Календарно-тематическое планирование по предмету литературное чтение 2 класс
№ |
Наименование раздела программы |
Тема урока |
Количество часов |
Тип урока |
Элементы содержания урока |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля (измерители) |
Элементы дополнительного необязательного содержания |
Д/з (стр.) |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||||||||
«Вступление, или Детективное начало…» (9 ч.) |
|||||||||||
1-2 |
Характер лирического героя в рассказе В.Драгунского «Что я люблю» и И.Толмаковой «Мне грустно – я лежу больной…». С.4-7 |
2 |
Получение новых знаний |
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них. Создание условий для сравнения характеров героев. |
Должны понимать значимость композиционной организации и художественного языка литературного текста ( рассказа и стихотворения) как средств художественной выразительности, способов создания эмоционального настроения, характеристики внутреннего мира лирического героя; сравнивать содержательность повтора; особенности ритмического рисунка в стихотворении. Уметь чувствовать не только сюжетную сторону текста, но и ту эмоциональную атмосферу, которая в нем создается; сравнивать характеры героев. |
Чтение вслух, беседа. |
Характер героя, его поступки и их мотивы. Содержательность повтора в произведении. Особенности ритмического рисунка в стихотворении. Сравнение характеров героев. |
С.6, Вопрос С.7 вопрос, проиллюстрировать стихотворение |
|
|
|
3-4 |
Герой прозаического текста «Что любит Мишка» В. Драгунского С.8-13 |
2 |
Получение новых знаний |
Чтение вслух, беседа. |
Воспоминания детства, их своеобразие. |
С.8-13 выраз. Чтение С.12-13, вопрос |
|
|
|||
5 |
Контраст как художественный прием в поэзии в стихотворении Б.Заходера «О границах поэтического творчества». С.14-15 |
1 |
Получение новых знаний |
Тема, идея стихотворения |
Уметь видеть контраст и понимать смысл его использования в художественном произведении. |
Чтение вслух, беседа. |
Выделение языковых средств художественной выразительности ( понятие «контраст»). |
С.14-15, составить свою игру в контрасты |
|
|
|
6 |
Годовой круг: взгляд поэта и взгляд исследователя. С.16-17 |
1 |
Получение новых знаний |
Тема, идея стихотворения. Разные подходы к годовому кругу, их объяснение. Наблюдение за приемом олицетворения. |
Показать сходство и различие подходов к кругу времен года как к поэтическому образу и как к схеме, выражающие временные закономерности; прием олицетворения. |
Чтение вслух, беседа. |
Выделение языковых средств художественной выразительности ( понятие «олицетворение», понятие «рифма: точная, неточная, перекрестная»). |
С.16-17, устный рассказ по теме «Самые яркие моменты летних каникул». |
|
|
|
7-8 |
Общее начало в различных видах искусства (литература, музыка, живопись). А. Пушкин «Тиха украинская ночь…», Л. Бетховен «Лунная соната», А. Куинджи «Ночь на Днепре» С.18-21 |
2 |
Получение новых знаний |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном стихотворении. Выразительное чтение стихотворения. |
Уметь анализировать язык разных видов искусства. Обнаружить поэтический взгляд на мир в прозаическом и поэтическом тексте; сравнить поэтические образы ночи. |
Выразительное чтение вслух, беседа, чтение наизусть. |
Сравнительный анализ образа на примере поэтического, прозаического текста и живописного образа. |
С.18 наизусть С.21 вопрос |
|
|
|
9 |
Отличие художественного текста от научного. Исследователь литературы. Энциклопедический словарь. М. Пришвин «Осеннее утро», К. Друк «Роман». С.22-23 |
1 |
Комбинированный |
Различие видов информации (научная, художественная). |
Уметь выявить главные особенности научного и художественного текста. |
Чтение вслух, беседа. |
Выражение в художественном тексте сложных человеческих чувств. Разный характер художественного и научного языка. Эмоциональное отношение автора к описываемым событиям. |
С.22 пересказ близко к тексту |
|
|
|
«Завязка, тайны искусства…» (13ч.) |
|||||||||||
10 |
Образ – пейзаж в стихотворении и в живописи. И. Пивоварова «Картина», В. Поленов «Московский дворик» С.24-26 |
1 |
Получение новых знаний |
Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи. |
Уметь продолжить линию сравнительного анализа языка разных видов искусств: поэзии и живописи. |
Чтение вслух, беседа, пересказ. |
Передача словом цвета, запаха, звука в стихотворении и живописном произведении. |
С.26, принести репродукцию любимой картины. |
|
|
|
11 |
Образ – пейзаж. Д. Кедрин «Осенняя песня». Начало обсуждения написания сочинения. С.26-28 |
1 |
Получение новых знаний |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение стихотворения. |
Знать, какими средствами поэт показывает, как меняется настроение; отыскать еще один образ героя-парашютиста. |
Выразительное чтение вслух, беседа. |
Создание образа в стихотворном произведении. |
С.28 вопрос |
|
|
|
12 |
Первые опыты письменных сочинений: сочинение на тему «Осенний парашютист». С.26-27 |
1 |
Получение новых знаний |
Создание условий для воплощения нового художественного образа. |
Уметь создавать новый художественный образ в коллективной работе, затем в своем сочинении. |
Письменное сочинение. |
Создание нового художественного образа. |
Дописать сочинение. |
|
|
|
13-14 |
Олицетворение как поэтический и живописный прием в стихотворении М.Лермонтова «тес» и на картинах М. Чюрлениса и Н Рериха. С.28-32 |
2 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение стихотворения. |
Приоткрыть смысл такого художественного приема, как олицетворение на примере анализа поэтического и живописного образа. |
Чтение вслух, беседа |
Применение приема олицетворения в лирическом произведении и живописи. |
С.28 наизусть |
|
|
|
15-16 |
Как смотрят на мир поэт и исследователь. С.32-35 |
2 |
Комбинированный |
Различие жанров произведений: считалка. |
Должны освоить прием олицетворения. Знать об использовании ритма считалки в авторском стихотворении. |
Выразительное чтение вслух, беседа. |
Жанр фольклора. |
С.33 вопросы и задания, с.35 вопрос |
|
|
|
17-18 |
Различение текстов со схожей тематикой, принадлежащих к разным жанрам. С.35-39 |
2 |
Комбинированный |
Различие жанров произведений. |
Знать специфику художественного, научно-популярного, поэтического текстов. Уметь находить композицию произведений, отличать наличие и отсутствие сюжета. |
Чтение вслух, беседа. |
Понятие сюжета: завязка, кульминация, развязка. Приемы сравнения и олицетворения в художественных произведениях. |
С.38 вопрос С.39 вопрос |
|
|
|
19-20 |
Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств (поэзии, живописи, музыки). С.40, 41-45 |
2 |
Комбинированный |
Заучивание наизусть. Понимание содержания литературного произведения. |
Знать, что такое целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства, специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи. |
Чтение наизусть, чтение вслух, беседа. |
Применение приема олицетворения, сравнения и созвучия (звукоподражания |
С.40 наизусть С. 45 вопрос |
|
|
|
21-22 |
Поэтический взгляд на мир в текстах разных жанров: лирическом стихотворении, авторской сказке (на примере сказки С.Козлова «Ежик в тумане» и стихотворения М.Цветаевой). С.45-47, 47-49 |
2 |
Комбинированный |
Понимание жанра литературного произведения. Жанры произведений. События, составляющие основу произведения. |
Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира. |
Чтение вслух, беседа. |
Образность жанра загадки, прием олицетворения в загадке. Внутренний мир героев. |
С.46 вопрос С.47-49 чтение по ролям |
|
|
|
«Погоня за секретами литературы…» (35ч.) |
|||||||||||
23 |
Образ в поэтическом тексте. Японские трехстишия – хокку. Басё. С.50-51 |
1 |
Комбинированный |
Эмоционально-нравственные переживания лирических героев. |
Иметь представление о том, что такое художественный образ. |
Чтение вслух по ролям, беседа. |
Понятие образа. Образ – не сам предмет, но то, как его воспринимает автор. |
С.50-51 |
|
|
|
24-26 |
Э. Нийт «Каменный замок на камне чернел…». Образ – герой в произведении. Характер героя. К. Чуковский «Федотка» , Е. Чеповецкий «Петя был тяжело болен», С. Михалков «Про мимозу». Переносный смысл слова. Гипербола. С.52-54, 54-57 |
3 |
Комбинированный |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. |
Уметь различать иронический, юмористический характер текстов. |
Чтение вслух, беседа, анализ. |
Художественные приемы: сравнение, контраст, преувеличение. |
С.54 вопрос С.57 задания |
|
|
|
27-28 |
Нравственная коллизия в рассказе Л. Толстого «Прыжок». С.57-60 |
2 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения, композиция произведения. |
Уметь выявить жанровые особенности произведения: реальность происшествия, развитие действия. Обнаруживать в тексте чувства и мотивы, которые движут поступками героев. |
Чтение вслух, беседа, анализ. |
Нарастание эмоционального напряжения от завязки до кульминации. Выделение главного героя – того героя, кто в центре внимания автора. |
С.57-60 составить план пересказа С.57-60 пересказ по плану |
|
|
|
29-30 |
Эмоциональная окраска текста С.Михалкова и Д.Биссета. С.61, 62-63 |
2 |
Комбинированный |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. |
Знать, как используя в поэтическом и прозаическом текстах различные художественные приемы (смена лексики, прием контраста и звукописи) авторы создают особый эмоциональный строй текста. |
Выразительное чтение вслух, беседа. |
Меняющаяся лексика для передачи возрастающего эмоционального напряжения, а потом на создание контраста. Ироническая авторская интонация. Звукопись в тексте. |
С.62-63 чтение по ролям |
|
|
|
31 |
Как смотрят на мир поэт и художник. И. Суриков «Все темней, темней, темней…», М. Врубель «К ночи». С.64-65 |
1 |
Комбинированный |
Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи. |
Знать, какими средствами разных видов искусства ( литературы и живописи) создаются сходные и одновременно особенные образы, выражающие атмосферу ночной таинственности. |
Выразительное чтение вслух, беседа. |
Роль интонации в создании таинственного образа ночи, роль звукописи, роль контраста. |
С.64 выразительное чтение |
|
|
|
32 |
Сказочный образ мира во вступлении к поэме А. С. Пушкина «У лукоморья дуб…». С.66-67 |
1 |
Комбинированный |
Различие жанра литературного произведения и сказки. |
Уметь выявить завораживающий ритм Пушкинского стиха. Знать, что данный отрывок – это целый мир, населенный своими персонажами, живущими по волшебным законам. |
Выразительное чтение вслух, беседа. |
Пространственные представления в народной сказке («свой» и «чужой» мир). Понятие «кругового ритма», созданного путем повтора слова «там». |
С.66-67 наизусть |
|
|
|
33-34 |
Авторская сказка и народная сказка, русская сказка и европейская сказка: сравнительный анализ. С.68-75 |
2 |
Комбинированный |
Различие жанра литературного произведения и сказки. Главный герой сказок. |
Иметь представление о жанровой специфике сказки, используя сравнительный анализ русской, европейской, авторской и народной сказок. |
Чтение вслух, беседа, анализ. |
Сходство зачина и сюжетных линий в сказках. Сходство представлений о сказочном герое и волшебном помощнике. Различие волшебной сказки и сказки о животных. |
С.75 лента времени |
|
|
|
35 |
Наедине с книгой. Сходство сюжетов сказок народов разных стран ( по русской народной сказке «Кузьма Скоробогатый» |
1 |
Комбинированный |
Развитие сюжета сказки |
Иметь представление о жанровой специфике сказки |
Чтение вслух, беседа |
Сходство представлений о сказочном герое и волшебном |
Пересказ сказки |
|
|
|
36-37 |
Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». С.75-84 |
2 |
Комбинированный |
Развитие сюжета сказки |
Уметь находить черты сходства и отличия «Сказки о рыбаке и рыбке» А.Пушкина и народных сказок на сходный сюжет, отметить выразительность поэтических образов и красоту языка поэта. |
Чтение вслух, беседа, анализ. |
Поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами, характерное для народной сказки. Особенности волшебного помощника. Эмоциональная окраска повторов. |
С.84 вопросы, пословицы |
|
|
|
38 |
Наедине с книгой. Загадки авторской сказки ( по «Сказке о рыбаке и его жене» бр. Гримм). |
1 |
Комбинированный |
Развитие сюжета сказки |
Иметь представление о жанровой специфике сказки |
Чтение вслух, беседа |
Поэтические образы. |
Пересказ сказки |
|
|
|
39 |
Рифма в стихотворении. Звукопись (аллитерация) А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» С.85-86 |
1 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение. |
Уметь отличать полнокровность поэтического образа зимы, выразительный зрительный образ, наполненность картины зимы движением и звуками. |
Выразительное чтение, заучивание наизусть. |
Поэтические образы. Настроение в стихотворении, средства создания настроения. |
С.85 наизусть |
|
|
|
40-42 |
Сравнительный анализ авторской и научно-популярных текстов о животных. Сказки Р. Киплинга. С.87-95 |
3 |
Комбинированный |
Развитие сюжета сказки. Различие жанра литературного произведения.. |
Иметь первичные исследовательские навыки: прояснение специфики художественного и научного текстов. |
Чтение вслух, заучивание наизусть, беседа. |
Этиологический (без использования термина) смысл сказки. Творческая работа по придумыванию вопросов и ответов. |
С.91 вопросы С.92 вопросы |
|
|
|
43-45 |
Может ли художник быть ученым? Сложный авторский взгляд на мир. . В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». С.95-105 |
3 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. |
Должны понять сложную природу дара писателя и живописца. |
Чтение вслух, беседа. |
Законы сказки в литературном произведении. |
С.95-104 чтение С.104-105 вопросы |
|
|
|
46 |
Наедине с книгой. Сказки Р.Киплинга о животных. |
1 |
Комбинированный |
Развитие сюжета сказки. Различие жанра литературного произведения.. |
Иметь представление о жанровой специфике сказки |
Чтение вслух, беседа. |
Законы сказки в литературном произведении. |
Пересказ понравившейся сказки |
|
|
|
47 |
Шуточный или юмористический художественный образ в стихотворениях Т.Собакина и Ю. Мориц. С.106-107 |
1 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение. |
Должны осознать чувство юмора в произведениях как эстетическое чувство. |
Выразительное чтение вслух, беседа. |
«Необычное», «смешное», в основе которого лежит контраст. Общая природа поэтических образов. |
С.106-107 выразительное чтение |
|
|
|
48-50 |
Разная природа вымысла. Фантазия и неправда: это одно и то же? С.108-116 |
3 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. |
Должны сознать то, что есть безобидные, безвредные фантазии, которые являются плодом воображения и сродни художественным произведениям, и злой умысел, цель которого – извлечь из неправды пользу для себя или навредить другому. |
Чтение вслух, беседа. |
Художественный вымысел в поэзии и художественной литературе. Смысловые нюансы близких по значению слов. |
С.108-109 выразительное чтение С.116 вопросы С.116 задания |
|
|
|
51-52 |
Природа необычного, фантастического в литературном тексте. Ф.Галас, В.Шленский, П.Ершов. С.116-121 |
2 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. |
Должны знать о природе «необычного», что необычное может быть миром «наоборот», когда нарушаются причинно-следственные связи, что оно может иметь сказочную природу. |
Чтение вслух, беседа. |
Поэтические образы, необычность которых строится на их алогичной природе (нарушение причинно - следственных связей). Поэтическая природа необычного. Атмосфера таинственности волшебной сказки. |
С.117 вопросы С.121 вопросы |
|
|
|
53-54 |
Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки «сестрица Аленушка и братец Иванушка». С.122-127 |
2 |
Комбинированный |
Развитие сюжета сказки. |
Уметь выявить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки. |
Чтение вслух, беседа. |
Наличие двух миров: обычного и волшебного – закономерность сказочного жанра. Древняя числовая магия. Лирическая тональность сказки и картины. |
С.127 вопросы |
|
|
|
55-56 |
Три типа сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. С.127-131 |
2 |
Комбинированный |
Развитие сюжета сказки. |
Иметь представление о жанровой специфике сказки. |
Чтение вслух, беседа, письменные ответы на вопросы. |
Приметы сказочного жанра. Разный характер одного и того же героя. Обрядовое происхождение примет. |
С.129 вопросы С.130 вопрос |
|
|
|
57 |
Новогодние странички. Урок-конференция. |
1 |
Комбинированный |
Конференция «Новый год шагает по планете». |
Развить сценические особенности детей, расширить знания о традициях народов разных стран в праздновании Нового года. |
Чтение вслух, беседа, сценки. |
Традиции народов. |
Пересказ понравившейся сказки. |
|
|
|
«Новые загадки следствия…» (11ч.) |
|||||||||||
58-60 |
Происхождение сказки из мифа. В.Даль «Старик-годовик», «Снегурочка». С.132-138 |
3 |
Комбинированный |
Развитие сюжета сказки. |
Должны знать об отражении древних обрядов в народных сказках, загадках, легендах. |
Чтение вслух, беседа. |
Единство происхождения сказки и загадки из мифа. Отражение древних представлений. |
С.133 вопросы С.137 вопросы С.138 придумать легенду |
|
|
|
61-62 |
Обращение к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии. С.139-144 |
2 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение. |
Уметь отмечать различные пути обращения к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии. |
Чтение вслух, беседа, чтение наизусть |
Композиционная закономерность кумулятивной сказки. |
С.139 наизусть С.144 лента времени |
|
|
|
63-66 |
Специфика авторской сказки на примере сказок Л.Лагина «Старик Хоттабыч», О. Пройслер «Маленький водяной» и «Маленькая Баба-Яга». С.144-152 |
4 |
Комбинированный |
Развитие сюжета сказки. |
Иметь представление о специфике жанра авторской сказки в ее сравнении с народной сказкой. |
Чтение вслух, беседа. |
Сосуществование жанров сказки и рассказа в одном тексте. |
С.145 вопросы С.148 вопросы С.151 вопрос |
|
|
|
67 |
Проверочная работа за 1 полугодие и анализ ее результатов. |
1 |
Проверочная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
68 |
Урок-викторина по прочитанным произведениям. |
1 |
урок-викторина |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Кульминация! Вершина воображения…» (12ч) |
|||||||||||
69-70 |
Поэтические тексты: авторские и народные. Е.Благинина и С.Есенин. С.3-5 |
2 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение. |
Уметь выявить своеобразие авторской и народной поэзии на материале таких жанров, как загадка, скороговорка, лирическое стихотворение. |
Чтение вслух, беседа, чтение наизусть |
Использование метафоры. Наличие подсказки в авторской загадке. Специфика художественного образа в авторской поэзии. |
С.5 наизусть сочинить загадку, используя метод сравнения. |
|
|
|
71-74 |
Специфика работы с жанром рассказа. Н.Носов «Мишкина каша». С.6-19 |
4 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. |
Должны уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения. Различать особенности самого жанра. Выявлять характер героя. |
Чтение вслух, беседа. |
Природа комического эффекта (противоречие, несоответствие, контраст). |
С. 18 вопросы с.19 задание |
|
|
|
75 |
Работа над жанром рассказа. Н.Носов «Заплатка». С.20-23 |
1 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. |
Должны знать, что текст личностно значим для читателя. Уметь ориентироваться в развитии сюжета рассказа. |
Чтение вслух, беседа. |
Элементы сюжета. |
Разделить текст на три части, озаглавить каждую. |
|
|
|
76 |
Наедине с книгой. Урок-конференция по книгам Н.Носова. |
1 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. |
Уметь ориентироваться в развитии сюжета рассказа. |
Чтение вслух, беседа. |
Элементы сюжета. |
Пересказ понравившегося рассказа. |
|
|
|
77-80 |
Поэзия как особое переживание мира: что нужно, чтобы стать поэтом. Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи», Ф.Тютчев «Весна», Н.Рыленкова «После дождя», Р.Сеф «Странное дело». С.23-33 |
4 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение. |
Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира. Уметь выделять содержательность приемов контраста и олицетворения. |
Выразительное чтение вслух, беседа, чтение наизусть. |
Приемы контраста и олицетворения в авторской поэзии. |
С.30 наизусть с.32 вопросы с.33 вопросы |
|
|
|
«Вперед по дороге открытий…» (21 ч.) |
|||||||||||
81 |
Связь авторской поэзии с фольклором на примере стихотворения Ю.Тувима «Овощи» с.34-35 |
1 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. |
Знать, что авторская поэзия использует особенности композиции фольклорных жанров. |
Выразительное чтение вслух, беседа |
Последовательное перечисление и троекратный повтор – черты сказки в авторской поэзии. |
с.34-35 выразительное чтение |
|
|
|
82 |
Кульминационные моменты в рассказе Л.Н.Толстого «Акула». с.36-38 |
1 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. Характер героя. |
Уметь выявить кульминационные моменты в рассказе. |
Чтение вслух, беседа, письменные ответы на вопросы. |
Несколько точек кульминации. |
Л.Толстой «Лев и собачка» читать, пересказывать |
|
|
|
83-84 |
Авторская сказка и ее связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». с.39-43 |
2 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. Характер героя. |
Уметь отмечать черты, свойственные только авторской сказке, сходство и различие авторской и народной сказок. |
Чтение вслух, беседа. |
Развитие сюжета в авторской сказке. Особенности языка в авторской сказке. |
с.43 лента времени |
|
|
|
85 |
Авторская поэзия: обращение к фольклору. С.Черный, А.Барто и малые жанры фольклора. с.44-46 |
1 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Различие малых фольклорных жанров. |
Уметь проследить связь авторской поэзии с малыми фольклорными жанрами. |
Выразительное чтение вслух, беседа |
Связь авторской поэзии с малыми жанрами фольклора. |
с.46 вопросы, найди колыбельную песню. |
|
|
|
86-87 |
Шуточный рассказ: серьезная проблема. О.Кургузов «День рождения вверх ногами», Д.Родари «Сакала-пакала», «Вредные советы» Г.Остер. с.46-51 |
2 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. Характер героя. |
Уметь установить, как авторы шуточных произведений затрагивают серьезную проблему взаимоотношений взрослых и детей, детей и родителей. |
Чтение вслух, беседа. |
Жанр текстов: сказка или рассказ. |
с.50 задание |
|
|
|
88-90 |
Законы малых жанров: потешки, сказки, загадки. с.52-58 |
3 |
Комбинированный |
Различие малых фольклорных жанров. |
Уметь обнаруживать черты народного творчества в различных малых жанрах фольклора. |
Чтение вслух, беседа. |
Комический эффект потешек. Наличие ритма и рифмы в потешках. Связь потешки со считалкой. Кумулятивный принцип построения композиции. Повторы в русской сказке. |
с.52 вопросы с.53-56 чтение, составить вопросы с.58 задания |
|
|
|
91-92 |
Сравнительный анализ авторской и народной сказки на примере сказки с.Козлова «Черный омут» и русской народной сказки «У страха глаза велики». с.59-63,39,53 |
2 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. |
Уметь выделить особенность авторской сказки, обнаружить в авторской сказке черты сходства с народной сказкой. |
Чтение вслух, беседа. |
Выявить особенности авторских сказок. Вырабатывать навыки сравнительного анализа трех текстов, которые в пространстве книги находятся не рядом. |
с.61 вопросы с.63 вопросы |
|
|
|
93 |
Мир глазами сказочного героя или животного на примере стихотворения Н.Лама, С.Черного. с.64-65 |
1 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. |
Знать о художественном приеме звукописи. |
Чтение вслух, беседа, устное сочинение |
Прием звукописи. |
с.65 задание |
|
|
|
94-95 |
Специфика авторской сказки в ее отличии от народной (на примере сказки Л.Петрушевской). с.66-68 |
2 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. Характер героя. |
Уметь выявить специфику авторской сказки (в ее отличиях от народной). |
Чтение вслух, беседа. |
Актуальность проблемы в сказке. |
с.68 задание |
|
|
|
96-97 |
Авторская сказка и черты народной сказки в ней. А.Толстой «Золотой ключик…», Л.Толстой «Липунюшка». с.69-73 |
2 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. Характер героя. |
Знать, что в авторских пересказах народных сказок сохраняются и действуют законы жанра народной волшебной сказки. |
Чтение вслух, беседа. |
«Волшебные» примеры в сказках. |
с.70 вопросы с.73 задания |
|
|
|
98-99 |
Наедине с книгой. Авторская сказка. Сказочный калейдоскоп: Ш.Перро «Мальчик с пальчик», гр.Гримм «Храбрый портной», Х.Андерсен «Огниво». |
2 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. Характер героя. |
Уметь выявить специфику авторской сказки. |
Чтение вслух, беседа. |
Актуальность проблемы в сказке. |
Пересказ любимой сказки |
|
|
|
100-101 |
Нравственные проблемы в сказке Л.Мура «Крошка Енот» и народной сказке «Айога». с.74-78 |
2 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. Характер героя. |
Уметь выявить серьезные нравственные проблемы, которые есть в авторской и в народной сказке. |
Чтение вслух, беседа. |
Древние мотивы в народной сказке. |
с.74-75 пересказ с.78 вопросы |
|
|
|
«Развязка. Распутанные тайны…» (34 ч.) |
|||||||||||
102-103 |
Как смотрят на мир поэт и ребенок П.Неруда, К.Чуковский. |
2 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном |
Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира, которое свойственно детям и поэтам. |
Чтение вслух, беседа. |
Характер поэтических вопросов. |
с.79-80 драматизация диалогов |
|
|
|
104-105 |
Закон смешного в поэзии и прозе. Э Успенский «Разгром», В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!». с.81-87 |
2 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. |
Уметь обнаружить комическое в литературном тексте и выявить его природу. |
Чтение вслух, беседа. |
Прямая речь в произведении как условие создания комического эффекта. |
с.86 вопросы |
|
|
|
106-107 |
Различие научного и художественного текстов. Г.Сапгир «Бутерброд», Дж.Родари «Для чего нужны слезы?», «Отчего идет дождь?». с.87-90 |
2 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном |
Уметь применять навыки различия научного и художественного текстов. |
Чтение вслух, беседа. |
Особый характер научного текста. |
с.87 чтение с.88-89 сочинить сказку |
|
|
|
108-109 |
Природа «необычного» в литературе на примере стихотворений Б.Заходера и Дж.Родари. с.90-95 |
2 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. |
Знать о различных вариантах творческих открытий в литературе, ценности творческого воображения поэта, который умеет придумывать фантастические образы. |
Чтение вслух, беседа. |
Художественные особенности небылицы. |
с.95 вопросы. Придумать вопросы-небылицы. |
|
|
|
110 |
Необычная авторская сказка (по произведениям Дж.Родари «Путешествие голубой стрелы», «Приключения Чиполлино», «Сказка по телефону», «Сказки, у которых три конца». |
1 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. |
Знать о различных вариантах творческих открытий в литературе, ценности творческого воображения поэта, который умеет придумывать фантастические образы. |
Чтение вслух, беседа. |
«Необычное» в авторской сказке. |
Пересказ понравившейся сказки. |
|
|
|
111 |
Учимся сочинять докучные сказки и загадки. с.95-97 |
1 |
Комбинированный |
Различие малых фольклорных жанров. |
Знать о типе докучной сказки. Уметь продолжить работу над жанром загадки. |
Чтение вслух, беседа. |
Принцип повтора в докучной сказке. Разные способы загадывания загадок. |
с.97 сочинить загадку |
|
|
|
112-113 |
Проявление сказочной логики в народной сказке и в авторской поэзии. А.Майков «Колыбельная песня» и русская народная сказка. с.97-100 |
2 |
Комбинированный |
Различие малых фольклорных жанров. |
Уметь отмечать специфику сказочного жанра на материале русской народной сказки; выяснить, насколько древнего происхождения эта сказка. |
Чтение вслух, беседа. |
Прием олицетворения в сказке. Приемы контраста в стихотворении. |
с.99 вопросы с.100 задания |
|
|
|
114-116 |
Сравнительный анализ языка разных видов искусства. с.101-104 |
3 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном |
Уметь выполнить сравнительный анализ образов в различных видах искусства. |
Чтение вслух, беседа, чтение наизусть. |
Создание образа в различных жанрах искусства. |
с.101 наизусть с.103 вопросы |
|
|
|
117 |
Юмор в стихотворении. Р.Сеф «Слезы», С.Черный «Плакса». с.105-106 |
1 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном |
Уметь выявить прием создания юмористического поэтического образа. |
Чтение вслух, беседа |
Гипербола в произведении Р.Сефа, метонимия в стихотворении С.Черного. |
с.105-106 выразительное чтение |
|
|
|
118 |
Сравнение поэтического и живописного образа на примере стихотворения С.Маршака и картины И.Репина. с.107 |
1 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном |
Уметь сравнивать поэтические и живописные образы. |
Чтение вслух, беседа |
Юмор в поэзии и живописи. |
с.107 выразительное чтение |
|
|
|
119-122 |
Работа с жанром рассказа: формирование чувства причастности к отечественной истории и культуре. К.Паустовский «Растрепанный воробей». с.108-122 |
4 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. Главный герой произведения. |
Уметь выделять разные сюжетные линии в тексте рассказа, исторические события, описанные в рассказе. |
Чтение вслух, беседа |
Разные сюжетные линии в рассказе. |
с.108-122 чтение с.122 вопросы |
|
|
|
123-128 |
Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа А.Гайдара «Чук и Гек». с.123-149 |
6 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. Главный герой произведения. |
Уметь по проявлениям и деталям воссоздавать возраст и характер героев рассказа, отслеживать развитие их характера; проводить сравнительный анализ себя с героями произведения. |
Чтение вслух, беседа |
Разные сюжетные линии в рассказе. |
с.123-149 вопросы, чтение по ролям |
|
|
|
129 |
Наедине с книгой. Уроки добра ( по рассказу А.Гайдара «Голубая чашка», по сказке «Горячий камень»). |
1 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. Главный герой произведения. |
Уметь по проявлениям и деталям воссоздавать возраст и характер героев рассказа, отслеживать развитие их характера; проводить сравнительный анализ себя с героями произведения. |
Чтение вслух, беседа |
Разные сюжетные линии в рассказе. |
Пересказ понравившейся сказки |
|
|
|
130-131 |
Особенности авторской сказки, основанной на народном сюжете. Ш.Перро «Спящая красавица». с.150-155 |
2 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. Главный герой произведения. |
Уметь обнаруживать сохранение сюжетной основы и композиции структуры народной сказки в авторской сказке, отличия авторской и народной сказки. |
Чтение вслух, беседа |
Особенности композиции: повторы, используемые в народной сказке. |
с.155 вопросы |
|
|
|
132-133 |
Проверочная работа за 2-е полугодие и анализ ее результатов. |
2 |
Контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
134-135 |
«Что за прелесть эти сказки» (по сказке А.Пушкина). с.156-170 |
2 |
Комбинированный |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. |
Уметь выявлять черты сходства и различия сказки А.Пушкина с народными авторскими сказками, в которых есть сюжетные линии; отмечать выразительность поэтических образов и красоту языка поэта. |
Чтение вслух, беседа |
Разные сюжетные линии в рассказе. |
с.170 вопросы |
|
|
|
136 |
Что такое стихи. Открываем тайны стихотворения. Б.Заходер. с.171-172 |
1 |
Комбинированный |
Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном |
Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира. |
Чтение вслух, беседа |
|
|
|
|
.
- Международный вебинар «Организация экологического образовательного пространства в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Использование нетрадиционных методов коррекции речи у детей с ОНР на логопедических занятиях»
- Вебинар «Рисование стеклянными шариками (Marble Painting) как нетрадиционная техника рисования для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Управление качеством образования: компетентностный подход в контексте ФГОС ОО
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ