Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №1
«Рассмотрено» на заседании ШМО протокол №________ от«___»____________2011г Руководитель ШМО Ж.В. Николаенко/________ |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР И.Г. Строганова ____________ от «____» ___________2011г. |
«Утверждаю» Директор гимназии №1 Н.В.Кузнецова_______________ От «____» ____________ 2011г |
Рабочая программа
курса «Обучение грамоте и письму»
для 1 класса на 2011-2012 учебный год
Программа курса «Обучение грамоте» для четырёхлетней начальной школы,
2011 г.
рекомендовано Минобрнауки
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Смородинова Елена Эдуардовна,
Пежстаж 27 лет
первая квалификационная
категория
2011г
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте и письму составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Учебник: Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец «Азбука», изд. «Фёдоров» Самара, 2010 г.,Тетради к Азбуке Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец «Я читаю?», «Я читаю.», «Я читаю!», изд. «Фёдоров» Самара, 2010 г.; Н.В. Нечаева Методические пояснения к Азбуке, рабочим тетрадям по чтению и тетрадям по письму, «Фёдоров» Самара, 2010 г.; Т.М.Андрианова, А.В.Остроумова, И.Л.Андрианова «Тетрадь по письму - №1, №2, №3, №4» -1класс, изд. «Фёдоров» Самара, 2010 г., Программы адаптации детей к школьной жизни «Введение в школьную жизнь» - М.: Московский центр качества образования, 2010.г авторы: Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Цель:
- освоение коммуникативной функции языка, осознание языка как средства приобщения к богатству русской культуры.
Задачи периода обучения грамоте:
- научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
- расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
- активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;
- развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;
- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку. Развитие слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха, систем: глаз-рука, ухо-рука. Формирование способности перекодировать, быстро просматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков.
Начальным этапом изучения русского зыка в 1 классе является курс «Обучение грамоте» Его продолжительность(приблизительно 23 учебные недели, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
В процессе обучения грамоте ребёнок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы и на успешную адаптацию каждого ребёнка к новым условиям его жизнедеятельности.
Данная программа обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература». Далее этот курс перерастает в программу «Русский язык» и «Литературное чтение».
Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами её выражения (грамматикой, звуками-знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребёнок сам открывает его правила, осмысливая, таким образом, собственный дошкольный опыт пользования языковой системой.
Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для продуктивного формирования навыков чтения и письма.
Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый – «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию устной и письменной речи, по формированию навыков чтения и графики. Второй раздел составляет собственно система языка – то, что придаёт речевой деятельности формальную правильность.
Развитие речевой деятельности:
В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо, прежде всего, «разговорить» детей.
Данной цели служат специальные задания по инсценированию, во время экскурсий ознакомлению школьников с окружающим миром. Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной.
Через инсценирование прочитанного, иллюстрирование, придумывание к тексту названия, вопросов и другие многообразные задания дети подводятся к осознанию признаков текста и умению его анализировать.
Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Основной метод обучения письму: анализ, сравнение схожих и противоположных случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия. Способ написания наклонный, безотрывный и отрывный.
Существенно ускоряет навык качественного чтения и письма включение в программу позиций по смысловому анализу предложений и слов.
Система языка:
Ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и морфемики. Их основная цель в этот период – способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К её достижению приводят следующие линии работы:
-первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звукобуквенному составу;
-начальное наблюдение детьми трёх основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического; наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов; родственных слов и их форм; слов с проверяемыми написаниями в корне и написаниями непроверяемыми, традиционными;
-наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое -ознакомление с основными признаками предложения и слова.
Для успешной адаптации к последующему обучению в первые недели сентября введён метапредметный модуль «Введение в школьную жизнь» - М.: Московский центр качества образования, 2010.г авторы: Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, подготавливающий первоклассников к новому виду деятельности – учебной. Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учёбы в школе. Вводный курс «Введение в школьную жизнь» позволяет развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.
Цели курса «Введение в школьную жизнь»:
-
Обеспечение психологической адаптации детей;
-
Знакомство с основными школьными правилами;
-
Привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
-
Обучение элементарным приёмам обратной связи;
-
Знакомство с системой школьного оценивания;
-
Развитие внимания, мышления, воображения;
-
Организация классного коллектива
Содержание вводного курса строится на доступном дошкольном материале: игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу периода обучения грамоте и письму:
Иметь
представление
о следующих
связях:
-между целью,
адресатом,
местом общения
и формой общения
-между целью
устной речи
и речевыми
средствами
(несловесными
и словесными)
-между целью
письменной
речи и правильностью
ее выражения
(оформление
предложения,
буквенный
состав слов)
Владеть
общеучебными
умениями:
-соблюдать
правила речевого
общения в школе,
в классе, со
взрослыми, с
детьми;
-адекватно
реагировать
на обращение
учителей,
одноклассников
-слушать и отвечать
на заданный
вопрос
-ориентироваться
в азбуке и тетрадях
по чтению и
письму
-различать
языковые явления
по названным
признакам
Знать:
-признаки предложения
(смысловая и
интонационная
законченность);
-оформление
предложений:
первое слово
пишется с большой
буквы, в конце
ставится знак
(. ? !);
-звуки
и буквы русского
алфавита, их
основные различия
(звуки слышим
и произносим,
буквы видим
и пишем);
-признаки гласных
и согласных
звуков;
-признаки согласных
звуков мягких
и твердых, глухих
и звонких;
-написание
гласных А, И, У
после согласных
Ж, Ш, Ч, Щ;
-алфавит.
Уметь:
-использовать
необходимые
правила речевого
общения в школе,
в классе, со
взрослыми, с
детьми;
-голосом показывать
различия в цели
высказывания;
-пользоваться
учебными
книгами;
-читать осознанно
и правильно
вслух небольшой
текст до 90 слов
целыми словами,
растягивая
по слогам трудные
по смыслу и
структуре
слова; ориентировочный
темп чтения
20-30 слов в минуту;
за правильное
считается
чтение незнакомого
текста, состоящего
из знакомых
слов, без ошибок
и с 1 ошибкой
на 30 слов;
-списывать
слова и предложения
с печатного
и рукописного
текстов; правильно
писать строчные
и заглавные
буквы и их
соединения,
различать
сходные по
начертанию
буквы;
-писать правильно
под диктовку
текст (до 20 слов),
включающий
изученные
орфограммы
и пункгограммы
(оформление
предложения,
сочетания ЖИ,
ШИ, ЩА, ЧУ, ЩУ,
обозначение
мягкости согласных
звуков гласными
и мягким знаком,
слова с Й);
-соотносить
схему слова
с названием
предмета, записывать
буквенные схемы
диктуемых слов,
записывать
схемы диктуемых
предложений
простого состава,
придумывать
несколько
предложений,
соответствующих
одной схеме;
-различать на
слух звуки
речи;
-различать
гласные и согласные
звуки, согласные
мягкие и твердые,
глухие и звонкие;
-определять
место ударения
в двусложных
словах;
-делить слова
на слоги;
-находить в
ряду слов родственные
слова;
-применять
правило написания
слов с гласными
И, А, У после
согласных Ж,
Ш, Щ, Ч, переносить
слова по слогам,
находить границы
предложения,
начинать предложение
с большой буквы,
заканчивать
знаками (. ? !).
Кроме названного,
школьникам,
обучающимся
по данной программе,
предоставляется
возможность
овладеть следующими
дополнительными
умениями и
представлениями:
-осуществлять
группировку
языковых
явлений;
-иметь представление
о многообразии
малых жанров
литературных
произведений,
о зависимости
смысла предложения
от интонации,
порядка и форм
слов; о родственных
словах.
Содержание курса «Обучение грамоте и письму»
198 часов
-
Развитие речевой деятельности (148 часов)
Общие сведения о речи (в течение курса).
Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная, деловая, художественная). История возникновения речи.
Устная речь
Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель).
Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя.
Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения.
Письменная речь
Ориентировка в азбуке и тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные; художественные, научные, научно-популярные.
Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои.
Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.
Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и проч. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.
Практическое ознакомление с этимологией, многозначностью, с омонимами, синонимами, антонимами, с устаревшими словами.
Техника чтения и письма
Формирование аналитико-синтетического звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков.
Упражнения психофизиологических функций, необходимых для чтения: составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, усвоение правильного дыхания, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений, умение сливать звуки при чтении, работа со схемами, выкройками и планами и проч.
Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение.
Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма.
Упражнения психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, воспроизведение рисунков, узоров по памяти и под диктовку, нанизывание петель на спицы, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, узнавание голосов детей, актеров, составление схем слов и предложений под диктовку и проч.
Графика. Техника письма
Списывание слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом с доски и тетради для письма.
Письмо под диктовку слов, предложений, текстов.
-
Система русского языка (50 часов)
Слово.
Различение предмета, явления и слов, их называющих.
Соотношение названия нарисованного предмета с буквенной схемой слова.
Наблюдение внутреннего единства лексического, грамматического значения и звукового (буквенного) состава слова. Наблюдение за изменением семантического значения слова или его формы при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка в слове, замене одной фонемы, при перемещении ударения.
Наблюдение существенных признаков имен существительных (предметность), глаголов (действие предмета), прилагательных (признак предмета), наречий (признак действия).
Наблюдение связей слов в предложении по роду (женский, мужской, средний) и числу (единственное, множественное).
Различение слов - названий и указателей названий - местоимений (он, она, они, мой...) (понятие использует учитель).
Общее представление о словообразовании.
Корень. Родственные слова. Начальное (с опорой на рисунки) разведение понятий: разные (родственные) слова, формы одного слова.
Классификация слов по лексическому и грамматическому значению.
Систематизация слов, обозначающих наименования предметов, созданных человеком и природой. Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов.
Имена собственные. Дифференциация вопросов кто? что? Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
Смыслоразличительная роль звуков речи в слове.
Гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Его смыслоразличительная роль. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Безударные гласные.
Твердые и мягкие парные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Непарные твердые согласные (ж, ш, ц). Непарные мягкие согласные (ч, щ). Написание и, а, у после согласных ж, ч, ш. Звонкие и глухие непарные согласные звуки.
Слог.
Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам без стечения согласных.
Звуки_буквы.
Гласные буквы, обозначающие один звук. Гласные буквы, обозначающие два звука. Буквы, не обозначающие звуков (ъ, ь). Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков.
Алфавит и его значение. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова.
Предложение.
Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Членение речи на предложения и слова.
Наблюдение смысловой и интонационной законченности различных по структуре предложений (односоставных и двусоставных - без введения понятий) при сопоставлении со словом.
Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интонации конца предложений - соответствующие знаки в письменной речи). Большая буква в начале предложения, знаки (., ?, !) в конце. Объединения слов в предложения, выделение предложения из текста. Ошибкоопасные места при записи предложения.
Наблюдения смысловой зависимости содержания предложений от изменения форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов, частицы не), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов.
Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность.
Связи слов в предложении (по вопросам).
Контроль образовательных результатов.
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
-
самоконтроль — при введении нового материала,
-
взаимоконтроль — в процессе его отработки,
-
итоговый контроль, включающий проведение итоговой работы
Сокращения, принятые в данном планировании:
с/к - самоконтроль уонз -урок открытия новых знаний в/к - взаимоконтроль ур-урок рефлексии и/к - итоговый контроль ук – урок комбинированный с/р- самостоятельная работа |
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ)
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока, тип урока. ХКК ГОС |
Дата |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
Планируемые результаты |
ЦОР |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||||||||
|
|
|
1четверть 33ч |
|
|
|
|
||||||||||
1 |
История обучения. Знакомство с учебником. АМ Знакомство Безопасное поведение в классе. (уонз)
|
1.09 |
Условные обозначения. Иллюстрации, обложка, форзац |
Знать, чему учили детей в древности, чему учат современнменных детей. Уметь различать устную и письменную речь |
|
Развитие готовности к сотрудничеству. Умение осознанно строить высказывания. Умение слушать, получать необходимые сведения. Корректировать выполнение заданий. проявлять интерес к новому учебному материалу, Оценка совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий, умение вносить соответствующие коррективы. Освоение способов ориентировки в пространстве ( прописи, тетради) |
Презентация «Наша речь» |
||||||||||
2 |
Речь устная и письменная (ук) АМ Приветствие |
5.09 |
Схема предложения |
Уметь различать устную и письменную речь |
с/к |
Презентация «Наша речь» |
|||||||||||
3 |
Речь устная и письменная. Разные языки народов мира и России (уонз) АМ Противопоставление индивидуальной работы и работы парами |
6.09 |
Устная и письменная речь |
Уметь различать устную и письменную речь |
с/к |
Презентация «Наша речь» |
|||||||||||
4 |
Мир, Россия. Родина, семья (уонз) АМ Отработка знаков «+», «-«, «Я», «Мы», «Хор». ХКК ГОС Край, в котором я живу. |
7.09 |
Представления о своей родине, ее столице, о родном городе |
Уметь различать устную и письменную речь, составлять предложения по схеме
|
|
Презентация «Семья» «Символы России» |
|||||||||||
5 |
Звук и его письменный знак. Разведение понятий «слово», «предмет» (уонз) АМ Введение знака «Вопрос» |
8.09 |
Средства устного общения |
Уметь различать звук и букву
|
с/к |
Презентация Весёлая азбука |
|||||||||||
б |
Звуки гласные и согласные(уонз) АМ Первое задание, связанное с отработкой заков «+», «- «, «?» |
12.09 |
Величина предмета и слова |
Иметь понятие о звуке и букве |
с/к |
Презентация Весёлая азбука |
|||||||||||
7 |
Знаки звуков - буквы. Звук (а), буква А, а. Звук (у), буква У, у(ук) АМ Адресованность действия при групповом взаимодействии. |
13.09 |
Гласные звуки и буквы. Звуковой анализ слов |
Иметь понятие, что звуки слышим, буквы пишем |
с/к, в/к |
Презентация Весёлая азбука |
|||||||||||
8 |
Путешествие в мир знаков. Предложение и слово АМ Разминка Игра «третий лишний»
|
14.09 |
Звуки и буквы |
Знать признаки предложения |
с/к, в/к |
|
|||||||||||
9 |
Фестиваль сказочных героев (ур) АМ Отработка знаков «+», «-«, |
15.09 |
Звуки и буквы |
Уметь пересказывать фрагменты известных сказок.
|
с/к, в/к |
CD Мультфильм «Сказки» |
|||||||||||
10 |
Театр. Звук (о), буква О, о. Звук (э), буква Э э (ур) ХКК ГОС Театры нашего города АМ Отработка знаков. «Я», «Мы», «Хор». |
19.09 |
Звуки и буквы. Авторские сказки |
Знать признаки гласных звуков. Уметь различать гласные звуки |
с/к, в/к |
Презентация «Загадки для малышей» |
|||||||||||
11 |
Найди пары. Знакомство с речевыми средствами общения (уонз) АМ Отработка знаков «+», «-«, «Я», «Мы», «Хор», «Вопрос» |
20.09 |
Театр, правила поведения в театре. Интонационная выразительность |
|
с/к, в/к |
Презентация Весёлая азбука |
|||||||||||
12 |
Звук (о), буква О о. Звук (э), буква Э э. Большая буква в именах собственных (ук) |
21.09 |
Звуки и буквы. Звуковой анализ слов |
Знать признаки гласных звуков |
с/к |
Развитие учебных мотивов познавательных интересов Формирование логических действий анализа сравнения. Использование в общении правила вежливости, умения договариваться, приходить к общему решению |
П |
||||||||||
13 |
Звуки (ы), (и), буквы ы. И, и. Твердые и мягкие согласные звуки |
22.09 |
Звуки и буквы. Звуковой анализ слов. Работа над текстом |
Уметь различать гласные звуки |
с/к, в/к |
|
|||||||||||
14 |
Один предмет - несколько предметов (единственное и множественное число названий предметов) (ук) |
26.09 |
Единственное и множественное число названий предметов |
Уметь называть предметы по их числу |
с/к, в/к |
Презентация «Загадки для малышей» |
|||||||||||
15 |
Позиционные особенности букв в словах. Имена собственные (уонз) |
27.09 |
Ритм стихотворных форм. Имена собственные |
Знать о позиционных особенностях букв в словах |
с/к, в/к |
Презентация « О братьях наших меньших» |
|||||||||||
16 |
Твердые и мягкие звуки (л), (л) и (м), (м). Определение места звука в словах(уонз) |
28.09 |
Согласные звуки. Как буква меняет слово |
Иметь представление о написании имен собственных. Знать признаки твёрдых и мягких согласных звуков. Уметь различать согласные звуки |
с/к, в/к |
Презентация Весёлая азбука |
|||||||||||
17 |
Понятие об ударении. Ударные и безударные гласные (уонз) |
29.09 |
Ударение. Ударные гласные |
Иметь представление об ударении, ударных и безударных слогах, звуках
|
с/к, в/к |
|
|||||||||||
18 |
Предмет, его признаки и действия. Ударение (ук) |
3.10 |
Твердые и мягкие согласные. Имена собственные |
с/к, в/к |
Презентация Букварёнок |
||||||||||||
19 |
Экскурсия в магазин. Культура общения (ур) ХКК ГОС Улицы родного города. |
4.10 |
Ударение. Соотнесение предмета с его названием |
Уметь использовать в речи слова приветствия, вежливого общения |
|
|
|||||||||||
20 |
Звуки (н), (н), (р), (р), буквы Н н, Р р. Понятие рода и числа (уонз) |
5.10 |
Названия магазинов. Культура общения при совершении покупки |
Иметь представление о роде и числе предметов
|
с/к, в/к |
Презентация «Поём гласные» |
|||||||||||
21 |
Твердые и мягкие согласные звуки (н), (р) (уонз)
|
6.10 |
Согласные звуки. Чтение предложений по схеме |
Иметь представление о твёрдых и мягких согласных звуках
|
с/к, в/к |
Использование в общении правила вежливости, умения договариваться, приходить к общему решению Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Проявлять знание основных моральных норм поведения, Понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме, Сохранять интерес к учебному материалу. Иметь представление о причинах успеха в учебе, |
|
||||||||||
22 |
«В костюмерной». Составление сказок(ур) ХКК ГОС Театры города |
10.10 |
Чтение слов с изученными буквами. Имена собственные |
Знать оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков:. ?! |
|
Тренинг Гласные и согласные звуки |
|||||||||||
23 |
Предложения, разные по целям и интонации. Интегрироаванный урок с технологией. |
11.10 |
Интонационная выразительность |
Знать и использовать оформление предложений; диалог в разговоре, правила вежливого общения в диалоге
|
|
Презентация «Поём гласные» |
|||||||||||
24 |
Диалог. Правила работы над диалогом(уонз) |
12.10 |
Интонационные знаки препинания (? ! ) |
св/к |
|
||||||||||||
25 |
Особенности сказочных героев (ур) |
13.10 |
Диалог, интонация при чтении диалога. Звуковой анализ слов |
|
Тренинг Гласные и согласные звуки |
||||||||||||
26 |
Звук (й), буква Й й(уонз) |
17.10 |
Согласные звуки. Пересказ сюжета знакомой сказки, название героев |
Уметь различать мягкие согласные звуки |
в/к |
Презентация «Поём гласные» |
|||||||||||
27 |
Многозначность слов(уонз) |
18.10 |
Язык жестов, разыгрывание сценок |
Находить многозначные слова, использовать толковый , словообразовательный, орфографический словари для работы над словом.
|
|
|
|||||||||||
28 |
Звук (й), буква Й й. Нахождение предложения по схеме (уонз) |
19.10 |
Согласные звуки. Роль фонемы в образовании слов |
|
Презентация Букварёнок |
||||||||||||
29 |
Звуковой анализ слов. Наблюдение сильной и слабой позиции фонем (ук) |
20.10 |
Слова похожие и противоположные по смыслу |
Уметь выделять сильную позицию морфемы, находить «опасное» место в слове.
|
с/к |
Тренинг Гласные ударные и безударные звуки |
|||||||||||
30 |
Понятие «слог». Деление слов на слогам (ук) |
24.10 |
Содержание и интонация предложений. Сильная и слабая позиция фонем |
Уметь делить слова на слоги |
в/к |
Тренинг Гласные ударные и безударные звуки |
|||||||||||
31 |
Правило переноса слов(уонз) |
25.10 |
Слог как часть слова |
Знать правило переноса слов |
|
|
|||||||||||
32 |
Игра «Найди пары». Логическое и смысловое ударение(ук) |
26.10 |
Деление слов на слоги для переноса |
Уметь делить слова на слоги |
|
|
|||||||||||
33 |
«Чудеса русского языка» (ур) |
27.10 |
Деление слов на слога |
Уметь делить слова на слоги |
|
|
|||||||||||
34 |
«Кто где живет?» (ур) |
|
Многозначность слов. Язык жестов |
Знать, как выражают жестами некоторые слова |
|
Презентация «Загадки для малышей» |
|||||||||||
35 |
Практическое использование при чтении изученных букв (ук) |
|
Составление текста по картинкам |
Уметь составлять текст по картинкам |
с/к, в/к |
|
|||||||||||
36 |
Разыгрывание сюжетов(уонз) |
|
Чтение слов с изученными буквами |
Уметь читать слова с изученными буквами, исполнять роли некоторых героев |
|
Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. |
|
||||||||||
37 |
Звуки (б), (б’), (в), (в’) и буквы Б, б и В, в. Звонкие и глухие согласные(уонз) |
|
Мимика, жесты, интонация |
Уметь различать в словах звонкие и глухие согласные звуки
|
|
|
|||||||||||
38 |
Звуки (б), (б’), (в), (в’) и буквы Б, б и В, в. Коррекция текста(уонз) |
|
Согласные звуки. Способы передачи сообщений |
|
|
||||||||||||
39 |
Сочетание слов в предложении по смыслу(уонз) |
|
Составление предложений |
|
|
||||||||||||
40 |
Интонация в предложении(уонз) |
|
Предлоги |
Уметь строить предложения с нужной интонацией.
|
|
|
|||||||||||
41 |
Звуки (г), (г’), (д), (д’) и буквы Г, г и Д, д. Различие слова и слога(уонз) |
|
Согласные звуки. Портретная речевая характеристика героев |
Уметь соотносить схему слова с названием предметов |
с/к |
|
|||||||||||
42 |
Звуки (г), (г’), (д), (д’) и буквы Г, г и Д д. Многозначность слов(уонз) |
|
Согласные звуки. Многозначность слов |
Уметь различать в словах звонкие и глухие согласные звуки
|
с/к |
|
|||||||||||
43 |
Имена собственные. Составление продолжения рассказа по его началу(уонз) |
|
Звуки и буквы. Имена собственные |
Уметь различать в словах звонкие и глухие согласные звуки, находить имена собственные, составлять рассказ по серии картинок
|
в/к |
|
|
||||||||||
44 |
Звонкие и глухие согласные. Игра в города(ук) |
|
Звонкие и глухие согласные |
Уметь различать в словах звонкие и глухие согласные звуки, |
с/к, в/к |
|
|
||||||||||
45 |
Сравнение скороговорок и загадок(ук) |
|
Звонкие и глухие согласные |
Уметь различать в словах звонкие и глухие согласные звуки |
|
|
Презентация «Фольклор» |
||||||||||
46 |
Звуки (ас), (з), (з’), буквы Ж, ж и 3, з. Звонкие и глухие согласные(уонз) |
|
Звонкие и глухие согласные |
Знать написание гласной И после согласной Ж Уметь различать гласные и согласные звуки |
с/к |
Использование в общении правила вежливости, умения договариваться, приходить к общему решению. |
Презентация Звукарик 1 |
||||||||||
47 |
Образование слов. Расхождение написания с произношением(уонз) |
|
Образование слов |
Уметь работать с этимологическим словарём
|
|
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. выполнять учебные действия в устной и письменной речи Участие в работе парами и группами,
Использование в общении правила вежливости, умения договариваться, приходить к общему решению, Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. Понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в прописи, осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, Сохранять интерес к учебному материалу. о причинах успеха в учебе,
|
|
||||||||||
48 |
Переносное значение слов. Зависимость смысла предложения от порядка слов(уонз) |
|
Переносное значение слов |
Понимать прямое и переносное значение слова |
с/к |
|
|||||||||||
49 |
Звук (ж) - всегда твердый согласный звук (уонз) |
|
Звонкие и глухие согласные |
Знать твёрдые согласные шипящие звуки
|
с/к |
Презентация Звукарик 1 |
|||||||||||
50 |
Звуки (к), (к ’), (п), {п’) и буквы К,кнП.п (ук) |
|
Гласные и согласные звуки |
Уметь соотносить схему слова с названием предмета |
с/к |
|
|||||||||||
51 |
Старинные имена. Сравнение текстов фантастических и правдивых(ур) |
|
Чтение предложений по схемам |
Уметь соотносить схему слова с названием предмета, различать тексты по содержанию, составлять новые слова с использованием различных морфем
|
|
|
|||||||||||
52 |
Смыслоразличительная роль звуков. Словообразование (уонз) |
|
Развитие речи. Сравнение текстов |
|
|
||||||||||||
53 |
Удивительное -ка. Звуковой анализ слов (уонз) |
|
Различение слова и предмета. Звукобуквенный анализ слов |
с/к |
Презентация Звукарик 2 |
||||||||||||
54 |
Звуки (с), (с’), (т), (т’ ) и буквы С, с и Т, т. Значение слов (уонз) |
|
Согласные звуки. Значение слов |
Уметь пересказывать сюжет знакомого произведения |
|
|
|||||||||||
55 |
Согласные (с), (т). Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? (уонз)
|
|
Согласные звуки. Пересказ сюжета знакомого произведения |
Находить слова, обозначающие признаки предметов
|
|
|
|||||||||||
56 |
Звуки (с), (с’) (т), (т') и буквы С, с и Т, т. Согласные звуки (ук) ук0 |
|
Звонкие и глухие согласные. Слова, обозначающие признак предмета |
Знать:
-звонкие и
глухие
- написание
глас |
|
|
|||||||||||
57 |
«Подбери похожее слово». Тематические группы слов(уонз) |
|
Гласные и согласные звуки |
|
Презентация Звукарик 2 |
||||||||||||
58 |
Звуки (ф), (ф’) (ш). Буквы Ф, ф, Ш, ш. Парные звонкие и глухие согласные(уонз) |
|
Парные звонкие и глухие согласные |
Знать парные глухие и звонкиесогласные звуки
|
в/к |
|
|||||||||||
59 |
Парные звонкие и глухие согласные. Признак предмета, действие предмета(уонз) |
|
Парные звонкие и глухие согласные |
в/к |
|
||||||||||||
60 |
Звуки (ж), (ш) - всегда твердые. Правописание сочетаний жи, ши(уонз)
|
|
Парные звонкие и глухие согласные |
Знать:
-звонкие и
глухие
-написание
глас |
|
CD «Звуки леса» |
|||||||||||
61 |
Значение фонемы. Значение логического ударения(уонз) |
|
Чтение предложений по схемам |
Уметь пользоваться средствами выразительности |
с/к, в/к |
Презентация Звукарик 3 |
|||||||||||
62 |
Угадай слово. Знаки времени (ук) |
|
Возникновение слов |
Уметь читать слова по слогам и целыми словами., находить в тесте слова с «опасным» для написания местами
|
|
|
|||||||||||
63 |
Чтение текстов с изученными буквами (ук) |
|
Перемена ударного гласного дает новое слово |
|
|
||||||||||||
64 |
Чтение текстов с изученными буквами (ук) |
|
Чтение текстов с изученными буквами |
|
|
||||||||||||
65 |
Буквы Е, е, ё, Ю, ю, Я, я. Одна буква - два звука(уонз) |
|
Новые звуки и буквы, их особенность |
Иметь представление об обозначении одного звука после согласных |
с/к |
|
|||||||||||
66 |
Чтение слов с буквами Е, е, ё, Ю, ю, Я, я(уонз) |
|
Новые звуки и буквы, их особенность |
Знать буквы, которые дают в некоторых позициях 2 звука.
|
|
|
|||||||||||
67 |
Знакомство с фразеологизмами. Твердые и мягкие согласные звуки(уонз) |
|
Чтение текстов с изученными буквами. Твердые и мягкие согласные звуки |
Иметь представление между целью, адресатом, местом общения и формой общения. Уметь различать на слух звуки речи |
в/к |
|
|||||||||||
68 |
Праздник Новый год. Пожелания сказочных героев(ур) |
|
Чтение новогодней песни. Работа над художественным образом песни |
Уметь выполнять звуковой анализ слова, определять и соотносить количество букв и звуков в слове.
|
|
Презентация « Как встречают Новый год в разных странах» |
|||||||||||
69 |
Из истории языка. Многозначность слов(ук) |
|
Гласные и согласные звуки. Многозначность слов |
|
|
|
|||||||||||
70 |
Я и мои друзья. Звуковой анализ слов с (й, у), (й, а) (уонз) |
|
Звуковой анализ слов |
с/к, в/к |
|
|
|||||||||||
71 |
Наше умение общаться. (ур) |
|
Безударные гласные в корне слова |
Иметь представление о языке- как культуре человека, способе общения людей разных национальностей. |
|
Развитие учебных мотивов познавательных интересов. Развитие готовности к сотрудничеству. проявлять интерес к новому учебному материалу. |
Презентация Как говорят животные. |
||||||||||
72 |
История про щуку и воблу. Корень слова(уонз) |
|
Корень слова |
Уметь определять корень слова в несложных словах |
с/к |
|
|
||||||||||
73 |
Мы общаемся.(ук) |
|
Множественное число. Проза и стих, кроссворд и грамматическое задание |
Знать правила устного и письменного общения |
с/к, в/к |
|
|
||||||||||
74 |
Этика общения. Письмо (ук) |
|
Этика общения. Интонационная выразительность |
Уметь составлять письма, использовать вежливые слова для выражения мысли |
в/к |
Понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме, Понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях, осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, Кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.
|
|
||||||||||
75 |
Ь - показатель мягкости предшествующего звука (уонз) |
|
Этика общения - составление письма другу. Интонационная выразительность |
Интонационную выразительность в речи |
с/к |
|
|||||||||||
76 |
Знакомство с фольклором. Загадки, считалки, путаница (ук) |
|
Загадки, считалки, путаницы. Интонационная выразительность |
Знать особенности загадок, считалок, небылиц, путаниц |
с/к |
Презентация «Творчество К. Чуковского» |
|||||||||||
77 |
Знакомство с фольклором. Загадки, считалки, путаница Чтение жанров устного народного творчества. (уонз) |
|
Понятие «фольклор» |
Иметь представление о многообразии малых жанров литературных произведений. Уметь: голосом показывать различия в цели высказывания;
-находить в
ряду определять их корень
|
с/к |
|
|||||||||||
78 |
Знакомство с фольклором. Страшилки |
|
Фольклор |
|
|
||||||||||||
79 |
Звуки (х), (х), (ц). Буквы X, х и Ц, ц(уонз) |
|
Гласные и согласные звуки |
|
|
||||||||||||
80 |
Упражнение в чтение слов с буквами Х,,х и Ц, ц. Словообразование(уонз) |
|
Особенности написания це, ци, цы |
|
|
||||||||||||
81 |
Словообразование. Значение фонемы в образовании слов(уонз) |
|
Гласные и согласные звуки. Словообразование |
|
|
||||||||||||
82 |
Сходство и различие слов.(ук) |
|
Однокоренные слова |
Уметь: Различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твёрдые, глухие и звонкие;
правильно
называть
буквы алфавита. русский алфавит |
|
|
|||||||||||
83 |
Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие. Буквы Ч, ч и Ш, щ(уонз) |
|
Сходства и различия в предметах, буквах, звуках |
Уметь: различать шипящие мягкие и твёрдые согласные звуки, читать слова с ъ и ь знаками., соотносить количество букв и звуков в слове.
|
|
|
|||||||||||
84 |
Понятия: время, сутки, дни недели (уонз) |
|
Время. Понятия: сутки, день недели |
|
|
|
|||||||||||
85 |
Рисованные стихи. Многозначные слова(уонз) |
|
История часов |
с/к, в/к |
|
|
|||||||||||
86 |
Разделительные ь и ъ знаки(уонз) |
|
Гласные и согласные звуки. Многозначность слов |
|
|
|
|||||||||||
87 |
Как поэт использовал чудеса русского языка(ук) |
|
Упражнение в нахождении ь и ъ знаков в тексте |
Знать, какие средства использует автор при создании стихотворения |
в/к |
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. выполнять учебные действия в устной и письменной речи Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв. Участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, |
|
||||||||||
88 |
Народный фольклор: прибаутки, поговорки, считалочки (ур) |
|
Фольклор. Отличие его от других стихотворных произведений |
Знать особенности фольклорных жанров |
в/к |
Презентация « Народные сказки» |
|||||||||||
89 |
Книжки, которые читали наши бабушки.. (ур) |
|
Многообразие литературных произведений |
Уметь отличать стихотворение произведения от других жанров |
с/к |
|
|||||||||||
90 |
Семейные праздники (ук) |
|
Составление рассказа по заданной теме |
Уметь составить рассказ о семейных праздниках, семейном отдыхе |
|
|
|||||||||||
91 |
Фестиваль сказочных героев. Алфавит(урок-сказка) |
|
Работа над текстом. Алфавит |
Уметь представлять сказочных героев |
|
|
|||||||||||
92 |
«Прощание с азбукой» (урок – праздник) |
|
Выразительность речи при чтении стихов |
Уметь выразительно читать стихотворения |
|
|
Презентация Читаем вместе с Лунтиком. |
||||||||||
93 |
Инсценирование народных сказок.(ук) |
|
Выразительность речи при инсценировании произведения |
Уметь выразительно передавать нужную интонацию |
в/к |
|
|
||||||||||
94 |
Экскурсия в городскую библиотеку А. Гайдара Знакомство с библиотекой.
|
|
Правила выбора книги, обмена литературы, поиск нужной литературы. |
Уметь пользоваться книжным фондом библиотеки |
|
|
|
||||||||||
95 |
Викторина по сказкам. (ук) |
|
Сказки А. Пушкина,, народные сказки, чтение отрывков |
Уметь выразительно читать и угадывать сказки. |
в/к |
|
CD мультфильмы сказок |
||||||||||
96 |
В мире литературы.(ур) |
|
Поиск книг по темам |
Уметь определять книги на заданную тему. |
|
|
CD «Звуки леса» |
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
Календарно- тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока тип урока |
Дата |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
УУД |
ЦОР |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|||||||||
|
|
|
1четверть 42ч |
|
|
|
|
|
|||||||||
1 |
Правила письма. АМ Режим дня (ук) |
1.09 |
Ориентировка в тетради по письму |
Уметь:
пользоваться
уст ориентироваться |
|
Развитие учебных мотивов, познавательных интересов Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу Систематизация знаний о форме предметов, осмысление элементов письменных букв Освоение способов ориентировки в пространстве ( прописи, тетради)
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. выполнять учебные действия в устной и письменной речи Формирование интереса, желания писать красиво и правильно |
Презентация « Режим школьника» |
|
|||||||||
2 |
Речь. АМ Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я». |
2.09 |
|
|
|
Презентация «Загадки в стихах» |
|
||||||||||
3 |
Мы и наша речь (ук)АМ Реакция на реплику
|
5.09 |
Раскрашивание, воспроизведение рисунков, подготовка руки к письму |
|
в/к |
Презентация «Загадки в стихах» |
|
||||||||||
4 |
Узоры и элементы букв (ук) АМ Провокация на высказывание различных мнений. |
6.09 |
Рисование узоров. Штриховка |
Уметь:
отличать
слова от соотносить
схему |
в/к с/к |
Презентация Весёлая пропись |
|
||||||||||
5 |
Прямая линия (ук) АМ Ситуация недоопределённого правила.
|
7.09 |
Письмо элементов букв, развитие мелкой моторики, глазомера |
Уметь ориентироваться на листе, в рабочей полосе. Обводить по контуру и штриховать фигуры, писать элементы печатных и письменных букв, выполнять правильно соединения элементов букв.
|
в/к с/к |
Презентация Весёлая пропись |
|
||||||||||
б |
Наклонная линия (ук)АМ Групповые задания с недоопределёнными правилами
|
8.09 |
Письмо элементов букв |
с/к |
Презентация Весёлая пропись |
|
|||||||||||
7 |
Прямая короткая линия. (ук)АМ Ловушка |
9.09 |
|
в/к |
|
|
|||||||||||
8 |
Наклонные и прямые линии (ук) АМ Обращение к помощи группы |
12.09 |
Письмо линий, рисование узоров. Письмо наклонных линий |
в/к |
Презентация Весёлая пропись |
|
|||||||||||
9 |
Части предметов, элементы букв (ук) АМ Разминка Игра «Третий лишний» |
13.09 |
|
в/к с/к |
Презентация «Загадки в стихах» |
|
|||||||||||
10 |
Росчерки(ук) АМ Отработка знаков «Хор», «Я».
|
14.09 |
Письмо линий с закруглением внизу |
в/к |
|
|
|||||||||||
11 |
Буквы печатные и письменные (ук) АМ Критерии оценки |
15.09 |
Письмо нового элемента. Письмо элементов, рисование узоров, штриховка |
в/к с/к |
Презентация «Буквы» |
|
|||||||||||
12 |
Разлиновка тетради(ук) АМ Правила спора. |
16.09 |
Широкая и узкая строки |
с/к |
Презентация «Буквы» |
|
|||||||||||
13 |
Элементы букв, разлиновка теради. (ук) АМ Игра «1,2, 3 знаки собери» |
19.09 |
Широкая и узкая строки |
в/к |
|
|
|||||||||||
14 |
Письменный и печатный шрифты. (ук) |
20.09 |
Печатный текст и письменный |
в/к |
|
|
|||||||||||
15 |
Прямая наклонная линия (ук) |
21.09 |
Письмо наклонных коротких и длинных линий |
|
Понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме, Понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях, осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, |
CD Музыкальные пальчики |
|
||||||||||
16 |
Линия с закруглением внизу (ук) |
22.09 |
Письмо элементов, рисование узоров, штриховка |
в/к |
|
|
|||||||||||
17 |
Линия с закруглением внизу. Прямая линия. (ук) |
23.09 |
Письмо элементов, рисование узоров, штриховка |
с/к |
|
|
|||||||||||
18 |
Письмо изученных линий. (ук) |
26.09 |
|
Письмо под диктовку изученных линий. с/к |
Презентация «Загадки в стихах» |
|
|||||||||||
19 |
Линия с закруглением внизу и вверху (ук) |
27.09
|
Письмо элементов, рисование узоров, штриховка |
|
с/к |
Участие в работе парами и группами, Многозначность слов Формирование интереса, желания писать красиво и правильно Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. Проявлять знание основных моральных норм поведения, Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. Освоение способов написания и соединения букв русского алфавита Использование в общении правила вежливости, умения договариваться, приходить к общему решению.
|
Презентация «Загадки в стихах» |
|
|||||||||
20 |
Письмо изученных элементов букв(ук) |
28.09 |
Письмо элементов букв |
|
в/к с/к |
Презентация Читаем вместе с Лунтиком. |
|
||||||||||
21 |
Овалы большие и маленькие(ук) |
29.09 |
Письмо элементов, рисование узоров, штриховка |
|
с/к |
|
|
||||||||||
22 |
Письмо изученных элементов букв(ук) |
30.09 |
Слово и предложение |
|
Письмо под диктовку изученных элементов. с/к |
|
|
||||||||||
23 |
Написание прямых и наклонных линий. (ук) |
3.10 |
Слово и предложение |
|
с/к |
CD Музыкальные пальчики |
|
||||||||||
24 |
Длинная наклонная линия с закруглением внизу влево(ук) |
4.10 |
Письмо элементов, рисование узоров, штриховка |
|
с/к в/к |
|
|
||||||||||
25 |
Длинная наклонная линия с петлей вверху и внизу(ук) |
5.10 |
Письмо нового элемента, рисование узоров, штриховка |
|
с/к в/к |
|
|
||||||||||
26 |
Слово и предложение. Письмо изученных элементов(ур)
|
6.10 |
Письмо длинных наклонных линий с петлей вверху и внизу |
|
Письмо под диктовку изученных элементов. |
|
|
||||||||||
27 |
Предложение. Письмо наклонных линий. (ук) |
7.10 |
Слово и предложение |
|
с/к |
Презентация «Загадки в стихах» |
|
||||||||||
28 |
Длинная наклонная линия с закруглением внизу влево(ук) |
10.10 |
Письмо волнистых линий, росчерков, узоров |
|
с/к |
|
|
||||||||||
29 |
Полуовалы большие и маленькие. Логическое ударение(ук) |
11.10 |
Письмо овалов и полуовалов |
|
в/к |
|
|
||||||||||
30 |
Полуовалы большие и маленькие(ук) |
12.10 |
Письмо овалов и полуовалов |
|
в/к |
|
|
||||||||||
31 |
Росчерки(ур) |
13.10 |
Письмо росчерков |
|
с/к в/к |
Презентация Большая энциклопедия для Вики |
|
||||||||||
32 |
Буквы гласных звуков(ук) |
14.10 |
Гласные звуки и буквы |
Знать признаки гласных звуков |
в/к |
|
|
||||||||||
33 |
Большие (заглавные) буквы. (ук) |
17.10 |
Письмо заглавных букв |
|
с/к |
CD Музыкальные пальчики |
|
||||||||||
34 |
Буквы О о, Э э(ук) |
18.10 |
Письмо букв, сравнительный анализ |
|
в/к |
|
|
||||||||||
35 |
Строчная а(ук) |
19.10 |
Письмо строчной буквы а |
|
с/к |
|
|
||||||||||
36 |
Заглавная А. (ук) |
20.10 |
Письмо заглавной А |
|
с/к |
|
|
||||||||||
. 37 |
Строчная у. (ук) |
21.10 |
Письмо строчной буквы у |
|
с/к |
Презентация Большая энциклопедия для Вики |
|
||||||||||
38 |
Заглавная У. (ук) |
24.10 |
Письмо заглавной |
|
|
|
|
||||||||||
39 |
Письмо изученных букв(ур) |
25.10 |
Письмо соединений, соотнесение печатных и прописных букв |
|
Письмо под диктовку изученных букв и слияний. |
CD Музыкальные пальчики |
|
||||||||||
40 |
Строчная и(ук) |
26.10 |
Письмо строчной буквы и |
|
в/к |
Сохранять интерес к учебному материалу. Иметь представление о причинах успеха в учебе, Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв. Понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме, |
|
||||||||||
41 |
Заглавная Я(ук) |
27.10 |
Письмо заглавной буквы Я |
|
в/к |
|
|||||||||||
42 |
Строчная ы(ук) |
28.10 |
Письмо строчной ы |
|
в/к |
|
|||||||||||
43 |
Соединения букв, списывание сочетаний букв(ук) |
|
Письмо букв, рисование узоров, сравнительный анализ букв |
|
|
|
|||||||||||
44 |
Заглавные Л, М(ук) |
|
Письмо заглавных Д М, письмо слогов и слов |
Уметь:
анализировать
и характеризовать звуки речи;
различать
гласные и
согласные,
делить слова
на |
|
Презентация Читаем вместе с Лунтиком. |
|||||||||||
45 |
Письмо строчных Л, м(ук) |
|
Письмо новых букв, слогов, слов |
|
|
|
|||||||||||
46 |
Письмо слогов и слов с изученными буквами(ур) |
|
Письмо слогов и слов с изученными буквами |
|
|
Формирование интереса, желания писать красиво и правильно |
|
||||||||||
47 |
Письмо заглавной Я(ук) |
|
Письмо новой буквы |
|
|
Развитие готовности к сотрудничеству. проявлять интерес к новому учебному материалу Осмысление слов и предложений в письменном виде
|
|
||||||||||
48 |
Письмо слогов и слов с изученными буквами(ур) |
|
Письмо слогов и слов с изученными буквами |
Знать признаки согласных звуков |
п/р №5 |
|
|||||||||||
49 |
Письмо строчной р. (ук) |
|
Письмо новой буквы |
|
|
|
|||||||||||
50 |
Письмо заглавной Р(ук) |
|
Письмо заглавной Р |
Уметь находить в ряду слов родственные слова |
|
|
|||||||||||
51 |
Предложение. Письмо изученных букв. (ур) |
|
Слово и предложение |
|
п/р №3 |
|
|||||||||||
52 |
Письмо заглавной Й, строчной й (ук) |
|
Письмо заглавной Я и строчной м, слогов, слов с изученными буквами |
|
|
|
|||||||||||
53 |
Буквы, обозначающие ударные – безударные гласные звуки. (ук) |
|
Выделять ударные и безударные звуки |
|
|
Презентация Азбука в загадках. |
|||||||||||
54 |
Опасные места при записи слов и предложений. (ук) |
|
Письмо новых букв, слов, предложений с изученными буквами |
|
|
|
|||||||||||
55 |
Строчная б(ук) |
|
Письмо новой буквы, соединений с б, письмо слогов и слов |
|
|
Презентация Букварёнок |
|||||||||||
56 |
Заглавная буква Б(ук) |
|
Письмо новых букв, слов с буквами б, Б. Письмо предложений |
|
Презентация Большая энциклопедия для Вики |
|
|||||||||||
57 |
Строчная буква д(ук) |
|
Письмо новых букв |
|
|
|
|
||||||||||
58 |
Заглавная буква Д(ук) |
|
Письмо заглавной Д |
|
|
|
|
||||||||||
59 |
Буквы Дд(ук) |
|
Письмо слов и предложений с изученными буквами |
|
|
|
|
||||||||||
60 |
.Заглавная В (ук) |
|
Слово и предложение |
|
|
|
|
||||||||||
61 |
Письмо слов, составление предложений Строчная буква г. (ур)
|
|
Письмо слогов, слов, предложений, развитие орфографической зоркости |
|
п/р №4 |
Презентация Баба Яга учит.
|
|
||||||||||
62 |
Строчная буква з. Составление предложений по схеме. (ур) |
|
Слово и предложение |
|
|
Презентация Буквы русской азбуки |
|
||||||||||
63 |
Заглавная буква З. Имена собственные. (ук) |
|
Выделять в речи имена собственные |
|
|
Иметь представление о причинах успеха в учебе Оценка совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий, умение вносить соответствующие коррективы, Согласованность усилий по достижению общей цели. Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы Формирование логических действий анализа сравнения. Установление причинно-следственных связей. Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв.
|
|
|
|||||||||
64 |
Заглавная буква Т. Составление предложений по схеме. (ук) |
|
Слово и предложение |
|
|
|
|
||||||||||
65 |
Письмо изученных букв. Строчная буква к. (ур) |
|
Письмо новых букв, слов и предложений |
|
|
Презентация Буквы русской азбуки |
|
||||||||||
66 |
Заглавная буква К. Составление предложений по вопросам. (ук) |
|
Работа с предложением. |
|
|
Презентация Буквы русской азбуки |
|
||||||||||
67 |
Письмо изученных букв. Написание слов с заглавной буквы. (ур) |
|
Письмо новых букв, слов и предложений |
Уметь: правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения; различать сходные по начертанию буквы
|
|
Презентация Буквы русской азбуки |
|
||||||||||
68 |
Строчные е, ё (ук) |
|
Слово и предложение |
|
|
|
|||||||||||
69 |
Заглавная буква Е. (ук) |
|
Слово и предложение |
|
|
|
|||||||||||
70 |
Письмо слов с буквами Е, е, Ё, ё. Мягкость согласных(ур) |
|
Письмо слов с изученными буквами, предложений |
|
Презентация Буквы русской азбуки |
|
|||||||||||
71 |
Строчная ю(ук) |
|
Письмо новой буквы, слогов и слов |
|
|
Участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, Использование в общении правила вежливости, умения договариваться, приходить к общему решению, Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и одноклассников Осмысление слов и предложений в письменном виде |
Презентация Буквы русской азбуки |
|
|||||||||
72 |
Заглавная Ю (ук) |
|
Письмо новой буквы, слогов и слов |
|
|
|
|
||||||||||
73 |
Строчная и заглавная я, Я(ук) |
|
Письмо новой буквы, слогов и слов. Письмо предложений |
|
|
|
|
||||||||||
74 |
Сравнение слогов с твёрдыми и мягкими согласными. (ук) |
|
Написание слов с твёрдыми и мягкими согласными. |
|
|
Презентация Буквы русской азбуки |
|
||||||||||
75 |
Письмо слов и предложений с изученными буквами(ур) |
|
Отработка навыка каллиграфии, орфографической зоркости |
|
|
Презентация Буквы русской азбуки |
|
||||||||||
76 |
Письмо слов с изученными буквами. Письмо под диктовку(ур) |
|
Письмо слов с изученными буквами, предложений |
|
|
|
|
||||||||||
77 |
Буква ъ(ук) |
|
Письмо новых букв |
|
|
|
|
||||||||||
78 |
Ь - показатель мягкости согласных(ук)
|
|
Ь - показатель мягкости согласных, разделительный Ь |
|
|
Презентация Буквы русской азбуки |
|
||||||||||
79 |
Две работы буквы Ь(ук) |
|
Две работы ь |
Уметь различать на слух звуки речи |
|
Презентация Буквы русской азбуки |
|
||||||||||
80 |
Письмо слов с изученными буквами. Письмо под диктовку(ур) |
|
Отработка навыка орфографии |
|
|
Формирование интереса, желания писать красиво и правильно Освоение способов написания и соединения букв русского алфавита. |
Презентация Буквы русской азбуки |
|
|||||||||
81 |
Буквы х, X(ук) |
|
Письмо новых букв |
|
|
|
|
||||||||||
82 |
Строчная буква ц Родственные слова. (ук) |
|
Письмо строчной буквы ц |
|
|
|
|
||||||||||
83 |
Заглавная буква Ц Письмо слогов ци, цы. (уонз) |
|
Письмо новых букв, слов, предложений |
|
|
Презентация Читаем вместе с Лунтиком. |
|
||||||||||
84 |
Буквы ч, Ч Звуко- буквенный анализ слова. (уонз) |
|
Письмо новых букв |
|
|
|
|
||||||||||
85 |
Запись предложений по вопросам (ук). |
|
Передача текста по вопросам. |
|
|
|
|
||||||||||
86 |
Письмо изученных букв. Работа с предложением.(ук) |
|
Письмо изученных букв и слов. |
|
|
|
|
||||||||||
87 |
Буквы Щ, щ, Буквосочетания ща-щу(уонз) |
|
Письмо букв Щ, щ |
|
|
|
|
|
|||||||||
88 |
Письмо слов и предложений с изученными буквами(ук) |
|
Письмо букв, слов, предложений |
|
|
|
|
|
|||||||||
89 |
Письмо слов с изученными буквами. Работа с текстом.(ур) |
|
Списывание текста из коротких предложений |
|
п/р №6 |
Согласованность усилий по достижению общей цели. Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы
Формирование логических действий анализа сравнения Понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме, Оценка совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий, умение вносить соответствующие коррективы, Проявлять знание основных моральных норм поведения, |
|
|
|||||||||
90 |
Буквосочетания ча-ща, чу-щу (ук) |
|
Правило написания сочетаний |
Знать написание гласных а, и, у после ж, ш, ч, щ |
|
|
|
||||||||||
91 |
Составление и распространение предложения по вопросам. (ук) |
|
Составление предложений по схемам. Дополнение их по вопросам |
Уметь дополнять предложения по вопросам и схеме |
|
Презентация Читаем вместе с Лунтиком. |
|
||||||||||
92 |
Букваъ(уонз) |
|
Письмо буквы ъ |
Уметь писать слова с ъ и ь знаками |
|
|
|
||||||||||
93 |
Ъ разделительный Единственное и множественное число слов. (уонз) |
|
Разделительный ъ |
|
|
|
|||||||||||
94 |
Алфавит (ук) |
|
Русский алфавит |
Знать алфавит |
|
Презентация Огородный алфавит |
|
||||||||||
95 |
Проверь себя Письмо слов и предложений.(ур) |
|
Готовность к изучению русского языка |
Уметь дополнять предложения по вопросам и схеме |
|
|
|
||||||||||
96 |
Готовимся к изучению русского языка (ук) |
|
Отработка навыка каллиграфии, орфографической зоркости |
Уметь писать под диктовку до 20 слов |
|
|
|
||||||||||
97 |
Работа с тестом.(ук) |
|
Составление предложений по схеме с заданной интонацией. |
Иметь представление о тексте, составлять текст из 3-5 предложений на заданную тему. |
Пр№1 |
Презентация Почитаем . Поиграем |
|
||||||||||
98 |
Списывание печатного текста,. (ур) |
|
Работа с текстом. Деление деформированного текста на предложения. |
Уметь составлять текст из 3-5 предложений на заданную тему, находить начало и конец предложения |
|
Развитие учебных мотивов познавательных интересов. Развитие готовности к сотрудничеству. проявлять интерес к новому учебному материалу, |
Презентация Почитаем . Поиграем |
|
|||||||||
99 |
Составление и запись предложений по схеме . (ук) |
|
Отработка навыка каллиграфии, орфографической зоркости |
Составлять и распространять предложение по вопросу и схеме |
|
Формирование умения объяснять свой выбор
Формирование интереса, желания писать красиво и правильно Осмысление слов и предложений в письменном виде Использование в общении правила вежливости, умения договариваться, приходить к общему решению, |
|
|
|||||||||
100 |
Звуко-буквенный разбор слова. (ук) |
|
Разбор слов. |
Уметь выполнять звуковой анализ слова |
|
Презентация Почитаем . Поиграем. |
|
||||||||||
101 |
Письмо слов, предложений с изученными буквами. (ук) |
|
Отработка навыка каллиграфии, орфографической зоркости |
Уметь записывать небольшие предложения под диктовку с комментированием |
|
|
|
||||||||||
102 |
Обобщени по теме «Звуки и буквы» (ук) |
|
Русский алфавит, согласные и гласные звуки |
Знать русский алфавит, использовать его по назначению |
|
Презентация Читаем вместе с Лунтиком. |
|
Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД |
Развитие учебных мотивов познавательных интересов. Развитие готовности к сотрудничеству. проявлять интерес к новому учебному материалу, Сохранять интерес к учебному материалу. Иметь представление о причинах успеха в учебе, Проявлять знание основных моральных норм поведения, Формирование интереса, желания писать красиво и правильно |
Формирование логических действий анализа сравнения. Установление причинно-следственных связей. Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв. Развитие знаково-символических действий, моделирования и преобразования модели. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме, Понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях, осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, Осмысление слов и предложений в письменном виде |
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. выполнять учебные действия в устной и письменной речи Оценка совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий, умение вносить соответствующие коррективы, Освоение способов написания и соединения букв русского алфавита. Освоение способов ориентировки в пространстве ( прописи, тетради) |
Кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. Согласованность усилий по достижению общей цели. Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. Участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, Использование в общении правила вежливости, умения договариваться, приходить к общему решению, Формирование умения объяснять свой выбор |
Проверка знаний по обучению грамоте
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Форма изучения и показатели развития устной речи едины с 1 по 4 класс. Устанавливаются на основании наблюдений учителя за устной речью учащихся на уроках и вне уроков в результате постепенного накапливания сведений о внешней характеристике речи, её развёрнутости и связности.
Оценка внешней характеристики устной речи
Показатели:
1) говорит охотно;
2) форма общения с учителями
и учениками соответствует ситуации;
3) речь в основном грамматически правильна;
4) артикуляция чистая;
5) громкость нормативная.
4-й уровень - в норме 5 показателей.
3-й уровень - норме 4 показателя.
2-й уровень - в норме 2-3 показателя.
1-й уровень в норме 1 показатель.
Оценка связности устной речи
Показатели:
1) типичные единицы высказывания;
2) развернутость характеристики объекта.
4-й уровень - говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления.
3-й уровень- речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей.
2-й уровень - предложения почти не используются в речи,
произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает
большие трудности при характеристике объекта или явления.
1-й уровень - речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.
Владение устной речью
Фамилия ученика |
Внешняя характеристика речи |
Уровень связной речи |
|
|
показатели |
уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Оценка техники чтения вслух, понимания прочитанного
ЗАДАНИЕ 1
ГРАЧИ ОТКРЫЛИ ВЕСНУ.
В деревнях всюду появились большие стаи грачей. Зиму грачи провели на юге. Они очень спешили на родину и в хорошую погоду делали перелёты по многу километров в день.
В пути их настигла сильная метель. Много слабых птиц выбилось из сил и погибло в пути.
Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно ходят по дорогам и усердно ковыряют крепкими носами землю. (65 слов, из них трехсложных- 19, четырехсложных - 7) (По В. Бианки)
Оцениваются:
1) понимание прочитанного;
2) способ чтения;
3) количество и характер ошибок.
Оценка понимания лексического значения слов, умения группировать
ЗАДАНИЕ 2
Прочитай слова в строчках. Представь, что они обозначают. Запиши номер «лишнего» слова в каждой строке.
1. Топор. 2. Пила. 3. Вилка. 4. Вилы.
1. Медведь. 2. Гусь. 3. Волк. 4. Корова.
1. Наташа. 2. Оля. 3. Света. 4. Андрей.
Оценка умений оформлять предложение, различать на слух границы слов
Примечание. Правила диктанта обычные: читается весь текст,
читается предложение, которое затем диктуется по два - три слова.
Обязательно выдерживается пауза перед диктовкой предлогов и союзов и после их диктовки.
ЗАДАНИЕ 3
Запиши предложения под диктовку схемами.
Кончился учебный год. За окном светит яркое солнышко. У нас в классе сегодня праздник. Мы подготовили концерт для родителей. Выучили стихи и песни. Вот мы и стали второклассниками. (28 слов)
Оценка дифференциации звуков речи
ЗАДАНИЕ 4
Запиши слова под диктовку кружками.
он уши май рука нитка шляпка воробей
Оценка навыка списывания и усвоения фонетических знаний
ЗАДАНИЕ 5
Спиши слова. Раздели, где можно, слова на слоги вертикальной чертой,
Поставь в них знак ударения.
Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.
сосна, ёлка, пруд, лейка, письмо, кран, май.
Оценка усвоения фонетических знаний
ЗАДАНИЕ 6
Спиши слоги. Подчеркни слоги с буквой, обозначающей мягкий согласный звук.
ре це ла ща ши ви сё
Выполнение заданий 2-6 оценивается в зависимости от количества правильно выполненных заданий или правильно записанных предложений, слов.
Вид образовательных ресурсов |
Наименование объектов и средств организации учебной деятельности |
Коли-чество |
Примечания |
Образовательная область «Русский язык» |
|||
Средства ИКТ |
Компьютер |
Д |
На рабочем месте учителя. Монитор жидкокристалический |
Колонки |
Д |
|
|
Мультимедийный проектор |
Д |
Установлен в соответствии с требованиями техники безопасности |
|
Принтер |
Д |
Лазерный |
|
Сканер |
Д |
|
|
Цифровые образовательные ресурсы |
Презентации по темам: «Поём гласные» «Семья» «Наша речь» «Загадки для малышей» «Фольклор» « Как встречают Новый год в разных странах» «Творчество К. Чуковского» « Народные сказки» « О братьях наших меньших» Наша речь. Загадки для малышей. Буквы русской азбуки. Баба Яга учит. Читаем вместе с Лунтиком. Почитаем. Поиграем. Букварёнок. |
|
|
CD мультфильмы мы сказок |
|
|
|
CD Мультфильм «Сказки» |
|
|
|
CD «Звуки леса» |
|
|
|
Учебно-методическая литература |
Таблицы, соответствующие тематике учебного курса : Алфавит. Образцы письменных и печатных букв. Азбука в картинках. Буквы на магнитах. Учебно-методическое обеспечение Основная литература Учебник: Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец «Азбука», изд. «Фёдоров» Самара, 2010 г.; Тетради к Азбуке Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец «Я читаю?», «Я читаю.», «Я читаю!», изд. «Фёдоров» Самара, 2010 г.; Н.В..; Т.М.Андрианова, А.В.Остроумова, И.Л.Андрианова Тетрадь по письму - №1, №2, №3, №4» 1класс, изд.«Фёдоров» Самара, 2010 г. Нечаева Методические пояснения к Азбуке, рабочим тетрадям по чтению и тетрадям по письму, «Фёдоров» Самара, 2010 г |
Д |
|
Д |
|
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Управление качеством образования: компетентностный подход в контексте ФГОС ОО