В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

СУПЕРАКЦИЯ! –50% на любые программы, курсы, вебинары. Только 22-24 октября. Подробнее

Планета загадок - Земля

Файл прикреплен к материалу: Планета загадок - Земля
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью данного курса является расширение знаний, полученных детьми при изучении школьного курса «Окружающий мир», создание условий для пробуждения в детях интереса к более глубокому познанию живой и неживой природы, к исследованию «живой» планеты Земля.

Для достижения цели программы необходимо решить следующие задачи:

  • Развитие интереса к познанию мира природы;

  • Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы;

  • Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы;

  • Воспитание ответственного отношения к природе, жизни;

  • Формирование у детей культуры отношения к растениям, животным.

Программа рассчитана на 34 занятия (1ч. в неделю). В ней выделено тем, а также введение и заключение.

Программа составлена на основе авторской программы кружка «Юный эколог» Ю.Н.Александровой, Л.Д.Ласкиной, Н.В.Николаевой и содержании документальных фильмов компании ВВС – «Силы природы», «Живая планета» (в 4ч.), «Планета Земля» (в 5ч.). В содержании курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии, экологии и метеорологии.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля – единая экосистема;

  • Уникальная ценность погодных явлений и природных существ вне зависимости от формы проявления;

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создаёт на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, парная, звеньевая.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание проектов, изготовление поделок, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, театрализованные представления, составление памяток.

Ожидаемый результат:

Показатели в личностной сфере ребёнка:

  • Интерес к познанию мира природы;

  • Потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • Осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального.


Учащиеся должны знать:

  • Планета Земля – наш большой дом;

  • Солнце – источник жизни на Земле;

  • Неживое и живое в природе;

  • Виды основных погодных явлений (гроза, ураган, лавина и т.д.)

  • Виды глобальных природных катаклизмов: цунами, землетрясения, наводнения;

  • Основные климатические пояса Земли;

  • Основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (на отдельных примерах);

  • Самоценность любого организма;

  • Многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

  • Основные виды растений и животных различных экосистем и климатических зон;

  • Позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе.


Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • Составлять экологические модели, трофические цепи;

  • Доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • Предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • Применять теоретические знания при обращении с живыми организмами;

  • Наблюдать предметы и явления природы и погоды по предложенному плану или схеме;

  • Оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

  • Проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

  • Выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.п.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

п/п

Перечень разделов и тем

Кол-во часов

Краткое содержание

Формы и методы

Формы подведения итогов



Введение.

4

Теория – 3ч., практика – 1ч.




1.

Вводное занятие.

1

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении уроков, при проведении наблюдений в природе, при проведении экскурсий. Беседа о целях предмета.

Беседа.

Инструктаж, представление программы на родительском собрании.


2.

История Земли. Окаменелости.

1

Работа со схемами «Движение плит», рассказ о рождении планеты. Земная кора – понятие. Работа с картой мира и зарисовка схемы строения планеты. Что такое «окаменелости»? Рисунки детей, анализ нескольких работ.

Беседа, работа с картой. Обсуждение рисунков.

Рисунок «Репортаж из прошлого Земли»


3.

Причина смены времён года. Климатические пояса Земли.

1

Работа с виртуальной моделью «Вращение Земли вокруг Солнца». Работа со схемой «Угол падения солнечных лучей на Землю», работа с картой «Климатические пояса мира».

Диалог, работа в парах. Работа с атласом мира.

Составление схемы «Регуляр-ные изменения».


4.

Наблюдения в природе.

1

Сравнение времён года в разных географических поясах Земли.

Групповая работа.

Составление опорных слов для каждого пояса.



Силы природы. Погода.

5

Теория – 4ч., практика – 1ч.




5.

Торнадо, смерчи и ураганы.

1

Просмотр видеоряда, обсуждение и сравнение разных видов ветров.

Диалог, обсуждение.

Зарисовка состояния объектов неживой природы.


6.

Ливни, наводнения. Песчаные бури и грозы

1

Выявление взаимосвязи между климатическим поясом и погодными условиями. Сравнение погодных явлений

Диалог, работа в группах.

Составление опорных схем «Причины….»


7.

Снежные бури и лавины.

1

Работа с виртуальной моделью «Лавина», установление причин схода лавин. Разбор понятия «Ледяной шторм» - сходство и различия с морским штормом.


Работа парная, фронтальная.

Создание мини-проектов «Спасение»


8.

Цунами. Землетрясения.

1

Изучение причин возникновений цунами и землетрясений. Работа с картой мира, определение самых сейсмоопасных районов в мире. Изучение последствий этих явлений.

Работа с атласом мира, просмотр видеофрагментов.

Игра с картами-схемами «Что сначала, что потом?»


9.

Наблюдения за сезон-ными явлениями в неживой природе.


1

Наблюдаем осеннее небо. Находим признаки осени. Строим предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1 – 2 недели.

Диалог.

Зарисовать свои предположения.



Живая планета.

23

Теория – 15ч., практика – 8ч.




10.

Ледяные миры. Северный.

1

Полярные времена года. Выживание на холоде. Животный и растительные миры.

Просмотр видеофильма. Работа с картой природных зон.

Игра «Кто где живёт?»


11.

Ледяные миры. Южный.

1

Ледяной материк. Сравнение животного мира Арктики и Антарктики.

Сообщения детей. Просмотр видеоматериалов.

Составление цепи питания.


12.

Великие равнины.

1

Понятие «равнина». Луга и пастбища. Жизнь стадами, семейными группами. Покровительственная окраска и другая приспособленность хищников. Птицы-падальщики.

Работа с картой климатических поясов. Беседа. Рассматривание иллюстраций.

Составление пищевых цепочек.


13.

Море трав.

1

Просмотр видео материалов.

Оформление альбома «Живот-ные Африки»


14.

Пресная вода.

1

Обитатели пресных вод. Рыбы, амфибии.

Работа с картой. Сообщения детей.

Географическая игра «Покажи на карте»


15.

Сладкая свежая вода.

1

Обитатели берегов рек и озёр. Водоплавающие млекопитающие, околоводные птицы.

Диалог. Работа с иллюстрациями и видеофрагментами.

Игра «Кто больше назовёт?»


16.

Пещеры.

1

Самый неизведанный рубеж нашей планеты. Колонии насекомых и пещерных животных.

Просмотр видеоматериалов. Сообщения детей.

Мини-проект «Пещерные тайны»


17.

Пустыни.

1

1/7 часть всей суши – пустыни. Жаркие и холодные пустыни. Оазис. Жители жаркой пустыни. Приспосабливаемость к перепадам температур и засухе. Насекомые-хищники.

Беседа. Работа с картой полушарий. Сообщения детей.

Составление пищевых цепочек.


18.

Выжженные пустыни.

1

Зависимость циклов жизни от осадков. Важность растений для сухих районов. Увеличение пустынь вдвое за последние 100 лет.

Видеофрагменты. Работа с экологической литературой.

Проекты «Нет продвижению пустынь!»


19.

Джунгли.

1

Оранжерея нашей планеты, где обитает больше половины биологических видов. Приспособленность животных и растений.

Диалог. Работа с картой полушарий.

Рисунок «Удивительные животные»


20.

1

Растительный и животный мир. Краски джунглей.

Просмотр видеоматериалов. Работа с экологи-ческой литерат-ой.

Составление атласа-определителя «Мир джунглей»


21.

Сезонные леса.

1

Самые величественные из живых существ – деревья. Некоторые из них являются самыми крупными живыми организмами на Земле. Лиственные и хвойные деревья, растущие в сезонных областях нашей планеты, образуют самые обширные леса на Земле.

Беседа. Сообщения детей. Робота с фото и видеоматериалами.

Игра «Узнай по описанию»


22.

Небо над нами.

1

Игра-викторина «День птиц»

Викторина.

Рисунок «Удивительные птицы»


23.

Горы.

1

5% поверхности Земли – горы. Горные цепи. Жизнь в горном климате.


Беседа. Работа с картой полушарий.

Составление цепи питания.


24.

1

Животный и растительный мир гор. Одинаковые привычки животных, живущих в различных географических точках.


Практическая работа.

Составление альбома «Горы»


25.

Мелководные моря.

1

Понятие «мелководное море». Поверхность морей, глубина, континентальный шельф, коралловые рифы.

Работа с картой океанов, иллюстрациями.

Мини-сочинение «Почему у рыб нет пальцев?»


26.

Побережья.

1

Понятие «берег». Различные виды берегов. Приливы и отливы, приспосабливаемость животных. Особое строение клюва и лап прибрежных птиц.

Работа с чучелами и видеофраг-ментами.

Игра «Чей клюв?»


27.

Глубины океанов.

1

Приспособленность животных, обитающих на дне. Светящиеся в темноте.

Сообщения детей. Беседа.

Моделирование цепи питания.


28.

1

Глубоководные хищники и их жертвы.

Видеозанятие.

Рисунок «Жители морских глубин»


29.

Нетронутые уголки.

1

Последние нетронутые уголки дикой природы.

Диалог, рассказ учителя.

Географическая игра «Найди и покажи»


30.

1

Жизнь редких и исчезающих видов животных.

Видеозанятие.

Игра «Кто где живёт?»


31.

Новые миры.

1

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии.

Работа с фото и видеоматериалами.

Мини-сочинеие «Защитим себя»


32.

1

Будущее за микроорганизмами. Кто выживет после ядерной войны?

Диалог.

Мини-проект «До и после….»



Заключение.

2

Теория – 1ч., практика – 1ч.




33.

Брейн-ринг «В мире животных»

1

Игра. Редкие и исчезающие виды.

Игра.

Награждение победителей.


34.

Начни с себя!

1

Акция с выступлением детей по воспитанию экологически сообразного поведения в природе. Работа с экознаками, выставка творческих работ.

Выступление детей.

Подведение итогов. Задания на лето.



Список литературы, CD-ROM, DVD :

  1. Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эколог. 1 – 4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации – Волгоград: Учитель, 2010.

  2. Большая детская энциклопедия животных. – М.: АСТ, 2008.

  3. Брайт М., Клейборн А. Детская энциклопедия животных. – М.: Эксмо, 2009.

  4. Вильчек Г. Большая детская энциклопедия. Птицы и звери – М.: Аванта+, 2009.

  5. Животные нашей планеты. Еженедельное издание. – М.: Де Агостини, 2008– 2009.

  6. Зверев А.Т. Экология. Учебник для 3 класса. – М.: Дом педагогики, 1999.

  7. Зверев А.Т. Экология. Учебник для 4 класса. – М.: Дом педагогики, 1999.

  8. Зверев А.Т. Экологические игры. – М.: ОНИКС 21 век, 2002.

  9. Люри Д. Большая детская энциклопедия. География. Т.3. – М.: Аванта+, 2010.

  10. Огуреева Г.Н. Большая детская энциклопедия. Ботаника. Т.43. – М.: Аванта+, 2010.

  11. Пайп Д. Планета Земля. Детская энциклопедия. – М.: Эксмо, 2009.

  12. Рассоха-Дисс М.С. Загадки океана. Детская иллюстрированная энциклопедия. – Украина. Белгород: Ранок, 2010.

  13. Ростоцкая А. Большая детская энциклопедия. Геология. Т.4. – М.: Аванта+, 2010.

  14. Станкевич Т.А. Атлас. Природа России. – М.: Росмэн, 2008.

  15. Шаповалова Е.В. Человек и природа. Иллюстрированная детская энциклопедия. – Украина. Белгород: Ранок, 2009.

  16. Энциклопедия. Открой мир вокруг себя. Вып. 1, 3, 4, 7, 8, 11, 14, 16, 18, 19, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 36-39. – М.: Де Агостини, 2010 – 2011.

  17. CD-ROM Большая детская энциклопедия. – М.: Новый диск, 2004.

  18. CD-ROM Вильчек Г. Большая детская энциклопедия. Птицы и звери – М.: Аванта+, 2009.

  19. CD-ROM О.В.Смолянский Наша планета. Серия «Почемучка». – М.: 1С, 2010.

  20. DVD Голубая планета. В 4ч. Серия «DVD коллекция ВВС». – М.: ЗАО «СОЮЗ Видео»,2008

  21. DVD Живая планета. В 4ч. Серия «DVD коллекция ВВС: Живая природа». – М.: ЗАО «СОЮЗ Видео»,2008

  22. DVD Земля: мощь планеты. В 3ч. Серия «DVD коллекция ВВС: Загадки природы». – М.: ЗАО «СОЮЗ Видео»,2007

  23. DVD Планета Земля какой вы её ещё не видели. Серия «DVD коллекция ВВС: Живая природа». В 5ч. – М.: ЗАО «СОЮЗ Видео», 2009.

  24. DVD Силы природы. Серия «DVD коллекция ВВС». – М.: ЗАО «СОЮЗ Видео», 2005.





Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru