В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Элективный курс «За свое здоровье ты в ответе сам»

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Автор: Разумовскова Надежда Валерьевна

Квалификационная категория: 1

Место проживания: хутор Верхние Липки Фроловского района Волгоградской области

Название учебного заведения: МБОУ «Верхнелиповская основная общеобразовательная школа»

Дисциплина: физическая культура

Название: Элективный курс «За свое здоровье ты в ответе сам»

Класс: 9

Продолжительность урока: 40 минут



































Пояснительная записка

Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Элективный курс по физической культуре для предпрофильной подготовки учащихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения.

Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю).

Срок реализации программы: 1 учебный год.

Курс тесно связан с предметом ОБЖ, применим в любых общеобразовательных школах для подростков 13- 16 лет.

Элективный курс «За свое здоровье ты в ответе сам» поможет школьникам дать научные ответы на такие волнующие вопросы: «как сохранить здоровье?», «как правильно закаляться?», «как правильно составить комплекс утренней гимнастики?», познакомиться с такими оздоровительными системами, как йога, дыхательная гимнастика Стрельниковой, массаж и самомассаж, «Детка» П. Иванова. Самим оценить уровень своего здоровья, сделать выводы, разработать рекомендации.

Цели программы:

1. Научить выполнять антропометрические измерения и обрабатывать данные.

2. Познакомить с оздоровительными системами: йогой, аэробикой и фитнессом, дыхательной гимнастикой Стрельниковой и Бутейко, «Детка» П. Иванова.

3. Развивать творческие способности в составлении комплексов упражнений, а так же компьютерных презентаций.

4. Воспитывать культуру отношения к своему здоровью.

Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:

  • Провести антропометрические измерения, проанализировать их.

  • На практике изучить упражнения из йоги, дыхательной гимнастики, аэробики.

  • Ознакомиться с приемами и методами массажа и самомассажа, закаливания.

  • Изучить теоретический материал на лекционных и семинарских занятиях по темам «Слагаемые здоровья», система «Детка», «Основы правильного питания» и другим.

  • По итогам курса подготовить и защитить презентацию по выбранной теме.

Рекомендуемые формы организации занятий:

  • лекции

  • семинарские занятия

  • анкетирование

  • практические занятия

  • оформление и защита исследовательских работ учащихся

При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа).

В процессе изучения данного курса школьники будут уметь:

  • проводить простейшие антропометрические измерения,

  • составлять выводы и рекомендации по сохранению своего здоровья,

  • выполнять основные элементы оздоровительных систем: асаны (из йоги), дыхательные упражнения, гимнастику для глаз,

  • выполнять простейшие виды массажа и самомассажа,

  • составлять несложные комплексы упражнений для фитнеса и аэробики, утренней зарядки,

  • проводить подвижные игры на улице.

Выполнив программу элективного курса «За свое здоровье ты в ответе сам» школьники будут знать:

  • причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;

  • мотивы, факторы и слагаемые здорового образа жизни;

  • принципы правильного питания;

  • пути формирования здорового образа жизни;

  • систему построения комплексов утренней гимнастики, гимнастики для глаз;

  • различные виды дыхательной гимнастики и ее влияние на организм;

  • правила организации подвижных игр.

Формы подведения итогов реализации программы курса: защита мультимедийных презентаций.

Рекомендации по применению программы:

Следует учитывать, что изучение практической части некоторых тем:

«Антропометрические показатели», «Йога», «Аэробика и фитнес», «Утренняя гимнастика» требует организации их в специализированном помещении, спортзале или в медицинском кабинете: «Массаж и самомассаж», а практическое занятие по теме «Основы правильного питания», где необходимо приготовить одно блюдо, рекомендую проводить в помещении столовой.

Перед практическими работами учащиеся должны одеть специальную форму одежды и обуви: спортивная, при занятиях спортивной направленности, и косынку, фартук при кулинарной. Пройти краткий инструктаж по технике безопасности.

Допускается перестановка тем (связано с погодными условиями).


Тематический план



Наименование курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля




Лекц.

Практ.

Семин.


1.

Введение

1

1




2

Антропометрические показатели

2

2


Т, ВН

3

Слагаемые здоровья

2

1


1


4

Оздоровительные системы.

2

1


1

СЗ

5

Йога, как средство оздоровления организма

2

1

1



6

Дыхательная гимнастика.

3

1

2


О

7

Аэробика и фитнес

3

1

2



8

Утренняя гимнастика

1


1



9

Массаж и самомассаж

1


1


О

10

Система «Детка» Иванова П.К.

1

1




11

Закаливание

3

2

1


КР

12

Гимнастика для глаз

1


1



13

Основы правильного питания

3

1

1

1

СЗ

14

Подвижные игры на свежем воздухе

4

1

3



15

Методические рекомендации по составлению презентации. по итогам курса .Индивидуальная работа.

3

1

2


П

16

Защита презентации

2


2


З


ИТОГО:

34

13

19

3



Примечание: Т – тестирование; О – опрос; СЗ – семинарское занятие;

КР – контрольная работа; З – зачёт, – тестирование, О – опрос, ВН – выполнение норматива, П – подготовка презентации








Содержание программы

Тема 1 Введение. (1 ч)

Знакомство с программой элективного курса, зачетными требованиями, тематикой семинарских занятий и контрольных работ. Цели, задачи курса, его роль в образовании.

Тема 2 Антропометрические показатели. (2 ч)

Тестирование «Я и мое здоровье».(Приложение1) Возрастные особенности детей и подростков. Типы телосложения. Нормы роста, веса подростков. Способы измерения.

Практическая работа: Выполнение антропометрических измерений

Практическая работа: Сдача нормативов. Заполнение личной карточки учащегося. Анализ данных, написание выводов.

Тема 3. Слагаемые, факторы, влияющие на здоровье (2 ч)

Понятие «здоровье». Современный подход к понятию «здоровье». Функциональные резервы организма и физические упражнения. Физические упражнения и система иммунитета Понятия «здоровый организм», «предболезнь», «болезнь», «гигиена». Движение – основное условие жизнедеятельности растущего организма. Дневник планирования и учета самостоятельных занятий физкультурой и спортом. Дневник самоконтроля физического состояния и работоспособности спортсмена.

Семинарское занятие «Механизмы оздоровительного действия физических упражнений»

Тема 4. Оздоровительные системы(2 ч)

Знакомство с оздоровительными системами. Обзорная лекция по теме. Хатха-йога, пилатес, стретчинг, фитнес, шейпинг и др. системы.

Семинарское занятие «Средства и методы достижения духовно ­нравственного, физического и психического благополучия».

Тема 5. Йога, как средство оздоровления организма Основные положения системы. (2 ч).

Практическая работа: Асаны. Дыхательные упражнения. Упражнения для релаксации.

Тема 6. Дыхательная гимнастика (3 ч)

Внешнее дыхание и оценка физической работоспособности. Типы дыхания. Жизненный объем легких. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Глубокое дыхание по К.П. Бутейко. Аппарат Фролова.

Практическая работа: Выполнение упражнений дыхательной гимнастики А.Н Стрельниковой.

Практическая работа: Дыхание по Бутейко.

Тема 7. Аэробика и фитнес. (3 ч)

Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья. Механизмы оздоровительного действия физических упражнений. Правила построения тренировки. Виды аэробики и фитнесса: степ – аэробика, упражнения на мячах, и др.

Практическая работа: Комплексы упражнений для поддержания гибкости и коррекции фигуры.

Практическая работа: Выполнение комплекса упражнений на фитнес боле.

Тема 8. Утренняя гимнастика (1 ч)

Значение утренней гимнастики в оздоровлении организма.

Практическая работа: Составление и выполнение комплекса утренней гимнастики.

Тема 9. Массаж и самомассаж (1 ч)

Виды массажа и их назначение. Массаж и лечебная физкультура. Точечный массаж при простудных заболеваниях.

Практическая работа: Самомассаж.

Тема 10. Оздоровительная система «Детка» Порфирия Иванова. (1 ч). Основные принципы оздоровительной системы. Достоинства и недостатки. Порфирий Иванов – немного о биографии.

Тема 11. Закаливание (3 ч)

Принципы, правила закаливания. Виды закаливания. Оздоровительные эффекты процедур. Воздушные, водные процедуры. Контрастные закаливающие процедуры. Практическая работа: Составление собственного плана закаливания с учетом всех принципов.

Контрольная работа. «Закаливание»

Тема 12. Гимнастика для глаз (1 ч)

Строение и функции глаза. Влияние компьютера и телевизора на зрение.

Практическая работа: Разучивание комплекса упражнений.

Тема 13. Основы правильного питания (3 ч)

Правильное питание – фактор здорового образа жизни. Рациональное питание. Питание школьника, спортсмена. Для чего нужны витамины. Водный баланс в организме человека. Диетическое питание. О пользе и вреде диет.

Практическая работа: Составление «рационального» меню, приготовление полезных блюд.

Семинарское занятие: «Правильное питание – залог хорошего здоровья»

Тема 14 . Подвижные игры на свежем воздухе (4 ч)

Правила организации подвижных игр на улице. Классификация подвижных игр. Практическая работа: Подвижные игры на площадке: «Встречная эстафета», «Мяч ловцу» «Бег с промежуточным финишем», «Вьюнок», «Волейбол с выбыванием»

Тема 15. Методические рекомендации по составлению презентации. по итогам курса (3 ч).

Знакомство с программой «Презентация Microsoft Power Point». Как правильно и эстетично сделать презентацию. Литература. Индивидуальная и групповая работа.

Практическая работа: Разъяснение, помощь в составлении презентаций. Подготовка к защите.

Темы:

- Йога и здоровье человека

- Закаляемся по правилам

- Современные оздоровительные системы

- Влияние компьютеров на здоровье человека

- Оздоровительные системы, проверенные временем

- Дышим правильно

- Игры наших предков

- Выходи играть во двор!

- Правильное питание – залог хорошего здоровья

- 10 самых полезных продуктов

- Делаем массаж по всем правилам

Тема 16. Защита презентаций.(2 ч)

Практическая работа: Защита презентаций. Подведение итогов курса.




















Тематический план практических работ

Тематика практических работ

Кол-во

часов

приложения


Тема 2. Антропометрические показатели

2



1.

«Выполнение антропометрических измерений»

1

Приложение №2


2.

«Сдача нормативов. Заполнение личной карточки учащегося. Анализ данных, написание выводов»

1

Приложение №3


Тема 5. Йога, как средство оздоровления организма.

1



3

Асаны. Дыхательные упражнения. Упражнения для релаксации.

1

Приложение №4


Тема 6. Дыхательная гимнастика

2



4

Выполнение упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой.

1

Приложение №5


5

Дыхание по Бутейко.


Приложение №6


Тема 7. Аэробика и фитнес.

2



6

Разучивание комплекса упражнений для поддержания гибкости и коррекции фигуры

1

Приложение №7


7

Выполнение комплекса упражнений на фитнес боле

1

Приложение №8


Тема 8. Утренняя гимнастика

1



8

Составление и выполнение комплекса утренней гимнастики

1

Приложение №9


Тема 9. Массаж и самомассаж

1



9

Самомассаж

1

Приложение №10


Тема 11. Закаливание

1



10

Составление собственного плана закаливания с учетом всех принципов.

1

Приложение №12


Тема 12. Гимнастика для глаз.

1



11

Разучивание комплекса упражнений

1

Приложение №13


Тема 13. Основы правильного питания.

1



12

Составление «рационального» меню, приготовление полезных блюд.

1

Приложение №14


Тема 14 . Подвижные игры на свежем воздухе

3



13

Подвижные игры «Лапта», «Веселая эстафета», «Поиск сокровищ», «Охотники и утки», «Флажки», «Казаки-разбойники»

3

Приложение №15


Тема 15. Методические рекомендации по составлению презентации по итогам курса

2



14

Знакомство с программой «Презентация Microsoft PowerPoint».

1

Приложение №16


15

Разъяснение, помощь в составлении презентаций. Подготовка к защите

1

Приложение №17


Тема 16. Защита презентаций

2



16

Защита презентаций

2

Приложение №18



ИТОГО:

19






Тематический план

семинарских занятий


Тема

Количество

часов

1

«Механизмы оздоровительного действия физических упражнений»

1

2

«Средства и методы достижения духовно ­нравственного, физического и психического благополучия».

1

3

Правильное питание – залог хорошего здоровья

1


Тема 1 Механизмы оздоровительного действия физических упражнений

Основные вопросы для обсуждения:

1. Движение – жизнь?

2. Физиологические основы оздоровительного воздействия физических упражнений.


Тема для самостоятельного изучения: «Современные системы оздоровления организма» (Брэгг, Семенова, Неумывакин, Малахов, Норбеков и др.)


Литература ля учащихся:

1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье (укрепление организма): Печатная тетрадь. – СПб: Детствопресс, 2000.

2.Смолевский В.М, Ивлев Б.К «Нетрадиционные виды гимнастики» Москва, «Просвещение» 1992 .

Интернет ресурсы:

http://lib.sportedu.ru/

http://sportzal.com/

http://www.ozdorovis.ru/


Тема 2. Средства и методы достижения духовно ­нравственного, физического и психического благополучия.

Основные вопросы для обсуждения:

1. Современные и традиционные оздоровительные системы.

2. Средства и методы достижения духовно ­нравственного, физического и психического благополучия.

Тема для самостоятельного изучения: «Современные системы оздоровления организма» (Брэгг, Семенова, Неумывакин, Малахов, Норбеков и др.)


Литература ля учащихся:

1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье (укрепление организма): Печатная тетрадь. – СПб: Детствопресс, 2000.

2.Смолевский В.М, Ивлев Б.К. «Нетрадиционные виды гимнастики»: Москва, «Просвещение» 1992 .

Интернет ресурсы:

http://lib.sportedu.ru/

http://sportzal.com/

http://www.ozdorovis.ru/




Тема 3. Правильное питание – залог хорошего здоровья.

Основные вопросы для обсуждения:

1. Для чего мы едим?

2. Роль белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности человека.


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Посты и диеты, вред или польза?


Литература ля учащихся:

1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье (укрепление организма): Печатная тетрадь. – СПб: Детствопресс, 2000.

2. В.П. Похлебкин Уроки здоровья М «Просвещение» 1992 г

3. Ю.Ф. Змановский. Воспитываем детей здоровыми. Москва «Медицина», 1989

4. Физическая культура. 5-6 -7 классы. Учебник Москва «Просвещение», 1996.

5. Майорова Н.П. «Обучение жизненно – важным навыкам» Изд. «Образование и культура. 2002 г

Интернет ресурсы:

http://lib.sportedu.ru /

http://sportzal.com/

http://www.ozdorovis.ru/




















Литература

Для учащихся

1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье (укрепление организма): Печатная тетрадь. – СПб.: Детствопресс, 2000.
2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье (регуляция психики). – СПб.: Детствопресс, 2000.

3. В.Г.Яковлев. В.П.Ратников «Подвижные игры». Москва. «Просвещение» 2001 г.

4. Попов С.В. Валеология в школе и дома ( О физическом благополучии школьников).-СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.

5. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. Москва. Медицина.1991.


Для учителей

1. Азарных Т.Д., Тыртышников И.М. Психическое здоровье (вопросы валеологии). – М.: Московский психолого­социальный институт, 1999.
2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Киев: Здоровье, 2000.
3. Воронцова И.М., Беленький Л.А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - СПб., 1990. - С. 27.

4. Дубровский В.И. Все виды массажа. – М.: Молодая гвардия, 1993.
5. Коглер А. Йога для спортсменов (секреты олимпийского тренера). – М.: Гранд, 2002.
6. Иванченко В.Г. Тайны русского закала.- М., 1991. - С. 31.

7. Куинджи Н.Н. Валеология (Пути формирования здоровья школьников). – М.: Аспект­Пресс, 2000.
8. . Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Владос­пресс, 2002.
9.Назаренко Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя. – М.: Аркти, 2003.
10. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы конф.- Дубна, 1992. - С. 115.

11. Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. - М., 1988. - С. 102.

Ужегов Г.Н. Биоритмы. Хорошие и плохие дни в вашей жизни. – Ростов­наДону: Феникс, 2000.
12. Чумаков Б.Н. Валеология: курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2000.


Интернет ресурсы: для учителей и учеников


www.sportedu.ru,

www.kondopoga.ru,

www.yoga.vnd.ru.

http://rueyes.com/exercises/vse-v-vashix-rukax-gimnastika-dlya-glaz,

http://www.massage.ru/,

http://www.olyalya.ru/,

http://www.solnet.ee/

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос