В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299
Андрей Карьков
Файл прикреплен к материалу: Рабочая программа по географии для СПО
Войдите для скачивания файлов

Министерство образования и науки Самарской области

ГОУ СПО Самарский техникум сервиса производственного оборудования


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Дисциплина: «Экономическая и социальная география мира»



Для специальностей:034702 Документальное обеспечение управления и архивоведение;

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транс- порта;151901 технология машиностроения; 151415 Сварочное производство.




















САМАРА

2010


Одобрена Рабочая программа составлена в соответствии

Предметно-цикловой комиссией с Государственными требованиями к минимуму

Естественнонаучного содержания и уровня подготовки выпускника

И математического профиля по специальности СПО


Председатель ПЦК Зам. директора по УПР

____________Карьков А.М. __________ Фомина В.А. «___»_________2010г. «___»__________2010г.












Составитель: Карьков А.М.___________________________________________



Рецензенты:__________________________________________________________




























РЕЦЕНЗИЯ


На рабочую программу учебного предмета

«Экономическая и социальная география мира»


Рабочая программа учебного предмета составлена на основе Государственного стандарта и содержит в себе весь объём обязательного минимума содержания образования.

В программе четко проработаны последовательность изучения материала, варианты и темы уроков, самостоятельные работы учащихся и зачетная контрольная работа.

Составитель очень подробно расписал основное содержание учебного предмета, выявил общие тенденции в усвоении студентами учебного материала и раскрыл основные умения и навыки, которыми они должны овладеть по окончании курса.

Данная рабочая программа, составленная преподавателем Карьковым А.М., соответствует всем требованиям и полностью готова для внедрения в учебный процесс любого образовательного учреждения.




Рецензент: _________________________________________________

«___»_____________201__г.

Подпись________________






























ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»





Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире.

Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование.

Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология.

Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты.

Размещение и плотность населения. Миграции и её виды. География международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация, её формы, темпы и уровни. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровни и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.

Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция и её группировки. Отраслевая структура мирового хозяйства. География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике.

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Религиозные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры и современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. Россия и страны ближнего зарубежья.

Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента Государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180).

В образовательных учреждениях среднего профессионального образования для студентов, обучающихся на базе основной школы, базисным учебным планом предусмотрено обязательное изучение курса «Экономическая и социальная география мира», который является частью цикла общих естественнонаучных дисциплин, направленного на реализацию обязательного минимума содержания экологической подготовки.

Предлагаемая программа полностью отражает обязательный минимум содержания географического образования для полной средней школы.Она завершает курс географической подготовки и поэтому её основной целью является формирование у студентов целостного представления о политических, экономических и техногенных процессов на нашей планете, их взаимосвязей и последствий взаимодействия.

Содержание и последовательность изучения учебного материала построена с учетом специфики базового уровня среднего профессионального образования по группе специальностей машиностроительного профиля, и рассчитана на 4 часа в неделю в течении 1 семестра 3 года обучения.

Знать основные географические термины и понятия, указанные в программе.

Называть (показывать):

  1. государства на политической карте мира, их столицы;

  2. страны-участницы важнейших международных экономических и политических организаций;

  3. основные виды природных ресурсов, крупнейшие районы их добычи и распространения;

  4. источники и виды загрязнения окружающей среды;

  5. способы рационального природопользования;

  6. ареалы размещения рас, народов; распространение языков и религий;

  7. крупнейшие по площади и численности населения страны и регионы Земли;

  8. численность населения мира;

  9. крупнейшие города и агломерации;

  10. соотношение городского и сельского населения стран и регионов;

  11. состав основных отраслей мирового хозяйства, их размещение и факторы его определяющие, страны лидеры по производству основных видов товаров в промышленности и сельском хозяйстве;

  12. важнейшие транспортные узлы и пути сообщения.


Приводить примеры:

  1. развитых и развивающихся стран;

  2. монархий, республик, унитарных и федеративных государств;

  3. взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития;

  4. стран с различным типом воспроизводства населения;

  5. стран, богатых и бедных минеральными ресурсами;

  6. демографической политики стран и регионов;

  7. основные направления внешних миграций населения;

  8. международного географического разделения труда, специализации, интеграции и монополизации хозяйства;

  9. стран с аграрной, индустриальной и постиндустриальной структурой хозяйства;

  10. региональной политики стран;

  11. рационального и нерационального размещения производительных сил;

  12. размещение отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и основные направления международных экономических связей.


Определять показатели, характеризующие население и хозяйство отдельных стран и регионов мира.


Характеризовать или описывать:

  1. особенности урбанизации в странах и регионах мира;

  2. формирование политической карты мира;

  3. влияние деятельности человека на окружающую среду;

  4. этапы формирования и отрасли мирового хозяйства;

  5. страну, группу стран или регион.


Объяснять особенности:

  1. естественного и механического движения населения отдельных стран и регионов мира;

  2. размещения населения мира и регионов;

  3. урбанизации отдельных стран и регионов;

  4. размещения хозяйства отдельных стран и регионов и их специализацию.



Прогнозировать:

  1. темпы роста населения Земли, отдельных регионов и стран;

  2. направления внешних миграций населения отдельных стран и регионов мира;

  3. изменения в структуре мирового хозяйства, его географии;

  4. изменения в специализации отдельных стран и регионов Земли в МГРТ.





















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ М СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»



Тема 1 Политическое устройство мира.

Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире.


Студент должен знать:

  • основные этапы формирования политической карты мира;

  • крупнейшие по площади и количеству населения страны и регионы Земли.


Студент должен уметь:

  • показывать на политической карте мира монархии, наиболее крупные республики, федерации и унитарные государства.




Тема 2 Население мира.

Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты.

Размещение и плотность населения. Миграции и её виды. География международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация, её формы, темпы и уровни. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровни и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.



Студент должен знать:

  • ареалы размещения рас, народов; распространение языков и религий;

  • крупнейшие по площади и численности населения страны и регионы Земли;

  • численность населения мира;

  • крупнейшие города и агломерации;

  • соотношение городского и сельского населения стран и регионов.


Студент должен уметь:

  • приводить примеры стран с различным типом воспроизводства населения;

  • приводить примеры демографической политики стран и регионов;

  • объяснять основные направления внешних миграций населения;

  • прогнозировать темпы роста населения Земли, отдельных регионов и стран;

  • показывать направления внешних миграций населения отдельных стран и регионов мира.


Тема 3 География мировых природных ресурсов.

Взаимодействие общества и географической среды. Природные ресурсы, их классификация и размещение, масштабы использование и истощение. Ресурсообеспеченность важнейшими минеральными ресурсами. Структура мирового земельного фонда. Лесные ресурсы, причины сокращения площади лесов. Ресурсы мирового океана и гидроэнергетический потенциал. Другие виды ресурсов.


Студент должен знать:

  • понятие «Ойкумены» и основные этапы освоения человеком планеты;

  • основные виды, классификацию, размещение и обеспеченность отдельных регионов и целого мира важнейшими ресурсами;

  • альтернативные источники получения энергии.


Студент должен уметь:

  • влияние деятельности человека на окружающую среду;

  • определять благоприятные и неблагоприятные условия для существования человека;

  • называть признаки понятий «географическая среда» и ресурсообеспеченность;

  • определять и показывать страны на политической карте мира богатые и бедные теми или другими видами природных ресурсов.





Тема 4 География мирового хозяйства.

Основные черты и пути развития научно-технической революции, техники и технологий. Мировое хозяйство и МГРТ. Воздействие НТР на мировое хозяйство. Главные центры мирового хозяйства, его структура, состав и размещение.


Студент должны знать:

  • понятие о МГРТ;

  • понятие о специализации, интеграции и факторах размещения производства.


Студент должен уметь:

  • показывать на карте главные центры мирового хозяйства;

  • прогнозировать изменения в структуре мирового хозяйства.


Тема 5 География отраслей мирового хозяйства.

Состав, структура, объём производства, главные страны производители, главные потоки экспорта и импорта основных товаров, ведущие транснациональные корпорации важнейших отраслей производства и сельского хозяйства (топливно-энергетическая промышленность, машиностроение, металлургия, лёгкая и химическая промышленность, растениеводство и животноводство).

Транспорт и транспортные связи.

Международное сотрудничество и экономические связи.


Студент должен знать:

  • страны-лидеры по производству продукции машиностроительной, химической, металлургической и энергетической отрасли производства;

  • главные сельскохозяйственные районы Земли и страны-лидеры по объёму сельскохозяйственной продукции.


Студент должен уметь:

  • приводить примеры международного географического разделения труда, приводить примеры специализации, интеграции и монополизации хозяйства;

  • показывать на политической карте мира страны с аграрной, индустриальной и постиндустриальной структурой хозяйства;

  • характеризовать региональную политику стран;

  • приводить примеры рационального и нерационального размещения производительных сил;

  • показывать размещение отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и основные направления международных экономических связей.



Тема 6 Региональная характеристика мира.

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Религиозные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры и современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. Россия и страны ближнего зарубежья.


Студент должен знать:

  • размещение отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и основные направления международных экономических связей в наиболее крупных странах каждого историко-географического региона.


Студент должен уметь:

  • показывать наиболее крупные промышленные центры зарубежной Европы, США, Канады, КНР, Индии, Японии, Бразилии и стран ближнего зарубежья.



Тема 7 Глобальные проблемы человечества.


Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.


Студент должен знать:

  • сущность возникновения глобальных проблем, основные пути их решения.

Студент должен уметь:

  • устанавливать связи между глобальными проблемами, анализировать их и предлагать возможные варианты решения.









ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ




Тема


Название практической работы


Кол-во

часов

Политическое устройство мира.


  1. «Разнообразие стран мира».


1

  1. «Политическая география».



География мировых природных ресурсов.


  1. « Земельные ресурсы планеты».


1

  1. « Лесные ресурсы планеты».



География отраслей мирового хозяйства.


  1. « Составление краткой характеристики одной из отраслей мирового хозяйства».


1

  1. « Сопоставление объёмов производства отдельных видов товаров».


  1. «Изучение основных грузопотоков минерального сырья или отдельных видов товаров».


Региональная характеристика мира.


  1. «Макрорайоны США».


1

  1. «Страны Восточной Европы».


1

  1. « Япония- лидер стран азиатского региона».


1


























ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Наименование

разделов и тем









Максимальная

Нагрузка

студента

Количество часов

при очной форме

обучения

Самостоятельная работа студента

Всего

Контрольные

работы

Практические

занятия

Тема 1 Политическое устройство мира.


5


1


3


0


1

Тема 2 Население мира.




3


1


2


0


0

Тема 3 География мировых природных ресурсов.



7


3


3


0


1

Тема 4 География мирового хозяйства.

7

2

4

0


1

Тема 5 География отраслей мирового хозяйства.

9

3

5

0

1

Тема 6 Региональная характеристика мира.

25

8

14

1

2

Тема 7 Глобальные проблемы человечества.

2

1

1

0

0

Всего:


58

19

32

1

6

ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




Тема


Содержание задания


Количество часов

Форма отчётности и контроля

Политическое устройство мира.


1. Страны мира.

1 неделя

Кроссворд на А4

Население мира.


1. Проведите сравнительный анализ состава и структуры населения предложенного региона мира.

1 неделя

Сообщения.

География мировых природных ресурсов.

1. Проблемы пресной воды.

2. Биологические ресурсы планеты.

3. Рекреационные ресурсы планеты.

1 неделя

1. Сообщения

2. Сообщение

3. Рекламный буклет.

География мирового хозяйства.


1. История и современное состояние крупнейших интеграционных группировок мира.

2. Составьте личный словарь экономических терминов.

1 неделя



До следующего занятия

1. Доклад



2. Запись в тетради.

География отраслей мирового хозяйства.


1. Постройте и сравните круговые диараммы структуры производства электроэнергии по типам электростанций в Африке и Латинской Америки. Объясните причины различий.

2. Крупнейшие ТНК мира.

3.Сравнительный анализ транспортной системы предложенных регионов мира.

До следующего занятия.





1 неделя

1. Запись в тетради.





2. Сообщения.

3. Запись в тетради.

Региональная характеристика мира.


1-8 Характеристика отдельных стран и регионов мира по выбору студента или преподавателя.

До следующего занятия

Сообщения.

. Рекламный буклет.

Глобальные проблемы человечества.


1. Проекты и гипотезы выхода человечества из кризисной ситуации.

1 неделя

Сообщения.













ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тестирования по отдельным темам, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов и исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы

контроля и оценки

результатов обучения

Студент должен знать:

основные этапы формирования политической карты мира;

крупнейшие по площади и количеству населения страны и регионы Земли.


Студент должен уметь:

показывать на политической карте мира монархии, наиболее крупные республики, федерации и унитарные государства.




Тестирование

Индивидуальное задание

Практическая работа


Студент должен знать:

ареалы размещения рас, народов; распространение языков и религий;

крупнейшие по площади и численности населения страны и регионы Земли;

численность населения мира;

крупнейшие города и агломерации;

соотношение городского и сельского населения стран и регионов.

Студент должен уметь:

приводить примеры стран с различным типом воспроизводства населения;

приводить примеры демографической политики стран и регионов;

объяснять основные направления внешних миграций населения;

прогнозировать темпы роста населения Земли, отдельных регионов и стран;

показывать направления внешних миграций населения отдельных стран и регионов мира.


Тестирование

Индивидуальное задание

Исследование

Практическая работа


Студент должен знать:

понятие «Ойкумены» и основные этапы освоения человеком планеты;

основные виды, классификацию, размещение и обеспеченность отдельных регионов и целого мира важнейшими ресурсами;

альтернативные источники получения энергии.

Студент должен уметь:

влияние деятельности человека на окружающую среду;

определять благоприятные и неблагоприятные условия для существования человека;

называть признаки понятий «географическая среда» и ресурсообеспеченность;

определять и показывать страны на политической карте мира богатые и бедные теми или другими видами природных ресурсов.


Тестирование

Практическая работа

Индивидуальное задание


Студент должны знать:

понятие о МГРТ;

понятие о специализации, интеграции и факторах размещения производства.

Студент должен уметь:

показывать на карте главные центры мирового хозяйства;

прогнозировать изменения в структуре мирового хозяйства.

Тестирование

Практическая работа

Индивидуальное задание

Проект

Исследование

Студент должен знать:

страны-лидеры по производству продукции машиностроительной, химической, металлургической и энергетической отрасли производства;

главные сельскохозяйственные районы Земли и страны-лидеры по объёму сельскохозяйственной продукции.

Студент должен уметь:

приводить примеры международного географического разделения труда, приводить примеры специализации, интеграции и монополизации хозяйства;

показывать на политической карте мира страны с аграрной, индустриальной и постиндустриальной структурой хозяйства;

характеризовать региональную политику стран;

приводить примеры рационального и нерационального размещения производительных сил;

показывать размещение отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и основные направления международных экономических связей.

Тестирование

Индивидуальное задание

Проект

Практическая работа


Студент должен знать:

размещение отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и основные направления международных экономических связей в наиболее крупных странах каждого историко-географического региона.

Студент должен уметь:

показывать наиболее крупные промышленные центры зарубежной Европы, США, Канады, КНР, Индии, Японии, Бразилии и стран ближнего зарубежья.

Тестирование

Практическая работа

Индивидуальное задание

Проект

Исследование

Студент должен знать:

сущность возникновения глобальных проблем, основные пути их решения.

Студент должен уметь:

устанавливать связи между глобальными проблемами, анализировать их и предлагать возможные варианты решения.


Контрольная работа

Индивидуальное задание

Проект

Исследование

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25 учащихся):


  1. 1 кабинет - 67,2 м2 ,

  2. 15 ученических столов,

  3. 30 ученических стульев,

  4. 1 доска учебная,

  5. 10 таблиц,

  6. 1 диапроектор,

  7. 1 экран,

  8. 1 магнитная доска.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




Для преподавателя:


  1. Программно-методические материалы. География.10-11 класс - М.,Дрофа,2007

  2. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира.10 класс - М.,Дрофа,2008

  3. Максаковский В.П.Географическая картина мира. Ч. 1,2,3.- Ярославль,2008

  4. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира - М.,Просвещение,2009

  5. Петрова Н.Н. Тесты по географии6-10 класс - М.,Дрофа,2006

  6. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения.6-10 класс - М.,АРКТИ,2007.



Для учащихся:

Основная:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.10 класс -М.,Просвещение,2007

  2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты.10 класс- М., Дрофа,2010

  3. Гладкий Ю.Н. География 10 класс - М.,Дрофа,2007



Дополнительная:

  1. Гладкий Ю.Н. Глобальная география.10-11 класс М.,Дрофа,2007

  2. Максаковский В.П. Рабочая тетрадь по географии 10 класс - М., Просвещение,2007


Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru