В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Интегрированный урок математики, ознакомления с окружающим миром и краеведения во 2 классе «Путешествие к царице Природе»Медникова Н.А. Интегрированный урок

Войдите для скачивания файлов


Интегрированный урок математики, ознакомления с окружающим

миром и краеведения во 2 классе «Путешествие к царице Природе»

(программа «Школа 2100» А.А.Вахрушев «Окружающий мир»,

Т.Е.Демидова «Математика»)

Цели урока:


1) закрепление навыков сложения и вычитания двузначных чисел

2) знакомство с растениями и животными лесов умеренного пояса (Пермского края)

Задачи урока:


образовательные:

- создать условия для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся актуализируются навыки сложения и вычитания двузначных чисел и умения решать составные задачи;

- познакомить детей с растениями и животными лесов умеренного климатического пояса (Пермского края);

- показать взаимосвязь царств живой природы;

развивающие:

- создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы,
- развивать умение работать в группе,
- развивать произвольное внимание, память;

воспитательные:

- на основе понимания связей компонентов природного сообщества сформировать бережное отношение к природе,

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, интерактивная доска, выставка книг и журналов, «Толковый словарь» С.И.Ожегова, карточки для рефлексии и домашнего задания.

Ход урока:

Цели, методы и приёмы

Этапы урока

Цель – создание положительного эмоционального фона, включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.


I. Самоопределение к деятельности.
-
Доброе утро, ребята! Какое у вас настроение? Я очень рада, что наш урок мы начинаем с хорошего настроения! Тихо садитесь. На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого они будут свои.

Эта часть предполагает интегративную разминку (цифровой анализ и минутку синоптика), на которой детям предлагается ряд вопросов, ориентированных не столько на выявление разнообразных знаний, сколько на сообразительность, догадливость и быстроту реакции. 3-4 минуты дети готовятся к выполнению более сложных заданий.

II. Интегративная минутка синоптика

-Какое сегодня число? (24)

-Сколько цифр используется для записи? (2)

-Какие? (2 и 4)

-Какова будет сумма цифр, используемых в числе? (2+4=6)

-Сколько нужно прибавить к 10, чтобы получилось 24? (14)

- Дополните 24 до круглого числа. (30)

- Разложите 24 на сумму разрядных слагаемых. (20+4)

- Откройте тетради и запишите число.

- Какой сегодня день недели?

- Какой месяц? (декабрь)

- Какой он по счёту в году?(12)

- Какое это время года? (зима)

Практическая направленность изучаемого материала даёт главное на уроке – мотивацию - хочу узнать, к тому же она стимулируется нетрадиционной формой урока.

1).Обращение к толковому словарю Ожегова, толкование слова, подбор однокоренных слов – интеграция с русским языком.

2).Создание и разрешение проблемной ситуации в ходе подводящего диалога и беседы.

3).Виртуальная прогулка по лесу - для эмоционального восприятия используются слайды презентации, звуки леса, интерактивная доска.

4).Использование занимательных, игровых приёмов пробудило непосредственный интерес детей, они самостоятельно определяют тему и цели урока.


III. Мотивация. Постановка учебной задачи.

-На улице зима, а я предлагаю вам отправиться в путешествие. Что это такое?

- Подберите однокоренные слова. - Итак, мы … путешественники.

- А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

Нам этот дом всегда открыт,

Там летом пёстрый стол накрыт.

И ждут нас там ручьёв прохлада,

Грибов и ягод сколько надо,

А можно встретить и лису

В большом и солнечном (лесу). (Слайд 2)

-Мы отправляемся в наш уральский лес- царство Природы и, путешествуя, познакомимся с растениями и животными нашего края и правильным поведением в её царстве. В этом царстве не всё благополучно. Царица Природы, обходя свои владения, на лугу среди цветов заметила, сорванную кем- то, плачущую, ромашку. Она просит вас о помощи, чтобы вы познакомились с правилами друзей Природы и старались их выполнять. Урок у нас необычный - интегрированный: мы будем говорить не только о природе, но и займёмся математикой, поэтому в путешествие к царице Природе отправимся вместе с числами. А тему вы мне подскажете сами. (Слайд 3 – слайд-шоу, нужно включить музыкальный файл ).

-Расположите числа в порядке возрастания:

16 28 33 35 51 69 77 87 89 95

П О В Т О Р Е Н И Е

-Прочитайте. Как вы думаете, что мы повторим сегодня? Действительно, путешествуя по царству Природы, мы будем решать задачи, примеры, встретимся с геометрическими фигурами, повторим состав чисел.

Используются приёмы на развитие внимания и памяти, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать закономерности, а также фронтальная беседа и сообщения детей.

  1. Интеллектуальная разминка (задание на внимание) - подготовка к путешествию.

-Дорога предстоит длинная. Нужно быть очень внимательными, многое узнать и запомнить, поэтому сейчас потренируем память и внимание. (Слайд 4) Внимательно посмотрите на экран. Запомните (занавес закрывается по щелчку мыши).

4 8 12 16 20

-Сколько всего чисел?(4)

-Какое первое?(4)

-Последнее?(20)

-Каким по счёту стоит число 8?(2)

-Что в центре? (ель)

-Сколько в ней треугольников?(3)

-Какая ещё фигура использована в построении ёлочки? (прямоугольник) (занавес открывается и проверяется правильность)

-Ребята, а что вы знаете об этом дереве? (сообщения детей) –.

Ель - самое распространённое в наших местах дерево с колкой зелёной хвоей. В её ветвях ютятся птицы, строят домики-гнёзда проворные белки. Из её древесины изготовляют музыкальные инструменты.

-Какое число спряталось за ёлочкой?(12) (открывается число под изображением ёлочки.)

-Внимательно посмотрите, по какому принципу расположены числа? Какое число будет следующим?(24)

-Молодцы! Вы очень внимательны!

Решение математических цепочек (с выбором действий по специальному коду, обратная цепочка), решение задачи на краеведческой основе с изменением вопроса и выбором правильной математической схемы интегрируют-ся со знаниями об окружающем мире, а именно о деревьях, произрастающих в лесах умеренного пояса, а значит и в лесах Пермского края. Дети ищут ответы на проблемные вопросы, составляют рассказы и воспринимают информацию. Используется иллюстрационный ряд, триггеры.





































5. Актуализация знаний (знакомство с деревьями) – решение математических цепочек.

-А хотите узнать, какие ещё деревья растут в царстве Природы. Послушайте, о каком дереве идёт речь?

1). Древесину этого дерева издавна используют для строительства кораблей? Решите математическую цепочку, пользуясь специальным кодом, и убедитесь в этом. (Слайд 5)

23-5+12+7+26=63

- Вы видите разные стрелочки, каждая из них обозначает определённое действие.

-Получилось 63. Какое дерево соответствует числу 63 на доске?

Это сосна. Лес, в котором растёт много сосен, называется сосновый бор. Как легко дышится в нём, ведь хвоя этих деревьев выделяет в воздух большое количество веществ, убивающих бактерии.

2).В наших лесах есть единственное дерево, которое цветёт летом. Что это за дерево мы узнаем, решив математическую цепочку. (Слайд 6)

КОД: - уменьшить на 20

- увеличить на 30

-Так какое же дерево цветёт летом - посмотрите на экран.

- Удивительное это дерево – липа. Хотя бы потому, что цветёт в середине лета, когда остальные деревья уже отцвели. Насекомые 70 видов посещают липу. На вольном воздухе, в лесах, эти деревья доживают до 500 и даже до 700 лет. Липовый чай вам заваривают мамы, когда вы простужены, а липовый мёд – душистый и вкусный – очень полезен.

3). Выполнив это задание (Слайд 7), вы узнаете самое могучее дерево уральских лесов. Это обратная цепочка, т. е. все действия нужно выполнять наоборот.

-Так какое же самое могучее дерево наших лесов? Посмотрите.

Дуб – нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба, недаром его сравнивают с богатырём. Это дерево – долгожитель (живёт до 2000 лет), растут дубы очень медленно. Дуб издавна пользуется любовью и почётом у самых разных народов. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за выдающиеся подвиги. Наши предки, славяне, считали дуб святым деревом.

4)Решение задачи (Слайд 8)

- В парке 57 дубов и 30 берёз. На сколько дубов больше, чем берёз?

- Выберите нужную схему. Решите задачу.

- Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась сложением.

Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. Его можно назвать символом России. От этой белоствольной красавицы словно исходит радость жизни. Но берёза не только радует нас, берёзовую кору – бересту используют в разных ремёслах.

В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подмётку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из бересты. Она не пропускала внутрь влагу и воины реже болели в дождливую погоду.

-Ребята, в царстве Природы встречаются и другие деревья и кустарники. Какие?

Цель - развитие навыка правильного письма цифр, мелкой моторики пальцев рук.

Организация побуждающего к выдвижению гипотез диалога, позволяющего выявить личностный смысл изучения темы, сопоставление фактов, явлений, понятий, поиск связей между пройденным, изученным и перспективным материалом, открытие новых граней в уже известном. Использование триггеров для показа написания цифр и схемы «Значение леса» на интерактивной доске.

6. Минутка чистописания.

- Царица Природы зная, что мы путешествуем с числами, изобразила своё царство таким образом. (Слайд 9)

-Что это за лес? (математический, состоит из цифр)

-Каких? (1 и 3 )

-Царица Природы просит вас написать эти цифры – красиво и правильно в своих лесных тетрадях. Посмотрите (триггеры на звёздочках) и запишите их через одну клеточку.

-Молодцы, вы все очень постарались и с пользой провели время. А какую пользу приносит лес? (ответы детей) (Слайд 10)

-Лес дарит нам чистый воздух, чистую воду, даёт древесину для строительства. Люди очень любят бывать в лесу – они там отдыхают, набираются сил, любуются его красотой, собирают дары природы. Какие? (ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы) Можно в лесу и поиграть, но так, чтобы не навредить ему и его обитателям.

Сосны, ели, берёзы и клёны –

Это лес – он друг наш зелёный,

Добрый друг, он шумит и поёт,

И в прохладную чащу зовёт.

-Как же мы можем позаботиться о нашем друге? (не ломать, не мусорить, не обрывать листья, не делать надписи на деревьях) Не ломайте ветки, не калечьте деревья, ни травинку, ни лист зря не рвите. Найдите и покажите знак друзей Царицы Природы, соответствующий этому правилу.

-А ещё, каждый человек должен в своей жизни посадить хотя бы одно дерево! Играя, мы сейчас попробуем это сделать.

Минутка релаксации и отдыха преследует ещё и воспитывающую задачу.

Игра «Семечко».

-Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, что вы маленькое семечко. Вас поливает тёплый дождик, ласково греет своими лучиками солнышко. Вы начали расти, и появилось маленькое деревце. Оно тянется своими веточками всё выше и выше, шелестит зелёными листочками и радуется солнышку.

-Посмотрите, сколько деревьев выросло – целый лес!

Цель – развитие внимания и связной речи детей. Организация диалога, позволяющего выявить связи между пройденным, изученным и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном. Рассказы детей. Просмотр видеофрагмента.






IV. Задание на внимание «Лесные жители» (Слайд 11)

-Ребята, в этом лесу спрятались животные. Попробуйте их найти.

-Итак, кто же спрятался в этом лесу? (рассказы детей, дополнения учителя) (Слайд 12)

  • Медведь – любимое лакомство мёд, поэтому и прозвали его медведем. Всю зиму спит в берлоге, живя за счёт накопленного летом жира. Самый крупный, опасный и непредсказуемый хищник.

  • Лось – великан наших лесов, его ещё называют сохатым. Зимой лоси уходят в глухие уголки леса и питаются ветками деревьев.

  • Белка – пушистая, ловкая и удивительно подвижная. К зиме она делает съестные припасы: бывает, что сотни и даже тысячи грибов насушит белка за лето.

  • Лиса – хитрая героиня многих сказок, красивое и грациозное животное. У неё шелковистый, рыжевато – оранжевый мех, белая грудка, чёрные «сапожки» и длинный пушистый хвост. Зимой бродит в поисках добычи – мелких грызунов, а чтобы поймать мышку она исполняет свой фирменный танец.

  • Заяц – в наших лесах есть два вида зайцев: заяц – русак, который живёт на полях и просеках, и заяц – беляк, живущий в лесу. Днём они чутко спят, закопавшись в снежной ямке.

Минутка, интегрирующая в себе: повторение состава чисел, демонстрацию «актёрского мастерства» ребят, эмоциональный и физический отдых. Используется поиск ответа на проблемный вопрос – работа в парах со знаками друзей Природы.

Физкультминутка «Фантазёры» (Слайд 13)

-Давайте попробуем изобразить этих животных и немного отдохнём. Не забывайте, лес – это их дом, в нём они себя чувствуют очень хорошо и поэтому – весёлые. Постарайтесь и вы быть такими же. Встаньте. Я буду показывать вам выражение, если оно решено верно – вы изображаете это животное, а если нет – то просто делаете хлопок в ладоши.

5+5=10(лиса)

7+2=9(заяц)

8-3=4(мышь)

6-5=1(волк)

9-2=6(белка)

-Молодцы, вы настоящие актёры! Садитесь. В царстве Природы обитают и другие звери и мы должны постараться сделать так, чтобы они были радостными, какими вы их изобразили. А такими они могут быть только у себя дома – в лесу.

-Покажите знак, который показывает, что животных нельзя ловить и уносить из леса. (в парах)

Самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой и оценкой работы соседа по парте. Мотивация к правильному выполнению задания через введение сказочного героя. Рассказ о муравьях учителя, сопровождающийся видеорядом. Работа в парах.

Б). Самостоятельная работа по учебнику (Слайд 14)

-У каждого в лесу есть свой домик, а Муравьишка потерялся – помогите ему добраться до муравейника. Откройте учебник на странице 24, найдите № 4. 1вариант – решает первую строчку, 2 – 2 строчку.

- Взаимопроверка. Оцените работу соседа.

-Вот мы и помогли Муравьишке добраться до муравейника. (Слайд 15-16)

Муравьи – очень интересные насекомые. Они трудятся, не покладая лапок – по хвоинке, по соломинке, создавая свои муравьиные постройки, которые могут стоять на одном и том же месте более ста лет. Помните – какого труда им это стоит! Не разрушайте муравейники!

-Покажите знак, говорящий об этом (в парах).

Использование подводящей беседы – интеграция с геометрией и краеведением. Работа в парах с последующей самооценкой формируют такие личностные качества, как самостоятельность и умение общаться, сотрудничать, адекватную самооценку, самоанализ. Работая в малых группах, дети учатся слушать друг друга, объяснять товарищу непонятное, а умение научить другого – это высокий показатель усвоения материала.

В). Экспресс-работа в парах.

-Ребята, мы должны не только охранять созданное царицей Природой, но и помогать обитателям её царства.

- Все вы любите пить чай с ароматным мёдом. А как он попадает к нам на стол? (Приносят пчёлы)

- Они приносят мёд в улей и складывают в соты. - Какая это геометрическая фигура? (шестиугольник)

- Помогите пчёлке найти периметр соты, работая в парах, но сначала вспомните, что такое периметр фигуры? Говорите вполголоса, не мешайте друг другу. Запишите.

- Самопроверка, самооценка. (Слайд 17)

-Молодцы, вы умеете дружно работать!

- Кстати, наш район напрямую связан с мёдом и пчёлами. Как?

Обмен информацией в форме беседы даёт возможность осуществить межпредметную связь, повысить познавательную активность и интерес к применению знаний из других областей, отчётливее формировать понятия. Решение задачи, включающей в себя данные краеведческого характера, сопровождается отбором новых фактов и сравнением их с уже известными детям, разнообразной подачей, содержащейся в задаче информации, сменой деятельности (дети читают, слушают, рассуждают, считают, записывают).

Г). Работа над задачей.

-Ребята, у вас на партах остался ещё один знак. Как вы думаете, что он обозначает? (Слайд 18) Нельзя сбивать несъедобные грибы. Помните: эти грибы тоже очень ценятся в царстве Природы. Животные едят их и лечатся ими. Посмотрите на полянку. Какие вы видите грибы? (съедобные и несъедобные)

-Какие съедобные грибы? (белый гриб – боровик, подосиновик, подберёзовик)

-Какие несъедобные грибы? (мухомор)

- Герои нашего учебника Петя, Катюша, Вова и 2 их друга тоже отправились в лес за грибами. Задача №5(а). Прочитайте.

- Сколько было ребят? Сколько грибов нашёл каждый?

- Сколько всего грибов нашли ребята

- Запишите ответ.

-Какие ещё съедобные грибы вы знаете? Когда пойдёте в лес за грибами, постарайтесь собирать их правильно – срезайте ножом или выкручивайте, стараясь не повредить грибницу. Грибницы похожи на тонкие нити и тянутся в почве как сказочные зашифрованные тропинки.

Фронтальная работа с интерактивной доской.

Д). Решение выражений – «Зашифрованная тропинка». (Слайд 19-20)

-По одной из таких тропинок мы сможем выйти к самой царице Природе (появляется мигающая стрелка). Выполняем первое действие.(24) Ориентируемся на код. Сосчитали верно (щелчок мыши – стрелка передвинулась).

-Идём дальше. Развилка. Выбираем маршрут. В ответе должно получиться 40. Считаем. В какую сторону пойдём? (щелчок мыши - стрелка передвинулась)

-Чтобы убедиться, что мы идём в правильном направлении – сосчитайте последнее выражение.(35) (щелчок мыши)

-Нас встречает сама царица Природа.

Цель – осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей, соседа по парте и всего класса, создание ситуации успеха деятельности, развитие умения обобщать, делать выводы.

Имя


Я


Сосед


Мы



































V. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание

- Ребята, царство Природы огромно, мы познакомились лишь с небольшой его частью. На следующих уроках вы снова и снова будете встречаться с обитателями этого царства. А пока наше путешествие подошло к концу. Вспомните и расскажите царице Природе, что вы узнали интересного, какие задания выполняли, с чем работали, путешествуя по её царству. Закончите фразы: (Слайд 21)

- Я понял ……

- Я узнал……..

- Я задумался……

- Я удивился…..

- Оцените свою работу на уроке и работу соседа по парте на карточке. Я посмотрю их и поставлю оценки в журнал.

- Мы много узнали, повторили, но чтобы стать друзьями царицы Природы, нужно знать её правила. Давайте их вспомним (знаки на доске).

- Итак в царстве Природы нельзя: (хором)

  • ломать деревья,

  • ловить животных,

  • разрушать муравейники,

  • срывать грибы.

- А вот ещё один знак. Что он обозначает?

  • не рви цветы.

- Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. Уважайте законы природы! Любите её, охраняйте, научитесь её слушать и видеть не только глазами, но и сердцем!

- Посмотрите, сорванная каким–то безжалостным человеком, ромашка ожила, раскрыла свои белоснежные лепестки и улыбнулась нам своим жёлтым глазком. На её лепестки прилетели её подруги-бабочки. Рефлексия (Слайд 22 – триггеры на бабочках).

- Я вижу, вам понравилось наше путешествие, а чтобы узнать ещё больше интересного, удивительного, познакомиться с жизнью животных и растений можно прочитать книги и журналы (выставка книг).

- Каждому в подарок царица Природа дарит фотографии её царства, но они получились чёрно-белыми. Если вы дома выполните задание «Сосчитай и раскрась», то ваша фотография станет цветной.

- Встаньте, пожалуйста, поднимите свои ладошки. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Молодцы! Вы замечательно поработали.

-Большое спасибо за урок! До новых увлекательных встреч!

Литература:

1. Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» // Начальная школа, 1989, №9, с. 8.

2. Киреева И.А. «Использование краеведческого материала на уроках математики» // Начальная школа, 2003, № 10, стр. 117.

3. Лакоценина Т.П.»Необычные уроки в начальной школе» / Ростов-на-Дону, «Учитель», 2008.

4. Ситникова Т.Н. «Интегрированные уроки» / М, ВАКО, 2008.

5. Обухова Л.А. «Интегрированные уроки математики» / М., ВАКО, 2008.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru