В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Планета загадок - Земляпланета загадок Земля

Файл прикреплен к материалу: Планета загадок - Земля
Получить подборку Войдите для скачивания файлов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью данного курса является расширение знаний, полученных детьми при изучении школьного курса «Окружающий мир», создание условий для пробуждения в детях интереса к более глубокому познанию живой и неживой природы, к исследованию «живой» планеты Земля.

Для достижения цели программы необходимо решить следующие задачи:

  • Развитие интереса к познанию мира природы;

  • Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы;

  • Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы;

  • Воспитание ответственного отношения к природе, жизни;

  • Формирование у детей культуры отношения к растениям, животным.

Программа рассчитана на 34 занятия (1ч. в неделю). В ней выделено тем, а также введение и заключение.

Программа составлена на основе авторской программы кружка «Юный эколог» Ю.Н.Александровой, Л.Д.Ласкиной, Н.В.Николаевой и содержании документальных фильмов компании ВВС – «Силы природы», «Живая планета» (в 4ч.), «Планета Земля» (в 5ч.). В содержании курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии, экологии и метеорологии.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля – единая экосистема;

  • Уникальная ценность погодных явлений и природных существ вне зависимости от формы проявления;

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создаёт на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, парная, звеньевая.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание проектов, изготовление поделок, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, театрализованные представления, составление памяток.

Ожидаемый результат:

Показатели в личностной сфере ребёнка:

  • Интерес к познанию мира природы;

  • Потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • Осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального.


Учащиеся должны знать:

  • Планета Земля – наш большой дом;

  • Солнце – источник жизни на Земле;

  • Неживое и живое в природе;

  • Виды основных погодных явлений (гроза, ураган, лавина и т.д.)

  • Виды глобальных природных катаклизмов: цунами, землетрясения, наводнения;

  • Основные климатические пояса Земли;

  • Основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (на отдельных примерах);

  • Самоценность любого организма;

  • Многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

  • Основные виды растений и животных различных экосистем и климатических зон;

  • Позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе.


Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • Составлять экологические модели, трофические цепи;

  • Доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • Предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • Применять теоретические знания при обращении с живыми организмами;

  • Наблюдать предметы и явления природы и погоды по предложенному плану или схеме;

  • Оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

  • Проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

  • Выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.п.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

п/п

Перечень разделов и тем

Кол-во часов

Краткое содержание

Формы и методы

Формы подведения итогов



Введение.

4

Теория – 3ч., практика – 1ч.




1.

Вводное занятие.

1

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении уроков, при проведении наблюдений в природе, при проведении экскурсий. Беседа о целях предмета.

Беседа.

Инструктаж, представление программы на родительском собрании.


2.

История Земли. Окаменелости.

1

Работа со схемами «Движение плит», рассказ о рождении планеты. Земная кора – понятие. Работа с картой мира и зарисовка схемы строения планеты. Что такое «окаменелости»? Рисунки детей, анализ нескольких работ.

Беседа, работа с картой. Обсуждение рисунков.

Рисунок «Репортаж из прошлого Земли»


3.

Причина смены времён года. Климатические пояса Земли.

1

Работа с виртуальной моделью «Вращение Земли вокруг Солнца». Работа со схемой «Угол падения солнечных лучей на Землю», работа с картой «Климатические пояса мира».

Диалог, работа в парах. Работа с атласом мира.

Составление схемы «Регуляр-ные изменения».


4.

Наблюдения в природе.

1

Сравнение времён года в разных географических поясах Земли.

Групповая работа.

Составление опорных слов для каждого пояса.



Силы природы. Погода.

5

Теория – 4ч., практика – 1ч.




5.

Торнадо, смерчи и ураганы.

1

Просмотр видеоряда, обсуждение и сравнение разных видов ветров.

Диалог, обсуждение.

Зарисовка состояния объектов неживой природы.


6.

Ливни, наводнения. Песчаные бури и грозы

1

Выявление взаимосвязи между климатическим поясом и погодными условиями. Сравнение погодных явлений

Диалог, работа в группах.

Составление опорных схем «Причины….»


7.

Снежные бури и лавины.

1

Работа с виртуальной моделью «Лавина», установление причин схода лавин. Разбор понятия «Ледяной шторм» - сходство и различия с морским штормом.


Работа парная, фронтальная.

Создание мини-проектов «Спасение»


8.

Цунами. Землетрясения.

1

Изучение причин возникновений цунами и землетрясений. Работа с картой мира, определение самых сейсмоопасных районов в мире. Изучение последствий этих явлений.

Работа с атласом мира, просмотр видеофрагментов.

Игра с картами-схемами «Что сначала, что потом?»


9.

Наблюдения за сезон-ными явлениями в неживой природе.


1

Наблюдаем осеннее небо. Находим признаки осени. Строим предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1 – 2 недели.

Диалог.

Зарисовать свои предположения.



Живая планета.

23

Теория – 15ч., практика – 8ч.




10.

Ледяные миры. Северный.

1

Полярные времена года. Выживание на холоде. Животный и растительные миры.

Просмотр видеофильма. Работа с картой природных зон.

Игра «Кто где живёт?»


11.

Ледяные миры. Южный.

1

Ледяной материк. Сравнение животного мира Арктики и Антарктики.

Сообщения детей. Просмотр видеоматериалов.

Составление цепи питания.


12.

Великие равнины.

1

Понятие «равнина». Луга и пастбища. Жизнь стадами, семейными группами. Покровительственная окраска и другая приспособленность хищников. Птицы-падальщики.

Работа с картой климатических поясов. Беседа. Рассматривание иллюстраций.

Составление пищевых цепочек.


13.

Море трав.

1

Просмотр видео материалов.

Оформление альбома «Живот-ные Африки»


14.

Пресная вода.

1

Обитатели пресных вод. Рыбы, амфибии.

Работа с картой. Сообщения детей.

Географическая игра «Покажи на карте»


15.

Сладкая свежая вода.

1

Обитатели берегов рек и озёр. Водоплавающие млекопитающие, околоводные птицы.

Диалог. Работа с иллюстрациями и видеофрагментами.

Игра «Кто больше назовёт?»


16.

Пещеры.

1

Самый неизведанный рубеж нашей планеты. Колонии насекомых и пещерных животных.

Просмотр видеоматериалов. Сообщения детей.

Мини-проект «Пещерные тайны»


17.

Пустыни.

1

1/7 часть всей суши – пустыни. Жаркие и холодные пустыни. Оазис. Жители жаркой пустыни. Приспосабливаемость к перепадам температур и засухе. Насекомые-хищники.

Беседа. Работа с картой полушарий. Сообщения детей.

Составление пищевых цепочек.


18.

Выжженные пустыни.

1

Зависимость циклов жизни от осадков. Важность растений для сухих районов. Увеличение пустынь вдвое за последние 100 лет.

Видеофрагменты. Работа с экологической литературой.

Проекты «Нет продвижению пустынь!»


19.

Джунгли.

1

Оранжерея нашей планеты, где обитает больше половины биологических видов. Приспособленность животных и растений.

Диалог. Работа с картой полушарий.

Рисунок «Удивительные животные»


20.

1

Растительный и животный мир. Краски джунглей.

Просмотр видеоматериалов. Работа с экологи-ческой литерат-ой.

Составление атласа-определителя «Мир джунглей»


21.

Сезонные леса.

1

Самые величественные из живых существ – деревья. Некоторые из них являются самыми крупными живыми организмами на Земле. Лиственные и хвойные деревья, растущие в сезонных областях нашей планеты, образуют самые обширные леса на Земле.

Беседа. Сообщения детей. Робота с фото и видеоматериалами.

Игра «Узнай по описанию»


22.

Небо над нами.

1

Игра-викторина «День птиц»

Викторина.

Рисунок «Удивительные птицы»


23.

Горы.

1

5% поверхности Земли – горы. Горные цепи. Жизнь в горном климате.


Беседа. Работа с картой полушарий.

Составление цепи питания.


24.

1

Животный и растительный мир гор. Одинаковые привычки животных, живущих в различных географических точках.


Практическая работа.

Составление альбома «Горы»


25.

Мелководные моря.

1

Понятие «мелководное море». Поверхность морей, глубина, континентальный шельф, коралловые рифы.

Работа с картой океанов, иллюстрациями.

Мини-сочинение «Почему у рыб нет пальцев?»


26.

Побережья.

1

Понятие «берег». Различные виды берегов. Приливы и отливы, приспосабливаемость животных. Особое строение клюва и лап прибрежных птиц.

Работа с чучелами и видеофраг-ментами.

Игра «Чей клюв?»


27.

Глубины океанов.

1

Приспособленность животных, обитающих на дне. Светящиеся в темноте.

Сообщения детей. Беседа.

Моделирование цепи питания.


28.

1

Глубоководные хищники и их жертвы.

Видеозанятие.

Рисунок «Жители морских глубин»


29.

Нетронутые уголки.

1

Последние нетронутые уголки дикой природы.

Диалог, рассказ учителя.

Географическая игра «Найди и покажи»


30.

1

Жизнь редких и исчезающих видов животных.

Видеозанятие.

Игра «Кто где живёт?»


31.

Новые миры.

1

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии.

Работа с фото и видеоматериалами.

Мини-сочинеие «Защитим себя»


32.

1

Будущее за микроорганизмами. Кто выживет после ядерной войны?

Диалог.

Мини-проект «До и после….»



Заключение.

2

Теория – 1ч., практика – 1ч.




33.

Брейн-ринг «В мире животных»

1

Игра. Редкие и исчезающие виды.

Игра.

Награждение победителей.


34.

Начни с себя!

1

Акция с выступлением детей по воспитанию экологически сообразного поведения в природе. Работа с экознаками, выставка творческих работ.

Выступление детей.

Подведение итогов. Задания на лето.



Список литературы, CD-ROM, DVD :

  1. Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эколог. 1 – 4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации – Волгоград: Учитель, 2010.

  2. Большая детская энциклопедия животных. – М.: АСТ, 2008.

  3. Брайт М., Клейборн А. Детская энциклопедия животных. – М.: Эксмо, 2009.

  4. Вильчек Г. Большая детская энциклопедия. Птицы и звери – М.: Аванта+, 2009.

  5. Животные нашей планеты. Еженедельное издание. – М.: Де Агостини, 2008– 2009.

  6. Зверев А.Т. Экология. Учебник для 3 класса. – М.: Дом педагогики, 1999.

  7. Зверев А.Т. Экология. Учебник для 4 класса. – М.: Дом педагогики, 1999.

  8. Зверев А.Т. Экологические игры. – М.: ОНИКС 21 век, 2002.

  9. Люри Д. Большая детская энциклопедия. География. Т.3. – М.: Аванта+, 2010.

  10. Огуреева Г.Н. Большая детская энциклопедия. Ботаника. Т.43. – М.: Аванта+, 2010.

  11. Пайп Д. Планета Земля. Детская энциклопедия. – М.: Эксмо, 2009.

  12. Рассоха-Дисс М.С. Загадки океана. Детская иллюстрированная энциклопедия. – Украина. Белгород: Ранок, 2010.

  13. Ростоцкая А. Большая детская энциклопедия. Геология. Т.4. – М.: Аванта+, 2010.

  14. Станкевич Т.А. Атлас. Природа России. – М.: Росмэн, 2008.

  15. Шаповалова Е.В. Человек и природа. Иллюстрированная детская энциклопедия. – Украина. Белгород: Ранок, 2009.

  16. Энциклопедия. Открой мир вокруг себя. Вып. 1, 3, 4, 7, 8, 11, 14, 16, 18, 19, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 36-39. – М.: Де Агостини, 2010 – 2011.

  17. CD-ROM Большая детская энциклопедия. – М.: Новый диск, 2004.

  18. CD-ROM Вильчек Г. Большая детская энциклопедия. Птицы и звери – М.: Аванта+, 2009.

  19. CD-ROM О.В.Смолянский Наша планета. Серия «Почемучка». – М.: 1С, 2010.

  20. DVD Голубая планета. В 4ч. Серия «DVD коллекция ВВС». – М.: ЗАО «СОЮЗ Видео»,2008

  21. DVD Живая планета. В 4ч. Серия «DVD коллекция ВВС: Живая природа». – М.: ЗАО «СОЮЗ Видео»,2008

  22. DVD Земля: мощь планеты. В 3ч. Серия «DVD коллекция ВВС: Загадки природы». – М.: ЗАО «СОЮЗ Видео»,2007

  23. DVD Планета Земля какой вы её ещё не видели. Серия «DVD коллекция ВВС: Живая природа». В 5ч. – М.: ЗАО «СОЮЗ Видео», 2009.

  24. DVD Силы природы. Серия «DVD коллекция ВВС». – М.: ЗАО «СОЮЗ Видео», 2005.





Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru