Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Химия», 10 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по химии, 10 класс, М.: «Просвещение», 2008г., учебно – методического комплекса учебного предмета «Химия», 10 класс:
-
учебник для общеобразовательных учебных заведений О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В. И. Теренин; под ред. В. И. Теренина. «Химия.10 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2006г;
-
рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриелян «Химия. 10 класс» О.С.Габриелян, А. В. Яшукова, М.: Дрофа, 2008г;
-
химия. Методические рекомендации к учебникам О.С.Габриеляна (базовый и профильный уровни). 10 класс. О.С.Габриелян, А. В. Яшукова, М.: Дрофа, 2008г;
Учебный предмет изучается в 10 классе, рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), в том числе на практическую работу – 2 часа, лабораторную работу – 14 часов.
Курс «Химия. Базовый уровень» имеет комплексный характер, включает основы органической химии, сведения о причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, сведения о прикладном значении органической химии.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
-
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
-
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
-
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия. Базовый уровень», 10 класс:
-
освоение знаний основных положений теории строения органических соединений А.М.Бутлерова; истории развития современных представлений о ВМС; выдающихся открытиях химии; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-
овладение умениями обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений, связанных с развитием химической промышленности; находить и анализировать информацию о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений химии, вошедших в общечеловеческую культуру;
-
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем.
Задачи
-
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
-
формирование у школьников экологического мышления на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
-
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
-
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
-
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Химия. Базовый уровень», 10 класс:
-
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
-
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
-
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации.
Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия. Базовый уровень», 10 класс
Учащиеся должны знать:
-
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
-
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
-
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
-
важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
-
основные области применения химических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде промышленности, при охране окружающей среды человека и здоровья человека.
Учащиеся должны уметь:
-
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; владеть языком предмета;
-
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
-
характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
-
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи;
-
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; решать расчетные задачи на вывод формулы органического вещества;
-
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; давать аргументированную оценку новой информации по химическим вопросам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов;
-
освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
-
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
-
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
-
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание по учебному предмету «Химия. Базовый уровень», 10 класс.
Тема 1. Введение. Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их источники (10ч.)
Предмет органической химии. Теория строения органич соединен А.М.Бутлерова. Изомерия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь. Алканы. Алкены (этилен). Диеновые углеводороды и каучуки. Ацетилен, как представитель алкинов. Бензол. Нефть как природный источник углеводородов. Переработка нефти. Бензин и понятие об октановом числе. Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их природные источники.
Демонстрации:
-
Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них.
-
Шаростержневые и объемные модели молекул водорода, хлора, азота, воды, метана. Модель отталкивания орбиталей с помощью шаров.
-
Коллекция «Природные источники углеводородов».
-
Натуральный или синтетический каучук, образцы резины, эбонит, клей резиновый или «Момент».
-
Получение ацетилена при взаимодействии карбида кальция и воды.
-
Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов.
-
Образование нефтяной пленки на поверхности воды.
-
Разделение смеси бензин-вода с помощью делительной воронки.
Лабораторная работа:
-
Изготовление парафиновой бумаги, определение её свойств по отношению к воде и жирам.
-
Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена.
-
Знакомство с коллекцией: «Каучук и резина».
-
Изготовление моделей алкинов и их изомеров.
Тема 2. Кислородсодержащие соединения (16ч).
Углеводы. Их состав, классификация. Глюкоза, как моносахарид. Одноатомные спирты. Многоатомные спирты на примере глицерина. Каменный уголь, фенол. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры и жиры. Амины, анилин. Аминокислоты как продукты гидролиза белков. Белки. Нуклеиновые кислоты. Кислородсодержащие соединения. Генетическая связь между классами органических соединений.
Демонстрации:
-
Набухание целлюлозы и крахмала в воде.
-
Взаимодействие сахарозы с Сu(ОН)2, окисление, реакция с натрием.
-
Горение этанола, взаимодействие этанола с натрием; качественная реакция на этанол.
-
Растворимость фенола в воде, качественная реакция на фенол и его гомологи.
-
Коллекция органических веществ: глюкоза, ванилин, ацетон, чистящее или моющее средство. Реакция «серебряного зеркала», рекция со свежеосажденным гидроксидом меди (II), формалин + белок.
-
Коллекция органических кислот: уксусная, щавелевая, лимонная.
-
Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Получение сложного эфира.
-
Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масел к водному раствору КМnО4.
-
Окрашивание тканей анилиновыми красителями.
-
Модель двойной спирали ДНК. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков.
Качественные реакции на белки». Модель двойной спирали ДНК.
Лабораторная работа:
-
Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге.
-
Знакомство с физическими свойствами глюкозы.
-
Растворение глицерина в воде, взаимодействие глицерина с Сu(ОН)2.
-
Ознакомление с образцами сложных эфиров. Выведение жирного пятна с хлопчатобумажной ткани при помощи сложного эфира.
-
Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла в жесткой воде.
-
Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов.
-
Изготовление моделей изомерных молекул состава C3H7NO2.
-
Обнаружение белка в курином яйце и молоке.
Практическая работа: «Идентификация органических соединений».
Тема 3. Биологически активные вещества (5ч).
Витамины. Ферменты. Гормоны - продукт желез внутренней секреции. Лекарства.
Демонстрации:
-
Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов.
-
Белковая природа инсулина (цветная реакция на белки).
-
Комплект таблиц «Валеология и органическая химия».
Тема 4 «Искусственные и синтетические органические соединения» (4ч).
Искусственные и синтетические полимеры, материалы на их основе. Разнообразие органических веществ. Генетическая связь между основными классами органических соединений.
Демонстрации:
-
Коллекция «волокна», «Пластмассы», Каучуки».
Лабораторная работа:
-
Изучение свойств термопластичных полимеров.
-
Обнаружение хлора в поливинилхлориде.
Практическая работа: «Распознавание пластмасс и волокон».
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Химия. Базовый уровень», 10 класс
-
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
ценностно-смысловая компетенция - способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначения, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);
учебно-познавательная компетенция - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
информационная компетенция - навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;
коммуникативная компетенция - знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
социально-трудовая компетенция - овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности;
компетенция личностного самосовершенствования - освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка, развитие необходимых личностных качеств, формирование психологической грамотности.
-
знание основ науки – важнейших фактов, понятий, законов, теорий, химического языка, химической терминологии и символики основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;
-
умение объяснять роль химии в формировании научного мировоззрения; называть химические вещества, соединения изученных классов; характеризовать химические свойства классов и групп органических и неорганических соединений в свете изученных теорий; определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена и ОВР, гомологи и изомеры, качественный состав органических соединений; пользоваться химической посудой и лабораторным оборудованием; решать экспериментальные и расчетные задачи; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематический план раздела «Химия. Базовый уровень» 10 класс
№ п/п |
Тема урока |
к-во час |
Лабораторная работа |
Практическая работа |
|
Тема 1. Введение. Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их источники. |
10ч |
|
|
1. |
Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. |
1ч |
Д: Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. |
|
2. |
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. |
1ч |
Д: Шаростержневые и объемные модели молекул водорода, хлора, азота, воды, метана. Модель отталкивания орбиталей с помощью шаров. |
|
3. |
Природные источники углево-дородов. Нефть, природный газ, каменный уголь. Алканы. |
1ч |
Д: коллекция «Природные источники углеводородов». Л. р. №1 «Изготовление парафиновой бумаги, определение её свойств по отношению к воде и жирам». |
|
4. |
Алкены (этилен). |
1ч |
Л. р. №2 «Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена». |
|
5. |
Диеновые углеводороды и каучуки |
1ч |
Д: Натуральный или синтетический каучук, образцы резины, эбонит, клей резиновый или «Момент». Л. р. №3 «Знакомство с коллекцией: «Каучук и резина». |
|
6. |
Ацетилен, как представитель алкинов. |
1ч |
Д: Получение ацетилена при взаимодействии карбида кальция и воды. Л.р. №4 «Изготовление моделей алкинов и их изомеров». |
|
7. |
Бензол |
1ч |
Д: Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. |
|
8. |
Нефть как природный источник углеводородов. Переработка нефти. Бензин и понятие об октановом числе. |
1ч |
Д: Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Разделение смеси бензин-вода с помощью делительной воронки. |
|
9. |
Строение и классификация орга-нических соединений. Углеводо-роды и их природные источники |
1ч |
|
|
10 |
Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды и их природные источники» (тест) |
1ч |
|
|
|
Тема 2. Кислородсодержащие соединения. |
16ч |
|
|
11 |
Углеводы. Их состав, класификация. Глюкоза, как моносахарид. |
1ч |
Д: Взаимодействие сахарозы с Сu(ОН)2 Л.р. №6 «Знакомство с физическими свойствами глюкозы». |
|
12 |
Сахароза, крахмал, целлюлоза. |
1ч |
Д: Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Л.р. №5 «Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге». |
|
13 |
Одноатомные спирты. |
1ч |
Д: горение этанола; взаимодействие этанола с натрием; качественная реакция на этанол
|
|
14 |
Многоатомные спирты на примере глицерина.
|
1ч |
Л.р. №7 «Растворение глицерина в воде, взаимодей-ствие глицерина с Сu(ОН)2 |
|
15 |
Каменный уголь, фенол. |
1ч |
Д: Качественная реакция на фенол и его гомологи. |
|
16 |
Альдегиды и кетоны. |
1ч |
Д: Коллекция органических веществ: глюкоза, ванилин, ацетон, чистящее или моющее средство. Качественная реакция, формалин + белок. |
|
17 |
Карбоновые кислоты |
1ч |
Д: Коллекция органических кислот: уксусная, щавелевая, лимонная. |
|
18 |
Сложные эфиры и жиры. |
1ч |
Д: Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомер-ных им карбоновых кислот.Получение сложного эфира.Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масел к водному раствору КМnО4 Л.р. №8 «Ознакомление с образцами сложных эфиров. Выведение жирного пятна с хлопчатобумажной ткани при помощи сложного эфира». Л.р. №9 «Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла в жесткой воде». |
|
19 |
Амины, анилин. |
1ч |
Д: Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Л.р. №10 «Изготовление шаростер-жневых моделей молекул изомерных аминов». |
|
20 |
Аминокислоты как продукты гидролиза белков |
10ч |
Л.р. №11 «Изготовление моделей изомерных молекул состава C3H7NO2 |
|
21 |
Белки. |
1ч |
Д: Модель двойной спирали ДНК. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки» Л.р. №12 «Обнаружение белка в курином яйце и молоке». |
|
22 |
Нуклеиновые кислоты. |
1ч |
Д: Модель двойной спирали ДНК. |
|
23 |
Органические соединения. |
1ч |
|
Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений» |
24 |
Кислородсодержащие соединения |
1ч |
|
|
25 |
Генетическая связь между классами органических соединений. |
|
|
|
26 |
Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие соединения» |
1ч |
|
|
|
Тема 3. Биологически активные вещества |
5ч |
|
|
27 |
Витамины. |
1ч |
Д: Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов |
|
28 |
Ферменты. |
1ч |
|
|
29 |
Гормоны - продукт желез внутренней секреции |
1ч |
Д:Белковая природа инсулина (цветная реакция на белки). |
|
30 |
Лекарства |
1ч |
|
|
31 |
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Химия и здоровье |
1ч |
Д:комплект таблиц «Валеология и органическая химия» |
|
|
Тема 4 «Искусственные и синтетические органические соединения» |
4ч |
|
|
32 |
Искусственные и синтетические полимеры, материалы на их основе. |
1ч |
Л. р. №13 «Изучение свойств термопластичных полимеров». Л.р. №14 «Обнаружение хлора в поливинилхлориде» |
Д: Коллекция «волокна», «Пластмассы», Каучуки». |
33 |
Искусственные и синтетические органические соединения Искусственные и синтетические органические соединения |
1ч |
|
Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон». |
34-35 |
Разнообразие органических веществ. Генетическая связь между основн классами органич соедин |
1ч |
|
|
|
Контрольных работ - 2 (тест - 1) |
|
|
|
|
Практических работ -2 |
|
|
|
|
Лабораторных работ - 14 |
|
|
|
Перечень лабораторных работ и практических работ по учебному предмету
«Химия. Базовый уровень», 10 класс
Наименование тем |
Лабораторные работы |
Практические работы |
I. Введение. Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их источники. |
Л.р. №1 «Изготовление парафиновой бумаги, определение её свойств по отношению к воде и жирам». Л.р. №2 «Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена». Л.р. №3 «Знакомство с коллекцией: «Каучук и резина». Л.р. №4 «Изготовление моделей алкинов и их изомеров». |
- |
II. Кислородсодержащие соединения. |
Л.р. №5 «Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге». Л.р. №6 «Знакомство с физическими свойствами глюкозы». Л.р. №7 «Растворение глицерина в воде, взаимодействие глицерина и Сu(ОН)2. Л.р. №8 «Ознакомление с образцами сложных эфиров. Выведение жирного пятна с хлопчатобумажной ткани при помощи сложного эфира». Л.р. №9 «Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла в жесткой воде». Л.р. №10 «Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов». Л.р. №12 «Обнаружение белка в курином яйце и молоке». |
Практическая работа №1 «Идентификация органических соединении» |
III. Биологически активные вещества. |
- |
- |
IV. Искусственные и синтетические органические соединения. |
Л. р. №13 «Изучение свойств термопластичных полимеров». Л.р. №14 «Обнаружение хлора в поливинилхлориде». |
Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон». |
Список литературы
Литература для учителя
-
Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-11 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
-
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя химии.10 класс: М.: Дрофа, 2004г.
-
Габриелян О.С. Химия.10 класс. Методическое пособие / Габриелян О.С, И.Г.Остоумов.- М.: Дрофа, 2006г.
-
Горковенко М.Ю. Химия. 10 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея и др., Г.К.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2005г. – 368с
-
Хомченко И.Г. Решение задач по химии.- М.:РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008г.
-
Горбунцова С.В. Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса химии: 10-11 классы.- М.: «ВАКО», 2006г.
-
CD-ROM Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное пособие нового образца. 9 класс. М.: Просвещение, 2005г
-
CD-ROM Цифровая база видео. Химия. Сетевая версия.- М.: Институт новых технологий. Интерактивная линия www.intline.ru, 2006г.
-
CD-ROM Полный интерактивный курс химии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. Поддержка обучения на образовательном портале «Открытый колледж» www. сollege.ru, 2005г.
-
CD-ROM Интерактивный мультимедия – курс. Образовательный комплекс 1С: Школа. Химия. 9 класс. под редакцией Ахлебина А.К., выпуск 3.00.028, 2005г.
-
CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Производные углеводородов. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
-
CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Соли. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
-
CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Минеральные вещества. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
-
CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Углерод и его соединения. Углеводороды. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
-
Видеофильм «Химия вокруг нас». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.
-
Видеофильм «М.И.Ломоносов Д.И.Менделеев». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.
-
Видеофильм «Химические элементы». Леннаучфильм, видеостудия «Кварт», 2004г
Литература для учащихся
-
О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В. И. Теренин; учебник для общеобразовательных учебных заведений под ред. В. И. Теренина «Химия.10 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2006г;
-
О.С.Габриелян, А. В. Яшукова. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриелян «Химия. 10 класс» М.: Дрофа, 2008г;
-
И.Г. Хомченко « Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» М.; « Новая Волна», 2008г.
-
CD-ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы.-М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2002г.
-
CD-ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия.1999, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006 с изменениями и джополнениями. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006г.
-
CD-ROM Учебное электронное издание Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория. МарГТУ, Лаборатория систем мультимедия, 2004г.
-
CD-ROM Обучающие энциклопедии. Химия для всех. Органическая химия. РНПО РОСУЧПРИБОР АО «ИНТОС», Курс, 1998г.
-
CD-ROM Химия. Шпаргалки для старшеклассников.- М.: «Новая школа», 2008г.
-
Единый государственный экзамен. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Интерактивная линия. - М.: «Просвещение-МЕДИА», 2005г.
Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://edu. 1c.ru Система программ «1С: Образование 3.0»
http://www.ravnovesie.com, www.salebook.ru Обучающие курсы «Ваш репетитор».
http://v.SCHOOL.ru Библиотека электронных наглядных пособий.
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Арт-терапия в профилактике поведенческих отклонений, тревожности, стрессовых состояний у детей: песочная, игровая, музыкальная, цветовая терапия, фрактальная живопись, нейрографика, медиативное рисование, эко-арт, имаготерапия, сказкотерапия»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»