В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Рабочая программа по физической культуре

Файл прикреплен к материалу: Рабочая программа по физической культуре
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Районный отдел народного образования администрации Канашского района Чувашской Республики

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Среднетатмышская общеобразовательная средняя школа»


Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по УВР Директор школы

_________ Григорьева Е.Ю. _________ Архипова Р.Т. __ _________ 2011г.





Рабочая программа

по физической культуре

для 5 -9 классов на 2011 – 2012г.

Программный материал составлен на основе учебной программы

«Комплексанная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов»

(В.И. Лях, А.А. Зданевич. –М.: «Просвещение» 2008г.)


Рассмотрена на заседании ШМО





Автор - составитель:

Васильев Юрий Константинович

учитель физической культуры

первой квалификационной категории










Средние Татмыши

2011


Пояснительная записка.

Программа составлена на основе нормативных документов:

  • Концепция модернизации Российского образования;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Концепция содержания непрерывного образования

  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»;

  • Образовательная программа школы;

  • Положение о Рабочей программе;

  • Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по физической культуре (базовый уровень) и может применяться к учебной программе по физической культуре, для учащихся 1-11 классов(Лях В.И. Зданевич А.А. – М.: Просвещение,2008 год)

Программа направлена на изучение физической культуры на базовом уровне, для достижения следующих целей:

- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление здоровья.

- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно –оздоровительной деятельности.

-овладение технологиями современных оздоровительных систем физ.воспитания, обогащения индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упр. и базовыми видами спорта.

-освоение системы знаний о занятиях физ. \культурой, их роли и значения в формировании здорового образа жизни и соц. ориентации.

-приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физ.упр.

Содержание программного материала уроков в планировании состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Для освоения базовых основ физической культуры которой необходимы и обязательны для каждого ученика, отведено 58 часов на вариативную часть 10 часов. В связи с учетом региональных и местных особенностей образовательного учреждения, климато-географических условий, имеющейся специализации часы лыжной подготовки и вариативной части распределены для занятий спортивными играми и легкой атлетикой где по средством специальных прикладных легкоатлетических упражнений обеспечивается развитие жизненно необходимых физ. качеств, умении и навыков. Упражнение на снарядах в разделе (гимнастика) заменены другими элементами гимнастических упражнений.

Содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

обучение основам базовых видов двигательных действий;

дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);

формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Особенностями рабочей учебной программы образовательной области «Физическая культура» в основной школе являются:

  • Соотнесенность с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений

  • Направленность на реализацию принципа вариативности

  • Объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности

  • Учебное содержание каждого из разделов программы излагаются в логике от общего к частному и от частного к конкретному.


Цель учебной программы.

Целью обучения образовательной области «Физическая культура» в основной школе является формирование физической культуры личности школьника по средствам освоения основ содержания физкультурной деятельности с обще прикладной и спортивной – рекреационной направленностью.

Задачи учебной программы.

  • Расширение двигательного опыта

  • Совершенствование функциональных возможностей организма

  • Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии

  • Обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии, гигиены, профилактики травматизма, коррекции осанки.

  • Формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Демонстрировать:


Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60м. (с)

9.2

10.2

Силовые

Лазанье по канату на расстояние 6м. (с)

12

-

Прыжок в длину с места (см)

180

165

К выносливости

Кроссовый бег на 2км. (мин.с)


8.50

10.20

Передвижение на лыжах на 2км. (мин.с)

16.30

21.0

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков (с)

10.0

14.0

Челночный бег 3х10м. (с)

8.2

8.8


Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов

Классы





5кл.

6кл.

7кл.

8кл.

9кл.

Кол.

часов

ур.

Кол.

часов

ур.

Кол.

часов

ур.

Кол.

часов

ур.

Кол.

часов

Ур.


1

Основы

знаний


В процессе уроков



В процессе уроков


2

Легкая атлетика

27

1-27

27

1-27

27

1-27

27

1-27

27

1-27

3

Баскетбол

19

28-47

19

28-47

19

28-47

19

27-47

19

27-47

4

Гимнастика

15

48-62

15

48-62

15

48-62

15

48-62

15

48-62

5

Волейбол

16

63-78

16

63-78

16

63-78

16

63-78

16

63-78

6

Легкая атлетика

25

79-102

25

79-102

25

79-102

25

79-102

25

79-102


Содержание учебной программы

Учащиеся, оканчивающие основную школу, должны достиг­нуть следующего уровня физической культуры.

Знания: основы знаний о личной гигиене сна, питания, тру­да и отдыха; влияние занятий физическими упражнениями (спортивными играми, гимнастикой, легкой атлетикой, зимними видами спорта и плаванием) на системы дыхания, кровообра­щения, ЦНС и др.; основные компоненты физической культуры личности; развитие волевых и нравственных качеств; основные приемы самоконтроля; здоровый образ жизни — одна из основных ценностных ориентации; врачебный контроль во вре­мя занятий; правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; дневник самоконтроля; правила и назначение спортивных соревнований.

Двигательные умения, навыки и способности

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в рав­номерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (де­вочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать пры­жок в длину; выполнять с 9^—13 шагов разбега прыжок в вы­соту способном «перешагивание»; проплывать 50 м.

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч с 3—6 шагов разбега с соблюдением ритма; метать малый мяч с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и верти­кальную цели с 10—15 метров, метать малый мяч по медлен­но и быстро движущейся цели с 10—12 м.

В гимнастических и акробатических упражнениях: вы­полнять комбинацию из 4 элементов на перекладине (мальчи­ки) и на разновысоких брусьях (девочки); после разбега и от­талкивания от мостика прыгать через козла в длину (мальчи­ки) и в ширину (девочки); последовательно выполнять комби­нацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, со­стоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в «полушпагат»., «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).

В единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши).

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).

Физическая подготовленность: соответствовать не ниже, чем среднему уровню показателей развития основных физических способностей (см. табл. 3) с учетом региональных условий и ин­дивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: са­мостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, ко­ординации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила са­моконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

Способы поведения на занятиях по физической культуре: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопаснос­ти, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную фи­зическую подготовленность, проявлять активность, самостоятель­ность, выдержку и самообладание.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих, вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких ви­дов спорта) разрабатывает и определяет учитель.


Часть I УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Цели и задачи

На уроках физической культуры в VIX классах решают­ся основные задачи, стоящие перед школьной системой физи­ческого воспитания. Вместе с тем особенностью урочных заня­тий в этом возрасте является углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, едино­борства, плавание). Углубляются знания по личной гигиене, влиянии: занятий физическими упражнениями на основные сис­темы, организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен ве­ществ), на развитие волевых и нравственных качеств. На уро­ках физической культуры учащиеся VIX классов получают представления о физической культуре личности, ее взаимо­связи е основами здорового образа жизни, овладевают знания­ми о методике самостоятельной тренировки. Во время изуче­ния конкретных разделов программы пополняются представле­ния об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказанию первой помощи при травмах.

Одна из главнейших задач уроков — обеспечение дальней­шего всестороннего развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двига­тельных, действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизве­дения и дифференцирования силовых, временных и простран­ственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способнос­тей, а также сочетаний этих способностей.

Большое значение в подростковом возрасте придается реше­нию воспитательных задач: выработка привычки к самостоя­тельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитание ценностных ори­ентации на здоровый образ жизни. На уроках физической куль­туры учитель должен обеспечить овладение учащимися орга­низаторских навыков проведения занятий в качестве команди­ра отделения, капитана команды, судьи, содействовать форми­рованию адекватной оценки физических возможностей подростка и мотивов самосовершенствования.

Уроки физической культуры в этих классах содержат бога­тый материал для воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство от­ветственности), а также нравственных и духовных сторон лич­ности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзыв­чивость и др. Одновременно с этим учебный материал програм­мы позволяет учителю содействовать развитию психических процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления. На­чиная с пятого класса, учитель должен приступить к обуче­нию учащихся приемам саморегуляции физических и психичес­ких состояний.

    1. Организационно-методические указания

В соответствии с задачами уроков физической культуры, осо­бенностями контингента учащихся, условиями проведения заня­тий определяется содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий. Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достигается четкой постановкой общей цели физического воспитания в школе, педагогическими задачами по освоению конкретного раздела или темы программы, результатами обу­чения двигательным действиям (навыкам), освоения теоретичес­ких и методических знаний в области физической культуры, а также приобретением умений осуществлять физкультурно-оздо­ровительную и спортивную деятельность и достижения соответ­ствующего уровня двигательных способностей. Усилению моти­вации занятий на уроках способствует привлечение подростков - к судейству, руководству командой или отделением, помощи в обучении, подготовке и организации занятий, демонстрации уп­ражнений. Интерес к уроку физической культуры обеспечива­ется применением различных технических средств обучения, со­ответствующих возрасту тренажеров, нестандартного оборудова­ния, творческих заданий и самостоятельных занятий.

Обучение сложной технике основных видов спорта основы­вается на приобретенных в начальной школе простейших дви­гательных умениях и навыках. Высокое качество этого процес­са обеспечивается умелым применением подводящих и подго­товительных упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения и развития двигатель­ных способностей (проблемное и программированное обучение, метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговая тренировка и др.).

В среднем школьном возрасте (с 10—11 лет) техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В со­ответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической куль­туры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполня­ли задания на технику или тактику прежде всего правильно (т. е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий, и, наконец, к находчивости при выпол­нении упражнений в изменяющихся условиях.

В этой связи педагог должен умело переходить от методов стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам.

В свою очередь в данный период жизни детей развитие ко­ординационных способностей необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а так­же выносливости и гибкости.

Для этого на уроках учителя физической культуры должны постоянно применять обще- и специально развивающие коор­динационные упражнения и чередовать их с упражнениями, воз­действующими на указанные кондиционные способности. В от­личие от предыдущей возрастной ступени в этот период рас­ширяется арсенал методических приемов строго и не строго рег­ламентированного варьирования.

В VIX классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать в обучении движениям, при развитии двигательных способностей, осуществлении про­цесса воспитания. В этой связи для группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содер­жание, темп освоения программного материала, оценку их до­стижений. Дифференцированный и индивидуальный подход осо­бенно важен для учащихся, имеющих низкие и высокие резуль­таты в области физической культуры.

При выборе содержания и методов проведения урока необ­ходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности, которые отражены в материа­ле данной программы. При соответствующих условиях целесо­образно проводить объединения параллельных классов для раз­дельного обучения мальчиков и девочек.

В подростковом возрасте усиливается значимость обучения учащихся знаниям по физической культуре, формы передачи которых на уроке зависят от содержания самих занятий, эта­па обучения, условий проведения занятий и других факторов. Наиболее целесообразно сообщение знаний увязывать с освое­нием и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оз­доровительную и спортивную деятельность. Однако знания ста­новятся руководством к действию лишь при двух условиях: во-первых, при объективном отражении закономерностей изучае­мых двигательных действий, и, во-вторых, если они органично включены в разнообразную деятельность учащихся. Знания надо сообщать таким образом, чтобы этот процесс не влиял на дви­гательную активность учащихся. Одним из возможных методи­ческих требований к сообщению знаний является реализация в практике межпредметных связей с другими общеобразователь­ными предметами (физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.). При передаче знаний в подростковом возрасте очень важно опираться на методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализ действий партнера и др.). Усвое­ние знаний учениками надо контролировать на основе наблю­дения, устного и письменного опроса, специальных заданий по применению знаний на практике.

Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности под­ростка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим физическим и психическим возможностям.

Поэтому в процессе урочных занятий учитель должен преду­смотреть возможность удовлетворения данных потребностей. В этом смысле очень важно решать воспитательные задачи на ос­нове принципов деятельного и личностного подхода.

Для того, чтобы содействовать укреплению здоровья, уроки по физической культуре необходимо проводить преимущественно на открытом воздухе, а костюм учащегося должен удовлетво­рять погодным условиям и гигиеническим требованиям. При со­ответствующих условиях целесообразно приучать школьников за­ниматься босиком. Непосредственное решение оздоровительных задач на уроке важно увязать с воспитанием ценностных ори­ентации на здоровый образ жизни, правила соблюдения лич­ной гигиены вне стен школы.

Оценка успеваемости по физической культуре в VIX клас­сах производится на общих основаниях и включает в себя ка­чественные и количественные показатели: уровень соответству­ющих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, знания и умения осуществлять физкультурно-оздо­ровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих достиже­ний и товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственный результат. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентировать­ся на темпы продвижения ученика в развитии его двигатель­ных способностей, поощрять его стремление к самосовершенство­ванию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.

В основе построения уроков физической культуры должны лежать принципы демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми учитель должен обес­печить каждому ученику одинаковый доступ к основам физи­ческой культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем их двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре, особенно предусматривая содержание вариативной части программы, следует учитывать интересы и склонности детей.

    1. Базовая часть содержания программного материала уроков

1.3.1. Основы знаний, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

Программный материал по данным разделам можно осваи­вать как на специально отведенных уроках (1—2 ч в четвер­ти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств.

Основы знаний. Понятие о психическом и физическом здо­ровье. Здоровый образ жизни и его слагаемые (оптимальный двигательный режим; закаливание, личная гигиена, рациональ­ное питание, отказ от вредных привычек). Физическое разви­тие. Физическая подготовленность и ее слагаемые. Физические упражнения и их направленность. Понятие физической нагруз­ки и ее контроль. Личная гигиена подростков. Физиологические и психологические последствия употребления алкогольных на­питков, наркотиков. Питание и здоровье (компоненты питания, ожирения и диеты). Приемы регуляции и саморегуляции небла­гоприятных психических и физических состояний. Половое вос­питание. Предупреждение заболеваний и самоконтроль. Поня­тие о духовном и телесном совершенствовании.

Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22°С), безразличные (+20...+22°С), прохладные (+17...+20°С), хо­лодные (О...+8°С), очень холодные (ниже 0°С).

Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Пользование баней 1—2 раза в неделю. Тем­пература в парильне +70...+90°С (2—3 захода по 3—7 мин).

Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других ан­тропометрических показателей. Приемы самоконтроля физичес­ких нагрузок на выносливость, скоростной, силовой, координа­ционной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.

1.3.2. Спортивные игры

С V класса начинается систематическое обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуется преимущественно баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол (для мальчиков). При наличии тра­диций, соответствующих условий, подготовки учителя вместо указанных спортивных игр в содержание программного мате­риала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадминтон, теннис и др.).

В этом случае учитель самостоятельно разрабатывает про­граммы обучения технике и тактике избранной спортивной игры, ориентируясь на предложенную схему распределения про­граммного материала.

Обучение сложной технике игры основывается на приобре­тенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом.

По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.

Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и зада­ния с мячом создают неограниченные возможности для разви­тия прежде всего координационных (ориентирование в простран­стве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к со­гласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает мно­гостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что создается необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.

Уже с пятого класса необходимо стремиться учить детей со­гласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели под­вижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и спе­циальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).

1.3.3. Легкая атлетика

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы на­чальной школы, с пятого класса начинается систематическое обучение спринтерскому бегу, бегу на средние и длинные дис­танции, прыжкам в длину и в высоту с разбега, метаниям.

Данный материал содействует дальнейшему развитию и со­вершенствованию прежде всего кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, гибкости и выносливости) и координационных способностей (к реакциям, дифференцированию временных, про­странственных и силовых параметров движений, ориентирова­нию в пространстве, чувству ритма). Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте яв­ляется освоение согласования движений разбега с отталкива­нием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного -выпол­нения разучиваемых двигательных действий следует разнооб­разить условия выполнения, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодо­ления естественных и искусственных препятствий и т.д. для обеспечения прикладное™ и дальнейшего развития координа­ционных и кондиционных способностей. Правильное применение материала по легкой атлетике спо­собствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе со­действует укреплению здоровья, закаливанию.

Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности для обучения учащихся проводить самостоятельный контроль и оценку физи­ческой подготовленности. Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в за­висимости от наличия соответствующей материальной базы, под­готовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразным в освоении в VVII классах являются прыж­ки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с раз­бега способом «перешагивание». В VIIIIX классах можно ис­пользовать другие более сложные спортивные способы прыж­ков.

Учитывая большую доступность и естественность материала в беге, прыжках и метаниях, особое значение следует уделять формированию умения учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания

1.3.4. Гимнастика

Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в I-IV классах, обогащается, расширяется и углубляется на занятиях с учащимися средней школы. Более сложными становятся уп­ражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мяча­ми, палками, обручами, скакалками, булавами, лентами), акро­батические упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.

Большое разнообразие, возможность строго направленного воз­действия делают гимнастические упражнения незаменимым сред­ством и методом развития координационных (ритма, равнове­сия, дифференцирования пространственных, временных и сило­вых параметров движений, ориентирования в пространстве, со­гласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).

Начиная с V класса усиливается дифференцированный под­ход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса, содей­ствия эстетическому воспитанию большое значение приобрета­ет музыкальное сопровождение занятий.

После овладения отдельными элементами гимнастические уп­ражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя соче­тания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации.

Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма. В свою очередь упражнения на сна­рядах содействуют воспитанию смелости, решительности, уве­ренности. Гимнастические упражнения создают благоприятные условия для определения достижений учащихся и, как след­ствие, для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов.

Учитывая большую доступность, возможность индивидуаль­ных тренировок, гимнастические упражнения являются хорошим средством для организации и проведения самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшения осанки.


    1. Вариативная часть содержания программного материала уроков


Материал вариативной части, связанный с региональными особенностями, и время на его освоение определяют республи­канские и областные органы народного образования. Другую, со­ставляющую вариативную часть определяет сам учитель по со­гласованию с дирекцией школы. При выборе материала вариа­тивной части предпочтение следует отдавать национальным видам физических упражнений, игр, единоборств, а также име­ющим большое прикладное значение, прежде всего, упражне­ниям зимних видов спорта.


Основная направленность

Классы

VII

VIII

IX

Самостоятельные занятия


На освоение организаторскими умениями


Единоборства


На овладение техникой приемов



На развитие координационных способностей


На развитие силовых способностей и силовой выносливости


Знания

Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры.


Подготовка мест занятий. Выполнение обязанностей командира отделения, помощника судьи. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом


Стойки и передвижения в стойке


Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами страховки


Пройденный материал по приемам единоборства. Подвижные игры типа «Выталкивание из круга», «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивания в парах» и т. п.


Силовые упражнения и единоборства в парах





Виды единоборств. Правила поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий борьбой на организм человека й развитие его координационных и кондиционных способностей

Литература для учителя

1. «Физическая культура». Учебник для 5-7 классов и для 8-9 классов

общеобразовательных учреждений; Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.

2. «Тесты в физическом воспитании школьников». Пособие для учителя.

Составитель В.И.Лях.

3. «Настольная книга для учителя физической культуры». Авт.-сост. Г.И.Погодаев.

Литература для учащихся

  1. Мейксон Г. Б. и др. Физическая культура: Учебник для 5–7 классов. – М., 1997.

  2. Физическая культура: Учебник для 8–9 классов / Под ред. В. И. Ляха. – М., 2003.

  3. «Физическая культура». Учебник для 5-7 классов и для 8-9 классов

  4. общеобразовательных учреждений; Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.


  • в течение учебного года учитель может изменять и дополнять программу по своему усмотрению согласно рекомендованной программе обучения.





Районный отдел народного образования администрации Канашского района Чувашской Республики

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Среднетатмышская общеобразовательная средняя школа»


Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по УВР Директор школы

_________ Григорьева Е.Ю. _________ Архипова Р.Т. __ _________ 2011г.




Рабочая программа

по физической культуре

для 10 -11 классов на 2011 – 2012г.

Программный материал составлен на основе учебной программы

«Комплексанная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов»

(В.И. Лях, А.А. Зданевич. –М.: «Просвещение» 2008г.)


Рассмотрена на заседании ШМО







Автор - составитель:

Васильев Юрий Константинович

учитель физической культуры

первой квалификационной категории










Средние Татмыши

2011


Пояснительная записка.

Программа составлена на основе нормативных документов:

  • Концепция модернизации Российского образования;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Концепция содержания непрерывного образования

  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»;

  • Образовательная программа школы;

  • Положение о Рабочей программе;

  • Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения. Познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выборного жизненного пути.

Цели учебной программы

Целью обучения в средней (полной) школе является формирование физической культуры личности юношей и девушек посредством овладения ими основами физкультурной деятельности с профессионально прикладной направленностью.

Задачи учебной программы

  • На содействие гармоническому развитию личности, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояние стрессам

  • расширение объема знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности

  • гармонизация физической и духовной сфер

  • формирование адекватной самооценки личности

  • формирование навыков и умений использовать физическую культуру как средство воспитания подрастающего поколения

  • закрепление потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время

Демонстрировать

Физические способности

Физические упражнения

Юноши

Девушки

Скоростные

Бег 30м. (с)

5.0

5.4

Бег 100м. (с)

14.3

17.5

Силовые

Подтягивание из виса (кол-во раз)

10

-

Подтягивание в висе лежа (кол-во раз)

-

14

Прыжок в длину с места (см)

215

170

К выносливости

Кроссовый бег на 3км. (мин.с)

13.50

-

Кроссовый бег на 2км. (мин.с)

-

10.00








Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Классы

10кл.

11кл.

Кол.

часов

ур.

Кол.

часов

ур.


1

Легкая атлетика

26

1-27

26

1-27


Основы

Знаний по физической культуре

В процессе уроков


2

Спортивные игры

Баскетбол

21

28-47

21

28-47

3

Гимнастика

13

48-60

13

48-60

4

Спортивные игры

Волейбол

17

61-77

17

61-77

5

Легкая атлетика

10

78-102

10

78-102


Содержание учебной программы

Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, должны достиг­нуть следующего уровня физической культуры.

Знания: физическая культура и спорт — одно из средств всестороннего развития личности, подготовки к трудовой и об­щественной деятельности. Физическая культура — важнейшая составляющая образа жизни, физическая культура в семье. За­кономерности двигательной активности, спортивной тренировки. Способы психологической регуляции и саморегуляции.

Двигательные умения, навыки и способности.

В циклических и ациклических локомоциях: с максималь­ной скоростью пробегать 100 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 25 мин (юноши) и до 20 мин (девушки); прыгать в высоту с 9—15 м разбега одним из спор­тивных способов («согнув ноги», «перешагивание», «волна», «пе­рекидной», «флоп»); преодолевать вертикальные и горизонталь­ные препятствия без опоры и с опорой; преодолевать рекомен­дованную в программе полосу препятствий (юноши), осущест­влять челночный бег 10x10 м (юноши).

В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, дотик, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбе­га (12—15 м) в пять бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5x2,5 м с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в верти­кальную цель 1x1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши).

В гимнастических и акробатических упражнениях: выпол­нять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекла­дине (юноши), на бревне или равновысоких брусьях (девушки); выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—125 см (юноши); выполнять комбинацию из отдель­ных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее осво­енные элементы (юноши) и комбинацию из пяти ранее освоен­ных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).

В единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши).

В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексно­го упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.

Физическая подготовленность: соответствовать не ниже чем среднему уровню показателей развития физических способнос­тей (см. табл. 5) с учетом региональных условий и индивиду­альных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: ис­пользовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществить коррекцию недостатков физического раз­вития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревно­вании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

Способы, поведения на занятиях физическими упражнени­ями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности, сознательно тренироваться и стре­миться к возможно лучшему результату на соревнованиях.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры другой составляющей вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному одного из нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.

  1. Базовая часть содержания программного материала уроков

    1. Основы знаний, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

Основы знаний. Здоровье телесное и духовное, их взаимосвязь. Здоровый образ жизни и его слагаемые. Здоровый образ жизни и будущая трудовая деятельность. Физическая культу­ра личности, спорт, спортивные тренировки. Биомеханические ос­новы техники физических упражнений. Личная гигиена. Употребление наркотиков, алкогольных напитков и продолжение рода, наследственность, социологические аспекты. Питание и здоровье (энерготраты). Основы семейной жизни и половое воспитание. Системы оздоровительной физической культуры в разных странах. Физическое воспитание в семье. Понятие о духовном и) телесном совершенствовании.

Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней.. Дозировка данных процедур указана в программах IIX классов. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей юношей и девушек.

Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Ауто­генная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.

Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных ранее.

1.2. Легкая атлетика

В XXI классах продолжается работа по совершенство­ванию техники спринтерского и длительного, бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных способностей (ориенти­рование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования основных пара­метров движений). Увеличивается процент упражнений, сопря­женно воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают черты тренировки.

По сравнению с основной школой увеличивается длина сприн­терских дистанций, время длительного бега, длина разбега и спо­собы в прыжках и метаниях. С юношами и девушками продол­жается углубленное изучение освоенных в VIIIIX классах раз­личных спортивных способов прыжков. При наличии условий и обеспечения техники безопасности допустимо ознакомление стар­шеклассников с техникой прыжка с шестом, тройным прыжком. В качестве метательных снарядов можно использовать не только мячи и гранаты, но и копье, диск, ядро, молот.

Для обеспечения большей прикладности, разностороннего воз­действия на кондиционные и координационные способности ре­комендуется чаще проводить занятия на местности, в условиях преодоления естественных и искусственных препятствий. К тому же занятия на открытом воздухе обеспечивают выраженный оз­доровительный эффект, способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.

На уроках по легкой атлетике следует создавать условия для воспитания у учащихся стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Выпол­нение трудных, но посильных заданий по развитию физических способностей, особенно выносливости, создает благоприятные ус­ловия для воспитания нравственных и волевых качеств.

На уроках физической культуры следует давать знания и выра­батывать умения творчески применять освоенные легкоатлетические упражнения в беге, прыжках и метаниях с тем расчетом, чтобы использовать их во время самостоятельных тренировок, во время внеклассных занятий в школе и дома В занятиях с юношами сле­дует предусмотреть необходимость использования материала по лег­кой атлетике для подготовки их к службе в армии.

1.3. Спортивные игры

В X-XI классах продолжается углубленное изучение од­ной из спортивных игр1, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведения, броски и др.), защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств. Учитывая, что к X классу учащиеся владеют техникой основных приемов (с мячом и без мяча), увеличивается значимость упражнений с мячом для сопряженного воздействия на технику, тактику, развитие способностей. Больший удельный вес приобретают игровой и соревновательный методы.

Наряду с совершенствованием ранее усвоенных приемов и взаимодействий в X-XI классах продолжается овладение более сложными приемами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями.

В процессе занятий необходимо больше использовать индивиду­альные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами, при развитии тех либо других двигательных способностей. Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, включая на станциях упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных коорди­национных и кондиционных способностей, совершенствование основных приемов.

В старшем школьном возрасте увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Вместе с тем к командным тактическим действиям следует приступать тогда, когда учащиеся хорошо овладеют групповыми взаимодей­ствиями в нападении и защите. В противном случае учащийся может попросту не освоить требуемое тактическое упражнение или закрепить неправильные координации.

Осваивать программный материал можно последовательно в те­чение всего времени, отведенного на спортивные игры, или в два этапа.

1.4. Гимнастика

В старших классах продолжается более углубленное изуче­ние и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены новые для освоения гимнастические упраж­нения.

На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах; в занятиях с де­вушками — более сложные упражнения с предметами: булавами, скакалкой, обручем, мячом и комбинации этих упражнений.

Большей координационной сложностью отмечаются общеразвива­ющие упражнения без предметов. Это достигается путем соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнени­ями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими уп­ражнениями, объединенными в различные комбинации.

Гимнастические упражнения, включенные в программу старших классов, направлены прежде всего на развитие силы, силовой и ско­ростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их от­личает большая избирательная направленность. Материал програм­мы включает также большой набор упражнений, влияющих на раз­витие различных координационных способностей и гибкости.

Гимнастические упражнения для юношей имеют большое при­кладное значение для подготовки их к будущей трудовой дея­тельности и службе в армии. Материал для девушек содержит" упражнения для воспитания грациозности, красоты движений, способствует развитию мышечных групп,, играющих большую роль в выполнении функции материнства.

Во время уроков учитель должен обращать внимание учащихся на большие возможности гимнастических упражнений не только в Развитии физических способностей, но и в воспитании волевых ка­честв (особенно в упражнениях на снарядах), формировании краси­ли осанки, фигуры, походки, поа В этих целях он сообщает необ­ходимые сведения о влиянии гимнастических упражнений и об осо­бенностях методики самостоятельных занятий.


2. Вариативная часть содержания программного материала уроков

Материал вариативной части, связанный с региональными и национальными особенностями, и время на его освоение определяют республиканские и областные органы народного образования. Другую, составляющую вариативную часть определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы. При выборам материала вариативной части предпочтение следует отдавать национальным видам физических упражнений, игр, единоборств а также имеющим большое прикладное значение, прежде всего упражнениям зимних видов спорта.



Основная направленность

Классы

X

XI

Самостоятельные занятия


На освоение организаторскими умениями



Единоборства


На овладение техникой приемов



На развитие координационных способностей


На развитие силовых способностей и силовой выносливости


Знания

Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры.


Подготовка мест занятий. Выполнение обязанностей командира отделения, помощника судьи. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом


Стойки и передвижения в стойке


Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами страховки


Пройденный материал по приемам единоборства. Подвижные игры типа «Выталкивание из круга», «Бой петухов», «Перетягивания в парах» и т. п.


Силовые упражнения и единоборства в парах





Виды единоборств. Правила поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий борьбой на организм человека й развитие его координационных и кондиционных способностей


Литература для учителя

1. «Физическая культура». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений;

Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.

2. «Тесты в физическом воспитании школьников». Пособие для учителя.

Составитель В.И.Лях.

3. «Настольная книга для учителя физической культуры». Авт.-сост. Г.И.Погодаев.

Литература для учащихся

«Физическая культура». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных

учреждений; Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.


  • в течение учебного года учитель может изменять и дополнять программу по своему усмотрению согласно рекомендованной программе обучения.


1

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подробнее
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru