В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

рабочая программа по химии 10 класскалендарно-тематическое_планирование_химии_10_класс_Габриелян

Файл прикреплен к материалу: рабочая программа по химии 10 класс
Войдите для скачивания файлов

Календарно – тематическое планирование уроков химии 10 класс (О. С. Габриелян)

ур


Тема урока

Дата

Тип

урока

Обязательные элементы содержания


Оборудование

Требования к уровню подготовки учащихся

Эксперимент

(Д-демонстрацион-ный опыт,

Л.р – лабораторная работа)

Д/з

Примеч

Тема 1. Введение. Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их источники (10 часов)

1

1

Предмет органической химии.


КУ

Органическая химия. Взаи­мосвязь неорганических и органических веществ.

Крахмал, известковая вода, СuО, безводный CuSO4 пробирка с газоотводной трубкой, спиртовка.

Знать особенности состава и строения органических веществ.

Д: Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них.

§1,2 упр.

1- 7.


2

2

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.


УИНЗ, КУ

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения. Изомерия, изомеры, структурные формулы, многообразие органи­ческих веществ.

Модели молекул Стюарта

-Бриглеба, схем классифи-кации органических соединений. Воздушные шары продолгова­той (Зшт.) и округлой формы (2шт). Схема образования ковалентной связи.

Знать основные положения теории А. М. Бутлерова.

Уметь доказывать положе­ния теории на примерах не­органических и органиче­ских веществ, составлять структурные формулы изо­меров

Д: Шаростержневые и объемные модели молекул водорода, хлора, азота, воды, метана. Модель отталкивания орбиталей с помощью шаров.

§3,4

упр.

1-4.


3

3

Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь. Алканы.


КУ

Предельные углеводоро-ды, парафины, гомологи-ческий ряд, гомологи, изомерия це­пи, свобод-ные радикалы, физичес-кие и химические св-ва, реакции горения, заме-щения (галогенирование), термические превра­щения: разложение, крекинг, дегидрирование, изомериза­ция

Модели молекул алканов и циклоалканов: шаростержневые и объемные.


Знать понятия об алканах, предельных углеводородах, свободных радикалах, изо­мерах, гомологах, строение молекулы метана, некоторые способы получения.

Уметь составлять струк­турные формулы изомеров, называть их по междуна­родной номенклатуре, ха­рактеризовать физические и химические свойства мета­на, использовать знания и умения безопасного обра­щения с горючими вещест­вами

Д: коллекция «Природные источники углеводородов».

Л. р. №1 «Изготовление парафиновой бумаги, определение её свойств по отношению к воде и жирам».

§5,10

11.

О К.


4

4

Алкены (этилен).


КУ

Непредельные углеводо-ро­ды, алкены, двойная связь, изомерия цепи и положения двойной связи, физические и химические свойства, реак­ции горения, присоединения (водорода, галогенов, галогеноводородов, воды), поли­меризации, качественная ре­акция

Модели молекул алкенов: шаростержне-вые и объемные.

Знать понятие об алкенах, строение молекулы этилена, некоторые св-ва получе­ния этилена (дегидрирование этана, дегидратация этило­вого спирта).

Уметь составлять структур-ные формулы изомеров и называть их по международ-ной номенклатуре, характе-ризовать физические и химические св-ва этилена

Л. р. №2 «Ознакомле-ние с образцами полиэтилена и полипропилена».

§12. упр. 1-7.


5

5

Диеновые углеводороды и каучуки


КУ

Алкадиены - изопрен (2-ме- тилбутадиен-1,3), дивинил (бутадиен-1,3), физические и химические свойства, реак­ции горения присоединения, полимери-зации, натуральный и синтетический каучук, резина

Таблицы и слайды, отражающие электронное и пространственное строение сопряженных диенов.

Знать понятие об алкадие- нах, состав изопрена, бута­диена и натурального каучу­ка, способы получения изо­прена и бутадиена, области применения каучука и резины

Д: Натуральный или синтетический каучук, образцы резины, эбонит, клей резиновый или «Момент».

Л. р. №3 «Знакомство с коллекцией: «Каучук и резина».

§14,упр. 1-11


6

6

Ацетилен, как представитель алкинов.


КУ

Алкины, ацетилен, гомоло­гический ряд, гомологи, изомеры, тройная (кратная) связь, изомерия цепи, поло­жения кратной связи, меж­классовая, физ.и хи­м св-ва ацетиле­на: реакции горения, при­соединения, тримеризации, способы получения ацетиле­на: карбидный, разложение метана, дегидрирование эти­лена

Схема электронного и пространственного строения ацетилена.

Знать понятия о алкинах, строение молекулы ацетиле­на, способы получения аце­тилена.

Уметь составлять структур­ные формулы изомеров и называть их по международ­ной номенклатуре, характе-ризовать физические и хи­мические свойства ацетиле­на

Д: Получение ацетилена при взаимодействии карбида кальция и воды.

Л.р. №4 «Изготовление моделей алкинов и их изомеров».

§15


7

7

Бензол


КУ

Ароматические углево-доро­ды, арены, бензол, бензоль­ное кольцо, физ. и хим свойства бензо­ла (реакции горения, заме­щения, присоединения, ток­сичность бензола)

Таблицы и слайды, отражающие электронное и пространствен-ное строение бензола.

Знать понятие об аренах, строение молекулы бензола, способы получения бензола, токсическое влияние бензола на организм человека и жи­вотных.

Уметь характеризовать физ. и химические свой­ства бензола.


Д: Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов.

§16, упр.

1, 4.


8

8

Нефть как природный источник углеводородов. Переработка нефти. Бензин и понятие об октановом числе.


КУ

Природные источники угле­водородов. Природный газ, нефть. Способы переработки

Коллекция «Природные источники углеводородов».

Знать состав природного газа, нефти, способы перера­ботки, области применения продуктов переработки

Д: 1. Образование нефтяной пленки на поверхности воды.

2. Разделение смеси бензин-вода с помощью делительной воронки.

§15, упр. 3-5.


9

9

Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их природные источники


УОИСЗ

Предельные углеводо-роды, непредельные, ароматиче­ские, гомоло-гические ряды, изоме-рия, номенклатура. Метан, этилен, ацетилен, бутадиен-1,3, бензол. Физ и хим св-­ва. Некото-рые способы по­лучения

Модели молекул Стюарта-Бриглеба, схема классификации органических соединений, тестовые упражнения

Уметь применять знания, умения и навыки при выпол­нении тренировочных зада­ний


Самостоятельная работа по ДМ (выборочно):

А. М. Радецкий,

С. В. Горбунцова,

И. Г. Хомченко

§16

упр. 1,2,5.


10

10

Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды и их природные источники» (тест)


УК

Закрепление и контроль знаний, умений и навыков

Задания по материалам и в форме ЕГЭ

Уметь применять знания, умения и навыки, получен­ные при изучении темы

Письменная работа



Тема 2. Кислородсодержащие соединения (16 часов)

11

1

Углеводы. Их состав, класификация.

Глюкоза, как моносахарид.


УИНЗ

Углеводы, моносахариды, глюкоза, альдегидоспирт, линейная и циклическая формы глюкозы, реакции брожения, качественная ре­акция

Образцы углеводов и изделий из них. Крахмал и крахмальный клейстер, йодная настойка, растворы H2SO4, , СаСОз, NaOH, CuSO4, картофелина, ломтик белого хлеба, мука, хлпчатобумажная ткань

Знать состав углеводов, классификацию углеводов, состав глюкозы, области применения глюкозы.

Уметь характеризовать фи­зические и химические свой­ства глюкозы

Д: Взаимодействие сахарозы с Сu(ОН)2 Л.р. №6 «Знакомство с физическими свойствами глюкозы».

§22, упр.1-6.


12

2

Сахароза, крахмал, цел­люлоза


КУ

Дисахариды, полисахариды, крахмал, качественная реак­ция на крахмал, целлюлоза, природные полимеры, гид­ролиз крахмала и целлюлозы

Образцы углеводов и изделий из них.

Знать состав сахарозы, крахмала, целлюлозы.

Уметь составлять уравнение реакции гидролиза в общем виде

Д: Набухание целлюлозы и крахмала в воде.

Л.р. №5 «Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге».

§23-24, упр.1-6.


13

3

Одноатомные спирты.


КУ

Одноатомные спирты, функ­циональная группа, гомоло­гический ряд, гомологи, изомеры, изоме-рия цепи и положения функционалной группы. Физические и хими­ческие свойства этанола(ре­акции горения, замещения атома водорода в гидроксогруп-пе, замещения всей гидроксогруппы, внутри-моле­кулярной дегидрат-ации, качественная реакция). Спосо­бы получения этанола, об­ласти применения

Образцы спиртов, пробирка, термометр, медная пружинка, спиртовка.

Знать понятие об одноатом­ных спиртах, функциональ­ной группе, строение моле­кулы этанола, способы по­лучения этанола.

Уметь составлять структур­ные формулы изомеров и называть их по международ­ной номенклатуре, характе­ризовать физические и хи­мические свойства этанола, использовать знания для оценки влияния алкоголя на организм человека

Д: горение этанола;

взаимодействие этанола с натрием;

качественная реак­ция на этанол

§17, упр.1-6.


14

4

Многоатомные спирты на примере глицерина.



КУ

Многоатомные спирты, эти ленгликоль, глицерин, реак­ции замещения атомов водо­рода в гидроксогруппе, всей гидроксогруппы, качествен­ная реакция

Медицинские и бытовые препараты на основе глицерина.

Знать состав многоатомных спиртов, области примене­ния этиленгликоля и глице­рина.

Уметь характеризовать фи­зические и химические свой­ства глицерина

Л.р. №7 «Растворение глицерина в воде, взаимодействие глицерина с Сu(ОН)2



15

5

Каменный уголь, фенол.


КУ

Фенол, фенил-радикал, ре­акции замещения атома во­дорода в гидроксо-группе и в радикале, качественная реакция


Знать состав и строение мо­лекулы фенола, некоторые способы получения, области применения.

Уметь характеризовать фи­зические и химические свой­ства фенола

Д:растворимость фе­нола в воде при t°;

качественная реак­ция

(взаи­модействие фенола с хлоридом железа II)



16

6

Альдегиды и кетоны.


КУ

Альдегиды,карбонильная группа, гомологический ряд, изомерия, изомеры цепи, физические и химические свойства уксусного альдеги­да (реакции горения, при­соединения, качественные реакции)

Таблицы и слайды, отражающие электронное и пространственное строение альдегидов и кетонов.
Медицинские и биологические
препараты на их основе

Знать состав альдегидов, понятие о карбонильной группе, способы получения уксусного альдегида, облас­ти применения. Уметь составлять структур­ные формулы изомеров и называть их по международ­ной номенклатуре, характе­ризовать физические и хи­мические свойства уксусно­го альдегида

Д: Коллекция органических веществ: глюкоза, ванилин, ацетон, чистящее или моющее средство.

Д: реакция «серебря­ного зеркала»;

реакция со свеже- осаждённым гидро- ксидом меди (II)



17

7

Карбоновые кислоты


КУ

Одноосновные карбоновые кислоты, карбоксильная группа, гомологический ряд, тривиальная номенклатура, изомеры, изомерия цепи, межклассовая, физические и химические свойства уксус­ной кислоты

Таблицы и слайды, отражающие строение, классификацию, получение, применение карбоновых кислот

Знать состав карбоновых кислот, понятие о карбок­сильной группе, способы получения уксусной кисло­ты, области применения.

Уметь составлять структур­ные формулы изомеров и на­зывать их по международной номенклатуре, характеризо­вать физические и химические свойства уксусной кислоты

Д: Коллекция органических кислот: уксусная, щавелевая, лимонная.



18

8

Сложные эфиры и жиры.


КУ

Сложные эфиры, жиры, ре­акция этерификации, выс­шие карбоновые кислоты, гидролиз жиров, мыло

Пластиковая пластинка из полиэтилентерефталата, кусочки ткани из полиэфирного волокна, воск, яблоко, растворитель 647 или 648. Растительное масло, кусочки твердого жира, сливочное масло, маргарин, мыло, пачка стирального порошка, жидкость для мытья посуды.


Знать состав сложных эфиров, нахождение в природе, области применения.

Уметь составлять уравнения реакций этерификации, структурные формулы жи­ров, уравнения реакций по­лучения и гидролиза жиров

Д: 1 .Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Д.2.Получение сложного эфира.

Д. 3.Отношение сливочного, подсол-нечного и машинного масел к водному раствору КМnО4

Л.р. №8 «Ознакомление с образцами сложных эфиров. Выведение жирного пятна с хлопчатобумажной ткани при помощи сложного эфира».

Л.р. №9 «Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла в жесткой воде».



19

9

Амины, анилин.


УИНЗ, КУ

Азотсодержащие соединения, амины, аминогруппа, гомоло­гический ряд предельных аминов, изомерия цепи, поло­жения аминогруппы, анилин (обзорно), физические и хими­ческие свойства метиламина в сравнении с аммиаком (реак­ции горения, присоединения)

Анилин, пакетики анилиновых красителей

Знать состав аминов, спосо­бы получения, области при­менения.

Уметь составлять структур­ные формулы изомеров, ха­рактеризовать физические и химические свойства мети­ламина в сравнении с ам­миаком

Д: Окрашивание тканей анилиновыми красителями.

Л.р. №10 «Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов».



20

10

Аминокислоты как продукты гидролиза белков


КУ

Аминокислоты, биполярный ион, гомологический ряд, изомерия цепи, положения аминогруппы, амфотерность органических соединений, физические и химические свойства аминоуксусной ки­слоты

Коллекция: пищевые продукты, содержащие глутаминовую кислоту, ее соли, капроно-вая ткань, аптечная упаковка глицина. Синтетические волокна на основе пептидных связей.

Знать состав аминокислот, способы получения и облас­ти применения.

Уметь составлять структур­ные формулы изомеров, на­зывать их по международной номенклатуре, характеризо­вать физические и химиче­ские свойства аминоуксус­ной кислоты


Л.р. №11 «Изготовление моделей изомерных молекул состава C3H7NO2

§26, упр. 1- 2.


21-22

11-12

Белки. Нуклеиновые кислоты.


КУ

Белки, полипептиды, при­родные полимеры, пептид­ная связь, первичная, вто­ричная и третичная структу­ра белков, денатурация, цветные реакции, гидролиз

Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных, молоко, яйцо вкрутую, спиртовка. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных.


Знать состав белков, струк­туры белков, иметь понятие о денатурации.

Уметь составлять уравнения реакций образования про­стейших дипептидов и их гидролиза

Д: Модель двойной спирали ДНК. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков.

Качественные реакции на белки»

Модель двойной спирали ДНК.

Л.р. №12 «Обнаружение белка в курином яйце и молоке».

§27, 28

упр. 1-

2.


23

13

Практическая работа №1 «Идентифика-ция органических соединении»


УЗЗ

Идентификация органиче­ских соединений

стандартный набор реактивов и оборудования

Уметь идентифицировать органические вещества по качественным реакциям

Практическая работа



24-25

14-15

Кислородсодержащие соединения


КУ, УОИСЗ

Генетическая связь между классами органических соединений.

Упражнения по составлению уравнений реакций с участием углеводородов, реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами углеводородов.

Уметь применять получен­ные при изучении темы зна­ния, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий

Самостоятельная работа по ДМ (выборочно):

А. М. Радецкий,

С. В. Горбунцова,

И. Г. Хомченко



26

16

Контрольная работа №2

«Кислородсодержащие соединения»


УК

Закрепление и контроль знаний, умений и навыков по теме


Уметь применять знания, умения и навыки, получен­ные при изучении темы

Письменная работа



Тема 3. Биологически активные вещества (5 часов)

27-30

1-4

Витамины. Ферменты. Гормоны - продукт желез внутренней секреции Лекарства


КУ

Экологические проблемы, химическое производство. Лекарства, ферменты, вита­мины. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов, привыканием к ним

Образцы витаминных препаратов. Плакат или кодограмма с изображением структурных формул экстрадиола, тестостерона, адреналина, аспирина. Плакат или кодограммма с изображением структурных формул экстрадиола, тестосте­рона, адреналина, аспирина.

Знать влияние лекарствен­ных препаратов на организм человека.

Уметь оценивать влияние лекарств на орга­низм человека.

Д: Иллюстрации фотографий животных с различными форма-ми авитаминозов

Белковая природа инсулина (цветная реакция на белки).




31

5

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Химия и здо­ровье


УЗЗ

Экологические проблемы, химическое производство.


Знать способы загрязнения окружающей среды посредством отходов химических производств, позитивное и негативное влияние деятельности человека.

Уметь оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на орга­низмы человека и животных.



Д:комплект таблиц «Валеология и органическая химия»



Тема 4 «Искусственные и синтетические органические соединения» (4 часа)

32

1

Искусственные и синтетические полимеры материалы на их основе.


КУ

Высокомолекулярные соеди­нения, мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, реакции по­лимеризации и поликонденса­ции.

Классификация и строение ВМС. Пластмассы, каучуки, волокна

Знать основные понятия химии ВМС, области применения ВМС на основании их свойств.

Уметь характеризовать по­лимеры с точки зрения ос­новных понятий, составлять реакции полимеризации и поликонденсации

Д: коллекция «Волок­на», «Пласт­массы»,

«Каучу­ки». Работа с коллекци­ей пластмасс, каучуков, волокон.

Л. р. №13 «Изучение свойств термоплас-тичных полимеров»

Л.р. №14 «Обнаружение хлора в поливин-хлориде»


§25,

упр.

1-

2.


33

2

Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон».


УЗЗ, п/р

Идентификация органиче­ских соединений

стандартный набор реактивов и оборудования

Уметь идентифицировать органические вещества по качественным реакциям




34 -35

3-4

Разнообразие органических веществ. Генетическая связь между основными классами органичес-ких соединений.


УЗЗ

Причины многообразия органических веществ

Упражнения по составлению уравнений реакций с участием углеводородов

Уметь применять знания, умения и навыки, получен­ные при изучении темы





Использованы следующие условные обозначения:

- урок изучения новых знаний УИНЗ

- урок закрепления знаний УЗЗ

- комбинированный урок КУ

- урок обобщения и

систематизации знаний УОИСЗ

- урок контроля УК

- дидактический материал ДМ

- упражнение упр.

- страница с.

- контрольная работа к/р

- практическая работа п/р

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru