В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Дополнительная образовательная программа детей "Самоделкин"


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

городского округа город Фролово

Волгоградской области



Утверждён

Методическим советом

МОУ ДОД ЦДТ

Протокол № 4 от 17. 10. 2010г.







ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС







Возраст детей: 10-16 лет






Срок реализации: 17 часов

Направленность: прикладная

Разработчик: Ерохина Наталия Евгеньевна

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория









2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Традиции и обряды наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребёнок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно. Ощущая на себе силу их воздействия.

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Простые и красивые народные игрушки, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребёнка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле и предназначении человека. В этом ряду куклы занимают особое место.

Русская традиционная кукла была больше, чем просто игрушка, - оберегала, развивала, забавляла, учила и даже избавляла от кошмарных снов. История куклы насчитывает многие века. Она появилась в русских семьях ещё в языческие времена и, пройдя рядом с человеком через эпохи, несколько раз сменив своё предназначение, остаётся любимой и востребованной и теперь. Она приходит к нам из глубины веков и доходчиво объясняет, кто мы и откуда пришли.

Педагогическая целесообразность элективного курса «Возвращение к истокам» очевидна. В настоящее время своеобразный кукольный «бум». Куклами увлекаются в силу профессиональных пристрастий или просто «для души». На прилавках магазинов мы видим бесконечное множество красивых игрушек, но они сделаны на фабриках и поэтому не несут душевной теплоты. Кукла, сделанная руками, индивидуальна в своём роде. У неё своя история создания и свой неповторимый образ. Такая кукла, как и игрушка вообще, является не только музейным экспонатом или сувениром для украшения интерьера, но и традиционным, необходимым элементом воспитательного и обучающего процессов. Через игру и игрушку ребёнок познаёт мир, происходит его социализация в обществе.

Актуальность выбора данной темы определяется потребностями современного общества. Игровая кукла это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто. Это обычаи и обряды, связанные с самодельными куклами. Играя в куклы, дети как бы проигрывают взрослую жизнь, где каждая кукла выполняет свою функцию. И если мы будем больше говорить о традициях и культуре предков, то дети забудут покемонов и уменьшится влияние антикультуры.

Данный элективный курс начинается со знакомства с народными традициями и обрядами, и ролью в них народной куклы. Затем изучаются типы кукол, и осваивается технология их изготовления: от простых к сложным.

Специфика курса «Возвращение к истокам» в том, что освоение учебных умений, навыков и способов человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол. А уникальность работы с куклами - на занятиях интересно будет присутствовать и родителям, а в семье кружковцы смогут давать свои «мастер классы» демонстрируя собственные знания и умения, а совместный труд сближает взрослых и детей.

Элективный курс «Возвращение к истокам» имеет художественно -эстетическую направленность. Рассчитан на 17 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу и предназначен для учащихся 10-16 лет.

Цели курса: ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций.

Задачи:

  • Обобщение и углубление знаний по использованию куклы в обычаях и обрядах народов России;

  • Обучение детей конкретным технологиям, умениям и навыкам изготовления кукол своими руками.

  • Воспитание способности осмысления ребёнком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;

  • Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда;

Формы и методы организации занятий: лекции, практикумы, исследовательская и поисковая работа. В зависимости от поставленных задач применяются различные методы обучения (объяснительно – иллюстрированный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и проектов).

Подведение итогов. Предполагается изготовление образцов сувениров, проектных изделий, выставки, участие в праздничных ярмарках, презентация творческих работ. В целях пропаганды совместного труда детей и родителей проведение «мастер – класса» по изготовлению кукол.



ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ


После изучения курса учащиеся должны знать:

  • основные определения и понятия по программе курса;

  • роль куклы в традициях и культуре народов России;

  • типы и назначение кукол. Символику кукол;

  • календарные праздники, обряды и обычаи с использованием кукол;

  • способы изготовления кукол, материалы и технологические приёмы.

После изучения курса учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно и творчески мыслить;

  • изготавливать традиционную куклу без ножниц и иглы;

  • различать кукол в зависимости от типа и назначения;

  • работать с материалом, используемым для изготовления народных кукол (натуральные ткани и природный материал: трава, сено, солома, мочало, камыш, дерево);

  • применять ранее полученные знания и умения в изготовлении сувенирной куклы ;

  • самостоятельно выполнять работу, используя образец;

  • самостоятельно подготовить к защите проектную работу;



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Куклы в культуре и традициях народов России.

Традиционная народная кукла, как культурное наследие. Типы и назначение кукол: обрядовые, игровые. Куклы-обереги. Роль народной куклы в обучении и воспитании ребёнка. Отличительные особенности традиционной куклы от современной. Демонстрация кукол.

Способы изготовления, материалы и технологические приёмы.

Тема 2. Куклы-обереги.

Старинные поверья и обычаи. Куклы-обереги – носители доброго начала. Типы Берегинь и их назначение: от порчи и сглаза, от лихорадки и хвори, от тоски и кручины, обереги для дома, семьи и хозяйства. Куклы соломенные, травяные, набитые крупой, тряпичные куклы Берегини. Особенность обереговых кукол: они безлики и изготавливаются без прикосновения иглы.

Способы изготовления, материалы и технологические приёмы.

Практическая работа.

Изготовление кукол Куватка, День и Ночь, Неразлучники.


Тема 3. Символы христианских праздников.

Основные христианские праздники: Крещение, Масленица, Пасха, Троица. Традиции их празднования. Обрядовые куклы, их место в народных традициях и обычаях. Демонстрация кукол – символов календарных праздников. Способы изготовления праздничных кукол, материалы и технологические приёмы.

Практическая работа.

Изготовление кукол Коляда, Масленица, Пасхальная закрутка.


Тема 4. Игровые куклы.

Тряпичные и деревянные куклы. Куклы столбушки с прорисованными лицами. Куклы «на выхвалку». Куклы потешные с чертами охранной магии. Театральные куклы.

Способы изготовления игровых кукол, материалы и технологические приёмы.

Практическая работа.

Изготовление тряпичной куклы.


Тема 5. Дизайн-проект «Сувенирная кукла».

Поисковая работа с целью сбора кратких сведений о традиционном народном костюме, орнаментах, возможность их применения в изготовлении сувенирной куклы. Развитие идей, поиск вариантов. Выбор материалов.

Изготовление куклы. Использование знаний полученных при изучении курса в изготовлении проектного изделия. Экономический расчёт. Презентация куклы с использованием технических средств.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п


Тема занятия

Общее кол-во часов


Форма организации занятия


1.


Куклы в культуре и традициях народов России.



1


Лекция


2.


Куклы-обереги:

  • Куватка;

  • День и ночь;

  • Неразлучники.


5



Занятие с элементами исследовательской деятельности.

Практикум по изготовлению творческих работ





3.


Символы Христианских

праздников:

  • Коляда;

  • Масленица;

  • Пасхальная закрутка.



5


Занятие с элементами исследовательской деятельности

Практикум по изготовлению творческих работ



4.


Игровые куклы.





2


Занятие с элементами игровой деятельности. Практикум по изготовлению творческих работ



5.


Дизайн-проект «Сувенирная

кукла».


4


Занятие с элементами поисковой деятельности. Практикум по изготовлению проектных работ.



ИТОГО:


17




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. – Волгоград: «Учитель», 2009.

  1. Газета «Вся Сибирь в одной газете» №10 от 08.03.2006. Играть по-русски.


  1. Древние обрядовые куклы // www.RUKUKLA.RU


  1. Кресень Б. Русские веды.- М.: «Наука и религия», 1992


  1. Куклыобереги. //http:// www. screen. ru/ gallery/ russian/ 5a. htm


  1. Леви В.И. Искусство быть собой. –М.: «Чистые пруды», 1990.


  1. Народы мира: истрико–этнографический справочник. – М.: «Советская энциклопедия», 1988.


  1. Некрылова А.Ф. Круглый год: русский земледельческий календарь. М.: «Правда», 1991.


  1. Петров И. Так получаются куклы. //http:// dob. 1 september. ru/ 2003/19/4. htm


  1. Подари мне куклу.//http:// vecherhiykotlas. ru/ 2006/06/16


  1. Статьи с сайта усадьбы «Берегиня».


  1. Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А. Поровская Н.Д. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. – М.: «Просвещение», 2000.


  1. Энциклопедия российских праздников. СПб.: «Респекс», 1997.
















Приложение 1


Варианты кукол

























День и ночь


Куватки


























Неразлучники




Куклы - обереги






день и ноч










Коляда Масленица





















Вербная Пасхальная закрутка



Символы Христианских праздников





Игровая кукла
































Сувенирная кукла



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос