В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Программа элективного курса для обучающихся 10 класса "Основы лингвистического исследования"


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 134 «Дарование»

Красноармейского района г. Волгограда











Основы лингвистического исследования


Элективный курс для обучающихся 10 класса








Автор-составитель: Яковенко Лариса Александровна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории


















Волгоград 2011


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

В соответствии с Концепцией профильного обучения элективный курс «Основы лингвистического исследования» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10 класса старших классов филологического профиля, а также для обучающихся классов универсального направления, желающих овладеть техникой выполнения научно-исследовательской работы, основами стиля изложения, подачи научного материала.

Программа элективного курса «Основы лингвистического исследования» рассчитана на 17 учебных часов.

Цель курса — познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

Задачи:


    • сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.

    • повысить уровень языкового (речевого) развития обучающихся;

    • воспитать у старшеклассников чувства значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы;

    • подготовить обучающихся к самостоятельному лингвистическому исследованию.

Цель и задачи элективного курса направлены на индивидуализацию обучения и социализацию старшеклассников.

В освоении курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать умения обучающихся, необходимые в их дальнейшей профессиональной подготовке.

Данный элективный курс предполагает использование активных методов обучения, лекционно-семинарских форм проведения занятий, тренингов, практических занятий, организацию конференций, экскурсий на кафедру Волгоградского государственного университета. Основные виды творческих работ учащихся – создание рефератов, проведение собственных исследований, выполнение и защита проектных работ проблемного характера.

В рамках программы элективного курса предусмотрены экскурсии в Волгоградский государственный университет, работа с научной лингвистической литературы на кафедре русского языка ВолГУ, участие в заседаниях студенческого клуба «Русичи», участие в конкурсах и конференциях учебно-исследовательских работ районного, городского, всероссийского уровней.

Форма итогового контроля: защита учебно-исследовательской работы, выступление на научно-практической конференции.

В результате изучения элективного курса обучающиеся должны знать:

  • методику сбора и оформления найденного материала;

  • основные виды рефератов;

  • особенности речевой организации реферата, доклада;

  • приёмы построения речи научного стиля.


Обучающиеся должны уметь:

  • логично излагать материал;

  • создавать различные по виду рефераты;

  • формулировать проблему исследования,

  • выдвигать гипотезу;

  • умения оформлять доклад, реферат;

  • осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;

  • писать учебно-исследовательскую работу;

  • составлять тезисы своего исследования;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.












Тематическое планирование элективного курса

«Основы лингвистического исследования»

п/п

Тема

Количе-

ство часов


Виды

деятельности

ВВЕДЕНИЕ (4)

Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни

человека.


1

лекция

Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук.


1

лекция

Семинар: «Выдающиеся русские ученые-лингвисты и их достижения».


1

семинар

Деятельность ученых-лингвистов на современном этапе

1

Экскурсия на кафедру русского языка ВолГУ


УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (13)


Структура научно-исследовательской работы

1

лекция

Введение

1

консультации

Практикум. Обзор литературы по проблеме исследования

1

практическая работа

Гипотеза

1

тренинг на выдвижение и обоснование гипотез, моделирование ситуации

Практикум. Работа с лингвистическими словарями

1

практическая работа

Практикум. Работа с поисковыми системами в сети Интернет


практическая работа

в компьютерном классе

Практикум. Обработка материала исследования.

1

практическая работа,

консультация

Заключение. Обобщение результатов, перспектива исследования, выводы.

1

защита проектов

Оформление библиографии

1

практическая работа

Оформление приложения

1

практическая работа

Практикум. Подготовка к защите работы. Составление тезисов выступления.

1

практическая работа, консультация

Защита работы

1

выступление с мультимедийной презентацией

Научно-практическая конференция

1

конференция



Содержание курса

ВВЕДЕНИЕ (4 часа)

1.Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Взгляд В.И. Вернадского. Место науки в духовной жизни общества. Принципы научного мышления. Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие одни и те же факты. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные теории.

2. Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

3. Семинар: «Выдающиеся русские ученые в различных областях наук и их достижения».

4. Деятельность ученых-лингвистов на современном этапе. Экскурсия на кафедру русского языка Волгоградского государственного университета.


УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(13 часов)

5. Структура учебно-исследовательской работы. Научное исследование. Виды научно-исследовательских работ. Выбор темы и обоснование ее актуальности.

Объект и предмет исследования. Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ. Методы лингвистического исследования. Описательный метод. Сравнительно-исторический метод. Экспериментальные методы.

6. Введение. Введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Проблемы работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем. Составление индивидуального рабочего плана.

7. Обзор литературы по проблеме исследования. Оформление цитат. Работа с литературными источниками. Принципы и приемы работы с каталогами. Методика изучения литературных источников с применением рациональных приемов работы над текстом. Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок.

8. Гипотеза. Тренинг на выдвижение и обоснование гипотез.

9. Практикум. Работа с лингвистическими словарями. Составление картотеки. Обработка материла исследования.

10. Практикум. Работа с поисковыми системами в Интернете. Создание списка полезных ресурсов. Работа с электронными лингвистическими словарями. Возможности Internet для поиска информации. Ключевые слова как средство поиска информации в Internet. Поиск информации по теме исследования. Электронные библиотеки, их возможности в проведении исследования.

11. Практикум. Обработка материала исследования. Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Методы сбора языкового материала. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ. Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

12. Заключение. Обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Способы обработки информации и представления. Выводы.

13. Оформление библиографии. Принципы составления библиографии. Правила оформления библиографических ссылок.

14. Оформление приложения. Правила оформления приложений. Таблицы. Схемы и диаграммы. Способы представления информации. Способы представления материала: таблицы и схемы, презентация Power point, стендовый доклад.

15. Практикум. Подготовка к защите работы. Составление тезисов выступления. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу.

Практическое занятие: составление тезисов своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями. Критерии оценки исследовательской работы.

16. Защита работы. Защита учебно-исследовательской работы с мультимедийной поддержкой.

17. Научно-практическая конференция. Выступление на научно-практической конференции. Анализ выступления учащихся. Рефлексия.

































ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова С.В. Материалы курса «Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку». – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

  2. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С. Обухова. – Ижевск, 2007.

  3. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.

  4. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.

  5. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.

  6. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.

  7. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.

  8. htth://school1.ekibastuz.kz/…/systema_deyat.doc.

  9. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.

  10. Юдина Ю.Г. Основы исследовательской деятельности. Программа по курсу. - http://festival.1september.ru/articles/502200/.

  11. Янченко В.Д. Занимательное путешествие. По страницам истории русской лингвистической науки / В.Д.Янченко // М., 2002.



















СЛОВАРИ

1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. -

2-е изд. - М.: Русский язык, 1999.

2. Словарь русского языка : в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. / Под ред. А. П. Евгеньевой. — 3-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1985-1988.

3. Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. - М.:

Л.: Наука, 1948-1965.

4. Словарь церковнославянского и русского языка, составленный

вторым отделением Императорской Академии Наук. Репр. изд.: в 2 кн. — : СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.

5. Толковый словарь русского языка: в 3 т. / Под ред. проф.

Д. Н. Ушакова. - 2-е изд. - М.: 1935-1940.

6. Лексико-семантические группы русских глаголов: учеб, слов.-справ. / Под общ. ред. Т. В. Матвеевой. — Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1988. 7. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН. Ин-т рус. яз.; Под I общей ред. Н. Ю. Шведовой. Т. 3, 4. - М. : РАН Ин-т рус. яз., 2003, 2007.

8. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / СПбГУ; Межкаф. словарный каб. им. Б.А. Ларина; А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова; под ред. В. М. Мокиенко. 3-е изд., испр. и доп. - М. : Астрель : АСТ : Люкс, 2005.









Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru