В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

рабочая программа кружка Патриоты России..doc (Рабочая программа кружка "Патриоты России" )

Юлия Тихонова
Файл прикреплен к материалу: Рабочая программа кружка "Патриоты России"
Войдите для скачивания файлов

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №89"

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. САРАТОВА








Рабочая программа историко- краеведческого кружка

для 9-11 классов

на 2011-2012 учебный год

«Патриоты России»

учителем истории и обществознания высшей категории

Тихоновой Юлией Александровной.












САРАТОВ 2011-2012 г.

















Оглавление к рабочей программе:



  1. Пояснительная записка………………………………………………………………

  2. Учебно-тематический план…………………………………………………………

  3. Содержание тем учебного курса……………………………………........................

  4. Требования к уровню подготовки учащихся………………....................................

  5. Перечень учебно-методического обеспечения…………………………………….







































1. Пояснительная записка.

Современное российское общество, живущее в условиях рыночной экономики, оказалось неготовым к восприятию коренных изменений, происходящих в государственной и общественной жизни, к трудностям социальной сферы. Результатом этого оказались апатия, безответственность и агрессивность, цинизм и индивидуализм, духовная опустошенность, а в конечном итоге - падение гражданственности и патриотизма, резкий поворот в противоположную сторону от отечественной культуры и истории, утеря нравственного ориентира в жизни подрастающего поколения.

В настоящее время в российском обществе патриотизм постепенно возрождается как высшая ценность, направленная на формирование социально значимых качеств у молодого поколения. Одним из важнейших направлений возрождения патриотизма у школьников является воспитание историей, на героическом прошлом и настоящем нашей Родины.

Уроки истории не всегда могут однозначно ответить на извечные вопросы, волнующие умы многих поколений молодых людей - что такое любовь к Родине? Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы быть гражданином, достойным своей страны? Что такое подвиг, что лежит в его основе?

Актуальность темы кружка напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине у будущих защитников Отечества, что представляется нам одной из важнейших задач экспериментальной работы по военно-патриотическому воспитанию. данная программа рассчитана на определенный возраст учащихся: 13-16 лет. Программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в учебную неделю.

Цели данной программы:

· познакомить учащихся с героическими страницами нашей истории;

· развивать у учащихся интерес к военному делу, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;

· выработать у учащихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;

· дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету; ;

· способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.

· способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности.

Учащиеся должны:

· иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;

· знать об истории человеческого общества и месте в ней истории России.

· уметь анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;

· владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом

· иметь опыт исследовательской работы.



Задачи:

Воспитание бережного отношения к истории Родины и чувства благодарности за ратные подвиги своих соотечественников- воинов вооруженных сил РФ;

Пробуждение у молодёжи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и продолжению традиций героизма;

Более глубокое освещение недостаточно изученных исторических фактов с использованием мультимедийной аппаратуры.

Доведение до молодёжи боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы.

Предложенная программа выдержана в хронологических рамках истории Отечества, начиная с Древней Руси и заканчивая периодом Великой Отечественной войны, т.е. выбраны темы, изучаемые в курсе истории России. Это позволит учащимся разных возрастов более детально ознакомиться с важнейшими событиями истории. Количество часов – 34.


Реализация целей и задач предполагает:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;

  • последовательная ориентация на воспитание, призванное обеспечить формирование духовного мира человека;

  • создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;

  • формирование системы научных знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности.

Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.

В процессе обучения происходит формирование следующих умений:

– анализ и сопоставление фактов;

– оформление письменных сообщений;

– анализ документов;

– поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;

– поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;

– выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;

– умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).

При реализации данной программы используются технологии: игровая, проектное и проблемное обучение, организации и проведения дискуссии.

Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов проведения занятий. Вместе с традиционными формами обязательным являются использование активных форм, что способствует более глубокому усвоению воспитанниками теоретических знаний, позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников и превратить знания в интересный и результативный процесс.

Методика работы с воспитанниками предполагает следующие формы и приемы работы:

исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;

планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;

переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключений;

лекции с обсуждением документов;

беседы;

семинары;

практические занятия;

конференции;

заседания круглых столов;

«мозговой штурм»;

анализ альтернативных ситуаций;

работа в группах, парах, индивидуально;

творческие работы;

защита проектов.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:

1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;

2. выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества;

3. определять причины и следствия исторических процессов;

4. сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни людей;

5. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;

6. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;

7. участвовать в работе группы по представлению реконструкции исторических событий;

8. самостоятельно работать с исторической информацией;

9. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;

10. составлять краткое выступление по заданной теме;

11. аргументировано высказывать свое мнение и выводы

12. оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;

13. использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.

При создании программы учитываются принципы педагогической деятельности:

внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;

принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);

принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);

интеграция со смежными науками (комплексное изучение явлений).

Программой предусмотрены разнообразные формы контроля: написание эссе, защита рефератов, исторические диктанты, решение исторических задач, практические задания.

Основные направления: Программа включает следующие направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.















2. Учебно-тематический план.

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Тип занятия

Форма контроля

Оборудование

1-3

Ратные подвиги русских князей.

3

Практическая работа


Круглый стол

МММУ, СМ

4-5

Герои Куликовской битвы

2

Работа в группах,

дискуссия

Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов,

дискуссия.

СМ, ММУ

6

Герои Смутного времени

1

Работа в группах

Сообщения учащихся , работа с документами.

СМ, ММУ

7-8

Великие полководцы и покорители морей 18 века.

2

Семинар

Практическая работа Тестирование

СМ, ММУ

9

Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу.

  1


Активный семинар

Сообщения учащихся, анализ источников.

СМ, ММУ

10

У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров)

1

Круглый стол

Сообщения учащихся, дискуссия

СМ, ММУ

11

Роль казачества в войнах XVIII и XIX в. в.

1

Практическая работа.

Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы.

СМ, ММУ

12

Героизм участников обороны Севастополя.

1

Видеолекция

Просмотр, краткий конспект.

Фильм «Герои Севостополя»

13

Герои Первой мировой войны.

1

Работа в группах

Выпуск боевого листа.

Плакаты

14-15

Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи

2

Лекция-ММУ


Круглый стол.

Сравнительный анализ

Портреты, СМ

16-17

Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Красное движение.

2

Ролевая игра

Сообщения, анализ с позиции разных социальных слоев.

СМ

18-19

Массовый героизм в Великой Отечественной войне.

2

Круглый стол

Сообщения учащихся, дискуссия

СМ, диск ВОВ.

20

Подвиги Волжской Военной Флотилии.

1

Практическая работа


Круглый стол

Материалы школьного музея

21-22

Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны.

2



Работа в группах,

дискуссия

Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов,

дискуссия.

СМ, ММУ

23

Вьетнамские исследователи из СССР.

1

Работа в группах

Сообщения учащихся работа с документами.

СМ, ММУ

24

Ребята из Афганистана. Саратовские герои.

1

Семинар

Практическая работа Тестирование

Видео ролики

25

Чеченский конфликт и бессмертные подвиги солдат.

1

Активный семинар

Сообщения учащихся, анализ источников.

Видео ролики

26-27

Космическое мышление.

2

Видеолекция

Просмотр, краткий конспект.

Видео ролики

28

Героизм в наше время.

1

Работа в группах


Видео ролики

29

Чрезвычайные ситуации . МЧС.

1

Лекция-мультимедио


Круглый стол.

Сравнительный анализ

Видео ролики

30

Ребята- дошколята. Юные герои.

1

Практическая работа


Круглый стол

ММУ, СМ

31-33

Патриоты современной России.

3

семинар

Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов,

дискуссия.

СМ, видео ролики

34

МЫ- будущее нашей страны

1

семинар

Защита проектов.

СМ


ММУ – мультимедийное обеспечение

СМ- справочные материалы

















3. Содержание учебного курса.


Ратные подвиги русских князей.

Первые русские князья. Основные направления внутренней и внешней политики. (Олег, Владимир 1, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Изяслав, Александр Невский.


Герои Куликовской битвы.

Куликовская Битва: Дмитрий Донской, Сергей Радонежский. Подвиг иноков Пересвета и Осляби.

Герои Смутного времени.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Затворник Иринарх. Герой Троицкого «сидения». ...

Великие полководцы и покорители морей 18 века.

Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Самуил Карлович Грейг. Василий Яковлевич Чичагов. Суворов Александр Васильевич.Франц Лефорт и Патрик Гордон. Памятка офицеру .... 

Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу. Евгений Оленин – "неизвестный" герой Отечественной войны 1812 года. Братья Тучковы. Земляки- герои Отечественной войны 1812 года

У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров).УСТАВ ЖЕНЫ ОФИЦЕРА. Верные подруги моряков. Подвиги женщин военнослужащих в боях за наше отечество.

Роль казачества в войнах XVIII и XIX в.в.

Донское и кубанское казачество в войнах. История становления казачьих войск. Присяга верному делу.


Героизм участников обороны Севастополя.

Петр Кошка. Сестринское и врачебное дело. Нахимов, Корнилов. Владимир Иванович Истомин.

Герои Первой мировой войны.

Забытая война и преданные герои. Юные герои Первой мировой войны. Кузьма Крючков. Леонид Николаевич Пунин.

Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи. С. Ю. Витте и П. А. Столыпин - крупные политические деятели.

Столыпин Петр Аркадьевич - выдающийся реформатор, государственный деятель, патриот.

Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. Знаки отличия и различия эпохи Гражданской войны. Вожди и герои Белого движения: А. М. Каледин. А.В. Колчак. М. И. Репьев. М. П. Саблин.

Массовый героизм в Великой Отечественной войне.

Героизм советских летчиков. Саратовские летчики - в память о них…..

Подвиги Волжской Военной Флотилии.

Основание ВВФ, ее роль в годы Гражданской войны и Сталинградской битве.

Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны.

Деятели культуры на войне и о войне. Работы художников, актеров и вокалистов на передовой.

Вьетнамские исследователи из СССР.

Герой СССР, Герой Вьетнама, лётчик-космонавт В. В. Горбатко; ... ветеран вьетнамской войны генерал-майор А. П. Поздеев

Ребята из Афганистана. Саратовские герои.

Александр Жадан - десантник из группы "СССР", Мироненко и Чепик –первые Герои афганской войны. Спецназовцы Кривенко,
Гусев, Козлов. Бори́с Все́володович Гро́мов из Саратова.

Чеченская компания и бессмертные подвиги солдат.

Они защищали Отечество…… Дело Ю. Буданова.


Космическое мышление.

Космонавты Советского Союза и России. Первые космонавты. Наборы в группы космонавтов · Авдеев Сергей Васильевич, Аксенов Владимир….. Единый отряд космонавтов России.


Героизм в наше время.

Исследование героизма и героического личностного образца. Выдающиеся героические подвиги наших родных и близких.

Чрезвычайные ситуации . МЧС.

Подвиг для спасателя - это просто работа? Кодекс спасателя. Хроника бедствий и работа спасателей.

Ребята- дошколята. Юные герои.

Герои без золотых звезд. Юные пожарники. О юных героях в сердцах благодарных потомков.


Патриоты современной России.

Патриоты России - стихи о Великой России - Современные стихи о России. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества. Влияние религии на развитие патриотизма. Герои современной России- электронный журнал.

МЫ- будущее нашей страны!

В жизни всегда есть место подвигу!






























Требования к уровню подготовки


В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

критического восприятия получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

















5. УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. - М. : Просвещение, 1992.

  2. Бескровный Л. Г. Русская Армия и флот в начале XIX в. - М. : Просвещение 1973.

  3. Бескровный Л. Г. Армия и флот в начале XX в. - М. : Просвещение, 1986.

  4. Борисов Н. С. Русские полководцы XIII – XIV в. -М. : Просвещение, 1993.

  5. Буганов В. И. Петр Великий и его время. - М. : Просвещение, 1989.

  6. Волков С. В. Русский офицерский корпус. - М. : Русь- РКБ, 1993.

  7. Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М. : Просвещение, 1995.

  8. Горский А. В. Александр Невский “Родина”, № 11, 1993.

  9. Георгиевские кавалеры. Т. 1, 1769-1850. - М. : Просвещение, 1993.

  10. Ермаков А. П. Характеристика полководцев 1812 г. “Родина”, № 1, 1994.

  11. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. - М. : Агентство печати Новости,1995.

  12. Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. - М. : Просвещение 1981.

  13. Карамзин Н. М. Об истории государства Российского. - М. : Просвещение, 1990.

  14. Карганов В. В. , Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. - М,: Просвещение, 1989.

  15. Карпов В. С. Маршал Жуков. - М. : 1994 г.

  16. Кулаков В. Ф. На службе Отечеству. - М. : Русь- РКБ 1999.

  17. Кулаков В. Ф. Во имя России. - М. : Русь- РКБ, 2000.

  18. Отечественная война 1812 года. - “Родина” № 6-7, 1992.

  19. Кереновский А. А. История Русской армии. В 4-х томах. -С-П,: Полигон, 1992.

  20. Павленко Н. И. Петр I. - М. : Просвещение, 1989.

  21. Павленко Н. И. Александр Данилович Меньшиков. - М. :Просвещение,1989.

  22. Решин Л. С. Освободители. “Родина” № 8 -9, 1992.

  23. Старков Б. В. Сто дней “Лубянского маршала”. “Родина”, № 11 1993 г.

  24. Сурмина И. О. Самые знаменитые герои России. - М. : Вече. 2002.






















Календарно- тематическое планирование.

занятия

Тема занятия

Кол-во

Дата

1-3

Ратные подвиги русских князей.

3




4-5

Герои Куликовской битвы

2



6

Герои Смутного времени

1


7-8

Великие полководцы и покорители морей 18 века.

2




9

Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу.

 1



10

У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров)

1


11

Роль казачества в войнах XVIII и XIX в. в.

1


12

Героизм участников обороны Севастополя.

1


13

Герои Первой мировой войны.

1


14-15

Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи

2




16-17

Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Красное движение.

2



18-19

Массовый героизм в Великой Отечественной войне.

2

20

Подвиги Волжской Военной Флотилии.

1


21- 22



Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны.

2




23

Вьетнамские исследователи из СССР.

1


24

Ребята из Афганистана. Саратовские герои.

1


25

Чеченский конфликт и бессмертные подвиги солдат.

1


26-27

Космическое мышление.

2




28

Героизм в наше время.

1


29

Чрезвычайные ситуации . МЧС.

1


30

Ребята- дошколята. Юные герои.

1


31-33

Патриоты современной России.

3





34

МЫ- будущее нашей страны

1




15


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru