В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Дополнительная образовательная программа детей "Самоделкин"


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

городского округа город Фролово

Волгоградской области



Утверждён

Методическим советом

МОУ ДОД ЦДТ

Протокол № 4 от 17. 10. 2010г.







ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС







Возраст детей: 10-16 лет






Срок реализации: 17 часов

Направленность: прикладная

Разработчик: Ерохина Наталия Евгеньевна

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория









2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Традиции и обряды наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребёнок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно. Ощущая на себе силу их воздействия.

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Простые и красивые народные игрушки, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребёнка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле и предназначении человека. В этом ряду куклы занимают особое место.

Русская традиционная кукла была больше, чем просто игрушка, - оберегала, развивала, забавляла, учила и даже избавляла от кошмарных снов. История куклы насчитывает многие века. Она появилась в русских семьях ещё в языческие времена и, пройдя рядом с человеком через эпохи, несколько раз сменив своё предназначение, остаётся любимой и востребованной и теперь. Она приходит к нам из глубины веков и доходчиво объясняет, кто мы и откуда пришли.

Педагогическая целесообразность элективного курса «Возвращение к истокам» очевидна. В настоящее время своеобразный кукольный «бум». Куклами увлекаются в силу профессиональных пристрастий или просто «для души». На прилавках магазинов мы видим бесконечное множество красивых игрушек, но они сделаны на фабриках и поэтому не несут душевной теплоты. Кукла, сделанная руками, индивидуальна в своём роде. У неё своя история создания и свой неповторимый образ. Такая кукла, как и игрушка вообще, является не только музейным экспонатом или сувениром для украшения интерьера, но и традиционным, необходимым элементом воспитательного и обучающего процессов. Через игру и игрушку ребёнок познаёт мир, происходит его социализация в обществе.

Актуальность выбора данной темы определяется потребностями современного общества. Игровая кукла это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто. Это обычаи и обряды, связанные с самодельными куклами. Играя в куклы, дети как бы проигрывают взрослую жизнь, где каждая кукла выполняет свою функцию. И если мы будем больше говорить о традициях и культуре предков, то дети забудут покемонов и уменьшится влияние антикультуры.

Данный элективный курс начинается со знакомства с народными традициями и обрядами, и ролью в них народной куклы. Затем изучаются типы кукол, и осваивается технология их изготовления: от простых к сложным.

Специфика курса «Возвращение к истокам» в том, что освоение учебных умений, навыков и способов человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол. А уникальность работы с куклами - на занятиях интересно будет присутствовать и родителям, а в семье кружковцы смогут давать свои «мастер классы» демонстрируя собственные знания и умения, а совместный труд сближает взрослых и детей.

Элективный курс «Возвращение к истокам» имеет художественно -эстетическую направленность. Рассчитан на 17 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу и предназначен для учащихся 10-16 лет.

Цели курса: ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций.

Задачи:

  • Обобщение и углубление знаний по использованию куклы в обычаях и обрядах народов России;

  • Обучение детей конкретным технологиям, умениям и навыкам изготовления кукол своими руками.

  • Воспитание способности осмысления ребёнком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;

  • Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда;

Формы и методы организации занятий: лекции, практикумы, исследовательская и поисковая работа. В зависимости от поставленных задач применяются различные методы обучения (объяснительно – иллюстрированный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и проектов).

Подведение итогов. Предполагается изготовление образцов сувениров, проектных изделий, выставки, участие в праздничных ярмарках, презентация творческих работ. В целях пропаганды совместного труда детей и родителей проведение «мастер – класса» по изготовлению кукол.



ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ


После изучения курса учащиеся должны знать:

  • основные определения и понятия по программе курса;

  • роль куклы в традициях и культуре народов России;

  • типы и назначение кукол. Символику кукол;

  • календарные праздники, обряды и обычаи с использованием кукол;

  • способы изготовления кукол, материалы и технологические приёмы.

После изучения курса учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно и творчески мыслить;

  • изготавливать традиционную куклу без ножниц и иглы;

  • различать кукол в зависимости от типа и назначения;

  • работать с материалом, используемым для изготовления народных кукол (натуральные ткани и природный материал: трава, сено, солома, мочало, камыш, дерево);

  • применять ранее полученные знания и умения в изготовлении сувенирной куклы ;

  • самостоятельно выполнять работу, используя образец;

  • самостоятельно подготовить к защите проектную работу;



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Куклы в культуре и традициях народов России.

Традиционная народная кукла, как культурное наследие. Типы и назначение кукол: обрядовые, игровые. Куклы-обереги. Роль народной куклы в обучении и воспитании ребёнка. Отличительные особенности традиционной куклы от современной. Демонстрация кукол.

Способы изготовления, материалы и технологические приёмы.

Тема 2. Куклы-обереги.

Старинные поверья и обычаи. Куклы-обереги – носители доброго начала. Типы Берегинь и их назначение: от порчи и сглаза, от лихорадки и хвори, от тоски и кручины, обереги для дома, семьи и хозяйства. Куклы соломенные, травяные, набитые крупой, тряпичные куклы Берегини. Особенность обереговых кукол: они безлики и изготавливаются без прикосновения иглы.

Способы изготовления, материалы и технологические приёмы.

Практическая работа.

Изготовление кукол Куватка, День и Ночь, Неразлучники.


Тема 3. Символы христианских праздников.

Основные христианские праздники: Крещение, Масленица, Пасха, Троица. Традиции их празднования. Обрядовые куклы, их место в народных традициях и обычаях. Демонстрация кукол – символов календарных праздников. Способы изготовления праздничных кукол, материалы и технологические приёмы.

Практическая работа.

Изготовление кукол Коляда, Масленица, Пасхальная закрутка.


Тема 4. Игровые куклы.

Тряпичные и деревянные куклы. Куклы столбушки с прорисованными лицами. Куклы «на выхвалку». Куклы потешные с чертами охранной магии. Театральные куклы.

Способы изготовления игровых кукол, материалы и технологические приёмы.

Практическая работа.

Изготовление тряпичной куклы.


Тема 5. Дизайн-проект «Сувенирная кукла».

Поисковая работа с целью сбора кратких сведений о традиционном народном костюме, орнаментах, возможность их применения в изготовлении сувенирной куклы. Развитие идей, поиск вариантов. Выбор материалов.

Изготовление куклы. Использование знаний полученных при изучении курса в изготовлении проектного изделия. Экономический расчёт. Презентация куклы с использованием технических средств.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п


Тема занятия

Общее кол-во часов


Форма организации занятия


1.


Куклы в культуре и традициях народов России.



1


Лекция


2.


Куклы-обереги:

  • Куватка;

  • День и ночь;

  • Неразлучники.


5



Занятие с элементами исследовательской деятельности.

Практикум по изготовлению творческих работ





3.


Символы Христианских

праздников:

  • Коляда;

  • Масленица;

  • Пасхальная закрутка.



5


Занятие с элементами исследовательской деятельности

Практикум по изготовлению творческих работ



4.


Игровые куклы.





2


Занятие с элементами игровой деятельности. Практикум по изготовлению творческих работ



5.


Дизайн-проект «Сувенирная

кукла».


4


Занятие с элементами поисковой деятельности. Практикум по изготовлению проектных работ.



ИТОГО:


17




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. – Волгоград: «Учитель», 2009.

  1. Газета «Вся Сибирь в одной газете» №10 от 08.03.2006. Играть по-русски.


  1. Древние обрядовые куклы // www.RUKUKLA.RU


  1. Кресень Б. Русские веды.- М.: «Наука и религия», 1992


  1. Куклыобереги. //http:// www. screen. ru/ gallery/ russian/ 5a. htm


  1. Леви В.И. Искусство быть собой. –М.: «Чистые пруды», 1990.


  1. Народы мира: истрико–этнографический справочник. – М.: «Советская энциклопедия», 1988.


  1. Некрылова А.Ф. Круглый год: русский земледельческий календарь. М.: «Правда», 1991.


  1. Петров И. Так получаются куклы. //http:// dob. 1 september. ru/ 2003/19/4. htm


  1. Подари мне куклу.//http:// vecherhiykotlas. ru/ 2006/06/16


  1. Статьи с сайта усадьбы «Берегиня».


  1. Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А. Поровская Н.Д. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. – М.: «Просвещение», 2000.


  1. Энциклопедия российских праздников. СПб.: «Респекс», 1997.
















Приложение 1


Варианты кукол

























День и ночь


Куватки


























Неразлучники




Куклы - обереги






день и ноч










Коляда Масленица





















Вербная Пасхальная закрутка



Символы Христианских праздников





Игровая кукла
































Сувенирная кукла



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров