МБОУ «Верхопенская СОШ им. М. Р. Абросимова»
«Рассмотрено» Руководитель МО /Горьковец.А.Г.. / Протокол № 1 от «23» августа 2011 г. |
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _______/Щетинина Л.А.../ «29» августа 2011 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Верхопенская СОШ им. М.Р. Абросимова» ____________ /Билецкая Т.Д./ Приказ № 281 от «31» августа 2011г. |
Рабочая программа по литературному чтению
начального общего образования
4 класса
2 часа в неделю.
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ «Верхопенская СОШ
им. М.Р. Абросимова»
Долгих Людмила Николаевна,
первая квалификационная категория
Верхопенье 2011г.
Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературному чтению (автор В.Н. Рудницкая). Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой (2010 г).
Изменения в программу не внесены.
Программа рассчитана на 136 учебных часов (4 часа в неделю).
Литературное чтение имеет огромное значение в формирование духовно-богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Основная цель уроков литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.
Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» в 4 классе являются следующие:
1.Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
-
Система работы над навыками чтения.
-
Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
-
Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
-
Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Данный курс литературного чтения в 4 классе построен с учетом следующих концептуальных положений:
-
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
-
в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой программы 4 класса является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения, работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфическими особенностями литературного чтения в 4 классе являются :
1.Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
2.Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.
3.Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
4.Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
5.Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
6.Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.
7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
На основном этапе в 4 классе главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения.
В 4 классе проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредметные связи.
Развитие навыка чтения
В 4 классе — наращивание скорости чтения молча и использование приемов выразительного чтения (понимание задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении процессом чтения.
Развитие восприятия произведения
Литература не может выполнять только иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность читатель-ребенок постепенно осознает, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведения зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу.
В 4 классе начинается собственно литературное чтение школьника в полном объеме. Учитель дает установку на восприятие жанра произведения, особенности его композиции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень — первичное восприятие, 2 уровень — полноценное восприятие на уровне понимания главной мысли.
Развитие литературоведческих представлений и понятий
Вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличивается доля литературоведческих терминов.
Развитие речевых умений
В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи слова и выражения.
Развивается один из основных видов речевой деятельности — говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.
Развитие творческой деятельности
Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т. п.
Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так носят обучающий характер.
Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работы в парах.
Учебник: Литературное чтение. 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – Москва. Вентана Граф, 2010г.( Начальная школа 21 века)
Литературное чтение. Учебная хрестоматия.4 класс. Л.А. Ефросинина – Москва. Вентана Граф, 2006 г
Учебно - методический комплект:
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение (№1, №2) Рабочая тетрадь для учащихся 4 классов.- Москва. Вентана Граф,2011г. ( Начальная школа 21 века)
Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы
В результате изучения курса « Литературное чтение» учащиеся должны знать:
-
название и основное содержание изученных литературных произведений: имена, отчества и фамилии их авторов;
-
элементы книги ( обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, проводить примеры:
-
сказок народных и литературных;
-
стихов и рассказов из круга детского чтения;
различать, сравнивать:
-
произведения фольклора;
-
жанры детской художественной литературы;
-
сказки народные и литературные;
-
словари и справочники;
-
элементы книги( обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
-
виды пересказа ( подробный, краткий, выборочный);
уметь:
-
читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
-
выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
-
определять тему и главную мысль произведения;
-
ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
-
делить текст на смысловые части и составлять простой план;
-
пересказывать и рассказывать произведение по плану;
-
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
-
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для самостоятельного чтения книг;
К концу обучения в 4 классе у учащихся должны быть сформированы УУД.
-принятие и освоение социальной роли обучающегося,
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
Календарно- тематическое планирование
№ |
Раздел, тема, форма проведения, тип урока |
Кол. часов |
дата |
Характеристика деятельности учащихся |
|
||||||
|
|
|
|||||||||
|
Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни 10 часов |
|
факт |
план |
|
|
|||||
1 |
Малые жанры фольклора
|
1 |
1.09 |
|
Объяснять понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.
|
|
|||||
2 |
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
|
1 |
3.09 |
|
|
||||||
3 |
Дополнительное чтение: русская народная сказка « Марья Маревн» |
1 |
5.09 |
|
|
||||||
4 |
Былина "Волх Всеславович"
|
1 |
7.09 |
|
|
||||||
5 |
Былина «Вольга Св6ятославович», «Святогор» |
1 |
8.09 |
|
|
||||||
6 |
"Легенда о граде Китиже", "Легенда о покорении Сибири Ермаком"
|
1 |
10.09 |
|
|
||||||
7 |
Шотландская легенда « Рыцарь-эльф». Библейская легенда «Суд Соломона» |
1 |
12.09 |
|
|
||||||
8 |
Героическая песня "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский"
|
1 |
14.09 |
|
|
||||||
9 |
Песня – слава « Русская Земля», героическая песня « Суворов приказывает армии перейти море» |
1 |
15.09 |
|
|
||||||
10 |
Проверьте себя |
1 |
17.09 |
|
|
||||||
|
Басни. Русские баснописцы 6 часов |
|
|
|
|
|
|||||
11 |
И.А.Крылов "Стрекоза и муравей"; И. И. Хемницер "Стрекоза"; Л.Н.Толстой "Стрекоза и муравьи"
|
1 |
19.09 |
|
Объяснять понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.
Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
|
|
|||||
12 |
И. И .Хемницер "Друзья". |
1 |
21.09 |
|
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения
|
|
|||||
13 |
А.Е.Измайлов "Кукушка". Дополнительное чтение: И.А.Крылов "Осел и соловей", А.Е.Измайлов «Лестница» |
1 |
22.09 |
|
|
|
|||||
14 |
И.А.Крылов "Мартышка и очки", "Квартет" Дополнительное чтение: С.В.Михалков "Слово о Крылове |
1 |
24.09 |
|
|
||||||
15 |
И.И.Дмитриев "Муха", « Петух, Кот и Мышонок». |
1 |
26.09 |
|
|
||||||
16 |
Проверьте себя.
|
1 |
28.09 |
|
|
||||||
|
Произведения В.А.Жуковского. 6 часов |
|
|
|
|
|
|||||
17-18 |
В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминания»
|
2 |
29.09 1.10 |
|
Объяснять особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения). Определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных. |
|
|||||
19-20 |
Волшебные сказки. В.А.Жуковский "Спящая царевна"
|
2 |
3.10 5.10 |
|
|
||||||
21 |
В.А. Жуковский « Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване- царевиче о хитростях Кощея Бессмертного и премудростях Марьи – царевны, кощеевой дочери |
1 |
6.10 |
|
|
||||||
22 |
В.А. Жуковский « Вечер», « Там небеса и воды ясны», « Загадки», « Светлана» |
1 |
8.10 |
|
|
||||||
|
Произведения А.С.Пушкина. 6 часов |
|
|
|
|
|
|||||
23 |
А.С.Пушкин "Осень". Г.Н. Волков "Удивительный Александр Сергеевич" (в сокращении)
|
1 |
10.10 |
|
Объяснять понятия: эпитет, сравнение, рифма. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи
|
|
|||||
24 |
А.С.Пушкин "И.И. Пущину", И.И. Пущин "Записки о Пушкине" (отрывок). |
1 |
12.10 |
|
|
||||||
25 |
А.С.Пушкин "Зимняя дорога |
1 |
13.10 |
|
|
||||||
26 |
А.С.Пушкин Из "Воспоминаний В.И.Даля". Дополнительное чтение: "Сказка о золотом петушке". По страницам детских журналов |
1 |
15.10 |
|
|
||||||
27-28 |
А.С. Пушкин « Песнь о вещем Олеге», « Песни о Стеньке Разине» |
2 |
17.10 19.10 |
|
|
||||||
|
Произведения М.Ю.Лермонтова. 5 часов |
|
|
|
|
|
|||||
29 |
Стихи М.Ю.Лермонтов "Москва, Москва! Люблю тебя как сын…", "Парус" |
2 |
20.10 |
|
Выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) Определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений
|
|
|||||
30 |
М.Ю.Лермонтов "Горные вершины…", "Утес…" |
1 |
22.10 |
|
|
||||||
31 |
Дополнительное чтение: М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб", восточная сказка |
1 |
24.10 |
|
|
||||||
32-33 |
М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня» |
1 |
26.10 27.10 |
|
|
||||||
|
Произведения П.П.Ершова. 2 часа |
|
|
|
|
|
|||||
34 |
Волшебные сказки. П.П.Ершов "Конек-Горбунок" |
1 |
29.10 |
|
Характеризовать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). |
|
|||||
35 |
П.П.Ершов Стихотворение "Кто он?" Обобщение по разделу
|
1 |
9.11 |
|
|
||||||
|
Произведения В.М.Гаршина 6 часов |
|
|
|
|||||||
36-37 |
В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница" |
2 |
10.11 12.11 |
|
Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения). Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть
|
|
|||||
38 |
В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе» |
1 |
14.11 |
|
|
||||||
39 |
Дополнительное чтение. В.М. Гаршин « Attalea Princeps» |
1 |
16.11 |
|
|
||||||
40 |
Дополнительное чтение. В.М. Гаршин « Пересказ о городе Агее». Старинная легенда |
1 |
17.11 |
|
|
||||||
41 |
Обощение по разделу «» Проверь себя |
1 |
19.11 |
|
|
||||||
|
Произведения русских писателей о детях 6 часов |
|
|
|
|
||||||
42-44 |
Н.Г.Гарин-Михайловский "Детство "Темы".
|
3 |
21.11 23.11 24.11 |
|
Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя |
|
|||||
45 |
К.М. Станюкович « Максимка»,
|
1
|
26.11
|
|
|
||||||
46 |
Д.Н Мамин – Сибиряк «Вертел» |
1 |
28.11 |
|
|
||||||
47 |
Обобщение по разделу «Проверь себя» |
1 |
30.11 |
|
|
||||||
|
Произведения зарубежных писателей. 11 часов |
|
|
|
|
||||||
48-50 |
Марк Твен "Приключения Тома Сойера" ( отдельные главы)
|
3 |
1.12 3.12 5.12 |
|
Объяснять структурные единицы произведения. Давать характеристику главным героям (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания.
|
|
|||||
51 |
В. Гюго « Козетта», Марк Твен ««Приключение Гекльберри Фина» |
1 |
7.12 |
|
|
||||||
52 |
Сказка И.П. Вангер |
1 |
8.12 |
|
|
||||||
53-54 |
Сказка Х.К.Андерсена "Дикие лебеди».
|
2 |
10.12 12.12 |
|
|
||||||
55
|
Стихотворение Х.К.Андерсена "Дети года".
|
1
|
14.12
|
|
|
||||||
56 |
Дополнительное чтение: "Самое невероятное" |
1 |
15.12 |
|
|
||||||
57 |
Дополнительное чтение Х.К. Андерсен « Девочка со спичками» |
1 |
17.12 |
|
|
||||||
58 |
Комплексная контрольная работа за 1 полугодие «Проверьте себя. "
|
1 |
19.12 |
|
|
||||||
|
Мифы народов мира. 4 часа |
|
|
|
|||||||
59 |
Древнегреческий миф "Арион". "Дедал и Икар"
|
1 |
21.12 |
|
Понимать основное содержание мифа. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения
|
|
|||||
60 |
"Ярило- солнце" Славянский миф. "Творение" древнеиндийский миф. Дополнительное чтение: древнеиндийские мифы "Создание ночи" |
1 |
22.12 |
|
|
||||||
61 |
Мифы народов мира, древнекитайский миф « Подвиги стрелка И» |
1 |
24.12 |
|
|
||||||
62 |
« Проверь себя»
|
1 |
26.12 |
|
|
||||||
|
Книги Древней Руси. 3 чачса |
|
|
|
|
|
|||||
63 |
Отрывок из Жития "О князе Владимире". "Деятельность Ярослава ( Похвала книгам)"
|
1 |
11.01 |
|
Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя |
|
|||||
64 |
Дополнительное чтение: отрывок из « Повести временных лет», « Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии» |
1 |
12.01 |
|
|
||||||
65 |
Отрывок из Жития "Поучение Владимира Мономаха". Обобщение по разделу. «Проверьте себя» |
1 |
14.01 |
|
|
||||||
|
Произведения Л.Н.Толстого 5 часов |
|
|
|
|
|
|||||
66 |
Дополнительное чтение "Воспоминания Л.Н.Толстого |
1 |
16.01 |
|
Понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев |
|
|||||
67 |
Л.Н.Толстой. Акула. |
1 |
18.01 |
|
|
||||||
68-69-70 |
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» |
3 |
19.01 21.01 23.01 |
|
Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. х и произведении Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.
|
|
|||||
71-72 |
Антон Павлович Чехов ( 2 часа) « Каштанка» |
2 |
25.01 26.01 |
|
|
||||||
73 |
Платонов П.П. (3 часа) «Неизвестный цветок» |
1 |
28.01 |
|
|
||||||
74 |
Платонов П.П. «Любовь к родине, или Путешествие воробья» |
|
30.01
|
|
Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения |
|
|||||
75 |
Обобщение по разделу. Книжная полка |
1 |
1.02 |
|
|
||||||
|
Произведения А.А.Блока 4 часа |
|
|
|
|
|
|||||
76-77 |
Стихи о Родине. А.А.Блок "Россия"
|
2 |
2.02 4.02 |
|
Понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, Определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа
|
|
|||||
78 |
А.А.Блок "Рождество"
|
1 |
6.02 |
|
|
||||||
79 |
Дополнительное чтение. А. Блок « На поле Куликовом» |
1 |
8.02 |
|
|
||||||
|
Произведения К.Д.Бальмонта 6 часов |
|
|
|
|
|
|||||
80-81 |
Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт "Россия", "К зиме"
|
2 |
9.02 11..02 |
|
Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.. конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания.
|
|
|||||
82-83 |
Стихи о природе. К.Д.Бальмонт "Снежинка", "Камыши" |
2 |
13.02 15.02 |
|
|
||||||
84 |
Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт "У чудищ", "Как я пишу стихи" |
1 |
16.02 |
|
|
||||||
85 |
Дополнительное чтение: К.Д. Бальмонт « Русский язык», « Золотая рыбка» |
1 |
1802 |
|
|
||||||
|
Произведения А.И.Куприна (6 часов) |
|
|
|
|
|
|||||
86-87 |
А.И.Куприн «Скворцы» |
2 |
20.02 22.02 |
|
Воспринимать учебный текст: определять цель, оставлять аннотацию, отзыв о произведении, давать характеристику героям
|
|
|||||
88 |
Дополнительное чтение: очерк « Воспоминание об А.П. Чехове» |
1 |
25.02 |
|
|
||||||
89 |
Сказки и легенды русских писателей. Дополнительное чтение: А.И. Куприн « Четверо нищих» |
1 |
27.02 |
|
|
||||||
90 |
Дополнительное чтение: Э. Сетон- Томпсон «Винипегский волк». В. Песков « В гостях у Сетон- Томпсон» |
1 |
29.02 |
|
|
||||||
91 |
Обобщение по разделу «Проверьте себя» |
1 |
1.03 |
|
|
||||||
|
Произведения И.А.Бунина 4 часа |
|
|
|
|
|
|||||
92 |
И.А.Бунин "Гаснет вечер, даль синеет","Детство". |
1 |
3.03 |
|
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения
|
|
|||||
93 |
И.А.Бунин "Листопад" "Шире, грудь, распахнись для принятия…", |
1 |
5.03 |
|
|
||||||
94
|
Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин». Дополнительное чтение: К.И. Чуковский « Н.А. Некрасов» |
1 |
7.03 |
|
|
||||||
95 |
"Проверьте себя". "Страничка книгочея |
1 |
9.03 |
|
|
||||||
|
Произведения С.Я.Маршака (9часов) |
|
|
|
|
|
|||||
96-97
|
С.Я.Маршак "Словарь". Дополнительное чтение: С.Я.Маршак "Загадки", "Зеленая застава" |
2
|
10.03 12.03 |
|
Характеризовать текст: определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради, уметь узнавать произведения по эпизодам
|
|
|||||
98-100 |
Пьеса-сказка С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" |
3 |
14.03 15.03 17.03
|
|
|
||||||
101 |
Дополнительное чтение: С.Я. Маршак « Сказка про Козла» |
1 |
19.03 |
|
|
||||||
102 |
Р.Бернс "В горах мое сердце…" ( Перевод С.Я.Маршака) |
1 |
21.03 |
|
|
||||||
103 |
Дополнительное чтение: С.Я. Маршак « Ледяной остров» |
1 |
22.03 |
|
|
||||||
104 |
С.Я. Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик. |
1 |
24.03 |
|
|
||||||
|
Произведения Н.А.Заболоцкого. (3 часа) |
|
|
|
|
|
|||||
105 |
Н.А.Заболоцкий "Детство" |
1 |
4.04 |
|
Выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения |
|
|||||
106 |
Н.А.Заболоцкий "Лебедь в зоопарке"
|
1 |
5.04 |
|
|
||||||
107 |
Библиотечный урок.
|
1
|
6.04 |
|
Сравнивать темы произведений авторов – представителей разных народов России. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов (на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и др.).
|
|
|||||
|
Произведения о детях войны (2 часа) |
|
|||||||||
108 |
В. Катаев « Сын полка» |
1 |
7.04 |
|
Анализировать текст: выделять опорные слова для пересказа; составлять план. Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).
|
||||||
109 |
Дополнительное чтение: слушание стихотворения К.М. Симонова «Сын артиллериста» |
1 |
9.04 |
|
|||||||
|
Произведения Н.М.Рубцова (4часа) |
|
|
|
|
||||||
110 |
Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов "Березы"
|
1 |
11.04 |
|
Проводить анализ стихотворений, читать выразительно, определять точку зрения автора Определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения . |
||||||
111 |
Стихи о родине. Н.М.Рубцов "Тихая моя родина". « Ласточка» |
1 |
12.04 |
|
|||||||
112 |
Дополнительное чтение: А.Т. Платонов « Любовь к Родине, или Путешествие воробья». |
1 |
14.04 |
|
|||||||
113 |
"Проверьте себя". " Навык чтения вслух.. Итоговая проверка |
1 |
16.04 |
|
|||||||
|
Произведения С.В.Михалкова (6 часов) |
|
|
|
|
||||||
114-115 |
С.В.Михалков "Школа", "Хижина дяди Тома" |
2 |
18.04 19. 04 |
|
Выразительно читать басни , определять главную мысль произведения |
||||||
116 |
Дополнительное чтение: «Как бы жили мы без книг?» |
1 |
21.04 |
|
|||||||
117 |
С.В.Михалков "Зеркало". Басня. |
1 |
23.04 |
|
|||||||
118-119 |
С.В. Михалков. « Как старик корову продавал» Навык чтения молча. Итоговая проверка |
2 |
25.04 26.04 |
|
|||||||
|
Юмористические произведения ( 4 часа) |
|
|
|
|
||||||
120-121 |
Н.Н.Носов "Федина задача"
|
2 |
28.04 30.04 |
|
Объяснять понятия юмор, ирония. Выразительно читать диалог анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности художественных произведений |
||||||
122 |
И.Л. Гамазкова «Страдания» |
1 |
2.05 |
|
|||||||
123 |
Юмористические произведений для детей. В. Драгунский «Тайное становиться явным», А.М. Горький «Пепе» |
1 |
3.05 |
|
|||||||
|
Очерки (4 часа) |
|
|
|
|
||||||
124 |
И.С.Соколов-Микитов "Родина". Дополнительное чтение: М.А. Шолохов "Любимая Мать-Отчизна" |
1 |
5.05 |
|
Характеризовать текст: определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
|
||||||
125 |
А.И.Куприн «Сказки Пушкина» (Очерки о людях) |
1 |
7.05 |
|
|||||||
126 |
Н.Шер "Картины-сказки" (Очерки о людях) |
1 |
10.05 |
|
|||||||
127 |
Библиотечный урок. Писатели о детях. |
1 |
12.05 |
|
|||||||
|
Путешествия, приключения, фантастика. (9 часов) |
|
|
|
|
||||||
128-129 |
Н.П.Вагнер "Фея Фантаста". "Береза"
|
2 |
14.05 15.05 |
|
Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения |
||||||
130-131 |
Джонатан Свифт "Гулливер в стране лилипутов" ( отдельные главы)
|
2 |
17.05 19.05 |
|
Характеризовать текст: определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради, уметь узнавать произведения по эпизодам
|
||||||
132 |
Итоговая проверка навыка чтения |
1
|
21.05
|
|
|||||||
133 |
Дополнительное чтение: очерк В. Рыбникова « О книге Дж. Свифта» |
1 |
22.05 |
|
|||||||
134 |
Н.П.Найдёнова. Мой друг.
|
1 |
23.05 |
|
Сравнивать темы произведений авторов –Анализировать нравственно-эстетические стороны и художественных произведений |
||||||
135 |
Дополнительное чтение: В.В.Вересаев «Легенда», «Звезда». "Страничка книгочея" |
1 |
24.05 |
|
|||||||
136 |
Библиотечный урок. « В мире книг»» |
1 |
25.05 |
|
Содержание программы
4 класс (136ч)
1.Героическая песня, былина, легенда библейское предание.(10)
В этом разделе ученики знакомятся с понятиями: о былине как о жанре фольклора; о героической песне; «библейское предание»; легенда – жанр фольклора. Повторение изученных былин, понятие о былине как о жанре фольклора. Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов
2. Мифы народов мира (4)
В этом разделе происходит знакомство с понятием о мифе, особенностями древнегреческих мифов. Определение главной мысли. Образы героев мифа. Составление плана, пересказ по плану. Рассказывание эпизодов.
3. Книги Древней Руси (3)
Учащиеся узнают в этом разделе о житие как о жанре древнерусской литературы. Знакомство с первыми книгами Древней Руси, памятниками культуры. Понятие о житие как о жанре древнерусской литературы. Словарь древнерусских слов. Определение главной мысли ( служение Родине, ее процветание).
4.Басни. Русские баснописцы. (6)
Закрепление понятия «басня», «мораль», «вступление». Учащиеся знакомятся с понятием: «аллегория». Закрепление понятий «Олицетворение и «сравнение». Сравнение басен И. Крылова, И. Хемницера, Л. Толстого ( сюжет, мораль, содержание, форма). Упражнение в выразительном чтении. Заучивание басен. Сравнение басен А. Измайлова и И.Крылова.
5.Произведения В.А. Жуковского (6)
Творения видов сказки. Знакомство с произведениями В.А. Жуковского, темами и жанрами (стихи о природе, загадке). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения, олицетворения). Слушание баллады В.А.Жуковского «Светлана», слушание сказок: «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее». Сравнение сказок.
6.Произведения А.С.Пушкина (6)
В этом разделе учащиеся работают с понятиями: эпитеты, сравнение, рифма, ритм, тон, фон, иллюстрационный рисунок. Расширение жанровых разнообразий. Работа с сюжетом. Повторение произведений А.С.Пушкина. Работа с книгами-справочниками: справка об А.С.Пушкине. Знакомство со словарем В.И. Даля, повторение произведений В.Даля. Произведения А.С.Пушкина в детских журналах.
7.Произведения М.Ю. Лермонтова (5)
Работа с текстами стихотворений М.Ю.Лермонтова. Повторение понятий «строфа», «рифма». Выделение логических ударений. Выразительное чтение стихов, заучивание наизусть. Понятие об авторской сказке, героях положительных и отрицательных. Работа с книгами М.Ю.Лермонтова, книги-справочники. Слушание восточного сказания М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Повторение колыбельных песен.
8. Произведения П.П. Ершова (2)
Особенности волшебных сказок. Ритм, тон и темп чтения. Наблюдение над особенностью стихотворных строк. Творческая работа: мини-сочинение «Слово о Пушкине».
9. Произведения В.М. Гаршина (6)
Закрепление понятия «легенда», выделение особенностей легенды, определение главной мысли. Сюжетно – композиционный треугольник. Рассказывание отдельных эпизодов. Понятие об авторской сказке. Деление на части, составление плана. Пересказ по плану.
10. Произведения русских писателей о детях (6)
Понятие о повести, главах. Работа с сюжетно-композиционным треугольником, выделение кульминационного момента и выразительное чтение этого эпизода. Определение авторской позиции выражение своего отношения к произведению и поступку героев.
11. Произведения зарубежных писателей (11)
Повторение произведений зарубежных писателей. Особенность сказки: сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора. Структурные единицы главы, абзацы, смысловые части. Работа с книгами зарубежных писателей, выделение произведений разных жанров о детях (сказки, рассказы, повести, стихи). Русские писатели-переводчики (К.И.Чуковский, А.А.Ахматова). Отзыв о прочитанной книге зарубежных писателей.
12. Л.Н. Толстой(5)
Составление рассказа.
13.А.П. Чехов ( 2 )
14. Стихи А.А. Блока (4)
В этом разделе работают над понятиями: тон, темп, ритм. Определение позиции поэта. Определение темы, комментирование заголовка, определение интонационного рисунка. Выразительное чтение с листа или наизусть. Повторение стихов А.А.Блока, изученных реньше.
15. Стихи К.Д. Бальмонта (6)
Определений тем стихов. Комментирование заголовков. Повторение понятий: рифма, строка, строфа. Упражнение в выразительном чтении. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Работа с книгами стихов русских поэтов.
16. Произведения А.И. Куприна (6)
17. Стихи И.А. Бунина.(4)
Сравнение стихотворений: определение тем, интонационных рисунков. Закрепление понятий тон, темп, ритм. Закрепление понятий: эпитет, сравнение. Работа над выразительным чтением. Заучивание наизусть стихов. Повторение стихов русских поэтов. Сравнение стихотворений, выделение их главной мысли.
18. Произведения С.Я. Маршака.(9)
Повторение понятия жанры произведений. Понятия: пьеса, действие, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка. Работа с пьесой по действиям: чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ремарок, инсценирование отдельных картин. Подготовка спектакля.
19. Произведения П. П. Платонова (3)
Знакомство с понятиями: «жанр в жанре»; «сказки – были». Выделение описаний картин природы, внешнего вида героев и отношения человека к природе и природы к человеку. Слушание сказки-были А.П.Платонова «Старый воробей»
20. Стихи Н.А. Заболоцкого (3)
Повторение понятий: пауза, логическое ударение. Сравнение стихотворений: строф, тем. Выразительное чтение ( паузы, логические ударения). Работа с текстом стихотворения. Работа с книгами стихов: отбор стихов по темам, по авторам.
21. Произведения Н. М. Рубцова (4)
22. Произведения о детях войны (2)
Повторение понятий: строфа, рифма, описание. Книги о детях войны ( время и место действия, герои, их поступки, игры). Слушание стихотворения К.М.Симонова «Сын артиллериста». Творческая работа: рассказ о любимом литературном герое (ребенке).
23. Юмористические произведения (4)
Понятия: юмор, ирония. Повторение изученных рассказов о детях. Определение и комментирование отношения автора. Выразительное чтение диалогов. Повторение стихов о детях. Работа со стихотворением А.Л.Барто «Леночка с букетом»: чтение, беседа, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть. Юмористические произведения на страницах газет и журналов.
24. Произведения С.В. Михалкова (6)
Повторение произведений С.В.Михалкова. Чтение стихотворений, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание одного из стихотворений. Повторение понятий: басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение.
25. Очерки (4)
Понятия: очерк, герой очерка, тема очерка. Выделение особенностей очерка. Очерки о писателях. Повторений изученных очерков. Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Повторение произведений и очерков А.И.Куприна о Чехове, Р.Сефа о Дж. Чиарди.
26. Путешествия, приключения, фантастика. (9 )
Знакомство с книгами Дж. Свифта о Гулливере. Рассматривание книг Дж. Свифта. Повторение понятия «описание героя». Понятие писатель-фантаст. Работа с произведе-
ниями, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Знакомство с книгами Н.П.Вагнера.
Формы и средства контроля
Количество итоговых контрольных работ - 8
Использовано пособие Л.А. Ефросининой «Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.2/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 416 с. – (Оценка знаний)
№ |
Компетенция. Вид проверки |
Время выполнения |
1 |
Навык чтения вслух. Итоговая проверка |
Ноябрь |
2 |
Навык чтения молча. Итоговая проверка |
Ноябрь-декабрь |
3 |
Начитанность и читательские умения. Выразительность чтения. Итоговая проверка |
Декабрь |
4 |
Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка |
В конце полугодия |
5 |
Навык чтения вслух. Навык чтения молча. Итоговая проверка |
Апрель - май |
6 |
Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка |
Май |
7 |
Тест (вид итоговой проверки) |
Май |
8 |
Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка |
Май |
Материально- техническое обеспечение учебного предмета « Литературное чтение»
|
№ |
Название |
Автор |
Год издания |
|
Учебник |
1 |
«Литературное чтение»: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях. |
Л. Е. Журова, А. О. Ефросинина |
М: Вентана-Граф, 2010г, 2006 г |
|
|
2 |
« Хрестоматия»: 4 класс: Учебник для учащихся |
А. О. Ефросинина |
М: Вентана-Граф, 2006 г |
|
Рабочие тетради |
1 |
«Литературное чтение», №1,2 |
А. О. Ефросинина |
М: Вентана-Граф, 2011 |
|
Методические пособия |
1 |
Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. |
Л.А. Ефросинина. |
М.: Вентана-Граф, 2007. |
|
2 |
Методическое пособие |
Л.А. Ефросинина |
М.: Вентана-Граф, 2006 |
||
3 |
|
|
|
||
|
|
||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
Технические средства обучения |
|
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц |
|
Магнитная доска |
|
Мультимедийный проектор |
|
Персональный компьютер |
|
Принтер |
|
Оборудование класса |
|
Ученические столы двухместные с комплектом стульев |
|
Стол учительский |
|
Стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. |
|
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Вебинар «Современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (путешествия по карте, квест, фотокросс, геокешинг, метод кейсов), особенности их использования в практике ДОО»
- Вебинар «Игровые здоровьесберегающие технологии для дошкольников: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки»
- Международный вебинар «Методическое сопровождение деятельности организаций отдыха и оздоровления детей по подготовке программ летнего отдыха»
- Международный вебинар «Профессионально-этический кодекс ассистента (помощника) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»