Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области
Классный час по духовно-нравственному
воспитанию
в 7 классе
«Хлеб всему голова»
Подготовила:
классный руководитель
Васильева Елена Васильевна
с. Красное 2010
Васильева Елена Васильевна,
учитель физической культуры и ритмики
1 категории
МОУ «Краснинская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат
VIII вида»
Ленинск-Кузнецкого
района Кемеровской области
Цели.
- Воспитание бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к людям труда.
- Формирование эстетических качеств личности.
- Регуляция межличностных отношений между детьми.
- Развитие кругозора детей.
- Привлечение учащихся к поисковой работе.
Авторы стихов, песен, частушек неизвестны.
Ход мероприятия
Звучит музыка (Хлеб всему голова), гостей встречают хлебом – солью (девочка одета в народный костюм). Приветствие гостей.
Ведущий. Сегодня у нас в классе гости, а всех гостей на Руси принято встречать хлебом-солью. И разговор сегодня хочется повести о хлебе, без которого не обходится ни одно торжество, ни одно событие в семье.
Чтецы.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим
"Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!"
(Гостям преподносится каравай)
Ведущий. Без каравая не обходится ни один день рождения.
Ведущий. Каравай - самый древний хлеб у славян. Старое его написание - коровай - подсказывает, что оно сродни "корова". Так оно и есть. Ещё предки славян пекли его на коровьем молоке в дни языческих праздников, на которых в жертву богу Солнца приносились эти животные.
В "Толковом словаре" Владимира Даля и в "Словаре русских народных говоров" семейство слов вокруг слова "каравай" большое.
Каравайник, например, - это посудина, в которой печётся круглый хлеб; и человек, который перед свадьбой носит каравай по селу, преподнося его потом молодым.
А каравайница - это и стряпуха, что печёт каравай для молодых и ветка, украшающая этот хлеб.
Каравайцы - это и крутая каша, запечённая в миске(Тульская область).
И пшеничные блины (Рязанская и тамбовская области).
И толстая лепёшка (Нижегородская область).
1 . Хлеб! Какое краткое, но емкое слово?
2 . Хлеб! Он заключает в себе всю историю человечества!
3 . Хлеб! Он символ богатства!
4 . Хлеб! Он может поставить на ноги, может на колени.
Ведущий.Есть хлеб – будет жизнь! Хлеб и жизнь, эти два слова всегда стоят рядом. Вечна жизнь, вечен хлеб. Они неотделимы друг от друга.
Нет ничего превыше хлеба. В нем наш исток и наш итог. Как будто солнце льется с неба, пшеничный катится поток.
Ведущий.
Хлеб убирать ... Так быстротечна,
Так незатейлива страда,
И в то же время это вечно,
Хлеб наш насущный – навсегда.
Ведущий.Трудно, пожалуй, невозможно назвать другую тему, которая затрагивала бы каждого человека столь кровно.
Говорят, что хлебом единым. Но все-таки, именно хлебом жив человек.
Хлеб – всему голова. Недаром люди сложили множество пословиц, где хлебу отводится главное – головное место.
- Хлеб на стол и стол – престол...
- А хлеба ни куска – стол доска...
- Хлеб в закромах...
- Счастье в домах.
Ведущий. Молодоженов на свадьбах обсыпали зерном и пшеницей.
Новорожденных клали в опару.
С хлебом человек рождался, с хлебом жил.
Выходит девочка в русском народном костюме, предлагая всем угощение.
Булочки с начинкой - приятная новинка!
Сдобу, сухари берите, веселее подходите!
Пряники с печеньем - на славу угощенье!
Не торгуйся, стар и млад -
Угощенье просто клад!
Выходит мальчик в русском костюме и пробует:
Ай да мастерица, горячая душа!
Выпечка твоя и вправду хороша!
Но на Руси мы знаем заветные слова,
Что хлеб всему опора и даже голова.
Ведущий.
Есть ли смелый здесь народ?
Кто частушки нам споёт?
Дети поют частушки.
Таня ходит на свиданье
С пирожками каждый день
С ухажёром угощенье
Уплетать вдвоём не лень.
Что, Серёжа, критикуешь
На себя- то посмотри.
На диете ты рискуешь
Превратиться в сухари.
А Наташа, как картинка,
Сдобная как булочка.
Но когда домой плывёт -
Тесновата улочка.
А Илья умён и статен,
Подтвердит здесь публика.
На него никак не скажешь:
"Дырка ты от бублика".
Мы старались, дружно пели
Хлебные частушки.
Очень уж проголодались -
Нам бы по ватрушке!
Ведущий.
Много тысячелетий живут хлеб и человек. Они дарят друг другу жизнь. Человек растит зерно, зерно кормит человека. Это движение вечно. Дума народная о хлебе выразилась и сохранилась в народной мудрости: в том числе и в сказках.
А каким трудом достаётся хлеб? Мы узнаем из сценки, участниками которой являются мужик и волк.
Сценка «Как делают хлеб» по украинской народной сказке.
Ведущий. Труд по созданию хлеба нелёгок, нельзя забывать тех, кто приложил к нему руки. А знаете ли вы, что для выпечки одного батона требуется десять тысяч зёрен.
Чтец.
Каждое зерно омыто
Человечьей каплей пота.
Нет, не может бать забыта
Эта тяжкая работа.
Ведущий. Чьим трудом добывается хлеб? (комбайнёров, шоферов, агрономов, трактористов и т.д.)
Зерно очень маленькое. Чуть больше капли воды на ветке дерева. А знаете, какое оно сильное? Потому что оно никогда не живёт в одиночку, а только вместе с такими, как оно само, зёрнышками в колосе.
И вы только тогда будете сильны, когда будете вместе, когда у вас будет много друзей. Один человек глубоко несчастен. Вспомните пословицу: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей".
Вы учитесь в одном классе, вы семья. Вы должны проявлять заботу, терпение, уважение к другим вашим одноклассникам.
Ведущий. Что же говорят поэты о хлебе? Г. Серов.
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят!
Ведущий.
Был хлеб всегда в почете на Руси
Ее просторов главное богатство
Его ты хочешь цену знать?
Спроси:
Тебе ответить могут “ленинградцы”. (В. Суслов)
Ведущий.
Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 гр., а остальные жители – 125 гр. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все-таки он помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.
(показ картинки из учебника 9 класса).
Ведущий.
История борьбы и сопротивления ленинградцев образец стойкости человеческого духа. Однажды стала выходить из строя одна из немногих печей, выпекавших хлеб. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь, охладить ее и только тогда ремонтировать. Но главный механик Н.А. Лобода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время ремонта хлеб. И он, облившись водой, полез в раскаленную печь и устранил неисправность. В печи, уже сделав работу, Николай Антонович потерял сознание. Товарищи его вытащили, и он остался жив. Ленинградцы получили хлеб, а Лобода за свой подвиг был награжден боевым орденом.
Ведущий.
На поле вблизи мордовского села Новопшеново провисли провода линии электропередач и коснулись земли. Загорелась пшеница. А в это время мимо проезжали на мотоцикле два друга, уроженцы этих мест: лейтенант милиции – Андрей Кузнецов и Владимир Шанкин. Они вместе росли, учились в школе. В армии служили в одной части. Когда демобилизовались, пошли в школу милиции, а закончив, остались работать в одном районном отделе внутренних дел Мордовской республики. Однажды, ранним утром, возвращаясь с задания Андрей и Владимир увидели загоревшуюся пшеницу. Нужно было укоротить провод, находившийся под напряжением 110 квт, чтобы он не касался земли. В коляске мотоцикла оказались кусачки. Выдержит ли такое напряжение изоляция на ручках кусачек, никто из них не подумал. Андрей стал перекусывать провод, а Володя гасить огонь. Потом кусачки взял Володя и стал перекусывать провод. Вдруг Андрей увидел, как Володю отбросило, он упал на землю, а на проводе качались кусачки. Хлеб был спасен, но Володя погиб. Он посмертно награжден орденом “Красной звезды”.
Ведущий.
Это было в Ленинграде, в 50-е годы. На Невском проспекте около реки Мойки вдруг затрезвонили трамваи (тогда они еще ходили по Невскому проспекту), загудели машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руки. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла, прижав руки к груди, пошла обратно. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руки, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо кто-то слишком сытый не переживший блокаду, бросил кусок хлеба. А, потом, у поэта Р. Рождественского родились такие строки.
На Невском замерло движенье...
Не ночью, нет – средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там, на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла –
В ее протянутой руке
Горбушка черная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин.
И все забывшим равнодушьем...
А женщина держала хлеб.
И с дрожью в голосе шептала:
Кусочек этот бы тогда
И сына б я не потеряла.
Кусочек этот бы тогда…
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года…
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
А Пискаревку кто забыл?
Там персональных нет могил...
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времен.
Им не достался тот кусок.
Лежащий здесь, у ваших ног.
Кусок, не подаривший жизнь...
Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?
В. Маяковский.
Труд рабочего, хлеб крестьян,
На этих двух осях
Катится время, на всех скоростях,
И вертится жизнь вся!
Ю. Яковлев
Тем, кто хлеб печет, чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко \
Острым плугом пашет,
Им спасибо говори –
Их за все благодари!
А сейчас со своими докладами выступят наши уважаемые доктора наук. Давайте послушаем, что они нам скажут.
Доктор исторических наук.
Первыми хлебопеками были египтяне. Они пекли хлеб в виде лепешек на горячих от солнца камнях. В Египте они ели пресный хлеб. В жарком климате, тесто быстро закисало и его выбрасывали. Но нашлись люди (видимо бедные), которые стали из кислого теста печь хлеб – кислый хлеб. Так родился новый вид хлеба – кислый хлеб. Вначале в Европе ели пшеничный и ячменный хлеб, а с 7 века стали употреблять ржаной хлеб. С 9 века хлебопечение стало самостоятельной профессией.
Доктор экономических наук.
Хлеб народное богатство. Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание зерна и изготовление хлеба.
На Руси всегда было особое почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек. Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Помните: если каждый из нас выбросит в день пол ломтика хлеба, то за год наберется
7 кг. Или 15 батонов.
Доктор медицинских наук
По подсчетам ученых-медиков взрослый человек съедает в день около 500 гр. Хлеба, а при тяжелой физической работе около 800 гр. хлеба
Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человека получается из хлеба.
Ведущий.
Нужны нам и мясо, и фрукты –
Однако, коль строго судить
Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить.
Всему голова и основа
В нем труд хлеборобов, их пот
И хлебушком – ласковым словом –
Зовет его часто народ.
Какое без хлеба застолье?
Еще с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом – солью
Встречают желанных гостей.
(К. Мусорин).
1. “Хлеб-соль” говорят люди и желают счастья.
2. “Хлеб-соль” говорят люди и желают мира
3. Как чествуют именитых граждан “дорогих гостей”?
“Хлебом-солью”.
4. Как величают героев труда – “Хлебом-солью”.
5. На хлебе давались самые святые клятвы.
КОНКУРСЫ
Группу делим на 2 команды. Одна команда называется “Сушки”, а другая “Бублики”. Каждой команде задаются вопросы – загадки и пословицы;
За правильный ответ получают сушку. Какая команда наберет больше сушек, та и победит.
Пословицы:
1. “Земля – матушка, а хлеб –( батюшка).
2. “У народа есть слова – хлеб, всей жизни ( голова).
1. “Без золота проживешь, а без хлеба – (нет).
2. Когда хлеба ни куска, так и в тереме (тоска).
1. Хлеб всему ( голова).
2. Хлеб - батюшка, водица – (матушка).
1. Бог на стене - хлеб на (столе).
2. Поле словами не (засевают).
1. Нет плохого хлеба - есть плохие (пекари).
2. Будет хлеб - будет и (песня).
Загадки:
1.• Бьют меня палками
Трут меня камнями,
А всяк мне близок
Мешено, квашено, вялено. (Хлеб)
2.• Из под липова куста
Бьет метелица густа
Заяц бежит, следы засыпает. (Муку сеют)
1.• Через сито, сито
Вышло кругловито,
Узлов нет
А не развяжешь.
Потел, потел в дыму закоптел. (Каравай)
2.• Кошевато, ноздревато и губато, и горбато
Кисло и пресно, и вкусно, и всем людям вкусно. (Хлеб)
1.Голова на столе, туловище на дворе, нога в поле. (Хлеб)
2.Высыпало серо, а выберу бело. (Зерно и мука)
1.За то все его губят, что все его любят. (Хлеб)
2.Что выше леса растёт? (Тесто в квашне)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Ведущий.
Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о тех людях, которые вложили свой труд. Относитесь бережно к хлебу. Хорошие хозяйки всегда найдут, как использовать хлеб, а их более 200%. Ну, а лучше брать столько, сколько вам потребуется. Хлеб всегда будет жив и одушевлен нашей памятью, нашей осознанностью. Это горький и сладкий хлеб. Всей нашей жизни и истории. Быть с хлебом – это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. И его земной заряд для нас – как энергия солнца, как свет и воздух, потому хлеб и бесценен.
Я думаю, вы многое сегодня узнали полезного для себя, научились бережному отношению к хлебу.
Под фонограмму песни "Русское поле" звучат стихи:
Каравай земли и хлеба
На твоём столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля.
А на каждом колосочке
Держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И Земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный
Хлебный колосок.
Ведущий.
Рыба – вода, ягода – трава,
А хлеб всему голова.
Хлеб будет – все будет!
Классный час заканчивается чаепитием.
Список
использованной литературы
1. Казенова С. Школьная круговерть – Ярославль: «Академия развития», 2005.
2. Герасимова В. А. Классный час играючи – М.: «Сфера», 2004.
3. Дик Н.Ф. Веселые классные часы в 7-9 классах – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- «"Территория театра" как интерактивная творческая лаборатория по овладению разнообразными театральными играми и упражнениями»
- Вебинар «Маркеры игрового пространства как средство преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОО»
- Вебинар «Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности современного педагога ОО. Использование интерактивных методов обучения»