Автор: Разумовскова Надежда Валерьевна
Квалификационная категория: 1
Место проживания: хутор Верхние Липки Фроловского района Волгоградской области
Название учебного заведения: МБОУ «Верхнелиповская основная общеобразовательная школа»
Дисциплина: физическая культура
Название: Элективный курс «За свое здоровье ты в ответе сам»
Класс: 9
Продолжительность урока: 40 минут
Пояснительная записка
Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.
Элективный курс по физической культуре для предпрофильной подготовки учащихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения.
Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю).
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Курс тесно связан с предметом ОБЖ, применим в любых общеобразовательных школах для подростков 13- 16 лет.
Элективный курс «За свое здоровье ты в ответе сам» поможет школьникам дать научные ответы на такие волнующие вопросы: «как сохранить здоровье?», «как правильно закаляться?», «как правильно составить комплекс утренней гимнастики?», познакомиться с такими оздоровительными системами, как йога, дыхательная гимнастика Стрельниковой, массаж и самомассаж, «Детка» П. Иванова. Самим оценить уровень своего здоровья, сделать выводы, разработать рекомендации.
Цели программы:
1. Научить выполнять антропометрические измерения и обрабатывать данные.
2. Познакомить с оздоровительными системами: йогой, аэробикой и фитнессом, дыхательной гимнастикой Стрельниковой и Бутейко, «Детка» П. Иванова.
3. Развивать творческие способности в составлении комплексов упражнений, а так же компьютерных презентаций.
4. Воспитывать культуру отношения к своему здоровью.
Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:
-
Провести антропометрические измерения, проанализировать их.
-
На практике изучить упражнения из йоги, дыхательной гимнастики, аэробики.
-
Ознакомиться с приемами и методами массажа и самомассажа, закаливания.
-
Изучить теоретический материал на лекционных и семинарских занятиях по темам «Слагаемые здоровья», система «Детка», «Основы правильного питания» и другим.
-
По итогам курса подготовить и защитить презентацию по выбранной теме.
Рекомендуемые формы организации занятий:
-
лекции
-
семинарские занятия
-
анкетирование
-
практические занятия
-
оформление и защита исследовательских работ учащихся
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа).
В процессе изучения данного курса школьники будут уметь:
-
проводить простейшие антропометрические измерения,
-
составлять выводы и рекомендации по сохранению своего здоровья,
-
выполнять основные элементы оздоровительных систем: асаны (из йоги), дыхательные упражнения, гимнастику для глаз,
-
выполнять простейшие виды массажа и самомассажа,
-
составлять несложные комплексы упражнений для фитнеса и аэробики, утренней зарядки,
-
проводить подвижные игры на улице.
Выполнив программу элективного курса «За свое здоровье ты в ответе сам» школьники будут знать:
-
причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
-
мотивы, факторы и слагаемые здорового образа жизни;
-
принципы правильного питания;
-
пути формирования здорового образа жизни;
-
систему построения комплексов утренней гимнастики, гимнастики для глаз;
-
различные виды дыхательной гимнастики и ее влияние на организм;
-
правила организации подвижных игр.
Формы подведения итогов реализации программы курса: защита мультимедийных презентаций.
Рекомендации по применению программы:
Следует учитывать, что изучение практической части некоторых тем:
«Антропометрические показатели», «Йога», «Аэробика и фитнес», «Утренняя гимнастика» требует организации их в специализированном помещении, спортзале или в медицинском кабинете: «Массаж и самомассаж», а практическое занятие по теме «Основы правильного питания», где необходимо приготовить одно блюдо, рекомендую проводить в помещении столовой.
Перед практическими работами учащиеся должны одеть специальную форму одежды и обуви: спортивная, при занятиях спортивной направленности, и косынку, фартук при кулинарной. Пройти краткий инструктаж по технике безопасности.
Допускается перестановка тем (связано с погодными условиями).
Тематический план
№ |
Наименование курса |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
|
|
|
Лекц. |
Практ. |
Семин. |
|
1. |
Введение |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
Антропометрические показатели |
2 |
|
2 |
|
Т, ВН |
3 |
Слагаемые здоровья |
2 |
1 |
|
1 |
|
4 |
Оздоровительные системы. |
2 |
1 |
|
1 |
СЗ |
5 |
Йога, как средство оздоровления организма |
2 |
1 |
1 |
|
|
6 |
Дыхательная гимнастика. |
3 |
1 |
2 |
|
О |
7 |
Аэробика и фитнес |
3 |
1 |
2 |
|
|
8 |
Утренняя гимнастика |
1 |
|
1 |
|
|
9 |
Массаж и самомассаж |
1 |
|
1 |
|
О |
10 |
Система «Детка» Иванова П.К. |
1 |
1 |
|
|
|
11 |
Закаливание |
3 |
2 |
1 |
|
КР |
12 |
Гимнастика для глаз |
1 |
|
1 |
|
|
13 |
Основы правильного питания |
3 |
1 |
1 |
1 |
СЗ |
14 |
Подвижные игры на свежем воздухе |
4 |
1 |
3 |
|
|
15 |
Методические рекомендации по составлению презентации. по итогам курса .Индивидуальная работа. |
3 |
1 |
2 |
|
П |
16 |
Защита презентации |
2 |
|
2 |
|
З |
|
ИТОГО: |
34 |
13 |
19 |
3 |
|
Примечание: Т – тестирование; О – опрос; СЗ – семинарское занятие;
КР – контрольная работа; З – зачёт, – тестирование, О – опрос, ВН – выполнение норматива, П – подготовка презентации
Содержание программы
Тема 1 Введение. (1 ч)
Знакомство с программой элективного курса, зачетными требованиями, тематикой семинарских занятий и контрольных работ. Цели, задачи курса, его роль в образовании.
Тема 2 Антропометрические показатели. (2 ч)
Тестирование «Я и мое здоровье».(Приложение1) Возрастные особенности детей и подростков. Типы телосложения. Нормы роста, веса подростков. Способы измерения.
Практическая работа: Выполнение антропометрических измерений
Практическая работа: Сдача нормативов. Заполнение личной карточки учащегося. Анализ данных, написание выводов.
Тема 3. Слагаемые, факторы, влияющие на здоровье (2 ч)
Понятие «здоровье». Современный подход к понятию «здоровье». Функциональные резервы организма и физические упражнения. Физические упражнения и система иммунитета Понятия «здоровый организм», «предболезнь», «болезнь», «гигиена». Движение – основное условие жизнедеятельности растущего организма. Дневник планирования и учета самостоятельных занятий физкультурой и спортом. Дневник самоконтроля физического состояния и работоспособности спортсмена.
Семинарское занятие «Механизмы оздоровительного действия физических упражнений»
Тема 4. Оздоровительные системы(2 ч)
Знакомство с оздоровительными системами. Обзорная лекция по теме. Хатха-йога, пилатес, стретчинг, фитнес, шейпинг и др. системы.
Семинарское занятие «Средства и методы достижения духовно нравственного, физического и психического благополучия».
Тема 5. Йога, как средство оздоровления организма Основные положения системы. (2 ч).
Практическая работа: Асаны. Дыхательные упражнения. Упражнения для релаксации.
Тема 6. Дыхательная гимнастика (3 ч)
Внешнее дыхание и оценка физической работоспособности. Типы дыхания. Жизненный объем легких. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Глубокое дыхание по К.П. Бутейко. Аппарат Фролова.
Практическая работа: Выполнение упражнений дыхательной гимнастики А.Н Стрельниковой.
Практическая работа: Дыхание по Бутейко.
Тема 7. Аэробика и фитнес. (3 ч)
Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья. Механизмы оздоровительного действия физических упражнений. Правила построения тренировки. Виды аэробики и фитнесса: степ – аэробика, упражнения на мячах, и др.
Практическая работа: Комплексы упражнений для поддержания гибкости и коррекции фигуры.
Практическая работа: Выполнение комплекса упражнений на фитнес боле.
Тема 8. Утренняя гимнастика (1 ч)
Значение утренней гимнастики в оздоровлении организма.
Практическая работа: Составление и выполнение комплекса утренней гимнастики.
Тема 9. Массаж и самомассаж (1 ч)
Виды массажа и их назначение. Массаж и лечебная физкультура. Точечный массаж при простудных заболеваниях.
Практическая работа: Самомассаж.
Тема 10. Оздоровительная система «Детка» Порфирия Иванова. (1 ч). Основные принципы оздоровительной системы. Достоинства и недостатки. Порфирий Иванов – немного о биографии.
Тема 11. Закаливание (3 ч)
Принципы, правила закаливания. Виды закаливания. Оздоровительные эффекты процедур. Воздушные, водные процедуры. Контрастные закаливающие процедуры. Практическая работа: Составление собственного плана закаливания с учетом всех принципов.
Контрольная работа. «Закаливание»
Тема 12. Гимнастика для глаз (1 ч)
Строение и функции глаза. Влияние компьютера и телевизора на зрение.
Практическая работа: Разучивание комплекса упражнений.
Тема 13. Основы правильного питания (3 ч)
Правильное питание – фактор здорового образа жизни. Рациональное питание. Питание школьника, спортсмена. Для чего нужны витамины. Водный баланс в организме человека. Диетическое питание. О пользе и вреде диет.
Практическая работа: Составление «рационального» меню, приготовление полезных блюд.
Семинарское занятие: «Правильное питание – залог хорошего здоровья»
Тема 14 . Подвижные игры на свежем воздухе (4 ч)
Правила организации подвижных игр на улице. Классификация подвижных игр. Практическая работа: Подвижные игры на площадке: «Встречная эстафета», «Мяч ловцу» «Бег с промежуточным финишем», «Вьюнок», «Волейбол с выбыванием»
Тема 15. Методические рекомендации по составлению презентации. по итогам курса (3 ч).
Знакомство с программой «Презентация Microsoft Power Point». Как правильно и эстетично сделать презентацию. Литература. Индивидуальная и групповая работа.
Практическая работа: Разъяснение, помощь в составлении презентаций. Подготовка к защите.
Темы:
- Йога и здоровье человека
- Закаляемся по правилам
- Современные оздоровительные системы
- Влияние компьютеров на здоровье человека
- Оздоровительные системы, проверенные временем
- Дышим правильно
- Игры наших предков
- Выходи играть во двор!
- Правильное питание – залог хорошего здоровья
- 10 самых полезных продуктов
- Делаем массаж по всем правилам
Тема 16. Защита презентаций.(2 ч)
Практическая работа: Защита презентаций. Подведение итогов курса.
Тематический план практических работ
№
|
Тематика практических работ |
Кол-во часов |
№ приложения |
|
|
Тема 2. Антропометрические показатели |
2 |
|
|
||
1. |
«Выполнение антропометрических измерений» |
1 |
Приложение №2 |
|
|
2. |
«Сдача нормативов. Заполнение личной карточки учащегося. Анализ данных, написание выводов» |
1 |
Приложение №3 |
|
|
Тема 5. Йога, как средство оздоровления организма. |
1 |
|
|
||
3 |
Асаны. Дыхательные упражнения. Упражнения для релаксации. |
1 |
Приложение №4 |
|
|
Тема 6. Дыхательная гимнастика |
2 |
|
|
||
4 |
Выполнение упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой. |
1 |
Приложение №5 |
|
|
5 |
Дыхание по Бутейко. |
|
Приложение №6 |
|
|
Тема 7. Аэробика и фитнес. |
2 |
|
|
||
6 |
Разучивание комплекса упражнений для поддержания гибкости и коррекции фигуры |
1 |
Приложение №7 |
|
|
7 |
Выполнение комплекса упражнений на фитнес боле |
1 |
Приложение №8 |
|
|
Тема 8. Утренняя гимнастика |
1 |
|
|
||
8 |
Составление и выполнение комплекса утренней гимнастики |
1 |
Приложение №9 |
|
|
Тема 9. Массаж и самомассаж |
1 |
|
|
||
9 |
Самомассаж |
1 |
Приложение №10 |
|
|
Тема 11. Закаливание |
1 |
|
|
||
10 |
Составление собственного плана закаливания с учетом всех принципов. |
1 |
Приложение №12 |
|
|
Тема 12. Гимнастика для глаз. |
1 |
|
|
||
11 |
Разучивание комплекса упражнений |
1 |
Приложение №13 |
|
|
Тема 13. Основы правильного питания. |
1 |
|
|
||
12 |
Составление «рационального» меню, приготовление полезных блюд. |
1 |
Приложение №14 |
|
|
Тема 14 . Подвижные игры на свежем воздухе |
3 |
|
|
||
13 |
Подвижные игры «Лапта», «Веселая эстафета», «Поиск сокровищ», «Охотники и утки», «Флажки», «Казаки-разбойники» |
3 |
Приложение №15 |
|
|
Тема 15. Методические рекомендации по составлению презентации по итогам курса |
2 |
|
|
||
14 |
Знакомство с программой «Презентация Microsoft PowerPoint». |
1 |
Приложение №16 |
|
|
15 |
Разъяснение, помощь в составлении презентаций. Подготовка к защите |
1 |
Приложение №17 |
|
|
Тема 16. Защита презентаций |
2 |
|
|
||
16 |
Защита презентаций |
2 |
Приложение №18 |
|
|
|
ИТОГО: |
19 |
|
|
Тематический план
семинарских занятий
№
|
Тема |
Количество часов |
1 |
«Механизмы оздоровительного действия физических упражнений» |
1 |
2 |
«Средства и методы достижения духовно нравственного, физического и психического благополучия». |
1 |
3 |
Правильное питание – залог хорошего здоровья |
1 |
Тема 1 Механизмы оздоровительного действия физических упражнений
Основные вопросы для обсуждения:
1. Движение – жизнь?
2. Физиологические основы оздоровительного воздействия физических упражнений.
Тема для самостоятельного изучения: «Современные системы оздоровления организма» (Брэгг, Семенова, Неумывакин, Малахов, Норбеков и др.)
Литература ля учащихся:
1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье (укрепление организма): Печатная тетрадь. – СПб: Детствопресс, 2000.
2.Смолевский В.М, Ивлев Б.К «Нетрадиционные виды гимнастики» Москва, «Просвещение» 1992 .
Интернет ресурсы:
Тема 2. Средства и методы достижения духовно нравственного, физического и психического благополучия.
Основные вопросы для обсуждения:
1. Современные и традиционные оздоровительные системы.
2. Средства и методы достижения духовно нравственного, физического и психического благополучия.
Тема для самостоятельного изучения: «Современные системы оздоровления организма» (Брэгг, Семенова, Неумывакин, Малахов, Норбеков и др.)
Литература ля учащихся:
1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье (укрепление организма): Печатная тетрадь. – СПб: Детствопресс, 2000.
2.Смолевский В.М, Ивлев Б.К. «Нетрадиционные виды гимнастики»: Москва, «Просвещение» 1992 .
Интернет ресурсы:
Тема 3. Правильное питание – залог хорошего здоровья.
Основные вопросы для обсуждения:
1. Для чего мы едим?
2. Роль белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности человека.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Посты и диеты, вред или польза?
Литература ля учащихся:
1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье (укрепление организма): Печатная тетрадь. – СПб: Детствопресс, 2000.
2. В.П. Похлебкин Уроки здоровья М «Просвещение» 1992 г
3. Ю.Ф. Змановский. Воспитываем детей здоровыми. Москва «Медицина», 1989
4. Физическая культура. 5-6 -7 классы. Учебник Москва «Просвещение», 1996.
5. Майорова Н.П. «Обучение жизненно – важным навыкам» Изд. «Образование и культура. 2002 г
Интернет ресурсы:
http://lib.sportedu.ru /
Литература
Для учащихся
1.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье
(укрепление организма): Печатная тетрадь.
– СПб.: Детствопресс, 2000.
2. Зайцев Г.К.,
Зайцев А.Г. Твое здоровье (регуляция
психики). – СПб.: Детствопресс, 2000.
3. В.Г.Яковлев. В.П.Ратников «Подвижные игры». Москва. «Просвещение» 2001 г.
4. Попов С.В. Валеология в школе и дома ( О физическом благополучии школьников).-СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.
5. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. Москва. Медицина.1991.
Для учителей
1.
Азарных Т.Д., Тыртышников И.М. Психическое
здоровье (вопросы валеологии). – М.:
Московский психологосоциальный
институт, 1999.
2. Апанасенко Г.Л., Попова
Л.А. Медицинская валеология. – Киев:
Здоровье, 2000.
3. Воронцова И.М., Беленький
Л.А. Закаливание детей с применением
интенсивных методов. Метод. рекомендации.
- СПб., 1990. - С. 27.
4.
Дубровский В.И. Все виды массажа. – М.:
Молодая гвардия, 1993.
5. Коглер А. Йога
для спортсменов (секреты олимпийского
тренера). – М.: Гранд, 2002.
6. Иванченко
В.Г. Тайны русского закала.- М., 1991. - С.
31.
7.
Куинджи Н.Н. Валеология (Пути формирования
здоровья школьников). – М.: АспектПресс,
2000.
8. . Назаренко Л.Д. Оздоровительные
основы физических упражнений. – М.:
Владоспресс, 2002.
9.Назаренко Н.К.
Здоровьесберегающие образовательные
технологии в работе учителя. – М.: Аркти,
2003.
10. Традиционные и нетрадиционные
методы оздоровления детей. Материалы
конф.- Дубна, 1992. - С. 115.
11. Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. - М., 1988. - С. 102.
Ужегов
Г.Н. Биоритмы. Хорошие и плохие дни в
вашей жизни. – РостовнаДону: Феникс,
2000.
12. Чумаков Б.Н. Валеология: курс
лекций. – М.: Педагогическое общество
России, 2000.
Интернет
ресурсы: для учителей и учеников
http://rueyes.com/exercises/vse-v-vashix-rukax-gimnastika-dlya-glaz,
- Вебинар «Театр кукол и игрушек как эффективное средство эмоционально-эстетического воспитания: кукольные спектакли, игры-драматизации, эстрадные миниатюры»
- Международный вебинар «Начальные этапы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с РАС: реализация ФГОС ДО и ФАОП ДО»
- Вебинар «Рисование скотчем как нетрадиционная техника рисования в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Международный вебинар «Создание программ летного отдыха, культурно-досуговых мероприятий с использованием цифровых платформ»
- Вебинар «Развитие социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в процессе активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Социально-культурные основы занятий физической культурой и спортом»