КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по окружающему миру и ОБЖ
школа - МАОУ «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа»
класс - 4 «Б»
учитель – Буланкина Оксана Петровна
всего 68 часов, в неделю 2 часа
в 1-й четверти – 18
во 2-й четверти – 14
в 3-й четверти – 20
в 4-й четверти – 16
Учебник
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2010.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2010.
Программа – «Школа России»
Дополнительная литература –
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Ч.1-М.: Просвещение, 2009. Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2004.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Тесты.- М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).
Поурочные разработки к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, издательство «Просвещение»).
Плешаков А.А От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
Плешаков А.А Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
Плешаков А.А Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев, издательство «Просвещение»).
Плешаков А.А Окружающий мир: Комплект учебных таблиц и методические рекомендации к нему (авт. А. А. Плешаков, Е. О. Яременко, издательство «Дрофа»).
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс/Сост. И.Ф. Яценко. – 3-е изд.,-М .: ВАКО, 2011
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы |
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) |
Вид контроля |
Домашнее задание |
Дата |
|
|
План |
Факт |
Примечание |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
I четверть – 18 часов |
||||||||||
Земля и человечество (10 ч) |
||||||||||
1 |
Мир глазами астронома |
1 |
комбини-рованный |
Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли |
Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать
общие Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете |
текущий |
стр..
4–8, |
|
|
|
2 |
Планеты Солнечной системы. Практическая работа |
1 |
комбини-рованный |
Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли |
Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать
общие Уметь работать с
готовыми моделями (глобусом и картой),
создавать несложные |
фронталь-ный опрос |
стр.
9–15, вопросы |
|
|
|
3 |
Звездное
небо – великая книга |
1 |
комбини-рованный |
Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли |
Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий |
фронталь-ный опрос |
С. 16–21, «Проверь
себя», |
|
|
|
4 |
Мир
глазами географа. |
1 |
комбини-рованный |
Глобус
как модель Земли. Элементарные приемы
чтения плана, карты Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте |
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря |
фронталь-ный опрос |
С. 22–29, вопросы «Проверь себя», задания 1, 2 |
|
|
|
5 |
Пояса Земли |
1 |
Практи-ческого примене-ния знаний |
Условия
жизни |
Знать тепловые пояса Земли. Уметь
показывать |
фронталь-ный опрос |
С.
30–34, вопросы, |
|
|
|
6 |
Мир глазами историка |
1 |
комбини-рованный |
Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена |
Уметь
описывать отдельные (изученные) события
из истории |
Тест (10 мин) |
С.
35–41, вопросы, задания |
|
|
|
7 |
Когда и где? История – путешествие в глубь времен |
1 |
Урок-игра |
Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена |
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени |
фронталь-ный опрос |
С. 42–46, вопросы, задания
|
|
|
|
8 |
Прошлое
|
1 |
комбини-рованный |
Человек
– часть природы. Зависимость жизни и
природы человека |
Уметь
использовать приобретенные знания
для оценки воздействия человека на
природу, |
Тест
|
С.
47–53, вопросы, |
|
|
|
9 |
Сокровища Земли под охраной человечества |
1 |
комбини-рованный |
Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира |
Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу |
фронталь-ный опрос |
С.
54–62, вопросы, задания |
|
|
|
10 |
Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа. |
1 |
Урок-контроля |
Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике |
Самостоятельная
|
Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир» |
|
|
|
|
Природа России (11 ч) |
||||||||||
11 |
Равнины и горы России |
1 |
экскурсия |
Россия на карте. Неживая
и живая Формы
земной Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина |
Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) |
фронталь-ный опрос |
С.
64–71, вопросы «Проверь себя», текст
|
|
|
|
12 |
Моря, озера и реки России |
1 |
комбини-рованный |
Водоемы, их разнообразие, использование человеком |
Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) |
Тест (10 мин) |
С.
72–77, |
|
|
|
13 |
Зона арктических пустынь |
1 |
комбини-рованный |
Растения
и животные, их разнообразие. Понимание
Условия, необходимые для жизни |
Знать
общие условия, необходимые Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь |
фронталь-ный опрос |
С. 78–86, вопросы
«Проверь себя», |
|
|
|
14 |
Тундра. Природа тундры |
1 |
комбини-рованный |
Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни |
Знать
общие условия, необходимые Уметь
приводить примеры представителей
разных групп растений |
фронталь-ный опрос |
С. 87–97, задания 1, 3 (по вариантам) |
|
|
|
15 |
Леса России |
1 |
Урок- игра |
Роль
растений |
Знать
общие условия, необходимые Уметь
приводить примеры представителей
разных групп растений |
графичес-кий диктант |
С. 98–105, задание 1 |
|
|
|
16 |
Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России» (15 мин) |
1 |
комбини-рованный |
Роль
растений |
Понимать
основные правила поведения Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни |
провероч-ная работа |
С.
106– 113, составить памятку |
|
|
|
17 |
Зона степей |
1 |
комбини-рованный |
Растительный
|
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей |
фронталь-ный опрос |
С.
114– 122, |
|
|
|
18 |
Пустыни |
1 |
комбини-рованный |
Растительный
|
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь
приводить |
фронталь-ный опрос |
С.
122– задания
|
|
|
|
II четверть – 14 часов |
||||||||||
19 (1) |
У
Черного |
1 |
комбини-рованный |
Растительный
|
Знать
общие условия, |
фронталь-ный опрос |
С.
132– задания
|
|
|
|
20 (2) |
Экологическое равновесие |
1 |
комбини-рованный |
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе |
Знать
общие условия, |
Работа с Красной книгой родного края |
С.
141– |
|
|
|
21 (3) |
Обобщение
по разделу «Природа |
1 |
Урок контроля |
Формы
земной |
Уметь
использовать |
Тест Тематичес-кий |
Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своем городе» |
|
|
|
Родной край – часть большой страны (12ч) |
||||||||||
22 (4) |
Наш край |
1 |
комбини-рованный |
Наблюдение
|
Знать название родного города (села). Уметь
показывать |
текущий |
С.
146, |
|
|
|
23 (5) |
Поверхность нашего края |
1 |
комбини-рованный |
Особенности
|
Уметь
показывать |
текущий |
С. 147– 153, задания 1–3, вопросы «Проверь себя» |
|
|
|
24 (6) |
Водоемы нашего края |
1 |
комбини-рованный |
Водоемы родного края (названия, краткая характеристика) |
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки |
Графичес-кий диктант |
С. 154– 158, вопросы, задание 2 |
|
|
|
25 (7) |
Наши подземные богатства |
1 |
комбини-рованный |
Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения |
Уметь
использовать |
текущий |
С. 159– 170, вопросы, задание 3 |
|
|
|
26 (8) |
Земля-кормилица |
1 |
комбини-рованный |
Почва, ее состав |
Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь
определять |
текущий |
С. 171– 174, вопросы, подобрать стихи, пословицы, загадки о земле |
|
|
|
27 (9) |
Жизнь
леса. Лес – при- |
1 |
комбини-рованный |
Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) |
Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь
использовать полученные знания для
удовлетворения познавательных
интересов, поиска дополнительной
информации о родном крае, о жизни леса,
луга и пресного водоема, |
работа с Красной книгой |
С. 175– 182, вопросы, задание 3 |
|
|
|
28 (10) |
Жизнь
луга. Луг – при- |
1 |
комбини-рованный |
графичес-кий диктант |
С. 182– 190, вопросы, задание 5 |
|
|
|
||
29 (11) |
Жизнь
|
1 |
Урок- игра |
текущий. фрон-тальный опрос |
С. 191– 200, вопросы, задание 3 |
|
|
|
||
30 (12) |
Растениевод-ство
|
1 |
комбини-рованный |
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям |
Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями |
Тест (10 мин) |
С.
201– 207, |
|
|
|
31 (13) |
Незаметные защитники урожая |
1 |
комбини-рованный |
Роль
животных |
Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями |
фрон-тальный опрос |
С. 208– 213, вопросы, задание 2 |
|
|
|
32 (14) |
Животновод-ство
|
1 |
комбини-рованный |
Роль
животных |
Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными |
фрон-тальный опрос |
С. 214– 222, вопросы, задание 3 |
|
|
|
III четверть – 20 часов |
||||||||||
33 (1) |
Обобщение
по разделу «Родной |
1 |
Урок контроля |
Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе |
Знать природные сообщества родного края. Уметь
выполнять |
Тест |
С.
222, |
|
|
|
Страницы всемирной истории (6 ч) |
||||||||||
34 (2) |
Начало истории человечества |
1 |
комбини-рованный |
Человек
– часть Способы познания окружающего мира |
Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени |
фрон-тальный опрос |
С.
4–7, задания |
|
|
|
35 (3) |
Мир
древности: далекий |
1 |
комбини-рованный |
Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени |
фрон-тальный опрос |
С. 8–14, вопросы, задание 2 |
|
|
|
|
36 (4) |
Средние века: время рыцарей и замков |
1 |
комбини-рованный |
Знать историю средних веков |
фрон-тальный опрос |
С. 15–21, вопросы, задания |
|
|
|
|
37 (5) |
Новое
время: встреча |
1 |
комбини-рованный |
Выдающиеся люди разных эпох |
Знать выдающихся людей нового времени. Уметь работать с географической картой |
фрон-тальный опрос |
С. 22–27, вопросы, задания |
|
|
|
38 (6) |
Новейшее время: история продолжается сегодня |
1 |
комбини-рованный |
Выдающиеся люди разных эпох |
Знать выдающихся людей новейшего времени |
фрон-тальный опрос |
С. 28–32, вопросы, задания |
|
|
|
39 (7) |
Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа. |
1 |
Урок контроля |
Счет
лет в истории. Человек – часть природы
|
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач |
Тест |
С. 28–32, вопросы, задание 3
|
|
|
|
Страницы истории Отечества (20 ч) |
||||||||||
40 (8) |
Жизнь древних славян |
1 |
комбини-рованный |
История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России |
Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь
показывать |
фрон-тальный опрос |
С. 34–39, вопросы, задания |
|
|
|
41 (9) |
Во времена Древней Руси |
1 |
комбини-рованный |
фрон-тальный опрос |
С. 40–45, вопросы, задание 2 |
|
|
|
||
42 (10) |
Страна
|
1 |
комбини-рованный |
тематичес-кий |
С.
46–54, вопросы, задание 2 |
|
|
|
||
43 (11) |
Из книжной сокровищницы Древней Руси |
1 |
комбини-рованный |
Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры |
Знать музеи России. Уметь
описывать отдельные (изученные)
события из истории |
фрон-тальный опрос |
С. 55–58, вопросы, задания |
|
|
|
44 (12) |
Трудные времена на Русской земле |
1 |
комбини-рованный |
Россия
на карте Охрана памятников истории и культуры |
Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь
показывать |
фрон-тальный опрос |
С. 59–64, вопросы, задание 2 |
|
|
|
45 (13) |
Русь расправляет крылья |
1 |
комбини-рованный |
фрон-тальный опрос |
С. 65–69, вопросы, задание 2 |
|
|
|
||
46 (14) |
Куликовская
|
1 |
комбини-рованный |
фрон-тальный опрос |
С. 70–74, вопросы, задания
|
|
|
|
||
47 (15) |
Иван Третий |
1 |
комбини-рованный |
Знать реформы Ивана Третьего. Уметь
описывать отдельные (изученные)
события из истории |
фрон-тальный опрос |
С. 75–81, вопросы, задания |
|
|
|
|
48 (16) |
Мастера печатных дел |
1 |
комбини-рованный |
Выдающиеся люди разных эпох |
Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь
использовать |
фрон-тальный опрос |
С. 82–86, вопросы, задание 2 |
|
|
|
49 (17) |
Патриоты
|
1 |
комбини-рованный |
Выдающиеся люди разных эпох |
фрон-тальный опрос |
С. 87–93, вопросы |
|
|
|
|
50 (18) |
Петр Великий |
1 |
комбини-рованный |
Выдающиеся
|
тест (10 мин) |
С.
94–100, вопросы, задание по вари- |
|
|
|
|
51 (19) |
Михаил
|
1 |
комбини-рованный |
Выдающиеся люди разных эпох |
Знать историю развития образования на Руси |
фрон-тальный опрос |
С.
101– 104, |
|
|
|
52 (20) |
Екатерина
|
1 |
комбини-рованный |
Выдающиеся люди разных эпох |
Знать реформы Екатерины Великой |
тематичес-кий |
С.
105– |
|
|
|
IV четверть – 16 часов |
||||||||||
53 (1) |
Отечественная война 1812 года |
1 |
комбини-рованный |
Выдающиеся люди разных эпох |
Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой |
фрон-тальный опрос |
С.
112– 121, |
|
|
|
54 (2) |
Страницы
истории |
1 |
комбини-рованный |
Россия
на карте |
Знать историю России XIX века. Уметь
показывать |
фрон-тальный опрос |
С.
122– 126, |
|
|
|
55 (3) |
Россия вступает в XX век |
1 |
комбини-рованный |
Отдельные
яркие |
Уметь
использовать |
тематичес-кий |
С. 127– 135, вопросы, задание 2 |
|
|
|
56 (4) |
Страницы истории 20–30-х годов |
1 |
комбини-рованный |
Россия
на карте |
Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России |
фрон-тальный опрос |
С.
136– 139, задание 2 |
|
|
|
57 (5) |
Великая война и Великая Победа |
1 |
комбини-рованный |
Государственные праздники (День Победы) |
Знать
значение победы в Великой Отечественной
войне 1941–1945 гг., героев Вов;
первого |
фрон-тальный опрос |
С.
140– 146, задание 2 |
|
|
|
58 (6) |
Страна, открывшая путь в космос |
1 |
комбини-рованный |
Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники |
Уметь
описывать |
фрон-тальный опрос |
С. 147– 152, вопросы, задание 3 |
|
|
|
59 (7) |
История
|
1 |
Урок контроля |
Охрана
памятников истории |
Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете |
тест темати-ческий |
С.
150, |
|
|
|
Современная Россия (9 ч) |
||||||||||
60 (8) |
Основной
|
1 |
комбини-рованный |
Человек
– член общества. Россия |
Знать
государственные праздники, Основной
Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации |
фрон-тальный опрос |
С.
153– 159, задание 2 |
|
|
|
61 (9) |
«Дети
имеют право на особую заботу |
1 |
комбини-рованный |
Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) |
фрон-тальный опрос |
С.
160– 163, задание
2 |
|
|
|
|
62 (10) |
Мы – граждане России |
1 |
комбини-рованный |
Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание |
Знать
основной
закон России и права человека, название
нашей Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию |
тематичес-кий. тест
|
С.
164– 167, задания |
|
|
|
63 (11) |
Славные символы России |
1 |
комбини-рованный |
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна |
Знать государственную символику России. Уметь
описывать историю создания гимна,
|
фрон-тальный опрос |
С.
168– 174, задание |
|
|
|
64 (12) |
Такие разные праздники |
1 |
комбини-рованный |
Государственные
праздники (День |
Знать государственные праздники. Уметь
описывать |
фрон-тальный опрос |
С.
175– 179, задание 2 |
|
|
|
65 (13) |
Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) |
1 |
комбини-рованный |
Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры |
Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране |
текущий |
С.
180– |
|
|
|
66 (14) |
Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) |
1 |
комбини-рованный |
текущий |
С.
187– |
|
|
|
||
67 (15) |
Путешествие по России (по Волге, по югу России) |
1 |
комбини-рованный |
текущий Графичес-кий диктант |
С.
194– задание |
|
|
|
||
68 (16) |
Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) |
1 |
Урок - игра |
Тест |
Написать реферат на тему |
|
|
|
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по окружающему миру
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Управление качеством образования: компетентностный подход в контексте ФГОС ОО
- Вебинар «Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: методические рекомендации организаторам летнего отдыха детей и подростков»