В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299
Лариса Володькина Войдите для скачивания файлов

МОУ Сергиевская средняя общеобразовательная школа

Коломенского муниципального района Московской области



Методика: конспект занятия «Петр I и Коломенский край»



Володькина Лариса Анатольевна учитель истории МОУ Сергиевская СОШ



п.Сергиевский Коломенский район Московская область 2012 год



номинация «История в событиях и лицах»





Аннотация: Методическую разработку "Петр I и Коломенский край" использую как региональный компонент на уроках истории в 7,10 классах при изучении тем связанных с петровскими преобразованиями. Коломна, один из древнейших городов подмосковья, его история тесно связана с историей России, с многими важными историческими событиями, в том числе и с именем Петра Великого.

Перечень дополнительных материалов: тексты сообщений учащихся, тексты исторических документов

Ресурсы: презентация

Список используемых информационных ресурсов:

kolomnaonline.ru/, .beloomut.ru/dedin., imesta.ru, www.kpds.ru/, http:// www. Kolomnarzm.ru







Тема урока

«Петр I и Коломенский край»

Цель урока (учебная, развивающая, воспитательная)

Учебная:

- на основе полученных ранее знаний, чтения краеведческой литературы показать учащимся вклад Петра I в дело преобразований на примере Коломеского края;

- выяснить объективную необходимость реформ первой четверти XVIII в., их закономерность проведения; сделать вывод о прогрессивном значении реформ;

- охарактеризовать  Петра I  как государственного деятеля;

Развивающая:

- закрепить знания учащихся о родном крае, повторить его историческое прошлое;

- содействовать развитию навыков работы с историческими  высказываниями;

- развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами посредством компьютерных технологий;

- реализация межпредметных связей;

Воспитательная:

- формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения   положительного и отрицательного результата  в условиях необходимости модернизации государства;

- привить чувство гордости за своё отечество;

- воспитание у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа;

- подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным  человеком.


Тип урока

Урок – практическое занятие с элементами постановки проблем.

Основные термины и понятия для изучения

верфь, меркантилизм, барка-коломенка, мануфактура, подать, цех, посессионные рабочие.


Оборудование

Карта «Россия в первой половине 18 века», компьютер, мультимедийная презентация.

Формы работы

Фронтальная работа, при работе с документами – групповая.

Основные даты

1668 г. – спуск на воду фрегата «Орел»;

1708 г., 1722 г. – посещение Петром I Коломны;

1723 г. – учреждение Коломенской Духовной семинарии по приказу Петра I;




Методические приемы мотивации обучения

1.Актуализация знаний: разгадать кроссворд, в котором спряталось ключевое слово темы нашего урока.

Учащиеся предлагают варианты решений.

2.При работе с картой каждый учащийся получает копию контурной карты и по ходу объяснения учителя отмечает, располагает, выполняет задания.

3.При работе с документами предлагаются небольшие исторические документы, вспоминается алгоритм работы с документом, предлагаются конкретные вопросы и задания.


Методические приемы проверки домашнего задания

Так как материал темы очень обширный Д/З проверяю тестовым методом, рядом конкретных вопросов. Так же учащиеся готовят сообщения по персоналиям, событиям войны. И как подведение итога написание эссе на тему «Самая интересная страница эпохи Петра I»

Межпредметные связи

- историческая литература – произведение Карла де Бруина – «Путешествие в Московию».

- МХК, Духовное краеведение;

- география;


























Этап урока

Время, мин.

Приёмы и методы

Содержание деятельности

Организация начала урока

2 мин.


Приветствие, проверка присутствующих и готовности

Мотивация учебной деятельности

6 мин.

Методический прием «Удивляй»























Вопрос:

С какими историческими событиями России связана история Коломны?

(события Смутного времени, период феодальной раздробленности,

Куликовское сражение и др.)

Мой город, заколдованный и старый,
укрыт в пыли; и спит который год,
похожий на готический комод,
забытый кем-то в лавке антиквара.
И там, среди богатого товара,
невидимый паук молчанье вьёт;
стоит хрусталь, и теплится киот,
мерцают медью латы самоваров…
Зубцы Кремля в тени затаены,
но кружево венцов его резных
зажжётся позолотой на рассвете.
Мой город стар и в дрёму погружён.
Не трогайте его — он видит сон,
ведущий в глубину Тысячелетья.

История каждого города складывается из совокупности социальных, экономических и иных составляющих. На это накладываются событийные особенности, связанные зачастую с политической обстановкой в стране в целом и в отдельных ее областях.
Коломна, как и любой подмосковный город, имел глубокие связи со столицей. Выросший как город-крепость, Коломна на протяжении всей своей истории имела неоспоримую значимость для России. Коломна – город славных боевых традиций, форт на пути монгольской орды, город церквей и соборов.

И конечно наш город связан с именем Петра I.

Первая четверть XVIII века вошла в историю России как период коренной перестройки всего жизненного уклада. В это время происходило активное расширение государственных границ, страна получила доступ к Балтийскому морю. Одним из важнейших факторов столь бурного процесса стало формирование регулярных армии и флота. Русское правительство предпринимало активные меры и для обеспечения боеспособности войск, в частности, стимулировало создание и эффективную производственную деятельность заводов и фабрик, работавших непосредственно на казенные заказы и подряды.




Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний

3 мин.

Прием «Ассоциации»

1.Предлагаю разгадать кроссворд, в котором спряталось ключевое слово темы нашего урока. (презентация)

2.На доске рисуется прямоугольник с основным понятием «Реформы», учащиеся предлагают свои понятия, связанные с темой.

Изучение нового материала

25 мин.

ученики выписывают на поля те мысли и соображения, которые открылись им в ходе рассказа, определения новых терминов.









Учащиеся говорят о Великом посольстве, об отставании России от Запада, о ее потребностях выхода на европейские рынки, об опасности превратиться в сырьевой придаток Европы, о создании регулярной армии и флота.

Постановка проблемного вопроса: Изменилось ли положение города в связи с утратой Москвы статуса столичного города?







Физкульт

минутка по петровски.

























Методический прием работы с историческим документом «Философы»

Объяснение нового материала.

Давайте вспомним виды реформ.

- экономические: развитие мануфактурного и ремесленного производства, денежная и налоговая реформа;

- военные: создание регулярной армии и флота, кораблестроение;

- политические: преобразования центральных органов власти, подчинение церкви государству;

Основу модернизации России составили реформы, определившие основные направления внутриполитической деятельности Петра I.
Большинство историков сходятся во мнении, что четкого плана реформ у Петра не было. Реформы вырастали из неотложных потребностей страны, поэтому в них много непоследовательного и недодуманного.
Однако сказать, что Петр I действовал хаотично тоже нельзя. Вспомним, с чего начались реформы? (Вопрос к классу).























Сообщения учащихся:

1.«Корабельное дело»

Работа с контурной картой. При работе с картой каждый учащийся получает копию контурной карты и по ходу объяснения учителя отмечает, располагает, выполняет задания (отметить пункты экспедиции

ПетраI ).


2. «Основание Коломенской Духовной семинарии».

3. «Развитие мануфактурной промышленности»

Блиц –сообщения.

1.Налоговая реформа.

2.Административная реформа.

3. Цеховая реформа.

Работа с историческим документом.

Карл де Бруин – голландский путешественник. «Путешествие в Московию».

1группа: Вопрос: Для какой цели Петр I отправляется в Воронеж?

Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?

2 группа: Вопрос: Как описывает наш город иностранный путешественник? Выделите общие черты сходства с современным обликом Коломны?

3 группа: Вопрос: Все ли в этом документе соответствует действительности?

Первичная проверка усвоения знаний

2,5 мин.

Учащиеся вносят интересные дополнения к объяснению учителя

Прием «Портрет»


Учитель зачитывает утверждение, учащиеся пытаются дать верный ответ.

Деяния Петра I были вызваны объективными потребностями страны. За годы своего правления Петр превратил Россию в великую европейскую державу с сильной армией, флотом, растущей промышленностью. Реформы Петра I стали важнейшим этапом в истории России. Недаром всю историю России делят на допетровскую и послепетровскую эпохи. Но споры о петровских деяниях продолжаются до сих пор.

Контроль и самопроверка знаний

2,5 мин.

Прием «Видимо-невидимо»

Учитель заранее готовит плакат, прикрепляет с обратной стороны классной доски и учащиеся пишут «одним словом», то, что изучали на уроке.

Подведение итогов урока. Рефлексия

2 мин.

Использование познавательной модели.

красный - «все ясно»,

оранжевый - «почти все понятно», желтый «50х50»,

зеленый - «немного понятно», голубой - «sorry, ничего не понятно»

Информация о домашнем задании

2 мин.

Эссе

Написание эссе на тему «Самая интересная страница эпохи Петра I»





Сообщение 1. «Корабельное дело»

В 1668 г. Русь делает первый шаг к созданию регулярного военно-морского флота. На реке Оке в селе Дединово был спущен на воду большой фрегат "Орел" длиной по ватерлинии 24,5 м, шириной 6,5 м и осадкой 1,5 м. Это судно не имело гребных весел и являлось первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. Проплавав пару лет по Волге и Каспию, "Орел" был захвачен казаками Стеньки Разина.

Перед началом Азовского похода в Коломну приезжал молодой царь Петр Алексеевич. Собственно его интересовал не сам город , а село Дединово. Приступив к созданию военного флота, царь привлёк к этому делу старого Христофора Бранда, одного из немногих оставшихся в живых участников постройки «Орла», и теперь пытался выяснить, подойдет ли дединовская верфь для строительства новых боевых кораблей. Оказалось – нет, массовое кораблестроение в Дединове невозможно. Однако, чтобы опыт местных плотников послужил интересам России, Петр отправил лучших мастеров на воронежскую верфь, где строительство судов началось.

Страстный любитель корабельного дела Петр не мог не заметить строившиеся в Дединове баржи-коломенки. Достаточно удобные для плавания по равнинным рекам, они имели один недостаток – короткий срок службы. Строились на одну навигацию, по окончании шли на слом. Образующийся при этом «барочный лес» использовался для строительства жилья. До сих пор в Дединове и Коломне сохранились дома, построенные из такого материала. Заинтересовавшись устройством коломенок, Петр предложил внести в их конструкцию ряд изменений с целью продления срока службы. И, действительно, со времен Петра Алексеевича усовершенствованные им коломенки стали использоваться в течение нескольких навигаций. В 1720 году нижегородский вице-губернатор Ржевский сообщал, что «в Нижнем и в прочих местах сделано судов по дединовскому образцу – 89...».

Второй раз в Дединове Петр остановился специально в 1722 году во время Каспийского похода. Походный журнал 1722 года зафиксировал: «В 5-м часу после полудня проехали Дединово». Это посещение Дединова, связанное с отставанием от каравана, было отнюдь не праздным, император желал увидеть, как в Дединове работает созданный им в 1718 году центр речного судостроения.
Основание данного центра, видимо, было связано с доставкою в Дединово с Москвы-реки так называемой «петровской коломенки».

Из Коломны экспедиция Петра отправлялась в Астрахань, откуда начался Каспийский поход русской армии.



Сообщение 2. «Основание Коломенской Духовной семинарии»



В 1721 году патриаршество в России было упразднено, а руководство церковью передано светскому государственному ведомству – Синоду. Конечно же, это ликвидировало историческую независимость церкви и усиливало деспотический характер российского самодержавия.

Но, в 1723 году Петр Первый приказывает основать в Коломне духовную семинарию.

История Коломенской Православной Духовной Семинарии началась в петровскую эпоху. Основным документом, определявшим жизнь Церкви в то время, стал Духовный регламент, составленный епископом Феофаном (Прокоповичем) по поручению Петра I. Регламент предписывал в каждой епархии открыть архиерейскую школу «для детей священников». В 1721 году открылись первые семинарии в Петербурге и Нижнем Новгороде, в 1722 – Харькове и Твери, в 1723 – в Коломне, Казани. Сначала Коломенская семинария называлась «архиерейской школой». Ее открытие произошло при Коломенском епископе Варлааме. Содержалась семинария на доходы архиерейского дома и сборы с церковных и монастырских земель. Разместилась Коломенская семинария в непосредственной близости от архиерейского дома. Теперь это келейный корпус Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.

До конца XVIII века духовные школы были основой образования в России. Обучение в них велось по образцу Киевской школы. В начальных классах преподавались общеобразовательные дисциплины, в старших – богословские. Языки семинаристы изучали постоянно во всех классах. Преподавание многих дисциплин велось на латинском языке. Воспитанники по возможности были отделены от вольной домашней обстановки и редко виделись с родными.

Сохранились некоторые сведения о Коломенской семинарии: преподавали следующие предметы – философию, грамматику, риторику и поэзию, Евангелие, катехизис, физику, историю, географию, арифметику, помимо традиционных языков – славянского и латинского, преподавались греческий, немецкий и французский.

В 1799 году Коломенская епархия была упразднена, а семинария вместе с кафедрой епископа переведена в Тулу. В Коломне вместо нее было образовано духовное училище. В 1990 г. началось возрождение духовной школы в Коломне. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в одном из корпусов Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря открылось Московское епархиальное духовное училище с двухлетним курсом обучения. Возглавил новообразованную духовную школу настоятель Успенского кафедрального собора Коломны, кандидат богословия, протоиерей Николай Качанкин, являющийся и поныне ректором Коломенской православной духовной семинарии.



Сообщение 3. «Развитие мануфактурной промышленности»

С преобразованиями Петра 1 в Коломне возникают промышленные предприятия. К середине столетия в городе действовали полотняные, суконные и шелковые фабрики, кожевенные, кирпичные и солодовенные заводы. С основанием Петербурга началась торговля с Западной Европой через Балтийское море, что содействовало еще большему развитию Коломны.

На территории Коломенского уезда возникают первые мануфактуры: брезентовая и полотняная фабрика Григория Шустова, суконная фабрика Ивана Мещанинова. Вся продукция этих мануфактур шла на нужды армии и флота: сукно использовалось для пошива обмундирования, брезент и парусина - для снаряжения боевых кораблей. Казенные подряды гарантировали прибыль. Мануфактуры появляются и в сельских населенных пунктах - в селе Лукерьине (принадлежащем тому же купцу И.Т.Мещанинову) и в сельце Осташеве. Шерсть для них закупали на Дону, в Тамбовской губернии и других местах. Привозными были также красители и все остальные использовавшиеся в производстве материалы.
Самой крупной остается мещаниновская фабрика. К середине
XVIII века на ней трудились 409 покупных (или посессионных) рабочих на сорока станах. Покупка крепостных для использования на фабричных работах, равно как и привлечение приписных зависимых крестьян, практиковалась повсеместно. Однако наличие рынка рабочей силы позволило коломенским мануфактурщикам рано перейти к эксплуатации вольнонаемного труда.

Почти одновременно в городе и окрестностях налаживается шелковое производство. Подготовительные операции поручались крестьянам фабрикантами для выполнения на дому. Коломенцы освоили выпуск шелковых платков высшего качества. В настоящее время несколько таких платков, сработанных в конце XVIII столетия на фабрике коломенского купца Гурия Левина, хранятся в собрании шелковых и парчовых тканей Государственного Русского музея.
На коломенских фабриках выпускалось так называемое каломянковое полотно. Этот сорт ткани родился в нашем городе и первоначально именовался коломенкой. Когда производство его освоили повсеместно, название трансформировалось в коломянку. Шелковые изделия из Коломны, соответствующие, мировым стандартам того времени, экспортировались в Западную Европу. Следовательно, ткацкая промышленность города способствовала поддержанию его международных связей.


Блиц –сообщения.

1.Налоговая реформа. В условиях Северной войны Петр сталкивается с острой нехваткой денежных средств. Эту проблему он решает активно и оперативно. Что касается Коломны, то крестьяне Коломенского уезда в 1708 году платили денежный сбор на «строение» драгунских седел и наем подвод для военных нужд.


2.
Административная реформа. Позволила создание особого ведомства городов. Городская жизнь строилась по образу городского самоуправления в странах западной Европы. Деятельность городских магистратов координировал Главный магистрат, а он подчинялся непосредственно Сенату. В 1723 году реестр Главного Магистрата разделил все российские города на пять разрядов по числу посадских дворов. Коломна была отнесена к третьему разряду (от 500 до 1000 дворов). К середине века в городе насчитывалось 1017 домов, около 5тыс. жителей обоего пола. По числу строений Коломна занимала первое место в губернии, Абсолютное большинство домов принадлежало купечеству. Один дом занимала воеводская канцелярия. В городе считалось 110 улиц и переулков.
В помещении воеводской канцелярии размещались все административные учреждения города и уезда: уездный суд, уездное казначейство, городовой магистрат, В 1733 году в Коломне учреждена уездная полиция. В ее штате числились: полицмейстер в чине поручика, 1 унтер-офицер, 1 капрал, 6 канцелярских служителей и 10 городских частных смотрителей.



3.Цеховая реформа. В 1722 году Петр I учредил в России цеховое устройство ремесла по образцу Западной Европы. На цеховые организации возложено было выполнение казенных заказов. Однако в Коломне цеховые составили совсем небольшую группу - около 170 человек, или 8,6% всего посадского населения.
Кроме жалованья, наемные работники получали от хозяина питание и одежду. Размер жалованья не превышал нескольких рублей в год. Например, из трех крестьян, нанятых коломенским посадским человеком Н.М.Миляевым для «калачной работы в пекарне», старший, выполнявший квалифицированную работу, получал шесть рублей, остальные - по два рубля.


Работа с историческими документами

Карл де Бруин – голландский путешественник. «Путешествие в Московию».

1 группа: Настало время отъезда в Воронеж, и государь приказал, чтобы ему сопутствовали из русских господ: Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, главный смотритель монастырей в России Алексей Петрович Измайлов; князь Григорий Григорьевич Гагарин; Иван Александрович Толстой, губернатор Азова; Иван Давыдович, коломенский губернатор; Алексей Васильевич Кикин, главный дворецкий и камергер его величества; Нарышкин, сын дяди царя, и многие другие господа любимцы, которые прибыли в Воронеж уже после нас. Царь удостоил. этой чести (сопутствовать ему) и г-на Конигсека, чрезвычайного посланника польского; г-на Кейэерлинга. посланника польского; г-на Белозора, уполномоченного г-на Огинского , одного из главных генералов и лучших друзей короля польского; также некоторых офицеров своего двора и сына знаменитого генерала Лефорта. Кроме того, он пригласил с собою трех купцов: из англичан г-на Генриха Стилса, также Фому Гиля и голландца г-на Авраама Кинзииса -
все трое лица, весьма преданные его величеству. Его величество пожелал, чтобы
я отправился вперед с сими тремя господами, и мы последнего числа января пустились в путь. Царь последовал за нами в следующую ночь с остальным обществом.

Карл де Бруин – голландский путешественник. «Путешествие в Московию».

От Москвы до Воронежа на каждой версте стоит верстовой столб, на котором по-русски и по-немецки выставлен 1701 год - время постановки этих столбов. Между всеми этими столбами, довольно высокими и окрашенными красною краской, посажено по девятнадцать и по двадцать молодых деревьев по обеим сторонам дороги; иногда дерева эти посажены по три и по четыре вместе, переплетены ветвями вроде туров для защиты их и для того, чтобы они крепче держались в земле.

Проехавши через два часа времени двадцать пять верст, мы прибыли в Жилино, переменили лошадей и отправились далее за двадцать верст в местечко Ульянина. Мы пробыли здесь часа с два и пустились потом далее. Отсюда мы сделали тридцать верст до Коломны, в
которую приехали перед рассветом и в которой подождали прибытия царя. Он прибыл в
9 часов утра с сопровождающими его в то самое время, когда я осматривал внутренний и наружный вид города. Я вышел из Пятницних ворот, то есть пятницы или пятого дня недели, и
прошел до ворот Косых; кроме этих двух ворот там и нет больше - никаких других. Город этот опоясан прочною каменною стеною, в шесть саже н высоты и в две толщины, снабженною многими башнями, круглыми и четырехугольными, отстоящими друг от друга на двести шагов, но пушек на них нет. Город в окружности простирается на полмили, и речка Коломенка, от которой город и получил свое имя,
течет подле города.

Собственно, для того, чтоб продолжить здесь описание города Коломны. Стена с одной стороны почти совершенно разрушена, и нужно пройти через гору довольно высокою, чтоб приблизиться к задним воротам, где уже земля идет низменная по ту сторону реки. У вторых ворот есть предместье, где продаются разные товары.

Я видел утром также несколько сот крестьян, проходивших через эти последние ворота и несших разные съестные припасы в город.
Продолжение города почти круглое, и он обнесен сухим рвом
со стороны наиболее возвышенной, где стена очень высока. Самое лучшее здание в городе есть церковь Успения Божьей Матери. Она хорошо сооружена из камня и довольно высока. К этому можно прибавить еще палаты архиепископа, все же остальные постройки незначительны. Удовлетворивши своему любопытству, я отправился в дом губернатора Ивана Давыдовича. где я нашел уже его величество со всем обществом за столом. Когда я подошел к царю, чтобы приветствовать его, он обернулся ко мне, поцеловал меня и затем, выслушав мое сообщение о том, что я делал, велел мне сесть также за стол. После хорошего обеда в 2 часа пополудни отправились мы в дальнейший путь и приехали в загородный господский дом Александра Васильевича Кикина, в пяти верстах от этого города.

Миллер. Описание городов Московской провинции. «На другой день (6) июня поехал я с воеводою к селу Дединову, лежащему на реке Оке и в 25 верстах от Коломны вниз по реке на левом берегу. При оном селе изстари строятся струги для водяного ходу по рекам. Во время же государствования Михаила Федоровича строили там корабль для голстинского в Персию посольства и повелением государя Алексея Михайловича состроен корабль «Орел», там же востроен и Ботик, Петром Великим «дедом Российского флота» названной и хранящийся с 1723 года в Санкт-Петербурге. Толь достопамятные обстоятельства, без сумнения, могут прославить место, которое и кроме того по разным причинам внимания заслуживает. Оное было изстари село дворцовое, снабжавшее двор рыбою. Отправился я из Коломны по обыкновенной большой дороге, по которой считалось прежде 90, 93, 95, а ныне 100 верст. От коломенских же жителей – 101 верста. По оной дороге определены для перемены почтовых лошадей две станции: Ульянинова и Островцы, обе помещичьи деревни».









Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru