В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Проект летнего эколого-краеведческого лагеряпроект лагеря

Войдите для скачивания файлов











Багина Ольга Николаевна

Высшая категория

453520 Челябинская область

п.Полетаево ул.Молодежная д.5 кв.93

МОУ Полетаевская СОШ

география

Проект летнего эколого-краеведческого лагеря

Использование цифровой-лаборатории «Архимед»








Пояснительная записка


У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом.

Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Обычно эта миссия возлагается на школу, на классных руководителей. Это попытка объединить в едином порыве, единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей - учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения – родителей, жителей поселка.

В лагере принимают участие разновозрастные группы учащихся поселка Полетаево Челябинской области. Проект дополняет комплекс мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, ответственности за её судьбу; способствует совершенствованию системы организации совместного досуга учащихся, повышению социальной активности ребят, вовлечению учителей и детей в совместную проектную деятельностью; воспитывает в подрастающем поколении истинные ценности, чувство гражданственности, патриотизма.

Ещё одна проблема нашего времени –это проблема экологического воспитания и образования молодежи в современных условиях. Кардинального изменения в системе «человек-природа» достигнуть невозможно без нового подхода к воспитанию и образованию, так как причины экологического кризиса следует искать в кризисе человеческой личности. Огромное значение в экологическом образовании учащихся могут сыграть практикумы по полевой экологии и географии, проведение экологических исследований различной направленности в походах, экспедициях, лагерях.

Изучение природных богатств и проблем, связанных с нерациональным освоением невозможно без эколого-географического подхода и соответствующих методик исследования, использующих знания биологии, географии, физики и химии. И мы думаем, что взаимосвязь дисциплин естественнонаучного цикла поможет в формирование личности с новым образом научного мышления. Данная программа профильного лагеря эколого-краеведческого направления является логическим продолжением образовательного процесса.

Малые реки, являются природными системами-индикаторами, то есть наиболее чутко и быстро реагирующими на антропогенное вторжение. Ученики под руководством учителей географии, биологии, химии, физики могут превратить близ лежащую реку в научный полигон. Самостоятельная исследовательская работа на водоёмах способствует осмысленному усвоению теоретических знаний, полученных на уроках, и значительно расширят их; кроме того, оценивая гидрологические, гидрохимические и гидробиологические характеристики водоёма, учащиеся получают ценный научно-практический материал для рационального использования водных и биологических ресурсов водоёма. Разновозрастный состав участников(от12-16лет) туристско-краеведческого объединения и многолетнее его функционирование позволят проводить наблюдения длительно, с требуемой периодичностью за счет передачи опыта от старших к младшим, от опытных исследователей к новичкам. Распределение и выполнение ролевых туристских обязанностей и их постоянная ротация среди участников экспедиции дает возможность снять вопрос монотонности наблюдений и осуществить необходимую их комплексность.

Кроме того, учащиеся, занимающиеся туризмом, имеют навыки выживания в естественной природной среде, не боятся покидать привычные условия и часто отправляются в районы, не затронутые хозяйственной деятельностью человека, где постигают естественные закономерности ненарушенной природной среды и наилучшим образом осознают всю уникальность своей территории.


В условиях современного мира человечеству предстоит решать проблему огромной значимости – как выжить на Земле, на которой экологический кризис представляет реальную угрозу для планеты. Заботливое отношение к окружающему миру и к себе – части этого мира должно формироваться с детских лет.

Актуальность проекта заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного эколого-краеведческого и географического образования.













I.Информационная  карта


1.Полное название


Проект летнего научно-экспериментального эколого-краеведческого лагеря


2.Основание для написания программы


Организация летнего лагеря школьников


3.Автор и руководитель программы


Багина Ольга Николаевна


4.Территория


Челябинская область, п.Полетаево


5.Адрес организации

Челябинская область, п.Полетаево ул.Лесная д.1


6.Название проводящей организации

МОУ  Полетаевская СОШ






7.Цель






-создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул,включение детей в социально значимую, творческую деятельность,формирования у них чувство ответственного отношения к окружающей среде, готовых к практической деятельности,к пропаганде экологических идей, к защите и охране природы.



8.Основное направление

Эколого-краеведческое направление


9.Сроки проведения

лето


10.Количество смен

1  смена


11.Место проведения


в 2км. от п.Полетаево


12.Исполнители основных мероприятий


педагогический коллектив  МОУ Полетаевской СОШ


13.Участие в лагере

по заявления родителей участников проекта





14.Общее количество участников

35 человека


15.Условия  достижения целей и задач

палаточный лагерь




  1. Педагогические цели:

  1. Воспитание экологической культуры.

  2. Привитие навыков исследовательской работы.

3.Формирование ценностей здорового образа жизни;

4.Развитие творческих способностей личности ребёнка;

5.Включение ребёнка в различные виды деятельности с учетом его возможностей и интересов;



  1. Задачи

1.Организовать летний палаточный экологический лагерь на 35 мест для развития детского и юношеского туризма в районе, пропаганды активного отдыха и экскурсий в природу. Повысить интерес к изучению флоры и фауны своей малой родины.

2.Вести оздоровительную работу с детьми и подростками - участниками эколагеря, пропагандировать основы здорового образа жизни.
3.Активизировать научно-исследовательскую работу в полевых условиях и выполнить исследовательскую программу " Летняя экологическая практика".
4.Провести санитарную очистку территории в местности Ташангир участка леса, берега реки Биргильда и ликвидировать там стихийные свалки бытового мусора .
5.В целях популяризации экологических знаний разработать маршруты экологической тропы.

6. Итоги исследовательской работы предоставить в Администрацию Полетаевского сельского поселения в целях создания Памятника природы местного значения.

7.Разместить на территории Ташангира планшеты с природоохранным содержанием.











8.Распространить экологические листовки

Направления деятельности

Формы работы

Ожидаемый результат

Учебно-исследовательская (познавательная)

Экологический ликбез: лекционные, практические учебные занятия, экскурсии, работа с научной и учебной литературой

Интеллектуально-познавательные игры

Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися.

Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу.

Развитие и расширение кругозора учащихся.

Общественно-полезная и трудовая

Трудотерапия (трудовой десант) на территории лагеря.

Самообслуживание – дежурство по столовой и уборка лагеря

Приобретение трудовых навыков, формирование экологической культуры, ответственности за порученное дело, помощи и взаимоподдержки.

Спортивно-оздоровительная

Утренняя зарядка

Подвижные игры

Экскурсии

Походы с играми на местности

КТМ(контрольно-туристический маршрут)

Пропаганда и формирование здорового образа жизни.

Улучшение физического состояния учащихся.

Увеличение двигательной активности.

Укрепление физического здоровья детей.

Природоохранная (художественно-эстетическая)

Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, сказок, загадок, стихов и т.д.

Разместить на территории Ташангира планшеты с природоохранным содержанием

Выпуск стенгазет о жизни в лагере

Экологическая сказка «Сказка о золотой рыбки»

Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья.

Выставки работ учащихся.

Использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях.

Сотрудничество с местной газетой.

Диагностико-аналитическая

Диагностические психологические тесты.

Получение информации о самооценке учащихся и картины эмоционального состояния детей.



ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

  1. Подготовительный (сентябрь-декабрь). Разработка концепции, определение основных целей и задач, изучение имеющегося методического материала, обобщение опыта реализации предыдущих аналогичных проектов, организация взаимодействия с государственными органами и общественными организациями.

  2. Планировочный (февраль-март). Разработка планов.

  3. Организационный (май). Назначение ответственных для реализации Проекта, поиск и привлечение финансовых ресурсов, подготовка материальной базы и формирование контингента, поиск спонсоров.

При организации по формированию отрядов для пропаганды активного отдыха и экскурсий в природу, повышению интереса к родному краю, приготовлена презентация о родном поселке Полетаево ( песня написана и исполняется участниками школьного ансамбля «Кири-кири»).

  1. Деятельный (июнь 2011 год). Собственно реализация в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами.

  2. Итоговый. Подведение итогов и анализ проделанной работы.





ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Организация полевого профильного лагеря;

2.Выпуск "Рабочих тетрадей "для учащихся, методичек для учителей, экологических листовок, планшетов;

3.Создание сайта "Ташангир";

4.Выпуск экологических планшетов и листовок для жителей поселка;

5.Очистка территории местности «Ташангир» и береговой части реки Биргильда;

6.Получение навыков исследовательской и аналитической работы;

  1. Организация работы экологического лагеря

  1. Лагерь организуется по отрядному принципу.

  2. Рекомендуемая численность отряда 6–12 человек.

  3. Каждый ребенок занимается разработкой одной какой-либо темы под руководством учителя-руководителя.

  4. Все время работы лагеря обязательно находиться медработник.

  5. Приготовлением пищи в лагере занимается повар.

  6. Организован подвоз продуктов и бутилированной негазированной воды.

  1. Содержание работы эколого-краеведческого лагеря

1.Приобретение туристического снаряжения;

2.Приобретение оборудования для полевых исследований;

3.Выпуск методической литературы для учащихся;

4.Составление программ полевых исследований в эколого-географических лабораториях;

5.Разработка плана мероприятий в профильном лагере;

6.Создание рабочего сайта ;

7.Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся.

8.Занятия по отрядам (экскурсии, лекции, практикумы, )

Состав отряда:

-командир отряда;

-эколог(2человека);

-краевед(2);

-ботаник(2);

-географ(1);

-журналист(1); -фотограф(1).

9.Научно-исследовательская работа учащихся под руководством учителей.

10.Конкурсы внутри отрядов.

11.Межотрядные и общие мероприятия.

12.Экскурсии.

13.Трудовые десанты по очистке берегов реки, территории лагеря.

14.Встречи с интересными людьми.

15.Интеллектуальные игры, конкурсы, развлекательно-познавательные мероприятия, спортивные игры и т.д.

VI.Примерный перечень общих лагерных мероприятий

1.Полевые лаборатории

2. Экологический мониторинг

3. Краеведческая викторина

4. Концерт «Таланты среди нас».

5. Трудовой десант

6. КТМ(контрольно-туристический маршрут)

7. Работа по образование каменных завалов в реке для самоочищения водоема

8. КВН «Сохраним голубую планету»

9.Экологическая сказка «Сказка о золотой рыбки»

10. Экологическая эстафета

11. Эколого-краеведческая конференция

12.Посвящение в экологи-краеведы

13.Экскурсия на очистные сооружения п.Полетаево



VII. Программа работы лагеря

1день

8.00-9.00 –Регистрация, сборы. Инструктаж по безопасности проживания и поведения на территории палаточного лагеря

9.00-9.30- Завтрак(дежурство 1 отряда)

9.30-.10.00-Заседание актива лагеря

10.00-11.30- Следование до местности Ташангир, до территории лагеря

11.30-13.30- Обустройство в палатках

13.30-14.30-Обед

14.30-15.00-Свободное время(отрядное время)

15.00-16.00-Трудовой десант(уч-ся 6-8классов-очистка территории,

уч-ся 9-11 классов- изготовление плота)

16.00-16.30-Полдник

16.30-17.30- Работа в полевых лаборатория

(школа выживания, лаборатория биоиндикации)

17.30-18.30- Экологический мониторинг(практикум с преподавателем

Челябинского Государственного ПедагогическогоУниверситета)

18.30-19.30-Ужин

19.30-20.30-Краеведческая викторина

20.30-21.30-Концерт «Таланты среди нас».

22.00-Отбой

2день



8.00-8.30-Подъем.Линейка(дежурство 2 отряда)

8.30-9.00-Зарядка

9.00-10.00-Завтрак

10.00-12.00-Трудовой десант

12.00-13.30- Работа в полевых лабораториях(гидрохимическая лаборатория, лаборатория «Цифровой микроскоп»)

13.30-14.30-Обед

14.30-15.00-Свободное время(отрядное время)

15.00-16.00-Инструктаж по ТБ.КТМ(контрольно-туристический маршрут)

16.00-16.30-Полдник

16.30-18.30-Работа по образование каменных завалов в реке для самоочищения водоема

18.30-19.30-Ужин

19.30-20.30-КВН «Сохраним голубую планету»

20.30-21.30-Экологическая сказка «Сказка о золотой рыбки»

22.00-Отбой

3 день

8.00-8.30-Подъем.линейка(дежурство 3 отряда)

8.30-9.00-Зарядка

9.00-10.00-Завтрак

10.00-12.00-Экологический мониторинг(практикум с преподавателем

Челябинского Государственного Университета)

12.00-13.30- Работа в полевых лабораториях(географическая лаборатория, математическая лаборатория)

13.30-14.30-Обед

14.30-15.00- Оформление стенгазеты и видеоальбома

«Наш лагерь «Ташангир»»

15.00-16.00-Краеведческая лаборатория (построение чума)

16.00-16.30-Полдник

16.30-18.30-Экологическая эстафета

18.30-19.30-Ужин

19.30-20.30-Эколого-краеведческая конференция. Рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);

20.30-22.30-Посвящение в экологи-краеведы, прощальный концерт,дискотека

23.00-Отбой

4 день

8.00-8.30-Подъем.Линейка.Зарядка(дежурство 4 отряда)

8.30-9.00-Завтрок

9.00-10.00- Экскурсия на очистные сооружения п.Полетаево

10.00-12.00-Трудовой десант «Нас здесь не было»

13.00-14.00- Закрытие лагеря. Отъезд.









VIII.Требования к устройству, содержанию и организации режима работы детского эколого-краеведческого лагеря палаточного типа «Ташангир» в период летних каникул( на основании Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 26 апреля 2010 г. № 29

Об утверждении СанПиН 2.4.4.2605-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул").



1.Требования к территории и размещению палаточного лагеря

1.1.Для расположения лагеря выбрана сухая, незаболоченная, незатопляемая талыми, дождевыми и паводковыми водами территория. Участок с ровным рельефом и одним склоном для стока ливневых вод.

1.2.Питьевая вода промышленного производства, расфасованная в емкости (бутилированная).

1.3.Территория туристического лагеря обозначена по периметру хорошо заметными знаками ( ленты ).

1.4.На территории туристского лагеря выделяются зоны: жилая; приготовления и приема пищи, хранения продуктов питания; санитарно-бытовая; административно-хозяйственная.

1.5.Перед открытием непередвижного туристического лагеря и в местах стоянок передвижных туристических лагерей проводится: генеральная уборка территории, скашивание травы, уборка сухостоя и валежника, очистка от колючих кустарников и зеленых насаждений с ядовитыми плодами, акарицидная обработка территории, мероприятия по борьбе с грызунами.

1.5.В непередвижном лагере предусмотрено место для сбора и хранения мусора на расстоянии не ближе 25 м от жилой зоны и зоны пищеблока.

2.Требования к водоснабжению .

2.1.Для организации питьевого режима может быть использована питьевая вода, расфасованная в емкости (бутилированная негазированная вода.

2.2.Количество питьевой воды рекомендуется принимать из расчета не менее 2 литров на 1 человека в сутки.

2.3.Для питья, мытья овощей и фруктов, которые в дальнейшем не будут подвергаться термической обработке, используют бутилированную или кипяченую воду (кипячение в течение 5 - 10 мин. от момента закипания). Кипяченую воду хранят на кухне и меняют не реже 1 раза в 12 часов.

2.4. В непередвижном туристическом лагере необходимо предусмотреть условия для подогрева воды с целью обеспечения горячей водой пищеблока и санитарно-бытовой зоны.





3.Требования к организации жилой зоны

3.1.В жилой зоне размещаются: жилые палатки, место для складирования снаряжения коллективного пользования, место для сушки одежды и обуви, палатка для размещения медпункта.

3.2. Палатки размещают на сухом возвышенном месте на площадках с травяным покрытием или с утрамбованным грунтом. Вокруг палаток предусматривается устройство канавок с уклоном (от палатки) для стока дождевых вод.

3.3. Тип палаток двух- и трехслойные.

3.4.Все палатки имеют плотно закрывающийся вход. В палатке должно предусматриваться место для хранения обуви.

3.5.Дно внутренней палатки должно быть из водонепроницаемой ткани, пол приподнят с помощью надувных матрасов тепло- и влагоизоляционными материалами.

3.6.Количество спальных мест в палатке определяется ее вместимостью, указанной в инструкции по применению. Каждый отдыхающий должен иметь индивидуальное спальное место.

3.7.Палатки для мальчиков и девочек должны быть раздельными.

3.8.Для организации сна используют спальные мешки с индивидуальными воротниками из хлопчатобумажной ткани и специальные туристские коврики.

3.9.Медицинский пункт размещают в палатке площадью не менее 4 м2.

3.10. В конце каждой смены все постельные принадлежности (матрац, одеяло, подушка) и спальные мешки с вкладышами подлежат камерной дезинфекции в целях профилактики педикулеза и инфекционных заболеваний. Палатки подлежат обработки с моющими и дезинфицирующими средствами.



4. Требования к организации физкультурно-спортивной зоны

4.1. Физкультурно-спортивная зона в непередвижном туристическом лагере должна быть инсолируемой, с выделением площадок для проведения подвижных игр. Покрытие площадок может быть травяное покрытие.

4.2. Купание детей в открытых водоемах осуществляется в специально отведенных местах. На берегу оборудуются защитные устройства от солнца.

4.3. Граница поверхности воды, предназначенной для купания, обозначается яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами.

4.4. Территория берега водоема, предназначенная для отдыха и купания, должна быть очищена от мусора и камней, удалена от мест сброса сточных вод, водопоя скота и других источников загрязнения на расстоянии не менее 500 м.



5. Требования к организации административно-хозяйственной зоны

.5.1. В административно-хозяйственной зоне предусматривают: палатки администрации лагеря; зона для приготовления и приема пищи, хранения продуктов питания.

5.2. Устройство зоны для приготовления пищи на костре.

5.3.Кухня располагается в отдельной палатке, имеющей естественную вентиляцию. Окна и вход должны быть закрыты мелкой сеткой. Рядом с входом в кухню оборудуется умывальник для мытья рук персонала пищеблока.

Кухня и столовая могут быть объединены, или расстояние между ними не должно превышать 20 метров.

5.4.В лагере для приема пищи используются столы в специально оборудованной палатке.

5.5. Дизельная установка лагеря располагается не ближе 25 м от жилой зоны.

6. Требования к организации санитарно-бытовой зоны

6.1. Санитарно-бытовая зона включает в себя умывальники, место для мытья ног, для стирки белья, для сушки одежды, туалеты, место сбора мусора.

6.2. Умывальники следует располагать вблизи жилой зоны под навесом на утрамбованной площадке из расчета 1 умывальник на 6 - 7 человек.

6.3.. Туалеты в лагере располагается на расстоянии не менее 25 метров от жилой зоны и кухни и не менее 50 метров от места купания, из расчета 1 очко (размером не более 0,2 м×0,3 м) на 10 человек раздельно для мальчиков и для девочек. Не допускается устройство туалетов без крыши (навеса). Возле туалетов оборудуются рукомойники.

Туалеты выгребного типа организуют с надземной частью и водонепроницаемым выгребом и располагают ниже всех зон лагеря. Глубина выгреба от поверхности земли рассчитывается в зависимости от уровня стояния грунтовых вод, но не менее 1 метра. Не допускается заполнение выгреба более 2/3 объема.

Туалеты не должны располагаться ниже водоемов и не ближе 200 м от них, на расстоянии не менее 30 м от жилой зоны, зоны приготовления и приема пищи и источников водообеспечения.

6.4.. Дорожки к туалетам в непередвижном туристическом лагере должны быть хорошо утрамбованы, ровные, без впадин и ям, освещены.

Должно быть предусмотрено естественное и искусственное освещение туалетов.

7. Режим дня и организация досуга детей

7.1. Распорядок дня туристского лагеря должен предусматривать: продолжительность сна не менее 8,5 - 9,0 часов, 4 разовое питание, проведение утренней зарядки, спортивных и культурно-массовых мероприятий, гигиенических, оздоровительных и закаливающих (водные, воздушные) процедур, отдых и свободное время, работы по благоустройству лагеря.

7.2. Физкультурно-оздоровительная работа организуется с учетом возраста, физической подготовленности и здоровья детей.

Для детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, физическая нагрузка нормируется с учетом состояния здоровья, врачебных рекомендаций и уровня физической подготовленности.

7.3.Утренняя гимнастика проводится ежедневно на открытом воздухе, за исключением дождливой погоды.

7.4. Купание проводится в первую половину дня, в жаркие дни допускается повторное купание во второй половине дня. Начинать купание рекомендуется в солнечные и безветренные дни при температуре воздуха не ниже 23°С и температуре воды не ниже 20°С. Продолжительность купания в первые дни 2 - 5 минут, с постепенным увеличением

7.5.Рекомендуемая масса рюкзака со снаряжением для подготовленных детей, в зависимости от пола и возраста не должна превышать: для учащихся 12 лет - 4 кг; мальчиков 13 - 14 лет - 5 кг, девочек 13- 1 4 лет - 4 кг; мальчиков 15 лет - 6 кг; девочек 15 лет - 5 кг; мальчиков 16 лет - 8 кг; девочек 16 лет - 5 кг; мальчиков 17 лет - 9 кг; девочек 17 лет - 5 кг.

8. Требования при организации питания

8.1. Для организации питания детей и подростков туристического лагеря - приготовление пищи на костре;

8.2. Доставка пищевых продуктов в туристический лагерь осуществляется специализированным транспортом, имеющий оформленный в установленном порядке санитарный паспорт, при условии обеспечения раздельной транспортировки продовольственного сырья и готовых пищевых продуктов, не требующих тепловой обработки. Допускается использование одного транспортного средства для перевозки разнородных пищевых продуктов при условии проведения между рейсами санитарной обработки транспорта с применением дезинфицирующих средств.

8.3.. Полевые кухни оборудуются под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли. Оборудуются разделочными столами, разделочными досками и поварскими ножами с соответствующей маркировкой.Допускается покрытие столов клеенкой (она должна заменяться при нарушении ее целостности и по мере износа).

В оборудование кухни также входят:

а) разделочные доски и ножи с соответствующей маркировкой: "СМ" - сырое мясо, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "Х" - хлеб, "Гастрономия", "КС" - куры сырые, "Зелень", "Сельдь". Разделочные доски должны быть изготовлены из дерева, использование досок из пластмассы и прессованной фанеры не допускается.

б) баки, бачки, ведра, (котлы) кастрюли, столовые приборы и другие предметы кухонного оборудования;

в) фартуки, халаты, косынки не менее чем в двух комплектах для всего поварского состава и дежурных по кухне;

г) баки и ведра с крышками для сбора пищевых отходов.

Для хранения скоропортящихся продуктов должны быть предусмотрены условия для их хранения при температуре не выше 6°С.

Сточные воды отводятся от кухни и моечных в специальную яму. Сточные воды должны проходить через фильтр (ящик с решетчатым дном, наполненный соломой, стружками).

8.4. В качестве столовой посуды и столовых приборов (металлической, эмалированной, фаянсовой и другой) возможно использование одноразовой посуды, разрешенной к применению для контакта с пищевыми продуктами.

Не допускается повторное использование одноразовой посуды.

Обеденные столы должны иметь гигиеническое покрытие, которое легко моется, устойчиво к воздействию высокой температуры и дезинфицирующих средств.

8.5.Уборку столовой проводят после каждого приема пищи. Столы моют горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь и промаркированные емкости.

Для мытья посуды применяют разрешенные моющие средства в соответствии с инструкциями по их применению.

Чайная посуда, столовые приборы промываются горячей водой (45°С) с применением моющих средств в 1-й емкости, ополаскиваются горячей водой (65°С) во 2-й емкости. Столовые приборы после мытья ошпариваются.

Столовая посуда обрабатывается в следующем порядке:

а) механическое удаление остатков пищи;

б) мытье в 1-й емкости в воде с температурой не ниже 45°С с добавлением моющих средств в соответствии с инструкцией;

в) мытье во 2-й емкости в воде с температурой не ниже 45°С и добавлением моющих средств в количестве в 2 раза меньшем, чем в 1-й емкости;

г) ополаскивание посуды в 3-й емкости горячей водой с температурой не ниже 65°С.

Рекомендуется смену воды в каждой емкости проводить после мытья и ополаскивания 20 единиц посуды.

После мытья столовая и чайная посуда, столовые приборы просушиваются.

Разделочные доски и ножи после их мытья необходимо ошпарить кипятком, просушить и хранить на стеллажах.

Чистая посуда и столовые приборы хранятся на полках (стеллажах), закрытых чистой тканью или марлей. Столовые приборы хранятся ручками вверх, хранение их россыпью не допускается.

Ветошь, щетки для мытья посуды после использования кипятят в течение 15 минут в воде с добавлением моющих средств или замачивают в дезинфицирующем растворе, разрешенном к применению, затем прополаскивают, сушат и хранят в специально

8.6.Рацион питания предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение дня, на основании физиологических потребностей в пищевых веществах .

8.7. Примерное меню для туристического лагеря разрабатывается организацией, организующей питание и утверждается начальником туристического лагеря либо учредителем туристического лагеря.

8.8.. В примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных

8.9.Качество пищевых продуктов и продовольственного сырья проверяется медицинским работником.

Не допускаются к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшими сроками реализации, с признаками порчи.

8.10.. Продукты следует хранить в таре производителя. При хранении продуктов должны строго соблюдаться сроки годности, условия хранения, правила товарного соседства.

8.11. Пищу готовят на каждый прием и реализуют не позднее 1-го часа с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается.



9. Требования к санитарному содержанию территории туристического лагеря

9.1. Территория туристского лагеря должна содержаться в чистоте. Перед началом смены туристского лагеря и после окончания должна быть проведена генеральная уборка с вывозом мусора на полигоны для сбора твердых бытовых отходов.

9.2.Текущая уборка территории должна проводиться ежедневно: утром и по мере загрязнения. Твердые бытовые отходы собирают в полиэтиленовые мешки, мусоросборники или специальные емкости. При заполнении их на 2/3 объема и по окончании смены они должны быть вывезены в узаконенные места сбора твердых бытовых отходов. Повторное использование полиэтиленовых мешков не допускается.

9.3. Ямы для сбора сточных вод в непередвижных туристических лагерях должны быть закрыты крышками и регулярно, при заполнении не более 2/3 объема, очищаться. Для предупреждения выплода мух рекомендуется использовать дезинсекционные средства, прошедших государственную регистрацию, и применять в соответствии с инструкцией производителя. Рекомендованная кратность обработки - 1 раз в 5 - 10 дней.

9.4. Дверные ручки и полы в туалетах ежедневно промывают с использованием моющих средств и обрабатывают дезинфицирующими средствами. Не допускается привлекать детей к уборке туалетов.

9.5. Выгребные ямы туалетов ежедневно заливаются растворами дезинфицирующих средств.

9.6. В палатках должны быть порядок и чистота. Жилые палатки должны ежедневно подвергаться уборке с применением моющих средств.

9.7. Моющие и дезинфицирующие средства хранят в специально отведенных местах в таре производителя, допускается их хранение в специально выделенных промаркированных емкостях.

9.8. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован. После использования уборочный инвентарь моют с моющими и дезинфицирующими средствами и хранят в специально отведенном месте. Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов должен иметь сигнальную маркировку (красную, оранжевую) и храниться отдельно.

10. Требования к соблюдению правил личной гигиене персоналом

10.1. Работники кухни перед началом работы должны надевать чистую спецодежду, убирать волосы под головной убор, тщательно мыть руки с мылом.

10.3. При появлении признаков простудного заболевания или желудочно-кишечного расстройства, а также нагноений, порезов, ожогов, работник обязан сообщить об этом администрации и обратиться за медицинской помощью, а также обо всех случаях заболевания кишечными инфекциями в своей семье.





11. Организация работы медицинского персонала

11.1. Оснащение медицинского пункта должно соответствовать рекомендациям органа исполнительной власти в области здравоохранения.

11.2. Медицинский работник принимает участие в проверке готовности туристического лагеря; контролирует полноту оснащения медицинской палатки; обеспечения моющими и дезинфицирующими средствами; проверяет личные медицинские книжки сотрудников; проводит медицинский осмотр детей перед заездом их в туристический лагерь; сопровождает детей в пути следования; контролирует организацию питания, осматривает детей и дает разрешение на участие в походах, ведет учет заболеваемости.

11.3. При возникновении инфекционных заболеваний и отравлений информация немедленно доводится до органа уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и территориального учреждения здравоохранения.

12. Требования к выполнению санитарных правил

12.1. Руководитель палаточного лагеря является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:

- наличие в учреждении настоящих санитарных правил и доведение их содержания до сотрудников учреждения;

- выполнение требований санитарных правил всеми сотрудниками учреждения;

- необходимые условия для соблюдения санитарных правил;

- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

- наличие личных медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований;

- организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.

12.2. Медицинский персонал осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.

12.3. Во всех случаях возникновения групповых инфекционных заболеваний, а также других выявленных нарушений санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений, руководитель оздоровительного учреждения обязан незамедлительно (в течение 1 часа) информировать орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, для принятия в установленном законодательством Российской Федерации мер.



























IX.Примерное меню эколого-краеведческого лагеря «Ташангир»

(в расчете на одного человека)

1 день


Наименование блюда

Выход(гр)

сумма

Завтрак

Каша молочная рисовая

200






1 день

200




200



Хлеб пшеничный

20


Обед

Салат из св. огурцов с раст. м.

100



Суп с макор. издел. с тушенкой

250



Плове овощами

150



Чай

200



Хлеб

40



Кондит изделия (вафля)

20


Полдник

Апельсин,сок

150,200


НУжин

Гречка с тушенкой

150



Чай со сл. маслом

200



Кондит. изделия (булочка)

50


2 день

Завтрак

Каша пшенная

200



Чай с лимоном

200



Хлеб

200



Масло сливочное

20


Обед

Салат из зел. горошек с раст. м

200



Борщ из свеж, капусты

250



Карт, тушен, с овощами

150



Компот из сухофруктов

200



Хлеб

40


Полдник

Яблоко,сок

150 ,200


Ужин

Макароны по - флотски

150



Какао

200



Хлеб

40



Конд. изделия (булочка)

100


З день

Завтрак

Яйцо

1 шт.



Гречка с тушенкой

150



Кофе со сгущ. молоком

200



Хлеб

20



Масло слив.

20


Обед

Салат из кукурузы с раст. маслом

70



Щи из свеж, капусты

250



Овощное рагу с тушенкой

150



Компот из сухофруктов

200



Хлеб

40


'Ужин

Плов с тушенкой

150



Чай

2ОО


Полдник

Шоколад, апельсин

25,150


4 день

Завтрак

Сок

0,2



Конд. изделия

20


Итого






X.Рекомендуемый перечень личного (индивидуального) снаряжения учащегося в туристическом лагере

Наименование

Количество

1.

Рюкзак, объемом 20 л

1

2.

Спальный мешок

1

3.

Коврик пенополиуретановый многослойный

1

4.

Пленка полиэтиленовая 1 м×1 м или дождевик

1

5.

Куртка-ветровка

1

6.

Головной убор с козырьком для защиты от солнца

1

7.

Свитер шерстяной (полушерстяной)

1

8.

Ботинки туристские

1

9.

Легкая обувь: кеды или кроссовки

1 пара

10.

Нижнее белье

1-2 комплекта

11.

Носки теплые

1-2 пары

12.

Носки хлопчатобумажные

2-3 пары

13.

Брюки спортивные хлопчатобумажные

1

14.

Миска

1

15.

Ложка

1

16.

Кружка

1

17.

Средства личной гигиены: шампунь, мыло, зубная щетка, зубная паста

по 1-2

XI.Примерный перечень снаряжения коллективного пользования

Наименование

Количество

1.

Палатка туристская

18

2.

Набор кострового снаряжения

1

3.

Аптечка отрядная (входят средства первой медицинской помощи)

1

4.

Ремонтный набор (нитки швейные, иголки швейные, ножницы)

1

5.

Фонарь

1

6.

Компас

1

7.

Музыкальный инструмент (гитара)

1









 

 

XII.Примерные темы исследовательских работ

Объект изучения


Темы

Воздушная среда


  • Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны;

  • Определение чистоты воздуха по видовому составу и численности лишайников;

  • Определение чистоты воздуха по методом трансплантации лишайников в загрязненные среды;

  • Индикация чистоты воздуха по снегу;

  • Определение запыленности воздуха по листьям древесных пород;

  • Экспресс - метод определения углекислого газа в воздухе помещений (метод нейтрализации СО2);

  • Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки.

  • Изучение кислотности дождевой воды.

Водные объекты


  • Биоиндикация качества воды по водорослям;

  • Оценка качества поверхностных вод по биотическому индексу;

  • Определение степени загрязнения водоема по индексу Гуднайта и Уотлея;

  • Изучение параметров популяций моллюсков-фильтрантов для оценки способности малых рек к самоочищению;

  • Биоиндикация токсичности природных вод с помощью дафний;

  • Изучение органолептических показателей воды (содержание взвешенных частиц, цветность, окраска, прозрачность, запах, вкус и привкус);

  • Изучение водородного показателя;

  • Определение общей жесткости воды спиртово-мыльным методом;

  • Определение карбонатной жесткости;

  • Йодометрическое определение растворенного кислорода по Винклеру;

  • Определение окисляемости в кислой среде (метод Кубеля);

  • Определение биохимического потребления кислорода (БПК);

  • Определение нитратов и нитритов в воде по методу А.Л. Рычкова;

  • Качественное определение хлоридов с приближенной количественной оценкой;

  • Качественное определение сульфатов с приближенной количественной оценкой;

  • Исследование качества воды водоемов методом автографии на фотобумаге;

  • Определение свободной и общей щелочности;

  • Изучение мутагенности воды методом проращивания семян.

Почвы

 

  • Биоиндикация плодородия, водного режима, кислотности;

  • Оценка состояния почв по численности беспозвоночных;

  • Использование листьев липы в качестве биоиндикатора солевого загрязнения почвы (для города);

  • Биоиндикация почвы по почвенным водорослям;

  • Определение физических свойств почвы (структура, механический состав, окраска, влажность);

  • Определение общей влаги, гигроскопической влаги и полной полевой влагоемкости;

  • Определение актуальной, обменной и гидролитической кислотности почвы;
    Изучение интенсивности дыхания почвы адсорбционным методом Штатнова;

  • Определение степени засоления почвы;

  • Качественное определение содержания химических веществ в почве с приблизительной количественной оценкой.

Биологические объекты

 

  • Изучение лесного фитоценоза (характеристика древостоя, подлеска, травянисто-кустарничкового покрова, яруса мхов, надпочвенных лишайников, грибов)

  • Характеристика яруса лесного фитоценоза (видовой состав, число особей каждого вида, высота, диаметр ствола, сомкнутость, обилие, проективное покрытие, жизненность, следы деятельности человека, жизнедеятельности животных);

  • Характеристика фитоценоза луга (тип луга, рельеф местности, типы почвы, условия увлажнения, наличие деревьев и кустарников, ярусность, преобладающие виды);

  • Определение встречаемости видов растений в сообществе;

  • Изучение беспозвоночных при помощи биоценометра;

  • Количественный учет птиц и расчет плотности их населения;

  • Инвентаризация зеленых насаждений населенного пункта;

  • Фенологические наблюдения;

  • Описание экологической ниши вида;

  • Характеристика консорции ели (пихты, рябины и т.д.).















Краеведческая викторина




  1. По каким рекам Челябинской области проходит государственная граница России.

  2. Какие три города стоят у границ Челябинской области.

  3. Какими полезными ископаемыми богаты болота.

  4. Какое растение самое популярное в геральдике Челябинской обл.

  5. Какая уральская техника увековечена в челябинских памятниках

  6. Самая высокая вершина Челябинской обл.

  7. Как называлась река Урал на картах Птолемея.

  8. Какая река получила свое современное имя в 1775 году по указу Екатерины II.

  9. Какие ворота вели из Челябинской крепости в Миасскую.

  10. Река, на берегах которой разместились три города нашей области.

  11. Река, на которой был поставлен старейший в области железоделательный завод.

  12. Соленое озеро севернее Челябинска.

  13. Город крылатого коня.

  14. Город на одноименной реке.

  15. Город – родина академика И.В.Курчатова.

  16. Что обозначает название «Ташангир».

  17. Что обозначает название «Биргильда».









Список используемых источников

  Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция РФ;

Закон РФ «Об образовании»;

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, № 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213; 2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, № 44, ст. 4984; 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953).

СанПиН 2.4.4.2605-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул".



1. Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию экспериментально.С-Петербург,1993
2. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., АО МДС,1996
3. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг, М., 2000.
4. Воробьев Г.А. Исследуем малые реки. Вологда,"Русь",1997
5. В помощь юному исследователю природы. Сост. Наумов А.А., Наумова Т.В., Пермь, 1998
6. Добрецова Н.В. Экологичекое воспитание в пионерском лагере. М.: ВО "Агропромиздат", 1988
7. Евтюхова М.А. Дикорастущие весенние цветы для садов и парков. М.: Наука, 1968.
8. Жилин Д.М. Организация полевой аналитической лаборатории для дополнительной сети экологического мониторинга. М.: ООО "ДеЛи", 1999.
9. Злотников Э.Г., Эстрин Э.Р. Химико-экологический анализ различных природных сред: Эксперим. материал для факультатив. и кружковых занятий в сред. шк. Киров: ВГПУ, 1996.
10. Ихер Т.П. Изучаем малые реки: Пособие но комплексному исследованию экологического состояния малых рек. /под ред. Л.Ф. Тарариной/. Тула, 1999.
11. Как организовать общественный экологический мониторинг. Руководство для общественных организаций. Под редакцией к.х.н. М.В.Хотулевой. М., Социально-Экологический Союз, 1997
12. Колбасников А., Васильев-Левшин В. Экологическое воспитание школьников в процессе туристской работы // Воспитание школьников. 1992. № 5/6. С. 16-18.
13. Колосков А.В., Гордова А.Ф. Экология твоего жилища. М.,МГДТД и Ю,1997.
14. Коробейникова Л.А. Практическая экология для школьников. Как изучить родник? // Рос. хим. журн. 1994. Т. 38, № 4. С. 67-70.
15. Кравченко Н.Г., Кривенко О.В. Экологическое воспитание и природоохранная работа с учащимися: [внеурочная работа] // География в шк. 1995. № 3. С. 72-75.
16. Кручинина Н.Е., Александрова М.М., Кручинина Е.Ю. Химический анализ качества водных сред в центрах школьного экологического мониторинга. М., ЩЩЩ "ДеЛи", 1999.
17. Никулин Ю.Г. Содержание практической работы учащихся на экологической тропе // Природные ресурсы Западно-Уральского Нечерноземья, их рациональное использование и охрана. Пермь, 1990
18. Опытническая работа по биологии и экологии в школе / Рязан. гос. пед. ин-т им. С.А. Есенина; [С.А. Суворова]. Рязань: РГПИ, 1992
19. Пахомов В.И., Барханцева Н.Н., Слуцкова Е.А. Экологический лагерь в городе [для школьников] // Биология в шк. 1996. № 3. С. 59-63.
20. Чертопруд М.В. Мониторинг загрязнения водоемов по составу макрозообентоса. М., 1999.
21. Экологическое образование и воспитание в организации летнего отдыха школьников / Авт.-сост.: С.С. Кашлев, Л.П. Калиновская, З.В. Борисова. Минск, 1992
22. Сборники методик ассоциации "Экосистема"


27



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru