В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Суперакция! С 13 по 15 мая 2025 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Конспект урока русского языка: «Орфографический бой». УМК «Школа России» 2 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
»ЛАХДЕНПОХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»










Конспект урока русского языка.

Тема: «Орфографический бой»

(авторская разработка)

УМК «Школа России»

2 класс







Подготовила учитель начальных классов

высшей категории

Степаненко Валентина Ивановна





г. Лахденпохья

2011 год


Тема: Орфографический бой.


Цели:

Обучающие: формировать умения распознавать и называть орфограммы, продолжать учить детей решать орфографические задачи, делать «опасное место»  безопасным, учить работать с памятками, пользоваться словарём.


Развивающие: развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, внимание, память, умение действовать по алгоритму, способность к самоконтролю.


Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою армию.


Оборудование:  Памятка «Хочешь грамотным ты стать – знай орфограммы на « 5», презентация «Орфографический бой», раздаточный материал по теме урока, изображения солнышка и тучки, мяч.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


- Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.


Психологическая минутка.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.


Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее.


II. Основная часть.


1. Подготовка к теме урока.

В русском языке много правил. Многим они кажутся непонятными и неправильными. Но все правила подчиняются орфограммам. Слово орфограмма греческого происхождения, в переводе «правильно пишу».

- Так что такое орфограмма? Орфограмма - это написание слова по правилам орфографии.


- Как вы думаете, как называется раздел русского языка, в котором изучают орфограммы? Раздел языка, где изучаются все орфограммы — это орфография. Там содержится весь свод правил языка. Показать слайд.


2. Сообщение темы урока.


- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?


- Сегодня на уроке будем продолжать решать орфографические задачи, делать «опасное место»  безопасным. Мы проведем игру «Орфографический бой» (показать на слайде), и связана она будет связана с праздником - Днем защитника Отечества.


3. Сообщение об истории праздника подготовила нам Анашина Ксюша.

День защитника Отечества возник в 1918 году после победы под Нарвой и Псковом над германскими завоевателями. В 1922 году этот день был официально объявлен "Днем Красной Армии". Память о первом сражении и первой победе. Именно тогда этот день стал большим всенародным праздником

С 1946 года праздник стал называться День Советской Армии и Военно-Морского флота.

В 1995 году Государственная Дума России приняла федеральный закон "О днях воинской славы России", в котором этот день назван "Днем защитника Отечества".

23 февраля - день воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. В этом дне заложен огромный смысл - любить, почетать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять. Защищать родную русскую землю воинам приходилось очень часто, но всегда русский солдат с честью выполнял свой долг.

- Сейчас вы ходите в школу, играете с друзьями. Но пройдёт немного лет, и вы вырастете. Вы станете солдатами. Но не для того, чтобы нападать на другие страны, а защищать свою страну. Вы станете солдатами героической российской армии, солдатами великого русского народа. Вы будете охранять мирный труд людей, улыбки и радость детей!

Во время нашей игры вы будете солдатами. Мне разрешите быть главнокомандующим.




Итак, начинаем наш бой.


4. Бой начинается с разведки. (Поиск орфограмм в «чистом поле»)


- Что такое разведка и кто такие разведчики?


- Откуда мы можем узнать значение этого слова? (из словаря, спросить у взрослых, найти в Интернете)


- Как называются словарь, из которого можно узнать значение слова?

- Кто хочет поработать со словарем и узнать значения слов разведка и разведчики.


Разведка – это совокупность мероприятий, действия с целью сбора данных о действующем противнике, местности, где ведутся бои.

Разведчик - тот, кто идёт в разведку. Показать слайд.

- Сейчас вы все будете разведчиками. У вас на партах тексты. В течение 2 минут просмотреть записанные предложения и найти орфограммы (зажечь фонарики) и донести главнокомандующему.

Текст записать заранее на доске. Все работают в тетради, одного вызвать к доске.

Наши пограничники.

Наши пограничники зорко охраняют рубежи нашей родной страны России. Бойцы днём и ночью стерегут границу. Воины защищают мирный труд людей.


Проверка выполненного задания. Самоконтроль и контроль одноклассника, работавшего у доски.



Наши пограничники.

Наши пограничники зорко охраняют рубежи нашей родной страны России. Бойцы днём и ночью стерегут границу. Воины защищают мирный труд людей.


- Итак, разведка прошла удачно, все орфограммы (22) найдены. Теперь прочитайте ещё раз предложения.

- Закройте глаза, проговорите эти предложения, представляя себе каждый фонарик (фонарик это найденная детьми орфограмма).


Записать последнее предложение. Проверить написанное.




Продолжаем работу дальше.

5. Донесение.

- Что такое донесение? Показать слайд.

Донесение – это служебное сообщение каких-нибудь сведений начальнику, командиру.


- Что заметили в тексте?

- Нужно восстановить текст.


Ж.ть – Р.д.н. сл.ж.ть.

Жить – Родине служить.

- Какие орфограммы вы здесь видите?

- Как вы понимаете эту пословицу?


Жить – Родине служить. Многое может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли – долг тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Люди в разное время совершали и совершают подвиги во имя любви к своей Родине, во имя любви к своему народу.


См пгбй – тврщ врчй.

Сам погибай – товарища выручай.


- Как вы понимаете эту пословицу?


Сам погибай – товарища выручай. Надо помогать товарищу, даже рискуя попасть в неприятную, опасную ситуацию. Используется либо в качестве одобрения заботы о других в ущерб себе, либо в качестве рекомендации, примера для подражания.


Записать вторую пословицу. Зажечь орфограммы.


Проверить друг у друга. Сам погибай – товарища выручай.



6. Дальше у нас будет артобстрел.

- Что означает артобстрел? Артиллерийский обстрел. Спросить у учителя.


- Кто такие артиллеристы? Артиллерист – это военнослужащий артиллерии.

- Что такое артиллерия? Артиллерия – это род войск, у которого на вооружении огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, миномёты).


- Я буду стрелять, а вы будете отстреливаться. Итак, начинаем.


Учитель бросает мяч, дети называют слово и бросают мяч обратно.


- Сколько букв в алфавите? (33)

- Сколько гласных букв?(10)

- Сколько гласных звуков? (6)

- Какие буквы не обозначают звуков (ь, ъ)

- В каком слове 7 гласных (семья)

- Жи- ши пиши с буквой … )

- Существительные отвечают на вопрос … (кто? или что?)

- Глагол обозначает … (действие)

- Главные члены предложения – это … (подлежащее и сказуемое)


7. Загадать загадку.

В десанте ребята

Все боевые.

Береты, как небо,

У них голубые.


- О ком идёт речь?


- Кто такие десантники? Показать слайд с изображением десантников. Предложить зачитать кому-нибудь из учащихся.


Десантник - военнослужащий воздушно-десантных войск (ВДВ). Десантные войска - войска, специально подготовленные для высадки (выброски) на территорию, занимаемой противником, или высадившиеся на ней с целью ведения боевых действий.


- Кто догадался, что у нас будет?

Физкультминутка.

Будь смел и отважен – рывки руками перед грудью

Прочти много книг.

В большом море знаний – движение плавающего человека

Плыви ученик

К заветной мечте - ходьба на месте

И чудесной земле

В нагруженном знаниями корабле.


Следующий этап урока посвящен атаке.


8. Атака.

- Что такое атака? Прочитать на слайде.

Атака – это стремительное наступательное движение войск, наиболее решительный момент наступательных действий войск, самолетов (вертолетов), кораблей.


Задание. Учитель называет слово, ученики ищут в нём орфограммы, называют своё слово на эту же орфограмму (т. е. атакуют) (карточки на доске) и записывают в тетради (самостоятельно)

Классификация слов в соответствии с орфограммами.


оборона - …, …. Исключение карандаш, барабан.

ружье- …, ….

лыжи - …, ….

маршал Жуков – …, ….

победит – …, …..

группа – …, ….

хлеб – …, …..

звездочки – …, ….

язык - …, …. (словарное слово)

Слово язык – многозначное слово.

- Как это понять? (имеет много значений)

Приведите примеры значения этого слова (язык во рту, средство общения - русский язык, язык колокола, язык пламени, язык – пленный, захваченный для получения нужных сведений).

9. Шифровка

- К нам пришла шифрограмма.

- Что такое шифрограмма? Шифрованная телеграмма – секретное письмо с помощью знаков (шифра).


2

21

5

6

14


18

16

5

10

15

6


19

13

21

8

10

20

30






















Составить предложение из букв данного слова:


Вызвать двух учеников к доске.


Будем Родине служить.


- Зажгите фонарики (работа над орфограммами, учащиеся называют все встретившиеся им орфограммы).


Будем Родине служить.

- Закройте глаза, проговорите это предложение, представляя себе каждый фонарик (фонарик это найденная детьми орфограмма).


Запись предложения по памяти. Самопроверка.


III. Домашнее задание.


Записать одну пословицу и зашифровать её


IV. Итог урока. Рефлексия.


- Какую учебную задачу мы решали сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы распознавали и называли орфограммы, делали «опасное место»  безопасным).


- Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно? В чем ваша трудность?


- Что вы можете посоветовать тем детям, кто испытал на уроке трудность?


- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

- Оценки за урок я вам поставлю завтра на следующем уроке. Ваша оценка будет зависеть от количества зажженных огоньков.

В начале урока я сказала, что когда вы вырастите, будете служить в армии. Мне очень хочется, чтобы ваша служба в армии была в мирное время, чтобы ваши бои были только орфографическими.

- Спасибо всем! Урок закончен!


Предложить послушать песню «Пусть всегда будет солнце»

9


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 20200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос