В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (образовательная программа «Школа 2100»)

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ лицея №14



_______________________



(В. А. Медведева)



«_____»_______________2011г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам директора по УВР



______________________



( Е.В.Мигулина)



*_____»_____________2011г.


РАССМОТРЕНО:

на заседании кафедры начального обучения

МОУ лицея №14



протокол №_______



от «______»___________2011г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №14



Рабочая программа

по русскому языку для 1 класса

( образовательная система «Школа 2100»)

( уровень общеобразовательный)





Рабочая программа разработана

на основе авторской учебной программы

"Русский язык", авт.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева , 2011г.







Составили: Манкевич Л. В.,

Кудинова Л. Н.

Срок реализации: 2011-2012 уч. год





Ставрополь, 2011



  1. Пояснительная записка



  • Рабочая программа учебного предмета "Русский язык"для 1 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку ( Примерная основная образовательная программа, в 2-х книгах/ Под .ред. Д. И, Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011.)

  • авторской учебной программы "Русский язык" Е. В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева, 2011г.

  • ФГОС начального общего образования второго поколения, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования",

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:

чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Реализация программы основана на следующих принципах:

- личностно-ориентированные (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);

- деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);

- культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей).

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников.



II. Общая характеристика учебного предмета

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 25 учебных недель, 8ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при pin смотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, общение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, уведомление и т. п.)

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью - применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом

литературного чтения

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»

4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

В курсе « Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка. Систематический курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Основные содержательные линии курса:

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, грамматика (морфология и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.




Содержание учебной программы

Слушание.

Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение.

Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Фонетика и орфоэпия.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка, частичный фонетический разбор слова.

Графика.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац). Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность.

Лексика.

Понимание слова как единства звучания и значения. Определение значения слова в тексте. Осознание словарного богатства русского языка. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значения слова: анализ образцов использования в тексте. Синонимы, антонимы, омонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.



Морфология.

Слова, обозначающие предмет. Значение и употребление их в речи. Умение опознавать имена собственные. Слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Их изменение по числам.

Слова, обозначающие признак. Слова, отвечающие на вопрос «какой?», «какая?», «какое?»,» какие?». Значение и употребление их в речи.

Слова, обозначающие действие. Значение и употребление в речи. Вопросы «что сделать?» и «что делать?».

Синтаксис.

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения (без определения).

Орфография и пунктуация.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е,ё,и,ю,я, ь

  • буквы и,у,а, по шипящих ж, ш, ц под ударением;

  • сочетания чк — чн;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах , отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

  • проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова на материале двусложных слов;

  • проверяемые согласные на конце слова;

  • пробел между предлогом и соседним словом;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Развитие речи.

Количественное и качественное обогащение активного и пассивного словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов, а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря.

Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых предложений, над правильностью употребления форм слов, самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

Развитие связной устной и письменной речи.

Развитие орфоэпических навыков, а также умение говорить и читать с правильной интонацией.

Отличие данной программы заключается в том, что:

  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

  2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

  3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

  4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

  5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

  6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.



III. Описание места учебного предмета в учебном плане.



В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 200 часов (25 недель по 8 часов в неделю или по 4 сдвоенных урока). Курс русского языка в 1 классе составляет 32часа ( 8 недель по 4 часа в неделю). Объем учебных часов в 1 классе – 232 часа. Из них 100 часов - обучение грамоте (чтение), 100 часов - обучение грамоте ( письмо) и 32 часа-русский язык. Общий объём учебного времени за 4 года составляет 544 часа.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.





V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета « Русский язык»

1-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • осмысленно, правильно читать целыми словами;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;

  • определять количество букв и звуков в слове;

  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;

  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Таблица предметных требований
к умениям учащихся по русскому языку (1-й класс)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

  • овладение функциональной грамотностью;

  • развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

  • развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

  • приобретение и систематизация знаний о языке;

  • развитие чувства языка

  • овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

1 класс

  • составлять предложения из слов;

  • отличать текст от набора предложений;

  • составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя;

  • правильно списывать слова, предложения, текст; проверять написанное, сравнивая с образцом

  • различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные);

  • делить слова на слоги, ставить ударение;

  • находить корень в группе доступных однокоренные слов

  • писать большую букву в начале предложения, в именах собственных;

  • писать буквы и, у, а после шипящих (в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу);

  • обозначать мягкость согласных на письме с помощью ь;

  • не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, нщ и т.п.;

  • писать изученные слова с непроверяемой безударной согласной в корне;

  • делить слова на части для переноса;

  • ставить знак препинания в конце предложения



VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»

1-й класс
Обучение грамоте и развитие речи (200 ч)

Добуквенный период (30 ч).

Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период (170 ч).

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные.

Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.

Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

Работа с текстом

На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:

  1. Работа с текстом до чтения.

    1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.

    2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

  2. Работа с текстом во время чтения.

    1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).

    2. Выявление первичного восприятия (короткая беседа).

    3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.

  3. Работа с текстом после чтения.

    1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.

    2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.

    3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).

Русский язык и развитие речи

1-й класс
32 ч (4 часа в неделю)

Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.

Слово. (25 ч)

Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Алфавит.

Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.

Однокоренные слова. Корень слова.

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?

Предложение. Текст. (5 ч)

Признаки предложения, оформление предложения на письме.

Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.

Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

Повторение. (2 ч )







VII. Тематическое планирование уроков и основные виды деятельности учащихся

Обучение грамоте (200ч)

п/п


Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во часов

задания

Дата

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

Раздел 1. «Говорим, рассказываем…»

(15 сдвоенных уроков, всего 30уроков)


1

Вводный урок. Календарь и календарные праздники. Знакомство с прописями.

Уметь: отличать письменную речь от устной; различать предложение и текст;


Знать понятия:

буква, слово, предложение, текст; единицы деления речи (звуки, слоги), правила письма


Уметь: различать пространственные понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; линии прямые и наклонные;

Уметь:

группировать слова по тематическим группам, «озвучивать» схемы слов , составлять предложение и текст с опорой на картинку;




Знать понятия :

контур, штриховка, овал, петля, прямые и наклонные линии, правила письма;


Уметь:

различать графические элементы письма



Уметь:

группировать слова по тематическим группам, «озвучивать» схемы

слов , составлять предложение и текст с опорой на картинку;


Знать понятия :

контур, штриховка, овал, петля, прямые и наклонные линии;



Уметь:

различать графические элементы письма: овал, петля, прямые и наклонные линии, линии с закруглением сверху и снизу;





Уметь:

составлять диалог действующих лиц, использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения ( приветствие, прощание извинение,

благодарность)

Личностные: проявление интереса к русскому языку и литературному чтению на материале изучения букв, звуков, при обучении чтению слогов, слов, предложений, текстов ;

-осознавать роль языка и речи в жизни людей,

Регулятивные: - развитие умения организовывать свою деятельность, способность к планированию учебных действий- определять и понять свои интересы,

увидеть проблему, задачу на основе жизненного опыта учащихся,

выразить её словесно;

осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом под руководством учителя;


Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы в ходе изучения данного раздела «Букваря» и работы в «Прописях»;


-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию или рабочий материал на страницах Букваря, Прописи; сравнивать звуки, графические элементы письма, группировать слова по темам, составлять предложения

Коммуникативные: развитие умения: общаться, взаимодействовать в учении,

- дидактические игры: - работа в парах, группах при выполнении совместных заданий; - работа с информационными источниками (учебником, тетрадью на печатной основе); - работа с разными источниками информации (- работа с графическими моделями слов и предложений.

2

Б. 2-5

П. №1


1 с.

Обл.


2

Животные и растения вокруг нас. Слово. Слова-названия. Правила письма.

2

Б. 6-7


П. №1 С.1


3

Природа вокруг нас. Знакомство с предложением.

Прямые и наклонные линии.

2

Б. 8-9


П. №1

2-3


4

Летом в деревне ( на даче). Составление предложений. Обведение по контуру, штриховка.

П.Письмо прямых и наклонных линий.

2

Б. 10-11

П. №1

4-5







5

Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом.

Обведение по контуру, штриховка


2

Б. 12-13


П. №1

6-7


6

Звуки речи и неречевые звуки. Составление текста с опорой на рисунки.

Обведение по контуру, штриховка

2

Б. 14-15


П. №1

8-9


7

Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста. Обведение по контуру и письмо овалов

2

Б. 16-17


П. №1

10-11


- дидактические игры: - работа в парах, группах при выполнении совместных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником, тетрадью на печатной основе); - работа с разными источниками информации ;

- работа с графическими моделями слов и предложений.


8


На рыбалке. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Письмо наклонных линий и овалов

П.Письмо наклонных линий и овалов

2

Б. 18-19


П. №1

12-13


9

Сказочные герои и предметы. Предложение. Текст.

Письмо наклонных с петлёй внизу и вверху

2

Б. 20-21


П. №1

14-15


10

Театр. Повторение основных понятий. Составление текста рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц.

Упражнения в обведении по контуру и штриховке

2

Б. 22-23


П. №1

16-17









11

Гласные звуки.

Письмо прямой с закруглением внизу

Знать:

понятия «гласный звук», «слог», «ударение».


Уметь:

выделять гласный звук, делить на слоги слова, понимать слогообразующую роль гласных в словах.


Уметь:

соблюдать гигиенические правила письма, писать и различать изученные графические элементы,


Уметь:

достроить звуковую схему слова( гласные, слоги, ударение)

выслушивать мнения всех участников учебного процесса;

принимать другие позиции( взгляды, интересы);


- дидактические игры: - работа в парах, группах при выполнении совместных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником, тетрадью на печатной основе); -работа с графическими моделями слов и предложений.

2

Б. 24-25


П. №1

18-19


12

Мои игрушки.

Гласные звуки. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных.

Письмо е-образных элементов

2

Б. 26-27


П.№1

20-21


13

Наши занятия.

Письмо элементов буквы г (прямая с закруглением вверху и внизу)

2

Б. 28-29


П. №1

22-23


14

Повторение.

Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги. Наблюдение над значением слова.

Письмо: написание основных графических элементов

2

Б. 30-31


П. №1 24-25,

26-27









15

О чем рассказывает текст.

Письмо прямых и наклонных линий.

Знать:

понятия «гласный звук», «слог», «ударение».


Уметь:

писать овалы, наклонные линии короткие и длинные , е-образные элементы, петли и г-образные элементы, обводить по контуру, штриховать.

доносить свою позицию до других,

использовать приёмы монологической и диалогической речи;

договариваться и сотрудничать в совместной деятельности в группах и парах


2

Б. 32

П. № 1

28-29,

30-31



Раздел 2. Учим буквы – учимся читать и писать.

( 85 сдвоенных уроков чтения и письма, из них 2 резервных , 1 итоговый, всего 170 уроков)

16

Звуки , обозначаемые буквами и, г, п, .Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква».

Строчные буквы г, п, и

Письмо букв и, г, п,

Знать:

и разграничивать понятия «звук» и «буква», звуки гласные и согласные.

Уметь:

выделять звуки[и], [г], [п], [т],[р] в словах, определять их место, читать слоги и слова с этими буквами,

Знать:

письменный образ букв и, г, п, т, р,

Уметь:

различать буквы письменные и печатные, заглавные и строчные, объяснять признаки сходства и различие в написании графических элементов

Знать:

понятия буква о и звук [о], правило использования большой буквы в начале предложения, в именах людей.

Уметь:

писать и читать слоги и слова с буквой о, правильно употреблять заглавные буквы при письме, объяснять использование заглавной буквы в словах и предложениях.


Знать:

понятия букв а,ы и звуков [а], [ы], различать слова в единственном и множественном числе


Уметь:

списывать слова и слоги с печатного образца, употреблять заглавную букву в географических названиях и именах людей


Уметь:

анализировать, различать, выделять и кратко характеризовать изученные гласные и согласные звуки речи;


различать согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

читать слоги и слова с изученными буквами;

писать изученные буквы, слоги и слова с ними, правильно писать соединения букв









Знать:

роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости



Личностные:

Проявление и развитие интереса к русскому языку и литературному чтению на материале изучения букв, звуков, при обучении чтению слогов, слов, предложений, текстов ;

-эмоционально проживать текст, выражать свои эмоции,

-принятие следующих базовых ценностей « добро». «терпение», «родина», «природа», «семья»,

-развитие уважения и любви к семье, Родине,,

-освоение роли ученика,

-пониматьэмоции других людей, сочувствовать, сопереживать,

-формирование, развитие интереса к учению- учебной мотивации,

-формирование и развитие умения оценивать ситуации и действия с точки зрения общечеловеческих норм и ценностей, высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений,к их поступкам .


Регулятивные:

- способность к волевому усилию;

- постановке учебной задачи в процессе знакомства и изучения разделов Букваря и Прописи,

-организация своего рабочего места под руководством учителя, а в дальнейшем самостоятельно,

-определения целей выполнения заданий урока под руководством учителя, проговаривание последовательности действий на уроке,

- определение плана выполнения заданий на уроке под руководством учителя и работа по предложенному плану,


-оценка и коррекция действий по выполнению задания совместно с учителем и самостоятельно.

-определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем.


Познавательные.

-отличать новое от уже известного с помощью учителя,

-ориентироваться в учебнике( на развороте, в оглавлении, на странице..),

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг,

- формулировать познавательные цели с помощью опорных графических схем,

- понимать текст на уровне смысла;

- соотносить заглавие текста с его содержанием,

-делать выводы в результате совместной работы всего класса,

-сравнивать и группировать звуки, буквы, графические элементы на основе сходства признаков,

-различать единицы языка,

-наблюдать и делать выводы с помощью учителя и самостоятельные выводы,

- преобразовывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную для себя форму,

-устанавливать причинно-следственные связи,

-пересказывать небольшие тексты, называть их тему.


Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других участников

учебного процесса, используя приемы монологической и диалогической речи,

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне одного предложения или небольшого текста).

-учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент,

-вступать в беседу на уроке и в жизни,

-слушать и понимать речь других,

-выразительно читать и пересказывать текст,

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика),

-учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, чтобы сделать что-то сообща.




Личностные:

Проявление и развитие интереса к русскому языку и литературному чтению на материале изучения букв, звуков, при обучении чтению слогов, слов, предложений, текстов ;

-принятие следующих базовых ценностей « добро». «терпение», «родина», «природа», «семья»,

-развитие уважения и любви к семье, Родине,,

-освоение роли ученика,

-формирование, развитие интереса к учению- учебной мотивации,

-формирование и развитие умения оценивать ситуации и действия с точки зрения общечеловеческих норм и ценностей.


Познавательные.

-отличать новое от уже известного с помощью учителя,

-ориентироваться в учебнике( на развороте, в оглавлении, на странице..),

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг,

- формулировать познавательные цели с помощью опорных графических схем,

- понимать текст на уровне смысла;

- соотносить заглавие текста с его содержанием,

-делать выводы в результате совместной работы всего класса,

-сравнивать и группировать звуки, буквы, графические элементы на основе сходства признаков,

-различать единицы языка,

-наблюдать и делать выводы с помощью учителя и самостоятельные выводы,

- преобразовывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную для себя форму,

-устанавливать причинно-следственные связи,

-пересказывать небольшие тексты, называть их тему.







Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других участников

учебного процесса, используя приемы монологической и диалогической речи,

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне одного предложения или небольшого текста).

-учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент,

-вступать в беседу на уроке и в жизни,

-слушать и понимать речь других,

-выразительно читать и пересказывать текст,

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика),

-учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, чтобы сделать что-то сообща.





Регулятивные:

- способность к волевому усилию;


- постановке учебной задачи в процессе знакомства и изучения разделов Букваря и Прописи,


-организация своего рабочего места под руководством учителя, а в дальнейшем самостоятельно,


-определения целей выполнения заданий урока под руководством учителя, проговаривание последовательности

действий на уроке,


- определение плана выполнения заданий на уроке под руководством учителя и работа по предложенному плану,



-оценка и коррекция действий по выполнению задания совместно с учителем и самостоятельно,


-определение успешности

выполнения своего задания в диалоге с учителем.








Познавательные.

-отличать новое от уже известного с помощью учителя,


-ориентироваться в учебнике( на развороте, в оглавлении, на странице..),

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,


-понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг,


- формулировать познавательные цели с помощью опорных графических схем,

- понимать текст на уровне смысла;



- соотносить заглавие текста с его содержанием,

-делать выводы в результате совместной работы всего класса,


















-сравнивать и группировать звуки, буквы, графические элементы на основе сходства признаков,


-различать единицы языка,


-наблюдать и делать выводы

с помощью учителя и самостоятельные выводы,

- дидактические игры; - работа в парах, группах при выполнении совместных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником, тетрадью на печатной основе); - работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, энциклопедиями), в том числе на электронных носителях; - работа с графическими моделями слов и предложений.

2

Б.33- 34


П. № 2

С.1


17


Звуки, обозначаемые буквами т,р. Строчные буквы т, р

Чтение слогов и слов с буквами и,г, п, т, р.

Письмо слогов и слов с этими буквами

2

Б. 35


П. № 2

2-3


18

Гласный звук [о],

буква о.

Строчная буква о

2

Б. 36-37


П. № 2

4-5


19

Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами

2

Б. 38-39


П. № 2

6-7


20

Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами .Заглавная буква О в именах людей.

2

Б. 40-41


П. № 2

8-9


21

Гласный звук

[ а], буква а.

Строчная буква а




2

Б. 42-43


П. № 2

10-11


22

Гласный звук

[ Ы ], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Упражнения в чтении и письме

2

Б. 44-45

П. № 2

12-13


23

Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Заглавная буква в географических названиях.

Упражнения в чтении и письме

2

Б. 46-47


П. № 2

14-15


24

Заглавная буква И. Написание заглавной буквы в именах людей и географических названиях.

Упражнения в чтении и письме

2

Б. 48-49


П. № 2

16-17


25

Согласные звуки [ н ], [ н' ] , буква Н .

Согласная строчная буква Н

- дидактические игры; - работа в парах, группах при выполнении совместных заданий; - работа с информационными источниками (учебником, тетрадью на печатной основе); - работа с разными источниками информации (словарями, справочника-ми, энциклопедиями), в том числе на электронных носителях; - работа с графическими моделями слов и предложений.

2

Б. 50-51


П. № 2

18-19


26






Согласные звуки [ к ] [ к '], буква к.

Согласная строчная буква к

2

Б.52-53


П. № 2

20-21


27

Упражнения в чтении и письме.

2

Б. 54-55


П. № 2

22-23


28

Упражнения в чтении и письме. Знакомство с местоимениями он, она, оно, они

2

Б. 54


П. № 2

24-25


29

Гласный звук

[ у ], буквы У у.

Заглавная и строчная буквы У у

2

Б. 56-57


П. № 2

26-27






30

Упражнения в чтении и письме. Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложения


Уметь:

записывать под диктовку и с печатного образца слоги, слова с изученными буквами,

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

2

Б. 58-59


П. № 2

28-29,30


31

Согласные звуки [с ] [ с '], буква с.

Согласная строчная буква с

2

Б. 60-61


П. № 3

0-1


32

Упражнения в чтении слов, предложений,

текста с изученными буквами,

в письме букв, слогов, слов, предложений

2

Б. 62-63


П. № 3

2-3


33

Работа с текстом. Чтение, списывание текста.

2

Б. -


П. № 3

4-5


34

Упражнения в чтении и письме. Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как?

2

Б.64- 65


П. № 3

6-7


35

Согласные звуки [л ], [ л '], [ м ],[ м' ] буквы л , м. Строчные буквы л, м

2

Б. 66-67


П. № 3

10-11


36

Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении. Письмо изученных букв: м, л

Уметь:

списывать текст, просчитывать количество предложений, проводить звукобуквенный анализ, определять ударную и безударную гласную в слове,

обозначать мягкость согласных звуков на письме,

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

задавать вопрос к словам,

Знать:

о раздельном написании слов с предлогами

- дидактические игры; - работа в парах, группах при выполнении совместных заданий;


- работа с информационными источниками (учебником, тетрадью на печатной основе); - работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, энциклопедиями), в том числе на электронных носителях; - работа с графическими моделями слов и предложений.

2

Б. 68-69


П. № 3

С.12


37

Заглавные буквы К, Н. упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях

2

Б. 70


П. № 3

13-14


38

Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Обучение списыванию с печатного текста

2

Б. 71


П. № 3

14-15


39

Упражнения в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Заглавная и строчная буквы С с

2

Б. 72-73


П. № 3

16-17


40

Работа с деформированным предложением

2

Б. 74-75

П. №3.

18-19


41

Упражнения в чтении и письме Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием

Знать:

графические особенности написания букв л, м и Л, М

Уметь:

проводить графический анализ буквы, списывать с печатного образца предложения

Знать:

написание словарных слов капуста, класс, лимон, молоко


Уметь:

списывать текст, просчитывать количество предложений, проводить звукобуквенный анализ, определять ударную и безударную гласную в слове,



2


Б. 76-77

П. №3.

20-21


42


Заглавные буквы Л, М. Упражнения в чтении и письме

2

Б. 78

П. №3.

С.22


43

Заглавная буква в словах и предложениях. Упражнения в чтении и анализе текста, в списывании текста

2

Б. 79

П. №3.

С.23


44

Урок развития речи . Упражнения в чтении и анализе текста. Списывание текста

2

Б. --
П. № 3

24-25


45

Согласный звук

[ ш ], буква ш..

Строчная буква ш

2

Б. 80-81


П. № 3

26-27


46

Согласный звук

[ ш ], буква ш. Строчная буква ш

Уметь:

строить звуковые схемы слов, графически обозначать начало и конец предложения

Уметь:

выделять и характеризовать звук [ ш ] в словах, дифференцировать [ ш ]

и [с], выделять на слух орфограмму ШИ, списывать и писать под диктовку слова с ШИ

Уметь:

писать изученные заглавные и строчные буквы, записывать имена собственные, ставить в словах ударение и определять безударную гласную



- дидактические игры; - работа в парах, группах при выполнении совместных заданий; - работа с информационными источниками (учебником, тетрадью на печатной основе); - работа с разными источниками информации (словарями, справочника-ми, энциклопедиями), в том числе на электронных носителях; - работа с графическими моделями слов и предложений.

2

Б. 80-81


П. № 3

28-29


47

Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных

2

Б. 82-83


П. № 4

0-1


48

Упражнения в чтении и письме. Слова с гласными после шипящих.

2

Б. 84-85


П. № 4

2-3


49

Упражнение в чтении и письме

2

Б. 86-87

П. № 4

4-5


50

Формирование навыка различения звуков [с] и

[ ш ] при чтении . Упражнения в чтении и письме. Обучение выборочному списыванию

2

Б. 88-89


П. № 4

6-7


51

Заглавная буква А. Упражнения в чтении и письме



Уметь:

списывать текст, просчитывать количество предложений, проводить звукобуквенный анализ слова, определять ударную и безударную гласную в слове


Знать:

понятие «интонация»

Уметь:

понимать прочитанное на уровне

-лексического значения слова,

-понимать текст на уровне смысла,

-соотносить заглавие текста с его содержанием

Знать:

написание словарных слов город, огород, помидор, родина, Родина;


2

Б. 90-91


П. № 4

8-9


52-

53

Проверка техники чтения. Упражнения в чтении и письме Самостоятельная работа по письму.

4

Б. --

П. № 4

10-13






54

Согласные звуки

[ д],[ д '], буква Д.

Строчная буква д

Наблюдение над однокоренными словами

2

Б. 92-93

П. № 4

14-15



55

Упражнения в чтении и письме слов, предложений. Наблюдение над словами с парными согласными

2

Б. 94-95

П. № 4

16-17


56

Согласные звуки [ в ], [ в' ], буква в. Строчная буква в

2

Б. 96


П. № 4

18


57

Заглавная буква Д. Практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса –ушк

2

Б. 97


П. № 4

19


58

Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне. Продолжение знакомства с суффиксами

Уметь:

списывать текст, просчитывать количество предложений, проводить звукобуквенный анализ слова, определять ударную и безударную гласную в слове

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки

Знать:

написание словарных слов обед, собака, суббота, баран, барабан

Уметь:

составлять предложения с предложенными словами





Знать:

работу йотированного гласного,


- дидактические игры; - работа в парах, группах при выполнении совместных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником, тетрадью на печатной основе); - работа с разными источниками информации (словарями,

справочниками, энциклопедиями), в том числе на электронных носителях; - работа с графическими моделями слов и предложений.

2

Б. 98-99


П. № 4

С.20-21



59

Строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме

2

Б. 100-101


П. № 4

22-23


60

Упражнение в чтении и письме. Строчная буква е. наблюдение над однокоренными словами.

2


Б. 102-103


П. № 4

24-25


61

Строчная гласная буква ё. Повторение и Закрепление введённых понятий

2

Б. 104-105


П. № 4

26-27


62

Заглавные Е,Ё., Чтение диалога

Упражнения в чтении и письме

2

Б. 106-107


П. № 5

0-2


63

Упражнения в чтении и письме. Знакомство с приставкой

Знать :

работу йотированного гласного,

различия между гласными и согласными, твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими звуками, парные по мягкости и по глухости- звонкости;

правила написания имён собственных;

части слова.


Знать:

написание словарных слов корова, ворона


Знать:

написание словарных слов обед, собака, суббота, баран, барабан



2

Б. 108-109


П. № 5

3-4


64

Списывание с печатного образца. Строчные и заглавные е и ё.

Внеклассное чтение

2

Б. 108-109


П. № 5

3-4


65

Согласные звуки [ б ], [ б' ], буква б. Строчная буква б

2

Б. 110-111


П. № 5

5


66

Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части.

2

Б. 112-113


П. № 5

6-7


67

Упражнения в чтении и письме. Работа с текстом

2

Б. --


П. № 5

8-9


68

Заглавная буква Б. Упражнения в чтении и письме

2

Б.114-115

П. № 5

С.10


69

Согласные звуки [ з ], [ з' ], буква з. Строчная буква з








Уметь:

определить количество звуков в слове с буквой е , ё,я.

Знать :работу йотированного гласного

Знать:

написание словарного слова ветер

Знать:

графические особенности написания букв е, ё,я и Е,Ё,Я


Знать:

названия частей слова

Уметь:

списывать выборочно по заданию,

записывать словарные слова ягода, яблоня, яблоко


- дидактические игры; - работа в парах, группах при выполнении совместных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником, тетрадью на печатной основе); - работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, энциклопедиями), в том числе на электронных носителях; - работа с графическими моделями слов и предложений.

2

Б. 116-117


П. № 5

11


70

Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных

2

Б. 118-119


П. № 5

12-13


71

Строчная гласная буква я и её звуки.

2

Б. 120-121


П. № 5

14


72

Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы я

2

Б. 122-123


П. № 5

15-16


73

Согласные звуки [ х ], [ х' ], буква х. Строчная буква х. Слова- междометия.

2

Б. 124-125


П. № 5

С.17


74

Согласный звук

[ ж ], буква ж. Слова с ЖИ, Ши

2

Б. 126-127


П. № 5

18


75

Заглавные буквы Х, Ж

Упражнение в написании букв х, ж

Уметь:

составлять предложения с предложенными словами

Уметь:

образовывать новые слова с помощью суффикса;

Знать:

написание слов корзина, рябина, ребята,

Уметь:

образовывать новые слова с помощью суффикса;

Уметь:

выделять , характеризовать изученные буквы и звуки;

называть междометия, предлоги;

писать слова с ЖИ и ШИ,


ставить вопросы к словам Как? Какой? Какие?

Уметь:

характеризовать новые звуки[й],[ч] и писать новые буквы й и Чч,

писать правильно буквосочетания чу, ча;

ставить вопросы к словам

Кто? Что?


- дидактические игры; - работа в парах, группах при выполнении совместных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником, тетрадью на печатной основе); - работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, энциклопедиями), в том числе на электронных носителях; - работа с графическими моделями слов и предложений.

2


Б. 128-129


П. № 5

19



76

Развитие речи. Работа с текстом

2

Б. -


П. № 5

20


77

Строчная и заглавная буквы Й, Й. Слова, которые отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие?

2

Б. 130-131


П. № 5

21-22



78

Согласный звук

[ ч '], буква ч. Строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу

2

Б. 132-133


П. № 5

23


79

Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

2

Б. 134-135


П. № 5

24


80

Согласные звуки

[ ц ], [ щ '],буквы ц, щ. Строчные буквы ц, щ. слова, отвечающие на вопросы кто? что?

2

Б. 136-137

П. № 5

25-26


81

Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща , щу

2

Б. 138

П. № 5

26-27


82

Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща , щу


Знать:

новые звуки[ ц ], [ щ '] и буквы ц, щ, читать и писать их;

написание буквосочетаний ЩА ,ЩУ и слов с ними;







Уметь:

пересказывать сказку по плану и ключевым словам;







работа в парах, группах

при выполнении

совместных заданий; - работа с информационными источниками , дополнительной ллитературой


2

Б. 138-139

П. № 5

26-27


83

Согласные звуки [ ф ],

[ ф' ], буква ф. Строчная буква ф

2

Б. 140-141


П. № 5

28


84

Заглавная буква Ф. Повторение написания заглавной буквы в словах и предложениях

2

Б. 142-143


П. № 5

29


85

Гласный звук

[ э ],буква э. Строчная буква э

2

Б. 144-145


П. № 5

30


86

Заглавная буква Э

2

Б. 146-147


П. № 5

31


87

Внеклассное чтение. Н. Сладков « Лесные сказки». Упражнения в написании слов с изученными буквами

2

П. № 5

32


88

Строчная гласная

буква ю и её звуки.

2

Б. 148-149


П. № 5

33


89

Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме


Уметь:

различать буквы Ь и Ъ и их работу в словах;

составить письменную азбуку, записать слова по алфавиту;

правильно читать плавным слоговым чтением тексты;

правильно списывать с печатного образца и писать под диктовку небольшие предложения, используя правильные начертания букв и соединений;


Знать:

написание словарных слов экология, экскаватор, эскалатор, ученик , ученица




Уметь:

списывать текст со всеми изученными буквами;

правильно читать плавным слоговым чтением тексты;

правильно списывать с печатного образца и писать под диктовку небольшие предложения, используя правильные начертания букв и соединений;


- преобразовывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную для себя форму,

-устанавливать причинно-следственные связи,

-пересказывать небольшие тексты, называть их тему.








Регулятивные


-оценка и коррекция действий по выполнению задания совместно с учителем и самостоятельно.

-определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем.




- дидактические игры; - работа в парах, группах при выполнении совместных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником, тетрадью на печатной основе); - работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, энциклопедиями), в том числе на электронных носителях; - работа с графическими моделями слов и предложений.

2

Б. 150-151


П. № 5

34


90

Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме

2

Б. 152-153


П. № 5

35


91

Разделительный ь

2

Б. 154-155


П. № 5

36


92

Буква ъ. Разделительный ъ

2

Б. 156-157


П. № 5

37


93

Алфавит. Упражнения в чтении и письме

2

Б. 158

П. № 5

37


94

Алфавит. Упражнения в чтении и письме

2

Б. 158-159


П. № 5

38-39


95

Проверка техники чтения


2

Б. 160


П. № 5

38-39


96

П. Проверочная работа по письму

2

Б. 160


П. № 5

40-41


97

Повторение. Упражнения в чтении и письме.

2

П. № 5

42-43


98-99

Резервные уроки

4

П. № 5

44-47


100

Итоговый урок

2
















Тематическое планирование уроков русского языка

1 класс /32 часа/

«Школа 2100»

п/п


Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

задания

Дата

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)


Раздел 1. «Слово» (всего 25 часов)







1

Вводный урок. Знакомство с учебником русский язык



знать: как построен учебник.

уметь: пользоваться учебником, находить информацию


Личностные:

- проявление интереса к русскому языку

Регулятивные:

-способность ориентироваться в информационных источниках.

- постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся с помощью учителя.

Познавательные:

1. Общеучебные:

ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре)

- выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя;

- постановка и формулирование проблемы с помощью учителя.

2. Логические

-сравнение и классификация по заданным критериям.

-выводы в результате совместной работы всего класса

Коммуникативные:

- умение работать в парах, группе

- выполнение индивидуальных заданий

- работа с учебником и тетрадью на печатной основе

1,2


2

Гласные звуки и буквы









знать: минимум понятий о гласных звуках

уметь: анализировать звуковой состав

- игра: «Каких букв больше?»

- работа в парах

- работа с учебником и тетрадью на печатной основе

3,4,5


3

Гласные звуки и буквы, обозначающие мягкость согласных на письме






знать: о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных

Уметь: слышать звучащее слово, производить звукобуквенный анализ слов, отличать текст от набора предложений

- игра: «Поймай нужный звук»

- выполнение индивидуальных заданий

- работа с учебником и тетрадью на печатной основе

6,7,8


4

Согласные звуки и буквы





знать: о признаках согласных звуков и их классификации

уметь: списывать с печатного и прописного текстов

- игра: «Расколдуй слово»

- текущий диктант

- работа с учебником

9,10


5

Что мы знаем о звуках и буквах




знать: признаки и классификацию звуков

уметь: производить звукобуквенный анализ слов

- проверочная работа

- работа с тетрадью на печатной основе

11


6

Повторяем слоги и ударение






знать: слоги и ударение

уметь: находить ударный и безударный слоги

- игра: «Верю - не верю»

- работа со словарными словами

- работа в парах

12,13,14


7

Перенос слов

знать: о слогообразующей роли гласных звуков и роли ударения

уметь: делить слова на слоги, находить ударный и безударн знать: правила переноса слов

Личностные:

- проявление интереса к русскому языку

Отличать новое от уже известного с помощью учителя

Регулятивные:

-способность ориентироваться в информационных источниках.

- постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся с помощью учителя.

Познавательные:

1. Общеучебные:

-называть последовательность простых знакомых действий;

- выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя;

-находить пропущенное действие в знакомой последовательности

2. Логические

-сравнение и классификация по заданным критериям.

-выводы в результате совместной работы всего класса

Коммуникативные:

- умение работать в парах, группе

- игра: «Соберем букет»

- работа со словарными словами

- работа в парах

- работа с учебником

15,16,17


8

Перенос слов

знать: правила переноса слов

уметь: видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова

- работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе, словарь)

18,19


9

Закрепление по теме: «Ударение, перенос слов» Проверочная работа.

знать: правила переноса слов

уметь: применять их при выполнении письменной работы; применять орфограмму «Прописная буква в собственных именах существительных»; писать в одну линейку


- игра: «Помогите Незнайке»

- работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе, словарь)

20,21


10

Пишу правильно (работа над ошибками).

Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме

уметь: писать под

диктовку связный текст и словарные слова, определять количество букв и звуков в словах

- диктант с грамматическими заданиями

- словарный диктант

- индивидуальные задания

Тетр. с. 11-12


11

Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами

знать: об обозначении мягкости согласных буквами е, ё ,ю, я, и, ь

уметь: видеть в словах офограммы

- словарная работа

- индивидуальные задания

22,23


12

Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь

знать: об обозначении мягкости на письме

уметь: правильно переносить слова по слогам, списывать слова и сверять с образцом



Личностные:

-проявление интереса к учению




Регулятивные:

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;



Познавательные:

1.Общеучебные:

-с помощью учителя предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи




2. Логические:

-выполнять анализ (выделение признаков)

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи



Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи

-отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами


- игра: «Оживи гласные буквы»

- выполнение индивидуальных заданий

- работа с учебником и тетрадью на печатной основе

24,25


13

Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах



уметь: читать и записывать транскрипцию, видеть и объяснять орфограммы

- словарная работа

- работа с информационными источниками (учебник, тетрадь с печатной основой)

26,27,28


14

Почему слова, которые звучат одинаково. Написаны по-разному: с большой и маленькой буквы

знать: о различении согласных по твердости-мягкости; способах обозначения мягкости согласных

уметь: видеть орфограммы, правильно переносить слова

- игра: «Хвостоглав»

-работа в парах

- работа с учебником и тетрадью на печатной основе

29,30, №31,32,33


15

Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу, чк, чн в словах

знать: об употреблении заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях

уметь: писать слова с мягким знаком

- словарная работа

- диктант с комментированием

- работа в парах при выполнении совместных заданий

34,35


16

Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу, чк, чн


уметь: распознавать собственные и нарицательные существительные

- выполнение индивидуальных заданий

- работа со словарем

- работа с учебником и тетрадью на печатной основе

36,37


17

Повторяем корень

слова

уметь: писать заглавную букву в собственных именах существительных, писать разделительный мягкий знак в словах

- игра: «Распутай слова»

- выполнение индивидуальных заданий

- словарная работа


38,39


18

Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень

уметь: правильно

писать буквосочетания жи-ши, ча-ща,чу-щу, чк-чн, нч,нщ,щн

- выполнение индивидуальных заданий

- работа со словарем

- работа с учебником и тетрадью на печатной основе

40,41


19

Повторяем

правописание безударных гласных в корне слова

уметь: правильно писать буквосочетания жи-ши, ча-ща,чу-щу, чк-чн, нч,нщ,щн; подбирать однокоренные слова


Личностные:

-проявление интереса к изучению русского языка



Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности;

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;


Познавательные:

1.Общеучебные:

-с помощью учителя предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи

2. Логические:

-выполнять анализ (выделение признаков)

- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область



Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи

-отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактам

Личностные:


-понимание важности образования, познания нового и закрепление изученного на уроках русского языка


Регулятивные:


-определять и формулировать цель деятельности;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя


Познавательные:


1. Общеучебные:

-самостоятельно отбирать для решения предметных задач необходимые словари;


-сопоставлять и отбирать информацию, полученную от учителя, из учебника, из словаря;


2. Логические:

- выстраивать логическую цепь рассуждений;

-относить объекты к известным понятиям


Коммуникативные:


-оформлять свои мысли в устной и письменной речи

-отстаивать при необходимости свою точку зрения, учиться подтверждать аргументы фактами


- игра: «Договорите правило»

- работа в парах при выполнении совместных заданий

- работа с информационными источниками (учебник, тетрадь с печатной основой)

42,43,44


20

Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением

знать: об одинаковом написании корней в родственных словах

- игра: «Поймай слово»

- работа в парах при выполнении совместных заданий

- работа с информационными источниками (учебник, тетрадь с печатной основой)

45,46,47



21

Проверочная работа

Диктант по теме:

«Безударные гласные в корне слова»

уметь: выделять безударный слог, сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова

- выполнение индивидуальных заданий

- словарная работа


48,49


22

Пишу правильно (работа над ошибками)


Повторение слов, написание которых надо запомнить

уметь: находить проверочные и проверяемые слова с ударными и безударными гласными в корне

знать и уметь: применять изученную орфограмму, подбирать проверочные слова

- игра: «Почему их так зовут»

-проверочный диктант

50,51,52


23

Повторение слов, написание которых надо запомнить


знать: написание словарных слов по темам «Спорт», «Животные», «Овощи»; отрабатывать навыки письма слов с парными согласными

- игра: «Найдите корень»

- выполнение индивидуальных заданий

- работа со словарем

- работа с учебником и тетрадью на печатной основе

53,54,55, 56


24

Словарный диктант (7 минут). Повторение темы: «Безударные гласные в корне слова»

- выполнение индивидуальных заданий

- работа с учебником и тетрадью на печатной основе

57,58,59



Раздел 2. «Предложение. Текст» (всего 5 часов)

уметь: писать под диктовку, списывать с печатного текста, выполнять самопроверку, находить в словах орфограммы знать и уметь: применять правила работы над ошибками

- диктант с грамматическими заданиями

- индивидуальные задания

60,61,62,63


25

Повторяем правила оформления предложений на письме

26

Что мы знаем о предлогах и предложении

знать: что такое предлоги и какова их функция; признаки предложения


- словарная работа

- индивидуальные задания

- игра: «Каждому овощу свое время»

64,65,66


27

Годовая контрольная работа по текстам администрации

уметь: писать под диктовку, списывать с печатного текста, выполнять самопроверку, находить в словах орфограммы знать и уметь применять изученный в течение учебного года материал




- диктант с грамматическими заданиями

- индивидуальные задания

67,68


28

Пишу правильно.

Повторяем правила оформления предложений на письме

знать: правила работы над ошибками

уметь: различать и правильно ставить знаки препинания в конце предложения





29

Закрепление по теме: «Предложение» Проверочная работа

знать и уметь: писать словарные слова, составлять текст по опорным словам

- словарная работа

- индивидуальные задания

- самостоятельная работа

69,70,71


30

Пишу правильно (работа над ошибками)

знать: изученные орфограммы

уметь: отличать букву от звука, набор слов от предложения

знать: правила работы над ошибками

уметь: применять их

- индивидуальные задания

- самостоятельная работа



31

3. Повторение

Чему мы научились за год

уметь: различать и правильно ставить знаки препинания в конце предложения

знать и уметь применять изученный в течение учебного года материал

- словарная работа

- чистописание

- индивидуальные задания

- развитие речи

72,73,74


32

Чему мы научились за год








VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по предмету «Русский язык»

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используются учебники и пособия по русскому языку издательства «Баласс».

Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:

  • учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);

  • комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина);

  • «Тетрадью для печатания» (авторы О.В. Пронина, Е.П. Лебедева, О.Ю. Мальцева);

  • комплектом наглядных пособий;

  • методическим пособием для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики» (под ред. Е.В. Бунеевой).

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1-й кл.);

  • Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)»

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

  • компьютер;

  • проектор,

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон).



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров