В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Программа курса ДО Мастерство публичных выступлений

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов


РОСИИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗВОАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №46

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ


Согласовано

на заседании НМС

Протокол № ___

от ___ ___________ 2011г


  1. Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 46

с углубленным изучением

отдельных предметов

____________ Иванисов Н.Ф.

от ____ ____________ 2011г.






    1. ПРОГРАММА

    2. ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ»

НА 2011 – 2012 ГГ.











Ф.И.О. составителя: Сорокина Елена Валентиновна

Возраст: 13-17 лет


По учебному плану: 0,5 часа в неделю

Количество всего часов по программе: 17 часов










СУРГУТ, 2011г.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


  1. Пояснительная записка …………………………………………………………….........3

  2. Актуальность и новизна программы …………………………………………………...3

  3. Цель и задачи программы ……………………………………………………………….3

  4. Общие принципы построения и методическое обеспечение программы …………....5

  5. Описание содержания программы ……………………………………………………...6

  6. Ожидаемые результаты ………………………………………………………………….6

  7. Контроль за результатами ……………………………………………………………….7

  8. Критерии результативности ……………………………………………………………..7

  9. Материально-техническое обеспечение программы ………………………………......8

  10. Календарно-тематический план …………………………………………………………9

  11. Содержание программы ……………………………………………..………………….10

  12. Методические рекомендации ……………………………………………………….….20

Принципы, на которых основана программа ……………………………………………...21

Оборудование ………………………………………………………………………………..24

  1. Список литературы …………………………………………………………………...…25



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Публика реагирует на оратора, повинуясь не голосу разума, а воплю инстинктов. Наш успех у сидящих в зале на 60% зависит от того, как мы смотримся, на 30% – от того, как мы говорим, и лишь на 10% от того, что мы говорим»

Радислав Гандапас



  1. Актуальность и новизна


Каждый современный человек большую часть жизни проводит на людях, постоянно вступает в разнообразные социальные контакты. При этом большая часть представителей человечества отмечает, что самое болезненное и неудобное в общении – это публичное выступление. По исследованиям, приведенным в материалах тренингов Растислава Гандапаса, у большинства людей страх публичных выступлений стоит на втором месте, сразу после страха смерти. Люди боятся оценивания, боятся показаться смешными и быть не правильно понятыми, боятся услышать вопрос, на который не знают ответа и пр. Однако от наличия у человека страха необходимость выступать на публике никуда не уходит. Современность требует, чтобы каждый человек обладал коммуникативной компетенцией, а значит, умел:

  • эффективно конструировать прямую и обратную связь с другим человеком;

  • легко устанавливать контакт с людьми любого возраста и социального положения;

  • вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

  • убеждать, аргументировать свою позицию;

  • владеть ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

В активно развивающемся обществе каждому человеку, достаточно часто приходится выступать на лекциях, семинарах, тренингах, концертах, делать доклады на собраниях, конференциях, симпозиумах, проводить интервью, встречи с представителями прессы и СМИ, совещания и другие мероприятия. Здесь человек просто вынужден какое-то время говорить перед незнакомыми и малознакомыми людьми, подавая какую-то информацию, идею или (и) самого себя.

Более чем остро этот вопрос стоит и в школе. Ученики сталкиваются с публичными выступлениями почти каждый день – когда отвечают у доски, выступают с докладами и презентациями, защищают проекты и пр. При этом, если знания по школьным предметам они получают в процессе освоения образовательных программ, то знания и навыки публичных выступлений приобретаются отрывочно, только на основе собственного, не всегда удачного, опыта. Поэтому часто оказывается так, что качество образования ребенка, его самооценка, уверенность в себе снижаются из-за неумения говорить перед аудиторией.

Эту проблему давно заметили не только на уровне школьной практики, но и на государственном уровне. Попытки научить детей уверенно чувствовать себя на публике часто предпринимались и в отдельных школах (например, вводились часы риторики, или включались специальные темы в такие школьные предметы, как русский язык, литература, история, обществознание и др.), и на государственном уровне (так, коммуникативная компетенция была включена в разряд ключевых, это же умение рассматривается в Федеральных образовательных стандартах второго поколения в качестве одного из универсальных учебных действий и пр.).

Однако, как показало изучение материалов по данной теме, большее внимание во многих курсах уделяется содержанию публичного выступления, а психологический аспект остается как бы за кадром. Поэтому, одна из отличительных особенностей курса «Мастерство публичных выступлений» заключается в том, что основная роль в содержании занятий отводится таким психологическим аспектам, как эмоциональный настрой на выступление, изучение тонкостей вербальных и невербальных средств управления вниманием аудитории, особенностей поведения выступающего на публике; отдельные темы посвящены средствам и способам реакции на критические замечания из зала и пр.

Данная программа предназначена для учащихся подросткового возраста (13-17лет), что обусловлено особой ситуацией развития детей данного возраста. Существует необходимость найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления эмоционально-личностного общения ребенка в этом возрасте.

Программа строится с учетом возрастных особенностей, интересов детей обучающихся в школе. Потребность в приобретении и поддержке статуса – одна из важных социальных потребностей детей подросткового возраста. Один из самых важных моментов в развитии личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе. А для этого необходимо умение публично выступать.

Ученикам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных изменений. Это и углубление самопознания, и пути приобретения способности самоизменений, и рефлексивный самоанализ, позволяющие подростку более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи, требующие умения публично говорить. Все это соответствует развивающей линии школы.

Главный акцент в программе делается на творческий подход, как к собственным личностным качествам подростков, так и к ситуациям и обстоятельствам, в которые они попадают в своей жизни.

Преимущества данной программы состоит в том, что она включает в себя авторские находки ведущего, полученные в ходе многолетней работы над программами для подростков, переосмысления и адаптации идей программ других авторов, в частности программа Растислава Гандапаса «Учимся выступать публично».

Оригинальностью программы считается ее гибкость и возможность приспосабливания к различным контингентам детей за счет смены, передвижения и расширения или углубления различных занятий. Условия дополнительного образования позволяют создавать такие изменения. Для этого же служит и гибкое планирование тематики.

Можно сказать, что реализация программы «Мастерство публичных выступлений» в какой-то степени создает платформу для подготовки школьников к переходу на новые образовательные стандарты. Это связано с тем, что внедрение системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательный процесс, характерного для данной программы, является одной из важнейших предпосылок перехода к ФГОС. Содержание программы, способствует формированию универсальных учебных действий, формированию коммуникативной компетенции учащихся, а также новой культуры мышления школьников.


  1. Цель и задачи программы


Основной целью курса «Мастерство публичных выступлений» является формирование у обучающихся навыков эффективного публичного выступления.

Данная цель реализуется через следующие задачи:


  1. исследование эмоциональных состояний публичного выступления, через определение понятий «страх публичного выступления», «уверенность в себе»;

  2. поиск собственных ресурсов школьников, позволяющих им быть успешными ораторами;

  3. тренировка навыков включенности в публичное выступление на различных уровнях, навыков композиционирования и построения публичной речи;

  4. отработка навыков воздействия на аудиторию, привлечения и удержания ее внимания;

  5. создание условий для адекватного отношения к критике и реакциям аудитории;

  6. создание условий для отработки навыков публичных выступлений на всех его этапах.


  1. Общие принципы построения и методическое обеспечение программы


Большая часть занятий курса построена в тесной взаимосвязи педагогики и психологии. В связи с этим в основу программы положены как дидактические принципы, так и принципы групповой тренинговой работы, что и позволяет делать курс таким действенным и практически значимым. Более подробно эти принципы рассмотрены в методических рекомендациях к программе.

Для реализации программы используются такие педагогические технологии обучения, как технология личностно-ориентированного обучения и уровневой дифференциации, технологии проблемного обучения и критического мышления с учетом педагогических инноваций, направленных на формирование надпредметных навыков, что соответствует новейшим требованиям ФГОС. Технологии подбираются для каждой конкретной группы, конкретного занятия. Эффективности реализации курса также способствуют технологии гуманистических и гештальтистских направлений психологии.

Большая часть времени в каждой теме курса отводится практическим заданиям и упражнениям.

Еще одна уникальная особенность курса состоит в том, что подбор тем и упражнений эффективен как при целостной реализации, так и при автономном использовании каждой отдельной темы, в зависимости от потребности группы, в которой программа реализуется. Сама же программа более чем мобильна, она может быть реализована и в специально отведенное для нее время с использованием часов дополнительного образования, и в виде элективного курса, и в виде двухдневного семинара-практикума «с погружением», а также отдельные ее элементы могут реализовываться на классных часах. Поэтому учебный процесс может осуществляется и в классно-урочной форме в виде комбинированных, практических, тренинговых и др. типов занятий, а также в формах социально-психологического тренинга и семинара-практикума.

Методы, призванные решать цели и задачи курса также сочетают в себе методы дидактики и методы социально-психологического тренинга:

  • метод функционального биоуправления (усвоение навыков саморегуляции до уровня автоматизма, как части личностной реакции человека);

  • обучение практикой действий – каждому участнику дается возможность получить свой индивидуальный опыт поведения и разрешения тех или иных ситуаций;

  • обсуждение в группах – личностно задействует участников и, при условии создания благоприятной атмосферы во время работы и высокой мотивации участников группы, позволяет им подробно рассказывать о своих личностных переживаниях, чувствах, выслушивать мнения других участников и на основе собственного опыта приходить к каким-то выводам;

  • использование наглядных пособий – позволяет задействовать в усвоении информации не только аудиальный канал, но и визуальный и кинестетический каналы. Использование диаграмм, моделей, плакатов позволит также структурировать и обобщить информацию;

  • аудиально-визуальные средства всегда в большей степени привлекают внимание людей, поскольку каждый может увидеть себя со стороны.

  • лекция – традиционная форма обучения, позволяющая быстро предоставить большому количеству слушателей всю необходимую информацию.


  1. Описание содержания программы


В целом, программа рассчитана на работу с детьми 13 – 17 лет. Однако ее особая уникальность заключается в том, что при незначительной модификации она может быть использована как на более раннем, так и на более позднем возрасте. При необходимости содержание курса можно адаптировать и для работы со взрослыми людьми, например с педагогами или родителями, готовящимися к публичным выступлениям. При этом курс может быть использован как с отдельным классным коллективом, так и со сборными группами изи разных параллелей классов. Количество участников курса может варьироваться от 8 до 25 человек. В отдельных случаях возможна и индивидуальная работа со школьниками с изучением сокращенной версии содержания программы.

Общая структура изложения материала опирается на логику подготовки к публичным выступлениям и начинается с рассмотрения общих характеристик и позиций выступления, далее следует к анализу сложностей и затруднений, возникающих при подготовке к выступлению и на самом выступлении, к рекомендациям по управлению собственным поведением и поведением аудитории. Большое внимание уделяется работе с собственными страхами, выработке уверенности в себе при работе с публикой, невербальным средствам и формам общения, методам саморегуляции, способам принятия критики и реагирования на вопросы из зала. В процессе изучения содержания курса используются разработки Растислава Гандапаса, Дейла Карнеги, Джозефа Лусиани, Герба Коэна, Андрея Филиппова, Натальи Романовой, Александра Мурашова, Николая Кохтева и др.

Курс рассчитан на 18 академических часов и включает в себя следующие темы: Введение в тему

  1. Публичные выступления и эмоции, связанные с ним

  2. Учимся ставить цель выступления

  3. Способы самонастройки и саморегуляции

  4. Первичные способы привлечения внимания аудитории

  5. Композиция выступления. Рекомендации по построению речи

  6. Воздействие на публику

  7. Способы привлечения и удержание внимания, поведение на сцене

  8. Как научиться отвечать на вопросы из зала

  9. Конференция по итогам курса


  1. Ожидаемые результаты


Осваивая содержание курса, обучающиеся получат следующие теоретические знания:

  • получат представление о подготовке к публичным выступлениям и практический опыт произнесения ораторской речи;

  • узнают об особенностях постановки целей публичных выступлений;

  • узнают о способах позитивного настроя на выступление;

  • получат рекомендации по структурному и композиционному построению ораторской речи;

  • узнают об особенностях поведения при выступлении, о способах привлечения и удержания внимания публики;


Кроме того, они смогут приобрести практические навыки:

  • возможность исследовать собственные страхи перед выступлениями на публике;

  • определят свои возможности в выработке уверенности в себе, уверенном поведении и уверенном выступлении;

  • получат навыки использования быстрых способов саморегуляции, работы с голосом и дыхательной гимнастики;

  • попрактикуются в применении методов и способов невербального воздействия на публику, смогут приобрести практический опыт самопрезентации;

  • получат возможность отработать навыки конструктивного восприятия вопросов публики, критических замечаний.


  1. Контроль за результатами


Контроль за результатами курса осуществляется средствами социально-психологического тренинга, в частности, при использовании уточняющих и активизирующих вопросов в конце каждого упражнения, в форме шеррингов (итогового и по окончании каждого занятия и блока), глубокой рефлексии. Также предполагается использование по окончании всего курса специально разработанной анкеты обратной связи. При этом в содержании программы в каждой теме подробно представлены формы контроля за результатом.

Промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется путем наблюдения, через выполнение практических, самостоятельных работ и упражнений, а так же через анализ отдельных публичных выступлений по темам. Итогом курса является проведение итоговой конференции, где каждый из участников будет выступать перед публикой с возможностью использования всех полученных в ходе изучения курса знаний, умений и практических навыков. Темы докладов участники смогут выбирать, исходя из собственных потребностей и возможностей.

Критерий успешности обучения на курсе определяется совокупностью промежуточного контроля и степенью достижения поставленной в его проектной работе целью.


  1. Критерии результативности


Критерии результативности и система оценки показателей представлены в таблице:

Критерии результативности реализации программы

Система оценки показателей

снижение страха публичных выступлений у каждого участника

отмечается в ходе саморефлексии, а также в результате наблюдений и обратной связи после упражнений, итогового выступления

умение эффективно простраивать схему своих публичных выступлений

самоанализ и обратная связь самих выступлений участников, а также сравнительный анализ видеоверсий выступлений, применение анкет обратной связи

уверенное поведение участников в процессе выступления, умение привлекать и управлять вниманием аудитории

самоанализ и обратная связь самих выступлений участников, а также сравнительный анализ видеоверсий выступлений, применение анкет обратной связи

наличие интериоризированных способов позитивного настроя на выступление

самоанализ и обратная связь выступлений участников, копилка способов психологических настроев

навыки использования быстрых способов саморегуляции, работы с голосом и дыхательной гимнастики

самоанализ и обратная связь выступлений участников, копилка способов саморегуляции

навыки конструктивного восприятия вопросов публики, критических замечаний

самоанализ и обратная связь выступлений участников, анкета обратной связи


  1. Материально-техническое обеспечение программы


Программа курса «Мастерство публичных выступлений» предусматривает как типовое, так и специализированное оборудование. Более подробные требования к материальной базе указаны в методических рекомендациях.

Особые требования предъявляются и к помещению, где проводится курс – это должен быть или актовый зал, или кабинет с подиумом и кафедрой для выступлений. Кабинет или аудитория композиционно разбиваются на две зоны – тренинговая (или учебная), и публичная, где расстановка мебели приближена к актовым залам или конференц-залам для публичных выступлений.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Общее

количество

часов

В том числе

теоретические часы

практические часы

Введение в тему

1

0,5

0,5

Публичные выступления и эмоции, связанные с ним

2

0,5

1,5

Учимся ставить цель выступления

1

0,5

0,5

Способы самонастройки и саморегуляции

1

0,5

0,5

Первичные способы привлечения внимания аудитории

2

1

1

Композиция выступления. Рекомендации по построению речи

2

1

1

Воздействие на публику

1

0,5

0,5

Способы привлечения и удержание внимания, поведение на сцене

2

1

1

Как научиться отвечать на вопросы из зала

2

0,5

1,5

Конференция по итогам курса

3

0,2

2,8

Итого:

17

6,4

10,6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


Тема 1. Введение в тему

2ч., из них 0,5 теоретических, 0,5 практических


Цель: первичное ознакомление участников с целями и содержанием курса, сбор запросов и ожиданий от содержания занятий, погружение в тему курса.


Формы и методы проведения занятия: лекция, беседа, индивидуальная и фронтальная работа, практическая работа, упражнения социально-психологического тренинга и стресс-менеджмента.


Содержание: Краткое озвучивание содержания курса. Упражнение «Самопрезентация». Эмоциональный шерринг. Рефлексия по упражнению. Знакомство. Упражнение «Атомы». Сбор запросов и ожиданий по курсу. Выработка общегрупповых целей и задач, соотнесение их с целями и задачами курса. Выработка групповых правил. Шерринг по занятию. Обобщение и резюмирование занятия.


Формы контроля: наблюдение, рефлексия, шерринги, анализ выбора групповых целей и задач.


Материальное обеспечение: разноформатная бумага, булавки, флипчат, маркеры, фломастеры


В результате занятий учащиеся: получат опыт самопрезентации, смогут актуализировать и проанализировать свое собственное отношение к публичному выступлению, свои страхи, свои возможности, получат опыт индивидуальной и групповой работы, опыт межгруппового взаимодействия.


Тема 2. Публичного выступления и эмоции, связанные с ним

2ч., из них 0,5 теоретических, 1,5 практических


Цель: актуализация страхов перед публичным выступлением, определение условий для выработки уверенности в себе в процессе выступления.


Формы и методы проведения занятия: самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальный и групповой анализ понятий, метод кластера, обобщение, упражнения социально-психологического тренинга


Содержание: Сбор наличного состояния на начало занятия. Разминка «Здравствуйте». Самостоятельная работа «Мой страх выступления на публике» (ответы на вопросы, рисунок). Рефлексия упражнения и рисунков (индивидуальная работа, работа в парах). Шерринг в круг. Определение собственных ресурсов по преодолению страхов. Сбор общегрупповой копилки способов работы со страхом публичных выступлений.

Индивидуальная и групповая работа по определению понятий «Уверенность в себе», «Уверенное поведение», «Уверенное выступление». Обобщение и выведение этих понятий в малых подгруппах. Представление выработанных понятий на всю группу. Обобщение, выделение основного с использованием метода кластера. Рефлексия об опыте работы над понятиями и о новых выступлениях. Практическое упражнение «Уверенная поза» (работа в парах). Рефлексия упражнения, шерринг.

Обобщение и анализ работы по теме, рефлексия, шерринг.


Формы контроля: наблюдение, анализ выработанных понятий, рисунков, рефлексии участников, шерринги, анализ «Копилки способов работы со страхом публичных выступлений».


Материальное обеспечение: разноформатная бумага, булавки, флипчат, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисти, большое зеркало, Правила работы группы.


В результате занятий учащиеся: смогут поисследовать свои отношения со страхом публичных выступлений, выработать стратегию преодоления этих страхов, а также пополнить собственную копилку работы со страхами; определят для себя понятия «Уверенность», «Уверенное поведение», «Уверенное выступление»; смогут определить, чего им не хватает для того, чтобы выступать уверенно; смогут найти свою собственную «позу уверенности»; получат возможность общегруппового взаимодействия, опыт самоанализа, саморефлексии.

Тема 3. Учимся ставить цель выступления

1ч., из них 0,5 теоретических, 0,5 практических


Цель: создание условий для приобретения навыка определения истинной цели любого публичного выступления как мотивационного залога успешного овладения ораторским мастерством.


Формы и методы проведения занятия: лекция, беседа, индивидуальная, групповая работа, работа в микрогруппах, упражнения социально-психологического тренинга.


Содержание: Разминка. Индивидуальная работа «Зачем мне нужно уметь выступать публично». Групповой шерринг упражнения. Обобщение итогов упражнения. Изложение теоретического материала по вопросам: истинная цель публичного выступления; энергетический компонент цели; действенный аспект цели как основа для выбора форм и содержания выступления; умение получать удовольствие от вытсупления; волевой аспект постановки цели выступления и получения от него удовольствия; роль практики в публичном выступлении. Упражнение «Истинная цель публичного выступления». Рефлексия упражнения в микрогруппах. Групповой шерринг упражнения. Подведение итогов занятия, сбор актуального состояния и достижений участников.


Формы контроля: наблюдение, анализ упражнений, рефлексии участников, шерринги.


Материальное обеспечение: разноформатная бумага, флипчат, маркеры, фломастеры, Правила работы группы.


В результате занятий учащиеся: получат опыт определения истинной цели публичного выступления, будут иметь возможность отработать навыки рефлексии, групповой работы, навыки предоставления обратной связи.


Тема 4. Способы самонастройки и саморегуляции

1ч., из них 0,5 теоретических, 0,5 практических


Цель: выработка навыков самонастройки и саморегуляции.


Формы и методы проведения занятия: упражнения социально-психологического тренинга, лекция, беседа, индивидуальная, групповая работа, работа в микрогруппах.


Содержание: Приветствие, сбор наличного состояния. Разминка. Озвучивание темы работы. Лекция «Самонастройка». Практическая работа «Поиск самомотиватора». Работа в парах. Шерринг на круг по результатам практической работы. Лекция «Саморегуляция». Сбор копилки способов саморегуляции (индивидуально, в микрогруппах, в группе). Резюме. Анализ раздаточных материалов по саморегуляции. Упражнения по отработке навыков саморегуляции (дыхательная гимнастика, быстрые способы саморегуляции, работа с голосом). Шерринг упражнений. Рефлексия занятия. Обобщение и резюмирование.


Формы контроля: наблюдение, анализ рефлексии, шеррингов, Копилки способов саморегуляции.


Материальное обеспечение: разноформатная бумага, маркеры, фломастеры, доска для закрепления материалов, флипчат, раздаточные материалы по саморегуляции, Правила работы группы.


В результате занятий учащиеся: смогут найти для себя фразу-самомотиватор, попрактикуются в отработке навыков быстрой саморегуляции (работа с телом, дыханием, голосом), создадут общегрупповую копилку способов саморегуляции.


Тема 5. Первичные способы привлечения внимания аудитории

2ч., из них 1 теоретических, 1 практических


Цель: знакомство с особенностями первичного захвата внимания и чувствования аудитории.


Формы и методы проведения занятия: лекция, практическая работа, индивидуальная и групповая работа, работа в микрогруппах, анализ печатных источников, упражнения социально-психологического тренинга.


Содержание: Приветствие. Сбор актуальных состояний. Разминка. Лекция «Захват аудитории». Игра «Волк и семеро козлят». Чувствование группы, исследование процесса чувствования себя и контакта с аудиторией. Рефлексия. Резюме и обобщение. Медитация-визуализация «Образ группы». Рисунок образа группы Рефлексия упражнения в микрогруппах. Раздаточный материал «Четыре стадии общения». Шерринг итогов занятия.


Формы контроля: анализ шеррингов и рефлексии, анализ игры, упражнения и рисунков.


Материальное обеспечение: разноформатная бумага, флипчат, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисти, Правила работы группы, раздаточный материал «Четыре стадии общения».


В результате занятий учащиеся: получат знания о способах захвата вниманием аудитории, будут иметь возможность практической отработки навыков по заданной теме, смогут проанализировать особенности собственных контактов с группой, определяя свои сильные стороны и зону для дальнейшего развития.


Тема 6. Композиция выступления. Рекомендации по построению речи

2ч., из них 1 теоретических, 1 практических


Цель: знакомство со способами построения речи публичного выступления.


Формы и методы проведения занятия: лекция, беседа, анализ печатных источников, практические упражнения, индивидуальная, групповая работа, работа в парах, упражнения социально-психологического тренинга.


Содержание: Приветствие. Разминка. Сбор наличного состояния. Вопрос для участников «Как строить свою публичную речь». Групповая работа «Анализ предложений по построению публичной речи». Лекция «Композиция построения выступления. Виды композиций. Структура выступлений». Изучение раздаточного материала «Характеристика монологического и диалогического типов говорения в процессе публичного выступления», «Публичное выступление». Практическая работа «Самопрезентация по правилам» (индивидуально, в группе с видеофиксацией). Обратная связь. Анализ видеозаписей выступлений. Шерринг по кругу. Рефлексия. Резюме и обобщение.


Формы контроля: анализ шеррингов и рефлексии, анализ видеозаписей выступлений.


Материальное обеспечение: раздаточный материал «Характеристика монологического и диалогического типов говорения в процессе публичного выступления», «Публичное выступление», компьютер, проектор, мультимедийная доска, видеокамера, Правила работы группы.


В результате занятий учащиеся: получат навык построения речи публичного выступления, анализа собственного выступления, предоставления и восприятия обратной связи, навык групповой и индивидуальной работы по теме.


Тема 7. Воздействие на публику

1ч., из них 0,5 теоретических, 0,5 практических


Цель: информирование о психологических особенностях, о тонкостях воздействия на публику.


Формы и методы проведения занятия: работа с видеоматериалами и печатными изданиями, групповая работа и работа в парах, упражнения социально-психологического тренинга.


Содержание: Приветствие. Разминка. Сбор наличного состояния. Просмотр видеоролика «Растислав Гандапас. Урок №6. Факторы воздействия на публику». Групповой анализ видеоролика. Раздаточный материал «Секрет публичных выступлений Дейла Карнеги». Практическая работа по кругу «Передача информации с использованием полученных навыков». Работа в парах «Рефлексия упражнения». Групповой шерринг. Резюмирование и обобщение итогов занятия.


Формы контроля: наблюдение, анализ шеррингов и рефлексии.


Материальное обеспечение: компьютер, проектор, мультимедийная доска, видеозапись «Растислав Гандапас. Урок №6. Факторы воздействия на публику» раздаточный материал «Секрет публичных выступлений Дейла Карнеги», Правила работы группы.


В результате занятий учащиеся: познакомятся с секретами воздействия на публику, получат навык использования этих секретов в реальных выступлениях, навык групповой работы, рефлексии и обратной связи.


Тема 8. Способы привлечения и удержание внимания, поведение на сцене

2ч., из них 1 теоретических, 1 практических


Цель: знакомство с особенностями управления вниманием аудитории и собственного поведения на сцене.


Формы и методы проведения занятия: лекция, практическая работа, индивидуальная и групповая работа, работа в микрогруппах, анализ печатных источников, упражнения социально-психологического тренинга.


Содержание: Приветствие. Сбор актуальных состояний. Разминка. Лекция «Привлечение внимания аудитории и поведение на сцене». Анализ раздаточного материала «Первые четыре минуты». Практическая работа на сцене «Выход на сцену и уход с нее» с видеофиксацией. Работа с материалами на сцене (записи, микрофон, кафедра и пр.). Обратная связь. Просмотр видеороликов. Рефлексия. Резюме и обобщение. Шерринг итогов занятия.


Формы контроля: наблюдение, анализ шеррингов и рефлексии, анализ видеозаписей выступлений.


Материальное обеспечение: раздаточный материал «Первые четыре минуты», компьютер, проектор, мультимедийная доска, видеокамера, микрофон, кафедра, Правила работы группы.


В результате занятий учащиеся: получат знания о способах поведения на сцене и управления вниманием аудитории, будут иметь возможность практической отработки навыков по заданной теме, смогут пранализировать собственные выступления, определяя свои сильные стороны и зону для дальнейшего развития.


Тема 9. Как научиться отвечать на вопросы из зала

2ч., из них 0,5 теоретических, 1,5 практических


Цель: создание условий для отработки навыков адекватной реакции на критические замечания и вопросы из зала


Формы и методы проведения занятия: лекция, практическая работа, индивидуальная и групповая работа, работа в микрогруппах, анализ печатных источников, упражнения социально-психологического тренинга.


Содержание: Приветствие. Разминка. Сбор актуальных состояний. Практическая работа «Я и критика в мой адрес» (индивидуальная работа, рефлексия в микрогруппах, групповая работа). Лекция «Теория восприятия критики». Анализ раздаточного материала «Принятие критики». Работа в парах «Восприятие критических замечаний». Рефлексия, рефлексивные вопросы. Шерринг в круг. Рефлексия занятия. Обобщение, резюмирование. Определение домашнего задания «Подготовка пятиминутного публичного выступления на свободную тему»


Формы контроля: наблюдение, анализ шеррингов, рефлексии.


Материальное обеспечение: раздаточный материал «Принятие критики», Правила работы группы.


В результате занятий учащиеся: получат знания о способах конструктивного принятия критики, отработают навыки восприятия критических замечаний, смогут проанализировать свои «болевые точки» при восприятии критических замечаний и определить сферу дальнейшей тренировки.


Тема 10. Конференция по итогам курса

3ч., из них 0,2 теоретических, 2,8 практических


Цель: закрепление на практике всех знаний и навыков по построению и ведению публичного выступления.


Формы и методы проведения занятия: практическая работа, групповая работа, работа в микрогруппах, обратная связь, работа с видеоматериалами, упражнения социально-психологического тренинга.


Содержание: Приветствие. Сбор актуальных состояний. Задания на практическую работу. Конференция «Публичные выступления» с видеофиксацией и вопросами из зала. Эмоциональный шерринг. Рефлексия в индивидуальной форме, и в микрогруппах. Групповой просмотр и анализ отдельных моментов видеозаписей выступлений. Шерринг по занятию. Рефлексия занятия.

Рефлексия курса. Заполнение анкеты обратной связи по курсу. Упражнение «Я желаю вам…». Упражнение «Свеча. Прощание с группой».


Формы контроля: наблюдение, анализ видеороликов, рефлексии и шеррингов участников, анализ анкеты обратной связи.


Материальное обеспечение: проектор, мультимедийная доска, видеокамера, микрофон, кафедра, анкеты обратной связи, свеча, зажигалка, Правила работы группы.


В результате занятий учащиеся: обобщат все свои знания по теме «Мастерство публичных выступлений», получат навыки публичного выступления, предоставления и получения обратной связи, анализа видеозаписей своих выступлений.

Получат возможность приобретения опыта спокойного «расставания» с группой.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Большая часть методических рекомендаций изложена в содержании программы.

При реализации курса содержание каждого отдельного занятия может варьироваться и видоизменяться в зависимости от особенностей конкретной группы, в которой проводится занятие. При отсутствии возможности использовать видеоаппаратуру, можно углубить вопросы обратной связи и рефлексии.

Лекционные материалы строятся на основе материалов Растислава Гандапаса, Дейла Карнеги, Джозефа Лусиани, Герба Коэна, Андрея Филиппова и Натальи Романовой, Александра Мурашова, Натальи Михайличенко, Николая Кохтева. Содержание раздаточного материала представлено в Приложениях. Каждое упражнение (за исключением разминочных) обязательно должно сопровождаться:

  • шеррингами – снятие актуальных эмоциональных и интеллектуальных состояний;

  • рефлексией по заданным вопросам – каждый вопрос продумывается с точки зрения значимости проделанного упражнения и возможности применения полученных знаний в практике жизни;

  • обратной связью в разных формах – с целью предоставления участникам информации о сильных сторонах и возможных зонах дальнейшего развития по изучаемым темам.

Для ведущего занятий важно владеть навыками проведения тренинговой работой, особенно важны следующие виды умений:

  • умение организовывать групповую работу;

  • умение управлять групповой динамикой;

  • умение организовывать эффективную обратную связь;

  • навыки саморефлексии, а также умение организовывать работу по рефлексии участников группы;

  • запас терминов, обозначающих эмоциональные состояния (для проведения шеррингов) с целью повышения качества овладения навыками публичных выступлений;

  • личный опыт участия в публичных выступлениях;

  • желателен опыт участия в тренингах по схожей тематике;

  • опыт в проведении медитаций-визуализаций и арт-терапевтических упражнений;

  • личная заинтересованность в реализации программы или навыки самомотивации и пр.


ПРИНЦИПЫ, НА КОТОРЫХ ОСНОВАНА ПРОГРАММА:


  1. Дидактические принципы:

  • Принцип связи теории с практикой предполагает опору на знания учащихся, жизненные наблюдения и опыт. Процесс обучения должен стимулировать учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации данного принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.

  • Принцип сознательности и активности заключается в использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо: приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения; выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально-эстетические идеи, которые имеются в его содержании.

  • Принцип наглядности предполагает, что обучение выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, основанное на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий, при этом познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия, а мышление развивается от конкретного к абстрактному. Это значительно повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким, доступными и понятными для учащихся. В нашем курсе в качестве наглядного пособия предполагается использовать учебные кинофильмы, а также, по возможности, видеозаписи достижений обучающихся.

  • Особенность принципа систематичности и последовательности применительно к данному курсу заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний, осмыслении ими логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также обобщение изучаемого материала в рамках конкретного блока программы. Этот же принцип предполагает систематическое обращение к изученному ранее материалу и опору на полученные в ходе занятий знания учащихся практически в каждом из программных блоков.

  • Принцип доступности. Суть принципа доступности в контексте программы заключается в необходимости учета индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе, недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Учет же возрастных особенностей осуществляется в процессе предоставления инструкций к каждому упражнению, поскольку содержание программы применимо к разновозрастному контингенту слушателей. Однако учитель должен использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и доходчиво его излагать, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям, учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития.

  • Принцип прочности предполагает, что учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации материала. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет качественное резюмирование и обобщение изучаемого материала.

  • Суть принципа научности состоит в том, что содержание курса является научным и имеет мировоззренческую направленность. Для этого необходимо показывать значение изучаемого материала в контексте современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям общества.


  1. Принципы социально-психологического тренинга:

  • Принцип системной детерминации. Воплощение в ходе занятий основных факторов изменения психологических феноменов человека и группы через механизмы психического заражения и подражания, обратной связи, регуляции уровня удовлетворения потребностей и включения участников тренинга в определенным образом включенную деятельность.

  • Принцип избыточности. Действует посредством создания возможностей выбора участниками различных вариантов представления информации, момента и способа деятельности.

  • Принцип реалистичности. Создание на занятиях социальной и профессиональной среды, т.е. организация работы с разными по вероятности возникновения и значимости в профессиональной и личностной деятельности ситуациями и проблемами.

  • Мотивационная готовность. Поскольку решение поставленных задач возможно только в случае личной заинтересованности подростков в работе, предполагается создать условия для формирования мотивационной готовности школьников путем постоянного обращения к личному опыту и демонстрацией личностной значимости получаемой ими информации.

  • Принцип активности. Создание условий для осознания, апробирования и тренировки приемов, способов поведения, идей через проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специ­альной схеме, которые позволяют ак­тивно участвовать в них всем членам группы одновременно. И даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения.

  • Принцип исследовательской и творческой позиции. Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тре­нинга участники группы осознают, обнаруживают, откры­вают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возмож­ности, особенности. Для этого на занятиях создается креативная среда, ос­новными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безопасность.

  • Принцип объективации поведения. В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Поскольку большинство участников в группе нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации. Еще одним средством объективации поведения является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсужде­нием. Надо учитывать, что видеозапись является очень силь­ным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осто­рожностью, и, что самое важное, – профессионально.

  • Принцип субъект-субъектного общения. Партнерским, или субъект-субъектным, общением яв­ляется такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого чело­века. Реализация этого принципа создает в группе атмосфе­ру безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведе­нием, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участ­ников группы.

  • Логичным продолжением принципа субъект-субъектного общения является Принцип Я. Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "Я чувствую...", "МНЕ кажется...". Это помогает участникам научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

  • Принцип «здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

  • Принцип конфиденциальности. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с разными людьми, в целях саморазвития.


ОБОРУДОВАНИЕ:


  • компьютер,

  • проектор,

  • мультимедийная доска,

  • видеокамера,

  • микрофон,

  • большое зеркало,

  • флипчат,

  • разноформатная бумага,

  • письменные принадлежности,

  • фломастеры и (или) маркеры,

  • простые и цветные карандаши,

  • краски,

  • ластики,

  • доска для прикрепления наглядных пособий,

  • раздаточные материалы;

  • видеопособия,

  • раздаточные материалы и пр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. http://kpip.kbsu.ru

  2. http://realalfa.blogspot.com

  3. http://studentguide.ru

  4. http://treko.ru

  5. http://www.iworld.ru

  6. http://www.rb.ru

  7. http://www.vseodetishkax.ru

  8. Алман Б.М., Ламбру П.Т. Самогипноз: Руководство по изменению себя / Пер. с англ. Т.К. Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1995. – 192 с.

  9. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 76 с. – (Практическая психология).

  10. Горшков Е.Г., Бухаркова О.В. Из картошки в ананас, или Секреты карьерного взлета. – СПб.: Речь, 2007. – 192 с.

  11. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – М.: Совершенство, 1997. – 17 с.

  12. Как понимать чувства и справляться с проблемами: практические рекомендации по преодолению страхов, неуверенности, неполноценности, вины, ревности, депрессивных состояний / Д. Вольф, Р. Меркле: Пер с нем. – Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 2000. – 128 с.

  13. Как сердцу высказать себя? : диалог со школьником и абитуриентом накануне сочинения: (учеб. пособие) / А. А. Мурашов. - М. : РИПОЛ, 1994. - 94 с.

  14. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. – Самара: Изд-во «АВС», «Бук-Транс», 1997. – 704 с.

  15. Коэн Герб. Искусство вести переговоры и заключать сделки / Герб Коэн; пер. с англ. А. Найденовой. – М.: АСТ: Транзиткнига. 2005. – 381, (3)с. – (Библиотека практической психологии).

  16. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. 3-е изд., стер. – М.: Генезис, 1999.

  17. Лусиани Джозеф. Сила Селф-коучинга. Пять шагов к самореализации и успеху/ Перев. с англ. – М.: ООО Издательский дом «София», 2006. – 288с.

  18. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 896 с.

  19. Материалы видеокурса Растислава Гандапаса «Учимся выступать публично».

  20. Материалы социально-психологического тренинга для участников конкурса «Учитель года – 2006, 2007, 2009».

  21. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 224 с.

  22. Потапов С.В. Как управлять персоналом. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 144с. – (В курсе!).

  23. Риторика : учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев и шк. гуманит. профиля / Н. А. Михайличенко. - М. : Новая шк., 1994. - 96 с.

  24. Риторика : Учебное пособие для учащихся 8-11 кл. учеб. заведений с углубленным изучением гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий / H. Н. Кохтев. - М. : Просвещение, 1994. - 207 с.

  25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 25Н.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.: ил.

  26. Солдатова Г.У., Шайгерова А.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 112 с., илл.

  27. Филиппов А.В., Романова Н.Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях: Справочник: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос