В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Документ Microsoft Word (2).doc (Работа со слабоуспевающими детьми)

Любовь Барсукова
Файл прикреплен к материалу: Работа со слабоуспевающими детьми
Войдите для скачивания файлов

    Предупреждение неуспеваемости учащихся.

Как правило, некоторые ученики начальных классов начинают быстро уставать и общая успеваемость падает. Как выявить отставание учащихся? Какие причины лежат в основе неуспеваемости?

Признаки отставания — начало неуспеваемости учащихся.

1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и выслушивая объяснения учителя.

2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об учебнике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.


Основные способы обнаружения отставаний учащихся:

- наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

- вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

- обучающие самостоятельные работы в классе.

При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.


Основные признаки неуспеваемости учащихся

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.


Причины неуспеваемости

Внутренние по отношению к школьнику

Внешние по отношению к школьнику

Недостатки биологическо-го развития  личности

Недостат-ки психического развития личности

Недостат-

ки воспитанности  личности

Недостат-ки образования личности

Недостат-ки опыта влияний школы

Недостатки влияний внешкольной среды

а) дефекты органов чувств;

б) соматическая ослабленность;

в) особенности высшей нервной деятельности отрицательно влияющей на учение;

г) психопатологические отклонения.

а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;

б) слабое развитие воли;

в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

а) недостат-ки в развитии моральных качеств личности;

б) недостат-ки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;

в)недостатки в трудовой воспитанности.

а) пробелы в знаниях, специальных умениях;

б) пробелы в навыках учебного труда.

а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;

б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.).

а) недостатки влияний семьи;

б) недостатки влияний сверстников;

в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1.Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.


Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников

1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:

а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;

б) в средних классах, развивая указанные для младших школьников навыки, повысить требовательность, сделать акцент на формировании у учащихся сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению. Здесь надо особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный, внимательный подход к учащимся, так как для этого возраста свойственны стремление к взрослости и повышенная раздражительность, – следует учитывать их интересы. Важно обратить внимание и на тщательную координацию объема домашних заданий по разным предметам, потому что объем учебной работы, особенно в шестом классе, специалисты считают завышенным, а у школьников этого возраста к тому же отмечается более высокая утомляемость;

в) в старших классах представляется особо важным сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;

г) во всех звеньях школы необходимо обеспечить дифференцированный подход к мальчикам-подросткам: вовлекать их во внеклассную работу по предмету, в лаборантские звенья при школьных кабинетах, в технические кружки и оборонно-спортивную работу, расширять представительство мальчиков в ученическом активе; характер отношений учителей с мальчиками-подростками строить по линии большей предупредительности, внимательности, выдержки, доверия, откровенности, доброжелательности, а также учета их повышенной утомляемости и связанной с этим неровности в поведении;

д) сконцентрировать внимание на повышении эффективности преподавания, особенно русского языка и математики, так как от степени овладения ими зависит успеваемость по многим другим предметам.

2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, их устранение и профилактика.

3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения личности учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.

4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и воспитания, установление межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с ученическим активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.

5. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных коррегирующих занятий.

6. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.

7. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений и прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.

8. Постоянный контроль за реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществление специального контроля за работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.

9. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.


Памятка для работающих с неуспевающими учениками

1. Фамилия, имя, отчество ученика.
2. Класс.
3. По каким предметам не успевает.
4. Поведение ученика.
5. Причины плохой успеваемости.
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником.
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
8. Сколько времени уже длится эта работа.
9. Какие изменения наблюдаются, каковы результаты работы.




        

  Методические рекомендации для учителей начальных классов

         «Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины»

 

п/п

Виды трудностей

Возможные причины

1

Плохо запоминает конфигурацию букв

недостаточная сформированность зрительной памяти

2

Недостаточное различение близких по конфигурации букв «п — н», «в — а», «г — т» (путает буквы при чтении)

недостаточная сформированность зрительного восприятия

недостаточная сформированность зрительной памяти

 • недостатки методики обучения

3

Перестановка букв при чтении (рак — кар, нос — сон)

недостаточная сформированность зрительного восприятия

4

Замены букв, неправильное произношение при чтении

недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции

5

Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно)

недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

недостаточная зрелость коры головного мозга

6

Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение)

функциональная слабость центральной нервной системы

трудность концентрации внимания

 • выраженное утомление

7

Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз

форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)

8

Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного

форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)

9

Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года)

недостаточная сформированность зрительного восприятия

недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа,

артикуляции трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление

10

Медленный темп чтения

индивидуальные особенности темпа деятельности



     Методические рекомендации для учителей начальных классов

  «Виды трудностей при обучении письму и их возможные причины»

 

п/п

Виды трудностей

Возможные причины

1

Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента)

недостаточная сформированность зрительной памяти

недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования)форсирование темпа обучения

2

Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента

недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

недостаточная сформированность зрительно-моторных координации

форсирование темпа обучения

недостаточная сформированность зрительной памяти

недостатки методики обучения

3

Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор)

•          недостаточная сформированность зрительно-моторных координации

недостаточная сформированность моторных функций

недостатки методики обучения

4

Ошибки в пространственном расположении букв

недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

 

5

Не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы «в—д», пишет «лишние элементы»: «и—ш», «л—м» или, наоборот, не дописывает

 недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

недостаточная сформированность зрительной памяти

недостатки методики обучения

форсирование темпа обучения

сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания

6

Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор)

недостаточная сформированность моторных функций

нарушение зрительно-моторных координации

недостатки методики обучения

форсирование темпа обучения

7

 

 

Сильный нажим, тремор

недостаточная  сформированность  моторных функций

нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки)

нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением

8

Ошибки при письме:•            пропуски согласных и гласных букв(определенного характера)

замены согласных букв, близких по звучанию («3 — О, «Г — К", «б П", «Д — Т» И Т. Д.)

недописывание букв, слогов

трудности звуко-буквенного анализа

форсирование темпа обучения

недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия

трудности концентрации внимания

9

Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги с последующими сло­вами, не ставит точку — не разделяет предложения и т. п.)

непосильный темп, трудности концентрации внимания, низкая, неустойчивая работоспособность

индивидуальные особенности организации деятельности

педагогические недоработки

10

Ухудшение почерка, пропуски букв, замены и т. п. при письме под диктовку

непосильный темп, трудности концентрации внимания, низкая, неустойчивая работоспособность

индивидуальные особенности организации деятельности

педагогические недоработки

11

Те же явления при списывании

недостаточная сформированность навыков звуко-буквенного анализа

слишком быстрый темп письма

недостаточная сформированность зрительно-моторной координации

недостаточная сформированность зрительной памяти


      Методические рекомендации для учителей начальных классов

 «Виды трудностей при обучении математике и их возможные причины»

п/п

Виды трудностей

Возможные причины

1

Плохое выделение и различение геометрических фигур

недостаточная сформированность зрительного восприятия

недостаточная сформированность зрительной памяти

недостатки методики обучения

2

Трудности правильного копирования простейшей геометрической фигуры с сохранением размерности пропорций

недостаточная сформированность зрительно-моторных координации

недостаточная сформированность зрительного восприятия

форсирование темпа обучения

3

Зеркальное написание цифр «3 — 8», «6 ~ 8», плохое различение цифр, близких по конфигурации: «6 — 9», «Э — 2»; переста­новка цифр в числах: «З6 — 63

недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

недостаточная сформированность зрительной памяти

4

Замены цифр при восприятии на слух: семь-восемь, три-четыре

недостаточная сформированность слухового восприятия

5

Трудность формирования правильной траектории движений при написании цифр, изменение конфигурации, соот­ношения элементов

недостаточная сформированность зрительно-моторных координации

недостаточная сформированность зрительного восприятия

недостатки методики обучения

форсирование темпа обучения

6

Сильный тремор, неровность штрихов, сильный нажим

недостаточная сформированность координации движений

неправильное положение ручки

7

Неустойчивый почерк: цифры неровные, растянутые, нарушение конфигурации, соотношений штрихов, размеров цифр

недостаточная сформированность координации
движений

неправильное положение ручки

сильное утомление

8

Трудности расположения заданий по вертикали и горизонтали, перестановки

недостаточная сформированность зрительного восприятия

недостаточная сформированность пространственного восприятия

9

Трудность переключения с одной операции на другую в процессе деятельности

трудности вербально-логического мышления

механическое чтение

10

Фрагментарное восприятие задания (задачи)

функциональная слабость центральной нервной системы, повышенная утомляемость

 механическое чтение

11

Трудность переключения с одной операции на другую в процессе деятельности

функциональная слабость центральной нервной системы, повышенная утомляемость

индивидуальные особенности деятельности

12

Трудности формирования математических понятий, усвоения законов, правил; трудность переноса вербальной инструк­ции в конкретное действие

недостаточная сформированность вербально-логического мышления

недостаточная сформированность речевого развития

недостатки методики обучения



Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru