В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Сборник упражнений по риторике «Учимся говорить»

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов

города Сургута ХМАО-Югры



Сборник

упражнений

по риторике

«Учимся говорить»

для учащихся 8 классов




Составитель: Лукьяненко Светлана Борисовна,

учитель риторики высшей квалификационной категории






2011 год


Лукьяненко С.Б.

Сборник упражнений «Учимся говорить» по риторике для учащихся 8 классов.







Сборник упражнений «Учимся говорить» соответствует программам по риторике для учащихся 7 – 8 классов. В нем рассмотрены разнообразные упражнения по развитию устной речи обучающихся на уроках риторики в процессе анализа текстов. Главное внимание уделено эффективному общению через решение практических задач; работе над обогащением, активизацией словаря, умению учащихся «видеть» слово в тексте, творчески осмысленно его анализировать, создавать тексты самостоятельно.

Сборник предназначен для работы обучающихся на уроках риторики, литературы, а также для самостоятельной работы дома.

В предисловии к сборнику кратко изложены цели представленных упражнений.

























Предисловие



Задача сборника упражнений «Учимся говорить» - работа по развитию устной речи обучающихся на уроках риторики в процессе анализа текстов.

Работа по развитию устной речи сосредоточена на речевых жанрах, особенности которых ученики осмысленно анализируют, оценивают и успешно создают самостоятельно.

Основная идея сборника – учить эффективному общению через решение практических задач на уроках риторики, литературы.

Важное место отводится работе над словом – обогащением, активизацией словаря; организацией речевой практики.

Умение «видеть» слово в тексте, передать информацию, творчески осмысленно анализировать текст, вырабатывается путем специальных упражнений:

    • направленных на выяснение значения и смысла слов; с использованием логических приемов, раскрывающих содержание слов и понятий;

    • помогающих осознать роль изобразительных средств языка, лексическом богатстве языка;

    • развивающих критическое мышление.


    В процессе выполнения упражнений необходимо внимание к рече-мыслительной деятельности обучающихся, помощь в эффективном овладении теми или иными риторическими знаниями. Здесь представлены тексты разных стилей и жанров с заданиями, ориентированными на развитие у учащихся связной речи, творческих способностей, поиска самостоятельных решений.

















    Текст №1. Льдины прыгают, кружатся,

    Друг на друга громоздятся,

    Друг за другом вдаль спешат

    И грохочут и трещат.

    В. Мирович.

    Задание: Найдите в тексте слова, показывающие, как шел ледоход. Почему поэт не употребил слова плыли, шли?



    Текст №2. Басня Л.Н. Толстого «Перепел и перепелята».


    Мужики косили луга, а в лугу, под кочкой , было перепелиное гнездо. Перепелка с кормом прилетела к гнезду и увидела, что кругом все обкошено. Она и говорит перепелятам: - «Ну, дети, беда пришла! Теперь молчите и не шевелитесь, а то пропадете; вечером переведу вас». А перепелята радовались, что в лугу светлее стало, и говорили: «мать – старая, оттого и не хочет, чтобы мы веселились», - и стали пищать и свистать.

    Ребята принесли мужикам на покос обедать; услыхали перепелят и поотрывали им головы.


    Задание: найдите в тексте глаголы. В каком времени употреблены глаголы? Почему автор использует глаголы повелительного наклонения, их роль в создании выразительности текста? Почему Л.Н. Толстой назвал свое произведение не сказкой, а басней? Какова мораль басни «Перепел и перепелята»? Какие чувства у вас она вызывает?



    Текст №3.


    Задание: Прочитайте сокращенную словарную статью 4- томного «Словаря русского языка», с.346. Определите, с каким из значений многозначного слова текст мы работаем на уроках риторики.


    Текст, -а, м.1.Слова, предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, документ и т.д. Отрывок из какого-либо произведения словесности, предназначенный обычно для учебных целей…

    1. Основной материал какого-либо сочинения, документа и т.д., в отличие от примечаний, комментариев к нему.

    2. Слова к музыкальному сочинению…

    3. Типографское название размера одного из крупных шрифтов.

      • Что нового вы узнали о тексте?



      Текст №4.

      Хорошо читать – это значит рассуждать, это значит мыслить вместе с автором. (М.А.Рыбникова)


      Задание:

      Прочитайте высказывание М.А. Рыбниковой про себя. Как вы понимаете его смысл? Какие слова являются ключевыми, помогающими понять смысл

      данного высказывания? Что значит для тебя «Хорошо читать»?


      Текст №5.

      «Дремлет лес: ни звука,

      лист не шелестит,

      только жаворонок

      в воздухе звенит»

      И. Суриков


      Задание:

      Какое слово показывает, что поэт изображает лес как живое существо.

      Найдите синонимы к этому слову.

      Подумайте, вместо какого слова употребляется слово звенит? Почему лучше сказать звенит, а не поет?

      Сравните: лес дремлет, лес уснул.

      Какая разница в словах: человек дремлет, человек уснул.

      Представьте себе, что вы попали в лес, опишите свою картину леса.



      Текст №6.

      Чародейкою Зимою

      Околдован, лес стоит –

      И под снежной бахромою

      Неподвижною, немою,

      Чудной жизнью он блестит.


      И стоит он, околдован, -

      Не мертвец и не живой –

      Сном волшебным очарован,

      Весь опутан, весь окован

      Легкой цепью пуховой …


      Солнце зимнее ли мещет

      На него свой луч косой –

      В нем ничто не затрепещет,

      Он весь вспыхнет и заблещет

      Ослепительной красой.

      (Ф.И. Тютчев)


      Задание:

      Какова тема этого стихотворения?

      Как можно его озаглавить?

      За счет каких слов поэт «Оживляет» лес?

      Какова их роль в создании выразительности текста?

      Найдите в тексте литературные формы выразительности (эпитеты, метафоры и т.д.).

      Сравните: чародейкою зимою, волшебницей зимою.

      Опиши зимний лес.



      Текст №7.


      Швед, русский – колет, рубит, режет.

      Бой барабанный, клики, скрежет,

      Гром пушек, топот, ржанье, стон,

      И смерть, и ад со всех сторон…

      (А.С. Пушкин «Полтава»)


      Задание:

      Какие части речи помогают передать динамику действий в прочитанном тексте?

      Какие изобразительно-выразительные средства помогают более зрительно представить действие в художественном произведении?

      Можно определить тему отрывка?

      Какие чувства оно рождает?



      Текст №8.


      Людские души – души разные,

      Не перечислить их, не счесть.

      Есть злые, добрые и праздные,

      И грозовые души есть.


      Иная в силе не нуждается,

      \ Её дыханием коснись –

      И в ней чистейший звук рождается,

      Распространяясь вдаль и ввысь.


      Другая хмуро – неотзывчива,

      Другая каменно – глуха

      Для света звезд, для пенья птичьего,

      Для музыки и для стиха.


      Она почти недосягаема,

      Пока не вторгнутся в нее

      Любви тревога и отчаянье,

      Сердечной боли острие.


      Смятенная и беззащитная,

      Она очнется, и тогда

      Сама по птичьи закричит она

      И засияет, как звезда.


      Задание:

        1. О чем это стихотворение?

        2. Можно ли озаглавить это стихотворение, отразив его тему строками стиха?

        3. Какие выразительные средства языка использованы?

        4. Какие чувства рождает оно?

        5. Что значит душа «каменно – глуха»?




      Текст №9.


        • Денис, а ты рассмотрел сосны на Красной площади в Москве?

        • Что ты? Там никаких сосен нет, только ели.

        • Не все ли равно, сосна иль ель?

        • Нет, у сосны ветки вверх растут, а иголки крупнее и длиньше. Шишки тоже разные. Там ели, а не сосны!



        Задание:

        Определите стиль этого текста.

        Оправдано ли употребление слова длиньше?

        Прочитайте по ролям диалог, соблюдая правильную интонацию.





        Текст №10.


        Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесет им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавшийся на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывет лгунишкой, и никто больше не будет верить даже тогда, когда он скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадется, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее любой лжи.


        Задание: Озаглавьте текст. Какая мысль доказывается в рассуждении?

        А как вы думаете, почему не нужно лгать? Докажите, свою точку зрения.



        Текст №11.


        Летний полдень. Ты далеко за городом бредешь по широкому заречному лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. Сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки, одни – в лиловых колпачках, другие – в белых веночках, а у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.

        (Г. Скребицкий)


        Задание: Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи данного текста.

        Назовите языковые средства создания текста.

        С чем сравнивает автор цветы?

        Как по-вашему, какие цветы он изобразил? Видели ли вы их?

        Расскажите о них. А какие цветы вам нравятся?



        Текст №12


        На севере диком стоит одиноко

        На голой вершине сосна.

        И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

        Одета, как ризой, она.

        И снится ей все, что в пустыне далекой,

        В том крае, где солнца восход,

        Одна и грустна на утесе горючем

        Прекрасная пальма растет.

        М.Ю. Лермонтов


          • найдите синонимы к слову дремлет.


          Задание:

          Какие выразительные средства языка использованы?

          Какие чувства рождает стихотворение?


          Текст №13.


          Настя была, как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё ни темные? Ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.

          (М. Пришвин «Кладовая солнца»)


          Задание: Определите, к какому типу речи относится этот текст?

          Определите стиль текста. Свое мнение обоснуйте.

          Где мы можем встретить описание внешности человека?

          Есть ли среди ваших знакомых похожие на Настю? Опишите их.



          Текст №14.


          Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах.

          И. Соколова-Микитова «Весна в лесу».


          Задание: Сформулируйте основную мысль текста.

          Можно ли считать его описанием состояния окружающей среды?

          Какие части речи позволяют выразить состояние природы?

          Найдите в тексте олицетворение.

          Какое время года любите вы?



          Текст №15.


          Вот он – отлит на диво из гулкой бронзы,

          Шляпу снял, загляделся на день морозный.

          Вот в крылатом плаще, в гражданской одежде,

          Он стоит, кудрявый и сильный, как прежде,

          Только страшно вырос – прикиньте, смерьте,

          Сколько весит на глаз такое бессмертье!

          (П. Антокольский)


          Задание: Какими представил скульптор поэта?

          Что он хотел подчеркнуть в его облике?

          Какие части речи позволяют выразить внутреннее состояние поэта?

          Какие эпитеты понравились вам больше всего? Объясните их значение.

          Лексическое значение, каких слов вы не знаете, не поняли в контексте?


          Текст №16.


          Следи за увеличением любви или хоть,

          по крайней мере, за уменьшением злобы и лжи.

          Л.Н.Толстой


          Задание: В каких жанрах речи может встретиться такое изречение?

          О какой любви говорит Л.Н.Толстой?

          Как вы понимаете смысл этого изречения?



          Текст №17.


          Кем был твой прадед на Руси?

          Свою фамилию спроси

          Есть в каждом классе Кузнецов,

          Кто прадед Кузнецова?

          Он был из рода кузнецов,

          Отец отца отцова.

          У Гончарова прадед знал

          Гончарный круг и глину.

          У Дегтярева – деготь гнал,

          В дегтярне горбил спину.

          Быть может, юный Столяров

          И с долотом не сладит,

          Но прадед был из столяров,

          Он мастером был, прадед.

          С пилою Пильщиков дружил,

          Мял Кожемякин кожи,

          В атаки Воинов ходил,

          Стрельцов сражался тоже.

          Звучат, как музыка, как стих,

          Фамилии простые.

          Вглядись, и ты увидишь в них

          Историю России.

          (Г. Граудин «Прадед»)



          Задание: Какова тема этого стихотворения?

          Как можно по-другому его озаглавить?

          Найдите ключевые слова.

          Каждый человек имеет фамилию. А не задумывались ли вы над тем, почему у того или иного человека именно такая фамилия, ведь не всегда она связана с профессией предков.

          Знаете ли вы историю своей фамилии. Расскажите.


          Текст №18.


          Говорила она, как-то особенно выпевая слова… Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и , несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Вся она – темная, но светилась изнутри, через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

          (М. Горький «Детство»)


          Задание: Назовите стиль этого текста.

          На что обращает внимание автор, описывая бабушку?

          Что можно сказать об его отношении к ней?

          А какой вы ее представляете?

          Опишите свою бабушку.



          Текст №19.


          Весенняя гроза.


          Люблю грозу в начале мая,

          Когда весенний, первый гром,

          Как бы резвяся и играя,

          Грохочет в небе голубом.


          Гремят раскаты молодые,

          Вот дождик брызнул, пыль летит,

          Повисли перлы дождевые,

          И солнце нити золотит.


          С горы бежит поток проворный,

          В лесу не молкнет птичий гам,

          И гам лесной, и шум нагорный –

          Все вторит весело громам.


          Ты скажешь: ветреная Геба,

          Кормя Зевесова орла,

          Громокипящий кубок с неба,

          Смеясь, на землю пролила.


          Ф.И. Тютчев


          Задание: Прочитайте, соблюдая правила выразительного чтения. Найдите в тексте литературные формы выразительности.

          Какие чувства хотел вызвать у нас поэт?

          Любишь ли ты поэзию? Кто твой (твои) любимый поэт?



          Текст №20.


          Няня.

          Подруга дней моих суровых,

          Голубка дряхлая моя!

          Одна в глуши лесов сосновых

          Давно, давно ты ждешь меня.

          Ты под окном своей светлицы

          Горюешь, будто на часах,

          И медлят поминутно спицы

          В твоих наморщенных руках.

          Глядишь в забытые вороты

          На черный отдаленный путь:

          Тоска, предчувствие, заботы,

          Теснят твою всечасно грудь…

          А.С. Пушкин


          Задание: Какие чувства испытывал поэт, писавший эти строки?

          В каких словах проявляется его отношение к няне?

          Какой ты представляешь себе няню?

          С какой целью поэт дважды повторяет слово ДАВНО?

          Прочитайте это стихотворение выразительно – так, как прочитал бы его сам поэт. Подумай, какие чувства нужно передать, как для этого нужно читать – медленно или быстро, тихо или громко?




          Текст №21.


          Заунывный ветер гонит

          Стаю туч на край небес,

          Ель надломленная стонет,

          Глухо шепчет темный лес.



          Задание: Прочитайте фрагмент стихотворения Н.А. Некрасова «Перед дождем»

          Подумайте, какой компонент интонации, помогает создать настроение?

          Прочитайте монотонно, а затем с повышением и понижением голоса.

          Какой вариант дает большую возможность передать природу перед дождем?


          Текст №22.


          В мире слов разнообразных

          Что блестят, горят и жгут, -

          Золотых, стальных, алмазных, -

          Нет священней слова: «Труд».

          В. Брюсов


          Пар полуденный, душистый,

          Подымается с земли …

          Что за звуки в серебристой

          Все мне чудятся дали?

          А. Майков


          Труд человека кормит, а лень портит.

          Лучше вода у друга, чем мед у врага.

          Друг – ценный клад, недругу никто не рад.

          В тесноте, да не в обиде.

          Есть-то есть, да не про вашу честь.

          Делу время – потехе час.



          Задание: Разберите по смыслу пословицы и стихотворные тексты.

          Наметьте логические паузы, найдите слова, несущие основную смысловую нагрузку; подумайте, что вы хотите сказать, с каким отношением.

          Соблюдайте особенности чтения стихотворного текста.



          Текст №23.


          Стань твердой, мысль!

          Стань зычным, слово!

          Стань наковальней, мысль

          Стань колоколом, слово!

          В. Брюсов


          Идем по жнивью, не спеша,

          С тобою, друг мой скромный,

          И изливается душа

          Как в сельской церкви темной.

          А. Блок


          Не все то золото, что блестит.

          Дав слово, держись, а не дав - крепись.

          Держи уши пошире, а рот поуже.



          Задание: Прочитайте выразительно все тексты вслух.

          Сделайте логический разбор пословиц и стихотворных текстов.



          Текст №24.


          Прежде всего, надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста.

          А. Раскин



          Задание: Какая главная мысль этого высказывания?



          Текст №25.


          Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться только маленький подсолнечник у забора.

          Над лучами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

          По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо. Пастуший рожок затих до весны.

          К.Г.Паустовский «Телеграмма»



          Задание: Прочитайте пейзажное описание из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».

          Опишите словами мелодию, которую пробуждает в вашей душе этот пейзаж.

          Голоса, каких инструментов вы слышите в мелодии?

          А какие краски вы использовали бы в рисунке этого пейзажа?



          Текст №26.


          Был вечер. Падал дождь. По улице под зонтиком быстро шла Евгения Михайловна, взбудораженная, взволнованная только что закончившимся диспутом, Кто-то сзади вдруг окликнул ее:

            • Евгения Михайловна!

            Она остановилась, повернулась, увидела, что это Юра, и снова пошла также быстро. Он догнал ее, и некоторое время они молча шли рядом. Он первым прервал молчание.

            Е. Габрилович «Странная женщина».



            Задание: Проанализируйте отрывок из сценария. Какими вы представляете себе персонажей этого сценария?

            Как передается их внутренние переживания.

            Придумайте свой вариант продолжения сцены между Евгенией Михайловной и Юрой.




            Текст №27.


            Периодическая система элементов приснилась Менделееву во сне.

            Уже много месяцев и так и этак раскладывал он карточки, где выписаны были их свойства, чувствовал, между ними есть какая-то связь, должна быть! Накануне целую ночь, простоял он у конторки, за которой обычно писал, и лишь под утро, предельно утомленный, не раздеваясь, повалился на диван и уснул. Здесь и явилась ему таблица.

            Я. Голованов

            Дмитрий Менделеев.


            Задание:

            Прочитайте очерк о Дмитрии Менделееве. Какова основная мысль текста?

            Какие части речи помогают передать динамику действий ученого, зрительно представить происходящее? Какие чувства они рождают?

            Какие детали помогают понять характер Менделеева?

            Текст №28.


              • А что такое воображение?

              • Это свойство человека, пользуясь запасом жизненных наблюдений, мыслей и чувств, создавать, наряду с действительностью, вымыленную жизнь с вымышленными людьми и событиями.

              • Есть же настоящая жизнь. Зачем же выдумывать другую?

              • А затем, что настоящая жизнь большая и сложная и человеку никогда не удается узнать ее целиком и во всем разнообразии. И вот воображение дает ему то, что не успела или не может дать ему действительность. Воображение заполняет пустоты человеческой жизни …

              Человеческая мысль без воображения бесплодна, равно как и воображение бесплодно без действительности.

              К.Г. Паустовский


              Задание: Прочитайте диалог. Какова роль воображения в жизни человека?

              Часто ли вам приходится пользоваться этим свойством?

              Какую роль играет воображение в художественном творчестве?

              Подберите синонимы к слову ВООБРАЖЕНИЕ.



              Текст №29.

              Неохотно и несмело

              Солнце смотрит на поля.

              Чу, за тучей прогремело,

              Принахмурилась земля.

              Ф.Тютчев


              Задание: Прочитайте фрагмент стихотворения, выделите слова, которые выражают главную мысль.

              Назовите выразительные средства языка в стихотворном тексте.



              Текст №30.


              - Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки.

                • Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не

                дает! А у самой сколько! …



                Задание: Прочитайте отрывок из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», попытайтесь передать тон, громкость речи, жесты и мимику героя. Какие невербальные средства устной речи вы использовали?

                Текст №31.


                Самое трудное для меня – работа над словом. Чем руковожусь я, предпочитал одно слово другому? Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определить мысль. Во-вторых, оно должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы. Трудность работы состоит в одновременном учете трех основных требований. К ним надо прибавить два других, не менее сложных, в авторской части надо избегать частых повторений одного и того же слова и нельзя употреблять изношенных, вульгарных, мнимокрасивых слов.

                К.Федин



                Задание: Определите основную мысль текста, его стиль. Как вы понимаете смысл работы писателя над словом?

                Лексическое значение, каких слов вы не знаете, не поняли в контексте?

                Приходилось ли вам работать над совершенствованием своих рукописей, расскажите об этой работе.

                Как вы понимаете выражение «верно найденное слово»?







                Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

                Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

                Образовательные вебинары
                Подписаться на новые Расписание вебинаров
                Задать вопрос