Календарно – тематическое планирование уроков химии 10 класс (О. С. Габриелян)
№ |
№ ур |
Тема урока |
Дата |
Тип урока |
Обязательные элементы содержания |
Оборудование |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Эксперимент (Д-демонстрацион-ный опыт, Л.р – лабораторная работа) |
Д/з |
Примеч |
Тема 1. Введение. Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их источники (10 часов) |
||||||||||
1 |
1 |
Предмет органической химии. |
|
КУ |
Органическая химия. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. |
Крахмал, известковая вода, СuО, безводный CuSO4 пробирка с газоотводной трубкой, спиртовка. |
Знать особенности состава и строения органических веществ. |
Д: Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. |
§1,2 упр. 1- 7. |
|
2 |
2 |
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. |
|
УИНЗ, КУ |
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения. Изомерия, изомеры, структурные формулы, многообразие органических веществ. |
Модели молекул Стюарта -Бриглеба, схем классифи-кации органических соединений. Воздушные шары продолговатой (Зшт.) и округлой формы (2шт). Схема образования ковалентной связи. |
Знать основные положения теории А. М. Бутлерова. Уметь доказывать положения теории на примерах неорганических и органических веществ, составлять структурные формулы изомеров |
Д: Шаростержневые и объемные модели молекул водорода, хлора, азота, воды, метана. Модель отталкивания орбиталей с помощью шаров. |
§3,4 упр. 1-4. |
|
3 |
3 |
Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь. Алканы. |
|
КУ |
Предельные углеводоро-ды, парафины, гомологи-ческий ряд, гомологи, изомерия цепи, свобод-ные радикалы, физичес-кие и химические св-ва, реакции горения, заме-щения (галогенирование), термические превращения: разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация |
Модели молекул алканов и циклоалканов: шаростержневые и объемные.
|
Знать понятия об алканах, предельных углеводородах, свободных радикалах, изомерах, гомологах, строение молекулы метана, некоторые способы получения. Уметь составлять структурные формулы изомеров, называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства метана, использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами |
Д: коллекция «Природные источники углеводородов». Л. р. №1 «Изготовление парафиновой бумаги, определение её свойств по отношению к воде и жирам». |
§5,10 11. О К. |
|
4 |
4 |
Алкены (этилен). |
|
КУ |
Непредельные углеводо-роды, алкены, двойная связь, изомерия цепи и положения двойной связи, физические и химические свойства, реакции горения, присоединения (водорода, галогенов, галогеноводородов, воды), полимеризации, качественная реакция |
Модели молекул алкенов: шаростержне-вые и объемные. |
Знать понятие об алкенах, строение молекулы этилена, некоторые св-ва получения этилена (дегидрирование этана, дегидратация этилового спирта). Уметь составлять структур-ные формулы изомеров и называть их по международ-ной номенклатуре, характе-ризовать физические и химические св-ва этилена |
Л. р. №2 «Ознакомле-ние с образцами полиэтилена и полипропилена». |
§12. упр. 1-7. |
|
5 |
5 |
Диеновые углеводороды и каучуки |
|
КУ |
Алкадиены - изопрен (2-ме- тилбутадиен-1,3), дивинил (бутадиен-1,3), физические и химические свойства, реакции горения присоединения, полимери-зации, натуральный и синтетический каучук, резина |
Таблицы и слайды, отражающие электронное и пространственное строение сопряженных диенов. |
Знать понятие об алкадие- нах, состав изопрена, бутадиена и натурального каучука, способы получения изопрена и бутадиена, области применения каучука и резины |
Д: Натуральный или синтетический каучук, образцы резины, эбонит, клей резиновый или «Момент». Л. р. №3 «Знакомство с коллекцией: «Каучук и резина». |
§14,упр. 1-11 |
|
6 |
6 |
Ацетилен, как представитель алкинов. |
|
КУ |
Алкины, ацетилен, гомологический ряд, гомологи, изомеры, тройная (кратная) связь, изомерия цепи, положения кратной связи, межклассовая, физ.и хим св-ва ацетилена: реакции горения, присоединения, тримеризации, способы получения ацетилена: карбидный, разложение метана, дегидрирование этилена |
Схема электронного и пространственного строения ацетилена. |
Знать понятия о алкинах, строение молекулы ацетилена, способы получения ацетилена. Уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характе-ризовать физические и химические свойства ацетилена |
Д: Получение ацетилена при взаимодействии карбида кальция и воды. Л.р. №4 «Изготовление моделей алкинов и их изомеров». |
§15 |
|
7 |
7 |
Бензол |
|
КУ |
Ароматические углево-дороды, арены, бензол, бензольное кольцо, физ. и хим свойства бензола (реакции горения, замещения, присоединения, токсичность бензола) |
Таблицы и слайды, отражающие электронное и пространствен-ное строение бензола. |
Знать понятие об аренах, строение молекулы бензола, способы получения бензола, токсическое влияние бензола на организм человека и животных. Уметь характеризовать физ. и химические свойства бензола.
|
Д: Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. |
§16, упр. 1, 4. |
|
8 |
8 |
Нефть как природный источник углеводородов. Переработка нефти. Бензин и понятие об октановом числе. |
|
КУ |
Природные источники углеводородов. Природный газ, нефть. Способы переработки |
Коллекция «Природные источники углеводородов». |
Знать состав природного газа, нефти, способы переработки, области применения продуктов переработки |
Д: 1. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. 2. Разделение смеси бензин-вода с помощью делительной воронки. |
§15, упр. 3-5. |
|
9 |
9 |
Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их природные источники |
|
УОИСЗ |
Предельные углеводо-роды, непредельные, ароматические, гомоло-гические ряды, изоме-рия, номенклатура. Метан, этилен, ацетилен, бутадиен-1,3, бензол. Физ и хим св-ва. Некото-рые способы получения |
Модели молекул Стюарта-Бриглеба, схема классификации органических соединений, тестовые упражнения |
Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий |
Самостоятельная работа по ДМ (выборочно): А. М. Радецкий, С. В. Горбунцова, И. Г. Хомченко |
§16 упр. 1,2,5. |
|
10 |
10 |
Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды и их природные источники» (тест) |
|
УК |
Закрепление и контроль знаний, умений и навыков |
Задания по материалам и в форме ЕГЭ |
Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы |
Письменная работа |
|
|
Тема 2. Кислородсодержащие соединения (16 часов) |
||||||||||
11 |
1 |
Углеводы. Их состав, класификация. Глюкоза, как моносахарид. |
|
УИНЗ |
Углеводы, моносахариды, глюкоза, альдегидоспирт, линейная и циклическая формы глюкозы, реакции брожения, качественная реакция |
Образцы углеводов и изделий из них. Крахмал и крахмальный клейстер, йодная настойка, растворы H2SO4, , СаСОз, NaOH, CuSO4, картофелина, ломтик белого хлеба, мука, хлпчатобумажная ткань |
Знать состав углеводов, классификацию углеводов, состав глюкозы, области применения глюкозы. Уметь характеризовать физические и химические свойства глюкозы |
Д: Взаимодействие сахарозы с Сu(ОН)2 Л.р. №6 «Знакомство с физическими свойствами глюкозы». |
§22, упр.1-6. |
|
12 |
2 |
Сахароза, крахмал, целлюлоза |
|
КУ |
Дисахариды, полисахариды, крахмал, качественная реакция на крахмал, целлюлоза, природные полимеры, гидролиз крахмала и целлюлозы |
Образцы углеводов и изделий из них. |
Знать состав сахарозы, крахмала, целлюлозы. Уметь составлять уравнение реакции гидролиза в общем виде |
Д: Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Л.р. №5 «Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге». |
§23-24, упр.1-6. |
|
13 |
3 |
Одноатомные спирты. |
|
КУ |
Одноатомные спирты, функциональная группа, гомологический ряд, гомологи, изомеры, изоме-рия цепи и положения функционалной группы. Физические и химические свойства этанола(реакции горения, замещения атома водорода в гидроксогруп-пе, замещения всей гидроксогруппы, внутри-молекулярной дегидрат-ации, качественная реакция). Способы получения этанола, области применения |
Образцы спиртов, пробирка, термометр, медная пружинка, спиртовка. |
Знать понятие об одноатомных спиртах, функциональной группе, строение молекулы этанола, способы получения этанола. Уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства этанола, использовать знания для оценки влияния алкоголя на организм человека |
Д: горение этанола; взаимодействие этанола с натрием; качественная реакция на этанол |
§17, упр.1-6. |
|
14 |
4 |
Многоатомные спирты на примере глицерина.
|
|
КУ |
Многоатомные спирты, эти ленгликоль, глицерин, реакции замещения атомов водорода в гидроксогруппе, всей гидроксогруппы, качественная реакция |
Медицинские и бытовые препараты на основе глицерина. |
Знать состав многоатомных спиртов, области применения этиленгликоля и глицерина. Уметь характеризовать физические и химические свойства глицерина |
Л.р. №7 «Растворение глицерина в воде, взаимодействие глицерина с Сu(ОН)2 |
|
|
15 |
5 |
Каменный уголь, фенол. |
|
КУ |
Фенол, фенил-радикал, реакции замещения атома водорода в гидроксо-группе и в радикале, качественная реакция |
|
Знать состав и строение молекулы фенола, некоторые способы получения, области применения. Уметь характеризовать физические и химические свойства фенола |
Д:растворимость фенола в воде при t°; качественная реакция (взаимодействие фенола с хлоридом железа II) |
|
|
16 |
6 |
Альдегиды и кетоны. |
|
КУ |
Альдегиды,карбонильная группа, гомологический ряд, изомерия, изомеры цепи, физические и химические свойства уксусного альдегида (реакции горения, присоединения, качественные реакции) |
Таблицы и слайды,
отражающие электронное и пространственное
строение альдегидов и кетонов. |
Знать состав альдегидов, понятие о карбонильной группе, способы получения уксусного альдегида, области применения. Уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства уксусного альдегида |
Д: Коллекция органических веществ: глюкоза, ванилин, ацетон, чистящее или моющее средство. Д: реакция «серебряного зеркала»; реакция со свеже- осаждённым гидро- ксидом меди (II) |
|
|
17 |
7 |
Карбоновые кислоты |
|
КУ |
Одноосновные карбоновые кислоты, карбоксильная группа, гомологический ряд, тривиальная номенклатура, изомеры, изомерия цепи, межклассовая, физические и химические свойства уксусной кислоты |
Таблицы и слайды, отражающие строение, классификацию, получение, применение карбоновых кислот |
Знать состав карбоновых кислот, понятие о карбоксильной группе, способы получения уксусной кислоты, области применения. Уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства уксусной кислоты |
Д: Коллекция органических кислот: уксусная, щавелевая, лимонная. |
|
|
18 |
8 |
Сложные эфиры и жиры. |
|
КУ |
Сложные эфиры, жиры, реакция этерификации, высшие карбоновые кислоты, гидролиз жиров, мыло |
Пластиковая пластинка из полиэтилентерефталата, кусочки ткани из полиэфирного волокна, воск, яблоко, растворитель 647 или 648. Растительное масло, кусочки твердого жира, сливочное масло, маргарин, мыло, пачка стирального порошка, жидкость для мытья посуды.
|
Знать состав сложных эфиров, нахождение в природе, области применения. Уметь составлять уравнения реакций этерификации, структурные формулы жиров, уравнения реакций получения и гидролиза жиров |
Д: 1 .Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Д.2.Получение сложного эфира. Д. 3.Отношение сливочного, подсол-нечного и машинного масел к водному раствору КМnО4 Л.р. №8 «Ознакомление с образцами сложных эфиров. Выведение жирного пятна с хлопчатобумажной ткани при помощи сложного эфира». Л.р. №9 «Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла в жесткой воде». |
|
|
19 |
9 |
Амины, анилин. |
|
УИНЗ, КУ |
Азотсодержащие соединения, амины, аминогруппа, гомологический ряд предельных аминов, изомерия цепи, положения аминогруппы, анилин (обзорно), физические и химические свойства метиламина в сравнении с аммиаком (реакции горения, присоединения) |
Анилин, пакетики анилиновых красителей |
Знать состав аминов, способы получения, области применения. Уметь составлять структурные формулы изомеров, характеризовать физические и химические свойства метиламина в сравнении с аммиаком |
Д: Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Л.р. №10 «Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов». |
|
|
20 |
10 |
Аминокислоты как продукты гидролиза белков |
|
КУ |
Аминокислоты, биполярный ион, гомологический ряд, изомерия цепи, положения аминогруппы, амфотерность органических соединений, физические и химические свойства аминоуксусной кислоты |
Коллекция: пищевые продукты, содержащие глутаминовую кислоту, ее соли, капроно-вая ткань, аптечная упаковка глицина. Синтетические волокна на основе пептидных связей. |
Знать состав аминокислот, способы получения и области применения. Уметь составлять структурные формулы изомеров, называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства аминоуксусной кислоты |
Л.р. №11 «Изготовление моделей изомерных молекул состава C3H7NO2 |
§26, упр. 1- 2. |
|
21-22 |
11-12 |
Белки. Нуклеиновые кислоты. |
|
КУ |
Белки, полипептиды, природные полимеры, пептидная связь, первичная, вторичная и третичная структура белков, денатурация, цветные реакции, гидролиз |
Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных, молоко, яйцо вкрутую, спиртовка. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных.
|
Знать состав белков, структуры белков, иметь понятие о денатурации. Уметь составлять уравнения реакций образования простейших дипептидов и их гидролиза |
Д: Модель двойной спирали ДНК. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки» Модель двойной спирали ДНК. Л.р. №12 «Обнаружение белка в курином яйце и молоке». |
§27, 28 упр. 1- 2. |
|
23 |
13 |
Практическая работа №1 «Идентифика-ция органических соединении» |
|
УЗЗ |
Идентификация органических соединений |
стандартный набор реактивов и оборудования |
Уметь идентифицировать органические вещества по качественным реакциям |
Практическая работа |
|
|
24-25 |
14-15 |
Кислородсодержащие соединения |
|
КУ, УОИСЗ |
Генетическая связь между классами органических соединений. |
Упражнения по составлению уравнений реакций с участием углеводородов, реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами углеводородов. |
Уметь применять полученные при изучении темы знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий |
Самостоятельная работа по ДМ (выборочно): А. М. Радецкий, С. В. Горбунцова, И. Г. Хомченко |
|
|
26 |
16 |
Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие соединения» |
|
УК |
Закрепление и контроль знаний, умений и навыков по теме |
|
Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы |
Письменная работа |
|
|
Тема 3. Биологически активные вещества (5 часов) |
||||||||||
27-30 |
1-4 |
Витамины. Ферменты. Гормоны - продукт желез внутренней секреции Лекарства |
|
КУ |
Экологические проблемы, химическое производство. Лекарства, ферменты, витамины. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов, привыканием к ним |
Образцы витаминных препаратов. Плакат или кодограмма с изображением структурных формул экстрадиола, тестостерона, адреналина, аспирина. Плакат или кодограммма с изображением структурных формул экстрадиола, тестостерона, адреналина, аспирина. |
Знать влияние лекарственных препаратов на организм человека. Уметь оценивать влияние лекарств на организм человека.
|
Д: Иллюстрации фотографий животных с различными форма-ми авитаминозов Белковая природа инсулина (цветная реакция на белки).
|
|
|
31 |
5 |
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Химия и здоровье |
|
УЗЗ |
Экологические проблемы, химическое производство. |
|
Знать способы загрязнения окружающей среды посредством отходов химических производств, позитивное и негативное влияние деятельности человека. Уметь оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организмы человека и животных. |
Д:комплект таблиц «Валеология и органическая химия» |
|
|
Тема 4 «Искусственные и синтетические органические соединения» (4 часа) |
||||||||||
32 |
1 |
Искусственные и синтетические полимеры материалы на их основе. |
|
КУ |
Высокомолекулярные соединения, мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, реакции полимеризации и поликонденсации. |
Классификация и строение ВМС. Пластмассы, каучуки, волокна |
Знать основные понятия химии ВМС, области применения ВМС на основании их свойств. Уметь характеризовать полимеры с точки зрения основных понятий, составлять реакции полимеризации и поликонденсации |
Д: коллекция «Волокна», «Пластмассы», «Каучуки». Работа с коллекцией пластмасс, каучуков, волокон. Л. р. №13 «Изучение свойств термоплас-тичных полимеров» Л.р. №14 «Обнаружение хлора в поливин-хлориде» |
§25, упр. 1- 2. |
|
33 |
2 |
Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон». |
|
УЗЗ, п/р |
Идентификация органических соединений |
стандартный набор реактивов и оборудования |
Уметь идентифицировать органические вещества по качественным реакциям |
|
|
|
34 -35 |
3-4 |
Разнообразие органических веществ. Генетическая связь между основными классами органичес-ких соединений. |
|
УЗЗ |
Причины многообразия органических веществ |
Упражнения по составлению уравнений реакций с участием углеводородов |
Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы |
|
|
|
Использованы следующие условные обозначения:
- урок изучения новых знаний УИНЗ
- урок закрепления знаний УЗЗ
- комбинированный урок КУ
- урок обобщения и
систематизации знаний УОИСЗ
- урок контроля УК
- дидактический материал ДМ
- упражнение упр.
- страница с.
- контрольная работа к/р
- практическая работа п/р
- Международный вебинар «Организация экологического образовательного пространства в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Рисование стеклянными шариками (Marble Painting) как нетрадиционная техника рисования для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Квест-технология: воспитание основ гражданственности и патриотизма у дошкольников в соответствии с ФОП ДО»
- Вебинар «Театр кукол и игрушек как эффективное средство эмоционально-эстетического воспитания: кукольные спектакли, игры-драматизации, эстрадные миниатюры»
- Вебинар «Сказка и театрализованно-игровая деятельность - эффективное средство интеллектуального, речевого, эмоционального, художественно-эстетического и творческого развития ребенка»
- Международный вебинар «Финансовая грамотность как одно из эффективных средств формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»