В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Обобщение опыта работы по теме: Личностно ориентированное обучение младших школьников


ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Введение ………………………………………………… с1-3.


2. Личностно ориентированный подход в обучении и развитии

младших школьников………………………………………. с 4-7.

2. 1. Определение личностно ориентированного подхода…


2. 2. Методика процесса обучения при использовании личностно

ориентированного подхода……………………………..


2.3. Практическое использование приемов личностно ориен-

тированного подхода в образовательном процессе млад-

ших школьников……………………………………………с7-16


3. Заключение……………………………………………………с 17-19


4. Литература………………………………………………… с 20


5. Приложения……………………………………………………..








Введение

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010

своей основной стратегической целью ставит: «обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем… обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ».

Для достижения стратегической цели Федеральной Программы необходимо совершенствовать содержание и технологии образования.

Первые годы учебы в школе имеют большое значение. От них во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния физического и психического здоровья. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей. На фоне сложных экономических и экологических проблем нашего общества проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.

Будущие школьники современного общества в целом не соответствуют модели будущего первоклассника. Изменения экономической и экологической среды оказывают существенное негативное влияние на физическое и умственное развитие ребенка. К сожалению, и многие родители забыли о своих родительских обязанностях: не следят за здоровьем своего

малыша, не обследуют его у врачей специалистов, не оказывают своевременную медицинскую помощь; не создают должных условий для полноценного обучения, воспитания и развития.

Мои ученики, поступившие в школу в 2005- 2006 учебном году имеют так же слабое физическое здоровье, только три человека из двадцати совершенно здоровы.

Диагностика уровня «школьной зрелости» моих первоклассников показала, что

1

только 2 ученика готовы к обучению в школе на высоком уровне, семь учеников имеют среднюю готовность к обучению, а 40 % детей не подготовлены к школе (низкий уровень), хотя их возраст соответствовал «школьной зрелости». Конечно, все эти факторы оказывают огромное влияние на образовательный процесс в начальной школе. Набирая в очередной раз свой первый класс, задумалась: « Как учить детей?»

Основой обучения в моем классе стала технология личностно ориентированного подхода, автором которой является И.С.Якиманская.

Актуальность данной технологии заключается в том, что процесс обучения строится учитывая:

  1. Физиологическую готовность к обучению;

  2. Личностную готовность к обучению (наличие у ребенка сформированной социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей; наличие необходимого запаса знаний; активность и инициатива; самостоятельность ребенка).

  3. Интеллектуальную готовность (состояние сенсорного развития, состояние развития образных представлений и мелкой моторики, состояние развития памяти, внимания, восприятия, наблюдательности, воображения).

  4. Педагогическую готовность (сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой).

5.Технология личностно ориентированного подхода обеспечивает становление личности - самобытной, уникальной, творческой, имеющей и реализующей собственные цели и ценности в жизни.

Цель данной работы: обобщение опыта работы теоретического изучения технологии личностно ориентированного подхода в обучении

и развития младших школьников и его применения в образовательном процессе.


2



Задачи:

  1. Изучить методологическую основу технологии личностно ориентированного подхода.

  2. Показать практическое использование приемов личностно ориентированного подхода в процессе обучения и развития младших школьников.

  3. Подготовить необходимые мониторинги, позволяющие подтвердить необходимость личностно ориентированного подхода в обучении младших школьников

  4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

  5. Описать методические приемы личностно ориентированного урока.















3


Личностно ориентированный подход

в обучении и развитии

младших школьников

Первоочередная задача приоритетного нацпроекта «Образование»: дать системе образования стимул к движению вперед.

Сознание общества формирует в первую очередь учитель. В современных условиях качественно меняется содержание его деятельности; он должен уметь создавать развивающую социально-культурную среду, быть педагогом, способным осуществлять личностно ориентированное обучение ребенка. Ему предоставлена самостоятельность в выборе методов и средств обучения.

Это вызвано тем, что:

  1. Каждый ребенок – личность. У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, воли, мотивации. Индивидуальные особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.

  2. Дети являются субъектом собственной деятельности.

В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии – социализацию и индивидуализацию.

Социализация связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм, и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей представления об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Социализация формирует социально типичное.

Индивидуализация связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой, индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке. 4

Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющее по средствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процесс самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка и развития его неповторимой индивидуальности.

Это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Л.С.Выготский отмечал,что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Это означает, что личностно ориентированное обучение- это такое обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.

Акцент целей личностно ориентированного подхода.

* Развить индивидуальные познавательные способности каждого

ученика.

* Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореали зоваться.

* Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить»-

индивидуальный (субъективный) опыт ребенка.

Особенности личностно ориентированного подхода.

  1. Теоретико–методологическая основа – идеи гуманистической педагогики и психологии.

  2. Цель использования: на основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности.

  3. Содержательные аспекты применения субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.

4.Аспекты организации и отношений: приемы и методы педагогической поддержки, доминирования субъектно-субъектных отношений.

5


Личностно ориентированный подход.

Основные понятия

Индивидуальность

Личность

Самоактуализированная личность

Самовыражение

Субъект

Субъектность

Я – концепция

Выбор

Педагогическая поддержка


Принципы Индивидуальности

Субъектости

Выбора

Творчества и успеха

Доверия и поддержки

Самоактулизация


Методы

Диалога

Игровые

Рефлексивные

Педагогической поддержки

Диагностические

Создание ситуации выбора и успеха









При личностно ориентированном обучении взаимодействие учитель – ученик отличается от учебно-дисциплинарного. (см. таблицу)

Критерии оценки

Учебно-дисциплинарное взаимодействие

Личностно ориентированное вз/д.

1. Цель

Вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками (не всегда учитывает потребности ребенка)

Развитие ребенка как личности (Учитывает способности, интересы, потребности).

2.Взаимоотношения

Субъект – объект

(педагог) (ребенок)

Субъект – субъект.

3. Особенности контакта

Межролевой контакт (учитель – ученик)

Межличностный

4. Позиции взаимодействия

Учитель возвышается над ребенком

На одном уровне с учеником

5. Тактика взаимодействия

Диктат, опека

Сотрудничество

6. Способы взаимодействия

Наставления, нотации, окрики, запреты, угрозы, требования, приказы.

Просьба, доверительная беседа, совет,

  1. Безусловное принятие ребенка

  2. Позитивное внимание

  3. Признание продуктов деятельности

  4. Одобрение его личностных характеристик.

В. А. Сухомлинский считал, что «учитель – это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость общения с ними».

Характерные черты личностно ориентированного урока.

Замысел урока: создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.


6


Организация урока предполагает:

  1. Применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;

  2. Проект характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся.

  3. Использование разнообразных форм общения (диалог, полилог).

  4. Создание для учащихся ситуации успеха.

  5. Проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.

  6. Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения.

Избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности учителя на уроке.

  1. Использование учащимися следующих речевых оборотов: «Я полагаю, что …», «Мне кажется, что…», «По моему мнению…» и тд.

Практическое использование

приемов личностноориентированного подхода

в процессе обучения

младших школьников

В соответствии с Законом РФ «Об Образовании» дети вправе рассчитывать на то, что их способности найдут понимание и поддержку педагогов в поиске наилучшего использования их возможностей и способностей. Равенство возможностей предполагает наиболее полное удовлетворение потребностей каждого ребенка. Это означает, что существенным итогом пребывания ребенка в школе должна быть сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения сегодня и завтра. Ученик получает право на инициативность, индивидуальный поиск и творчество.

7


Главная задача учителя- создание на уроке атмосферы взаимопонимания, уважения, успеха, радости общения. На интересном уроке работают все, работает каждый.

Содержательной стороной личностно ориентированного урока является совместный поиск истинного научного знания. С позиции этого знания ученики учатся объяснять факты, явления, закономерности и развивают тем самым свои способности. Это органично исходит из высказывания К.Д. Ушинского: «Сделать серьезное занятие для ребенка интересным - вот задача начального обучения».

Личностно ориентированный подход на основе разноуровневого обучения в моем классе мне помогает реализовывать УМК «Начальная школа - ХХ1 век» Н.Ф.Виноградовой.

Авторы комплекта уделяют особое внимание отработке путей формирования ученика как «субъекта» деятельности, т.е. строят процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником.

Составляя свой урок, продумываю каждый его этап, предполагая деятельность каждого ученика на отдельном отрезке занятия.

Методы, которые использую в обучении и развитии своих учеников:

  • приемы актуальности субъективного опыта учащихся;

  • методы диалога;

  • приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

  • игровые методы;

  • рефлективные приемы и методы;

  • методы диагностики и самодиагностики.

  • методы проектного обучения

8

Обучение детей в моем классе строится с учетом результатов диагностики психических особенностей, организуется на двух уровнях: обычном (базовом) для всех и повышенном.

Каждая новая встреча с моими учениками начинается с «Минутки общения», в ходе которой дети получают настрой на доброжелательность, спокойствие, веру в себя и любовь ко всему окружающему. Пример «Минутки общения»:

«Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг другу. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы .

Что мы пожелаем…(перечисляя каждого ученика по имени). А что хотите пожелать мне? Каким вы хотите увидеть сегодняшний день, урок?»

В беседу дети вступают добровольно, их ответы не исправляются и не дополняются. Каждый высказывает свое. Такие беседы общения помогают ребенку ощутить себя личностью, почувствовать свою нужность кому-то, ощутить о себе заботу. Учитель же со своей стороны получает необходимую информацию (о настроении, о самочувствии, о состоянии семейной обстановки и др.)

Старое дидактическое правило: «Учить детей учиться» очень актуально и в наше время.

Задача: научить ребенка самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, то есть научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль. Развитие самостоятельной познавательной деятельности подчиняется строгим психологическим законам: поэтапное освоение школьниками умения учиться.

Основные этапы развития самостоятельной познавательной деятельности:

9


1.Уметь: самостоятельно разделить цель, поставленную учителем, на две простейшие задачи, выбрать средства и способы решения этих задач, самостоятельно решить эти задачи и по определенным критериям проконтролировать и оценить самостоятельную деятельность.

2.Уметь самостоятельно сформулировать учебную цель, состоящую из простых, уметь наметить соответствующий план решения задач, решить задачи, зафиксировать процесс и результат, проконтролировать и оценить собственную деятельность. (Приложение 1, 2)

Продуманное включение таких заданий в урок способствует развитию интуитивного, логического, пространственного, конструктивного и символического компонентов мышления. Кроме этого, такой вид работы соответствует принципам личностно ориентированного подхода:

*самоактуализации; *индивидуальности субъективности выбора;

*творчества и успеха;

*доверия и поддержки.

Оценочно личностный компонент личностно ориентированного урока ставит и более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить собственные ошибки и самостоятельно уметь их устранять.

Как это происходит в нашем классе?

Во время ответа ребенка его никто не перебивает, не задает никаких вопросов. Все внимательно слушают. После того как ученик закончит свое объяснение, предлагается поднять сигнальные карточки тем учащимся, кто считает неправильным ответ товарища, затем они доказывают то, почему они так считают. Дети учатся давать рецензию на ответ товарища.

Такой прием дает возможность сконцентрировать внимание всех учащихся на ответе товарища, вместе с ним рассуждать, следить за логикой ответа и

10


одновременно закреплять свои умения и навыки по данному вопросу. Мои ученики предложили учитывать не только правильность ответа, а еще и оригинальность ответа, использование интересных фактов (особо это прослеживается на уроках окружающего мира). Работа учителя в данном случае состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки?

Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

Система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения.

Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему предстоит преодолеть. Этот прием работы содействует социализации личности ребенка, что является одной из сторон личностно ориентированного подхода в обучении и развитии детей.

Методы и формы организации контроля

Устный опрос как диалог учителя со всем классом .Вопросы к классу задаются с целью проверки осознанности усвоения, способности рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить свой ответ, активно участвовать в общей беседе.

Монологические ответы учащихся у доски представляют собой освещение доступных проблемных вопросов, требующих от ученика творчества, самостоятельности, сообразительности.

Например, на уроке окружающего мира выступление с сообщением по какой- либо проблеме (заранее подбирается справочная литература, учитель помогает

11

ученику построить ответ); на уроке чтения: пересказ от лица одного из героев рассказа или сказки и др. Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ, тестировании.

Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Самостоятельные работы проводятся разноуровневые, с целью развития самоконтроля и самооценки учащихся. ( Приложение 3)

Индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который:

  1. Много пропустил учебных дней;

  2. Не усвоил какой-то раздел программы;

  3. Работающий в замедленном или ускоренном темпе;

  4. Робкие, застенчивые, чувствующие дискомфорт при ответе у доски (например, Валя А., Алена Е.)

5.Имеющие высокий уровень школьный тревожности.

В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в своих силах.

При проведении самостоятельных работ я использую прием: задание на выбор.

Ситуация выбора оказывает влияние на становление у детей положительной мотивации, способствует формированию у младших школьников прогностической самооценки.

Для детей предлагается инструкция, где объясняется, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. Уровень сложности задается с помощью игровых методов, например, игра «Построим дом»: «Вам нужно построить дом. Выберите какой: большой (3 вариант), средний (2 вариант), маленький (1 вариант) .Для этого вам необходимо выполнить задание. Но даже если вы будете строить маленький дом, все равно от этого будет польза». Конечно, в начальной школе ребенок может сделать неадекватный выбор, 12

поэтому предварительно продумывается как ребенка «подтолкнуть» к более осознанному выбору.

Часто проводятся тестовые задания. При проверке тестов дети сами считают набранные баллы, оценивают свой уровень достижений по конкретному предмету на фоне класса; с предыдущим результатом. Такой прием работы, на мой взгляд, так же способствует социализации личности, реализуется «субъект - субъектное» взаимодействие «учитель»- «ученик».

На своих уроках часто использую прием взаимоконтроля. Например, по русскому языку во время выполнения практической работы. Необходимо вставить пропущенные безударные гласные. Учащиеся работают парами. Первым предложение по учебнику читает сильный ученик, называет слово с пропущенной орфограммой и, руководствуясь памяткой, которая лежит у каждого ученика на столе, объясняет, какую следует вставить букву и почему. После этого оба ученика записывают предложение. Затем в той же последовательности ведет пояснение другой ученик, и так до тех пор, пока оба не выполнят упражнение.

После окончания работы возможно проведение взаимопроверки выполненных работ, цель которой опять-таки в том, чтобы выяснить уровень качества выполнения задания.

Взаимоконтроль по процессу повышает коэффициент полезного действия практической работы, так как приучает детей отыскивать ошибки собственные, товарищей. Формирует у учащихся умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь детей, а самое главное, дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в изучаемом материале, со всеми учащимися испытать радость успеха. Кроме того, взаимоконтроль по процессу вырабатывает умение осуществлять самоконтроль

. Заметно, что использование на уроках взаимоконтроля и самоконтроля по процессу и продукту приводит к улучшению концентрации внимания всех учащихся, формирует в практической деятельности каждого ученика умение

13

рассуждать, дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в изученном материале, что создает ситуацию успеха на уроке. Дети получают удовлетворение от занятий в школе, формируется познавательная мотивация обучения.

У своих учеников развиваю способность реально оценивать себя, то есть формирую адекватную самооценку. Ребенок, не умеющий оценивать свои потенциальные, учебные возможности, так и не становится подлинным субъектом, хозяином своих интеллектуальных богатств.

С действия самооценки, со способности понять: «это я умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться» и начинается учебная самостоятельность младшего школьника, переход от простого старательного ученика к постоянно совершенствующемуся человеку, умеющему учиться и учащегося всю жизнь.

Опыт показывает, что для каждого урока необходимо определить не только общую учебно- воспитательную задачу, но и пути разрешения этой задачи применительно к каждому из учащихся. С учетом индивидуальных особенностей следует использовать различные формы работы со слабоуспевающими на разных этапах урока (Приложение 4) Система работы по оказанию помощи слабым и неуспевающим учащимся представлена в виде таблицы (Приложение 5)

Проблема помощи слабоуспевающим школьникам существует, категория таких детей в сельских классах составляет до 50% от общего количества.

Со второго класса практикую введение проектной деятельности.

Проектная деятельность- это первая искорка, зажигающий факел любознательности.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, когда он сам определяет деятельности, открывает для себя новые знания, выбирает новые пути решения, экспериментирует, несет ответственность. Это кратковременные проекты, подготовка которых осуществлялась на уроке и

13

во внеурочной деятельности, например: группой подготовить какое-либо сообщение на уроке окружающего мира, коллективный рисунок или поделка на уроках ИЗО и технологии, книжки – малышки, сочинения, создание диафильмов по прочитанным книгам. (Приложение 6) Этот вид работы очень понравился родителям, т.к. им тоже приходится вливаться в проектную деятельность ребенка.

Важность введения проектной деятельности вижу в том, что: 1) мои ученики,

обучаясь в средних и старших классах испытывают необходимость в продолжении исследовательской деятельности. Под руководством опытных педагогов они продолжают создавать проекты по истории родного края, участвуют в областных и Всероссийских конкурсах. (Приложение 9) 2) в проектной деятельности «находят» себя и несильные ученики.

Метод проектов - технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы.

Большую роль я отвожу домашнему заданию, так как это неизбежная составная часть и дополнение к уроку. В ходе выполнения домашнего задания ребенок овладевает прочными знаниями и умениями, закрепляет тему, изученную на уроке; воспитывает в себе самостоятельность и ответственность, чувство долга и другие черты характера, необходимые для их личностного роста.

Существует необходимость в дифференциации и индивидуализации домашней работы, так как нелепо заставлять быстро усваивающих материал школьников выполнять дома упражнения, с какими они уже легко справлялись на уроке.

Придерживаюсь мнения, что любое домашнее задание должно быть строго обосновано, так как надо знать, какую цель оно преследует. Это важно не только для решения вопроса, стоит или нет давать такое задание, не только для определения его содержания и формы, но и для мотивирования заданной работы учащимися. Школьник работает совсем по- другому, когда знает с какой целью он выполняет домашнее задание. (Приложение 10)

14

Выполняя индивидуальное домашнее задание, ученик пребывает в ситуации успеха. Это работа, которая позволяет проявить ребенку себя как личность, раскрыть свои возможности и способности, получает наибольшую радость и удовлетворенность учебным процессом.

По словам В. Сухомлинского: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности - несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства - первостепенная задача педагогики».

Использование ИКТ В образовательном процессе

Эффективным механизмом повышения доступности качественного образования является внедрение современных информационных образовательных технологий. Одно из направлений приоритетного национального проекта «Образование» направлено на поддержку школ, активно внедряющих информационные технологии. В рамках нац.проекта наша школа получила новые компьютеры, рабочие места учителя, а самое ценное , на мой взгляд, коллектив учителей и учащихся имеет возможность пользоваться двусторонним высокоскоростным Интернетом.

Детям нравится общаться с компьютером. Работа с умной машиной повышает самооценку ребенка, что очень важно для развития личности младшего школьника. В ходе работы с компьютером возникают психические новообразования: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления; все это ведет к повышению творческих способностей детей. Уроки с применением ИКТ увлекают, развивают детей, существенно меняют процесс образования в начальной школе.

На компьютерах ученики учатся оформлять свои первые проекты.

Компьютер как старший друг увлекает, развивает, учит. Заинтересовывает, а без любопытства и интереса не разбудить ум детей. 15

Личностно ориентированное обучение детей невозможно без педагогической и психологической диагностик. Данные психологической диагностики отражены в «Индивидуальной карте развития ребенка», что является необходимым технологическим элементом сопровождения и программирования личностно ориентированного обучения. (Приложение 11).

Педагогическая диагностика учеников второго класс показала, что мои ученики делятся по способу восприятия информации на три группы: «Зрители», «Слушатели», «Деятели». (Приложение 12) Каждая группа имеет свои особенности, следовательно, и определяет для учителя свой путь в обучении.

Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, накапливается банк данных «Мониторинг личностного развития учащихся» о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником оформляется в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служит основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения). На одаренных детей заведены «Карты индивидуальных достижений» (Приложение 13)

Используемые мною методические приемы в организации личностно ориентированного подхода позволяют строить процесс обучения и развития таким, в котором ребенок более свободен, личностно мотивирован, заинтересован, может проявлять собственную инициативу. В классе царит атмосфера творчества, поиска и исследования. На моих уроках каждый ребенок уверен в том, что он интересен, что его любят, ценят и уважают. Мои ученики учатся: узнавать новое, анализировать свою работу и работу одноклассников, определять причины неудач и оценивать успехи. Каждый ребенок работает в меру своих творческих сил, чувствует уверенность в себе, ощущает радость труда. Мой ученик любит учиться, добывать знания. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прошли те времена, когда утверждали, что всех без исключения детей и в городе, и в деревне можно научить всему и хорошо! И если это серьезнейшая проблема даже для городских школ то, что говорить об интеллектуальном базисе сельских глубинок. Поэтому - то и задача сельского учителя несколько усложнятся: найти пути, позволяющие процесс обучения сделать интересным и доступным для каждого ребенка.

Для начального общего образования на данном этапе развития общества приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека- потребности в самообразовании.

В современной школе учитель должен реализовать функцию проектирования индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ученика.

Процесс работы по теме «Организация личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников» показал, что решение – достижение - цели образования современной начальной и основной школы лежит в применении личностно ориентированных технологий обучения.

Технология личностно ориентированного подхода:

1.Ставит ученика в такие условия, что он вынужден постоянно проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие трудности. 2.Создает условия для преодоления стереотипов учительского труда. Учебный процесс организуется как гуманное взаимодействие между учителем и учащимися. Ученик становится субъектом обучения.

3.Создает среду для постоянных условий самопознания, самосовершенствования, самовоспитания.


17

Работая пятый год по технологии «Личностно ориентированного обучения» , я считаю, что нахожусь на правильном пути, поскольку мои ученики показывают неплохие результаты по успеваемости. 2006/2007 уч.г.


Общая

успеваемость

Качественная

успеваемость


СОУ

Русский язык

100%

68,4%

58%

Литературное

чтение


100%


89%


76%

Математика

100%

57,8%

54%

Мониторинг доминирующих мотивов учебной деятельности показал, что у большинства моих второклассников преобладает социальный мотив обучения, т.е. они осознали социальную значимость обучения (Приложение 14). Результаты анкетирования детей (январь 2007) отражают положительную динамику отношения моих учеников к школе (Приложение 15).

Ученики моего класса активные участники общешкольных (обладатели призовых мест) и районных мероприятий (участники смотра театральных коллективов). Они с радостью идут в школу, это показали результаты анкетирования «Хорошо ли ребенку в школе?» (Приложение 16, 5 листов).

Выпускники моих классов по окончанию школы «наградили» меня семью серебряными медалями «За особые успехи в учебе».

Несмотря на положительные стороны, остаются некоторые трудности:

  • Снижение мотивации к обучению. Падает престиж образования.

  • Снижение родительской активности в развитии и воспитании детей, что существенно влияет на процесс обучения и развитие детей.

Поэтому тема «Личностно ориентированное обучение младших школьников» актуальна в моем классе.

Задача: повышение мотивации через развитие интереса к обучению в целом как у родителей, так и у учащихся. В дальнейшем планирую продолжение

18

работы по теме «Личностно ориентированное обучения младших школьников» актуальна в моем классе.

В дальнейшем планирую продолжение работы по теме «Личностно ориентированного обучения младших школьников».

Организация личностно ориентированного подхода в обучении содействует более сознательному осознанному усвоению программного материала, личностному развитию ребенка в целом.

















19

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральная целевая Программа развития образования на 2006-2010 г

  2. Национальный проект «Образование»

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  4. Безруких М., Ефимова С. Знаете ли вы своего ученика. -М, «Просвещение», 1991.

  5. Белухин Д. Основы личностно ориентированной педагогики.-Воронеж, 1996.

  6. Бондаревская Е. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. -М., «Педагогика», 1997, №4.

  7. Быкова В. Приоритеты современного образования- сущность его качества».- М., 2001, №5.

  8. Виноградова Н. Как реализовать личностно ориентированное образование в начальной школе? - М., «Начальная школа», №9, 2001, №9.

  9. Древелов Х. Домашние задания. –М., «Просвещение», 1989.

  10. Журова Л. Беседы с учителем. - М., «Вентана- Граф», 2000.

  11. Зайцев В. Личностная свобода как приоритетная цель современного начального образования. - М., «Начальная школа», 2000, №1.

  12. О построении учебных занятий на основе индивидуально ориентированного подхода. –М, «Завуч начальной школы», 2001, №3.

  13. ИОСО в начальной школе. -М. «Начальная школа», 2001, №9.

  14. Поляков С., Резник А. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе. М., 1999.

  15. Эльконин Д., Венгер А. Особенности психического развития детей 6- 7-летнего возраста. - М., 1988.

  16. Якиманская И. Технология личностно ориентированного образования. –М., 2000.





20




Обобщение опыта работы по теме:


Личностно ориентированное

обучение

младших школьников





Выполнила :

учитель начальных классов

высшей категории

М.В.Зарипова





МОУ «Степнинская СОШ» 2007г






















Зарипова Пластовский район

Марина Челябинская область

Владимировна

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров