В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учение с увлечением

Файл прикреплен к материалу: Учение с увлечением
Войдите для скачивания файлов

Поясняющая записка.


Август. Скоро в школу! Да, именно так, с восклицательным знаком произносят эту фразу в конце лета 80% учеников, а остальные 20% просто стесняются об этом сказать вслух. Вечерами рассматриваются тетради и учебники, примеряется новый рюкзачок, строятся планы на будущее по предметам, в том числе, и по математике.

Проходит месяц, а, иногда, несколько учебных дней, и вот уже глаза с тоской смотрят на часы: «Скорей бы звонок», появляются первые двойки за невыполненное домашнее задание, накапливается непонятый материал, появляется непреодолимое желание прогулять тот или иной урок.

Я сейчас пишу о слабоуспевающих детях. Именно им посвящаются рифмованные, мнемонические правила.

Сколько раз в своей педагогической практике я сталкивалась с тем, что ученик, на уроке не понимающий, куда же поставить в ответе ЗАПЯТУЮ (из-за этого и проблемы дисциплины, и т.д., и т.п.), терпеливо и корректно объясняет мне , как выбрать дрова для костра, как грамотно спускаться с горы на лыжах. Не критикует, и даже тени усмешки и недовольства не вижу в его глазах. Наоборот, подбадривает и верит в то, что все у меня получится.

На днях была свидетелем такой сцены:

Моя подруга, заведующая д/с, (кстати, отличник народного образования) купила компьютер. Установила около шкафа. Никак не может разобраться, как работать с мышкой, когда нажимать на левую, когда на правую кнопки. Рядом стоит молодой парнишка, объясняющий ей «в сотый раз» одну и ту же комбинацию. После очередного неверного хода подруга отчаялась: «Никогда я не научусь, бестолковая …» Вдруг парень радостно: «Шкаф, шкаф!», делая намек на то, что надо на правую кнопку нажимать (правая ближе к шкафу расположена).

Потом мы с подругой посмеялись от души, но проблема-то была для нее таким образом решена.

А нам, ПЕДАГОГАМ, слабо так же обращаться с «бесперспективными» учениками? Искать разные приемчики, чтобы позволить им чувствовать себя комфортно на уроке и достойно зарабатывать хотя бы три балла.

И, самое главное, не ощущать себя ущербными.





















































Одно из мнений читателей (Сеть творческих учителей):


Автор: Михайлова Ирина Викторовна

Тема сообщения:
Обсуждение документа "Мукконен Т.П. Учение с увлечением."

Текст сообщения:
re: >Замечательно. Смешные стишки, и они помогают запомнить правила.

Учение с увлечением.

Каждый охотник

желает знать,

где сидит фазан .

«Иван рубил дрова, Варвара топила печь», «Это я знаю и помню прекрасно», «Уж замуж невтерпеж», «Ежик путь найти помоЖет - скорость на время надо УМНОЖИТЬ» и т.д. Каждый из нас, читая эти предложения, вспоминает спектр цветов радуги, число ПИ, падежи, формулу. Такие методические приемы позволяют разнообразить учебный процесс, вовлекают в него большинство учеников класса.

При изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» очень помогает правило: «Складываю я или вычитаю, запятую по линейке проверяю». Спасибо автору строк, к сожалению, не помню фамилии.

Я своих одиннадцатиклассников никак не могла заставить рисовать единичную окружность при решении тригонометрических уравнений. Они все время смотрели на таблицу на стене. И вот однажды, посмотрев на привычное место, обнаружили на месте тригонометрического круга надпись: «ДРУЖОК, РИСУЙ КРУЖОК». Им было некоторое время весело, а потом пришлось выполнять работу в тетрадях правильно (постоянно рисуя единичную окружность). В конце учебного года ребята мне сказали спасибо за то, что шпаргалка по тригонометрии на экзамене им не понадобится, с помощью круга многое можно вспомнить и решить.

В классе есть не только хорошо успевающие ученики. Как сделать для остальных, не очень интересующихся, процесс усвоения полезным и значимым?

Стала учить 5-классников, и появились проблемы: не учили правила, допускали ошибки при сложении и вычитании десятичных дробей. Нашла правило в стихотворной форме – дело пошло на лад. Дальше сама начала что-то придумывать, даже пели они мне про умножение десятичных дробей.

Гарри Лорейн в своей книге «Как развить сверхмощную память» утверждает, что «…Способность запоминать может развить в себе каждый, кто попробует усвоить определенные мнемонические правила. Все сводится к формированию ассоциативных пар, связывающих понятия…. Нелепые , причудливые, изощренные и вообще далекие друг от друга образы создают самые надежные ассоциации…»



Некоторые «несуразицы»

позволяющие ассоциативно запомнить

формулу косинуса разности двух углов.

Cos(α-β)=cos α cos β + sin α sin β

Эту формулу надо уметь доказывать. Остальные из нее выводятся. Помогают вспомнить доказательство окружность единичного радиуса (тригонометрическая окружность) и следующее предложение: «Скалярное произведение передает привет, КОСИНУСУ РАЗНОСТИ дает ответ».

«Коси коса плюссини…» COSi COSa плюс(+) SINi(формула вспоминается быстро).


Следующие правила (кроме вышеназванного о запятой при сложении десятичных дробей) в рифмованном виде мы с учениками придумали и используем на уроках и на внеклассных мероприятиях по математике.






Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел


Складывая числа, я смотрю на знаки:

Знаки мне о многом говорят!




- дружба - , и в ответе -

(Модули прибавлю, будет все о’кей!)






- спорит с +, + ворчит на -

Кто из них главнее? Ну-ка, отними!

И «ХОЗЯИН-барин» знак в ответе ставит,

И ПЯТЕРКА весело в мой дневник летит!

Слабо? -(-7)-(-(-3))-5+2+(-6)-(-(-6)+3)-5-(-8)+1=?

***

(помогает слабоуспевающим детям запомнить следующие формулы)

Ёжик ПУТЬ найти поможет,

СКОРОСТЬ на ВРЕМЯ надо умножить.

(буква Ж –намек на действие )


(однажды ко мне в 5-м классе подошла после уроков девочка с просьбой помочь решить задачу. В глазах –такая тоска).

Умираю от тоски –

СКОРОСТЬ надо мне найти.

ПУТЬ на ВРЕМЯ разделю,

Эту тему полюблю!

(помогает избежать ошибок при сокращении дробей)

Если я читаю как ПРОИЗВЕДЕНИЕ,

Значит, может следовать дроби СОКРАЩЕНИЕ.

ОБЩИЙ МНОЖИТЕЛЬ найдем,

Дроби сократим с умом.

***

Осень. После проверки самостоятельной работы обнаружила, что тема практически всеми учениками не усвоена. Была очень рассержена. Попались- бы они (деточки) мне под горячую руку. Утром захожу в класс, подхожу к окну и говорю:

Поздняя осень, грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели.

Дали решить уравнение одно:

Грустную думу наводит оно.

Мало кто в классе смог верно решить,

Тему придется сейчас… (сделала паузу, и класс –хором)

ПОВТОРИТЬ!


может, пригодится на уроке; разрядить обстановку, настроить на работу.

Умножение десятичных дробей.

Ч

(3)

(1)





(4)


тобы правильно умножить,

Надо мудро поступить,

И про эти запятые

Нам сначала позабыть.

Числа верно перемножил?!

-Запятая, место знай!

И ее на сумму знаков

Смело влево ты сдвигай.

-Сумму знаков как найти?

-На примерчик посмотри!


Деление десятичных дробей

Запятая в делителе нам не нужна,

На сколько знаков она «пошла»?

Целая часть делится,

Запятая ставится.

Дальше деление делается,

И это нам очень нравится!




Пропорция

Верное равенство двух отношений-

Это пропорции определение.

12 : 4 = 27 :9 0,8/1,2 = 6/9.

Основное свойство, смелее в бой,

Неизвестный член нам открой.

Крайний надо найти нам, а как?

«С точка С двоеточие К

Средний мы ищем меньше недели-

«К точка К и на С мы разделим!»

Учитель доволен, рады и мы!

Эти пропорции очень важны!















Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Дроби хочешь ты сложить

и пятерку получить?

Н.О.З скорей найди,

Дроби ты к нему сведи!

Числители складывай, дружок,

И получишь пирожок.

Н.О.З. – наш господин,

Он всегда, всегда один!

  • А умножить дроби как?

- О, совсем, совсем не так!







Умножение и деление чисел с разными знаками


Умножать я не боюсь,

- на - будет +!

- на + или + на -

какая разница,

будет -!









СклаДываю - ДА!

УмНожаю - НА!

Правила не путаю!

«НА когда ДА!»












Сложение десятичных дробей

(из журнала «Математика в школе», автору этих строк –спасибо)


Складываю я

или вычитаю,

Запятую

по линейке

проверяю!




Признаки делимости на 2, 10, 5, 3, 9.

Я смотрю, смотрю на число:

-На что же делится оно?

-Последнюю цифру надо взять,

Если на 10, на 2 или 5!

-А если на 9 и на 3 ?

-Сумму цифр тогда смотри!!






Сравнение положительных и отрицательных чисел.

Координатная прямая поможет числа нам сравнить.

Какое больше, то П Р А В Е Е !

Л


-9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Е В Е Е - меньше, стало быть




Решение линейных уравнений

3*(2х – 4) – 5*(-7 – 6х) = -3+ (3 – 2х) – (-8 – 8х)


1).Дали тебе уравнение решить:

если есть скобки, их надо раскрыть!


6х 6х – 12 + 35 + 30х = -3 + 3 – 2х +8 +8х

2).Кто заблудился?

А, ну-ка, домой!


6х – 12 + 35 + 30х = -3 + 3 – 2х + 8 + 8х


ЗНАК свой забудь, п о м е н я й на другой!

6х + 30х + 8х = + 12 35 – 3 + 3 + 8


3).Слева- считаем, справа- считаем,

Правило грамотно мы применяем.

30х = -15

4).Что же осталось нам совершить?

Верно, на КОЭФФИЦИЕНТ РАЗДЕЛИТЬ.

30х = -15/: 30

х = -0,5

5).КОРНИ нашли, УРАВНЕНИЕ решили,

И про ОТВЕТ мы с тобой не забыли.


Ответ: х = - 0,5

Сомнение гложет? Проверка поможет!





Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru