Анализ воспитательной работы
за 2010-2011 учебный год
МКОУ СОШ №19
Артемовского городского округа.
В 2010/2011 учебном году воспитательная работа осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы, поставленными на этот год. Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной и воспитательной среды. Эта работа была направлена на достижение поставленных целей, на выполнение задач, соответствующих реализуемому этапу развития образовательной системы школы, на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, основной задачей которого является формирование гармонично развитой и успешной личности, воспитание гражданина и патриота своей страны.
Задачи воспитательной работы на 2010-2011 учебный год.
-
Создавать благоприятные условия и среду для развития личности каждого ребёнка, его сознания, чувства ответственности, поведения с целью формирования значимых свойств и качеств этой личности.
-
Поддерживать и укреплять школьные традиции, способствующие созданию общешкольного коллектива.
-
Создавать условия для активного взаимодействия школы и семьи.
-
Способствовать повышению методической и профессиональной культуры участников воспитательного процесса в школе.
Для решения поставленных задач при составлении плана работы школы на 2010-2011 учебный год учитывались возрастные, интеллектуальные и физические возможности учащихся, а также их интересы. План воспитательной работы школы и внеклассная работа классных руководителей сориентированы по следующим направлениям:
-
Познавательная деятельность;
-
Нравственная деятельность;
-
Художественно-эстетическая деятельность;
-
Спортивно-оздоровительная деятельность;
-
Трудовая деятельность;
-
Работа с семьей.
Однако, учитывая разработанную программу духовно-нравственного развития личности школьника «Ступени к успеху», на 2011-2012 учебный год следует спланировать воспитательную работу по предложенным направлениям, а именно:
-
Я – успешный ученик;
-
Я – лидер;
-
Я – творческая личность;
-
Я – житель своего города;
-
Я – гражданин России;
-
Я – здоровый человек;
-
Я и моя семья.
Работа по данным направлениям ведётся, так как такая структура воспитательной работы позволяет охватить всех учащихся школы, исходя из их склонностей и интересов, способствует всестороннему развитию личности каждого ребёнка, его успешности.
В 2010-2011учебном году школа претерпела ряд преобразований: реорганизация и присоединение МОУ СОШ №25, изменение название с МОУ СОШ на МКОУ СОШ (казённое). В этом учебном году школа прошла аккредитацию.
Анализ эффективности работы классных руководителей:
В этом учебном году значительно увеличилось количество классов-комплектов с 12 до 25. 13 классов – комплектов – начальная школа. В работе с влившимися классами был ряд сложностей, а именно: адаптация к новым условиям пребывания в школе и требованиям администрации. Некоторые классные руководители с недоверием относились ко всем просьбам и предложениям. Однако путём проведения традиционных в школе мероприятий к концу учебного года удалось добиться понимания требований, классные руководители включились в работу школы.
В школе традиционными являются следующие мероприятия:
-
Торжественная линейка 1 сентября, посвященная Дню знаний;
-
Вахта памяти, посвященная погибшим в «горячих» точках воинам;
-
Школьный туристический слёт;
-
Осенняя ярмарка;
-
Выставка осенних букетов и поделок;
-
Праздничный концерт ко Дню учителя;
-
Посвящение в пятиклассники;
-
Мисс Осень;
-
День матери;
-
Новогодний бал,
-
Предметные недели;
-
А ну-ка, парни!
-
Последний звонок;
-
Выпускной бал
В данных школьных мероприятиях участвуют все классы, но степень активности в жизни школы разная. Это связано с работой классных руководителей, их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ребёнка
Анализ воспитательной работы показал, что есть педагоги (Байденко Е.И., Иванова С.А., Закирова Г.В., Яковлева С.В., Грищенко О.Н., Павленко Е.А., Ходак Л.В., Новикова Л.Ф.), которые строят воспитательную работу в классе учётом требований, рекомендаций, используют разные методики и диагностики, осуществляют педагогическую фиксацию результатов. Работа Фокеевой Р.Т., Саввы О.В. ведется на достаточно высоком уровне, но в силу индивидуальных особенностей учащихся данных классов не всегда удаётся добиться нужных результатов, так как не всегда получается в учебный процесс вовлечь родителей. Сложности в работе по-прежнему у Сивченко М.А.(молодой специалист); формально к исполнению обязанностей подходят Щербина О.В., Шумакова В.И. СаловаЛ.Н. так и не предоставила планы воспитательной работы (ведет классное руководство в 1-м и 3-м классе), хотя ей неоднократно об этом напоминалось.
Воспитательная работа в начальной школе менее прозрачна из-за ряда причин:
-
Здание начальной школы находится в отдельном крыле, поэтому не всегда можно зафиксировать и проконтролировать проведение того или иного мероприятия;
-
Из-за нехватки педагогических кадров учителя начальной школы вынуждены брать дополнительную нагрузку, что значительно усложняет контроль со стороны администрации.
Свою квалификацию в качестве классного руководителя в этом учебном году повысила Новикова Л.И. Она посетила авторский семинар по теме «Как разрешать конфликтные ситуации с ребёнком». Однако большая часть классных руководителей категорически отказывается от курсов, не стремится повысить свою квалификацию. В связи с этим большую сложность представляет вовлечение и участие классных руководителей в мероприятиях различного уровня.
Так, в этом учебном году в городском Смотре-конкурсе на лучшую организацию воспитательной работы с детьми во внеурочное время приняли участие Байденко Е.И. в номинации «Лучший классный руководитель, работающий в начальном звене» и заместитель директора по воспитательной работе Симончик Е.Г. в номинации «Лучший заместитель директора по воспитательной работе». Они награждены грамотами и ценными подарками.
Также Симончик Е.Г., Грищенко О.Н., Авдюшина О.А. приняли участие в городской научно-практической конференции в рамках XI Дальневосточных образовательных чтений, посвящённых памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
За тесное и плодотворное сотрудничество с городским историческим музеем благодарственными письмами награждены Сивченко М.А., Закирова Г.В., Яковлева С.В., Ким К.М.
Активно сотрудничают с детской библиотекой Павленко Е.А., Авдюшина О.А., Ходак Л.В. Это находит положительный отзыв у учащихся данных классов и их родителей.
Значительных результатов по формированию и привитию у учащихся эстетического вкуса, культуры, творческих способностей добилась Грищенко О.Н. Она ведет театральный кружок. Учащиеся совместно с родителями активно участвуют во всех классных мероприятиях.
Предложения:
-
Активно включать классных руководителей в воспитательный процесс путем участия в конкурсах различного уровня. Стимулировать активных классных руководителей.
-
Обобщить опыт воспитательной работы Закировой Г.В., Яковлевой С.В. по направлениям «Я – житель своего города», «Я – гражданин России», Грищенко О.Н. - «Я – творческая личность», Новиковой Л.Ф как классного руководителя выпускного класса.
-
Провести школьный конкурс «Самый классный классный».
Анализ состояния занятости во внеурочное время (дополнительное образование):
В этом учебном году в связи с реорганизацией и присоединением МОУ СОШ №25 произошло увеличение классов-комплектов, поэтому занятость учащихся во внеурочное время сравнительно с прошлым годом значительно увеличилась.
Классы |
Количество уч-ся |
Заняты во внеурочное время |
Не заняты |
1-е кл. |
65 |
12 чел./ 18% |
53 чел./81% |
2-е кл. |
74 |
25 чел./33% |
49 чел./66% |
3-и кл. |
108 |
42 чел./39% |
61 чел./66% |
4-е кл. |
77 |
62 чел./80% |
15 чел./19% |
ИТОГО |
324 |
141 чел./43% |
183 чел./56% |
5-е кл. |
50 |
26 чел./52% |
24 чел./48% |
6-е кл. |
44 |
29 чел./66% |
15 чел./34% |
7-е кл. |
45 |
16 чел./35% |
29 чел./64% |
8-е кл. |
43 |
62 чел./80% |
14 чел./60% |
9-е кл. |
45 |
13 чел./42% |
32 чел./71% |
10 кл. |
19 |
9 чел./47% |
10 чел./52% |
11 кл. |
33 |
28 чел./90% |
4 чел./10 чел. |
Итого в сред. и стар. |
279 |
138 чел./49% |
139 чел./51% |
Всего в школе |
|
249 чел./41% |
322 чел./59% |
Учащиеся посещают следующие учреждения дополнительного образования:
-
ЦТР и ГО (танцевальный, театральный, изо, шахматы, спортивное ориентирование) – 70 чел., 12%;
-
СЮТ (авиамоделирование, «Юный пожарный», начальное техническое моделирование) – 25 чел., 4%;
-
ДШИ №1, №2 (музыкальное, художественное, вокальное, танцевальное отделения) – 45 чел., 7%;
-
Спортивные (клуб «Феникс», «Темп», «Мужество», «Атлетическая гимнастика», плавательный бассейн) – 116 чел, 19%.
В школе функционируют кружки и секции:
-
Волейбол, баскетбол (рук. Шелеп К.И.)
-
Технический моделирование (рук. Румянцев О.А.)
-
Театральный (рук. Грищенко О.Н.)
-
Вязание крючком (рук. Фокеева Р.Т.).
Все руководители кружков и секций имеют планы работы, ведут журналы занятий и учет посещаемости ребят. Учащиеся по-прежнему предпочитают спортивные секции. Многие из «трудных» учащихся уже не первый год посещают эти секции, что помогает организации их свободного времени. Некоторые из них уже не раз участвовали в соревнованиях, что способствует выработке позитивного отношения к школе, в которой они учатся, даёт возможность реализовать себя как личность. Некоторые учащиеся, увлечённые спортом, посещают сразу несколько секций.
Предложения:
-
Классным руководителям с низким процентом занятости детей организовать экскурсии в учреждения дополнительного образования, регулярно проводить беседы учащимися и их родителями.
-
Руководителям кружков представить творческие отчёты о проделанной работе, принимать активное участие в выставках, конкурсах.
Работа с семьей.
Неотъемлемой частью всей воспитательной работы является тесное взаимодействие с семьей. Основными способами общения родителей и педагогов при воспитании учащихся являются:
-
Организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба полезных и интересных встреч со специалистами,
-
Использование средств телекоммуникации (телефон, Интернет);
-
Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и тд.)
В школе ведется непрерывная работа с родителями. Регулярно проводятся заседания Родительского Комитета в классах Саловой Л.Н., Грищенко О.Н., Закировой Г.В., Павленко Е.А., Новиковой Л.Ф., где решаются вопросы, связанные с успеваемостью, безопасностью учащихся, ремонта кабинетов, проведением мероприятий и выпускного вечера. С родителями 4 «А» класса (Яковлева С.В) проводятся тематические общешкольные и классные собрания, индивидуальные беседы, организовываются встречи со специалистами, родители являются постоянными организаторами экскурсии. Ежегодно социальным педагогом Саввой О.В. совместно с классными руководителями проводится уточнение и составление банка данных о семьях обучающихся и вновь поступивших учащихся. Выявляются малообеспеченные, многодетные и неполные семьи. С каждой категорией семьи проводится работа, оказывается гуманитарная помощь особо нуждающимся, осуществляется консультирование психолога Потаповой Е.П. вопросах воспитания, обучения.
Тематика родительских собраний, проводимых в 2010-2011 учебном году.
№ |
Тема |
Дата |
Ответственные |
1 |
Подготовка к новому учебному году (выступление на классных родительских собраниях) |
Сентябрь I четверть |
Администрация |
2 |
Антинаркотическое воспитание в семье. |
24.11.2010 II четверть |
Симончик Е.Г. |
3 |
Пути укрепления сотрудничества между родителями и школой (круглый стол) |
23.03.2011 III четверть |
Администрация |
4 |
День открытых дверей. (Знакомство со школой будущих первоклассников и их родителей) |
01.04.2011 IV четверть |
Администрация |
5 |
Итоги года. Подготовка к выпускному вечеру |
20.05.2011 IV четверть |
Администрация |
Анализ работы школы по программам профилактической деятельности:
В школе ведется работа по программам профилактической деятельности. В течение года в школе проводились лекции с привлечением специалистов центра медицинской профилактики:
-
беседы для учащихся 1-4 классов «Как сберечь зрение»;
-
беседа для девушек 9-11 классов «Здоровье девушки» (Салманова О.В);
-
беседа с инспектором ОДН Райчук Н.О. и сотрудниками прокуратуры на тему «Ответственность за правонарушения» .
Проводился интернет-урок для учащихся 8-11 классов на тему «Территория здоровья» в рамках антинаркотического воспитания молодёжи. Парфентьева Алина приняла участие в конкурсе рисунков «Молодость и здоровье», где заняла призовое место. Но по-прежнему учащихся задерживают за употребление спиртных напитков (пиво). В этом учебном году на комиссию при Администрации по делам несовершеннолетних были приглашены учащихся 6 «А» класса Ефременко Е. и . Вызывает опасение курение среди девочек. Увеличился % Работу в данном направлении надо откорректировать, взять под контроль работу классных руководителей по профилактике вредных привычек. Профилактической работой среди подростков по правонарушениям в течение года занималась администрация школы, классные руководители. Регулярно в школе проходят профилактические рейды, на которые приглашались члены родительского комитета, представители общественности, сотрудники ОДН. Посещали на дому неблагополучные семьи (Соколовы, Тихоновы, Боковы, Олейник, Коваленко, Магон, Смекалины и др.). В целях профилактики безнадзорности в этом учебном году проводилось тесное сотрудничество с реабилитационным центром, куда направлялись дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, а также дети, состоящие на школьном учете. В целях воспитания терпимости, толерантности в школе впервые проводилась акция «Теплые ручки», где собирались вещи и игрушки для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Отряд ЮИД в этом учебном году пополнился новыми членами, учащимися 5 «А» (Жеребнёва Л., Сибиряков С., Драб И., Съёмщикова Л..). Они достойно выступили на смотре-конкурсе бригад ЮИД. В этом году ученики начальной школы приняли участие в городском конкурсе сочинений «Добрая дорога детства» и показали неплохой результат. В этом году не приняли участие в городском конкурсе «Безопасное колесо».
Анализ участия в мероприятия различного уровня:
Основной составляющей воспитательной работы школы является участие классов во всех общешкольных мероприятиях. Это позволяет четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, это способствует:
-
Повышению уровня общительности каждого в отдельности;
-
Развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, помогает рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части школьного коллектива.
Участие класса во всех общешкольных мероприятиях помогают классному руководителю заполнить досуг школьника интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для старшеклассников. Однако не все классные коллективы активно принимают участие в школьных мероприятиях.
Среди учащихся начальной школы самый активный 3 «А» класс (Закирова Г.В.), среди 5-11-х классов – 5 «А» (Павленко Е.А.), 6 «Б» (Новикова Л.И.), 8 «А» (Симончик Е.Г.), 11 «А» (Новикова Л.Ф.). Снизилась активность 7 «А» класса (Медведенко Н.В.), 9 «Б» класса (Фокеева Р.Т.). Вообще не принимают участие в школьных мероприятиях 9 «А» класс (Савва О.В.). (см.Приложение 1,2,3,4 – участие в городских, краевых, российских мероприятиях).
Задачи на 2011-2012 учебный год:
-
Активизировать деятельность методического объединения классных руководителей. Работать над методической проблемой: «Система воспитательной работы в классах».
-
Усилить контроль за работой классных руководителей.
-
Способствовать формированию у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России через работу по проектной деятельности.
-
Поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах деятельности, активизировать работу ученического самоуправления, создать условия для развития общешкольного коллектива через систему КТД.
-
Способствовать созданию и развитию детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.
-
Совершенствовать систему семейного воспитания, способствовать повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
-
Совершенствовать работу с учащимися по привитию навыков здорового образа жизни, развитию коммуникативных навыков и формированию методов бесконфликтного общения.
Зам.директора по ВР Е.Г.Симончик
- Вебинар «Дидактический и сенсорный материал своими руками: стимулируем познавательную активность дошкольников»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Формирование предпосылок учебной деятельности, мотивов учения и положительного отношения к школе как достижение современного качества дошкольного образования»
- Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
- Управление качеством образования: компетентностный подход в контексте ФГОС ОО
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС