В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Личность в коррекционно-развивающем обучении.

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Личность в коррекционно-развивающем обучении.

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Писатель осваивает приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы ­только это педагогические краски, этюды, приемы. Вот учитель-мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.

Развитие – это процесс физического и психического индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Рассмотрим закономерности развития:

Имманентность (заложено природой)

Биогенность (механизм наследственности)

Социогенность (социальная среда)

Психогенность (саморегуляция и самоуправление)

Индивидуальность (личность)

Стадийность (развитие личности в своем темпе)

Таким образом, необходимо учитывать и использовать закономерности развития, приспосабливаться к уровню и особенностям индивидуума.

Ребенок – центральная фигура в процессе обучения, он солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворенны, способности развиты. Нельзя делать за ребенка то, что он может сделать сам, думать за него, когда он сам может додуматься.

Свои способности ученик развивает сам, и главным «инструментом» в этом является именно познавательная деятельность. А дело педагога помочь и создать для этого все необходимые условия.

В классах VII вида коррекционно-развивающий учебно-воспитательный процесс строится в соответствии с основными положениями.


Основные положения



Комфорт Коррекционная Комплексное

направленность воздействие

всех предметов на ребенка



Общеобразовательные Активизация познавательной «Я» - личность

задачи деятельности


Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться в рамках целостного подхода к развитию психических свойств ребенка. «… развивается не восприятие, память и др., а ребенок, и определенное построение обучения направленно на ребенка, а не на отдельные его психические процессы или способности». – Л.В.Занков.

В своей работе большое значение я уделяю развитию личности, развитию познавательной деятельности на уроке.


Игра


Социум Проблемная ситуация


Развитие личности








Зона ближайшего развития

Комфорт


Уровень и особенности индивидуума

Играэто огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

В.А.Сухомлинский

Использование игровых форм в учебном процессе позволяет наблюдать, формировать и корректировать процесс развития. Игра должна соответствовать следующим критериям.

1.Иметь ясные цели и разнообразные реальные пути их достижения.

2.Не ограничивать, а поощрять рост участников, их удачные действия.

3.Давать возможность:

а) блеснуть перед товарищами;

б) совершать необычные действия;

4.Иметь четкие, понятные всем правила, которые никто не может изменить и которым все участники обязаны подчиниться.

Театр – всегда игра, сказка, чудо …

Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. Из робкого мальчика превратится в озорного Буратино, а из капризной девочки в добрую и чуткую Белоснежку. Для ребенка необходимо хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении.


Социум – личность и общество.


В современном обществе ребят привлекает все – от положительной до отрицательной информации. Поэтому мне, как классному руководителю, и родителям нужно больше работать над воспитанием личности, над поиском творческой личности, над тем, чтобы личность ребенка чувствовало «свободу для», а не «свободу от».


Свобода от

  • Не делаю, если не хочу

  • Не участвую

  • Не подчиняюсь нормам

  • Избегаю нагрузок

  • Руководит импульс

  • Ищу способ «иметь», не прилагая сил


В итоге – человеческая особь, озабоченная существованием.

Свобода для

  • Допускается вариант действия

  • Могу предложить и сделать

  • Ищу индивидуальные формы работы

  • Прошу совета о работе

  • Руководит желанием интересно жить

  • Ищу способ «быть» на основании творческой деятельности

В итоге – личность, решающая проблемы жизни






Уровень и особенности индивидуума.


Чтобы иметь представление о личностном развитие каждого ребенка, я веду наблюдения за его продвижением, выявляю временные затруднения, отслеживаю и поощряю успехи (см. «Карта личностного развития учащихся», методика по выявлению настроения каждого ученика и класса в целом).

На первом этапе я провожу диагностику, которая направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива.

(Приложение №2)

Диагностика творческого развития.

(Приложение№3)

В течение года веду наблюдения за продвижением каждого ребенка, выявляю временные затруднения, отслеживаю и поощряю успехи.

Работая с диагностическими методиками, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Гуманизм и педагогический оптимизм. Главное требование – «не навреди».

  2. Объективность и научность.

  3. Системность.

  4. Индивидуальность и личностный подход.

Успех моей деятельности зависит от успеха общения с учеником. Рассмотрим несколько вариантов общения.

С

У

у


Р

С

У

Р



у


Рис. Б

Рис. А







Р

С

У

у




С

Р

у

У









Рис. В Рис. Г

У – учитель, у – ученик, Р – родитель, С – социальная среда.

Рисунок А. Все субъекты имеют единичную точку соприкосновения к социальной среде .

Рисунок Б. Все субъекты имеют единичную точку соприкосновения к социальной среде, родитель и ребенок вместе, но взаимопонимания нет.

Рисунок В. Все субъекты имеют пересечение, давая отрицательный результат.

Рисунок Г. Все субъекты имеют пересечение, давая положительный результат.

Исследуя положение ребенка в семье (посещение квартир, диагностика, индивидуальная беседа с родителями) выстраиваю схематичный рисунок по каждому ученику. В конце года анализирую, прорабатываю, составляю план на следующий год.

(Приложение№5)



Проблемная ситуация.


Ребенок на уроке усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешного обучения являются:

  • проблематизация учебного материала

  • активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом)

  • связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом

Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту. Создание проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.


Зона ближайшего развития.


Зона ближайшего развития – большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с учителем.


Комфорт.


Для этого рассмотрим мотивы, которые способствуют развитию личности на уроке

Эмоциональные

поощрение, игра,

ситуация успех,

яркие наглядно-образные представления

Познавательные

жизненный опыт

проблемная ситуация

творческие задания

развивающие игры

Волевые

самооценка и коррекция своей деятельности

познавательные затруднения

рефлексия поведения

учебные требования

Социальные

желание быть полезным

ситуация взаимопомощи

сопереживания

сотрудничество

взаимопроверки

В своей педагогической деятельности выделяю несколько пунктов, которые помогают мне в работе:

1. Школа для всех.

2. Школа для каждого.

3. Комфорт и атмосфера.

4. Образ мира ребенка.

На уроках использую развивающие упражнения, ставлю проблемные вопросы, которые помогают каждому ребенку раскрывать свои способности, преодолевать трудности, добиваться полученных результатов, иметь право на ошибку.. В процессе обучения важно формировать у детей общеинтеллектуальные умения (анализ, сравнение, группировка, классификация, обобщения), общедеятельностные умения (планирование, самоконтроль, самооценка). Для достижения всех целей я опираюсь как на знание общих возрастных и типологических особенностей развития, так и на понимание индивидуальных особенностей каждого ученика. При этом индивидуальный подход к ребенку осуществляю на основе максимальной активизации его «зоны ближайшего развития», т.е. развития тех функций и психических свойств, которые находятся на стадии формирования и которые могут быть реализованы ребенком только под руководством взрослого, в сотрудничестве с учителем, при его помощи.

Эффективность моих дел зависит от открытости, привлекательности, свободы, сотворчества, успешности, обратной связи, деятельности.

«Быть таким или другим зависит от нас.

Каждый из нас сад, а садовник в нем – воля. Расти ли в нас крапиве, салату, укропу, чему-нибудь одному или многому, заглохнуть без ухода или пышно разрастись – всему этому мы сами господа».

Шекспир















8

8

8

8

8


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос