Управление образования
администрации Уренского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
Арьёвская средняя общеобразовательная школа
-
Принята
решением педсовета
МОУ АСОШ
протокол от 28 августа 2010года№1
Утверждена
приказом директора
от 01сентября 2010 г. № 30
Директор _________ Н.Ю.Синцов
Дополнительная образовательная программа
«Юные инспектора дорожного движения»
Возраст обучающихся - 12-14 лет
Срок реализации – 2 года
Автор-составитель:
Преподаватель-
организатор ОБЖ
первой категории
Сахаров Геннадий Васильевич
2010
Пояснительная записка
За последние годы на повестку дня особо остро встают вопросы дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Динамика детского травматизма вне образовательного учреждения показывает отрицательную тенденцию. Рост аварийности с участием детей на территории Нижегородской области зарегистрирован в 18 муниципальных районах и городских округах Нижегородской области. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что он из года в год распределяется примерно следующим образом:
- дети до 7 лет становятся участниками ДТП в среднем- 33 %;
- от 7 до 14 лет -56,6 %;
- до 17 лет – 10,4 %.
Как видим, наибольшее количество случаев ДТП по-прежнему происходит с детьми 7-14 лет, которые в 60 % случаев являются пешеходами, в 30 %- пассажирами, в 10 %-велосипедистами.
Анализ показывает, что основную часть пострадавших на дорогах составляют дети и подростки. Чаще всего в дорожно-транспортные происшествия попадают дети в возрасте от 7 до 14 лет. Они составляют около половины всех пострадавших в ДТП детей.
В среднем по стране ежегодно регистрируется более 26 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, в результате которых, погибает более 2 600, и получают различные по степени травмы и увечья около 25 тысяч. Почти каждый двенадцатый погибший и восьмой раненный, на дорогах России — это ребенок или подросток в возрасте до 16 лет.
Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в возрасте до 14 лет в расчете на 100 тысяч детей данной возрастной категории в Российской Федерации почти в три раза больше, чем в Италии, и в два раза больше, чем во Франции, Германии, Греции.
Статистика аварийности по Российской Федерации с детьми и подростками до 16 лет показывает, что в ДТП 21970, погибло 1018, ранено22785 детей и подростков.
По Нижегородской области соответственно 579 ДТП, погибло 22, ранено 606.
В настоящее время организационные формы профилактики ДДТТ и методическое обеспечение этой работы значительно устарели. Профилактические мероприятия по правилам дорожного движения нередко проводятся формально и не систематически. В должной мере не применяются новые педагогические технологии в развитии, обучении и воспитании несовершеннолетних, не анализируется степень понимания ими опасных дорожных ситуаций. Используемые в образовательном процессе учебники «Окружающий мир» и «ОБЖ» содержат разделы с не правильной трактовкой ПДД и задания, которые вводят учащихся в заблуждение неверными поведенческими установками. Да и количество тем, отводимое на изучение ПДД в этих учебниках мы считаем недостаточным.
Так в начальной школе в учебнике «Окружающий мир» в 1 классе нет ни одного часа. Во 2 классе всего 2часа на изучение тем:
- какой бывает транспорт;
-велосипед как здоровый образ жизни;
-берегись автомобиля;
-мы - зрители и пассажиры.
В 3 классе в разделе «Наша безопасность» отводится две темы: «Дорожные знаки» и «Опасные места».
Я предлагаю выделить хотя бы один час в неделю на изучение ПДД в начальной школе и ДОУ.
В среднем звене школы предметом «ОБЖ» отводится всего в 5 классе- 4 часа, в 6 классе-3 часа, в 7 классе- 0 часа, в 8- 3 часа на изучение ПДД, хотя именно подростки в возрасте 10-14 лет наиболее часто попадают в ДТП. К сожалению, на сегодняшний день большинство воспитателей ДОУ, педагогов ОУ и системы дополнительного образования детей не имеют соответствующей подготовки для обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения. Назрела необходимость в разработке Государственной программы профилактики ДДТТ, в которой должно быть представлено системное, поэтапное рассмотрение путей решения организационных, правовых, методических, возрастных, психолого-физиологических и инженерно-технических проблем.
Моя работа предполагает устранение этих недостатков
Как уже отмечалось ранее, в среднем звене школы только предметом «ОБЖ» отводится всего 10 часов на изучение Правил дорожного движения, хотя именно подростки в возрасте 10-14 лет наиболее часто попадают в ДТП - более 56%.
Чтобы устранить этот пробел, мною разработана программа дополнительного образования «Юные инспектора дорожного движения».
Она содержит разделы: правила дорожного движения, устройство велосипеда и автомобиля, основы правовых знаний, основы фотодела, оказание первой медицинской помощи.
Особенности программы:
Программа разработана с учётом рекомендаций Министерства образования и науки РФ, федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Нижегородской областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области на 2008-2012годы», программы «Повышение безопасности дорожного движения Уренского муниципального района на 2008-2012 годы».
Цель программы: охрана жизни и здоровья детей, защита их прав и законных интересов путём предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма используя различные формы деятельности.
Задачи:
1. Закрепление полученных ранее знаний по ПДД учащимися и углубление их.
2.Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрёстках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3.Обучение грамотным действиям в сложных ситуациях на дороге.
4.Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения на специальной площадке.
5.Воспитание ответственного участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
6.Сотрудничество с работниками ГИБДД в деле пропаганды правильного поведения на дороге среди пешеходов и водителей.
В представленной программе занятий с юными инспекторами движения предусматривается: изучение вопросов по истории юидовского движения и подразделений ГАИ; изучение правил дорожного движения (ПДД); изучение материальной части велосипеда и автомобиля; основы фотодела; строевая и стрелковая подготовка, вопросы оказания первой помощи и др.
Работа отрядом ЮИД проводится по нескольким направлениям:
Информационное:
создание стендов и стенгазет «ЮИД», боевых листков «За безопасность движения», ведение документации отряда и альбома, организация публикаций в школьной газете и т.д.
Пропагандистское:
проведение разъяснительной работы по теме безопасности движения, бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, создание агитбригад «Светофор», изготовление и использование наглядной агитации, участие в создании методической базы для изучения правил дорожного движения.
Более опытные юные инспектора движения отряда могут принять участие в патрульной деятельности: сопровождение взрослых в патрулировании и рейдах в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков. Правил дорожного движения, выпуск «молний» по результатам патрулирования и рейдов; информирование родителей о нарушении школьниками Правил дорожного движения, дежурство у перекрёстков в микрорайоне школы, создание площадок для работы с юными велосипедистами. Кроме указанных направлений могут быть и другие в работе отряда ЮИД.
Программа «Юные инспектора дорожного движения» относится к спортивно-технической направленности: создаются условия для формирования у детей навыков, необходимых в реальной жизни, накопления практического опыта.
Тематическое планирование 1 года обучения
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Общее |
Теория |
Практика |
||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3031 32 33 34 35 36 |
Общие положения Положение об отрядах ЮИД. Структура отряда. История ГАИ и ЮИД. Роль отрядов ЮИД. История развития автомототранспорта.
Правила дорожного движения. ПДД. Общее положение. Обязанности пешеходов Правила движения и обязанности велосипедистов. Разметка проезжей части. Перекрёстки и их виды. Твой путь в школу и домой. Совместное патрулирование. Практикум. Оформление уголка по безопасности. Сигналы регулировщика. Сигналы светофора. Дорожные знаки. Их группы. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Порядок движения транспортных средств. Остановка и стоянка. Проезд перекрестков, ж/д. Переездов, пешеходных переходов. Устройство велосипеда и автомобиля. Изучение материальной части велосипеда. Теория движения велосипеда и автомобиля. Общее устройство автомобиля. Вопросы общей подготовки ЮИД. Номерные, опознавательные и предупредительные знаки транспортных средств. Ответственность водителей и пешеходов. Основы фотодела. Строевая подготовка. Стрелковая подготовка. Оказание первой медицинской помощи. Лекарственные растения. Зачет по ПДД и программе. Отчет о работе отряда, выполнение стенда, альбома. Подготовка к соревнованиям «Безопасное колесо». Соревнования «Безопасное колесо» (школьные, районные). Посещение районного отдела ГИБДД. (экскурсия). ВСЕГО |
6 36 6 24 72 |
2 2 2 0,5 0.5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 2 2 |
1,5 1.5 1,5 1,5 2 2 2 2 1,5 1.5 2 2 2 2 2 2 2 2 |
2 2 2 21 |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 51 |
Содержание 1 года обучения кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД)
-
Общие положения ПДД 6 (6/0)
Положение об отрядах ЮИД. Структура отряда. История ГАИ И ЮИД. Роль отрядов ЮИД. История развития автомототранспорта.
-
Правила дорожного движения ( ПДД) 36 (9/27)
Общие положения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила движения для велосипедистов. Разметка проезжей части. Перекрёстки и их виды.
Твой путь в школу и домой. Совместное патрулирование. Сигналы регулировщика. Сигналы светофора. Дорожные знаки. Их группы. Порядок движения транспортных средств. Остановка и стоянка. Проезд перекрёстков, ж/д переездов, пешеходных переходов.
-
Устройство велосипеда и автомобиля. 6 (4/2)
Материальная часть велосипеда и автомобиля. Теория движения велосипеда и автомобиля. Общее устройство автомобиля.
-
Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД. 24 (6/18)
Ответственность водителей и пешеходов за нарушения ПДД. Автомотострахование. Основы фотодела. Строевая подготовка. Огневая подготовка (стрелковая). Оказание первой медицинской помощи. Лекарственные растения. Подготовка к соревнованиям. Экскурсии.
Методическое обеспечение.
Тема1. Общие положения.
Формы занятий: лекция, беседа, рассказ с фото и рисунками.
Методы: объяснительно-иллюстративный, монологическое изложение материала, наглядный.
Дидактический материал: книги, фотографии, материалы кабинета ЮИД.
Тема 2. Правила дорожного движения.
Формы занятий: лекция, беседа, практическая работа.
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемного изучения, практический.
Дидактический материал: правила дорожного движения, плакаты, макеты перекрёстков, оборудование кабинета.
Форма подведения итогов: зачёт по теме.
Тема 3. Устройство велосипеда и автомобиля.
Формы занятий: лекция, практическая работа.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Дидактический материал: узлы и агрегаты автомобиля, велосипед, учебники по устройству автомобиля и мотоцикла.
Форма подведения итогов: соревнования юных велосипедистов, велопоход.
Тема 4. Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД.
Формы занятий: лекция, практическая работа, экскурсия.
Методы: практический, экскурсия, выход на природу.
Дидактический материал: основы страхования, основы оказания первой медицинской помощи, справочник лекарственных растений Горьковской области.
Форма подведения итогов: фотостенд, видеоматериалы, соревнования, слёт-конкурс.
Содержание 2 года обучения кружка «Юные инспектора движения»
-
Правила дорожного движения ( ПДД) 36 (9/27)
Общие положения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила движения для велосипедистов. Разметка проезжей части. Перекрёстки и их виды.
Твой путь в школу и домой. Совместное патрулирование. Сигналы регулировщика. Сигналы светофора. Дорожные знаки. Их группы. Порядок движения транспортных средств. Остановка и стоянка. Проезд перекрёстков, ж/д переездов, пешеходных переходов.
-
Устройство автомобиля. 6 (4/2)
Материальная часть автомобиля. Теория движения Общее устройство автомобиля.
-
Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД. 24 (6/18)
Ответственность водителей и пешеходов за нарушения ПДД. Автомотострахование. Основы фотодела. Строевая подготовка. Огневая подготовка (стрелковая). Оказание первой медицинской помощи. Лекарственные растения. Подготовка к соревнованиям. Экскурсии.
4. Конкурсы, соревнования, выступления агитбригады ЮИД.(6)
Тематическое планирование 2 года обучения
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Общее |
Теория |
Практика |
||
|
І Правила дорожного движения |
36 |
9 |
27 |
1 |
Общие положения ПДД. |
|
1 |
1 |
2 |
Общие обязанности пешеходов и пассажиров. |
|
1 |
1 |
3 |
Правила движения для велосипедистов. |
|
0,5 |
1,5 |
4 |
Разметка проезжей части. |
|
0,5 |
1,5 |
5 |
Перекрестки и их виды. |
|
0,5 |
1,5 |
6 |
Безопасный путь в школу и домой. |
|
|
2 |
7,8 |
Совместные патрулирования с инспекторами ГИБДД. |
|
0,5 |
3,5 |
9 |
Сигналы регулировщика. |
|
|
2 |
10 |
Сигнал светофора. Виды светофоров. |
|
1 |
1 |
11 |
Дорожные знаки. Их группы. |
|
2 |
|
12 |
Дорожные знаки. Практическая работа по билетам «А», «В». |
|
|
2 |
13 |
Порядок движения транспортных средств на дороге. |
|
0,5 |
1,5 |
14 |
Постановка и стоянка транспортных средств. Правило поведения на остановках. |
|
0,5 |
1,5 |
15 |
Проезд перекрестков и пешеходных переходов. |
|
0,5 |
1,5 |
16 |
Правило проезда ж/д переезда. Правило поведения на ж/д путях. |
|
0,5 |
1,5 |
17,18 |
Зачет по теме «ПДД» с использованием тестов. |
|
|
4 |
|
ІІ Устройство автомобиля |
6 |
4 |
2 |
19 |
Материальная часть автомобиля. Общее устройство автомобиля. |
|
2 |
|
20 |
Теория движения автомобиля. |
|
2 |
|
21 |
Устройство агрегатов и узлов автомобиля. |
|
|
2 |
|
ІІІ Вопросы общей подготовки ЮИД |
24 |
6 |
18 |
22 |
Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД. |
|
2 |
|
23 |
Автомотострахование. |
|
2 |
|
24 |
Основы фотодела. |
|
|
2 |
25,26 |
Стрелковая подготовка. |
|
|
4 |
27,28 |
Оказание первой медицинской помощи. Практическое занятие. |
|
|
4 |
29 |
Лекарственные растения. |
|
2 |
|
30,31 |
Зачет по темам ІІІ главы. |
|
|
4 |
32,33 |
Экскурсия в районный отдел ГИБДД. |
|
|
4 |
|
ІV Конкурсы. Соревнования. Выступление агитбригады «ЮИД» |
6 |
|
6 |
34,35 |
Районный конкурс «Безопасное колесо». |
|
|
4 |
36 |
Выступление агитбригады Всего |
72 |
19 |
2 53 |
Литература для учителя
1.Дополнительное образование детей: сборник авторских программ /ред.-сост. З .И Невдахина. 2007.
2.Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей.
3.Методические рекомендации по организации работы отрядов юных
инспекторов движения. ГИБДД ГУВД Нижегородской области.
4.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11 декабря 2006г.№06-1844. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
5.Программа по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма. 1-11 классы.- Ставрополь: СКИПКРО,2002.
6.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 30.12.2001,
№ 196-ФЗ.Ро РРРР
Литература для учащихся
1. « Добрая дорога детства»- газета 2005-2010 г.
2.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред.В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим,2005.
3.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка- тетрадь для 1-3 класса / Под. общ. ред. В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим,2005.
4.Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: За рулём, 2008
5.Родичев В.А. Учебник водителя транспортного средства категории «В». 6.Устройство и техническое обслуживание легкового автомобиля
/ В.А.Родичев, А.А. Кива.- М.: Академия; За рулём, 2004.
Техническое оснащение программы
ШКОЛЬНЫЙ КАБИНЕТ ЮИД
(перечень оборудования)
-
Классная доска..
-
Стол-макет «Перекрестки дороги» с набором макетов транспортных средств.
-
Схема микрорайона школы с указанными основными маршрутами движения школьников и опасными для них местами.
-
Стенд «Дорожные знаки».
-
Стенд «Дорожная разметка».
-
Набор дорожных знаков ( на картоне).
-
Плакаты «Правила для пешеходов и велосипедистов».
-
Плакаты «Сигналы светофоров и регулировщиков».
-
Плакаты «Оказание доврачебной медицинской помощи».
-
Форма ЮИДД.
-
Учебные программы, видеофильмы.
-
Учебная литература по правилам безопасного поведения на дороге (для учащихся).
-
Методическая литература по БД ( для учителя).
-
Настольные игры по ПДД
-
Подшивка газеты « Добрая дорога детства».
-
Видеотека.
-
Школьный велосипед .
-
Макеты средств регулирования дорожного движения.
-
Схемы, таблицы, диаграммы .
-
Сценарии игр, конкурсов, викторин.
-
Видеомагнитофон.
По итогам 1 года освоения программы обучающиеся должны:
знать:
- историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
-историю развития Правил дорожного движения;
-о первых светофорах , велосипедах и автомобилях.
уметь:
-работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную
информацию;
-читать информацию по дорожным знакам;
-оценить дорожную ситуацию,
-участвовать в конкурсах..
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге,
- взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных
мероприятий.
По итогам 2 года освоения программы:
знать:
-Правила дорожного движения;
-дорожные знаки и их представителей;
-новые формы агитации и пропаганды ПДД;
-техническое устройство автомобиля.
уметь:
-самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;
-самостоятельно работать с ПДД, билетами;
-оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
-оценить дорожную ситуацию, принять правильное решение.
иметь навыки:
- участия в конкурсах, соревнованиях;
- самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу.
Общие сведения о кружке:
название « ЮИДД»
вид кружка переменного состава
количество членов 16 человек
возраст уч-ся 12- 14 лет
количество занятий 2 часа в неделю
72 часа в учебный год
место занятий
КАБИНЕТ « ЮИД» В МОУ АРЬЁВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Аттестация педагогов: новые правила. Какие изменения внесены в порядок проведения аттестации
- Вебинар «Маршрут непрерывного образования педагога: нормативно-правовые основы и эффективные технологии»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС