Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
городского округа город Фролово
Волгоградской области
Утверждён
Методическим советом
МОУ ДОД ЦДТ
Протокол № 4 от 17. 10. 2010г.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
Возраст детей: 10-16 лет
Срок реализации: 17 часов
Направленность: прикладная
Разработчик: Ерохина Наталия Евгеньевна
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория
2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Традиции и обряды наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребёнок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно. Ощущая на себе силу их воздействия.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Простые и красивые народные игрушки, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребёнка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле и предназначении человека. В этом ряду куклы занимают особое место.
Русская традиционная кукла была больше, чем просто игрушка, - оберегала, развивала, забавляла, учила и даже избавляла от кошмарных снов. История куклы насчитывает многие века. Она появилась в русских семьях ещё в языческие времена и, пройдя рядом с человеком через эпохи, несколько раз сменив своё предназначение, остаётся любимой и востребованной и теперь. Она приходит к нам из глубины веков и доходчиво объясняет, кто мы и откуда пришли.
Педагогическая целесообразность элективного курса «Возвращение к истокам» очевидна. В настоящее время своеобразный кукольный «бум». Куклами увлекаются в силу профессиональных пристрастий или просто «для души». На прилавках магазинов мы видим бесконечное множество красивых игрушек, но они сделаны на фабриках и поэтому не несут душевной теплоты. Кукла, сделанная руками, индивидуальна в своём роде. У неё своя история создания и свой неповторимый образ. Такая кукла, как и игрушка вообще, является не только музейным экспонатом или сувениром для украшения интерьера, но и традиционным, необходимым элементом воспитательного и обучающего процессов. Через игру и игрушку ребёнок познаёт мир, происходит его социализация в обществе.
Актуальность выбора данной темы определяется потребностями современного общества. Игровая кукла это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто. Это обычаи и обряды, связанные с самодельными куклами. Играя в куклы, дети как бы проигрывают взрослую жизнь, где каждая кукла выполняет свою функцию. И если мы будем больше говорить о традициях и культуре предков, то дети забудут покемонов и уменьшится влияние антикультуры.
Данный элективный курс начинается со знакомства с народными традициями и обрядами, и ролью в них народной куклы. Затем изучаются типы кукол, и осваивается технология их изготовления: от простых к сложным.
Специфика курса «Возвращение к истокам» в том, что освоение учебных умений, навыков и способов человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол. А уникальность работы с куклами - на занятиях интересно будет присутствовать и родителям, а в семье кружковцы смогут давать свои «мастер классы» демонстрируя собственные знания и умения, а совместный труд сближает взрослых и детей.
Элективный курс «Возвращение к истокам» имеет художественно -эстетическую направленность. Рассчитан на 17 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу и предназначен для учащихся 10-16 лет.
Цели курса: ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций.
Задачи:
-
Обобщение и углубление знаний по использованию куклы в обычаях и обрядах народов России;
-
Обучение детей конкретным технологиям, умениям и навыкам изготовления кукол своими руками.
-
Воспитание способности осмысления ребёнком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;
-
Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда;
Формы и методы организации занятий: лекции, практикумы, исследовательская и поисковая работа. В зависимости от поставленных задач применяются различные методы обучения (объяснительно – иллюстрированный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и проектов).
Подведение итогов. Предполагается изготовление образцов сувениров, проектных изделий, выставки, участие в праздничных ярмарках, презентация творческих работ. В целях пропаганды совместного труда детей и родителей проведение «мастер – класса» по изготовлению кукол.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
После изучения курса учащиеся должны знать:
-
основные определения и понятия по программе курса;
-
роль куклы в традициях и культуре народов России;
-
типы и назначение кукол. Символику кукол;
-
календарные праздники, обряды и обычаи с использованием кукол;
-
способы изготовления кукол, материалы и технологические приёмы.
После изучения курса учащиеся должны уметь:
-
самостоятельно и творчески мыслить;
-
изготавливать традиционную куклу без ножниц и иглы;
-
различать кукол в зависимости от типа и назначения;
-
работать с материалом, используемым для изготовления народных кукол (натуральные ткани и природный материал: трава, сено, солома, мочало, камыш, дерево);
-
применять ранее полученные знания и умения в изготовлении сувенирной куклы ;
-
самостоятельно выполнять работу, используя образец;
-
самостоятельно подготовить к защите проектную работу;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Куклы в культуре и традициях народов России.
Традиционная народная кукла, как культурное наследие. Типы и назначение кукол: обрядовые, игровые. Куклы-обереги. Роль народной куклы в обучении и воспитании ребёнка. Отличительные особенности традиционной куклы от современной. Демонстрация кукол.
Способы изготовления, материалы и технологические приёмы.
Тема 2. Куклы-обереги.
Старинные поверья и обычаи. Куклы-обереги – носители доброго начала. Типы Берегинь и их назначение: от порчи и сглаза, от лихорадки и хвори, от тоски и кручины, обереги для дома, семьи и хозяйства. Куклы соломенные, травяные, набитые крупой, тряпичные куклы Берегини. Особенность обереговых кукол: они безлики и изготавливаются без прикосновения иглы.
Способы изготовления, материалы и технологические приёмы.
Практическая работа.
Изготовление кукол Куватка, День и Ночь, Неразлучники.
Тема 3. Символы христианских праздников.
Основные христианские праздники: Крещение, Масленица, Пасха, Троица. Традиции их празднования. Обрядовые куклы, их место в народных традициях и обычаях. Демонстрация кукол – символов календарных праздников. Способы изготовления праздничных кукол, материалы и технологические приёмы.
Практическая работа.
Изготовление кукол Коляда, Масленица, Пасхальная закрутка.
Тема 4. Игровые куклы.
Тряпичные и деревянные куклы. Куклы столбушки с прорисованными лицами. Куклы «на выхвалку». Куклы потешные с чертами охранной магии. Театральные куклы.
Способы изготовления игровых кукол, материалы и технологические приёмы.
Практическая работа.
Изготовление тряпичной куклы.
Тема 5. Дизайн-проект «Сувенирная кукла».
Поисковая работа с целью сбора кратких сведений о традиционном народном костюме, орнаментах, возможность их применения в изготовлении сувенирной куклы. Развитие идей, поиск вариантов. Выбор материалов.
Изготовление куклы. Использование знаний полученных при изучении курса в изготовлении проектного изделия. Экономический расчёт. Презентация куклы с использованием технических средств.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема занятия |
Общее кол-во часов |
Форма организации занятия |
1. |
Куклы в культуре и традициях народов России. |
1 |
Лекция |
2. |
Куклы-обереги:
|
5 |
Занятие с элементами исследовательской деятельности. Практикум по изготовлению творческих работ |
3. |
Символы Христианских праздников:
|
5 |
Занятие с элементами исследовательской деятельности Практикум по изготовлению творческих работ |
4. |
Игровые куклы. |
2 |
Занятие с элементами игровой деятельности. Практикум по изготовлению творческих работ |
5. |
Дизайн-проект «Сувенирная кукла». |
4 |
Занятие с элементами поисковой деятельности. Практикум по изготовлению проектных работ. |
|
ИТОГО: |
17 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. – Волгоград: «Учитель», 2009.
-
Газета «Вся Сибирь в одной газете» №10 от 08.03.2006. Играть по-русски.
-
Древние обрядовые куклы // www.RUKUKLA.RU
-
Кресень Б. Русские веды.- М.: «Наука и религия», 1992
-
Куклы – обереги. //http:// www. screen. ru/ gallery/ russian/ 5a. htm
-
Леви В.И. Искусство быть собой. –М.: «Чистые пруды», 1990.
-
Народы мира: истрико–этнографический справочник. – М.: «Советская энциклопедия», 1988.
-
Некрылова А.Ф. Круглый год: русский земледельческий календарь. М.: «Правда», 1991.
-
Петров И. Так получаются куклы. //http:// dob. 1 september. ru/ 2003/19/4. htm
-
Подари мне куклу.//http:// vecherhiy – kotlas. ru/ 2006/06/16
-
Статьи с сайта усадьбы «Берегиня».
-
Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А. Поровская Н.Д. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. – М.: «Просвещение», 2000.
-
Энциклопедия российских праздников. СПб.: «Респекс», 1997.
Приложение 1
Варианты кукол
День и ночь
Куватки
Неразлучники
Куклы - обереги
день и ноч
Коляда Масленица
Вербная Пасхальная закрутка
Символы Христианских праздников
Игровая кукла
Сувенирная кукла
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Управление качеством образования: компетентностный подход в контексте ФГОС ОО
- Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС