В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Берёзовый хуторок»

Программа «Наш дом - Земля» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Берёзовый хуторок»

Н.В. Селезнёва, учитель обществознания,

Ф.А.Жуков, учитель химии

МБОУ Б.Терсенской СОШ,

Уренский район, Нижегородская область

Актуальность и новизна программы

Экологическое, духовно-нравственное и трудовое воспитание подрастающего поколения - важнейшие задачи современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине, природе, которая нас окружает и овладения основными трудовыми навыками.

В соответствии с социальным запросом общества экологическое, духовно-нравственное и трудовое воспитание становятся приоритетными направлениями.

В нашей школе на протяжении нескольких лет проводится плодотворная работа по воспитанию экологических, духовно-нравственных и трудовых ценностей среди учащихся. В настоящее время в школе происходит формирование своего имиджа, школа позиционирует себя как Экошкола – школа будущего. Экология в данном случае рассматривается в широком смысле как взаимодействие: взаимодействие человека со своим внутренним миром (экология души), со своим телом (гигиена), со своими близкими и родственниками (экология семейных отношений), экология отношений со своими односельчанами и историческим наследием своей местности (краеведение, этноэкология), с природой (природосообразное поведение). Поэтому, экологический аспект включает в себя такие направления, как духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, самопознание учащимися особенностей своей личности, формирование коммуникативной культуры.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания и диктуется жизнью. Важный аспект в воспитании экологической культуры – развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным явлениям. По этому поводу В.А.Сухомлинский заметил, что именно природа, «…зеленая лаборатория под голубым небом, во все времена и у всех народов была источником обучения, воспитания и развития. Это неслучайно. Ведь природа – колыбель человечества, а каждый человек - дитя матери – природы, ее сын или дочь. Природа породила человека, наделила его разумом, речью, дала возможность трудиться. Предельно высокая эксплуатация природных ресурсов земли способствовала преобразованию части биосферы в техносферу. Почувствовав себя властелином земли, человек стал все больше и больше отделяться от матери – природы и забывать, что он – ее творение».

В формировании общечеловеческой системы ценностей, воспитании экологической культуры особая роль принадлежит школе. Поэтому педагоги МБОУ Б. Терсенской СОШ разработали программу под названием « Наш дом - Земля», чтобы в полной мере использовать воспитательные и познавательные возможности общения с природой.

Программа лагеря «Наш дом – Земля» основывается на программе развития школы «Экошкола – школа будущего».

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Березовый хуторок» рассчитана на детей 6,6 – 14 лет и реализуется в течение 3 лет. В лагере отдыхают и оздоравливаются не только дети МБОУ Б. Терсенской СОШ но и школ г. Уреня.

Учащиеся школы достигли значительных успехов в области экологических и этноэкологических исследований, неоднократно занимали призовые места в районных, областных и всероссийских конкурсах, продуктивно и активно участвуют в конференциях и форумах от районного до международного уровня. Данные опроса среди учащихся показывают, что 65% из них хотели бы заниматься научными исследованиями по экологии, 100% респондентов утверждают, что им интересно изучать явления и объекты природы, этноэкологические аспекты населения своей местности.

Школа является районной экспериментальной площадкой по духовно-нравственному воспитанию. В учебный план включены такие факультативы как «Основы православной культуры», «Религии России». Для обеспечения преемственности учебно-воспитательного процесса в области духовно-нравственного воспитания в учебное и каникулярное время необходимо включение данного направления воспитания в план работы летнего лагеря. Диагностика учащихся классов, в которых ведутся факультативы духовно-нравственного направления, показала, что учащиеся с интересом посещают занятия, интересуются темами, связанными с историей и традициями православия, хотели бы изучать эти темы в дальнейшем.

Для гармоничного формирования активной личности важно прививать трудовые навыки. При школе имеется приусадебный участок, где дети получают основные навыки работы на земле.

Результаты диагностики, проводимой в начале учебного года, показали значимость сельскохозяйственного труда в жизни каждой семьи, причем значимость увеличивается год от года. Дети и их родители хотят, и будут работать на своих приусадебных участках. Многие семьи на своих маленьких клочках земли проводят различные эксперименты и опыты, удивляя тем самым самых взыскательных односельчан.

Все это и определило выбор экологического, духовно-нравственного и трудового направлений, как приоритетных в воспитательной работе в летнем школьном лагере «Березовый хуторок».

Воспитанники лагеря – дети младшего и среднего школьного возраста, и одним из ведущих видов деятельности у них является игра. Поэтому программа лагеря реализуется через сюжетно-ролевую игру «Эльфийский лес». Для детей этого возраста характерно мифологическое восприятие мира, для них мир в области непознанного заполнен сказочными существами, которые персонифицированы, обладают определенными чертами характера и качествами личности. Для воспитателей ценен тот факт, что эти сказочные существа могут выполнять воспитывающую функцию. Здесь мы наблюдаем характерный для детей данного возраста уход от рационального мира взрослых в яркий сказочный мир детства. Советы родителей и воспитателей могут восприниматься как нотации и, следовательно, иметь невысокую эффективность. Мир детства – это мир чувств и эмоций, поэтому переживание воспитывающих ситуаций, смоделированных воспитателями в ходе игры, имеет больший эффект. При этом важно, что в игре каждый ребенок имеет возможность создать образ своего сказочного героя, что позволяет соотносить поступки героев со своими поступками, т.е. обеспечивает рефлексивный характер восприятия игры.

Основная идея программы лагеря – формирование экологической культуры. Поэтому сказочными героями выбраны эльфы, которые являются хранителями природы.

В первый год реализации программы в процессе игры совместными усилиями эльфов был построен «Дом, в котором я живу» из «кирпичиков», каждый из которых обозначал доброе дело. Строительство дома, как замысел игры, было выбрано не случайно. Образ дома психологически связан с ощущением защищенности, надежности, также дом – это семья, где всегда можно найти взаимопонимание, поддержку и любовь, где каждый ценен независимо от его достоинств и недостатков. Таким образом, основной психологической задачей смены было формирование уверенности в себе, повышение самооценки через уход от соревновательности, формирование толерантности детей в отношении друг с другом.

Во второй год реализации программы был благоустроена территория «Дома» и создан «Сад мечты» вокруг него. Эта идея выступает в органичном союзе с замыслом предыдущего года. Лето 2009 г. проходило под девизом «Хочешь изменить мир – измени себя!», т.е. в основу воспитательной деятельности была положена работа по формированию личности, своего внутреннего «Я». В 2010 г. девизом стала фраза «Люблю негасимой любовью я землю родную свою!», т.е. воспитательная деятельность была направлена на формирование любви к своему родному краю и ответственности за его будущее. При этом формировались такие качества воспитанников, как коммуникабельность, трудолюбие, социальная активность.

Третий, заключительный год реализации программы предполагает создание модели мира, построенного на принципах экологии под названием «Наш дом – Земля». В названии скрыта идея того, что сказочный мир эльфов, где жители заботятся о природе, на самом деле не просто выдумка, а образ будущего нашей планеты, планеты Земля. На этом этапе реализации программы усвоение основ экологической культуры проводится через деятельностный аспект (рефлексивная деятельность, т.е. работа над собой, коллективная творческая деятельность как фактор формирования коммуникабельности и толерантности, социально-значимая деятельность как фактор формирования гражданской активности, природоохранная деятельность, как фактор формирования ответственности за состояние окружающей среды и исследовательская деятельность как связующий элемент перехода от мифологического познания к рациональному, от игровой деятельности к практической).

На протяжении всех смен проводятся мероприятия экологической, духовно-нравственной, физкультурно-оздоровительной и трудовой направленностей.

Дети активно и добросовестно помогают выращивать урожай для школьной столовой, занимаются исследовательской деятельностью на приусадебном участке, изучают природные сообщества нашей местности и дают экологическую оценку их состояния, облагораживают территорию школы, получают основные навыки самообслуживания, постигают методы самопознания, изучают основы взаимоотношений в семье, неформального и делового общения, изучают духовное наследие населения нашей местности.

Используются различные формы работы: игры, викторины, беседы, тематические дни, интеллектуальные и спортивные состязания, экскурсии, фестивали, поисковые экспедиции, занятия в кружках, работа на пришкольном участке, обработка полевого материала, конференции, агитбригады, проектная деятельность.

Цель и задачи

Цель - создание условий для формирования экологической культуры детей через организацию проектной и исследовательской, духовно - нравственной и социально-значимой деятельности.

Задачи:

  1. Развивать физическую активность детей.

  2. Реализовать инициативу и творчество каждого ребенка, учитывая его индивидуальные способности и качества.

  3. Формировать основные коммуникативные, трудовые и исследовательские навыки у всех воспитанников лагеря через различные формы деятельности.

  4. Формировать у детей социально-значимую позицию «Мне не все равно» по отношению к окружающему миру и к самому себе.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • удовлетворить потребности детей в полноценном отдыхе и в физической активности,

  • сформировать ценностные представления и ориентации у воспитанников,

  • сформировать у детей инициативность, способности к самоопределению и творчеству,

  • сформировать у детей навыки объективной самооценки и рефлексии,

  • овладеть детям знаниями, умениями и навыками экологической культуры,

  • сформировать у воспитанников социально-значимую позицию «Мне не все равно» по отношению к окружающему миру и самому себе

  • совершенствовать опыт нравственного поведения в общении с ровесниками и взрослыми,

  • развить у воспитанников основные коммуникативные, трудовые и исследовательские навыки через различные формы деятельности.

В нашем лагере у детей появится возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности: исследовательской, трудовой, познавательной, спортивной, художественной, общественной, управленческой. Все это поможет им стать успешными в будущей жизни.

Итогом работы лагеря “Берёзовый хуторок” по программе ”Наш дом - Земля” будут исследовательские работы в области экологии, информирование населения в виде буклетов, листовок, выступлений агитбригад о необходимости бережно относиться к природе, очистка территории Ворошиловской сельской администрации от твердых бытовых отходов, установка аншлагов с призывом о соблюдении чистоты на пруду в д.Б. Орлиха, реализация проектов «Школьная клумба», «Деревенька моя!», «Сайт лагеря «Березовый хуторок»».

Концептуальные основы программы

Концептуальные основы программы представлены в виде четырех принципов:

  1. Принцип стратегии человека, как основы нравственного выбора и выбора способов деятельности, основанного на идеях, положениях, теориях В.М. Вернадского, Тейера де Шардена, педагога-эколога Н. Моисеева. Согласно идеям этих ученых единственной стратегией человека в природе и обществе является антропоцентризм, понимаемый как добровольно, осознанно признаваемая ответственность за свои мысли и действия. Ответственность не только в свободе законов, но и, в первую очередь, в виде личного нравственного, экологического императива, внутреннего стимула.

  2. Принцип системного экологического мышления основан на системности – асистемности мира. Асистемность – диалектическая составляющая единого мира, которая проявляется для человека, особенно для ребенка, прежде всего, в тайне, непознанном. Система с этой точки зрения допускает случайность, непредсказуемость.

  3. Принцип «третьего варианта» или «стратегия нелинейного мышления» основан на способности нелинейного мышления как основы сознательного выбора человека. На каждый вопрос может быть несколько ответов, каждую проблему можно решить несколькими путями, а выбор строиться на субъективном опыте и нравственной позиции личности.

  4. Принцип педагогики личности предполагает:

  • субъектность воспитанника, образование как процесс самопознания, саморазвития и самоопределения (Цукерман Г.А., Мастеров Б.М.),

  • образовательный процесс успешен только в зоне ближайшего развития (Выготский Л.С.),

  • содержание и технологии образования основываются на закономерностях возрастных изменений ведущей деятельности, мотивов, ориентирующих и адаптирующих ребенка к жизни (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Слободчиков В),

  • постулат теории и практики нейролингвистического программирования состоящий в том, что продуктивное мышление происходит в точке пересечения минимум трех информационных каналов - визуального, аудиального и кинестетического (Бэндлер Р., Масалков И.К.)

Концептуальные основы программы также опираются на принципы педагогической экологии и программу «Экология человека» Галеевой Н.Л.

Основное содержание педагогической экологии в области взаимодействия воспитателей и воспитанников:

  1. Генетические и физиологические симптомы, ограничивающие или расширяющие степень свободы ребенка и диапазон педагогического взаимодействия.

  2. Использование факторов оздоровительного образования.

  3. Нравственные аспекты педагогического взаимодействия.

  4. Условия стимулирования и защиты свободной мысли, а также развития умственных действий детей.

  5. Активное использование в педагогическом взаимодействии факторов «мира детства».

Принципы педагогической экологии воспитанников:

  1. Мера требовательности должна быть соразмерна антропологической информации о ребенке.

  2. Доверие к ребенку порождает меру прощения неожиданных проявлений его характера.

  3. Понимание ребенка выражается в его поддержке и утверждении его уверенности в своих силах и возможностях.

  4. Ссылка на мнение ребенка смягчает возникшее или ожидаемое напряжение и тревогу ребенка.

  5. Поддержка ребенка может быть выражена в признании его шалостей как стремления к самореализации.

  6. Самостоятельность ребенка возникает в условиях признания за ним права на собственное автономное пространство.

  7. Свободное развитие ребенка происходит в условиях стимулирования и поддержки интеллектуального и эмоционального напряжения.

  8. Ребенок по своему положению в обществе нуждается в социальной и правовой защите взрослого.

Содержанием программы предусмотрены следующие виды деятельности:

  • Коммуникативная – формальное и неформальное общение, проявление толерантности и социальной активности

  • Творческая – реализация творческого потенциала воспитанников

  • Познавательная – расширение кругозора воспитанников, формирование их мировоззрения в области экологии

  • Спортивная – активный отдых, укрепление здоровья детей через подвижные игры

  • Организаторская – реализация организаторских умений и навыков воспитанников

  • Трудовая – формирование трудовых навыков, профессионального самоопределения.


Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка.

  2. Конституция РФ.

  3. Закон РФ «Об образовании».

  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  6. Порядок проведения профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха.

  7. Национальный стандарт Российской Федерации услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления ГОСТ Р 52887-2007.

  8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10.

  9. Приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации».

  10. Устав МБОУ Б. Терсенской СОШ Уренского муниципального района Нижегородской области.

  11. Положение о лагере с дневным пребыванием детей МБОУ Б. Терсенской СОШ Уренского муниципального района Нижегородской области.

  12. Программы СПО-ФДО «Маленький принц Земли», «Игра – дело серьезное».

Содержание деятельности

Реализация программы будет проходить через четыре этапа:

  1. Организационный.

  2. Подготовительный.

  3. Основной.

  4. Итоговый.

Организационный этап


п/п

Мероприятия

Сроки

1

Выбор направления программы в соответствии с программой развития школы «Экошкола-школа будущего», социальным запросом родителей, потребностями и интересами детей

сентябрь 2010 г.-

январь 2011 г.


2

Разработка программы лагеря


апрель

3

Составление и утверждение штатного расписания лагеря


апрель

4

Сбор заявлений от родителей воспитанников о приеме в лагерь


апрель

5

Выявление типов одаренности воспитанников


апрель

6

Формирование отрядов в соответствии с типом одаренности


апрель

7

Пополнение ресурсов и материально-технического обеспечения в соответствии с программой


апрель-май

8

Разработка методического сопровождения в помощь воспитателям


апрель-май

9

Разработка диагностического материала для анализа результативности работы лагеря


апрель-май

10

Подготовка документации по организации работы лагеря


май-июнь


11

Оформление лагеря

май-июнь


Подготовительный этап

п/п

Мероприятия

Сроки

1 смена/2 смена

1

Организационный сбор лагеря


1июня/ 4 июля

2

Инструктаж по ТБ


1 июня/ 4 июля

3

Ввод в игру «Эльфийский лес»


1 июня/ 4 июля

4

Экскурсия, знакомство с лагерем


1 июня/ 4 июля

5

Входная диагностика


1 июня/ 4 июля

6

Мировой слет эльфов


1 июня/ 4 июля

7

Слет жителей древа


1 июня/ 4 июля

8

Выбор должностей и органов самоуправления


1 июня/ 4 июля

9

Работа Анклава


1июня/ 4 июля

10

Комплектование кружков


2 июня/ 5 июля

11

Оформление отрядных мест


2 июня/ 5 июля

12

Открытие лагеря


3 июня/ 6 июля

Основной этап

Календарный план включает:

  1. Общелагерное мероприятие. Это мероприятие представляет собой инвариантную часть плана работы, направленную на реализацию общих целей программы.
    Модуль «Человек в обществе» реализуется через форму общелагерного мероприятия, которая предполагает формирование коммуникативных навыков воспитанников (игры-путешествия, КТД, игры на взаимодействие, фестивалей и т.п.)
    Модуль «Мир вокруг человека» определяет тематику, т.е. когнитивную составляющую мероприятия (познание, мышление, человек и природа, лекарственные растения и т.п.) Оформляется стенд в виде глобуса на фоне неба, так как по сюжету игры эльфы создают мир, в котором реализуются созданные ими законы. Изначально он представляет собой пустое поле. По мере реализации общелагерных мероприятий, они визуализируются на стенде как формы рельефа (материки, острова, моря, океаны, горы и т.д.).

    Модуль «Мир внутри человека» определяет воспитательную направленность, основное качество личности, которое формируется в ходе мероприятия (любознательность, милосердие, взаимоуважение, патриотизм и т.п.) Аксиологический аспект общелагерного мероприятия визуализируется на стенде в виде звезд, названных как качества личности.
    Например: Игра-путешествие «Путешествие на материк Познание под сенью звезды Любознательность».

  2. Мероприятия по темам модулей – видам эльфов. В начале смены вывешивается план работы на каждый день для каждого вида эльфов. Каждый эльф имеет возможность выбрать интересующую его тему мероприятия на завтра и, соответственно, вид эльфа (водный, воздушный или земной). Таким образом, воспитанники реализуют право на выбор в соответствии со своими потребностями и интересами. Этот выбор детьми делается заблаговременно, чтобы воспитатели (магистры) знали количество участников мероприятия. За каждым магистром закреплен соответствующий модуль.
    Такая организация мероприятий, когда ребята участвуют в нем не кланом, а группой по интересам переменного состава, расширяет понятие «свой» до всех жителей эльфийского леса, снимает психологический дискомфорт, который мог возникнуть в ходе соревнований между кланами.

  3. Социально-значимые дела. Предполагается работа на пришкольном участке, очистка пришкольной территории от мусора, полив комнатных растений в школе, помощь школьной библиотеке и т.п.

  4. Время для саморазвития по типу одаренности. В данном случае предполагается участие эльфов в мероприятиях по кланам. Ежедневный план работы каждого клана избыточен. Эльфы имеют возможность ознакомиться с планируемыми мероприятиями накануне и выбрать большинством голосов одно из них. Здесь также реализуется право детей на свободу выбора.

  5. Работа Соцветий (ВТГ). В ходе смены, по инициативе воспитанников формируются временные творческие группы Соцветия с целью решения какой-либо конкретной проблемы. Работа Соцветий не контролируется воспитателями, а представляет собой некую «зону неупорядоченности», способствующую самовыражению и проявлению самостоятельности детей.

  6. Игры по интересам. Включают в себя «тихие» или подвижные игры, не носящие обязательного характера.

  7. Кружки. Предполагается работа различных кружков, созданных по запросам и интересам воспитанников.

Итоговый этап

п/п

Мероприятия

Сроки

1 смена/2 смена

1

Конференция по итогам исследовательской деятельности


20 июня/ 4 июля

2

Гала-концерт «Звезды Эльфийского леса: лучшее»


20 июня/ 26 июля

3

Выставка лучших творческих работ


20 июня/ 26 июля

4

Педсовет по подведению итогов смены и анализу портфолио достижений воспитанников


20 июня/ 26 июля

5

Итоговое заседание Анклава


20 июня/ 26 июля

6

Мировой слет по подведению итогов смены


20 июня/ 26 июля

7

Выход из игры


21 июня/ 27 июля

8

Выходная диагностика


21 июня / 27 июля

9

Закрытие лагеря


21 июня/ 27 июля

Система контроля и оценки результативности

1. Диагностика нравственных качеств участников смены. Проводится дважды: в начале и в конце смены с целью выявления уровня нравственной воспитанности учащихся.

2. Диагностика настроения. По итогам каждого дня воспитанники приклеивают лепестки определенного цвета к цветку (красный лепесток – отличный день, оранжевый лепесток – хороший день, коричневый лепесток – неудачный день). На листьях цветка воспитатели указывают календарный день смены. Цветы (всего их должно быть 15) устанавливаются в Корзину настроения. Воспитатели анализируют цвета лепестков у цветов и, в случае появления большого количества коричневых лепестков, выясняют причины в ходе индивидуальных бесед или по итогам психолого-педагогических наблюдений в течение дня, корректируют работу лагеря.

3. Рейтинг кланов. По итогам пяти дней каждый клан по решению педсовета за окончательно выполненное дело получает разнолепестковые голубые цветки (три лепестка – удовлетворительно выполнено, четыре лепестка – хорошо, пять лепестков – отлично). Эти цветки прикрепляются к стенду, на котором изображены Древа кланов. Таким образом, дети могут увидеть успешность работы своего клана и сравнить ее с другими кланами. Но, специально внимание на этом не акцентируется. Отказ от открытого рейтинга отрядов обусловливается тем, что основная идея смен – переход от соперничества к сотрудничеству.

4. Диагностика деятельности видов эльфов. Ежедневно, по решению Анклава, эльфы получают фигурки животных за активное участие в мероприятиях по темам модулей (птицы – воздушным эльфам, звери – земным, рыбы – водным). Полученные фигурки животных эльфы размещают возле Древа своего клана. Таким образом, можно отследить результативность реализации того или иного модуля программы.

5. Диагностика личностного роста детей. У каждого ребенка имеется личный портфель достижений – портфолио. В нем воспитанник делает отметки по рефлексивной диагностике САН (самочувствие, активность, настроение), а также в портфолио делается отметка магистром о полученных ребенком фигурках эльфа. Фигурка эльфа выдается за индивидуальные заслуги по решению Анклава. Фигурка эльфа того цвета, каким видом эльфа ребенок является на данный день. Полученную фигурку эльфа воспитанник называет своим именем и располагает ее возле древа своего клана.

Литература

  1. Галеева Н.Л. Программа курса «Экология человека» // Научно-практический журнал «Завуч» №5, 2001. – С. 58-71

  2. Пустозеров А.И., Гостев А.Г., Веретенникова Г.И. Определите уровень своего здоровья. Челябинск: ЧПО «Книга», 2004. – 96 с.

  3. Балабанова В.В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002. – 154 с.

  4. Экология, 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся /сост. И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 134 с.

  5. Степанчук Н.А. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки /Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2011. – 295 с.

  6. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары /авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239 с.

  7. Степанчук Н.А. Практикум по общей экологии. 9 класс /Н.А. Степанчук, Н.И. Прилипко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 208 с.

  8. Захарова О.А. Топонимика в этноэкологических исследованиях. – М.: Лесная страна, 2009. – 56 с.

  9. Методическое обеспечение исследовательской деятельности школьников и студентов по экологии /под. ред. Р.Д. Хабибуллина. – Нижний Новгород: Изд. Ю.А. Николаева, 2008. – 213 с.

  10. Спортивно-прикладной туризм: программа, разработки занятий, рекомендации. 8-9 классы /сост. В.А. Шекнев. – Волгоград: Учитель, 2009. – 317 с.

  11. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.

  12. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.

  13. Карибова Т.Т. Свободное выражение мировоззренческих взглядов как принцип педагогической экологии // Формирование мировоззрения учащейся молодежи в многоконфессиональном регионе: задачи, опыт, проблемы и пути их решения. – Махачкала: ИПУ ДГУ, 2006. – С.97-99

13


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос