В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа «Формирование культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости у детей со слуховой депривацией посредством приобщения к народному творчеству»

КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 II вида»



Согласовано______________ Утверждаю ______________

МО воспитателей Директор школы

________________________ Н.В. Зачинская

Н.А. Карташева



ПРОГРАММА

«Формирование культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости у детей со слуховой депривацией посредством приобщения к народному творчеству»

Срок реализации 3 года

Возраст детей 11-16 лет



Составитель:

воспитатель первой

квалификационной

категории

Данилина Ольга Александровна

Проверено__________________

заместитель директора по

воспитательной работе

Л.Г. Сорокина

Омск 2008-2011 г.г.

Пояснительная записка

Одним из главных показателей становления личности является эстетическое развитие ребенка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое – формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе – художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности. В специально организованной художественной деятельности под влиянием окружающей среды у слабослышащего ребенка формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса.

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народноcти. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный массовый поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Поэтому художественное и эстетическое (художественно-эстетическое) воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности детей со слуховой депривацией.

В настоящее время в нашей стране произошли коренные изменения в обществе, повысился интерес людей к национальным особенностям своей страны, народа, нации, народности; к корням культуры, древних преданий и поверий.

Такие ученые, как В.М. Межуев, М.С. Каган, В. Паперный и другие в своих исследованиях подчеркивают, что культурный опыт былых эпох продолжает жить в культуре более позднего времени в совершенно преобразованном виде. Именно поэтому, при знакомстве слабослышащих детей с традициями, обычаями праздничной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того, чтобы воспитать культурное отношение у детей к прошлому, мы должны стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека. При ознакомлении слабослышащих детей с традициями, обычаями и праздниками языческих времен, православными праздниками следует использовать то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Программы мероприятий, направленных на художественно-эстетическое воспитание во внеурочное время для слабослышащих детей не существует. В условиях школы-интерната есть все возможности для наиболее успешного формирования эстетических качеств детей. Добиться этого можно только при планомерной и систематической работе.

Структура программы разработана с учетом психики слабослышащих детей и их интересов. Программа рассчитана на три года обучения в количестве 27 часов в год.

Цель программы: повышение интереса слабослышащих детей к истокам культурных ценностей, древних преданий и поверий, к национальным особенностям своей страны, народа, к эмоциональной отзывчивости через народное творчество.

Задачи программы:

  1. Познакомить слабослышащих детей с традициями, обычаями и праздниками языческих времен, православными праздниками.

  2. Воспитать уважительное отношение детей к прошлому страны; способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.

  3. Стимулировать самостоятельную, творческую активность, используя индивидуальные умения и навыки речи.



В программе реализуются основные принципы обучения:

  1. Основной принцип – это принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленного на развитие личности и индивидуальности ребенка.

  2. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли воспитателя.

  3. Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности.

  4. Принцип наглядности и доступности обучения.

  5. Принцип связи обучения с жизнью.

  6. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

  7. Принцип прочности знаний.



и основные принципы воспитания:

  1. Принцип ценности – смыслового равенства. (У педагога и воспитателя общая цель, интересная совместная деятельность и т.д.)

  2. Принцип культуросообразности.

  3. Принцип природосообразности (учитывается половозрастные особенности детей.)

  4. Принцип целостности педагогического процесса.

  5. Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания воспитания.

  6. Принцип демократизации воспитательной системы.

  7. Принцип коллективности.



В ходе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

- словесные;

- наглядные;

- практические.



В процессе обучения используются различные формы организации познавательного процесса. Это - беседы, инсценировка, экскурсии; практические занятия; игры; праздники.



Периодичность мероприятий 3 раза в месяц.

Программа получила положительную рецензию ИРОО.

































Тематический план



Тематика занятий

Всего

часов

теория

практика


1 год (5 класс)






I четверть

6




1.

Знакомство с картиной русского художника И.Левитана «Золотая осень».



1


2.

Разучивание русской народной подвижной игры «У медведя во бору».




1

3.

Проведение беседы «Ложь в пословицах и

поговорках.


1


4.

Проведение праздника «Осенины».




1

5.

Развитие речи.

Заучивание стихотворения А. Плещеева

«Осень наступила».




1

6.

Народно-прикладное искусство.

- создание творческой работы на тему «Сказочный цветок» (объемная аппликация).




1


II четверть

6




1.

Знакомство с картиной русского художника

И. Прянишникова «Возвращение с ярмарки».


1


2.

Проведение дидактической игры

«Русский человек без родни не живет».



1

3.

Слушание музыкальных произведений

П. И.Чайковского из цикла «Времена года».



1


4.

Проведение праздника «Новый год – Коляда».



1

5.

Экскурсия в музыкальный театр.



1

6.

Народно-прикладное искусство.

- изготовление новогодних игрушек.




1


III четверть

9




1.

Знакомство с картиной русского художника К. Брюллова «Гадающая Светлана».



1


2.

Чтение сказки «Семь Симеонов – семь работников».



1


3.

Проведение музыкально-фольклорной игры «Дрема».




1

4.

Проведение конкурса «Русские красавицы».




1

5.

Народно-прикладное искусство.

- изготовление подарков для родителей, бабушек, дедушек.




1

6.

Проведение праздника «Праздник весны».




1

7.

Экскурсия в природу.



1

8.

Проведение беседы о весенних (зимних, осенних, летних) праздниках и их значение.



1


9.

Инсценировка сказки «Царевна-лягушка».





1


IV четверть


6



1.

Знакомство с картиной русского художника В. Васнецова «Гусляры».



1


2.

Развитие речи.

Заучивание стихотворения А. Блока

«На лугу».



1

3.

Народно-прикладное искусство.

- роспись дымковской игрушки.



1

4.

Проведение праздника «Праздник русской березки».



1

5.

Экскурсия. Достопримечательности Омска (школа искусств, музей, памятные места).



1

6.

Заочное путешествие по городам русских мастеров.


1



2 год (6 класс)





I четверть

6



1.

Разучивание русской народной игры «Лапта».



1

2.

Игровое занятие «Молчанки».



1

3.

Знакомство с картиной русского художника И.Шишкина «Рожь».


1


4.

Проведение праздника «Елизаветинская ярмарка».



1

5.

Развитие речи.

Словарная работа: берег, оберег, амулет, талисман, специфические названия и смысловые значения праздников.



1

6.

Экскурсия на выставку изделий народных мастеров.


1



II четверть

6



1.

Знакомство с картиной русского художника Б. Кустодиева «Крестьянский ход».


1


2.

Разучивание хоровода «Костромушка».



1

3.

Слушание колокольных звонов в аудиозаписи, в живом исполнении.


1


4.

Проведение беседы «Обрядово-праздничная культура».


1


5.

Проведение праздника «Зимние святки».



1

6.

Проведение игры - состязания «Чехарда – длинный конь».



1


III четверть

9



1.

Знакомство с картиной русского художника А. Рябушкина «Катание на колесе на Масленицу».


1


2.

Разучивание музыкально-фольклорной игры «Вербочка».



1

3.

Музыкальная шкатулка.

Слушание: «Как Иван да Марья» (купальская);

«Ты, собачка, не плачь» (колыбельная);

«Ковано, бушевало колесо» (плясовая).


1


4.

Проведение досуга «Русский чай».



1

5.

Народно-прикладное искусство.

- городецкая роспись.



1

6.

Проведение праздника «Вербное воскресенье».



1

7.

Инсценировка народной песни «Ой, да мы матрешки».



1

8.

Экскурсия в ДК «Дом Дружбы».



1

9.

Проведение беседы «Из славянской мифологии».


1



IV четверть

6



1.

Знакомство с картиной русского художника Б. Кустодиева «Вид русской деревни».


1


2.

Экскурсия на выставку в музей имени Врубеля.



1

3.

Проведение праздника «Славен, славен град Москва!».



1

4.

Экскурсия на региональную выставку «Культура Омской области».



1

5.

Проведение игры-эстафеты «Что за прелесть эти сказки!»



1

6.

Народно-прикладное искусство.

- роспись пасхальных яиц.



1


3 год (7 класс)





I четверть

6



1.

Разучивание сюжетно-ролевой игры «Дедушко-медведушко».



1

2.

Проведение экологической беседы «Народные традиции поведения людей в природе».


1


3.

Экскурсия в Ачаирский монастырь.



1

4.

Развитие речи.

-инсценировка сказки «Чудесные лапоточки».



1

5.

Работа с родителями «Ознакомление с народным праздничным этикетом».


1


6.

Проведение праздника «Капустник».



1


II четверть

6



1.

Проведение игрового занятия «Небылицы и перевертыши».



1

2.

Разучивание драматической русской народной игры «Крыночка».



1

3.

Экскурсия в историко-краеведческий музей.



1

4.

Разучивание песни и инсценировка «Земелюшка-чернозем».



1

5.

Народно-прикладное искусство.

- изготовление масок для обряда колядования.



1

6.

Проведение праздника «Колядка».



1


III четверть

9



1.

Разучивание весенних закличек к празднику «Масленица».



1

2.

Разучивание обрядовой игры «Похороны Костромы».



1

3.

Проведение праздника «Русская Масленица».



1

4.

Проведение беседы «Народный месяцеслов».


1


5.

Разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад.



1

6.

Инсценировка русской народной сказки «Василиса Прекрасная».



1

7.

Народно-прикладное искусство.

- создание коллективной работы птиц, выполненной в технике оригами.



1

8.

Проведение викторины по загадкам «На крестьянском подворье».



1

9.

Инсценировка «Смешные диалоги».



1


IVчетверть

6



1.

Развитие речи.

- пересказ текста И.Н. Снегирева «Вербное воскресенье».



1

2.

Разучивание обрядовой игры «Лень».



1

3.

Работа с родителями «Рекомендации по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми».


1


4.

Проведение беседы «Русские и я. Какие мы?»


1


5.

Проведение праздника «Праздник Пасхи и весны».



1

6.

Народно-прикладное искусство.

- рисование по замыслу «Народные праздники».



1





























Содержание занятий

1 год (5 класс)

Iчетверть

Тема 1: Знакомство с картиной русского художника И.Левитана «Золотая осень».

Цель:

  • закрепить собирательный образ осенних праздников;

  • развивать эстетическое восприятие, художественную активность в сферах народного творчества.

Содержание:

1. Знакомство с картиной русского художника И.Левитана «Золотая осень».

2. Определение эмоционального отношения к картине.

3. Выявление осенних признаков.


Тема 2: Разучивание русской народной подвижной игры «У медведя во бору».

Цель:

  • вызвать интерес к традициям страны;

  • развивать умение общения в игре.

Содержание:

  1. Вводная беседа о значении игр.

  2. Разучивание речевого материала.

  3. Распределение ролей.

  4. Проведение игры.



Тема 3: Проведение беседы «Ложь в пословицах и поговорках».

Цель:

  • познакомить детей с устным народным творчеством;

  • расширить круг культурных ценностей.

Содержание:

  1. Вводная беседа. Ответ на вопрос Что такое ложь?

  2. Работа над смысловым значением пословиц и поговорок о лжи.

  3. Игра «Подбери картинку».



Тема 4: Проведение праздника «Осенины».

Цель:

  • закрепление знаний детей о православных осенних праздниках;

  • развитие эстетического вкуса учащихся.

Содержание:

  1. Вводная беседа о празднике.

  2. Стихи об осени.

  3. Конкурс «Цветочная фантазия».

  4. Викторина «Разгадай загадки осени».



Тема 5: Развитие речи.

Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила».

Цель:

  • развивать внимание, память;

  • развивать умение чутко воспринимать поэтическое слово.

Содержание:

  1. Вводная беседа об авторе.

  2. Анализ произведения.

  3. Работа с трудными словами.

  4. Выразительное чтение.

  5. Заучивание стихотворения.

Тема 6: Народно-прикладное искусство.

- создание творческой работы на тему «Сказочный цветок» (объемная аппликация).

Цель:

  • развивать воображение, фантазию, эстетический вкус;

  • формировать навыки коллективного труда.

Содержание:

  1. Вводная беседа о правилах безопасности работы с ножницами, клеем.

  2. Объявление темы занятия.

  3. Работа по шаблонам.

  4. Подведение итога.



II четверть

Тема 1: Знакомство с картиной русского художника И. Прянишникова «Возвращение с ярмарки».

Цель:

  • закрепить знания детей об обрядовых действиях, сопровождающих празднование осенних праздников;

  • развивать эстетическое восприятие, художественную активность в сферах народного творчества.

Содержание:

1. Знакомство с картиной русского художника И. Прянишникова «Возвращение с ярмарки».

2. Определение эмоционального отношения к картине.

3. Выявление обрядовых действий.


Тема 2: Проведение дидактической игры «Русский человек без родни не живет».

Цель:

  • закрепить знания детей о родственниках.

  • развивать активное мышление детей.

Содержание:

Ведущий берет карточку со списком родственников, а также любые маленькие карточки. Ведущий по очереди задает игрокам вопросы по списку, например «Кто такая внучка?». Если тот, кто должен отвечать, дает неправильный ответ, говорит сидящий слева от него и т.д. Кто ответит правильно, получает карточку.



Тема 3: Слушание музыкальных произведений П. И.Чайковского из цикла «Времена года».

Цель:

  • развитие слухового восприятия через прослушивание музыкальных произведений.

Содержание:

  1. Вводная беседа о композиторе.

  2. Прослушивание музыкальных произведений.

  3. Определение эмоционального отношения к произведению.

  4. Конкурс «Я рисую музыку».



Тема 4: Проведение праздника «Новый год – Коляда».

Цель:

  • познакомить детей с обрядом колядования;

  • вызвать интерес к традициям и искусству русского народа.

Содержание:

  1. Вводная беседа о празднике.

  2. Разучивание колядок.

  3. Появление в празднике ряженых.

  4. Исполнение частушек.

  5. Колядование.



Тема 5: Экскурсия в музыкальный театр.

Цель:

  • привитие детям этических норм поведения;

  • привитие эстетического вкуса;

  • вызвать интерес к искусству русского народа.

Содержание:

  1. Вводная беседа о правилах поведения в театре;

  2. Просмотр спектакля.

  3. Выявление эмоционального отношения к спектаклю.



Тема 6: Народно-прикладное искусство.

- изготовление новогодних игрушек.

Цель:

  • формировать навык творческого эксперимента с бумагой различных цветов, комбинирования приемов декоративного вырезания;

  • развивать фантазию, художественный вкус.

Содержание:

  1. Коррекционно-развивающее упражнение.

  2. Анализ образца.

  3. Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем.

  4. План работы.

  5. Самостоятельная работа.



III четверть

Тема 1: Знакомство с картиной русского художника К. Брюллова «Гадающая Светлана».

Цель:

  • развивать эстетическое восприятие, художественную активность в сферах народного творчества.

Содержание:

1.Знакомство с картиной русского художника К. Брюллова «Гадающая Светлана». 2. Определение эмоционального отношения к картине.

3. Выявление обрядовых действий.



Тема 2: Чтение сказки «Семь Симеонов – семь работников».

Цель:

  • расширение кругозора детей в устном народном творчестве;

  • вызвать интерес к фольклорным произведениям.

Содержание:

  1. Вводная беседа о прочитанных произведениях.

  2. Чтение произведения, разбор трудных слов.

  3. Анализ произведения.

  4. Самостоятельное чтение.


Тема 3: Проведение музыкально-фольклорной игры «Дрема».

Цель:

  • научить детей самостоятельно играть и действовать согласно правилам фольклорной игры.

Содержание:

  1. Вступительная беседа.

  2. Вспомнить правила игры.

  3. Распределение ролей.

  4. Самостоятельная игра.


Тема 4: Проведение конкурса «Русские красавицы».

Цель:

  • увидеть красоту человека;

  • ценить поэтику слова;

  • развивать в детях интеллект.

Содержание:

  1. Выступление девочек «Визитная карточка».

  2. Конкурс «Угадай имя куклы».

  3. Викторина.

  4. Конкурс «Станцуем».

  5. Конкурс «Наряди куклу».

  6. Подведение итога.


Тема 5: Народно-прикладное искусство.

- изготовление подарков для родителей, бабушек, дедушек.

Цель:

  • развивать образное воображение, мышление, формировать композиционное умение, эстетическое восприятие формы;

  • рассматривать эстетическую функцию орнамента во взаимосвязи с материалом и назначением вещи.

Содержание:

  1. Введение в тему.

  2. Анализ образца.

  3. Определение плана работы.

  4. Самостоятельная работа.


Тема 6: Проведение праздника «Праздник весны».

Цель:

  • закрепить у детей собирательный образ весенних праздников, вспомнить пословицы и поговорки, приметы о весне;

  • развить у детей внимание, речь.

Содержание:

  1. Хоровод «Пойду ль я».

  2. Появление Кикиморы и Кощея Бессмертного.

  3. Хоровод «Веснянка».

  4. Игра «Плетень».

  5. Появление Весны.


Тема 7: Экскурсия в природу.

Цель:

  • закрепление представлений детей о целостности бытия человека и природы.

  • расширить знания по экологической культуре.

Содержание:

  1. Определение темы экскурсии.

  2. Правила поведения в природе.

  3. Наблюдение за животными, растениями.

  4. Игра «Будь внимательным».


Тема 8: Проведение беседы о весенних (зимних, осенних, летних) праздниках и их значение.

Цель:

  • закрепить знания детей о сезонных фольклорных праздниках.


Содержание:

  1. Вводная беседа о праздниках.

  2. Их значение в жизни русского народа.

  3. Игра «Зевака».


Тема 9: Инсценировка сказки «Царевна-лягушка».

Цель:

  • развитие артистических способностей и возможностей детей;

  • вызвать интерес к народному искусству, народным традициям;

  • развитие памяти, мышления и речи детей.

Содержание:

  1. Чтение сказки.

  2. Распределение ролей.

  3. Разучивание речевого материала.

  4. Инсценировка сказки.


IV четверть

Тема 1: Знакомство с картиной русского художника В. Васнецова «Гусляры».

Цель:


  • развивать эстетическое восприятие, художественную активность в сферах народного творчества.

Содержание:

1.Знакомство с картиной русского художника В. Васнецова «Гусляры».

2. Определение эмоционального отношения к картине.

3. Выявление обрядовых действий.


Тема 2: Развитие речи.

Заучивание стихотворения А. Блока «На лугу».

Цель:

  • развивать внимание, память;

  • развивать умение чутко воспринимать поэтическое слово.

Содержание:

1. Вводная беседа об авторе.

2. Анализ произведения.

3. Работа с трудными словами.

4. Выразительное чтение.

5. Заучивание стихотворения.


Тема 3: Народно-прикладное искусство.

- роспись дымковской игрушки.

Цель:

  • развивать художественный вкус, учить самостоятельно оформлять силуэт, располагать узоры по нему;

  • формировать навык творческой деятельности, стремление выражать свое отношение к выполняемой работе;

  • воспитывать уважение к труду народных мастеров, вызывать интерес к народному творчеству.

Содержание:

  1. Вводная беседа.

  2. Анализ образца.

  3. Пооперационный показ.

  4. Самостоятельная работа.

  5. Выставка игрушек.


Тема 4: Проведение праздника «Праздник русской березки».

Цель:

  • вызвать интерес и уважение учащихся к русским традициям;

  • формировать умение видеть красоту природы.

Содержание:

  1. Вводная беседа о празднике.

  2. Отгадывание загадок.

  3. Торг коробейников.

  4. Хоровод «Березка».

  5. Игра «Березовые ворота».

  6. Обряд завивания березки.


Тема 5: Экскурсия. Достопримечательности Омска (школа искусств, музей, памятные места).

Цель:

  • развивать интерес к изучению родного края;

  • знакомить учащихся с основными достопримечательностями города;

  • воспитывать любовь к родному городу.

Содержание:

  1. Вступительная беседа о городе.

  2. Остановка у музея.

  3. Остановка у школы искусств.

  4. Остановка у памятных мест города.

  5. Итог.


Тема 6: Заочное путешествие по городам русских мастеров.

Цель:

  • познакомить учащихся с историей развития народных промыслов;

  • обобщить знания о народных мастерах;

  • воспитывать познавательный интерес к народному искусству, чувство гордости за мастеров нашей страны.

Содержание:

  1. Рассказы о народных промыслах.

  2. Показ дымковских игрушек.

  3. Разгадывание загадок.

  4. Появление матрешек.

  5. Песня «Русская матрешка».

  6. Показ изделий из Гжели.

  7. Итог занятия.



На первом году обучения необходимо познакомить детей с традициями и праздниками русского народа, с обычаями, народными песнями и играми.

Познакомить детей со значением русских пословиц и поговорок.

Раскрыть красоту русской природы через произведения русских художников, поэтов.








2 год (6 класс)

I четверть

Тема 1: Разучивание русской народной игры «Лапта».

Цель:

  • развивать ловкость, наблюдательность;

  • прививать интерес к игровым традициям.

Содержание:

  1. Вводная беседа о игре.

  2. Разучивание правил.

  3. Выбор водящего.

  4. Самостоятельная игра.


Тема 2: Игровое занятие «Молчанки».

Цель:

  • познакомить детей с новым видом фольклора;

  • привить интерес к народному творчеству;

  • развивать наблюдательность, выносливость, терпеливость.

Содержание:

  1. Вводная беседа.

  2. Игра «Послушай и повтори».

  3. Игра «Потренируй себя в молчании».

  4. Игра «Молчанка».

  5. Итог.


Тема 3: Знакомство с картиной русского художника И.Шишкина «Рожь».

Цель:

  • закрепить собирательный образ осенних праздников;

  • развивать эстетическое восприятие, художественную активность в сферах народного творчества.

Содержание:

1. Знакомство с картиной русского художника И.Шишкина «Рожь».

2. Определение эмоционального отношения к картине.

3. Выявление осенних признаков.


Тема 4: Проведение праздника «Елизаветинская ярмарка».

Цель:

  • вызвать интерес и уважение к русским традициям, формировать умение видеть красоту.

Содержание:

  1. Скоморохи зазывают на праздник.

  2. Вводная беседа о празднике.

  3. Игра «Петушиные бои».

  4. Представление крестьянского ряда.

  5. Представление промышленного ряда.

  6. Представление купеческого ряда.

  7. Выступление цыган.


Тема 5: Развитие речи.

Словарная работа: берег, оберег, амулет, талисман, специфические названия и смысловые значения праздников.

Цель:

  • раскрыть понятие трудных слов;

  • раскрыть смысловые значения фольклорных праздников.

Содержание:

  1. Работа с трудными словами.

  2. Игра «Реченька».

  3. Беседа о фольклорных праздниках.

  4. Использование слов в празднике.

Тема 6: Экскурсия на выставку изделий народных мастеров.

Цель:

  • познакомить детей с изделиями русских мастеров;

  • обобщить знания о народных мастерах;

  • воспитывать познавательный интерес к народному искусству, чувство гордости за мастеров нашей страны.

Содержание:

  1. Вводная беседа о народных промыслах.

  2. Определение эмоционального отношения к выставке.


II четверть

Тема 1: Знакомство с картиной русского художника Б. Кустодиева «Крестьянский ход».

Цель:

  • закрепить собирательный образ осенних праздников;

  • развивать эстетическое восприятие, художественную активность в сферах народного творчества.

Содержание:

1. Знакомство с картиной русского художника Б. Кустодиева «Крестьянский ход».

2. Определение эмоционального отношения к картине.

3. Выявление обрядовых признаков.


Тема 2: Разучивание хоровода «Костромушка».

Цель:

  • познакомить детей с народными хороводными песнями;

  • развивать дикцию, чувство ритма.

Содержание:

  1. Вводная беседа о значении хоровода в народных праздниках.

  2. Разучивание речевого материала, движений.

  3. Проведение хоровода.


Тема 3: Слушание колокольных звонов в аудиозаписи, в живом исполнении.

Цель:

  • развитие слухового восприятия через прослушивание колокольных звонов;

  • развитие эстетического восприятия;

  • воспитывать уважение к культуре и национальным традициям.

Содержание:

  1. Вводная беседа.

  2. Прослушивание колокольных звонов в аудиозаписи.

  3. Прослушивание колокольных звонов в живом исполнении.

  4. Определение эмоционального отношения к услышанному.


Тема 4: Проведение беседы «Обрядово-праздничная культура».

Цель:

  • познакомить детей с обрядово-праздничной культурой;

  • прививать интерес к обрядовым традициям народа.

Содержание:

  1. Введение в тему.

  2. Инсценировка.

  3. Игра «Ящер».

  4. Викторина по загадкам.

  5. Итог.


Тема 5: Проведение праздника «Зимние святки».

Цель:

  • вызвать интерес и уважение к русским традициям;

  • формировать умение видеть красоту;

  • воспитывать любовь к поэтике.

Содержание:

  1. Исполнение русской народной песни «А я по лугу».

  2. Беседа о зиме.

  3. Чтение небылиц.

  4. Выход ряженых.

  5. Разгадывание загадок.

  6. Игра «Золотые ворота».

Тема 6: Проведение игры - состязания «Чехарда – длинный конь».

Цель:

  • научить детей самостоятельно играть и действовать согласно правилам фольклорной игры.

Содержание:

  1. Вступительная беседа.

  2. Вспомнить правила игры.

  3. Распределение ролей.

  4. Самостоятельная игра.


III четверть

Тема 1: Знакомство с картиной русского художника А. Рябушкина «Катание на колесе на Масленицу».

Цель:

  • закрепить собирательный образ осенних праздников;

  • развивать эстетическое восприятие, художественную активность в сферах народного творчества.

Содержание:

1. Знакомство с картиной русского художника А. Рябушкина «Катание на колесе на Масленицу» 2. Определение эмоционального отношения к картине.

3. Выявление обрядовых признаков.


Тема 2: Разучивание музыкально-фольклорной игры «Вербочка».

Цель:

  • вызвать интерес к традициям страны;

  • развивать умение общения в игре.

Содержание:

  1. Вводная беседа о игре.

  2. Разучивание речевого материала.

  3. Распределение ролей.

  4. Проведение игры.


Тема 3: Музыкальная шкатулка.

Слушание: «Как Иван да Марья» (купальская);

«Ты, собачка, не плачь» (колыбельная);

«Ковано, бушевало колесо» (плясовая).

Цель:

  • развитие слухового восприятия через прослушивание музыкальных произведений;

  • научить детей определять разные музыкальные стили;

  • познакомить детей с художественным самодеятельным творчеством народа.

Содержание:

1. Вводная беседа о музыкальных направлениях.

2. Слушание музыкальных произведений.

3. Определение эмоционального отношения к песне.

4. Игра «Какая это песня?»


Тема 4: Проведение досуга «Русский чай».

Цель:

  • вызвать интерес к русским традициям, связанным с церемониалом чаепития, к народной поэтике;

  • формировать умение организованно и интересно проводить досуговое время.

Содержание:

  1. Беседа о чае.

  2. Появление девочек-чаевниц.

  3. Хоровод девушек в русских костюмах.

  4. Пословицы о чае.

  5. Итог.


Тема 5: Народно-прикладное искусство.

- городецкая роспись.

Цель:

  • познакомить учащихся с Городецкой росписью;

  • развивать чувство цвета, умение самостоятельно составить узор из знакомых элементов Городецкой росписи;

  • воспитывать уважение к труду народных мастеров, вызвать интерес к народному творчеству.

Содержание:

1.Беседа по теме.

2. Анализ образца.

3. Самостоятельная работа.

4. Выставка работ.


Тема 6: Проведение праздника «Вербное воскресенье».

Цель:

  • дать представление о весенних православных праздниках;

  • познакомить детей с традициями и обрядами, проходящими на Вербное воскресенье.

Содержание:

  1. Рассказ о празднике.

  2. Игра «Курилка».

  3. Хоровод «Верба-вербочка».

  4. Игра «Заря-зарница».

  5. Песня «Солнышко».


Тема 7: Инсценировка народной песни «Ой, да мы матрешки».

Цель:

  • вызвать интерес к традициям и искусству русского народа;

  • приобщать детей к исполнению песни;

  • развивать певучесть, умение слышать текучесть мелодии.

Содержание:

  1. Разучивание речевого материала.

  2. Разучивание движений.

  3. Инсценировка песни.



Тема 8: Экскурсия в ДК «Дом Дружбы».

Цель:

  • познакомить детей с культурой и традициями различных национальностей.

Содержание:

  1. Введение в тему экскурсии.

  2. Знакомство с традициями и народными обычаями людей других национальностей.



Тема 9: Проведение беседы «Из славянской мифологии».

Цель:

  • дать понятие о некоторых мифических существах;

  • рассказать о происхождении их названий – аист, бабай, ветры, водяной.

Содержание:

  1. История славян.

  2. Рассказ о мифических существах.

  3. Игра «Водяной».



IVчетверть

Тема 1: Знакомство с картиной русского художника Б. Кустодиева «Вид русской деревни».

Цель:

  • развивать эстетическое восприятие, художественную активность в сферах народного творчества.

Содержание:

1. Знакомство с картиной русского художника Б. Кустодиева «Вид русской деревни».

2. Определение эмоционального отношения к картине.


Тема 2: Экскурсия на выставку в музей имени Врубеля.

Цель:

  • развивать эстетическое восприятие, художественную активность в сферах народного творчества;

  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к искусству.

Содержание:

  1. Беседа о художниках.

  2. Экскурсия в музей.

  3. Определение эмоционального отношения к картинам.

Тема 3: Проведение праздника «Славен, славен град Москва!».

Цель:

  • Развивать познавательный интерес к изучению истории страны;

  • Формировать коммуникативную функцию речи

Содержание:

  1. Песня «Моя земля».

  2. Рассказ о Юрии Долгоруком.

  3. Народная игра «Кувшинчик».

  4. Хоровод «Ку-ку, кукушечка».

  5. Москва – всем городам мать!

  6. Песня «Моя Россия».



Тема 4: Экскурсия на региональную выставку «Культура Омской области».

Цель:

  • познакомить детей с культурой Омской области.

Содержание:

  1. Вводная беседа о выставке.

  2. Знакомство с выставкой.



Тема 5: Проведение игры-эстафеты «Что за прелесть эти сказки!»

Цель:

  • Развивать активное мышление детей;

  • Вызвать интерес к фольклорным произведениям;

  • Развивать навыки работы в команде, развивать сообразительность и быстроту реакции у детей.

Содержание:

  1. Первый тур «Разминка».

  2. Второй тур «Отгадай загадки».

  3. Третий тур «Русская народная сказка».

  4. Четвертый тур «Загадочные телеграммы».

  5. Пятый тур «Эстафета героев сказки».

  6. Итог.



Тема 6: Народно-прикладное искусство.

- роспись пасхальных яиц.

Цель:

  • познакомить детей с технологией крашения яиц;

  • приобщать к освоению ритуальных действий во время христосования;

  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к искусству.

Содержание:

  1. Рассказ о православном празднике Пасха.

  2. Анализ образца.

  3. Пооперационный показ.

  4. Самостоятельная работа.

  5. Выставка яиц.

Задачей второго года обучения является закрепление собирательного образа осенних, зимних, весенних, летних праздников; обрядовых действий, сопровождающих эти праздники.

Знакомство детей с понятиями: «бабье лето», «Рождество», «Крещение», проводы зимы – Масленица, Пасха, Троица и т. д.

Формирование бережного отношения к природе на основе сохранения русских народных традиций.



3 год (7 класс)

I четверть

Тема 1: Разучивание сюжетно-ролевой игры «Дедушко-медведушко».

Цель:

  • приобщать детей к ролевой игре;

  • вызвать интерес к фольклору.

Содержание:

  1. Вводная беседа.

  2. Разучивание речевого материала.

  3. Распределение ролей.

  4. Самостоятельная игра.



Тема 2: Проведение экологической беседы «Народные традиции поведения людей в природе».

Цель:

  • развивать основы экологической культуры при изучении окружающего мира;

  • воспитывать потребность к сохранению экологической обстановки своей местности.

Содержание:

  1. С помощью ребусов узнать тему беседы.

  2. Правильное поведение на природе.

  3. «Игровое лото».

  4. Психологические упражнения «Можно – нельзя».

  5. Рисование по правилам «Я знаю».



Тема 3: Экскурсия в Ачаирский монастырь.

Цель:

  • развивать духовно-нравственные качества личности;

  • приобщать учащихся к истории родного края, вызвать интерес к теме;

  • корригировать эмоционально-волевую сферу.

Содержание:

  1. Эмоциональный настрой учащихся.

  2. Напомнить о правилах поведения в общественных местах, правила поведения в церкви.

  3. Вводная беседа экскурсовода.

  4. Просмотр.

  5. Мои впечатления об увиденном.



Тема 4: Развитие речи.

-инсценировка сказки «Чудесные лапоточки».

Цель:

  • вызвать интерес к народному искусству, народным традициям;

  • вызвать интерес к театральной игре:

  • развивать речь детей.

Содержание:

  1. Вводная беседа.

  2. Распределение ролей.

  3. Разучивание речевого материала.

  4. Инсценировка сказки.

  5. Практическая работа «Рисунки по сказке».

  6. Итог. Чему учит сказка?



Тема 5: Работа с родителями «Ознакомление с народным праздничным этикетом».

Цель:

  • Познакомить родителей с малоизвестными народными праздниками;

  • Познакомить с народным праздничным этикетом.

Содержание:

  1. Вводная беседа по теме.

  2. Анкетирование.

  3. Игра «Что я знаю о народных праздниках?»



Тема 6: Проведение праздника «Капустник».

Цель:

  • закреплять знания детей о православном празднике Воздвиженье;

  • познакомить детей с русскими обычаями.

Содержание:

  1. Песня «Осень».

  2. Беседа о празднике.

  3. Исполнение прибауток.

  4. Игра «Как у дяди Трифона».

  5. Разгадывание загадок.

  6. Песня «Где был Иванушка».

  7. Игра «Заря-зарница».

II четверть

Тема 1: Проведение игрового занятия «Небылицы и перевертыши».

Цель:

  • показать необычность фольклорного произведения;

  • развивать дикцию, артикуляцию.

Содержание:

  1. Послушайте и повторите.

  2. Придумаем сами небылицу.

  3. Знакомство с небылицами разных народов.



Тема 2: Разучивание драматической русской народной игры «Крыночка».

Цель:

  • прививать интерес к обрядовым и игровым традициям русского народа;

  • развивать мышление и речь ребенка.

Содержание:

1. Вводная беседа о игре.

2. Разучивание правил.

3. Выбор водящего.

4. Самостоятельная игра.



Тема 3: Экскурсия в историко-краеведческий музей.

Цель:

  • развивать познавательный интерес к изучению истории страны;

  • развивать целенаправленность восприятия, внимания;

  • воспитывать любовь к родному краю, родной природе.

Содержание:

  1. Вводная беседа.

  2. Правила поведения в общественных местах.

  3. Просмотр экспозиций.

  4. Эмоциональное отношение к увиденному.



Тема 4: Разучивание песни и инсценировка «Земелюшка-чернозем».

Цель:

  • вызвать интерес к традициям и искусству русского народа;

  • приобщать детей к исполнению песни;

  • развивать певучесть, умение слышать текучесть мелодии.

Содержание:

  1. Разучивание речевого материала.

  2. Разучивание движений.

  3. Инсценировка песни.



Тема 5: Народно-прикладное искусство.

- изготовление масок для обряда колядования.

Цель:

  • научить детей использовать результаты продуктивной деятельности в праздниках.

Содержание:

  1. Вводная беседа о празднике.

  2. Показ образцов.

  3. Анализ образцов.

  4. Пооперационный показ.

  5. Самостоятельная работа.



Тема 6: Проведение праздника «Колядка».

Цель:

  • вызвать интерес к традициям и искусству русского народа.

Содержание:

  1. Выход ряженых.

  2. Колядование.

  3. Частушки.

  4. Песня «Барыня».



III четверть

Тема 1: Разучивание весенних закличек к празднику «Масленица».

Цель:

  • приобщать детей использовать разученный материал в праздниках;

  • учить детей ценить поэтику слова.

Содержание:

  1. Беседа о празднике.

  2. Разучивание речевого материала.



Тема 2: Разучивание обрядовой игры «Похороны Костромы».

Цель:

  • вызвать интерес к традициям страны;

  • развивать умение общения в игре.

Содержание:

  1. Вводная беседа.

  2. Разобрать план игры.

  3. Разучивание речевого материала.

  4. Игра.



Тема 3: Проведение праздника «Русская Масленица».

Цель:

  • воспитывать любовь к традициям русского народа, поэтике, красоте;

  • развивать в детях интеллект.

Содержание:

  1. Беседа о празднике.

  2. Инсценировка.

  3. Игра «В подкиды».

  4. Игра «Цепи».

  5. Частушки.

  6. Конкурс гармонистов.

  7. Перетягивание каната.



Тема 4: Проведение беседы «Народный месяцеслов».

Цель:

  • познакомить детей с названиями месяцев и с чем они связаны.

Содержание:

  1. Вводная беседа о месяцах.

  2. Беседа о том, с чем связано название каждого месяца.

  3. В народе говорят.

  4. Приметы.

Тема 5: Разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад.

Цель:

  • закрепление речевых, интеллектуальных возможностей детей.

Содержание:

  1. Игра на сообразительность.

  2. Разгадывание кроссворда «Народные праздники».

  3. Ребусы, шарады.



Тема 6: Инсценировка русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

Цель:

  • развитие артистических способностей и возможностей детей;

  • вызвать интерес к народному искусству, народным традициям;

  • развитие памяти, мышления и речи детей.

Содержание:

  1. Чтение сказки.

  2. Распределение ролей.

  3. Разучивание речевого материала.

  4. Инсценировка сказки.


Тема 7: Народно-прикладное искусство.

- создание коллективной работы птиц, выполненной в технике оригами.

Цель:

  • учить различные приемы складывания, разметки бумаги;

  • развивать творческое воображение, коррекцию мелкой моторики;

  • воспитывать художественный вкус; умение работать в коллективе.

Содержание:

  1. Просмотр видеосюжета «Птицы».

  2. Пооперационный показ и выполнение.

  3. Выставка работы.



Тема 8: Проведение викторины по загадкам «На крестьянском подворье».

Цель:

  • учить детей смекалке, умению рассуждать.

Содержание:

  1. Беседа о загадках.

  2. Викторина «Крестьянское подворье».

  3. Просмотр видеоряда «Крестьянское подворье».

  4. Конкурс рисунков «Крестьянское подворье».



Тема 9: Инсценировка «Смешные диалоги».

Цель:

  • учить чтению по ролям, вызвать интерес к фольклору и театральной деятельности.

Содержание:

  1. Рассказ педагога.

  2. Чтение педагогом диалогов и инсценирование их детьми.

  3. Практическая работа «Нарисуй иллюстрации к диалогам».

  4. Обыгрывание считалок.

  5. Творческое задание.

IV четверть

Тема 1: Развитие речи.

- пересказ текста И.Н. Снегирева «Вербное воскресенье».

Цель:

  • научить детей выделять главную мысль в рассказе;

  • развивать активное мышление детей;

  • вызвать интерес к фольклорным произведениям.

Содержание:

  1. Чтение рассказа.

  2. Определить главную мысль рассказа.

  3. Пересказ.

  4. Определить эмоциональное отношение к рассказу.



Тема 2: Разучивание обрядовой игры «Лень».

Цель:

  • знакомить детей с обычаями старины;

  • воспитывать любовь к искусству, поэтическому слову.

Содержание:

  1. Разучивание речевого материала.

  2. Выбор водящего (лени).

  3. Самостоятельная игра.



Тема 3: Работа с родителями «Рекомендации по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми».

Цель:

  • дать рекомендации родителям по использованию полученных знаний о народных традициях, обычаях в повседневном общении с детьми.

Содержание:

  1. Совместная игра родителей с детьми.

  2. Беседа с родителями.

  3. Чаепитие.



Тема 4: Проведение беседы «Русские и я. Какие мы?»

Цель:

  • развить интерес к изучению истории России, ратных подвигах русского народа;

  • воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к русскому народу.

Содержание:

  1. Прослушивание и обсуждение песни «Богатырская наша сила».

  2. Вглубь веков. (о ратных подвигах богатырей).

  3. Игра «Узнай по описанию».



Тема 5: Проведение праздника «Праздник Пасхи и весны».

Цель:

  • познакомить детей с содержанием весеннего праздника Пасхи;

  • приобщать к освоению ритуальных действий во время празднования;

  • развивать память, мышление и речь учащихся.

Содержание:

  1. Появление главных героев праздника.

  2. Игра-пляска «Передай платочек».

  3. Приметы погоды.

  4. Игра «Раскрась яичко».

  5. Танец «Мы веселые матрешки».



Тема 6: Народно-прикладное искусство.

- рисование по замыслу «Народные праздники».

Цель:

  • развивать умение подбирать цветовую гамму для передачи образа;

  • развивать у учащихся представления, образное мышление, воображение, эстетическую восприимчивость детей.

Содержание:

  1. Введение в тему.

  2. Самостоятельная работа.

  3. Выставка рисунков.



Третий год обучения способствует возрождению традиций празднования троицко-семицких обрядов православной культуры.

Необходимо приучать детей использовать результаты своей продуктивной деятельности по народно-прикладному искусству при оформлении праздников.

Формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса.





В результате трех лет обучения у слабослышащих детей должны сформироваться такие чувства, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, к традициям русского народа, любовь к Родине. Дети познакомятся с русской народной культурой, через познавательные развлечения - православные праздники, обряды.

В течении трех лет обучения будет проведена работа с родителями по ознакомлению с народным праздничным этикетом. Родители ознакомятся с рекомендациями по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми: ежедневно читать художественные произведения, связанные с обрядовыми праздниками; рассматривать иллюстрации; вести беседы о прочитанном; выяснять, что понравилось, чем мотивируется выбор книг; формировать нравственные качества ребенка на основе бережного отношения к природе. Необходимо приобщать родителей к совместному с детьми празднованию Масленицы, Пасхи, Троицы и т.д.



















Литература



  1. Абрамов В., Поварова Л.С. На досуге // Сборник игр и развлечений. – Куйбышев, 1956.

  2. Агамова Н.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. – М., 1995.

  3. Аникин В.П. Детский фольклор. – М., 1983.

  4. Брюзгина В.В. И. Даль – детям. Уроки нравственности и красоты // Дошкольное воспитание, 1991, №12.

  5. Василенко С. Десять русских народных песен. – М., 1986.

  6. Генкин Д.М. Массовые праздники. – М., 1975.

  7. Григорьев В. Народные игры и традиции в России. – М., 1991.

  8. Детские подвижные игры народов СССР // Под ред. Т.И. Осокиной. – М., 1988.

  9. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. / Сост. Г. Науменко. М., 1987.

  10. Загадки русского народа./ Сост. А. Аникин – М., 1999.

  11. Иванов Ю., Михайлова Э. Играйте на здоровье // Подвижные игры, народные забавы, игровые поединки. – М., 1991.

  12. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М., 1989.

  13. Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, приговорки о временах года и погоде. – М., 1991.

  14. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – Л., 1988.

  15. Петров В.М., Гришина Г.Н. Летние праздники, игры и забавы для детей. – М., 1998.

  16. Петров В.М., Гришина Г.Н. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М., 1999.

  17. Петров В.М., Гришина Г.Н. Зимние праздники, игры и забавы для детей. – М., 2001.

  18. Петров В.М., Гришина Г.Н. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М., 2001.

  19. Ушинский К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании? // Классный руководитель, 1993, №12.

  20. Хрестоматия русского народного танца. – М., 1977.

  21. Чичеров В.И. Русское народное творчество. – М., 1959.

  22. Шорыгина Т.А. Православные праздники для детей: сценарии и беседы. _ М., 2001.















































Беседа. Злой язычок. «Ложь в пословицах и поговорках».

Цель: познакомить детей с устным народным творчеством.

Задачи: расширить круг культурных потребностей; эстетический вкус;

развить память, мышление, речь ребенка.

Оборудование: сюжетные картинки, сборник пословиц и поговорок, плакат с пословицами и поговорками.

Ход беседы

  1. Орг. момент

Коррекционно-развивающее упражнение на развитие логического мышления «Доскажи слово».



________ человека кормит. (труд)



Волков бояться – в _____ не ходить. (лес)



  1. Вводная беседа

- Что такое ложь?

Ложь – намеренное искажение истины, неправда, обман.

- Есть ли среди вас те, кто ни разу никого не обманул?

- Почему люди чаще всего обманывают? (Желая пошутить или что-то скрыть).

Пословица – это краткое изречение с поучительным содержанием.

(Народная мудрость, которая заставляет нас обдумать поведение людей).

- Что это?

Правда с ложью не дружат.

- Как вы понимаете смысл?

-Ответы детей.



  1. Основная часть



  1. Работа над пословицами и поговорками (о неправде и лжи).

На обмане далеко не уедешь.

Ложь дружбу губит.

Ври да знай меру.



- Какая вам пословица понравилась?

- Как вы ее понимаете?

- Были ли у вас ситуации, когда можно было применить пословицу?



2) Игра-упражнение «Подбери картинку» (к пословице).

Волка ноги кормят. (Волк, ноги, еда).

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. (Слово, воробей, руки).

Корова на дворе, так и еда на столе. (Корова, двор, еда, стол).



  1. Заучивание пословицы.

Ложь белой ниткой шита.



  1. Итог

- Чему учат нас пословицы?











































































Беседа. Русские и я. Какие мы?



Цель: развить интерес к изучению истории России, ратных подвигах русского народа.



Задачи: выявить особенности русского характера, на основе прочитанных былин; воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к русскому народу;

развитие мышления, речи, внимания.

Оборудование: иллюстрации к былинам, картина «Три богатыря», DVD «Илья Муромец», аудиозапись песни «Богатырская наша сила».



Ход беседы

  1. Орг. момент

Коррекционно-развивающее упражнение на развитие целенаправленного внимания «Исправь ошибки». Внимательно прослушайте предложения, в которых намеренно, сделаны ошибки. Произнесите предложение правильно.

Летом выпал первый снег.

В ответ я киваю ему рукой.

Вверху под ними была крыша.



  1. Основная часть

  1. Прослушивание и обсуждение песни «Богатырская наша сила».

О чем эта песня? Какие чувства вызвала у вас песня? Как вы понимаете выражение «богатырская сила»?

  1. Вглубь веков. (о ратных подвигах русских богатырей).

- Ребята, каких богатырей вы знаете? О русских богатырях мы можем узнать из былин.

Былины – это русские народные песенные сказания.

Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказатель нараспев сказывал:

Вы послушайте-ка, люди добрые,

Да былину мою, правду-истину!

Особенно много былин сложил народ про богатырей, защищавших Русь. Первый среди них – крестьянский сын Илья Муромец. Этот русский богатырь воплотил в себе лучшие качества человека: смелость, честность, верность, безответную любовь к Родине. Былины рассказывают о могучей силе Ильи Муромца, о борьбе этого замечательного богатыря с Соловьем-разбойником, о победе над Калином-царем, о ссоре с князем Владимиром.

Рядом с Ильей Муромцем на заставе богатырской стоят справедливый и умный Добрыня Никитич, дерзкий, насмешливый Алеша Попович, что «не силой силен, а напуском смел».

Герои были во много раз сильнее обычного человека. Даже конь богатырский скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». У многих богатырей страшные противники: Идолище Поганое, Соловей-разбойник. В их облике народ показывал врагов земли русской, но богатыри были всегда сильнее их.

  1. Работа по видеосюжету «Илья Муромец».

- А ведь Илья Муромец не сразу стал богатырем. Расскажите, что за беда с ним приключилась, и кто его от этой беды избавил? Какое благословение дал отец Илье Муромцу? Как звали коня Ильи Муромца? Как называли головной убор богатыря?



3. Итог



Игра «Узнай по описанию».



Долго могучая сила в нем зрела,

А пробудилась от горя она.

Встал богатырь за Отчизну

И смело бился – себя не щадя и врага (Илья Муромец)





Доброе имя носил богатырь –

Врагов не жалел, Отчизну любил

С Ильей Муромцем служил,

Супостатов сокрушил (Добрыня Никитич)







Храбрый и смелый – отважный смельчак.

Рода поповского наш весельчак.

Самый младой из троих богатырь,

Русь защищая, врагов он разил (Алеша Попович)







Разбойник сей ужасный

На трех дубах сидит.

Шипит он по-змеиному,

Свистит по-соловьиному (Соловей-разбойник)







Инсценировка сказки «Чудесные лапоточки».



Цель: вызвать интерес к народному искусству, народным традициям;

развитие памяти, мышления и речи детей.



Оборудование: лапти, декорации деревни.



Инсценировка сказки.

Действующие лица

Сказочник

Иван

Старичок

Аким

Гости

Сыновья

Жена Акима

Барин



Присказка. Слетались сказки с моря,

Садились у нас на заборе,

Играли, песни сказывали,

Чудеса показывали,

Были да небылицы.

Одну мы сами видали,

Хотим, чтоб и вам показали.

Сказочник: Жил-был в одной деревне мужик Иван. Решил он брата Степана в дальнем селе проведать. День был жаркий, дорога пыльная. Идет Иван, идет – устал.

Иван: Дойду до речки. Там водички попью, отдохну.

Сказочник: Приходит он к речке, а на берегу сидит незнакомый старичок. Лапти свои снял, под березу поставил, сидит, обедает. Попил Иван воды, лицо умыл, подходит к старичку.

Иван: Ты, дедушка, далеко ли собрался?

Старичок: Очень далеко, милый. В город Чудес.

Иван: (удивленно) В город Чудес? Пешком? Да ты, дедушка, год протопаешь.

Старичок: Нет, милый, не год. Я себе лапти сплел. Не простые они, скороходные. Обуюсь в них, так ноги у меня сами побегут. (ложится под березу, засыпает.)

Иван: (не очень громко) Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да обменяюсь с дедом. В скороходных лаптях я к брату мигом добегу. (Снимает свои лапти, ставит под березу, а дедовы обувает. Тут же вскакивает и быстро бежит.) (Перепугано.) Ноги, вы куда? Стойте! (Продолжает бежать. Добегает до дома брата, опрокидывает ведро, налетает на метлу, падает. Болтает в воздухе ногами.)

Иван: Ой, беда! Плохо я сделал, чужое добро без спросу взял. Дедушку обидел. Ой, нехорошо! Буду возвращаться, отдам ему лапти. (Сбрасывает лапти, встает на ноги. Входит к брату в избу, там гости.)

Гости: Ты что это: босой идешь, а лапти в руках тащишь?

Иван: А лапти, братцы, тесноваты. Ногам больно. Я и снял. (Садится за стол рядом с соседом Акимом.)

Аким: Эх, мне бы эти лапти. Давай поменяемся, Иван.

Иван: Давай!

Аким берет лапти, свои на их место ставит, выходит на крыльцо, обувается в чудесные дедовы лапотки. Его тут же подхватывает что-то. Он бежит по деревне, не останавливается.

Аким: (испуганно). Люди добрые, ловите меня! Остановите меня! (Бежит мимо своей избы. Навстречу ему два его сына.)

Сыновья: Тятенька, ты куда поскакал-то?

Аким: Домой бегу!

Сыновья: Да что ты, тятенька? Дом-то вон где стоит, а ты куда же это бежишь?

Аким изловчился и ухватился за дерево, упал, лежит, болтает в воздухе ногами.

Аким: (сыновьям) Маменьку зовите!

Сыновья: (бегут к дому, кричат.) Маменька, беги скорее на улицу! Там тятенька с ума сошел. Валяется под березою, ногами болтает.

Аким: Ой, плохое дело я сделал, обменялся по-хитрому лаптями с Иваном. Спасай меня, Акулина! Сними с меня лапти. Видишь, я за березу держусь!

Жена Акима: (хватает его за ноги) Ой, батюшки! Да что ж это такое?! (Снимает с Акима лапти.)

Аким: (сыновья ведут его домой) Ой, умаялся, чуть сердце не лопнуло! Отдай, Акулина, лапти Ивану!

Вдруг открывается дверь, входит барин с кучером.

Барин: Мы на охоту ходили, заблудились. Можно у тебя переночевать?

Аким: Ночуй! (Сам тяжело дышит.)

Барин: Да ты что, мужик, больной?

Аким: Нет, барин, здоровый. Вот только лапти меня замучили.

Барин: Какие лапти?

Аким: У Ивана выменял. А они оказались волшебные. Как только в них ноги сунешь, так и побежишь.

Барин: (важно) Не тебе, мужик, такие лапти носить. Мне, барину, они лучше пригодятся. (Хватает лапти и убегает.)

Слышно, как барин кричит: «Держите! Помогите! Остановите!» На дворе ночь. Люди спят, никто не слышит барина.

Сказочник: Из деревни вынесло барина в поле. Несется он, только пятки сверкают. Всю ночь бегал барин. А потом через лес его вынесло к реке. Слетели тут с барина лапоточки, и прямо в воду. А к утру приплыли туда, где их хозяин-старичок сидел.

Старичок: Вот мои лапоточки плывут. Достану их из воды. (Вынимает лапти и ставит сушиться на солнышко.)

Сказочник: Высохли лапти. Обулся старичок и пошел своей дорогой. Сам он их сплел – они его слушаются, не бегут, коли не надо. Зато наказание несут тем, кто берет чужое без спроса.



Итог.

- Чему учит сказка?

- Какой момент сказки вам понравился больше всего и почему?















































Игровое занятие «Молчанки».

Цель: познакомить с новым видом фольклора, привить интерес к народному творчеству, развивать наблюдательность, выносливость, терпеливость.

Ход занятия:

Ведущий: Кроме шумных игр с громкими словами, есть игры, в которых надо уметь помолчать, удержаться какое-то время от разговора, от смеха. Для этого нужно быть терпеливыми, выносливыми, сдержанными.

Послушайте и повторите (прочитайте):

Венчики, венчики,

Летали бубенчики

По травке и росе,

По чужой стороне,

Собирали орешки,

Медок, сахарок…

А теперь – молчок!

Придумайте несколько других строчек перед словом «молчок».

Пример: Венчики, венчики,

Звенели бубенчики

По цветам и травке,

Скакали по лавке.

Сверкали глазенки

На родимой сторонке,

Собирали потешки,

Щелкали орешки,

Полетели на цветок

Собирали медок – молчок!

Ведущий: Потренируйте себя в молчании. Попробуйте молча сосчитать про себя до 10, 20, 30, 50.

Не произносите ни слова, пока не получите на то моего разрешения. Удалось ли кому-нибудь из вас не произнести ни звука? (провокационный вопрос) А почему вы молчите? А вот и попался самый нетерпеливый участник, который не умеет играть в молчанку.

Игра «Молчанка».

Играющие выбирают водящего, свободно прогуливаются по классу со словами:

Кони, кони, мои кони,

Мы сидели на балконе,

Чай пили, чашки мыли,

По-турецки говорили:

-Чаб-чаляби, чаб-чаляби,

Прилетели журавли

И сказали всем : «Замри!»

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб,

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!

Как только скажут последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей движениями, смешными гримасами, веселыми приговорками. Если кто-то из игроков засмеется или скажет слово, отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант «выкупает»: по желанию ведущего участники поют песни, танцуют, загадывают загадки и т.д.

Итог.

Ведущий: Придумайте молчанку и проверьте ее действие на приятеле.

- Понаблюдайте действие молчанки на маме, папе, бабушке.

- Как они отнесутся к твоей молчанке: одинаково или все по-разному?

- Кому твой стишок понравился? Почему?







Обрядовая игра «Лень».

Цель: вызвать интерес к традициям страны; развивать умение общаться в игре; знакомить детей с обычаями старины; воспитывать любовь к искусству, поэтическому слову.

Ход развлечения:

Один из играющих изображает лень. Он садится на землю. Его дети спрашивают:

Тепло ли тебе, лень?

Холодно ли молодому?

Лень: Не тепло!

Дети: Не одеть ли нам его?

Не обуть ли нам его?

Как с молодца кафтан,

Со старушки сарафан,

С молодицы-то платок,

С красной девушки венок.

Дети изображают, как они одевают лень.

Дети: Что ты, лень, сидишь?

Лень: Пить, есть хочу!

Дети: Что тебе надобно?

Лень: Яства боярские!

Напитки государские!

Дети: Кто спину не гнет,

Тому ложка не в рот,

А где гнулась спина –

Там рожь густа,

Густа и колосиста,

Колосиста, ядриста:

С зерна-то пирог,

С колоска – весь мешок.

Поскачи-попляши, лень,

Тогда дадим пить-есть!

Лень: (встает) Я работать буду,

Про лень позабуду.

А сейчас я попляшу,

Вас, друзья, повеселю.











































Праздник «Колядка».

Цель: вызвать интерес к традициям и искусству русского народа, поэтике, красоте.

Ход праздника:

Звучит хороводная мелодия. Выходят ряженые, осыпают зрителей зерном и поют песенку.

Ряженые: Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

На Новый год, на новое счастье.

Уходи, ненастье.

Уродись, пшеничка,

Колос-чечевичка,

На поле – копнами,

На столе – пирогами.

Позвольте к вам войти.

Год у коляды на пути?!

Медведь: Дома ли, дома хозяин дома?

Хозяин: Дома я, дома.

Ряженые: Желаем счастья, здоровья хозяину дома.

А хозяюшка дома?

Хозяюшка: Дома я, дома, дорогие гостеньки.

Ряженые: Желаем хозяюшке дома счастья, здоровья.

И деткам вашим желаем большого счастья.

Хозяюшка: Спасибо, гостеньки, вам,

Что пришли на праздник к нам!

Ряженые: (поют) Коляда, коляда!

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла,

Коляда, коляда –

Радость – не беда.

А бывает коляда

Накануне Рождества.

Хозяин: Хорошо вы пели,

Есть, наверно, захотели?

Баба-Яга: Чем, хозяин, нас одарите,

Что вы нам сейчас подарите?

Хозяюшка: Не плясали, мало пели,

Угощенья захотели?

Погодите же, постойте,

Попляшите и попойте.

Ряженые: (поют частушки, пляшут)

  • Коляда, коляда,

На столе стоит еда –

Каша овсяная,

Голова свиная.

  • Коляда, коляда,

Покатилася звезда

К нам сюда на Святки,

Подпалила пятки.

  • Коляда, коляда,

Есть у нас вкусная еда,

Это радость – не беда,

Подавай ее сюда!

  • Коляда, коляда,

Очень даже молода.

Дай конфет коробок

Или сунем вилы в бок.

Хозяйка: Вот конфет коробок

Да пирогов лоток.

Начинаются зимние Святки,

Подходите поближе, ребятки.

Хозяйка: (показывает мешочек с деньгами)

А вот мешочек с деньгами,

Расплачусь сейчас я с вами.

Ряженые: Кто дал пироги –

Тому рожь густа, примолотиста.

Из полузерна – пирог,

С голенище – широк.

Кто дал мяска –

Тому двор живота.

А хозяину с хозяюшкой

Наш земной поклон. (Кланяются.)

Козел: Впереди у нас дорожки,

Нам опять колядовать,

Коляда, бери-ка ложки,

Будем «Барыню» играть.

Баянист наигрывает «Барыню», а дети подыгрывают ему на ложках. Затем все уходят с песней и хороводом.

Хозяйка: Приходила коляда,

С колядой была звезда.

Ты куда пошла опять,

Коляда, колядовать?



Досуг «Русский чай»

Цель: вызвать интерес к русским традициям, связанным с церемониалом чаепития, к народной поэтике; формировать умение организованно и интересно проводить досуговое время; развивать интеллект.

Оборудование: самовары, сладости, чашки, чай, музыкальное сопровождение.



Ход мероприятия:

Ведущая: Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих он необходим и ничем не заменим, почти так же как хлеб.

Хозяйка: Гоняя русские чаи,

Советовал дед внуку: «Не спеши!».

Не любит чай ни суету, ни скорость.

С достоинством пей, с чувством, от души,

И не возьмет тебя ни боль, ни жар, ни хворость.

Входят девочки-чаевницы, несут самовары, сладости, ставят на столы, разливают чай по чашкам.

1-я чаевница: Гостей и близких привечаем

Мы ароматным сладким чаем.

От всех невзгод, от всех болезней

Российский чай всегда полезный.

2-я чаевница: Наш гость, сегодня не скучай,

Пей от души горячий чай!

Его ты ароматный вкус познай,

По жизни с ним вперед шагай!

Появляется хоровод девушек в русских костюмах. Они исполняют песню на стихи М. Пляцковского, музыку К. Птичкина.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красивый самовар.

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Лучше фактора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,

Самоварного чайку!



Хозяйка: О чае народ сложил пословицы. Кто может назвать некоторые из них?

Дети: Если чай не пьешь, где силы берешь?

Выпей чайку – позабудешь тоску.

Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай!

Чай пить – приятно жить.

С чая плохо не бывает.

В зал входят девочки-чаевницы, несут пироги на подносах, ставят на столы.

Чаевницы (поют, пляшут):

  • К нам гости пришли,

Дорогие пришли.

Мы не зря чай заварили,

Пироги пекли.

  • С малиной пирог,

И с капустой пирог.

А который без начинки –

Самый вкусный пирог.

  • А сейчас вдвоем

Мы для вас споем,

Вы похлопайте в ладоши –

Мы плясать пойдем.

  • Ты топни ногой

Да притопни другой,

Я волчком кружиться стану,

А ты так постой.

  • Наш интернат

Дружбой славится,

Приходите, гости, чаще,

Если нравится.

Ведущая: Хорошая песня под хороший чай – что может быть лучше? Так было во все времена на Руси: за самоваром собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали дела семейные.























Конкурс «Русские красавицы»

Цель: учить видеть красоту человека, ценить поэтику слова; вызвать интерес к русским традициям; развивать в детях интеллект.

Ход конкурса:

  1. Хоровод.

Выходит девочка в костюме матрешки, за ней – девочки в русских народных костюмах. Девочки становятся полукругом. Матрешка выходит вперед и поет.

Поглядите-ка, ребята,

Что на сцене деется:

Красны девицы пришли,

За сарафаны держатся.

  1. Выступление девочек – «Визитная карточка».

Девочки: Мы хотим всем вам сказать,

На Руси – ни дать, ни взять –

Русские красавицы

Статью, делом славятся.

1-я девочка: Я – Алена – красота,

Характером – доброта,

Старины обычаи

Мне не безразличны.

2-я девочка: Виринеей меня кличут,

По душе мне наш обычай.

В душе традиции берегу,

Культуру древних очень чту.

3-я девочка: Зовут Глафирою меня,

Имя русское у меня.

Со стариной дружить умею.

И показать себя сумею.

4-я девочка: Я – Злата – от солнца золотая,

Со старины Россия наша дорогая

Дарит традиции свои,

А это значит, что они мои.

5-я девочка: А я – Любовь,

Людей люблю и Русь свою.

И я вам честно говорю.

Что сердце все ей отдаю.

Демонстрируются костюмы. Жюри оценивает походку девочек, умение преподнести себя, показать достоинства своего костюма.

  1. Конкурс «Угадай имя куклы».

Матрешка выносит на сцену трех кукол, у каждой из которых в кармане лежит карточка с именем. Необходимо с трех попыток угадать эти имена.

Матрешка: У нас три куклы на виду,

Видно их в любом ряду.

Имя русское имеют,

Но назвать его не смеют.

Вас мы просим отгадать,

Как какую куклу звать.

Имя русское, простое,

Как яичко золотое.

(Примерные имена: Августа, Акулина, Марфа, Глафира, Анна.)

  1. Викторина.

Матрешка: Назовите имена русских красавиц из сказок. А помогут вам эти подсказки:

  • «Не пей, Иванушка, козленочком станешь». Из какой сказки эти слова?

(Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

  • «Не садись на пенек, не ешь пирожок». Из какой сказки отрывок? Как звали девочку?

(Сказка «Маша и медведь». Девочку зовут Маша.)

  • «Вот бы нам такого теленочка».

(Сказка «Смоляной бочок». Девочку зовут Танюша.)

  • «Так вот ты какой, цветочек аленький…»

(Сказка «Аленький цветочек». Настенька.)

  1. Конкурс «Станцуем».

Девочки поочередно исполняют танец «Барыня».

  1. Конкурс «Наряди куклу».

Девочкам выдаются плоские картонные шаблоны-заготовки кукол. Участницы конкурса с помощью самоклеящейся бумаги «наряжают» кукол в народные костюмы.

  1. Итог.

Жюри подводит итоги последнего конкурса: учитываются фантазии, яркость и качество задания, умение работать с ножницами. Затем определяется победительница конкурса.

























Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос