В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Элективный курс «За свое здоровье ты в ответе сам»

Войдите для скачивания файлов

Автор: Разумовскова Надежда Валерьевна

Квалификационная категория: 1

Место проживания: хутор Верхние Липки Фроловского района Волгоградской области

Название учебного заведения: МБОУ «Верхнелиповская основная общеобразовательная школа»

Дисциплина: физическая культура

Название: Элективный курс «За свое здоровье ты в ответе сам»

Класс: 9

Продолжительность урока: 40 минут



































Пояснительная записка

Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Элективный курс по физической культуре для предпрофильной подготовки учащихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения.

Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю).

Срок реализации программы: 1 учебный год.

Курс тесно связан с предметом ОБЖ, применим в любых общеобразовательных школах для подростков 13- 16 лет.

Элективный курс «За свое здоровье ты в ответе сам» поможет школьникам дать научные ответы на такие волнующие вопросы: «как сохранить здоровье?», «как правильно закаляться?», «как правильно составить комплекс утренней гимнастики?», познакомиться с такими оздоровительными системами, как йога, дыхательная гимнастика Стрельниковой, массаж и самомассаж, «Детка» П. Иванова. Самим оценить уровень своего здоровья, сделать выводы, разработать рекомендации.

Цели программы:

1. Научить выполнять антропометрические измерения и обрабатывать данные.

2. Познакомить с оздоровительными системами: йогой, аэробикой и фитнессом, дыхательной гимнастикой Стрельниковой и Бутейко, «Детка» П. Иванова.

3. Развивать творческие способности в составлении комплексов упражнений, а так же компьютерных презентаций.

4. Воспитывать культуру отношения к своему здоровью.

Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:

  • Провести антропометрические измерения, проанализировать их.

  • На практике изучить упражнения из йоги, дыхательной гимнастики, аэробики.

  • Ознакомиться с приемами и методами массажа и самомассажа, закаливания.

  • Изучить теоретический материал на лекционных и семинарских занятиях по темам «Слагаемые здоровья», система «Детка», «Основы правильного питания» и другим.

  • По итогам курса подготовить и защитить презентацию по выбранной теме.

Рекомендуемые формы организации занятий:

  • лекции

  • семинарские занятия

  • анкетирование

  • практические занятия

  • оформление и защита исследовательских работ учащихся

При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа).

В процессе изучения данного курса школьники будут уметь:

  • проводить простейшие антропометрические измерения,

  • составлять выводы и рекомендации по сохранению своего здоровья,

  • выполнять основные элементы оздоровительных систем: асаны (из йоги), дыхательные упражнения, гимнастику для глаз,

  • выполнять простейшие виды массажа и самомассажа,

  • составлять несложные комплексы упражнений для фитнеса и аэробики, утренней зарядки,

  • проводить подвижные игры на улице.

Выполнив программу элективного курса «За свое здоровье ты в ответе сам» школьники будут знать:

  • причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;

  • мотивы, факторы и слагаемые здорового образа жизни;

  • принципы правильного питания;

  • пути формирования здорового образа жизни;

  • систему построения комплексов утренней гимнастики, гимнастики для глаз;

  • различные виды дыхательной гимнастики и ее влияние на организм;

  • правила организации подвижных игр.

Формы подведения итогов реализации программы курса: защита мультимедийных презентаций.

Рекомендации по применению программы:

Следует учитывать, что изучение практической части некоторых тем:

«Антропометрические показатели», «Йога», «Аэробика и фитнес», «Утренняя гимнастика» требует организации их в специализированном помещении, спортзале или в медицинском кабинете: «Массаж и самомассаж», а практическое занятие по теме «Основы правильного питания», где необходимо приготовить одно блюдо, рекомендую проводить в помещении столовой.

Перед практическими работами учащиеся должны одеть специальную форму одежды и обуви: спортивная, при занятиях спортивной направленности, и косынку, фартук при кулинарной. Пройти краткий инструктаж по технике безопасности.

Допускается перестановка тем (связано с погодными условиями).


Тематический план



Наименование курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля




Лекц.

Практ.

Семин.


1.

Введение

1

1




2

Антропометрические показатели

2

2


Т, ВН

3

Слагаемые здоровья

2

1


1


4

Оздоровительные системы.

2

1


1

СЗ

5

Йога, как средство оздоровления организма

2

1

1



6

Дыхательная гимнастика.

3

1

2


О

7

Аэробика и фитнес

3

1

2



8

Утренняя гимнастика

1


1



9

Массаж и самомассаж

1


1


О

10

Система «Детка» Иванова П.К.

1

1




11

Закаливание

3

2

1


КР

12

Гимнастика для глаз

1


1



13

Основы правильного питания

3

1

1

1

СЗ

14

Подвижные игры на свежем воздухе

4

1

3



15

Методические рекомендации по составлению презентации. по итогам курса .Индивидуальная работа.

3

1

2


П

16

Защита презентации

2


2


З


ИТОГО:

34

13

19

3



Примечание: Т – тестирование; О – опрос; СЗ – семинарское занятие;

КР – контрольная работа; З – зачёт, – тестирование, О – опрос, ВН – выполнение норматива, П – подготовка презентации








Содержание программы

Тема 1 Введение. (1 ч)

Знакомство с программой элективного курса, зачетными требованиями, тематикой семинарских занятий и контрольных работ. Цели, задачи курса, его роль в образовании.

Тема 2 Антропометрические показатели. (2 ч)

Тестирование «Я и мое здоровье».(Приложение1) Возрастные особенности детей и подростков. Типы телосложения. Нормы роста, веса подростков. Способы измерения.

Практическая работа: Выполнение антропометрических измерений

Практическая работа: Сдача нормативов. Заполнение личной карточки учащегося. Анализ данных, написание выводов.

Тема 3. Слагаемые, факторы, влияющие на здоровье (2 ч)

Понятие «здоровье». Современный подход к понятию «здоровье». Функциональные резервы организма и физические упражнения. Физические упражнения и система иммунитета Понятия «здоровый организм», «предболезнь», «болезнь», «гигиена». Движение – основное условие жизнедеятельности растущего организма. Дневник планирования и учета самостоятельных занятий физкультурой и спортом. Дневник самоконтроля физического состояния и работоспособности спортсмена.

Семинарское занятие «Механизмы оздоровительного действия физических упражнений»

Тема 4. Оздоровительные системы(2 ч)

Знакомство с оздоровительными системами. Обзорная лекция по теме. Хатха-йога, пилатес, стретчинг, фитнес, шейпинг и др. системы.

Семинарское занятие «Средства и методы достижения духовно ­нравственного, физического и психического благополучия».

Тема 5. Йога, как средство оздоровления организма Основные положения системы. (2 ч).

Практическая работа: Асаны. Дыхательные упражнения. Упражнения для релаксации.

Тема 6. Дыхательная гимнастика (3 ч)

Внешнее дыхание и оценка физической работоспособности. Типы дыхания. Жизненный объем легких. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Глубокое дыхание по К.П. Бутейко. Аппарат Фролова.

Практическая работа: Выполнение упражнений дыхательной гимнастики А.Н Стрельниковой.

Практическая работа: Дыхание по Бутейко.

Тема 7. Аэробика и фитнес. (3 ч)

Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья. Механизмы оздоровительного действия физических упражнений. Правила построения тренировки. Виды аэробики и фитнесса: степ – аэробика, упражнения на мячах, и др.

Практическая работа: Комплексы упражнений для поддержания гибкости и коррекции фигуры.

Практическая работа: Выполнение комплекса упражнений на фитнес боле.

Тема 8. Утренняя гимнастика (1 ч)

Значение утренней гимнастики в оздоровлении организма.

Практическая работа: Составление и выполнение комплекса утренней гимнастики.

Тема 9. Массаж и самомассаж (1 ч)

Виды массажа и их назначение. Массаж и лечебная физкультура. Точечный массаж при простудных заболеваниях.

Практическая работа: Самомассаж.

Тема 10. Оздоровительная система «Детка» Порфирия Иванова. (1 ч). Основные принципы оздоровительной системы. Достоинства и недостатки. Порфирий Иванов – немного о биографии.

Тема 11. Закаливание (3 ч)

Принципы, правила закаливания. Виды закаливания. Оздоровительные эффекты процедур. Воздушные, водные процедуры. Контрастные закаливающие процедуры. Практическая работа: Составление собственного плана закаливания с учетом всех принципов.

Контрольная работа. «Закаливание»

Тема 12. Гимнастика для глаз (1 ч)

Строение и функции глаза. Влияние компьютера и телевизора на зрение.

Практическая работа: Разучивание комплекса упражнений.

Тема 13. Основы правильного питания (3 ч)

Правильное питание – фактор здорового образа жизни. Рациональное питание. Питание школьника, спортсмена. Для чего нужны витамины. Водный баланс в организме человека. Диетическое питание. О пользе и вреде диет.

Практическая работа: Составление «рационального» меню, приготовление полезных блюд.

Семинарское занятие: «Правильное питание – залог хорошего здоровья»

Тема 14 . Подвижные игры на свежем воздухе (4 ч)

Правила организации подвижных игр на улице. Классификация подвижных игр. Практическая работа: Подвижные игры на площадке: «Встречная эстафета», «Мяч ловцу» «Бег с промежуточным финишем», «Вьюнок», «Волейбол с выбыванием»

Тема 15. Методические рекомендации по составлению презентации. по итогам курса (3 ч).

Знакомство с программой «Презентация Microsoft Power Point». Как правильно и эстетично сделать презентацию. Литература. Индивидуальная и групповая работа.

Практическая работа: Разъяснение, помощь в составлении презентаций. Подготовка к защите.

Темы:

- Йога и здоровье человека

- Закаляемся по правилам

- Современные оздоровительные системы

- Влияние компьютеров на здоровье человека

- Оздоровительные системы, проверенные временем

- Дышим правильно

- Игры наших предков

- Выходи играть во двор!

- Правильное питание – залог хорошего здоровья

- 10 самых полезных продуктов

- Делаем массаж по всем правилам

Тема 16. Защита презентаций.(2 ч)

Практическая работа: Защита презентаций. Подведение итогов курса.




















Тематический план практических работ

Тематика практических работ

Кол-во

часов

приложения


Тема 2. Антропометрические показатели

2



1.

«Выполнение антропометрических измерений»

1

Приложение №2


2.

«Сдача нормативов. Заполнение личной карточки учащегося. Анализ данных, написание выводов»

1

Приложение №3


Тема 5. Йога, как средство оздоровления организма.

1



3

Асаны. Дыхательные упражнения. Упражнения для релаксации.

1

Приложение №4


Тема 6. Дыхательная гимнастика

2



4

Выполнение упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой.

1

Приложение №5


5

Дыхание по Бутейко.


Приложение №6


Тема 7. Аэробика и фитнес.

2



6

Разучивание комплекса упражнений для поддержания гибкости и коррекции фигуры

1

Приложение №7


7

Выполнение комплекса упражнений на фитнес боле

1

Приложение №8


Тема 8. Утренняя гимнастика

1



8

Составление и выполнение комплекса утренней гимнастики

1

Приложение №9


Тема 9. Массаж и самомассаж

1



9

Самомассаж

1

Приложение №10


Тема 11. Закаливание

1



10

Составление собственного плана закаливания с учетом всех принципов.

1

Приложение №12


Тема 12. Гимнастика для глаз.

1



11

Разучивание комплекса упражнений

1

Приложение №13


Тема 13. Основы правильного питания.

1



12

Составление «рационального» меню, приготовление полезных блюд.

1

Приложение №14


Тема 14 . Подвижные игры на свежем воздухе

3



13

Подвижные игры «Лапта», «Веселая эстафета», «Поиск сокровищ», «Охотники и утки», «Флажки», «Казаки-разбойники»

3

Приложение №15


Тема 15. Методические рекомендации по составлению презентации по итогам курса

2



14

Знакомство с программой «Презентация Microsoft PowerPoint».

1

Приложение №16


15

Разъяснение, помощь в составлении презентаций. Подготовка к защите

1

Приложение №17


Тема 16. Защита презентаций

2



16

Защита презентаций

2

Приложение №18



ИТОГО:

19






Тематический план

семинарских занятий


Тема

Количество

часов

1

«Механизмы оздоровительного действия физических упражнений»

1

2

«Средства и методы достижения духовно ­нравственного, физического и психического благополучия».

1

3

Правильное питание – залог хорошего здоровья

1


Тема 1 Механизмы оздоровительного действия физических упражнений

Основные вопросы для обсуждения:

1. Движение – жизнь?

2. Физиологические основы оздоровительного воздействия физических упражнений.


Тема для самостоятельного изучения: «Современные системы оздоровления организма» (Брэгг, Семенова, Неумывакин, Малахов, Норбеков и др.)


Литература ля учащихся:

1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье (укрепление организма): Печатная тетрадь. – СПб: Детствопресс, 2000.

2.Смолевский В.М, Ивлев Б.К «Нетрадиционные виды гимнастики» Москва, «Просвещение» 1992 .

Интернет ресурсы:

http://lib.sportedu.ru/

http://sportzal.com/

http://www.ozdorovis.ru/


Тема 2. Средства и методы достижения духовно ­нравственного, физического и психического благополучия.

Основные вопросы для обсуждения:

1. Современные и традиционные оздоровительные системы.

2. Средства и методы достижения духовно ­нравственного, физического и психического благополучия.

Тема для самостоятельного изучения: «Современные системы оздоровления организма» (Брэгг, Семенова, Неумывакин, Малахов, Норбеков и др.)


Литература ля учащихся:

1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье (укрепление организма): Печатная тетрадь. – СПб: Детствопресс, 2000.

2.Смолевский В.М, Ивлев Б.К. «Нетрадиционные виды гимнастики»: Москва, «Просвещение» 1992 .

Интернет ресурсы:

http://lib.sportedu.ru/

http://sportzal.com/

http://www.ozdorovis.ru/




Тема 3. Правильное питание – залог хорошего здоровья.

Основные вопросы для обсуждения:

1. Для чего мы едим?

2. Роль белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности человека.


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Посты и диеты, вред или польза?


Литература ля учащихся:

1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье (укрепление организма): Печатная тетрадь. – СПб: Детствопресс, 2000.

2. В.П. Похлебкин Уроки здоровья М «Просвещение» 1992 г

3. Ю.Ф. Змановский. Воспитываем детей здоровыми. Москва «Медицина», 1989

4. Физическая культура. 5-6 -7 классы. Учебник Москва «Просвещение», 1996.

5. Майорова Н.П. «Обучение жизненно – важным навыкам» Изд. «Образование и культура. 2002 г

Интернет ресурсы:

http://lib.sportedu.ru /

http://sportzal.com/

http://www.ozdorovis.ru/




















Литература

Для учащихся

1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье (укрепление организма): Печатная тетрадь. – СПб.: Детствопресс, 2000.
2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье (регуляция психики). – СПб.: Детствопресс, 2000.

3. В.Г.Яковлев. В.П.Ратников «Подвижные игры». Москва. «Просвещение» 2001 г.

4. Попов С.В. Валеология в школе и дома ( О физическом благополучии школьников).-СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.

5. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. Москва. Медицина.1991.


Для учителей

1. Азарных Т.Д., Тыртышников И.М. Психическое здоровье (вопросы валеологии). – М.: Московский психолого­социальный институт, 1999.
2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Киев: Здоровье, 2000.
3. Воронцова И.М., Беленький Л.А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - СПб., 1990. - С. 27.

4. Дубровский В.И. Все виды массажа. – М.: Молодая гвардия, 1993.
5. Коглер А. Йога для спортсменов (секреты олимпийского тренера). – М.: Гранд, 2002.
6. Иванченко В.Г. Тайны русского закала.- М., 1991. - С. 31.

7. Куинджи Н.Н. Валеология (Пути формирования здоровья школьников). – М.: Аспект­Пресс, 2000.
8. . Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Владос­пресс, 2002.
9.Назаренко Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя. – М.: Аркти, 2003.
10. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы конф.- Дубна, 1992. - С. 115.

11. Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. - М., 1988. - С. 102.

Ужегов Г.Н. Биоритмы. Хорошие и плохие дни в вашей жизни. – Ростов­наДону: Феникс, 2000.
12. Чумаков Б.Н. Валеология: курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2000.


Интернет ресурсы: для учителей и учеников


www.sportedu.ru,

www.kondopoga.ru,

www.yoga.vnd.ru.

http://rueyes.com/exercises/vse-v-vashix-rukax-gimnastika-dlya-glaz,

http://www.massage.ru/,

http://www.olyalya.ru/,

http://www.solnet.ee/

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru