 правилах:

  1. Первое правило. Не причинять вреда окружающему ни в мыслях, ни в словах, ни в делах. Искоренять зло и ненависть, относиться к другим так, как вы относитесь к родным. Пытаться улаживать конфликты мирно с теми, кто несет зло. Осуждать тех, кто считает, что проще уничтожить зло силой и на этом покончить борьбу со злом...

  2. Второе правило. Быть всегда правдивым и искренним в мыслях, словах и делах...

  3. Третье правило. Нестяжательство в мыслях, словах и делах. Неприсвоение чужого. Избавление от алчности, зависти, от всевозможных соблазнов, которые делают людей низкими, подлыми, калечат их сознание...

  4. Четвертое правило. Воздержание и умеренность во всем – в мыслях, словах и делах. Это культура чувств и эмоций. Стремление к наслаждению, обладание богатством, удовлетворение страстей – есть пустая трата времени, и сил.

  5. Пятое правило. Свобода от накопительства. Настоящий казак не приобретет вещи, в которой нет нужды. Казак не примет незаслуженных даров и подарков, потому что они ставят его в зависимость от того, кто дарит. Но примет подарки, преподнесенные от чистого сердца, и в которых есть истинная нужда.

В Ставрополе издается просветительская газета «Казачий Терек», в которой старательно обходятся все «острые моменты» общественной жизни, как то межэтническое противостояние в Дагестане и на востоке Ставрополья, геноцид казачества в Чечне и Ингушетии и т.п. Фактически, и в случае «реестровиков» и в случае «общественников», казачье движение сводится к кучке профессиональных атаманов-функционеров и малочисленной «свите» из «особо приближенных».

В настоящее время терские казаки, как исторически сложившаяся этнокультурная общность, сохраняются лишь на уровне отдельных станиц в Дагестане и, частично, в районе Кавминвод. В других республиках РСО-А, КБР, этническое казачество смешано неказачьим населением и практически не имеет от него заметных ментально-культурных отличий.

Наиболее благополучный для казачества регион. В районе Кавминвод сохранились отдельные станицы с преобладанием этнического казачьего элемента и с сохранением реальных казачьих традиций. В районе Кавминвод, идет «скрытое противостояние» с армянскими и карачаевскими этногруппировками, активно вытесняющих славянское население из экономической сферы, а в ряде случаев и территориально. Есть определенное напряжение и в отношениях с ногайцами. Но в последнее время возникло резкое противостояние с чеченскими и дагестанскими бизнес и криминальными структурами, пытающимися взять под контроль этот регион. В восточных районах Ставрополья, как и в Дагестане происходит наплыв переселенцев из Чечни и Дагестана. Экономическая и социальная жизнь на грани коллапса: горцы практически не подлежат ни внутриобщинному, ни правовому контролированию, а в случае с чеченцами они фактически ведут «войну на выживание» славян, по тем образцам которые были опробованы в Чечне и Ингушетии в 90-е годы. Недавние события в Зеленокумске наглядно показали положение вещей в регионе.

Характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил "лишку", то его просто обносили, а то и отправляли проспаться. Не принято было неволить: хочешь -пей. Не хочешь - не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила "подавать можно, неволить нельзя". Застольная песнь напоминала: "Пей, но ум не пропивай".
   В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни. Нередко, особенно от людей, интересующихся прошлым (чаще от женщин) можно было услышать: "Вот вы, казаки, как дикари, никогда под ручку с женой не появлялись на улице - она идет сзади или сбоку, вы даже ребенка на руках на улице не носили" и прочее.

Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины - по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход оружие.
   Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы - это было заботой о нравственности устоев молодежи - ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.
   Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.
   У терских и отчасти у кубанских казаков был принят обычай: перед засылкой сватов жених кидал свою палку во двор невесты. У Яицких казаков отец невесты не справлял приданое, по договоренности уплачивал деньги - за приданое - так называемую "кладку" - отец жениха.

В прошлом в каждой казачьей семье было много детей от' пяти до двенадцати (не то что теперь). И не последним делом была для них организация своего досуга, приобретение ловкости, силы, терпения. Вот и выдумывали иногда сами дети, иногда взрослые различные игры, которые приживались, среди станичных мальчишек и девчонок, распространялись от станицы к станице, укрепляя здоровье детей, кому предстояло сохранить казачий генофонд. Эти игры часто видоизменялись, упрощались, усложнялись, менялись их названия. Но уж Коли игра завладевала душами детей, то нередко оставалась в станицах на долгие годы.

На Кавказе многие игры не знали границ, и посредством казачества и связей народов, проживающих в непосредственной близости, переходили от народа к народу.





Игры







Домашние

Детские

Символические



Игры с игрушками



Фанты, соседи, игра в веревочки и т.д.

Солнце и луна, казаки, гуси и коршун и т.д.



Камушки

и

казанки





Игры в мяч

Игры со жгутами, палками и ножом

















О Казачестве много сложено песен, стихов, прозы.

Проза:

Поэзия:

Возрождение казачества – это святое дело.

































Тест

1. Союз казаков России образован в:

а) 1991;

б) 1990;

в) 1992.

2. Первым Атаманом союза казаков России назначен:

а) Александр Мартынов;

б) Иван Попко;

в) Сергей Мещеряков.

3. Союз казачеств Юга России организован в:

а) 1991;

б) 1990;

в) 1992.

4. Первым Атаманом союза казаков Юга России назначен:

а) Александр Мартынов;

б) Иван Попко;

в) Сергей Мещеряков.

5. Сколько существовало казачьих войск к началу первой мировой войны:

а) 19;

б) 11;

в) 12.

6. Как назывались на Ставрополье первые казачьи войска:

а) Терское и Кубанское;

б) Сибирское и Уральское;

в) Амурское и Уссурийское.

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – а.







































Литература

1. Белозёрова Е. В. Особенности вхождения казачьего офицерства Кубани в дворянское сословие Российской империи (конец XVIII — первая половина XIX вв.) // Российский исторический журнал. 2006. № 1. С. 50-53.

2. Большой толковый словарь донского казачества.

3. Савельев Е.П. История Дона и Донского казачества (в 4-х частях). — 1918.

4. Великая Н. Н. Об этнических особенностях казачьих групп. — М.: НЭИ «Академическая мысль», 2006.

5. Казачьи войска. — С-Пб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1909.— 496 с. на сайте Руниверс

6. Хорошхин М., Казачьи войска — С-Пб, 1881.

7. Щербина Ф. А., чл.-кор. Акад. наук., История Кубанского казачьего войска: История края. Екатеринодар: Тип. Кубан. обл. правл., 1910. — Т. 1.

8. Казин В. Х., Казачьи войска. Краткая хроника казачьих войск и иррегулярных частей. Справочная книжка императорской главной квартиры. СПб., 1912.

9. Щербина Ф. А., чл.-кор. Акад. наук., История Кубанского казачьего войска: История войны казаков с закубанскими горцами: С военно-исторической картой Кубанской области за время с 1800 по 1860 г. / — Екатеринодар: Тип. Т-ва печ. и изд. дела п/ф «Печатник», 1913. — Т. 2.



12


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru