Календарно – тематическое планирование уроков химии 11класс (О.С. Габриелян)
№ п/п |
№ур |
Тема урока |
Дата |
Тип урока |
Основные понятия |
Оборудование к уроку |
Дом зад |
Примеч |
|
Тема 1. Строение атома (4 часа). |
|||||||||
1 |
1 |
Атом – сложная частица. Состояние электронов в атоме. |
|
Комбинированный урок |
Ядро и электронная оболочка. Электро-ны, протоны и нейтроны. Электронное облако и орбиталь. Формы орбиталей (s, p, d, f). Главное квантовое число. Энерге-тические уровни и подуровни. Взаимо-связь главного квантового числа, типов и форм орбиталей и max числа электронов на подуровнях и уровнях. |
|
§1.упр.1-4 §2.упр.2, 4-6 |
|
|
2 |
2 |
Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов. |
|
Комбинированный урок |
Электронные конфигурации атомов химических элементов. Принцип Паули, правило Гунда. Электронно-графичес-кие формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s, p, d, f- - семейства. Валентные электроны. Вален-тные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспа-ренных электронов. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления». |
|
§3, упр. 1-7, §4, упр. 1 - 7 |
|
|
3 |
3 |
Периодический закон и ПС Менделеева в свете учения о строении атома. |
|
Комбинированный урок. |
Предпосылки открытия Периодического закона. Открытие Периодического закона. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «Химический элемент». Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах. Значение ПЗ и ПС элементов Д.И. Менделеева для развития науки. |
|
§5. упр. 1 – 7. |
|
|
4 |
4 |
Контрольная работа №1 по теме «Строение атома» (тест) |
|
Урок контроля и оценки ЗУН |
|
|
|
|
|
Тема 2. Строение вещества (5 часов). |
|||||||||
5 |
1 |
Химическая связь. Единая природа химической связи. Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул |
|
Комбинированный урок |
Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотри-цательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинар-ная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молеку-лы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомные и молеку-лярные. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь межмоле-кулярная и внутримолекулярная. Единая природа химических связей. Ионная связь как предельный случай ковалентной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связей в одном веществе. Геометрия молекул органических и неорганических веществ |
Д: Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи: 1. Модели молекул различной геометрической конфигурации. 2.Кристаллические решетки алмаза и графита |
§6. упр. 1 - 7 §7, упр. 1 – 4 |
|
|
6 |
2 |
Дисперсные системы |
|
Комбинированный урок. |
Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Девять типов систем и их значение в природе и жизни человека. исперсные системы с жидкой средой: взвеси, истинные растворы, коллоидные сис-темы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля.Коагуляция Синерезис. Коллоидные и истинные растворы. |
Д: 1. Образцы различных систем с жидкой средой. 2.Коагуляция. Синерезис. 3. Эффект Тиндаля |
§8. упр. 1 - 4 |
|
|
7 |
3 |
Теория строения химических соединений. Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии |
|
Комбинированный урок |
Предпосылки создания ТСБ: работа предшественников (Дюма, Велер, Жерар, Кекуле), съезд естествоиспытателей в г. Шпейере. Личностные качества А.М.Бутлерова. Основные положения теории строения органических веществ. Виды изомерии. Изомерия в неорганичес-кой химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ. Основные направления теории строения А.М. Бутлерова: изучение зависимости свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения. |
Л.р №1: 1.Модели структурных и пространственных изомеров. 2.Свойства толуола и гидроксидов III-го периода. |
§9. упр. 1 - 6 |
|
|
8 |
4 |
Полимеры. |
|
Комбинированный урок |
Полимеры. Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, макромолеку-ла, структурное звено, степень полиме-ризации. Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонден-сации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. |
Л.р №2: 1.Коллекции пластмасс и волокон. 2.Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного кварца и др. 3. Модели молекул белков и ДНК |
§10. упр. 1 - 6 |
|
|
9 |
5 |
Контрольная работа №2 по теме: «Строение вещества» (тест). |
|
Урок контроля и оценки ЗУН |
|
|
|
|
|
Тема 3. Химические реакции (8 часов). |
|||||||||
10 |
1 |
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. |
|
Комбинированный урок. |
Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции.Реакции аллотропизации изомеризации, идущие без изменения качественного состава вещества. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов, образующих веществ(ОВР и не ОВР); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по исполь-зованию катализатора (каталитические и некаталитические |
Л.р №3: 1. Модели бутана и изобутана. 2.Получение О2 из Н2 О2, КМnО4 3. Свойства СН3СООН 4.Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. 5.Свойства металлов. |
§11. упр. 1 - 8 |
|
|
11 |
2 |
Скорость химии-ческих реакций. Факторы, влияю-щие на скорость химических реакций. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. |
|
Комбинированный урок |
Понятие о υр. Скорость гомо- и гетеро-генной реакций. Энергия активации. Факторы, влияющие на υр. Природа реагирующих веществ. Температура. Концентрация. Катализаторы. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле Шателье. |
Л.р №4: 1. Опыты, иллюстрирующие действие катализаторов и ингибиторов. 2. Взаимодействие Zn (порошок и гранулы) с НСl 1.Обратимые процессы: 2NО2 ↔ N2О4; Fе3+ + 3СNS- ↔ Fе(СNS)3 |
§13. упр. 1 - 10 §14. упр. 1 - 8 |
|
|
12 |
3 |
Окислительно – восстановительные реакции (ОВР). |
|
Комбинированный урок. |
Степень окисления. Классификация реакций в свете электронной теории. Опорные понятия теории ОВР. Методы составления уравнений ОВР: метод электронного баланса, метод полуреакций. Влияние среды на протекание ОВР. Классификация ОВР. ОВР в органической химии. |
|
|
|
|
13 |
4 |
Электролитическая диссоциация (ЭД) |
|
Комбинированный урок. |
Электролиты, неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Катионы и анионы. Свойства ионов. Кислоты, соли и основания в свете представлений об ЭД. Степень электро-литической диссоциации и ее зависи-мость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электроли-тов. Свойства растворов электролитов |
Л.р №5: 1. Зависимость степени диссоциации СН3СООН от разбавления. 2. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или Н2О с участием органических и неорганических электролитов |
§15 (до диссоциации воды) упр. 1-6,8-11 |
|
|
14 |
5 |
Водородный показатель |
|
Комбинированный урок. |
Диссоциация воды .Константа ее диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель – рН. Среды водных растворов электролитов. Влияние рН на химические и биологические процессы. |
Л.р №6: 1. Индикаторы и изменение их окраски в разных средах. |
§15 (до конца) упр. 6, 7 |
|
|
15 |
6 |
Гидролиз. |
|
Комбинированный урок. |
Понятие «гидролиз». Гидролиз органических веществ (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ, в том числе гидролиз солей. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза. |
Л.р №7: Гидролиз карбонатов, сульфитов, силикатов щелочных металлов; нитрата цинка |
§16 упр. 1-12 |
|
|
16 |
7 |
Химические реакции в органической и неорганической химии |
|
Комбинированный урок |
Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе. |
|
|
|
|
17 |
8 |
Контрольная работа№3 по теме: «Химические реакции» |
|
Урок контроля и оценки ЗУН |
|
|
|
|
|
Тема 4. Вещества и их свойства (10 часов). |
|||||||||
18 |
1 |
Классификация неорганических веществ. Классификация органических веществ. |
|
Комбинированный урок. |
Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основа-ния, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классифи-кация. Соли средние, кислые, основные. Комплексные соли. Углеводороды, их классификация в зависимости от строе-ния углеродной цепи (алифатические и циклические ) от кратности связей (предельные и непредельные). Гомоло-гический ряд. Производные углеводо-родов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кисло-ты, простые и сложные эфиры, нитросо-единения, амины, аминокислоты. Основные классы органических соединений. |
Д: 1.Коллекция «Нефть», «Каменный уголь» 2. Образцы газообразных, твердых, жидких органических веществ. |
§17 упр.1-8 |
|
|
19 |
2 |
Металлы |
|
Комбинированный урок. |
Положение металлов в ПС и строение их атомов. Простые вещества – металлы: металлическая связь и строение кристаллов. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, солями в растворах, органическими веществами спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость их свойств от степени окисления металла. Значение металлов, в том числе в природе и жизни организмов. |
Д: Образцы металлов, модели кристаллических решеток металлов. Л.р №8: Взаимодействия Мg с Н2О, Мg, Zn,Fe и Сu с НСl; Fe с СuSО4 в растворе; Аl (или Zn) с NаОН в растворе. |
§18 (до коррозии металлов) упр.1-13 |
|
|
20 |
3 |
Коррозия металлов Общие способы получения металлов |
|
Комбинированный урок. |
Понятие «коррозия». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии. Металлы в природе. Металлургия: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов, его практическое значение. |
Д: «Образцы» изделий, подвергшихся коррозии. Образцы нержавеющих сталей защитные покрытия. Коллекция «Минералы и горные породы» Л.р №9: Электрохимическая коррозия Zn при контакте с Сu в соляной кислоте. Получение железа взаимодействием А1 с Fе2О3 электролиз растворов КI, СuSО4 |
§18 упр. 14-20 |
|
|
21 |
4 |
Неметаллы |
|
Комбинированный урок. |
Положение в Периодической системе, строение их атомов. Инертные газы. Двойственное положение водорода в Периодической системе. Неметаллы – простые вещества, их атомное и молеку-лярное строение. Аллотропия. Химичес-кие свойства металлов. Окислительные свойства : взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицатель-ными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановитель-ные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями. Водородные соединения неметаллов. Несолеобра-зующие и солеобразующие оксиды. Кислородсодержащие кислоты. |
Д: Модели кристаллических решеток графита, алмаза. |
§19 упр. 1-21 |
|
|
22 |
5 |
Кислоты органические и неорганические. |
|
Комбинированный урок. |
Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров.Особен-ности свойств Н2SО4 (конц) и НNО3 Особенности свойств СН3СООН и НСООН |
Л.р №10: 1.Свойства серной кислоты соляной кислоты (разб) и уксусной кислоты. 2. Реакция «серебряного зеркала» |
§20 упр. 1-9 |
|
|
23 |
6 |
Основания органические и неорганические. |
|
Комбинированный урок. |
Основания в свете протолитической теории.. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина |
Л.р №11: 1. Взаимодействие NаОН с кислотами, кислотными оксидами, солями, амфотерными гидроксидами. 2. Разложение Сu(ОН)2 |
§21 упр. 1-7 |
|
|
24 |
7 |
Амфотерные органические и неорганические соединения. |
|
Комбинированный урок. |
Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов и алюминия: взаимодействие с кислотами и щелочами. Понятие о комплексных соединениях. Комплексо-образователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокис--лот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипеп-тидов),образование внутренней соли (биполярного иона). |
Л.р №12: Получение и амфотерные свойства Аl(ОН)3 |
§22 упр.1-5 |
|
|
25- 26 |
8- 9 |
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. |
|
Комбинированный урок. |
Понятие о генетической связи и генетических рядах в органической и неорганической химии. Генетические ряды металла (на примере Са и Fе), неметалла (на примере S и Si ), переходного элемента (Zn). Генетические ряды и генетическая связь органических веществ (для соединений, содержащих два атома углерода) Единство мира веществ. Решение задач и упражнений Подготовка к контрольной работе |
Л.р №13: Практическое осуществление переходов: Сu→ СuО→ СuSО4 → Сu(ОН)2→ СuО→ Сu |
§23 упр. 1-4 |
|
|
27 |
10 |
Контрольная работа по теме: «Вещества и их свойства» |
|
Урок контр и оценки ЗУН |
Контрольная работа № 4 (Тест) |
|
|
|
|
Тема 5. Химический практикум (3 часа). |
|||||||||
28 |
1 |
Практическая работа № 1 «Решение экспери-ментальных задач по неорганической химии». |
|
Урок – практикум |
Практическая работа № 1 (стр. ) |
|
|
|
|
29 |
2 |
Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач по органической химии». |
|
Урок – практикум |
Практическая работа № 2(стр. ) |
|
|
|
|
30 |
3 |
Практическая работа № 3 «Генетическая связь между классами неорга-нических и органических веществ». |
|
Урок – практикум |
Практическая работа № 3 (стр. ) |
|
|
|
|
Тема 6. Химия в жизни общества (5 часов). |
|||||||||
31 |
1 |
Химия и производство. Химия и сельское хозяйство. |
|
Урок – семи нар |
Лекционно-семинарское занятие по плану: 1)хим. промышленность и химическое производство; 2) сырье для хим. промышленности; 3)вода в хим. промышленности; 4)энергия для хим. производства; 5)научные принципы хим. производства; 6)защита окружающей среды и охрана труда при хим. производстве; 7) основные стадии хим. производства (NН3, СН3ОН); 8) сравнение производства аммиака и метанола; 9)химизация сельского хозяйства; 10)растения и почва; 11)удобрения и их классификация; 12)химические средства защиты растений; 13)отрицательные последствия применения пестицидов; 14)химизация животноводства. |
|
|
||
32 |
2 |
Химия и экология. |
|
Урок – семи нар |
Лекционно-семинарское занятие по плану: 1)химическое загрязнение окружающей среды; 2) охрана гидросферы от химического загрязнения; 3) охрана почвы от хим. загрязнения; 4) охрана атмосферы от химического загрязнения; 5) охрана флоры и фауны от химического загрязнения; 6)биотехнология и генная инженерия. |
|
|
||
33-34 |
3-4 |
Химия и повседневная жизнь человека. |
|
Урок – семи нар |
Лекционно-семинарское занятие по плану: 1) домашняя аптечка; 2) моющие и чистящие средства; 3)средства борьбы с бытовыми насекомыми; 4) средства личной гигиены и косметики; 5) химия и пища; 6) маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов, умение их читать; 7) экология жилища; 8)химия и гигиена человека. |
|
|
||
3435 |
5 |
Контрольная работа№5 по теме: «Генетическая связь между класс-сами неорганичес-ких и органичес-ких веществ» (тест). |
|
Урок контроля и оценки ЗУН |
|
|
|
Контрольных работ – 5 Практических работ -3 Лабораторных работ - 13
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Автоматизация учёта предоставления услуг на предприятиях сферы туризма»