Рабочая программа
по окружающему миру
1 класс
«Начальная школа 21 века»
авт. Виноградова Н.Ф.
2011-2012 уч. год
Рабочая программа по окружающему миру
УМК «Начальная школа 21 века»
Учебно-методический комплект:
1.Учебник:
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2010.
2. Рабочие тетради:
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир для учащихся общеобразовательных учреждений - М. : Вентана – Граф, 2010.
Пояснительная записка
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир».
Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
/ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2010./
Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
Задачи курса:
-
воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
-
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
-
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
-
осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При
этом средствами
учебного предмета
целенаправленно
создаются
условия для
развития у
учащихся
познавательных
процессов,
речи, эмоциональной
сферы, творческих
способностей,
формирования
учебной
деятельности.
Содержание
курса охватывает
весьма широкий
круг вопросов:
от элементарных
правил личной
гигиены до
знаний о нашей
планете, о странах
и народах мира.
При этом человек,
природа и общество
рассматриваются
в их неразрывном,
органичном
единстве.
Объем
программы:
На изучение данного предмета в 1 классе отводится 66 ч. ( 33 учебные недели по 2 часа в неделю)
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
называть:
-
своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
-
основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
-
основные правила здорового образа жизни;
-
основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов);
-
основные условия благополучной жизни растений и животных;
-
профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
-
улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
-
основные достопримечательности родного города и столицы России.
различать (сопоставлять):
-
знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
-
основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание);
-
различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
-
времена года;
-
животных, объединять их в группы(звери, птицы, насекомые);
-
произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
-
выполнять режим своего дня;
-
определять время по часам с точностью до часа;
-
подготавливать свое учебное место к работе;
-
оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
-
выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
-
ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
-
выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
-
составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
Количество часов в год – 66 (количество часов в неделю – 2).
№ Разде ла |
Название раздела |
Кол-во часов по разделу |
Тема урока |
Дата реализации |
Планируемые результаты по разделу |
Планируемые учебные ситуации на уроке |
Вид контроля |
|||||||||
Предметные |
Метапредметные |
|||||||||||||||
11. |
Нас окружает удивительный мир 1 час |
1. |
Нас окружает удивительный мир |
|
Уметь называть предметы и объекты окружающего мира |
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; |
Мой класс. Моя школа |
Текущий |
||||||||
2 |
Знакомимся друг с другом и со школой 3 часа |
2 (1) |
Давай познакомимся. |
|
Уметь называть друзей, рассказывать о любимых занятиях |
Я – чело век |
Текущий, фронтальный, индивидуальный |
|||||||||
3(2) |
Мы - школьники |
|
Уметь ориентироваться в школе, называть кабинеты, залы, комнаты |
Мой класс. Моя школа |
Практический |
|||||||||||
4(3) |
Правила поведения в школе |
|
Уметь соблюдать правила поведения в школе |
|
Практический |
|||||||||||
3 |
Родная природа. Сентябрь 3 ч. |
5(1) |
Сентябрь - первый месяц осени. |
|
Знать названия времен года. Уметь различать времена года; называть основных представителей растительного мира ближайшего окружения |
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; |
|
Текущий |
||||||||
6(2) |
Что нам осень подарила. |
|
Уметь различать признаки живой и неживой природы; классифицировать овощи и фрукты |
|
Текущий |
|||||||||||
7(3) |
Грибная пора. |
|
Знать названия грибов. Уметь различать грибы |
|
Текущий |
|||||||||||
4 |
Семья 2 ч. |
8(1) |
Семья |
|
Знать членов своей семьи. Уметь составлять рассказ о своей семье |
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Моя семья |
Текущий, фронтальный, индивидуальный |
||||||||
|
|
9(2) |
Любимые занятия |
|
Знать членов своей семьи. Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие, трудолюбие, леность, послушание – непослушание, равнодушие) |
|
Текущий |
|||||||||
5 |
Труд людей 2 ч. |
10(1) |
Как из зерна получилась булка. |
|
Знать названия профессий, связанных с сельским хозяйством; основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность). Уметь
рассказать
|
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
|
Текущий |
||||||||
11(2) |
Человек и домашние животные |
|
В мире животных |
Текущий |
||||||||||||
6 |
Середина осени 3 часа |
12(1) |
Прогулка в парк: Октябрь уж наступил |
|
Знать и называть перелётных птиц. Уметь различать времена года; называть основные условия жизни растений и животных |
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
|
Практический |
||||||||
13(2) |
Птицы осенью |
|
Знать названия перелетных птиц. Уметь называть птиц |
|
Текущий |
|||||||||||
14(3) |
Явления природы |
|
Знать сезонные явления природы |
|
Текущий |
|||||||||||
7 |
Наша Родина. Родной край 2 ч. |
15(1) |
Где ты живешь? |
|
Знать различия города, села; особенности построек, дорог, труда жителей сельских и городских. Уметь назвать домашний адрес, улицы, расположенные вблизи школы и дома |
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Моя страна |
Текущий |
||||||||
16(2) |
Правила дорожного движения |
|
Уметь различать знаки светофора; выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях |
|
Практический |
|||||||||||
8 |
Труд людей 2 ч. |
17(1) |
Ты и вещи |
|
Знать профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью и т. д. |
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Профессии |
Текущий |
||||||||
18(2) |
Кто работает ночью |
|
Уметь оценивать результаты своей и чужой работы |
|
Текущий |
|||||||||||
9 |
Органы чувств человека 4 ч. |
19(1) |
Твои помощники – органы чувств |
|
Знать и выполнять основные правила здорового образа жизни (ЗОЖ) |
развитие самостоятельности и личной ответственности за своё здоровье |
Как я себя чувствую? |
Текущий |
||||||||
20(2) |
Правила гигиены |
|
Знать предметы личной гигиены. Уметь пользоваться предметами личной гигиены |
|
Текущий |
|||||||||||
21(3) |
О режиме дня |
|
Знать о режиме дня школьника. Уметь соблюдать режим дня |
|
Текущий |
|||||||||||
22(4) |
Урок в спортивном зале |
|
Знать о преимуществе закаливающих процедур |
|
Практический |
|||||||||||
10 |
Родная природа. Ноябрь 4 ч. |
23(1) |
Ноябрь - зиме родной брат. |
|
Знать названия времен года, животных; правила поведения (безопасности) на экскурсии. Уметь различать времена года, животных, объединять их в группы; рассказывать о птицах: строение, питание и т. д. |
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
|
Практический |
||||||||
24(2) |
Дикие животные |
|
|
Текущий |
||||||||||||
25(3) |
Звери – это млекопитающие. |
|
|
Текущий |
||||||||||||
26(4) |
Что мы знаем о птицах? |
|
|
Текущий |
||||||||||||
11 |
Родной край 3 ч. |
27(1) |
Город и село |
|
Знать название города, в котором живёшь. Уметь называть основные учреждения быта, образования, культуры |
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации |
Моя страна |
Текущий |
||||||||
28(2) |
Дом, в котором ты живешь |
|
|
Текущий |
||||||||||||
29 (3) |
Зачем люди трудятся |
|
Знать, почему, в каких случаях руки, голову называют золотыми. Уметь выразительно читать фольклорные произведения |
|
Практический |
|||||||||||
12 |
Родная природа. Декабрь 3 ч. |
30(1) |
В декабре, в декабре все деревья в серебре |
|
Уметь различать представителей животного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т. п.) |
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; |
|
Практический |
||||||||
31(2) |
Экскурсия в зимний лес (парк) |
|
|
Практический |
||||||||||||
32 (3) |
Какой бывает вода? |
|
Уметь различать состояние воды |
|
Практический |
|||||||||||
13 |
Мы и другие люди 3 ч. |
33(1) |
О дружбе |
|
Уметь различать основные нравственно-этические понятия; выполнять трудовые поручения взрослых |
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Я – чело век |
Текущий |
||||||||
34(2) |
Идем в гости. |
|
|
Текущий |
||||||||||||
35(3) |
С Новым годом! |
|
Уметь рассказать новогоднюю историю от имени выбранной роли |
|
Творческая работа |
|||||||||||
14 |
Родная природа. Январь 3 ч. |
36(1) |
Январь – году начало, зиме середина |
|
Знать виды деревьев родного края, сезонные изменения в природе. Уметь делать выводы по итогам наблюдений за природой |
- осуществлять наблюдение; - выделять главное, существенное; - объяснять, оказывать помощь |
|
Практический |
||||||||
37(2) |
Хвойные деревья |
|
Знать хвойные деревья. Уметь различать хвойные деревья |
|
Текущий |
|||||||||||
38(3) |
Жизнь птиц зимой |
|
Знать основных представителей животного мира ближайшего окружения; основные условия благополучной жизни животных и птиц. Уметь различать животных и птиц по видам |
|
Текущий |
|||||||||||
15 |
Родная страна 4 часа |
39(1) |
Наша страна – Россия. |
|
Знать свою страну, главный город страны; символику РФ; чем богата и знаменита родная страна. Уметь объяснить, почему гражданин любит свою Родину |
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
Говорят свидетели прошлого |
Текущий |
||||||||
40(2) |
Богата природа России |
|
Моя страна |
Текущий |
||||||||||||
41(3) |
Мы - россияне! |
|
|
Текущий |
||||||||||||
42(4) |
Народная сказка и народные игрушки |
|
Уметь пересказывать сказки; выразительно читать фольклорные произведения |
Профессии |
Практический |
|||||||||||
16 |
Родная природа. Февраль 4 часа |
43(1) |
Февраль-месяц метелей и вьюг. |
|
Знать о питании, передвижении зверей, из жизни в зимний период |
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; |
|
Текущий |
||||||||
44(2) |
Звери – это млекопитающие |
|
Знать отличия в питании и передвижении зверей разных видов |
|
Текущий |
|||||||||||
45(3) |
Наш уголок природы. Животные уголка природы. |
|
Знать основные условия благополучного роста растений. Уметь выполнять основные поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки |
|
Текущий |
|||||||||||
46(4) |
Растения уголка природы. |
|
|
Текущий |
||||||||||||
17 |
Родная страна 3 часа |
47(1) |
Мы - граждане России. |
|
Знать основные конституционные права и обязанности гражданина России |
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Права детей |
Текущий |
||||||||
48 (2) |
Правила поведения |
|
Знать о правилах поведения при общении с друзьями, во время разговора по телефону |
|
|
|||||||||||
49 (3) |
8 марта - праздник всех женщин |
|
Уметь различать основные нравственно-этические понятия |
Государственные праздники |
Практический |
|||||||||||
18 |
Родная природа. Март 2 часа |
50(1) |
Март-капельник |
|
Знать об изменениях в природе весной; названия перелетных птиц |
- осуществлять наблюдение; - выделять главное, существенное; - объяснять, оказывать помощь |
|
Практический |
||||||||
51(2) |
Птичьи разговоры |
|
Знать правила отношения к птичьим гнездам |
|
Текущий |
|||||||||||
19 |
Твоё здоровье 3 часа |
52(1) |
Здоровая пища |
|
Знать основные правила здорового образа жизни (ЗОЖ), что значит режим питания для организма человека |
развитие самостоятельности и личной ответственности за своё здоровье |
Как я себя чувствую? |
Текущий |
||||||||
53(2) |
Если хочешь быть здоров, закаляйся! |
|
Знать, какое действие на организм человека оказывают закаливающие процедуры. Уметь различать основные нравственно-этические понятия |
|
Текущий |
|||||||||||
54 (3) |
Какое бывает настроение |
|
|
Текущий |
||||||||||||
20 |
Родная природа. Апрель. 3ч. |
55(1) |
Апрель-водолей. |
|
Знать условия благополучной жизни растений и животных. Уметь объяснить взаимосвязь и взаимозависимость растений и животных |
- осуществлять наблюдение; - выделять главное, существенное; - объяснять, оказывать помощь |
|
Практический |
||||||||
56(2) |
Экскурсия в весенний лес (парк) |
|
Уметь объяснять появление насекомых весной, описывать внешний вид насекомых |
|
Текущий |
|||||||||||
57 (3) |
Жизнь насекомых весной |
|
Уметь объяснять появление насекомых весной, описывать внешний вид насекомых |
|
Текущий |
|||||||||||
21 |
Труд людей. 3ч. |
58(1) |
Весенние работы |
|
Уметь рассказывать о весенних работах людей на полях, в садах, парках |
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
|
Текущий |
||||||||
59(2) |
Кто работает на транспорте |
|
Знать виды транспортных средств и профессии людей, которые трудятся на транспорте |
|
Текущий |
|||||||||||
60(3) |
День космонавтики |
|
Уметь называть важные события общественной жизни |
|
Текущий |
|||||||||||
22 |
Родная природа. Май. 5 часов |
61(1) |
Май весну завершает |
|
Уметь
различать и
называть явления
природы |
- осуществлять наблюдение; - выделять главное, существенное; - объяснять, оказывать помощь -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
|
Практический |
||||||||
62(2) |
Жизнь земноводных весной |
|
Знать условия благополучной жизни растений и животных. Уметь объяснить их зависимость и взаимосвязь |
|
Текущий |
|||||||||||
63(3) |
Животное – живое существо. |
|
Знать отличительные признаки живого и неживого |
|
Текущий |
|||||||||||
64(4) |
Природе нужны все! |
|
Уметь рассказывать о правилах поведения в природе |
|
Текущий |
|||||||||||
65(5) |
Скоро лето. |
|
Знать времена года |
|
Практический |
|||||||||||
23 |
|
66 |
Ты – пешеход. |
|
Знать правила поведения в опасных для жизни ситуациях. Уметь различать знаки дорожного движения |
|
|
Текущий |
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО