В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Проверочные работы по русскому языку (10 класс)

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

12


Осипова Н. В., учитель русского языка и литературы Сампурский филиал МБОУ Сатинской СОШ, Сампурский район, Тамбовская обл.


Проверочная работа по русскому языку по теме «Общие сведения о языке и речи. Культура речи» (10 класс)

Вариант 1

Теоретическая часть

  1. Перечислите основные функции языка.

  2. Какие языки являются искусственными языками. Перечислите наиболее известные из них.

  3. Основные аспекты культуры речи – это…

  4. Назовите типы норм литературного языка.

  5. Какое требование предъявляется к письменной речи?



Практическая часть

  1. Расставьте ударения в словах согласно орфоэпическим нормам

Антипатия, металлургия, патриархия, симметрия, полифония, спелые арбузы, нет аэросаней, читать Бальзака, много бантов, из-под ветвей, два воза, отказаться от вояжа, говорить о деньгах. Без дрожжей, стая лебедей, брусчатый, знахарский, крупчатый, мальчиковый, манговый, мизерный, ножевой, пурпурный, языковая колбаса, языковое явление, тигровый, украинский, сливовый, мускулистый.



  1. В каком предложении вместо слова ЖИЛИЩНЫЙ нужно употребить слово ЖИЛОЙ?

  1. Многие молодые семьи нуждаются в улучшении жилищных условий.

  2. Земельный участок, отведенный под жилищное строительство, должен быть использован по назначению.

  3. Зоны, предназначенные для размещения жилищных строений и объектов обслуживания, предусмотрены вдоль трасс основных транспортных магистралей.

  4. Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.



  1. Укажите примеры с ОШИБКОЙ в образовании формы слова

  1. троих велосипедистов

  2. поезжай быстрее

  3. более значительный

  4. пара чулков

  5. решимый вопрос

  6. отказавшись ехать

  7. огородные чучела

  8. одинаковые почерка

  9. сделающий ошибку

  10. трехстам ученикам

  11. наиболее правильней

  12. их соседи

  13. гулять в саде

  14. ложите сюда

  15. с восьмьюстами пятьюдесятью двумя участниками

  16. воротник из кружевов

Проверочная работа по русскому языку по теме «Текст. Структурно-смысловые признаки текста» (10 класс)

Вариант 2



Теоретическая часть

  1. Перечислите основные признаки текста.

  2. Микротема – это…

  3. В чем отличие микротекста от абзаца?

  4. Грамматическая связь между предложениями бывает…

  5. Основные особенности цепной и параллельной связи между предложениями.



Практическая часть

Прочитайте текст и выполните задания

(1)… (2) И что самое удивительное – оно появляется тогда. Когда вроде и не нужно. (3)…длительный кочевой период истории человека закончился. (4) Он занялся скотоводством, земледелием и осел на одном месте, путешествовать больше не хотелось. (5) Зачем же тогда колесо? (6) История загадала немало загадок, но эта – одна из самых удивительных.

(С. Бойко)

1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Первое колесо появляется на земле (по данным археологии) шесть-семь тысяч лет назад.

2) Вначале колесо было очень тяжелым.

3) Палка-копалка – самое первое и самое важное изобретение в земледелии.

4) Колесо и дороги сблизили разные племена и дороги.

2. Какое из приведенных ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?

1) Однако

2) С другой стороны

3) Ведь

4) Итак









Проверочная работа по русскому языку по теме «Функционально-смысловые типы речи» (10 класс)

Вариант 3

Теоретическая часть

  1. Кратко охарактеризуйте функционально-смысловые типы речи.

  2. Что такое контаминированный текст?

  3. Композиционная схема описания.

  4. Композиционная схема повествования.

  5. Композиционная схема рассуждения.



Практическая часть



  1. Какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) представлен во фрагменте? Ответ обоснуйте.

Дом был выкрашен розовой, клюквы с молоком цвета краской. Окна имели свои кокошники снизу. Над калиткой какой-то ненужный прорез. От фасада получалось впечатление такое, что домишко стоит вверх ногами. А для пущей неразберихи на трубе, на крыше, вместо стрелки или петушка, как полагается для флюгера. Торчала жестяная ощетинившаяся кошка с задранным по ветру хвостом.

(К. Петров-Водкин)

  1. Какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) представлен во фрагменте? Ответ обоснуйте.

Совсем недавно я упоминал, что собака – лучший друг человека. Но не только собаки наши лучшие друзья. Если вспомнить разные пословицы и поговорки, то окажется, что у нас кругом просто полно друзей и все они не какие-нибудь, а лучшие. Вот, например, «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Это все ребята знают чуть ли не с пеленок и даже в песнях об этом поют. Но, оказывается, все не так просто, как поют в песнях.

(А. Алексин)

  1. Какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) представлен во фрагменте? Ответ обоснуйте.

Через несколько минут Колька был у дома, где жил Серега. Он быстро вбежал на шестой этаж и позвонил. Дверь не открывали. Он позвонил еще. Еще. Никто не открывал.

«Что с ним» - с тревогой подумал Колька. Он подбежал к окну лестничной площадки, раскрыл его и выскочил на подоконник. Ухватившись руками за низ рамы, Колька вылез в окно и нащупал ногами карниз.

(В. Малыхин)













Проверочная работа по русскому языку по теме «Понятие о функциональных стилях речи. Порядок стилистического анализа» (10 класс)

Вариант 4

Теоретическая часть

  1. Стилистика – это…

  2. Перечислите книжные функциональные стили речи.

  3. В чем особенность литературно-художественного стиля?

  4. Жанр – это…

  5. Перечислите признаки жанра.



Практическая часть



  1. Спишите текст, вставляя недостающие орфограммы и пунктограммы, выполните указанные виды разбора.

  2. Произведите стилистический анализ текста по плану:

  1. Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста.

  2. Тема, идея текста. Сфера общения, в которой может быть применен данный текст (быт, научная деятельность, массовая коммуникация, художественная литература, делопроизводство)

  3. Функция речи (информативная, предписующе-констатирующая, информативно-воздействующая, неформальное общение, эстетическая).

  4. Специфические (отличительные) черты стиля, используемые в тексте.

  5. Жанр, в котором написан текст.

  6. Способ изложения (личный, отвлеченный, «сухой», эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка и др.)

  7. Языковые особенности текста (словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические).

  8. Тип речи.

  9. Вывод.



Береза.

Белая береза одно из самых красивых деревьев Росси... Для многих она стала символом пр..красной ру..кой пр..роды4. Сколько зам..чательных стихов посв..тили поэты этому дереву сколько песен сл..жил6 народ! И зимой и летом красивая крона со свисающ..ми2 плакучими ветвями пор..жает своим изяществом.

На исходе лета созревают у березы сем..на – маленькие легкие с крылышками предназначе…ыми2 для полета. Они тесно пр..жаты друг к другу и сложе(н;нн)ы очень плотно. Сем..на с..зрели - пора разл..тат(?)ся. Ветер треп..т ветви они колыш...тся6 задевая2 друг друга семена разнос..т(?)ся далеко-далеко.







Проверочная работа по русскому языку по теме «Научный стиль речи» (10 класс)

Вариант 5

Теоретическая часть

  1. Основная функция научного стиля и сфера общения.

  2. Перечислите разновидности научного стиля.

  3. Специфическими чертами научного стиля являются…

  4. К жанрам научного стиля относятся…

  5. Основные языковые особенности научного стиля (краткая характеристика).

  6. Основной тип речи научного стиля.



Практическая часть

На основании стилистического анализа текста докажите его принадлежность научному стилю речи.

План стилистического анализа текста

  1. Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста.

  2. Тема, идея текста. Сфера общения, в которой может быть применен данный текст (быт, научная деятельность, массовая коммуникация, художественная литература, делопроизводство)

  3. Функция речи (информативная, предписующе-констатирующая, информативно-воздействующая, неформальное общение, эстетическая).

  4. Специфические (отличительные) черты стиля, используемые в тексте.

  5. Жанр, в котором написан текст.

  6. Способ изложения (личный, отвлеченный, «сухой», эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка и др.)

  7. Языковые особенности текста (словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические).

  8. Тип речи.

  9. Вывод.



Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность. (Энциклопедический словарь)









Проверочная работа по русскому языку по теме «Официально-деловой стиль речи» (10 класс)

Вариант 6

Теоретическая часть

  1. Основная функция официально-делового стиля речи и сфера общения.

  2. Разновидности официально-делового стиля речи.

  3. Специфические черты официально-делового стиля.

  4. Основные жанры официально-делового стиля.

  5. Основные языковые особенности официально-делового стиля (краткая характеристика).

  6. Основной тип речи официально-делового стиля.



Практическая часть

На основании стилистического анализа текста докажите его принадлежность официально-деловому стилю речи.

Статья 68 
Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык. 
Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. 
Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. 



План стилистического анализа текста

  1. Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста.

  2. Тема, идея текста. Сфера общения, в которой может быть применен данный текст (быт, научная деятельность, массовая коммуникация, художественная литература, делопроизводство)

  3. Функция речи (информативная, предписующе-констатирующая, информативно-воздействующая, неформальное общение, эстетическая).

  4. Специфические (отличительные) черты стиля, используемые в тексте.

  5. Жанр, в котором написан текст.

  6. Способ изложения (личный, отвлеченный, «сухой», эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка и др.)

  7. Языковые особенности текста (словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические).

  8. Тип речи.

  9. Вывод.









Проверочная работа по русскому языку по теме «Публицистический стиль речи» (10 класс)



Вариант 7

Теоретическая часть

  1. Публицистический стиль – это…

  2. Основная функция публицистического стиля речи.

  3. Разновидности публицистического стиля.

  4. Специфические черты публицистического стиля и его жанры.

  5. Основные языковые особенности (краткая характеристика).

  6. Основной тип речи публицистического стиля.



Практическая часть

На основании стилистического анализа текста докажите его принадлежность публицистическому стилю речи.

Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)



План стилистического анализа текста

1. Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста.

2. Тема, идея текста. Сфера общения, в которой может быть применен данный текст (быт, научная деятельность, массовая коммуникация, художественная литература, делопроизводство)

  1. Функция речи (информативная, предписующе-констатирующая, информативно-воздействующая, неформальное общение, эстетическая).

  2. Специфические (отличительные) черты стиля, используемые в тексте.

  3. Жанр, в котором написан текст.

  4. Способ изложения (личный, отвлеченный, «сухой», эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка и др.)

  5. Языковые особенности текста (словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические).

  6. Тип речи.

  7. Вывод.

Проверочная работа по русскому языку по теме «Разговорный стиль речи» (10 класс)



Вариант 8

Теоретическая часть

  1. В чем отличие разговорного от других стилей речи?

  2. Основная функция разговорного стиля речи и сфера общения.

  3. К разновидностям разговорного стиля речи относятся…

  4. Специфическими чертами разговорного стиля речи являются…

  5. К языковым особенностям разговорного стиля речи следует отнести…

  6. Тип речи разговорного стиля.

  7. Перечислите основные жанры разговорного стиля.



Практическая часть

На основании стилистического анализа текста докажите его принадлежность разговорному стилю речи.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно, нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, насколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?



План стилистического анализа текста

1. Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста.

2. Тема, идея текста. Сфера общения, в которой может быть применен данный текст (быт, научная деятельность, массовая коммуникация, художественная литература, делопроизводство)

  1. Функция речи (информативная, предписующе-констатирующая, информативно-воздействующая, неформальное общение, эстетическая).

  2. Специфические (отличительные) черты стиля, используемые в тексте.

  3. Жанр, в котором написан текст.

  4. Способ изложения (личный, отвлеченный, «сухой», эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка и др.)

  5. Языковые особенности текста (словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические).

  6. Тип речи.

  7. Вывод.















Проверочная работа по русскому языку по теме «Литературно-художественный стиль речи» (10 класс)



Вариант 9

Теоретическая часть

  1. Характерная особенность литературно-художественного стиля.

  2. Основная функция этого стиля речи.

  3. Сфера общения.

  4. Специфические черты и жанровое своеобразие.

  5. Языковые особенности.

  6. Тип речи.



Практическая часть

На основании стилистического анализа текста докажите его принадлежность к литературно-художественному стилю речи.

План стилистического анализа текста

1. Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста.

2. Тема, идея текста. Сфера общения, в которой может быть применен данный текст (быт, научная деятельность, массовая коммуникация, художественная литература, делопроизводство)

  1. Функция речи (информативная, предписующе-констатирующая, информативно-воздействующая, неформальное общение, эстетическая).

  2. Специфические (отличительные) черты стиля, используемые в тексте.

  3. Жанр, в котором написан текст.

  4. Способ изложения (личный, отвлеченный, «сухой», эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка и др.)

  5. Языковые особенности текста (словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические).

  6. Тип речи.

  7. Вывод.

Легенда

Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин. Однажды пароход заночевал из-за тумана близ острова Самоа. Толпа веселых подвыпивших матросов съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом стоны и оханье. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе срывать и листочка.

Веселые моряки не погибли. Они вернулись на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда не улыбались.

Информационные источники:

  1. Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Профильный уровень. – М.: ОЛМА- Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2010

  2. Балашова Л. В., Дементьев В. В. Курс русского языка. Саратов: Лицей, 2005

  3. Козулин М. В. Русский язык. Проверка готовности к ЕГЭ. – Саратов: Лицей, 2011

  4. Осипова Н. В. Дидактический материал «В мире удивительных растений и животных» для самостоятельной работы и индивидуальных заданий, организации повторения при подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе (Из опыта работы)

  5. http://antich.my1.ru/



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров