Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кабы Коприйская средняя общеобразовательная школа
Апастовского района РТ
«Согласовано» Руководитель МО _____________Гибасева Э.М.
Протокол № ___ от «____»____________20___ г. |
«Утверждаю» Директор школы ____________Шарафуллина М.Х.
Приказ № ___ от «__»_____20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«География материков и океанов»
7 класс
Учитель:
Гибасева Э.Р.
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
-
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г.
-
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2009 г.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2004), рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Основные цели и задачи курса:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Планируемые результаты обучения.
-
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Распределение часов по разделам и темам является примерным.
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 час.
Практических работ-22
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Раздел. Как люди открывали мир (3 часа)
Современный облик планеты Земля. Образование и развитие Земли как планеты.
Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста, слагающих земную кору, горных пород.
Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.
Раздел.Земля- уникальная планета (9ч)
Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Территориальные сочетания минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.
Пространственные различия процессов формирования климата. Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.
Распределение вод суши по материкам в зависимости от количества осадков, испаряемости, тепла и рельефа. Главные речные системы и бассейны материков. Влияние климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков и их регионов.
Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы.
Особенности почвообразования в различных природных условиях. Агроклиматические ресурсы материков и их регионов.
Раздел. Материки и океаны (53ч)
Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Самые многочисленные народы. География языков и религий. Региональные различия в плотности населения материков, регионов и стран.
Многообразие стран современного мира. Их основные типы. Наиболее крупные страны по площади и численности населения, их столицы и крупные города.
Материки и страны. Типовая характеристика каждого материка. Типовая характеристика может использоваться при изучении каждого материка с учетом его географической специфики:
— Африки;
— Австралии;
— Южной Америки;
— Северной Америки;
— Евразии;
— Антарктиды.
Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.
Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.
Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.
Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества.
Природно-хозяйственные регионы. Влияние природно-исторических условий на формирование хозяйственной специализации различных территорий. Географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов. Главные природно-хозяйственные регионы материков.
Страны материков. Рекомендуется изучение не менее 20 стран типичных для крупных регионов материков.
Политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы и природных ресурсов, населения, основных видов хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов. Столицы и наиболее крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
Практические работы
Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам разделов: «Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материка», «Климатические показатели, характеризующие разные природные зоны материка» и др.
Составление географических описаний: климата, природных зон материков, рек, озер, городов, ландшафтов, культуры народов.
Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязей географических компонентов природных комплексов между собой.
Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам.
Составление картосхем, соответствующих тематике разделов: «Открытия и исследования материков», «Географическое положение страны», «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов и стран материка» и др.
Составление характеристик комплексных карт материков; изучение политической карты мира, карты народов мира.
Нанесение на контурную карту географической номенклатуры, необходимой для изучения материала раздела.
Составление географических характеристик отдельных компонентов природных комплексов, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик материков, их регионов и отдельных стран.
Раздел. Земля- наш дом (3ч)
Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия человечества.
Календарно-тематический план география 7 класс
№ п/п |
факт |
Тема |
§ учебника |
Практические работы |
|
|
1 |
|
Введение (1ч) |
|
|
|
|
|
|
Как люди открывали мир (3ч) |
|
|
|
|
2 |
|
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. |
1 |
|
|
|
3 |
|
Разномасштабность картографического изображения. Пр работа №1 |
1.1 |
Определение по картам расстояния между точками. |
|
|
4 |
|
Как люди открывали и изучали свою Землю? Пр работа №2 |
1.2. |
Составление картосхемы «Маршруты великих путешественников». |
|
|
|
|
Земля- уникальная планета (9ч) |
|
|
|
|
5 |
|
Литосфера. Рельеф. Пр работа №3 |
2,3 |
Определение направления передвижений литосферных плит. |
|
|
6 |
|
Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты. Климатообразующие факторы. |
4,5 |
|
|
|
7 |
|
Климаты Земли . Пр работа №4 |
6 |
. Описание климатических поясов по картам атласа |
|
|
8 |
|
Поверхностные течения Мирового океана. |
7,8 |
|
|
|
9 |
|
Океан как среда жизни. Пр работа №5 |
9 |
Выделение на карте побережий. |
|
|
10 |
|
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Пр работа №6 |
10 |
Анализ схем круговоротов веществ и энергии. |
|
|
11 |
|
Разнообразие природы Земли. Природные комплексы суши, океанов. |
11 |
|
|
|
12 |
|
Географическая зональность. |
12 |
|
|
|
13 |
|
Урок обобщения по разделу "Главные особенности природы Земли". |
|
|
|
|
|
|
Материки и океаны (53) |
|
|
|
|
14 |
|
Расселение человека по материкам. Пр работа №7. |
13 |
Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения. |
|
|
15 |
|
Страны мира. Религии мира. |
13.1 |
|
|
|
16 |
|
Географическое положение. История исследования Африки. |
14 |
Обозначение на контурной карте береговой линии Африки |
|
|
17 |
|
Рельеф и полезные ископаемые. Пр работа №8 |
15 |
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, полезных ископаемых.. |
|
|
18 |
|
Климат Африки. |
16 |
|
|
|
19 |
|
Внутренние воды. |
17 |
|
|
|
20 |
|
Природные зоны Африки. Саванны. |
18 |
|
|
|
21 |
|
Тропические пустыни Пр работа №9 |
19 |
Характеристика природной зоны по плану |
|
|
22 |
|
Население Африки, политическая карта |
20 |
|
|
|
23 |
|
Страны Северной Африки |
21 |
|
|
|
24 |
|
Страны Центральной и Восточной Африки |
21.1, 21.2 |
|
|
|
25 |
|
Страны Южной Африки. |
22 |
|
|
|
26 |
|
Повторно-обощающий урок. |
|
Характеристика хозяйства стран |
|
|
|
Пр работа №10 |
|
||||
27 |
|
Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Рельеф и полезные ископаемые. Пр работа №11 |
23 |
Практическая работа с контурной картой |
|
|
28 |
|
Климат. Органический мир. Природные зоны |
24 |
|
|
|
29 |
|
. Население. Австралийский Союз. Пр работа №12 |
25 |
Описание населения страны. |
|
|
30 |
|
Океания |
26 |
|
|
|
31 |
|
Повторно-обобщающий урок |
|
|
|
|
32 |
|
Географическое положение, история исследования материка. Особенности рельефа. Пр работа №13 |
27 |
Практическая работа с контурной картой. |
|
|
33 |
|
Рельеф. |
28 |
|
|
|
34 |
|
Климат и внутренние воды. Пр работа №14 |
29 |
Описание крупных речных систем (по выбору) |
|
|
35 |
|
Природные зон. Изменение природы человеком. |
30 |
|
|
|
36 |
|
Население и политическая карта. |
31 |
|
|
|
37 |
|
Страны востока. Бразилия, Аргентина. |
32 |
|
|
|
38 |
|
Андийские страны |
33 |
Комплексная характеристика одной из стран или природных областей |
|
|
39 |
|
Повторно-обобщающий урок |
|
|
|
|
|
|
Океаны – 3 часа |
|
|
|
|
40 |
|
Тихий и Индийский океаны |
34 |
|
|
|
41 |
|
Атлантический океан |
35 |
|
|
|
42 |
|
Повторно- обощающий урок. Пр работа №15 |
|
Описание ГП океана (по выбору) |
|
|
|
|
Полярные области Земли -4 часа |
|
|
|
|
43 |
|
Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование. |
36 |
|
|
|
44 |
|
Природа материка. |
37 |
|
|
|
45 |
|
Северный Ледовитый океан. |
38 |
|
|
|
46 |
|
Повторно-обобщающий урок. Пр работа №16 |
|
Сравнение природы Арктики и Антарктики. |
|
|
|
|
Северная Америка- 10 часов |
|
|
|
|
47 |
|
ГП. История открытия и исследования. Рельеф |
39 |
|
|
|
48 |
|
40 |
|
|
||
49 |
|
Климат. Внутренние воды.Пр работа №17 |
41 |
Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. |
|
|
50 |
|
Природные зоны, изменения природы под влиянием деятельности человека. |
42 |
|
|
|
51 |
|
Население материка и политическая карта. |
43 |
|
|
|
52 |
|
Страны северной и средней части материка. Канада |
44 |
|
|
|
53 |
|
США. |
45 |
|
|
|
54 |
|
Страны средней Америки. Мексика. |
45.1 |
|
|
|
55 |
|
Повторно-обощающий урок.Пр работа №18 |
|
Практическая работа с контурной картой. |
|
|
56 |
|
Географическое положение, история исследования материка |
46 |
|
|
|
57 |
|
Рельеф и полезные ископаемые Евразии |
47 |
|
|
|
58 |
|
Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Пр работа №19 |
48 |
Выявление по карте признаков, влияющих на климат |
|
|
59 |
|
Реки, озера материка. |
49 |
|
|
|
60 |
|
Природные зоны материка. Пр работа №20 |
50 |
Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии |
|
|
61 |
|
Зарубежная Европа. Страны Северной и Средней Европы |
51,52, 53,54 |
|
|
|
62 |
|
Страны Восточной и Южной Европы |
56,57 |
|
|
|
63 |
|
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной и Центральной Азии. |
58, 58.1, 58.2 |
|
|
|
64 |
|
Страны Восточной Азии. |
|
|
|
|
65 |
|
Страны Южной и Юго-Восточной Азии. Практическая работа №21 |
60-62 |
Составление каталога стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. |
|
|
66 |
|
Повторно-обощающий урок. |
|
|
|
|
|
|
Земля-наш дом (3ч) |
|
|
|
|
67 |
|
Закономерности географической оболочки, влияние их на жизнь и деятельность людей |
63 |
|
|
|
68 |
|
Природные условия и природные богатства, и влияние их на жизнь людей. Пр работа №22 |
64 |
Работа не местности по выявлению компонентов ПК. |
|
|
69 |
|
Повторно-обобщающий урок |
|
|
|
|
70 |
|
Итоговые уроки |
|
|
.
Номенклатура
Материки, части света, крупные острова, архипелаги. Маршруты важнейших путешествий
Материки, океаны. Самые крупные литосферные плиты
Влк. : Килиманджэаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма. Равнины: Великие, Восточно-Европейская, Амазонская, Гоби, Горные системы: Аппалачи, Гималаи, Скалистые, Кордильеры, Анды
Океаны, течения: Перуанское, Северо-Атлантическое, Западно-Австралийское, Канарское, Куросио, Бенгельское, Западных ветров, Южное и Северное Пассатное.
Океаны, материки. Крупнейшие страны мира (площадь и кол-во населения.
Крупные порты, районы добычи.
Крупные порты, районы добычи.
- моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
М. Игольный. М. Альмади. М.Рас-Хафун. М. Рас-Энгела
Средиземное море, Красное морею Персидский залив Гвинейский залив
Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, п-ов Сомали, О. Мадагаскар
Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров
Восточно-Африканское плоскогорье. Ливийская пустыня
Калахари, Сахара, Килиманджаро, Кения. Горы Атлас
Драконовы горы, Камерун. П-ов Сомали. Эфиопское нагорье
Реки: Нил, Конго
Озера: Чад, Таганьика, Виктория. Водопад Виктория
Природные зоны
Алжир, Каир, Египет. Судан, Эфиопия, Аддис-Абеба, Кения, Найроби.
Нигерия, Абуджа, Лагос, Гвинея. ЮАР, Претория, Кейптаун.
М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт
Большой Австралийский залив, Большой Барьерный риф, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр.
Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.
Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея, Гавайские о-ва, Новая Каледония, о-ва Меланезии.
Панамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва Галапагос
Плоскогорья: Бразильское, Гвианское.
Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.
Анды.
Реки: Парана, Ориноко, Амазонка.
Озера: Титикака, Маракайбо.
Бразилия, Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Аргентина, Буэнос-Айрес.
Перу, Лима, Колумбия, Богота, Чили, Сантьяго
Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса.
Полярные станции.
П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.
З-вы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский
О-ва: КанадскийАрктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские
Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины, Миссисипская низменность, влк. Орисаба.
Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое озеро
Канада, Оттава, Мрнреаль, США, Чикаго, Мехико, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Вашингтон, Куба, Гавана
Мысы: Челюскин, Дежнева.
П-ва: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Аравийский, Корея.
Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское, Средиземное.
Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.
Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский.
О-ва: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские, Филиппинские.
Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская.
Плоскогорья: Среднесибирское, Декан.
Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья.
Гоби, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Этна, Ключевская Сопка.
Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.
Озера: Онежское, Женевское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Основные страны материка, их столицы.
критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
-
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
-
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
-
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
-
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
-
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
* основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
* географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
* географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
* специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
* природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
* выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
* находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
* приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
* составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
* определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
* применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
* ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
* учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
* наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
* решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
* проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
3. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
1. И.В.Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2001.
2. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
-
Мультимедийнаяе обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.
Медиаресурсы
-
www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-
www.ed.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ
-
www.mon.tatar.ru – сайт Министерства образования и науки РТ
-
www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
-
www.it-n.ru – сеть творческих учителей
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»