В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Рабочая программа по Литературному чтению 3 класс

УМК «Начальная школа XXI века”

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 3 класса Л.А. Ефросининой, М.: Вентана – Граф, 2001. Программа рассчитана на 102 часа.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом : Ефросинина Л.А.Литературное слушание: учебник для 3 класса в 2 частях – М.: Вентана Граф, 2010.

Ефросинина Л.А.. Рабочие тетради «Литературное чтение» 3кл. М.: Вентана – Граф, 2011.

Ефросинина Л.А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2ч. - М.: Вентана Граф, 2010.

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – член – корреспондент РАО проф. Н.Ф. Виногадова). – 2-е изд., дораб. И доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.

В авторскую программу изменения не внесены..

Основная цель уроков литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (читать вслух и молча, выразительно, выборочно и подробно изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только не уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношения и т.д.); воссоздать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и воспринимать текст, то есть уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации или включением себя в круг героев. Эти четыре компонента необходимы для осуществления правильной читательской деятельности в данной последовательности. Для того, чтобы ребёнок стал полноценным читателем, необходима организация читательского окружения, подбор материала для чтения, направляющего развитие читательской деятельности; овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (С. Михалков), а для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.

Задачей литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в разнообразной деятельности – чтении, говорении, письме.

Основными образовательными линиями, составляющими курс «литературного чтения», являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявляется точка зрения писателя, формируется позиция читателя.

  2. Система работы над навыком самостоятельного чтения.

  3. Включение учащихся с эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям детей.

В начальной школе чтение является деятельностью, а следовательно оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы. Обучая чтению, необходимо работать на литературном материале и организовывать целостное восприятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом», «Восприятие художественного произведения» разведены и каждый имеет своё содержание.

Курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

- его изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

- в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

- содержание курса литературного чтения строится на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. Программа и учебные материалы решают комплексно вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-эстетическое воспитание, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственным чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

  2. Работа над текстом как речевой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической единицей структуры и жанровых особенностей.

  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

  4. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.

  5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.

  6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

  7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

В 3 классе главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России так и зарубежья.

Использование жанрового и авторского принципа предполагает одновременное рассмотрение одного того же автора, пишущего в разных жанрах. Ряд авторов показан в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявлений одного и того же автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов учтены общепедагогический принципы построения обучения: личностно-ориентированный, системности, преемственности и другие.

Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность.

Основные линии программы.

Развитие навыка чтения

Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтения вслух) до чтения про себя. В 3 классе – наращивание скорости чтения про себя и использование приемов выразительного чтения (понимание задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и теми, кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности.

Развитие восприятия произведения

В третьем классе начинается собственно литературное чтение школьника в полном объеме. Учитель дает установку на восприятие жанра произведения, особенности его композиции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: сначала первичное, а затем углубленное восприятие. Заканчивается восприятие работой над выразительностью исполнения произведения.

Развитие литературоведческих представлений и понятий

В 3 классе вводятся определения жанров, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличиваются доля литературоведческих терминов. Даются представления о структуре книги.

Развитие речевых умений

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи меткие слова и выражения.

Развитие творческой деятельности

Трудно добиться развития уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вносить такие работы с произведением (книгой), чтобы ребёнок мог внести элементы своего творчества, выразить своё отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предполагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т.п.

Методы и приёмы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические методы действия учащихся (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах и т.п.)















Содержание программы по курсу

«Литературное чтение»

(Автор: Л. А. Ефросинина).

в 3 классе ( 3 часа в неделю, 102 часа)

п/п

Изучаемый материал

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

18

2

Басни

5

3

Александр Сергеевич Пушкин

12

4

Стихи русских поэтов

6

5

Лев Николаевич Толстой

9

6

Николай Алексеевич Некрасов

8

7

Антон Павлович Чехов

7

8

Сказки зарубежных писателей

7

9

Стихи русских поэтов

5

10

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

6

11

Александр Иванович Куприн

8

12

Сергей Александрович Есенин

6

13

Константин Георгиевич Паустовский

10

14

Самуил Яковлевич Маршак

3

15

Леонид Пантелеев

6

16

Аркадий Петрович Гайдар

6

17

Михаил Михайлович Пришвин

5

18

Произведение зарубежных писателей

10

Итого 102 часа



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по

ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Всего 102 часов, 3 часа в неделю.

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата провед.

1 ЧАСТЬ

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (13 ч)

1

Загадки.

В. И. Даль. Старик-годовик.

Пословицы

1


2

Самое дорогое. Рус. нар. сказка

1


3

Про Ленивую и Радивую. Рус. нар. сказка

1


4

Лиса и Котофей Иванович. Рус. нар. сказка

Дрозд Еремеевич. Рус. нар. Сказка

1

д/ч, 1ч., с. 27


5

Дочь-семилетка. Рус. нар. сказка

1


6

Царевич Нехитер-Немудёр. Рус. нар. сказка

1


7

Умная внучка. Рус. нар. сказка в пересказе А. Платонова


1

д/ч, 1ч., с. 116


8,9

Елена Премудрая. Рус. нар. сказка

1

д/ч, 1ч., с. 34


11

12

Добрыня и Змея

Илья Муромец и Соловей-разбойник

1


13

14

Алёша Попович и Тугарин Змеёвич

Вольга и Микула

1


15,16

Первый бой Ильи Муромца.

Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.


1

д/ч, 1ч., с. 7


17

Алёша Попович.

Проверьте себя

1

д/ч, 1ч., с. 21


18

Проверка техники чтения

1


БАСНИ (4 ч)

19

Лисица и виноград. Эзоп

Лисица и виноград. И. А. Крылов (наиз.)

1


20

Ворона и Лисица. И. А. Крылов (наиз.)

Ворон и Лисица. Эзоп

1

д/ч, 1ч., с. 125


21

Петух и жемчужное зерно. И. А. Крылов

Волк и Ягнёнок. И. А. Крылов

1

д/ч, 1ч., с. 129


22

Голубь, который хотел пить. Эзоп

Безхвостая Лисица. Эзоп

Филин и Чиж. А. Е. Измайлов

1

д/ч, 1ч., с. 125


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (10 ч)

24

А. С. Пушкин. Руслан и Людмила

«У лукоморья дуб зелёный» отрывок (наиз.)

1


25

Бой Руслана с головой. А. С. Пушкин

1

д/ч, 1ч., с. 56


26-28

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

2


29

30

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

А. С. Пушкин. Сказка о попе и работнике его Балде. (д/з)


1

д/ч, 1ч., с. 64

д/ч, 1ч., с. 81


31

Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны».

1

д/ч, 1ч., с. 87


32

А. С. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя… (наиз.)

1


33

А. С. Пушкин. Зимний вечер. (наиз.)

1


34

А. С. Пушкин. Няне.

1


35

К. Г. Паустовский. Сказки Пушкина. В сокращении

Проверьте себя

Произведения А. С. Пушкина

1


СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ (5 ч)

36

Ф. И. Тютчев. Есть в осени первоначальной… (наиз.)

1


37

Ф. И. Тютчев. Чародейкою зимою… (наиз.)

1


38

А. Н. Майков. Осень

1


39

А. А. Фет. Мама! Глянь-ка из окошка…

А. А. Фет. Кот поёт, глаза прищуря...

1


40

41

И. А. Бунин. Листопад (наиз.)

Проверьте себя

1

д/ч, 1ч., с. 131


ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (6 ч)

42

Л. Н. Толстой. Два брата

Л. Н. Толстой. Белка и волк

1


43,44

Л. Н. Толстой. Работник Емеля и пустой барабан

1

д/ч, 1ч., с. 92


45

46

Л. Н. Толстой. Лебеди

Л. Н. Толстой. Зайцы

Л. Н. Толстой. Лев и собачка (д/з)

1

д/ч, 1ч., с.167


47

Л. Н. Толстой. Прыжок

Л. Н. Толстой. Как боролся русский богатырь

1


48

А. Сергеенко. Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах

1

д/ч, 1ч., с. 105


49

Л. Н. Толстой. Ореховая ветка

1

д/ч, 1ч., с. 103



НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ(7 ч)

51

Н. А. Некрасов. Крестьянские дети

1


52

Мужичок с ноготок. Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети». Н. А. Некрасов. (наиз.)

К. И. Чуковский. Мужичок с ноготок

1


53

Н. А. Некрасов. Славная осень (наиз.)

1


54

Н. А. Некрасов. Зелёный шум

К. И. Чуковский. Зелёный шум

1

д/ч, 1ч., с. 156


55

Н. А. Некрасов. Мороз-воевода. Отрывок

1


56

Н. А. Некрасов. Саша

1

д/ч, 1ч., с. 159


57

Н. А. Некрасов. Перед дождём

1

д/ч, 1ч., с. 158


АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (6 ч)

59

А. П. Чехов. Степь. Отрывок

1


60

И. С. Тургенев. Лес и степь.

1

д/ч, 1ч., с. 140


61,62

А. П. Чехов. Белолобый

1

д/ч, 2ч., 29


63

А. П. Чехов. Ванька

1


64

Л. Н. Андреев. Кусака

1

д/ч, 1ч., с. 168


65

Проверьте себя

Произведения А. П. Чехова

1


СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ (6 ч)

66

Ш. Перро. Подарки феи.

1


67

Ц. Топелиус. Солнечный Луч в ноябре

1


68

Ц. Топелиус. Зимняя сказка

1

д/ч, 2ч., с. 152


69

Х.-К. Андерсен. Снеговик

1

д/ч, 2ч., с. 145


70

Братья Грим. Умная дочь крестьянская

1

д/ч, 2ч., с. 140


72

Проверка техники чтения

1


2 ЧАСТЬ

СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ (4 ч)

73

И. С. Никитин. Русь

И. С. Никитин. Утро

1


74

75

И. З. Суриков. Детство (наиз.)

И. С. Никитин. Помню я: бывало няня… (д/з)

1

д/ч, 1ч., с. 163


76

С. Д. Дрожжин. Привет

С. Д. Дрожжин. Зимний день

1


77

Ф. Н. Глинка. Москва

Проверьте себя

1

д/ч, 1ч., с. 161



ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК (4 ч)

78,79

Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш

1


80,81

Д. Н. Мамин-Сибиряк. Умнее всех

2


82

Д. Н. Мамин-Сибиряк. Постойко

1

д/ч, 2ч., с. 78


АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (5 ч)

84-86

А. И. Куприн. Синяя Звезда

2


87

А. И. Куприн. Барбос и Жулька

1


88,89

А. И. Куприн. Собачье счастье

1

д/ч, 2ч., с. 3


90

А. И. Куприн. Ю-ю

1

д/ч, 2ч., с. 13


СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (4 ч)

92

93

С. А. Есенин. Стихи о Родине

С. А. Есенин. Нивы сжаты, рощи голы…

С. А. Есенин. Стихи о берёзе

1

+ д/ч, 1ч., с. 164


94

С. А. Есенин. Бабушкины сказки

1


95

С. А. Есенин. С. А. Есенин. Топи да болота…

С. А. Есенин. Сыплет черёмуха снегом…

Проверьте себя

1

д/ч, 1ч., с. 164,165


97

И. С. Тургенев. Деревня

1

д/ч, 1ч., с. 148


КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ (8 ч)

98

К. Г. Паустовский. Стальное колечко

1


99

К. Г. Паустовский. Кот-ворюга

1


100

К. Г. Паустовский. Какие бывают дожди? (отрывок наиз.)

1


101,102

К. Г. Паустовский. Заячьи лапы

1

д/ч, 2ч., с. 97


103

К. Г. Паустовский. Тёплый хлеб

1

д/ч, 2ч., с. 35


104

Проверьте себя

1


105,106

В. П. Астафьев. Стрижонок Скрип

1

д/ч, 2ч., с. 122


107

И. С. Тургенев. Перепёлка

1

д/ч, 1ч., с. 141


САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК (2 ч)

108

109

С. Я. Маршак. Урок родного языка

С. Я. Маршак. Ландыш

1


110

С. Я. Маршак. Кошкин дом. (Пьеса в сокращении)

1

д/ч, 2ч., с. 110


ЛЕОНИД ПАНТЕЛЕЕВ (4 ч)

111,112

Л. Пантелеев. Честное слово

1


113

Л. Пантелеев. Камилл и учитель

1


114

Л. Пантелеев. Новенькая


1

д/ч, 2ч., с. 44


115

Л. Пантелеев. Фенька

Проверьте себя

1

д/ч, 2ч., с. 66


АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ ГАЙДАР (4 ч)

117

А. П. Гайдар. Горячий камень (отрывок наиз.)

1


118,119

А. П. Гайдар. Тимур и его команда

1


120

С. В. Михалков. Аркадий Гайдар

К. Г. Паустовский. Об Аркадии Петровиче Гайдаре

1


121

122

С. В. Михалков. Ошибка

В. Ю. Драгунский. Девочка на шаре

1

д/ч, 2ч., с. 131

д/ч, 2ч., с. 132


МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН (4 ч)

123

124

М. М. Пришвин. Моя Родина

М. М. Пришвин. Выскочка

1


125

М. М. Пришвин. Двойной след

1

д/ч, 2ч., с. 104


126

М. М. Пришвин. Жаркий час

В. Чалмаев. Воспоминания о М. М. Пришвине.

1


127

В. В. Бианки. По следам

1

д/ч, 2ч., с. 78


ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ (6 ч)

128-130

Д. Лондон. Волк

2


131

Э. Сетон-Томпсон. Чинк

1


132,133

Дж. Чиарди. Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн

1

д/ч, 2ч., с. 165


135

Итоговая контрольная работа

1


136

Итоговая проверка техники чтения

1


Итого: 102 часа

Основные требование к уровню подготовки учащихся 3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

  • Читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;

  • Знать наизусть 6 – 7 стихотворений и 2 – 3 отрывка из прозы;

  • Выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;

  • Определять смысл событий и поступков героев; выражать своё отношение;

  • Пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;

  • Самостоятельно читать произведения и книги по изученным темам;

  • Пользоваться библиотечным фондом;

  • Отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, авторской принадлежности;

  • Пользоваться справочной литературой.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Л. А. Ефросинина. «Литературное чтение». Учебник в двух частях. 3 класс. М.:»Вентана-Граф», 2010 год издания

  2. Л. А. Ефросинина. «Литературное чтение». Учебнная хрестоматия в двух частях. 3 класс. М.:»Вентана-Граф», 2010 год издания

  3. Л. А. Ефросинина. «Литературное чтение». Рабочая тетрадь в двух частях. 3 класс. М.:»Вентана-Граф», 2010 год издания

  4. Л. А. Ефросинина. «Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания». М.:»Вентана-Граф», 2006 год издания


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru