В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок русского языка.doc (Что мы знаем о слове?)

Ольга Смирнова
Файл прикреплен к материалу: Что мы знаем о слове?
Войдите для скачивания файлов


Уренский районный отдел образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Уренская средняя общеобразовательная школа №1












Методическая разработка урока русского языка

в 4 классе УМК «Гармония»


Урок-исследование

Тема урока: «Что мы знаем о словах?»














Составила: Смирнова Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ УСОШ №1





Урень

2011


Урок-исследование

Тема урока: «Что мы знаем о словах?»

Задачи урока:

  • Систематизировать все изученное о слове;

  • Развивать умение различать понятия: слово, часть речи, член предложения, развивать орфографическую зоркость, умение выполнять все освоенные виды разбора;

  • Учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно) свои действия для решения задачи, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и др., оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

  • Учить вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.


Ход урока.

1. Организационный момент.

- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.


2. Разминка. Сегодня проведем урок-исследование. Слайд 2

- Дополните до правильных ответов. Обобщите их и постарайтесь определить тему исследования.

Прилагательные, существительные, местоимения – это…

Подлежащее, дополнение, обстоятельство – это…

Приставка, суффикс, окончание – это…

Антонимы – это…

Ночь, ночной, ночник, ночлег – это…


3. Определение темы и целей.

- Кто может сформулировать тему исследования? (Что мы знаем о словах?) Слайд 3

- Определим цель исследования. (Систематизировать, что мы знаем о словах).

- Попытайтесь сформулировать вопросы, на которые мы будем искать ответы в ходе исследования.

- Попробуйте выдвинуть гипотезу исследования.

- Какие формы работы будем использовать? (беседа, опрос, сбор и обработка информации и литературы) Слайд 4 Продуктом исследования будет схема-кластер.


4. Работа по теме

1) - Какая из записей не слово? Почему? Слайд 5

Радуюсь с радост?ю адыр радос?ное радос?но радость (Адыр – сочетание звуко-букв лишено смысла, поэтому оно не слово)

- Запишите только слова, решите орфографические задачи. Чем они сходны и чем различаются? Слайд 6 Проверка

- Выделите ту часть, которой объясняется сходство в значении всех слов. Все ли слова являются однокоренными? Выделите те части, с которыми связано различие значений слов. Выделите ту часть, которая передает смысл слова.(основа) Какое значение слова заключено в основе.(лексическое).

- Догадайся, как адыр превратить в слово с тем же корнем, что и у слов, с которыми вы работали. (рады)

- Сделайте вывод, чем похожи все слова языка, что они имеют в отличие от «не слов»? (значением) Заполнение кластера Слайд 7

2) - Вспомним секреты некоторых слов. (Работа в группах)

1 группаБить, ельник, заяц, невежа, надуться, нести, кисть, невежда, солнце. Подумай над значением слов. Распредели и запиши их в две группы. Если затрудняешься, обратись к толковому словарю. Вспомни и запиши научное название таких слов. (Однозначные, многозначные) Проверка Слайд 8

2 группа – Спиши, решая орфографические задачи, и допиши антонимы к прилагательным

Вещ? старая –

Чемодан лё?кий –

Человек старый -

Задача лё?гкая

3 группа – Печально, грустно; приятель, друг; бежать, мчаться. Прочитай слова. В тетради запиши их научное название. Придумай и запиши две пары слов из этой группы.

4 группаУточните по толковому словарю значение слов сумрачный и прохладный. Запишите эти слова в тетрадь и покажите строение этих слов. Слайд 9

- Только ли значением можно характеризовать слово? (Из каких частей оно состоит) Слайд 10 Проверка (по ходу проверки заполняется кластер) Слайд 11

- Как вы думаете, почему остался незаполненным овал в кластере?(Будем открывать новые тайны языка)

- Зачем необходимо знать значение слов? (Богатство языка, пользоваться словами, значение которых знаешь, чтобы не попадать в смешное положение, для правильного выбора буквы безударного в корне)

- Проверьте записанные разными учениками слова. Слайд 12 Найдете ошибки, исправьте их. Хлопушка, шохматист, желток, бигун, плесунья, хробрец.

- В какой части слова были все допущенные ошибки? Какой способ проверки помог их исправить? Какой вывод можно сделать? (частой причиной ошибок бывает невнимание к значению слов)

3) - О каком значении слов мы говорили? Какое еще значение имеют слова? (грамматическое). Слайд 13 В какой части слова оно заключается? (в окончании)

- Я задумала слова. Слайд 14 Что о них расскажешь по их окончанию?

ла …ешь …ого ….о (грамматические признаки слов, как частей речи) Слайд 15








Состав слова Звуко-буквенный

Слово разбор



Значение Часть речи



многозначные антонимы синонимы служебные самостоятельные



однозначные ? помогают называют указывают



Член предложения



Главные Второстепенные


подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение



5. Физкультминутка

- Продолжаем исследовательскую работу о словах.

- На какие две группы делятся слова в зависимости от того, могут ли они употребляться самостоятельно. Слайд 16 Какие части речи выделяются в каждой группе? По каким общим признакам различаются части речи? Чем отличаются имена и глаголы, имена сущ. и имена прил.? Чем от всех частей речи отличаются наречия? А чем местоимения? Какие три «работы» могут выполнять слова, являясь разными частями речи? Слайд 17

4) - Проанализируйте слова, как части речи. (Работа в группах) Слайд 18

1 группа. Радуюсь

2 группа. С радостью

3 группа. Радостное

4 группа. Радуюсь. Выполнить звуко-буквенный разбор.

Проверка. (По одному представителю - у доски)

(После проверки приходим к выводу, что слово можно характеризовать по буквам и звукам) Слайд 19

5) - Какую роль выполняет слово в предложении? Как слово сделать членом предложения? Слайд 20

Работа с учебником на с. 91 упр. 590 (выполняется задание в задачнике) (Коллективная работа) Слайд 21

(Дополнительное задание) Слайд 22

Дайте характеристику предложениям. Измени 2 предложение так, чтобы в нем появились однородные члены предложения. Найдите словосочетания, в которых слова согласуются друг с другом, одно управляет другим. Найдите еще один вид связи слов в словосочетании.

6. Домашнее задание (по выбору) Слайд 23

  • Составить вопросы по теме урока для проведения игры «Ты мне – я тебе»

  • Составить тест по теме урока

  • Выполнить задание учебника на с.91 упр.591

7. Итог урока.

Слайд 24 Завершая исследовательскую работу, продуктом которой стала схема-кластер, дайте полный ответ на поставленный вопрос «Что мы знаем о словах?» (работа с кластером)

- Чем для вас была полезна эта исследовательская работа?» (Я научился анализировать, сравнивать, делать выводы, приобрел опыт работы по исследовательской деятельности)

- Подтвердилась наша гипотеза? (Да, мы много знаем о словах)

- Как вы думаете, исследование по этой теме закончилось? (Нет, мы исследовали не все тайны русского языка)

- Продукт нашего исследования - схема-кластер поможет вам дальше исследовать тайны нашего языка. Дарю вам их на память.

8. Рефлексия. Слайд 25

- Поделитесь своими мыслями, впечатлениями, чувствами

Закончи предложение.

  • Я положительно оцениваю …

  • Мне нужно обратить внимание …

  • Я хочу поблагодарить …

  • Мне было интересно …

  • Мне показалось важным …

- Я хочу поблагодарить вас за отличную работу на уроке. Я положительно оцениваю… Слайд 26


Использованная литература:

  1. Русский язык: к тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса/ М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.

  2. Русский язык: к тайнам нашего языка: Тетрадь для 4 класса/ М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.

























Карточка 1

Подумай над значением слов:

Бить, ельник, заяц, невежа, надуться, нести, кисть, невежда, солнце.

Распредели и запиши их в две группы. Если затрудняешься, обратись к толковому словарю. Вспомни и запиши научное название таких слов.




Карточка 1

Спиши, решая орфографические задачи, допиши антонимы к прилагательным.

Вещ? старая –

Чемодан лё?кий –

Человек старый -

Задача лё?гкая




Карточка 1

Прочитай слова.

Печально, грустно; приятель, друг; бежать, мчаться.

В тетради запиши их научное название. Придумай и запиши две пары слов из этой группы.





Карточка 1

Уточните по толковому словарю значение слов сумрачный и прохладный. Запишите эти слова в тетрадь и покажите строение этих слов.


Карточка 2


Проверьте записанные разными учениками слова. Найдете ошибки, исправьте их.

Хлопушка, шохматист, желток, бигун, плесунья, хробрец.














Памятка

Что мы знаем о словах



Состав слова Звуко-буквенный

Слово разбор



Значение Часть речи



многозначные антонимы синонимы служебные самостоятельные



однозначные ? помогают называют указывают



Член предложения



Главные Второстепенные


подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение




Памятка

Что мы знаем о словах





Состав слова Звуко-буквенный

Слово разбор



Значение Часть речи



многозначные антонимы синонимы служебные самостоятельные



однозначные ? помогают называют указывают



Член предложения



Главные Второстепенные


подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru